Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Коррекция суицидального поведения у детей и подростков

Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации

Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.

Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.

Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.

Причины суицидального поведения

Множество факторов влияет на желание человека покончить с собой. Их можно разделить на 5 групп.

1. Личные взаимоотношения:

  • детские психологические и физические травмы;
  • жестокое или равнодушное отношение родителей;
  • воспитание в неполной семье;
  • случаи суицидов среди близких;
  • проживание вместе с алкоголиками, наркоманами, тяжелыми больными;
  • непонимание со стороны близких, конфликты в семье;
  • развод и расставание с любимым;
  • развод родителей;
  • смерть близкого;
  • измена партнера;
  • несчастная или неразделенная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • непринятие собственной сексуальной ориентации или пола;
  • пережитое сексуальное насилие.

2. Социальное взаимодействие:

  • проблемы и травля в коллективе;
  • избыточные нагрузки на работе и учебе;
  • невозможность наладить контакт с окружающими;
  • влияние со стороны групп и лиц, восхваляющих смерть;
  • вынужденная социальная изоляция.

3. Антисоциальное поведение:

  • боязнь уголовной ответственности;
  • попытка избежать позора из-за совершенного поступка;
  • стремление к самонаказанию.

4. Материально-бытовые трудности:

  • потеря работы;
  • потеря денег;
  • низкий материальный достаток в семье;
  • проживание в неблагоприятных бытовых условиях.

5. Физическое состояние:

  • хронические боли;
  • неизлечимые патологии;
  • особенности внешности;
  • психические заболевания.

Существует множество других причин суицидального поведения. Совокупность нескольких факторов увеличивает риск возникновения желания покончить с собой.

Типы суицидального поведения

Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов. Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована. Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.

При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна демонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.

Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.

Суицид

Поговорим подробнее о самом сложном. Ведь первое, что приходит на ум, когда мы говорим о необходимости срочной консультации, это именно опасность суицида. Консультанту-психологу, который в своей деятельности столкнулся с темой суицида, в первую очередь необходимо отдавать себе отчет в следующем:

  • Внешнее (видимое) суицидальное поведение, независимо от его вида (демонстративный суицид, истинный, скрытый) является следствием/конечной фазой внутреннего суицидального поведения (которое, в свою очередь, имеет свои этапы развития).
  • Внешнее суицидальное поведение всегда имеет под собой какую-либо психопатологию.
  • Не всякое аутоагрессивное поведение является суицидальной попыткой. Существует так называемое несуицидальное аутоагрессивное поведение, т.е. такие формы намеренных самоповреждений, целью которых не является уход из жизни и реализация которых неопасна для жизни.
  • Консультируя человека после суицидальной попытки, вы консультируете не суицидента, а постсуицидента.

Выводы:

Необходима фокусировка на внутреннем суицидальном поведении как основной мишени консультации.

Необходимо выявить, понять и хотя бы в общих чертах описать психопатологию.

Суицид — это крайняя форма аутоагрессивного поведения, но далеко не всегда он — прямое следствие и результат развития несуицидального аутоагрессивного поведения.

Причины

Основными причинами суицида выступают следующие факторы: возраст после 45 лет, грубые психические расстройства (депрессия, шизофрения, деменция, делирий, галлюциноз, психоз, дисфория, психопатия), недавний развод, смерть супруга, положение безработного, отсутствие семьи, неизлечимые соматические заболевания, одиночество. До 30% попыток самоубийств повторяются, а 10% из них осуществляются. По статистике суицидные попытки фиксируются в 6 раз чаще, чем сами завершенные суициды.

Суицидальная опасность отмечается среди таких групп: «одиночки», молодежь с нарушениями межличностных отношений; лица, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем; личности, отличающиеся криминальным или девиантным поведением; люди, сверхкритичные к себе; лица, страдающие от унижений, трагических утрат; подростки, испытывающие фрустрацию; лица, которых покинули или которые страдают от болезней; личности, подверженные неврозам.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие

Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Блокируйте сайты и программы, освещающие проблемы суицида. Дети и подростки являются самой беззащитной категорией населения. Будьте внимательны и бдительны! Некоторые сайты побуждают вступать в «игру», выполнять поручения. Конечный итог этого квеста – приказ убить себя. Контролируйте поток негативной информации, поступающий к вашему ребёнку!

Предупреждающие признаки

Воспринимайте любые суицидальные разговоры или поведение серьезно. Это не просто предупредительный знак, что человек думает о самоубийстве – это крик о помощи.

Большинство суицидальных индивидуумов дают предупреждающие знаки или сигналы о своих намерениях.

Лучший способ предотвратить суицид – распознать эти предупреждающие знаки и знать, как реагировать, если их заметили.

Если считаете, что друг или член семьи имеет такие мысли, вы можете сыграть большую роль в предотвращении суицида, указав альтернативы, показывая, что вам небезразлично, и привлекая к работе врача или психолога.

Основные

Основные предупреждающие знаки включают в себя разговоры об убийстве или причинении вреда самому себе, разговоры или письма о смерти, а также поиск предметов, которые могут быть использованы в попытке, например, оружие, таблетки. Эти сигналы еще более опасны, если у человека есть расстройство настроения, такое как депрессия или биполярное расстройство, алкогольная зависимость, прежние попытки или семейная история суицида.

Более тонкий, но не менее опасный предупредительный знак – это безнадежность. Исследования показали, что безнадежность является сильным предиктором самоубийства. Люди, которые чувствуют себя безнадежно, говорят о «невыносимых» чувствах, предсказывают мрачное будущее, заявляют, что им нечего ждать.

Другие предупреждающие знаки, указывающие на суицидальную систему мышления, включают драматические колебания настроения или внезапные изменения личности, такие как переход от уходящего к отстраненному или добропорядочного к мятежному. Суицидальный человек может потерять интерес к повседневной деятельности, пренебрегать внешностью, показывать большие изменения в еде, сне.

Предупредительные признаки суицида:

Разговоры о самоубийстве – Любые разговоры о суициде, смерти или о самоповреждении, такие как «Жаль, что я родился», «Если больше тебя не увижу», «лучше бы я умер». Поиск смертельных средств – поиск доступа к оружию, таблеткам, ножам, другим объектам, которые могут быть использованы при этой попытке

Озабоченность смертью – Необычное внимание к смерти, насилию. Написание стихов или рассказов о смерти. Нет надежды на будущее. Чувства беспомощности, безысходности, тупика («Нет выхода»). Вера в то, что вещи никогда не улучшатся, не изменятся

Отвращение, ненависть к себе – Чувства никчемности, вины, стыда, ненависти к себе. Чувство, как бремя («Всем было бы лучше без меня»). Приведение дел в порядок – Создание завещания. Отказ от ценного имущества. Прощание – Необычные или неожиданные визиты, звонки семье, друзьям. Прощание с людьми, как будто их больше не увидит. Уход от других – отказ от общения с друзьями, семьей. Повышение социальной изоляции. Желание остаться в одиночестве. Саморазрушительное поведение – увеличение употребления алкоголя или наркотиков, безрассудное вождение, небезопасный секс. Понимают ненужные риски, как будто имеют «желание умереть». Внезапное чувство покоя – внезапное чувство спокойствия и счастья после депрессии может означать, что человек принял решение совершить самоубийство.

Суицидальное поведение подростков

Все мотивы суицидальных попыток, характерных для подросткового возраста, специалисты объединили в несколько категорий.

Демонстрация или манипуляция является наиболее распространенным побудительным мотивом подростковых самоубийств. Индивид, находящийся в пубертатном периоде, решает при помощи действий, целенаправленных на самоуничтожение, наказать «обидчиков». Зачастую в качестве таких «обидчиков» выступают родители, одноклассники и другие подростки вне зависимости от половой принадлежности.

Иногда ребенок может совершить попытку суицида из-за ощущения угрозы утраты любви со стороны родителей, например, при появлении отчима или второго ребенка. Также нередко подростки используют суицидальные действия в качестве средства шантажа, в действительности, не желая уходить из жизни.

Другой категорией мотивации суицидального поведения является переживание безнадежности. Такие переживания часто появляются вследствие повышенной тревожности, связанной с возрастными особенностями детей на переходном этапе развития. Кроме того, подростки характеризуются недостаточностью социального опыта, вследствие чего простая житейская ситуация может восприниматься ими как безвыходная.

Также часто в подростковой среде наблюдается такие категории мотивации, как следование групповой норме и непонимание в школе (неуспеваемость, конфронтации с учителями).

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Подростковому периоду свойственно абсолютное отторжение родительской помощи. В тоже время профилактическая программа суицидального поведения в кругу подростков требует своевременной диагностики и слаженных действий педагогов и родителей.

Большинство детей, склонных к самоубийственным действиям в переходном возрасте, характеризуется высокой внушаемостью и склонностью к копированию и подражанию. Так, например, один суицид в подростковой среде может стать побудительным сигналом для других детей, предрасположенных к этому.

Кроме того, подростковый суицид может являться следствием душевного недуга. Некоторые дети страдают слуховыми галлюцинациями, когда голос в голове отдает приказ покончить с собой.

Также причиной действий, направленных на прекращение существования, может быть чувство вины или страх, ощущение враждебности

В любом случае попытка самоубийства является зовом о помощи, обусловленным стремлением привлечь внимание взрослого окружения к своему горю или вызвать сочувствие. Ребенок словно прибегает к последнему доводу в затяжном споре с родителями

Ведь он считает смерть неким временным состоянием, которое пройдет.

Профилактика суицидального поведения в школе охватывает, в первый черед, формирование психологической готовности учителей к педагогической работе с учениками, находящимися в переходном периоде. Кроме того, работа по профилактике суицидального поведения содержит мероприятия по:

— формированию системы психологической коррекции и педагогической помощи ученикам;

— анализу особенностей психолого-педагогических характеристик учащихся для выявления детей, которые нуждаются в немедленной помощи;

— снятие суицидального риска.

План профилактики суицидального поведения в учебных заведениях обычно включает три группы мероприятий. Первая группа включает проведение работы с учениками и родителями либо законными представителями (например, психолого-педагогическое сопровождение индивидов, имеющих опасность возникновения суицидальных действий, проведение собраний с родителями, включающих вопросы профилактики суицидальных намерений подростков, эмоционального неблагополучия, обеспечения безопасности несовершеннолетних). Вторая группа включает информационно-методическую и организационную работу (например, регулярное размещение на различных информационных стендах, сайтах учебных заведений информации о работе служб и организаций, оказывающих помощь в сложных ситуациях). Третья группа мероприятий заключается в повышение квалификации учителей и контроле.

Признаки

Депрессия является заболеванием всего организма, и проявления ее различны и видоизменяются в зависимости от формы поведения.

  1. Физиологические признаки: потеря аппетита, нарушение сна, отсутствие сексуальных потребностей, быстрая утомляемость при физических и интеллектуальных нагрузках, боли в мышцах, в сердце, желудке.
  2. Эмоциональные признаки: тоска, отчаяние, страдание, внутреннее напряжение, тревожность. Стремление к уединению, пониженная самооценка, пассивность, подавленность, безразличие к близким людям. Употребление алкоголя и увлечение психотропными веществами.
  3. Мыслительные признаки: отсутствие концентрации, замедленное мышление, трудности сосредоточения, негативные и мрачные рассуждения, бесперспективный взгляд на будущее, мысли о самоубийстве.

Врачи устанавливают диагноз депрессия, если часть вышеуказанных симптомов сохраняется более 2 недель. Зачастую заболевание воспринимается как проявление эгоизма или тяжелого характера. Но необходимо понимать, что депрессия – это сложная и тяжелая болезнь, требующая лечения. В противном случае формируется суицидальная депрессия.

Как правило, люди не спешат обращаться к специалистам с психическими расстройствами из-за осуждения окружающих, социальных ограничений (постановка на учет в психоневрологический диспансер, запрет на вождение автомобиля, выезд за границу). Часто свое состояние связывают с жизненными трудностями, которые исчезнут с течением времени. Потому диагностировать депрессию на ранней стадии сложно.

Более всего заболеванию подвержены люди, проживающие в мегаполисе. Плохая экология и высокий уровень жизни угнетают нервную систему человека. Навязчивые мысли о суициде могут проявляться из-за невроза навязчивого состояния. При отсутствии должного лечения состояние может перерасти в тяжелую хроническую форму.

Можно ли умереть от депрессии? От самой депрессии нет, хотя психическое истощение негативно действует на все функции человеческого организма. Любая длительная по времени депрессия несет в себе риск совершения самоубийства.

Профилактика суицидального поведения

Психогигиеническая профилактика суицидального поведения подростков и взрослых лиц является сегодня одной из базисных задач современного общества. В. Кондратенко отмечает в структуре профилактической работы два главных этапа, а именно первичные мероприятия и вторичные меры по предупреждению возникновения суицидальных попыток.

Первичная профилактика суицидального поведения в школе, высшем учебном заведении, на рабочем месте и общегосударственном уровне включает:

— совершенствование уровня социальной жизни людей;

— воспитание позитивно ориентированной личности;

— ликвидацию социальных условий, провоцирующих возникновение самоубийственных намерений и порождающих выработку суицидальных намерений.

С целью воплощения в жизнь мер по вторичной профилактике суицидальных действий разработана программа профилактики суицидального поведения, включающая:

— выявление факторов риска, провоцирующих суицидальные наклонности;

— разделение категорий профилактического учета по группам, которые отвечают определенным формам анормального (девиантного) поведения;

— раннее выявление особ с нервно-психическими патологиями;

— коррекционное воздействие выявленных недугов и патологий психики.

Большинство современных суицидологов сходится во мнении, что комплексная работа по профилактике суицидального поведения должна быть непременно устремлена на решение следующих базисных задач:

— своевременное обнаружение и устранение состояний, которые несут потенциальную опасность самоубийства;

— раннее распознавание среди определенных категорий населения суицидальных тенденций;

— лечение постсуицидальных состояний;

— регистрация самоубийств и учет попыток;

— социально-трудовая реадаптация;

— проведение среди населения масштабной психогигиенической работы.

Существует несколько общих рекомендаций, направленных на предвосхищение самоубийства. Задача предупреждения суицидов заключается в умении распознать признаки опасности, принятии индивида как личности, установлении заботливых взаимоотношений.

Кроме того, человек, собирающийся встать на путь самоуничтожения, нуждается во внимании. Он хочет, чтобы его выслушали, не осуждая, обсудили с ним его боль или проблему. Сталкиваясь с угрозой попытки суицида, не нужно спорить с потенциальным самоубийцей и проявлять агрессивность.

Если кризисная ситуация выявлена, то необходимо выяснить, каким образом индивид ранее разрешал подобные ситуации, поскольку это может стать полезным в решении нынешней проблемы. Также рекомендуется выяснить у индивида, подумывающего о самоубийстве, что для него осталось позитивно значимым.

Необходимо выяснить степень риска совершения самоубийства. Так, к примеру, когда депрессивный подросток подарил кому-то свою самую любимую вещь, без которой ранее не мыслил жизни, то не следует сомневаться в серьезности его намерений.

Не нужно оставлять одного человека в ситуации высокого риска совершения попытки ухода из жизни. С индивидом, решившимся на суицид, рекомендуется проводить все время, пока не минует кризис либо не прибудет профессиональная помощь.

Субъекты, совершающие действия, направленные на осознанное прекращение своего существования, характеризуются наличием суицидогенных личностных особенностей, которые проявляются в определенных ситуациях. Поэтому современная психология успешно разрабатывает последние десятилетия разнообразные пакеты диагностических методов, которые позволяют, как можно раньше выявить кризис или начало его формирования и оказать индивидуально либо в группе необходимую психотерапевтическую, коррекционную или консультативную помощь.

Значимыми критериями диагностики для установления повышенной вероятности зарождения суицидальных поведенческих реакций являются фрустрация, тревожность, агрессивность и ригидность.

При высоком суицидальном риске рекомендуется индивидуальная психотерапия или психологическое консультирование, основным результатом которого для индивида является понимание, что он услышан и появления чувства, что он не одинок.

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector