Тест роршаха в клинической практике (краткое пособие для врачей и психологов)
Содержание:
- Сюжет
- Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха
- Пробуждение Роршаха
- Биография Роршаха
- Родители
- Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении
- Вторая карточка
- История
- Как определить чудака
- Об авторе теста
- Чернильные пятна Роршаха
- Смерть
- История происхождения тестирования?
- 1.3. Распространение методики
- Проведение эксперимента
- Что собой представляет тест Роршаха
Сюжет
Действие романа начинается в октябре 1985-го года. В собственной квартире убит Эдвард Блейк, белый мужчина за шестьдесят, очень сильный, неизвестного рода занятий. Помимо полиции, убийством неожиданно интересуется последний активный член «Хранителей» Роршах. Дело в том, что Блейк — супергерой по имени Комедиант, один из «Хранителей», состоявший на службе у правительства США и занимавшийся различными тёмными делишками. Мало-помалу Роршах приходит к выводу, что убийство Блейка является частью большого плана по дискредитации и уничтожению бывших супергероев. Он встречается с другими Хранителями — доктором Манхэттеном и его любовницей Лори Юспечик (бывшей Шёлковым Призраком), а также Дэниэлом Драйбергом (бывшим вторым Ночным Филином), чтобы предупредить их. Они не больно-то прислушиваются к бывшему товарищу по оружию, но Роршах оказывается прав — кто-то действительно пытается избавиться от супергероев, а также планомерно ссорит СССР и США.
Дело идёт к Третьей мировой войне, но Роршах с маниакальным упорством пытается раскрыть заговор, организаторы которого убили его бывшего товарища. В ходе расследования герои вспоминают о былых днях, раскрывая читателю историю взлёта и падения американских супергероев.
В конце повествования почти все супергерои мертвы, а мир никогда не будет прежним.
Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха
1) Анализ того, как видит испытуемый объект
Если испытуемый описывает объект полностью, опирается на целостный образ, не важно происходит это в начале или вообще, то испытуемый при изучении объектов старается изучить непосредственно все связанное с объектом. Если описывается только отдельные части, то при познании мира испытуемый отдает предпочтение деталям и ему не важно их взаимодействие
(Пример: Можно описать, что воробей сидит на веточке, где растет листочек, а на нем гусеница. Но при этом можно сказать, что это просто старая покрышка)
2) Как описывается форма объекта. Если испытуемый описывая кляксу упоминает, что фигура имеет хорошую форму, то это основной признак того, что человек может себя контролировать при личных побуждениях. Еще считается, что форма в ответе является основным элементом интеллекта человека. Когда форма довольно слабо описывается, то о таком человеке можно сказать, что он обладает недостаточным самоконтролем и способен срываться в некоторых ситуациях. Если при этом к форме добавляется движение, то это явный признак наличия творческих способностей, а также воображения. Движение может делиться на два типа: активное (двигается автомобиль) и пассивное (идет время или уйти от судьбы). В зависимости от типа движения можно судить о том, к какому типу движения больше склонен испытуемый.
3) В каком цвете описываются объекты. Если используется такие цвета, как: белый, серый, черный – это говорит о опыте сдерживания в себе аффекта. Если при ответах используется цвет в сочетании с формой – такая личность хорошо контролирует свою эмоциональность, адекватно себя ведет в межличностных отношениях, при необходимости может сопереживать. Если при ответе испытуемый использует оттенок цвета – такая личность сильно восприимчива при общении общении и серьезно относится к нюансам при этом общении.
4) Стандартизация ответа. Если человек отвечает стандартно и видит фигуры, которые видят и другие испытуемые, то это свидетельствует и стереотипном мышлении человека. У него нет своего мнения, а при решении вопросов, подобно клише используются методы, которые до этого уже кто-то применял.
5) Если испытуемый видит движение неодушевленных объектов – это говорит о том, что этой личности характерны внутренние страхи, происходит внутренний конфликт, а во многих ситуациях он чувствует себя беспощадным. Исходя их этого при проблеме люди видящие движения пытаются побороть проблему благодаря своим внутренним ресурсам, а те кто не описывают движение при решении проблем стараются привлечь как можно больше внешних ресурсов.
6) Прозрачность объектов. Если в ответе человек видит прозрачное платье или внутреннее содержание сквозь тонкую пелену, то такой человек страдает нарушением мышления.
Данный тест позволяет комплексно оценить личность, но самое главное, что есть возможность получить такие данный:
Степени реалистичности восприятия действительности (использовании в ответах существующих форм объектов);
Эмоциональном отношении к окружающему испытуемого мира;
Эгоцентризм личности (обратить внимание на то, как испытуемый использует симметрию – для получения целого образа или использования в паре);
Степень активности или пассивности при общении с окружающим миром.
Далее я приведу пример этих знаменитых пятен Роршаха, а также укажу, какие наиболее частые ответы используются для описания, чтобы вы имели возможность оценивать стандартность ответов.
Пятно №10 (Гусеницы, черви, краб, омар, паук, голова кролика)
Когда получены ответы на все картинки, то можно приступать к анализу этих ответов. Многие психологи и психиатры считают тест Роршаха валидным, т.е. таким, который можно применять и он достаточно точно дает ответы на все возникающие вопросы о личности. На этом будем заканчивать, а вы можете продолжать анализировать себя и окружающих. Кстати вот тут описаны другие популярные тесты.
Пробуждение Роршаха
В 1975 году Уолтер расследовал похищение шестилетней девочки по имени Блэйр Роше (Blaire Roche). Похитители считали, что Блэйр дочь миллиардера, однако девочка была дочерью обычного водителя автобуса. Роршах, вспоминая своё несчастное детство, пришёл к родителям девочки и пообещал вернуть её в целости и сохранности. Роршах стал искать зацепки по барам и кабакам, Уолтеру пришлось уложить в больницу четырнадцать человек, прежде чем он узнал, что мужчина по имени Джеральд Грайс (Gerald Grice) похитил девочку и держит её в заброшенном ателье в Бруклине. В своём журнале Роршах называет этот район Бруклина плохим и сумеречным районом, где не горят огни. Уолтер добрался до ателье, света в нём не горело, на заднем дворе две немецкие овчарки боролись за кость. Роршах пробрался внутрь через парадный вход и увидел возле печи нижнее бельё девочки, а на столе лежали разделочный нож и недавно использованная доска. Выйдя на задний двор, Уолтер присмотрелся и к своему ужасу понял, что та кость, за которую боролись овчарки, была бедренной костью той похищенной девочки. В порыве ярости Уолтер взял разделочный нож и, выйдя на улицу, убил собак. Согласно журналу Роршаха, маньяк вернулся в магазин в 10:45 и подозвал собак Фреда и Барни, однако отклика не последовало. Уолтер швырнул собаку в спину Джеральду, чем сбил его с ног, а затем пристегнул наручниками к батарее. Роршах облил убийцу керосином, зажёг спичку и сжёг психа заживо, вместе с ним сгорело и всё ателье. Роршах смотрел на то, как горело здание в течение часа, чтобы убедиться, что никто оттуда не выйдет. В тот день Уолтер навсегда ушёл в историю и Роршах пробудился.
Биография Роршаха
Уолтер родился в 1940 году в неблагополучной семье. Его мать занималась проституцией, а об отце мальчику не было известно ничего, кроме имени — Чарли. В детстве ему изрядно доставалось и от сверстников, и от родительницы, которая срывала на нем злобу за несложившуюся судьбу. После очередного скандала семьей заинтересовались правоохранительные органы, и по решению суда мальчика поместили в приют.
В относительно мирной атмосфере детского дома Уолтер расслабился и начал уделять время учебе, проявив интерес к литературе и истории, а также талант к боксу и гимнастическим упражнениям. В 16-летнем возрасте он получил известие о жестоком убийстве матери, однако отнесся к нему равнодушно.
Закончив учиться, юноша подыскал работу на швейной фабрике. Именно там он обнаружил отрез двухслойной ткани с наполнителем в виде черной жидкости, реагирующей на давление и тепло и образующей при этом симметричные пятна. Из нее герой сшил знаменитую маску и начал выходить на улицу по ночам, чтобы разыскивать преступников и вершить справедливость.
Поворотным моментом биографии героя стало его первое убийство. До 1975 года Уолтер оставлял жертв правосудия в живых, но в ходе очередного дела, впав в ярость, сжег очередного преступника заживо. С этого момента Роршах бросил работу, предал забвению прежнее имя и начал считать маску своим истинным лицом.
Как и остальные Хранители, Роршах — обычный человек невысокого (168 см) роста с неброской внешностью, не обладающий сверхъестественными способностями. Его оружие — физическая сила, несгибаемый характер и небывалая изобретательность. Он ловко приспосабливает для нападения и обороны подручные предметы, например, баллон лака для волос, собственную одежду, вешалку, унитаз, кипящее масло.
На страницах комикса Роршах неизменно предстает в одном и том же костюме — длинном коричневом плаще, строгих брюках и шляпе. При себе он постоянно носит лишь фонарик, вечно оказывающийся неисправным, и крюк-пистолет, подаренный ему другом. Роршах оставляет на местах совершения преступлений записки с изображением несимметричных фигур, отмечающих, что приговор преступнику вынес именно он.
В 1977 году команда капитана Метрополиса была вынуждена прекратить свое существование из-за выхода нового закона, запрещающего костюмированных героев. Однако Роршах и не подумал подчиниться запрету В качестве протеста он подбросил к отделению полиции труп насильника с запиской, в которой было написано одно слово:
Необходимость «работать» вне закона не смущает Роршаха. Он находит себе новое жилье в трущобах и днем изображает бродягу, а по ночам по-прежнему выходит на улицы в поисках маньяков.
В 2014 году DC Comics выпустило сиквел «Хранителей» под названием Doomsday Clock. Поскольку в конце оригинальной серии Уолтер гибнет, в продолжении у него объявляется замена. Кто скрывается под маской нового Роршаха, до конца не ясно, но в любом случае он лишь тень прежнего героя, его подражатель: Ковач славился бескомпромиссностью, что подтверждают цитаты из оригинального комикса, а его последователь не гнушается переговоров и даже уступок.
Родители
Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.
Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.
Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении
А) Простая шизофрения — н изкий F+%, уменьшение числа как кинестетических (М), так и цветовых ответов, высокий А%, обедненный тип восприятия D-Dd, преобладание частей человеческих фигур над целыми образами, анатомические ответы, неопределенные ответы, персеверации при малом общем количестве ответов и наличии одной или двух патологических вербализаций.
Б) Гебефреническая шизофрения — б ольшое количество цветовых ответов и экстратенсивный тип переживания.
В) Параноидная шизофрения — большое количество целостных ответов с плохой формой (F-%), конфабуляторные интерпретации, снижение количества популярных ответов, отсутствие кинестетических интерпретаций, склонность к персеверациям и случайным ассоциациям, отсутствие цветовых ответов, бедность содержания и отсутствие указаний на человеческие образы. Кинестетические ответы (М), ответы Dd и указания на фрагменты белого фона свидетельствуют об идеаторной активности больных шизофренией. У больных с бредовыми формами шизофрении при интерпретации пятен Роршаха отражаются клинические особенности заболевания. При аффективно-бредовых приступах выявляются нарушения зрительной перцепции, мышления, аффективные расстройства, при парафренных синдромах выявляется органическая недостаточность, при систематизированном интерпретативном бреде выявляются склонность к детализации и выраженная тенденция к стереотипиям.
Г) Шизофренический дефект — уменьшение общего количества ответов, высокий удельный вес целостных ответов с плохой формой, отсутствие кинестетических ответов, нарастание персевераций и других признаков стереотипии.
Д) Острые (аффективно-бредовые) шизоаффективные расстройства — расширенный тип переживаний, сексуальные интерпретации, большое количество патологических вербализаций, указания на глаза, анатомию человека, кровь.
Е) Шизотипические расстройство:
1. При изменениях личности по типу «фершробен» — большое количество ответов, высокий удельный вес целостных ответов, много указаний на движение, цвет и цветотень.
2. При апато-абулическом дефекте — малое количество ответов и отсутствие интереса к исследованию, увеличение среднего времени, преобладание целостных ответов с плохой формой и популярных ответов, скудость содержания ответов.
3. При «психопатоподобной» шизофрении — редко выделяют наиболее вероятные обычные детали D, но чаще здоровых лиц указывают на необычные детали Dd (актуализация латентных признаков).
Патологические феномены у больных шизофренией при интерпретации пятен Роршаха: фабулизация, конфабуляторные ответы, невозможные и маловероятные комбинации, неадекватная активность, фабулизированные комбинации, контаминации, текучесть перцепции, феномен «принудительного цвета», феномен «прозрачности», фабулизация, диссоциация симметрии, символика, абстракции, абсурдные ответы, неопределенные ответы, аутистическая логика, ссылки на предшествующий ответ, ссылки на себя, амбитендентность, деструктивные интерпретации, переживание тревоги, внешней угрозы, агрессии, необычно выделенные части тела животных и человека, фабулизированные сексуальные ответы
Вторая карточка
На ней изображено красно-черное пятно. Часто люди видят на этой карточке что-то сексуальное. Красный цвет на изображении интерпретируется обычно как кровь, реакция на которую показывает, как человек может управлять своим гневом и чувствами. Чаще всего респонденты отвечают, что это пятно напоминает двух людей, акт мольбы, глядящего в зеркало человека или длинноногое животное, к примеру, медведя, собаку или слона.
В том случае, если человек в пятне видит двух людей, это может свидетельствовать о взаимозависимости, двойственном отношении к половому акту, одержимости сексом или сосредоточенности на тесных взаимоотношениях и связи с окружающими. Если оно напоминает человека, отражающегося в зеркале, это говорит об эгоцентричности или склонности к самокритике. Если респондент видит собаку, то он любящий и верный друг. Если это пятно воспринимается как что-то негативное, это означает, что человеку необходимо встретиться лицом к лицу со своими страхами. Если оно напоминает слона, возможные интерпретации: развитый интеллект, склонность к раздумьям, хорошая память. Иногда, однако, такое видение свидетельствует о негативном восприятии респондентом своего тела. Медведь означает неповиновение, независимость, соперничество, агрессию. Пятно напоминает о сексуальном, поэтому если человек видит молящегося человека, это говорит об отношении к сексу в религиозном контексте. Если при этом он замечает кровь — значит, с религией он ассоциирует физическую боль или же прибегает к молитве, испытывая сложные эмоции (напрмер, гнев) и др.
История
Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и чёрного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.
Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры
Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, и среди лиц с психическими отклонениями — для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришёл к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.
Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами. В современной практической психологии тест используется в большей мере для определения предрасположенности индивидуума к определённым психологическим проблемам, например, склонности к депрессиям.
После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее, он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и её нарушений, которые могут быть клинически проверены.
Как определить чудака
Всем нам приходилось встречаться с чудаками, то есть людьми со странностями, думающими и поступающими по-своему, не так, как большинство окружающих. Благодаря нестандартности своего мышления, способности к неожиданным и на первый взгляд нелогичным ассоциациям, такие люди иногда добиваются больших успехов в науке и в любых видах творчества. Но как часто они оказываются беспомощными в обычной практической деятельности, беззащитными перед жизнью!
Степень проявления чудаковатости бывает различной. Порою она выражается лишь в отдельных экстравагантных поступках и недостаточно логичных высказываниях. В определенных случаях парадоксальность эмоций и поведения, отгороженность от людей, избирательная односторонняя активность позволяют предположить у таких субъектов психическое заболевание. Иногда даже опытным психиатрам бывает трудно провести границу между «здоровым чудаком» и психически больным. Но как бы ни классифицировать это своеобразие мышления, ясно одно: из-за непредсказуемости поступков в сложных ситуациях таких людей не следует рекомендовать на ряд ответственных должностей
Так что выявление чудаков во многих случаях чрезвычайно важно для общества. Нам кажется, например, что целесообразно проверять на «чудаковатость» всех экстрасенсов, прежде чем принимать на веру их необыкновенные способности
В повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер» функционирует Институт чудаков, в нем каждый посетитель подвергается специальному обследованию в камере скользящей частоты на выявление «латентных метапсихических способностей», иначе говоря, на «скрытую» чудаковатость. Эта самая чудаковатость в настоящее время может обнаруживаться и без специальной камеры — посредством теста Роршаха.
Оказалось, что чудачество проявляется не только в мышлении, но и в восприятии. Чудаки воспринимают пятна Роршаха менее стандартно, более избирательно, чем обычные здоровые люди. В то же время они очень «вольно» обращаются с пятнами, игнорируют их форму, величину, соотношения одних пятен с другими. Здесь, в популярной статье, мы не будем останавливаться подробно на способах диагностики чудаков, пускай это останется «секретом фирмы».
Рис. Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180 градусов. Больной шизофренией с острым чувственным бредом увидел три предмета: ранету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображения, несопоставимость предметов. И, наконец, если «ракету» и «кресло» можно увидеть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.
Об авторе теста
Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе (Швейцария). Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой – русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил он там каникулы у друзей, в третий раз в течении семи месяцев работал в частном санатории в Крюкове под Москвой. Свои опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 году и через 8 лет изложил их в рукописи «Психодиагностика». Поначалу книга получила отказ у шести или семи издателей, но в конце концов в 1921 году ее удалось напечатать, правда, приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главными оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.
Герман Роршах (1884-1922 гг.) — автор психологического теста, который уже более полувека вызывает споры среди специалистов.
Судьба этой монографии сначала была печальной. Из 1200 экземпляров первого издания продали всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 году Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд.
По отзывам современников, Г. Роршах был многосторонне одаренным человеком. Кроме родного немецкого, он свободно говорил на французском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он был очень работоспособен, работал с удивительной легкостью, как бы играючи. Всю свою жизнь Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения на открытие столовой для голодающих детей на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После смерти Роршаха известный швейцарский психиатр Е. Блейлер написал его жене: «Ваш муж был гениален».
Чернильные пятна Роршаха
После ухода из кантональной лечебницы герой данной статьи несколько лет трудился в психиатрических клиниках Германии и Швейцарии. Написанные им истории болезни кардинально отличались от тех, что заполняли его коллеги. Герман максимально глубоко вникал в суть психических отклонений, пытаясь преодолеть ограничения существующих практик.
Но психиатр не ограничивался только работой. Исследования – вот чему посвящал всё своё свободное время Роршах. Кляксы до сих пор интересовали Германа. Экспериментировать с ними он начал ещё в 1911 году вместе с преподавателем Конрадом Герингом. Последний позволил Роршаху проводить тесты на своих учениках. Детям предлагалось испачкать лист бумаги кляксой, сложить его вдвое, а затем открыть и описать ниже то, что они увидели.
Смерть
37 лет – вот возраст, в котором отошёл в мир иной Роршах Герман. От чего он умер, знают немногие. И это событие окутано множеством легенд. Чтобы разобраться в ситуации, мы обобщим ряд неоспоримых фактов о смерти психиатра.
1 апреля 1922 года Герман Роршах, биография которого была представлена выше, попал в больницу Херизау в угрожающем состоянии. Всю предыдущую неделю у него сильно болел низ живота. Врачи рекомендовали обратиться в больницу, но он пренебрёг их советами и поехал только тогда, когда уже стало совсем невмоготу. Обследовавший его доктор Лоосер обнаружил тяжёлый диффузный перитонит. Состояние Роршаха было неоперабельным. Врач попробовал помочь Герману, применив процедуру дренирования газами (ввел в разрез раны резиновую трубку). После пациенту были сделаны внутривенные вливания. К сожалению, это не помогло, и через день Герман Роршах скончался. После вскрытия врачи так и не смогли установить точную причину смерти. Это была либо перфорация слепой кишки, либо острое воспаление.
Похоронили Роршаха 5 апреля в Цюрихе, на кладбище Нордхайм. Надгробную речь произносил психоаналитик, священник и старый друг Германа Оскар Пфистер. Он рассказал о христианском поведении Роршаха перед смертью и о его стоическом самообладании. Также речь произнёс профессор Эйген Блейлер. Психиатр подчеркнул, что смерть Германа является невосполнимой утратой для науки и работу этого гениального исследователя никто не сможет завершить.
История происхождения тестирования?
Стоит сказать пару слов о том, как появился этот тест. Как было уже сказано выше, создателем его является швейцарский психиатр Герман Роршах. Идея создать такой тест появилась у него после интересного наблюдения за своими пациентами. В какой-то момент Герман заметил, что испытуемые, которые видели в бесформенной кляксе практически правильное и симметричное изображение, обычно хорошо понимают ситуацию, а также склонны к самоконтролю и самокритике. Роршах пришёл к выводу, что специфика восприятия бесформенных клякс определяет особенности личности индивида.
Для определения особенностей личности индивида, проходящего тестирования, Роршах использовал пятна, которые содержали несколько цветов. За основу были взяты серый и чёрные цвета разной насыщенности, а также кляксы красного цвета пастельных оттенков. Роршах обнаружил определённую зависимость между эмоциональным состоянием и реакцией на эти цвета и их сочетания.
После того как Роршах скончался, работа над этим тестированием не была остановлена. Многие клинические психологи и психиатры продолжили исследование и доработку пятен Роршаха. Он действительно развился в весьма действенное тестирование, которое могло дать результат. Клиническая проверка показаний теста Роршаха продемонстрировала высокую эффективность данного тестирования по выявлению особенностей личности испытуемого.
1.3. Распространение методики
После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Бин-дер, Мейли-Дворецки , во Франции — Лосли-Устери , в Дании многократно переиздавалось руководство Бома .
Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок; в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике.
Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека , Хертц , Рапапорта , Форд . Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций (в наименьшей степени это относится к Беку). Пиотровски , напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией (цит. по: Экснер ). Шех-тел в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и Резников посвятили свою монографию содержательным аспектам методики, Франк в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха.
В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11,3% .
В нашей стране за последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных , при МДП , опухолях мозга , эпилепсии , у детей , у сенильных больных . Вышла статистическая работа по категории локализации , ряд теоретических статей . Защищены три кандидатские диссертации по методике Роршаха, опубликованы две монографии и методические рекомендации . Методика вошла в программу факультетов психологии университетов.
««« Назад Оглавление Вперед »»»
Проведение эксперимента
Состоит из четырех этапов: 1) выполнения задания; 2) опроса; 3) использование аналогий; 4) определения пределов чувствительности.
1 этап. Таблицы даются в руки испытуемому в основном положении (^). Избегаются всяческие подсказки в толковании пятен. Напоминается, что на таблицу можно дать несколько ответов. Время не ограничивается. Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицание, мимика, поведение испытуемого. Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме. Положение таблицы отмечается стрелками: (<)
— верхний край таблицы слева; (>) — верхний край таблицы справа; (v) — таблица перевернута. Время фиксируется при помощи часов.
2 этап. Опрос необходим для уточнения ответов.
3 этап. Уточнение ответов. Определяются детерминанты ответов. Полученные результаты относятся к дополнительным оценкам.
4 этап . Определение пределов чувствительности. Определяют следующее: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое; 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение; 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы. Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. Отсутствие выбора цветных таблиц с 3-х попыток свидетельствует об отсутствии реакции испытуемого на цветовой стимул.
Список обозначений и сокращений
Что собой представляет тест Роршаха
Тест Роршаха проводится на основе показа пациенту десятка разнообразных пятен: 5 черно-белых, 3 цветных и 2 черно-красных. Психолог в определенном порядке показывает человеку все 10 картинок, спрашивая его, на что похожа каждая из них.
Затем, когда человек ответил на все поставленные ему вопросы, специалист снова показывает ему картинки, но уже в иной последовательности. Таким образом, выясняется, какие ассоциации возникают у тестируемого при виде каждого, отдельно взятого изображения.
В ходе проведения теста Роршаха психолог может задавать уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.
Испытуемому разрешается поворачивать карточки в любом направлении, при этом психолог, внимательно следит за его движениями и слушает все, что он говорит. После просмотра всех пятен, специалист анализирует ответы и соответствующим образом подсчитывает баллы.