Типы конфликтных личностей и их характеристика

Поведенческие стратегии при конфликте

От стратегии зависит успех всего мероприятия. Под стратегией понимаются конкретные действия оппонентов, а точнее их направленность. Стратегией можно трансформировать конфликт, например, из деструктивного в конструктивный и, собственно, решать его. Впрочем, как и наоборот. Поведение в конфликте зависит от:

  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти;
  • мотивации;
  • общественного мнения;
  • межличностных коммуникаций;
  • особенностей взаимоотношений сторон.

Стратегия – более широкое понятие, нежели тактика. В рамках своей стратегии человек может осуществлять несколько тактик.

Психологами и конфликтологами были выделены несколько классических стратегий конфликтного поведения.

Сотрудничество

Оптимальный вариант поведения, при котором каждая сторона удовлетворяет свои потребности за счет альтернативы. К преимуществам стратегии относится возможность полностью решить конфликт. К минусам – продолжительность процесса и в некоторых случаях невозможность найти удовлетворяющую обе стороны альтернативу.

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для обеих сторон;
  • при этом каждая сторона не уклоняется от совместного решения;
  • субъекты равны по статусу и возможностям или не обращают внимания на разницу положений;
  • каждая сторона готова к равноправному обсуждению вариантов решения;
  • субъекты доверяют друг другу и уважают интересы друг друга;
  • участники придерживаются партнерства.

Соперничество

При такой стратегии человек пытается достичь своих интересов за счет ущемления других участников. К преимуществам стратегии относится возможность быстро найти доминирующий тип личности. К минусам – риск последующего разрыва отношений или напряжения во взаимоотношениях сторон после победы одной и проигрыша другой. Как правило, побеждает не тот, кто прав, а тот, кто имеет больше возможностей (связи, способности, права).

Когда уместна такая стратегия:

  • проблема важна для субъектов, но один обладает большими ресурсами для ее достижения и разрешения ситуации в свою пользу;
  • субъект уверен, что именно его вариант оптимален в решении конфликта;
  • дружба и партнерство отходит на второй план, нежели достижение цели;
  • субъект занял выгодную позицию и может применить ее с пользой для себя;
  • активный субъект не имеет пока другого варианта решения или не хочет отступать от своей модели.

Избегание

Это уход от конфликта, нежелание ни удовлетворять свои потребности, ни идти на компромиссы. К преимуществам стратегии относится возможность отсрочить решение конфликта, если в настоящий момент это невозможно. Минус – конфликт остается нерешенным.

Когда уместна такая стратегия:

  • объект и предмет конфликта несущественны;
  • нужно выиграть время для того, чтобы «вооружиться» и проанализировать ситуацию;
  • субъекты или один субъект не уверены в своих силах, боятся противника, не хотят портить отношения.

Приспособление

Стратегия, в которой человек жертвует своей позицией, то есть уступает. Плюс – сохранение взаимоотношений. Минус – неудовлетворенные собственные потребности и интересы.

Когда уместна такая стратегия:

  • нет выгоды в противостоянии;
  • один из оппонентов не уверен в себе;
  • важнее личное спокойствие, а не решение;
  • нет сил, времени и желания решать конфликт;
  • нужно слегка отступить, чтобы потом выиграть.

Компромисс

Стратегия, предполагающая взаимные уступки. К преимуществам относится скорость разрешения ситуации и удовлетворение обеих сторон. Минус – не полное удовлетворение потребностей, что провоцирует остаточные неприятные ощущения.

Когда уместна такая стратегия:

  • стороны хорошо осведомлены в нюансах вопроса, то есть могут адекватно и полноценно взвесить «за» и «против»;
  • субъекты с разным статусом, положением и интересами готовы временно смириться с сохранением сложившегося положения;
  • субъекты равны по силам, но проблема не так уж и важна, хочется сэкономить время;
  • другие стратегии не эффективны в конкретном случае.

Несмотря на то, что из всех стратегий сотрудничество считается оптимальной, стоит понимать, что единой схемы решения конфликта нет. Одна и та же стратегия может дать совершенно разные результаты в зависимости от случая.

Описание первых трех видов

Поведенческие характеристики, которыми описаны конфликтные люди в психологии, бывают следующих типов:

Демонстративный – тип, когда личность всегда хочет быть центром внимания

Для нее важно постоянно быть на высоте и не упасть в глазах других. Сама личность относится к другим исключительно так, как относятся к ней

Такому человеку легко войти в поверхностный конфликт. Он может любоваться своей стойкостью и страданиями. Люди демонстративного типа спокойно приспосабливается к различным ситуациям. Они имеют слабо выраженное рациональное поведение, зато явно наделены эмоциональными качествами. Свою деятельность такой конфликтный человек планирует по ситуации, а сами планы слабо воплощает в жизнь. Кропотливой и систематической работы избегает, от конфликтов не уходит – в них он чувствует себя нормально. Ригидный – этот тип очень подозрителен, негибок и прямолинеен, с завышенной самооценкой. Ему постоянно необходимо подтверждение собственной значимости. Для него вполне нормально не учитывать изменение обстоятельств и ситуации. Люди этого типа очень трудно принимают точку зрения окружающих. Они не очень считаются с их мнением. Если со стороны к ним отнеслись недоброжелательно, то это воспринимается сразу, как обида. К своим поступкам такие люди практически не критичны. Они болезненно обидчивы, с повышенной чувствительностью к несправедливости, которая часто бывает надуманной. Неуправляемый – характеризует такое конфликтное поведение человека, при котором наблюдается импульсивность и недостаточный самоконтроль. Эти люди плохо предсказуемы. Их поведение часто вызывающее и агрессивное. Они могут не обращать внимания на общество и нормы. Для них характерна повышенная планка притязаний, отсутствие самокритики, склонность к обвинению других в своих неудачах. Такая личность не способна к грамотному планированию деятельности и последовательности. Она слабо может соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами
Уроки из прошлого опыта, как правило, не извлекаются или берется во внимание лишь его малая часть

Стратегии поведения в конфликте (двухмерная, трехмерная модели по Томасу-Киллмену)

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная американскими психологами К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии. Ее авторы исходили из положения о том, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы и интересы соперника. Отражение этих интересов может происходить более или менее осознанно. Основываясь на результатах исследований, авторы установили, что чем меньше в конфликте осознаны интересы (свои и соперника), тем больше поведение участников насыщено мощным эмоциональным напряжением. В качестве стратегий авторы выделили пять способов конфликтного взаимодействия: уход, уступка, компромисс, сотрудничество, соперничество. Вид модели представлен на рис. 1. При анализе конфликтов на основе двухмерной модели Томаса — Киллмена следует учитывать, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1. Содержание предмета конфликта;

2. Ценности межличностных отношений;

3. Индивидуально-психологических особенностей личности;

Рис. 1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте (по Томасу-Киллмену)

Приведем описание основных стратегий.

Уступка или приспособление выражается в стремлении сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы соперника путем сглаживания разногласий. При этом наблюдается готовность уступить, пренебрегая собственными интересами. Это выражается в уклонении от обсуждения спорных вопросов, в согласии с требованиями и претензиями. Эта стратегия может быть признана рациональной, если предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с соперником.

Уход или избегание, уклонение предполагает стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Наблюдается стремление выйти из ситуации не уступая и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий и возражений противоборствующей стороне. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, а сам он ориентируется на разрешение ситуации само собой.

Сотрудничество представляет собой поиск решений в конфликте, полностью удовлетворяющих интересам обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Наблюдается содержательный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Такое поведение ориентировано не на отстаивание своих интересов любой ценой, а на поиск совместного решения. Сотрудничество рационально, если предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность как для Вас, так и для соперника.

Соперничество или противоборство, конкуренция выражается в стремлении настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, в занятии жесткой позиции непримиримости антагонизма в случае сопротивления. Могут быть формы соперничества, такие как применение власти, давление, использование зависимого положения соперника. Конфликтная ситуация и особенно ее разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Такая стратегия обычно применяется когда направленность на собственные интересы значительно превышает интересы соперничающей (конкурирующей) стороны. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Компромисс представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок. Выражается в поиске такого решения. Когда внешне никто не выигрывает, но и не проигрывает. В этом случае интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Такая стратегия ведет к уменьшению недоброжелательности, позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Вместе с тем есть вероятность появления неудовлетворенности «половинчатыми» решениями.

Было установлено, что особое место в оценке стратегий занимает ценность межличностных отношений (МЛО), с соперником. На практике мы встречаемся с ситуациями, когда относительно низкая ценность МЛО способствует или связана с различными деструктивными проявлениями в ходе конфликта и соответственно, выбором в качестве стратегии соперничества, проявляющегося в формах борьбы или принуждения.

На основе выделения параметра ценности МЛО двухмерная модель Томаса-Киллмена была преобразована в трехмерную. (рис. 2).

Некоторые исследователи в качестве основной характеристики поведения личности в конфликте выбирают стиль.

Что делать?

Если вы столкнулись с конфликтным человеком того или иного типа, важно знать как на него реагировать, что бы уменьшить вероятность развития негативной ситуации. При встрече с личностью демонстративного типа его поведение лучше игнорировать, а человека загрузить полезной, адекватной работой в изоляции

Для противодействия ригидному типу личности необходимо использовать тактику взаимодействия через документы. Это могут быть правила, должностные обязанности и т.п. Такая личность должна находиться в определенном статусе и получить четкие документальные объяснения, чтобы были сняты все страхи к любым изменениям.

При взаимодействии с неуправляемым типом личности нельзя давать ту ответную реакцию, которую он ожидает. Речь идет об испуге, страхе, агрессии. Наоборот, необходимо дать обратную, неожиданную, например, спокойствие и холодность. Уместным будет и чувство юмора. Выглядеть смешно такие люди боятся.

Сверхточному типу нельзя давать власть в руки и контроль над другими людьми. Иначе он их заездит. Такому человеку можно дать поручение, ориентированное на предмет. Эти люди делают выводы из ситуации, к тому же часто сильно преувеличенные. У них проблемы с вариативностью.

Бесконфликтную личность стоит отправить на тренинг личностного роста

Для нее важно разъяснить поведенческие нормы в конфликте

Если вам встретился грубый, без намека на какое-либо чувство такта человек, идущий, что называется напролом, то все попытки цивилизованно поговорить будут тщетны. Для такого человека люди являются инструментом достижения цели. Защититься от него непросто. Он все равно найдет, кого задавить своим авторитетом. В таких случаях лучше спокойно держаться своей точки зрения. Никакие аргументы и ораторское искусство не будут в данном случае иметь значение. Эффекта не будет! При открытых оскорблениях скажите, что не намерены продолжать разговор из-за нарушения правил приличия. В принципе допустимы некоторые уступки, но в главном нужно устоять, без обвинений, упреков и срывания масок. Безусловно, тоталитарным личностям, привыкшим к давлению в межличностных отношениях, противостоять особенно тяжело.

Демонстративный

Чаще всего к такому типу относятся холерики, которым присуща жизненная активность

Эти люди обожают обращать на себя внимание. Человек-демонстратор все время ищет повод что-нибудь продемонстрировать

Неважно что, главное, чтобы его заметили. Заносчивые, навязчивые «всезнайки», про таких часто говорят: «в каждой бочке затычка»

Они всегда показывают окружающим, что знают обо всем на свете.

Если с таким человеком случилась неприятность или беда, то об этом обязательно должны услышать все вокруг. Стойкость, проявленная им, должна оцениваться слушателями по достоинству.

Люди демонстративного типа зачастую конфликтуют поверхностно. Честно говоря, они ленятся глубоко вникать в суть конфликта, докапываться до истины. Они никогда не анализируют ситуацию, а действуют ситуативно, поддаваясь эмоциям

Демонстраторам достаточно того, чтобы на них обратили внимание

Остальное не важно

Управление межличностными конфликтами

Противостоять агрессии и разрешить конфликт не всегда удается мирным путем. Это зависит от некоторых факторов или причин, по которым он возник.

Факторы

Тот же Линкольн выделил пять факторов, которые становятся у истоков возникновения противостояния:

  1. Информационный. Ссора возникает на основе слухов, подозрений, то есть нехватке информации. Человек додумывает, сам на это обижается, еще и на открытую конфронтацию выходит.
  2. Поведенческий. Неприемлемое поведение одного из участников столкновения. Здесь я имею ввиду необоснованную грубость, агрессию в отношениях. Проявляется через нарушение обещаний, эгоцентризм и явное превосходство.
  3. Отношения. Что-то мешает построить хорошие отношения. Это может быть несовместимость социального уровня, образования, ценностей и т. д.
  4. Ценностный. Несовпадение принципов. Например, один партнер “кинул” другого на деньги, тогда как другой даже в страшном сне не мог подумать о таком обмане.
  5. Структурный. Обстоятельства, которые почти не изменяются: нормы поведения, правовые нормы, иерархия, власть.

Конфликтолог в организации, зная эти факторы, может предупредить и конструктивно разрешить конфликт.

Стратегии

В практикумах по конфликтологии описаны две основные стратегии:

  1. Стратегия партнерства. Опирается на тег “любой конфликт можно разрешить путем компромисса”, поэтому учитывает интересы, мнения и потребности оппонента. При этом ведется поиск точек соприкосновения, мнений.
  2. Стратегия напора. В межличностных спорах человек ориентируется только на себя, свое мнение, цели, навязывая их.

Стратегия напора в конфликте

Приемы

Чтобы разрешить социальный конфликт, необходимо использовать некоторые приемы:

Возьмите эмоции под контроль. Если вовремя “включить” самоконтроль, можно мирно решить все неурядицы и споры.
Постарайтесь понять собеседника

Для некоторых ситуаций важно иметь высокий уровень эмоционального интеллекта. Эгоизм не лучший способ решить разногласия

Он поможет, но в конце концов вы останетесь в одиночестве. Лучше постарайтесь услышать оппонента, даже если вы нисколько его не поддерживаете.
Задавайте вопросы до отправной точки. Старайтесь задавать вопросы “почему”, “зачем”, “для чего”, докапываясь до сути проблемы.
Если вы возражаете, предлагайте альтернативу. Этим вы показываете, что мнение собеседника вам важно.
Не останавливайтесь на полпути. Если вы уже начали конфликтовать, возьмите за правило не оставаться без решения по поводу спорной ситуации.

Способы

В психологии известно 5 способов решения конфликтных ситуаций:

  1. Соперничество – навязывание своего видения, мнения, интересов. Конструктивно только при ограниченном времени при принятии решений.
  2. Компромисс – взаимные уступки. Это как брачный контракт, что один должен другому и наоборот.
  3. Приспособление – уступка, сдача позиций, выигрывает соперник.
  4. Сотрудничество – иными словами, содружество – соперники по-хорошему начинают сотрудничать. Конфликтологи считают, что это самый лучший способ “полюбовно” решить проблему.
  5. Уход – избегание конфликтной ситуации с минимальными потерями. Но при таком способе глубинные проблемы не решаются, они только накапливаются.

Формирование конфликтной личности

Поскольку роль конфликта в становлении и изучении личности очень велика, многие психологи считали нужным, так или иначе, отразить свое отношение к конфликту в своих работах. З. Фрейд был первым, кто предложил рассматривать конфликт в качестве интрапсихического феномена. Он утверждал, что внешний конфликт есть результат противоречивости природы самого человека. В своих трудах он описывал конфликт преимущественно между «Я» и «Оно». «Оно» — это инстинкт, бессознательная составляющая человека. «Оно» — это биологические потребности человека, которые требуется все время удовлетворять, иначе конфликт с «Я» неминуем. «Я» — это составная, контролирующая сознательные действия. Но существует по теории Фрейда и третья составляющая – «Сверх-Я», его ещё называют «Идеал Я». Тогда, находясь между двух огней, «Я» страдает от всех трех угроз: внешнего мира, суровости «Сверх-Я» и либидо «Оно». Постоянное столкновение и противоречие трех «я» в человеке и есть динамический внутренний конфликт, который отражается на внешнем поведении человека.

13 стр., 6279 слов

Процесс формирования человека как личности

… на внутреннем состоянии человека и видят личность как результат внутренних конфликтов и их решений. Личность как научная категория … , будет зависеть степень вероятности возникновения конфликтных противоречий, нарушающих взаимодействие человека и организации

Поэтому очень важно … окружающим, он обязательно вступает с нами в конфликтные отношения

Каждый работник выполняет определенную роль, и …

К. Юнг в своих трудах «Конфликт детской души» утверждал, что дальнейший невроз человека и тяжесть адаптации к людям формируется в детстве

Он подчеркивал важность научения ребенка пониманию и значение мышления для решения внутренних душевных конфликтов. И любой обман или пренебрежение со стороны взрослых может в дальнейшем привести ребенка к неправильным выводам, которые впоследствии затруднят восприятие самого себя

Карен Хорни также выделяла важность формирования личности в детстве. Она же ввела термин «базальная тревога» — всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире

Это состояние возникает, если у ребенка не было в полной мере удовлетворена потребность в безопасности. В итоге, «базальная тревога» становится фундаментом для возникновения конфликтной личности. Ведь невротику требуется больше внимания к себе, его потребность в любви и признании гораздо выше, чем у остальных. Такой человек агрессивнее реагирует, если произошло что-то не так, как ему хотелось бы. Таким образом, конфликтная личность – прежде всего ищет доказательства своей значимости по теории Карен Хорни.

Очень знаменита теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера. За первые пять лет жизни человек находится под влиянием неблагоприятных факторов, которые формируют в нем комплекс неполноценности. Далее, конфликты возникают в связи с попытками компенсации комплекса. Адлер выделяет 3 вида компенсаций:

· Адекватная компенсация, совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (творчество, музыка, спорт и т.п.)

· Сверхкомпенсация, происходит накапливание, гипертрофированное развитие одной из способностей, преимущественно эгоистического характера.

· Мнимая компенсация, комплекс компенсируется болезнью или другими факторами, не зависящими от человека.

Таким образом, человек становится заложником своих комплексов и вынужден себя проявлять, порой активно и позитивно, а иногда агрессивно и негативно.

14 стр., 6624 слов

Типы поведения людей в конфликтной ситуации

… иной конфликт. 1.4.Типы поведения людей в конфликтной ситуации Модель поведения в условиях конфликтной ситуации. «Деловой спор» — … недозволенные приемы, задеваются личные качества. Основные модели поведения личности в конфликте: 1) Конструктивная. Стремится уладить конфликт … есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а …

Это лишь некоторые из множества теорий о конфликте, который кроется в человеке. Существует множество других теорий, определяющих причины конфликтов, но не все они связаны с конфликтностью личности.

Классификация конфликтов

Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Ценностные конфликты, когда участники имеют несовместимые ценности
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинёнными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт — это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Онлайн-тесты на определение типов личности

Тестов на определение типов личности так же много, как и классификаций. Поэтому рассмотрим самые основные и популярные из них:

  1. Соционика. Тест на определение типа личности. Это очень информативный тест, который опишет вас с разных сторон: как вы ведете себя в семье, на работе, в коллективе, как выглядите, к чему стремитесь и как взаимодействуете.
  2. Тест Айзенка поможет узнать, какой тип темперамента преобладает у вас. Это информативный метод, которым пользуются психологи. Ответьте на 60 вопросов, которые касаются вашего поведения в жизни, и увидите свой тип. Пройти этот тест легко, нужно отмечать подходящие утверждения. Время прохождения – примерно 5 минут.
  3. К какому типу личности вы относитесь? – тут вам нужно ответить на 9 простых вопросов. Нужно либо выбрать картинку, которая определяет для вас заданную эмоцию, либо эмоцию, которую у вас вызывает заданная картинка. Время прохождения – примерно 3 минуты. В конце вам будет присвоен 1 из 4 типов личности и дана его расшифровка.
  4. Ваш психологический архетип. Ответьте на 20 вопросов и узнайте, кто вы: Творец, Любовник, Бунтарь, Мудрец, Искатель или Правитель.
  5. . Здесь представлены 16 персоналий, одним из которых являетесь вы. Вы узнаете, к чему вы склонны, поймете, на что ориентируетесь в разных ситуациях, как принимаете решения и чем руководствуетесь.
  6. Тест Дж. Голланда “Определение профессионального типа”. Этот тест часто применяется на профориентационных занятиях. Вам потребуется просмотреть пары профессий и выбрать ту, которая вам наиболее подходит по внутреннему состоянию. Вы увидите свой тип, который повлияет на выбор вашего направления в профессиональном плане.
  7. Опросник по Юнгу. Определяет экстраверсию и интроверсию. Вам нужно ответить на 20 вопросов, которые покажут, на какой способ восполнения энергии вы направлены.
  8. Тест “Акцентуации характера Личко”. Акцентуации – крайне заостренная черта характера человека. У подростков они ярко выражены, затем либо “стираются”, что говорит о личностном росте, либо остаются в течение жизни. Кроме этого теста, нужно пройти еще и “Опросник Леонгарда Шмишека”, чтобы иметь полную картину развития и проявления своей личности.
  9. Опросник Леонгарда Шмишека. Определяет расширенный круг акцентуаций, типы личности.

Это основные тесты, которые открывают характеристики личности с разных сторон. Также на нашем блоге есть статья с лучшими тестами на психику.

Заключение

Для решения конфликта (в том числе с конфликтной личностью) важно ориентироваться на ряд принципов: знать, желать, сметь, уметь. Среди умений важны такие:

  • не брать чужую вину;
  • принимать решение и ответственность за него;
  • называть проблему и предлагать пути решения;
  • анализировать свое и чужое состояние и поведение (рефлексировать).

Для того  чтобы уметь, то есть самому регулировать свое поведение, а не пускать на самотек психологических защит, важно найти в себе ресурсы. Запишите в подробных деталях те ситуации, которые выбивают вас из колеи, заставляют терять контроль

Теперь проанализируете записанное и подумайте, какие ресурсы вам нужно развить, чтобы выглядеть достойно в такой же ситуации в другой раз.

  • После определения целей начинайте работать. Кому-то может понадобиться повысить коммуникативные умения, кому-то – научиться эмпатии и так далее. Чаще всего всплывают такие проблемы, как возражение, недоверие и раздражение. Предлагаю вам в первую очередь оценить себя на предмет этих явлений.
  • Но эти проблемы могут быть не ваши, а наоборот оппонента. Тогда предлагаю вам разработать устойчивые механизмы поведения. Например, запишите стандартные для вашего оппонента возражения, придумайте на них выигрышный для вас ответ и всегда этим пользуйтесь. Рекомендую использовать «да, но …», то есть соглашаетесь с правом человека так думать, но выражаете свою позицию.
  • Для работы с раздражением используйте метод реальных ожиданий (чего я жду, нужно ли оно мне, как этого достичь). С недоверием можно бороться проговариванием, уточнением, волевым доверием.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector