В чем выражается свобода выбора? объективная и субъективная реальность выбора

Две стороны медали

Есть и другая неожиданная сторона свободы, если смотреть на нее трезво: свобода существует не сама по себе, а только в неразрывной связи с ответственностью. Дмитрий Леонтьев, изучавший психологические аспекты свободы больше 25 лет, предлагает еще более радикальную формулировку: «Свобода и ответственность – одно и то же, если мы говорим об их зрелой, полноценной форме. Две стороны одной медали, каждая из которых не существует сама по себе». И хотя мы слышали, что «свобода – это осознанная необходимость», для русского уха такой тезис звучит по-прежнему странно.

Словари русского языка считают очевидным синонимом слова «свобода» вовсе не необходимость и уж тем более не ответственность. Синоним же свободы – воля. Между тем в каком-то смысле эти понятия противоположны, утверждает Дмитрий Леонтьев. В западной философской традиции принято различать «свободу от» и «свободу для», говорит он: «Свобода от» подразумевает отсутствие любых ограничений. Но само по себе их отсутствие не может быть конечной целью. И зачем бороться с ними, не понимая, что делать дальше? Свобода ценна только тогда, когда мы знаем, как ею распорядиться». К сожалению, в нашей традиции этот вопрос всегда оказывается второстепенным. Главное, все сломать, а уж что дальше – там видно будет.

Петр Офицеров, предприниматель

«Я запретил себе думать о том, что нас освободят. Когда любое ограничение получаешь, начинаешь чувствовать, как дорога свобода. Люди до ограничения свободы не думают о том, что она так важна. Как воздухом дышишь. Но если воздуха нет, начинаешь понимать, что его не хватает. Когда взяли подписку, я выторговал себе у следователей поездку в Воронеж, или в Ижевск, не помню, я стоял в аэропорту и дышал полной грудью, потому что уже был за пределами черты, за которую нельзя выходить».

Что такое свобода выбора?

Свобода выбора — это возможность самостоятельного решения в пользу одной из альтернатив. То есть, если перед кем-то появляется несколько возможностей для совершения определенного поступка, то исключительно он сам вправе осуществить выбор. Как ни парадоксально звучит, но далеко не все рады этому. Ведь за любым выбором стоят определенные последствия, которые ложатся на плечи того, кто принял решение. Вот и выходит так, что большинство людей не спешит брать ответственность на себя. Им проще делегировать это другому, даже рискуя быть ущемленным в своей свободе. Это тоже выбор и право каждого.

Другое дело, когда этого права лишают против воли. Тогда следует задействовать весь арсенал допустимых возможностей для решения этой проблемы.

Внешние проявления

«Все люди рождаются свободными», – повторяют (и во все времена любили повторять) те, кто желал для человечества лучшей участи. Но всегда были и те, кто чувствовал: наши отношения со свободой не так просты, как кажется на первый взгляд. Многие поколения школьников исправно раскрывали в сочинениях «тему свободы в лирике Пушкина», но только в уже неютном возрасте можно оценить, как много разных ликов свободы соседствуют в пушкинских строках: природная (воля), любовная, бунтарско-романтическая, либеральная, свобода поэта, наконец.

У психологов свой взгляд на свободу. Для них наша врожденная свобода, мягко говоря, неочевидна. Просто потому, что психология связывает свободу с нашими действиями, а не с нами самими. И до тех пор, пока нет поступков, рассуждать о человеческой свободе нет никакого смысла, вернее – повода.

Однако ребенок, появившись на свет, совершает множество действий. И скажем, в любящей семье ребенок спит, если ему хочется спать, ест, если ему хочется есть, а еще ползает, прыгает и играет – тоже тогда, когда ему этого хочется. Значит ли это, что он свободен? Нет, потому что все эти действия – проявления спонтанности, непосредственных импульсов, объясняет психолог Дмитрий Леонтьев1.

«Свобода соотносится со спонтанностью как высшая психическая функция с низшей. Низшие психические функции действуют сами по себе, словно бы механически. Высшие функции – то, что мы совершаем осознанно, исходя из собственного опыта и представлений о том, как надлежит поступить». И хотя внешне проявления высших и низших функций могут быть схожими, причины их часто абсолютно различны.

Так какие же действия можно считать настоящими проявлениями свободы? Те, что мы совершаем с ясным осознанием последствий и готовностью за них отвечать. И если, к примеру, под окном среди ночи голосит сигнализацией машина, то немедленно сбросить на нее горшок с цветком – это проявление спонтанности. А вот если, бросая, мы отдаем себе отчет в том, что сейчас на пороге возникнет разъяренный сосед с монтировкой в руке, то это уже свобода. Кстати, это означает, что поступать свободно – не значит поступать хорошо, свобода вообще не оценочная категория. Свободно – то есть по собственной воле, с полным осознанием последствий и готовностью за них отвечать – можно совершать и очень дурные поступки.

Андрей Архангельский, журналист

«Откуда берется желание, требование свободы? Непонятно. Иррационально. Даже Фукуяма писал: «Это загадка». Ниоткуда. А вот он – механизм. Стоят люди на Тверской, кричат: «Свободу, свободу». Если знать контекст, то имеется в виду – «свободу Навальному». Но рядом стоят два иностранца. С их точки зрения: «Люди вышли и требуют свободы». Им все понятно. И не нужно уточнять. Так бывает везде. Это же так понятно: люди требуют свободы. Полтора года прошло – всего ничего – а люди уже все поняли, требуют главного, принципиального. Дошли до сути».

Период «удачи и везения».

Период, когда все получается, когда приходят возможности, когда успех врывается в вашу жизнь.

Как и во всех рассматриваемых ниже периодах, требуется держать планку усилий хотя бы на минимальном уровне, чтобы собрать все сливки. В идеале – увеличить количество усилий, чтобы выжать из этого периода максимум.

В такой период важно не только брать, но разумно распределять полученное. Сколько жизненных историй мы слышали о том, как человек, попав в струю успеха, просто разбазарил все, что у него было

В такие периоды чаще всего человеку хочется увеличивать свои расходы, теряется бдительность. В такие периоды необходимо, наоборот, бдительность увеличить. Об этом предупреждают многие успешные и богатые люди, например об этом пишет Роберт Кийосаки в своих книгах. Об этом писал и я в своей статье «Какой денежный совет я бы дал своим детям».

В такой период от вас будет зависеть, насколько хорошо вы им воспользуетесь? Я уверен, что будет.

Чему нас учат такие периоды – умением распоряжаться удачей, умением оставаться человеком. Такие периоды – определенные испытания, которые проходят не все, ведь гордыня и алчность могут полностью захватить сердце, и тогда человек приобретает богатства, но разрушается как личность.

Свобода, ты где?

Как объясняют смысл свободы философы и юристы, легко понять, оперируя терминологией. Жаль только, что в их учениях нет ответа на вопрос о том, где искать свободу и возможна ли она в реальном мире.

Но, подводя итоги, можно назвать несколько вещей, в которых человек может отыскать свою свободу:

  • Закон и порядок – пусть это и кажется несовместимыми понятиями, но все, что человек должен делать, указано в Конституции. То, чего он не должен совершать, написано в Криминальном кодексе, а остальное — на его усмотрение, и здесь действительно есть где разгуляться.
  • Цель – только желая чего-то достичь, человек не чувствует себя скованным в действиях.
  • Вера – человеку необходимо во что-то верить. Кто-то утверждает, что вера ограничивает свободу, но иногда она помогает посмотреть на нее с другой стороны.
  • Природа – стоит чаще бывать на природе. Еще с давних времен в человеческом подсознании сохранилась ассоциация, которая соединяет природу и свободу в одно целое.
  • Я — нужно лишь немного покопаться в собственном сознании, и человек способен отыскать собственное «Я». Понимание его естества и есть свобода.

Абсолютной свободы не существует, человек всегда будет от чего-то зависеть. Пожалуй, только в этом схожи философы и юристы. Но воля, несомненно, есть, и для каждого человека она своя. Стоит лишь найти ее, как станет понятно, что такое свобода, где она прячется и как ее достичь.

Философы о любви

Любовь была возведена философами, писателями, поэтами до всемогущей силы, движущей и преобразовывающей мир. Философия любви ведёт мыслителей к раздумьям, позволяющим осмыслить природу чувства, оценить её роль в жизни каждого человека. Любовь олицетворяла путь к счастью. Философские высказывания о любви отражают всю глубину чувств, полных страстей. Это отразилось в словах Г. Гейне, который дал ей определение как самой победоносной и возвышенной страсти, которая, благодаря всепокоряющей силе, заключена в «…безграничном великодушии и сверхчувственном бескорыстии».

О. Бальзак говорил, что любовь живёт лишь настоящим. Это единственная страсть, которая не желает признавать прошлого и будущего. Причём счастьем считалось испытать это чувство лично, об этом говорят многочисленные философские высказывания о любви. А. Камю писал, что не быть любимым – это неудача, а не испытать любви самому – беда.

Как стать свободной личностью

Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании.
Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:

  1. Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
  2. Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
  3. Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
  4. Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.

Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.

Период «печали».

К сожалению, бывают периоды, когда жизнь катится под откос. С разных сторон обстоятельства атакуют вас, приходят проблемы, неудачи. Бывает такое? Конечно, мы можем наблюдать такое в своей жизни или в жизни других людей.

Будет ли зависеть от нас, как мы пройдем сквозь все испытания? Будет. А зависит ли от нас количество испытаний, которые выпадут на нас в такие времена? Бывает, что совершенно не зависит.

Чему нас учат такие периоды? О! Это великие учителя. Никакой успех и богатство так не трансформирует людей, не учит так, как негативные жизненные обстоятельства, но только при условии, если вы их правильно воспринимаете.

Можно обозлиться на жизнь, на других, начать завидовать окружающим, стать злым и черствым. А можно увидеть в такие периоды бренность материального, умерить гордыню, научиться не зависеть от обстоятельств, отбросить лишнее и несущественное, познать себя.

Опять выбор есть и выбора нет. Выбор есть в том, какие уроки ты извлечешь, но при этом выбирать обстоятельства не приходится. Ну и усилия, конечно, потребуются, иначе результат может стать практически нулевым.

↑ Свобода и ответственность

Социальная природа свободы чётко выявляется в сопоставлении её с ответственностью.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.Алексеев П. В., Панин А. В. Философия

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Свобода порождает ответственность личности за принятое решение и поступки перед обществом и самим собой. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Ответственность — это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, других людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии решения или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность.

Виды ответственности

  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная,
  • Внутренняя (перед самим собой: чувство долга, справедливости и т.д.).
  • Внешняя (перед руководством, окружающими людьми, законами государства).
  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.
  • Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

Что такое свобода воли?

Свобода воли — это возможность сделать выбор независимо от обстоятельств. На первый взгляд вопрос кажется надуманным, ведь всем известны люди, которые принимают волевые решения несмотря ни на что. Но если рассмотреть эту тему пристальнее, то возникает ряд других философских вопросов, которые и породили спор, не утихающий тысячелетиями. Опять же, при поверхностном ознакомлении, можно предположить, что столкнулись два противоборствующих «лагеря»: наука и религия. Логично подумать, что материалисты отстаивают свободу воли, а верующие убеждены, что все предначертано свыше. Но не тут то было – даже среди ученых нет однозначного мнения по этому поводу.

В религиозных учениях также есть сторонники и противники обеих версий. Учитывая ситуацию, философы и теологи уместили имеющиеся взгляды в две основные концепции:

  • Детерминисты – убеждены, что все в мире определено заранее и никакой свободы действий не может быть;
  • Метафизические либертарианцы – расценивают свободу, как главный принцип жизни и вообще мироздания.

Эти философские школы представляют собой разные полюса, между которыми имеются переходные формы. Крайняя уверенность в предначертанности называется жестким детерминизмом. Это течение полностью отрицает возможность выбора как такового. Его сторонники утверждают, что жизнь каждого человека определена изначально. Значит все решения он принимает не по своей воле. О какой свободе воли тогда может идти речь? Нет ни воли, ни свободы. Звучит грустно, потому и должны быть те, кто с ними не соглашаются. Метафизический либертарианизм отстаивает демократию вселенских масштабов, убеждая что выбор есть всегда и от самого человека зависит, какой маршрут он выберет.

Как стать свободным?

Если речь не идет о крайностях, то возможность беспрепятственного волеизъявления крайне важна для каждого. Даже, если обстоятельства отбирают свободу движения, никто не может лишить возможности мечтать и думать. В своей голове каждый свободен настолько, насколько позволяет ему его мировоззрение.

Существует целый ряд практических рекомендаций, которые помогают стать самостоятельным.

1. Освободить свой разум.

Страшнее всего оковы, которые сдерживают разум. Свободный человек – это, прежде всего, личность, лишенная стереотипов, открытая к пониманию своего внутреннего мира. Уместно вспомнить поговорку о мечте раба – «рынок, на котором можно купить себе хозяина». Крайняя форма порабощения, когда индивидуум не может даже представить себе что-то лучшее.Если кто-то решит стать более свободным, то этот путь следует начать со своих мыслей. Самому поверить в свободу, а потом уже добиваться ее.

2. Понять, что мешает быть свободным.

Когда личность уже встала на путь своего внутреннего освобождения, в первую очередь, ей необходимо понять, что делает ее зависимой. К этим факторам относятся:

  • Страхи, неуверенность, комплексы;
  • Чужое мнение, общественные стереотипы;
  • Зависимость от финансового благополучия;
  • Неумение принимать решения самостоятельно.

Независимость, являясь нашим правом, порой требует решительных действий. Она появляется в борьбе. Прежде всего – с самим собой.

3. Победить свои внутренние барьеры.

Страхи, неуверенность, комплексы прочно укореняются практически во всех. Они являются продуктом былых неудач. Причем не только своих, но и собственной семьи. Порой родители, не добившись чего-то в своей жизни, начинают программировать на неудачу и детей, вырабатывая у них множество комплексов. Это становится первым барьером на пути к свободе личности.

4. Быть искренним перед самим собой.

Уважать мнение других людей стоит, а вот бездумно следовать ему не желательно. Родители, бабушки, дедушки, друзья-товарищи, коллеги, могут порой подсказать правильные вещи. Но, жизнь у каждого своя и как ней распорядиться выбор индивидуальный. В этом заключается свобода личности. Прежде чем «включать» бунтарский дух, отстаивая свое мнение, стоит, для начала, это мнение выработать. Быть индивидуальностью, со своими взглядами, желаниями, потребностями. Если только следовать правилам большинства, то можно так и не стать собой настоящим.

5. Прекратить погоню за деньгами.

Деньги очень важны в этом мире, но очень часто они становятся ловушкой, из которой сложно выбраться. Преследуя прибыль, люди рискуют стать ее заложником. Это не значит, что обязательно нужно отказаться от финансового благополучия и посвятить себя отшельничеству. Просто, выбирать работу, дополнительный заработок либо открывать свой бизнес желательно в той сфере, которая вызывает наибольший интерес и положительные эмоции.

6. Научиться самостоятельно принимать решения.

Серьезной проблемой, мешающей многим людям обрести свою независимость является боязнь самостоятельности. Одной из причин является невежество, которое держит людей подобно настоящим кандалам. Очень часто, кто-то попадает в зависимость от других только лишь потому, что не знает иного пути. Узнавая больше о законах окружающего мира, понимая собственные возможности и права, люди получают мощнейшее оружие в борьбе за свою свободу. Страх, как правило, появляется в ответ на непонимание. Таким образом, расширение своего мировоззрения способно открыть свободу, тем самым делая первый шаг на пути к ней.

Кроме этого, важным этапом развития самостоятельности является практика. Если не начинать что-то делать и решать самому, то как стать независимым? Безусловно, не исключены и неудачи, но, тот, кто ничего не делает ошибается вдвойне. Ведь свобода человека – это реализация его воли. Само слово «реализация» подразумевает активность.

Над вопросом что такое свобода можно размышлять годами. Это право каждого. Но, помимо мыслей, желательно и воплощать ее в жизни. Хочешь быть свободным – будь ним! На данном пути встречается целый ряд барьеров, но большинство из них находятся в голове. Поэтому первым шагом в сторону своего освобождения можно считать позитивное мышление и активную жизненную позицию.

Здесь начинается самое важное

В ответ на любую внешнюю ситуацию у нас внутри всегда есть 2 выбора. Это позиция гордыни и позиция ученика. Два полюса, между которыми мечется наше сознание. И чаще всего оно находится в позиции гордыни.

Что такое гордыня? Как и ложное эго, позиция гордыни — это не просто какое-то философское название. Это опыт, в котором мы живем. Например, если случается какое-то событие, и вы обвиняете событие, недовольны событием — это позиция гордыни.

Потому что гордыня означает, что я — в центре мира. И полное совершенство присутствует внутри меня. А вот во внешнем мире совершенства нет.

Вот это позиция гордыни.

И поэтому когда случается что-то, что нас раздражает, причиняет нам какие-то неудобства, человек, находящий в этой позиции — он недоволен. Претензия к миру, к ситуации, к другому — это внутреннее состояние такого человека.

(Отдельный разговор о раздражении и злобе на людей и события смотрите здесь — как перестать злиться и раздражаться)

По этому вы можете отследить, где вы — по своей реакции на происходящее.

Позиция ученика — другая. Ученик жизни понимает, что мир — совершенен

(Обратите внимание:  принципиально иное понимание реальности.) Но я — несовершенен. Ученик сознает, что он несовершенен

Почему?

Потому что если вы совершенны, вы учиться не будете. Гордый человек не может развиваться.

(И поэтому в судьбе гордого человека есть повторяющиеся сценарии. Одно и то же с ним происходит — это дурное повторение похожих ситуаций с разными действующими лицами.)

Еще раз. Гордый человек не может развиваться, потому что он совершенен. На эту тему есть —

Философы о богатстве

Два полюса в человеческой жизни – богатство и бедность — не остались без внимания философов. Эта тема не оставляла равнодушных. Вопрос, почему одни люди могут делать деньги из ничего, а другие, работая сутками, не имеют ни гроша, актуален во все времена. Осмысливая понятие богатства, мыслители делали собственные заключения, их интересные философские высказывания наводят на мысль, что дело тут не в высшей справедливости, а в самом человеке, в его отношении к себе.

Древнегреческий философ Демокрит писал, что жадность к деньгам намного тяжелей нужды, так как от роста желаний, происходит и рост потребностей. Древнегреческий философ Б. Бион писал, что скупцы так пекутся о своём богатстве, как будто оно их собственное, но мало им пользуются, будто оно чужое.

Нарушение свободы выбора

Очень часто государство, которое должно быть фактическим гарантом обеспечения прав и свобод человека, нарушает все принципы этой сферы. В данном случае мы говорим о специфических политических режимах, которые приходят к власти в том или ином государстве, для более удобного контроля над людьми. Как показывает практика многих столетий, подобные антидемократические режимы практически всегда ущемляют права людей. При этом свободы выбора у населения подобных стран фактически нет. Потому что любые проявления инициативы наказываются, так как люди должны жить исключительно в заведомо созданных рамках. В таких странах, как правило, существуют «мертвые» конституции. Потому что тоталитарная власть понимает, что конституционное право — основное по своей сути. При жестком соблюдении конституционных норм невозможно каким-либо образом угнетать население.

Следует отметить: подобные режимы тотального контроля не приносят ничего хорошего как для государства, так и для жителей на его территории. Хотя на первых этапах организации новой страны жёсткие рамки просто необходимы, потому что без них невозможно добиться нужного эффекта.

Социальные права

Право на защиту семьи, материнства и детства. Данное право предполагает предоставление социальной поддержки и защиту детей и их родителей.

Право на заботу детей о родителях. Дети, достигнув 18-летнего возраста должны заботиться о своих родителях так же, как и родители заботились о детях до 18 лет.

Право на социальное обеспечение по возрасту. Каждому гражданину РФ обеспечена пенсия по старости.

Право на жилище. Каждый гражданин должен иметь жилье. В случае его отсутствия, его могут предоставить местные органы власти.

Право на образование. Каждому гарантируется право на бесплатное общее образование, а также конкурс на бюджетные места в высших учебных заведениях.

Право на государственные пенсии и пособия. Государство предоставляет определенным категориям нуждающихся граждан пенсии и социальные пособия (например, пенсию по потере кормильца)

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый гражданин может получить бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.

Право на благоприятную окружающую среду. На территории РФ всем гражданам доступна благоприятная окружающая среда.

Право на социальное страхование. Каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь, которая оплачивается из фондов медицинского страхования.

Также к социальным относят право на труд и право на отдых, рассмотренные нами в разделе экономических прав.

Свобода выбора и правовые нормы

В современном мире понятие «свобода выбора» — вовсе не абстрактный философский термин.

У этого словосочетания есть вполне конкретное смысловое наполнение, закрепленное нормами как международного, так и государственного права. Всеобщая декларация прав человека гарантирует каждому свободу, равенство, безопасность и право на выражение собственных убеждений, вне зависимости от расы, возраста, сексуальной ориентации или вероисповедания. Эти же нормы гарантированы конституциями многих стран и их действующим законодательством.

Конечно, это вовсе не означает, что полицейский не может ударить дубинкой мирного демонстранта. Может. Но он тем самым нарушит закон. И существует хотя бы теоретическая возможность официального разбирательства и наказания преступника. А еще сто лет назад ни о каком служебном взыскании и речи бы не шло – просто потому, что никто не запрещал полицейским бить дубинками тех, кого они считали преступниками.

Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода — это способность быть независимым в своем собственном внутреннем мире. Ведь большая часть барьеров начинается с психологии, со страхов, комплексов и стереотипов. Освобождение от них – первый и самый важный этап на пути к обретению самостоятельности и независимости от других.

Не стоит путать это понятие с отрешенностью от мира. Абсолютно нет, ведь контактируя с окружающей реальностью, можно реализовать свою свободу в полной мере. Как говорить о независимости, если нет, от кого зависеть? Это уже одиночество. Если оно выбрано сознательно, что ж, это одно дело. А, если, кто-то просто бежит от других, повинуясь своим фобиям и комплексам – это уже проблема, с которой следует бороться.

Свобода существует или это иллюзия разума?

Так что можно понять из всех этих теорий и воззрений? Если свобода выбора или нет?

Идея о том, что от нас ничего не зависит, создаёт неразбериху с морально-этической точки зрения. Тогда получается, люди не ответственны за свои действия? Убийцы и насильники невиновны, коли так сложились «внешние факторы»? А великие и популярные люди ничем не лучше других, просто они оказались в соответствующих условиях, и любой, оказавшийся в аналогичном положении, достиг бы таких же вершин? К тому же, если сложить руки и ничего не делать, уповая на утверждение, что всё изначально детерминировано и не зависит от нас – из этого ничего хорошего не выйдет.

Что же нам остаётся? Поверить в идеи либертарианства про «мыслящие вещи», не определённые прошлым и окружающими условиями?

Во-первых, верить на слово или просто потому, что во что-то хочется верить – плохая идея. Философы не один век ломают копья в спорах о том, если ли свобода воли или нет. Здесь каждый должен осознанно сделать личный выбор и решить, как ему для себя ответить на этот вопрос (что как бы уже подразумевает свободу). Во-вторых, кто сказал, что нужно выбирать готовую точку зрения, а нельзя сделать какие-то свои выводы?

Давайте порассуждаем и попытаемся прийти к каким-то выводам. Есть ли нечто, что позволяет человеку самому формировать себя и своё окружение, а не просто быть некой равнодействующий тех обстоятельств, в которых он находится? И насколько все наши поступки предопределены окружением и прошлым?

Прежде чем ответить на эти вопросы, следует прояснить, а что собственно представляет собой сам объект (он же субъект) наших рассуждений? Только лишь материю или нечто больше? И действительно ли существуют нематериальные вещи, как о том говорит классическое либертарианство?

Возьмите чистый лист бумаги и обычный грифельный карандаш. Напишите цифру 5 на бумаге. Посмотрите на то, что получилось. Что перед вами? Цифра пять? Или слой графита на поверхности бумаги, изображающий цифру 5? Тут есть маленький, но весьма существенный нюанс. В физическом мире есть и бумажный лист, и карандаш, и слой графита на бумаге. Но и цифра пять существует – вы же её видите, от этого тоже никуда не деться. Но существует она несколько иначе, не так как материальные вещи. И если вы станете утверждать, что цифры существуют только в вашей голове, покажите кому-нибудь этот листок. Коли у вас разборчивый почерк, любой грамотный человек без труда узнает цифру 5.

Это довольно простой, но наглядный пример, описывающий существование нематериальных объектов. Также как эта цифра 5 существует и наше сознание. Т.е. оно нематериально. Вы есть. И вы – это не только ваше тело, но ещё и ваши мысли, чувства, разум, воля.

Вы можете влиять на материальный мир, как, впрочем, материальный мир влияет на вас и любого другого человека. Но в отличие от неживых объектов, не наделённых сознанием, вы не являетесь полностью детерминированными окружающими условиями, поскольку можете принимать решения. Ваша свобода ограничена вашими возможностями, но она есть. Это просто понять.

Камень не в состоянии решить за себя, будет он падать или нет. Если что-то обрушит его с горного склона – он покатится вниз под действием гравитации. Вы же может принимать решения. Поднять или опустить руку, сделать шаг или остаться на месте.

Человек состоит не только из материи. В первую очередь он представляет собой разум, мысли и волю, дающие ему возможность быть причиной, а не следствием окружающих условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector