Вукипедия:этичное поведение

Содержание:

Об оскорблениях гос. флагов, религий и т.д.

Есть идея регламентировать недопустимость оскорбительных высказываний в адрес наций, религий, государств. (Вспомним конфликты про «стакан русской крови», «украинский флаг» и т.д.). При этом нужно с одной стороны сохранить возможность совершения нейтральных правок в статьях, в т.ч. и оскорбительные для кого-то (вроде лика пророка), с другой стороны, ограничить употребление в обсуждениях… #!George Shuklin 23:22, 18 мая 2007 (UTC)

  • Поддерживаю. В данном случае можно говорить об оскорблении неопределённого круга участников по национальному, религиозному, этническому, половому и т.п. признаку. В обсуждениях этого по возможности не должно быть, в статьях же действуют принципы «Википедия — не детская книжка» и «содержание Википедии может вызывать у вас протест». Роман Беккер?! 15:16, 19 мая 2007 (UTC)
  • Против. Нельзя оскобрять только участников. Остальные мифические сущности не обидятся. OckhamTheFox 23:26, 18 мая 2007 (UTC)

    С другой стороны мы имеем ситуацию «вашей убогой стране не смогли сделать ничего лучше гравицапы». Явно грубо и невежливо. #!George Shuklin 00:58, 19 мая 2007 (UTC)

    Со словом «вашей» звучит грубее, так как оно связывает личность участника с негативно окрашенным явлением (кстати, тоже спорно). Без притяжательного местоимения — это высказывание является обычным мнением. OckhamTheFox 08:06, 19 мая 2007 (UTC)

тут живут только татары марийцы и удмурты почему написали что тут живут башкиры85.26.165.49 07:15, 27 марта 2011 (UTC)

Неграмотные правки в статьях

«Нападки на участников из-за допускаемых ими ошибок в орфографии или грамматике (если, разумеется, речь не идёт о сознательном внесении в статьи безграмотных дополнений или исправлений).»

Есть проблема. С одной стороны: «Статьи следует писать на литературном русском языке в научном стиле», в котором массовые и грубые ошибки недопустимы. С другой стороны, указание участнику на нарушение этого правила уже нарушает ВП:ЭП.

А как быть если участник таккие ошибки делает почти в каждой правке? А как быть если он упорно вставляет безграмотные тексты в избранные статьи? На предложение следить за орфографией он отвечает «сами исправте»… А когда ему говорят, что его правки стабильно безграмотные и требуют исправления этой ситуации — пишет жалобу на нарушение ВП:ЭП.

Требование прекратить нарушение ВП:ПУ не может быть само по себе нарушением ВП:ЭП, разве что оно сделано в грубой форме. А сейчас формально получается именно так. С моей точки зрения, это требует некоей коррекции правила. Pessimist 15:58, 4 апреля 2010 (UTC)

«А как быть, если участник такие ошибки делает почти в каждой правке?» Попросить использовать спел-чеккер. «А как быть, если он упорно вставляет безграмотные тексты в избранные статьи?» В ВП:ЭП говориться о языковой грамотности — если это переводы с других языков с указанием источников — терпеть; если говорить о грамотности в смысле понимания темы статьи и вы не являетесь сторонником непротивления злу насилием — выносить предупреждения и блокировать . —Павел Харитонов 990 14:40, 5 июля 2011 (UTC)

Примечания

  1. Использование обсценной лексики, в том числе явно её обозначающих эвфемизмов (в частности, сконструированных путём замены части букв многоточием или астериском), допускается только в случаях, если то или иное выражение, содержащее обсценную лексику, само является предметом обсуждения. Использование выражений с обсценной лексикой в примерах (мысленных экспериментах, для иллюстрации идеи и т. д.) допустимо только в случаях, если примеры невозможно заменить на аналогичные без использования обсценной лексики. Использование обсценной лексики для усиления экспрессии, для эмоционального окрашивания реплик, в том числе использование для этих целей цитат с обсценной лексикой, строго запрещено и может пресекаться блокировками. Поправка принята по результатам обсуждения.

Литература

на русском языке
  • Аскольдов С. А. Этика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире // Этическая мысль: современные исследования. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 5—18.
  • История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003. — 911 с. — ISBN 5-8297-0167-7.
  • Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / 2-е изд., перераб. и доп.. — К.: Высшая школа, 1988. — 192 с.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М., Ростов н/Д, 2003. — 416 с. — (Учебный курс).
  • Канке В. А. Современная этика: учебник. — М., 2009. — 394 с. — (Университетский учебник).
  • Разин А. В. Этика: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. — М.: Академический проект, 2006. — 624 с. — ISBN 5-8291-0709-0.
  • Столяров А. А. Стоя и стоицизм. — М., 1995. — 445 с. — ISBN 5-86187-023-3.
  • Степанова А. С. Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. — СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2012. — 400 с. — ISBN 978-5-9676-0425-6.
  • Хоружий С. С. // Этика науки. — М.: ИФ РАН, 2007. — С. 85—97.
  • Этика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001.
  • Этика стоицизма. Традиции и современность / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 1991.
на других языках
  • Stevenson, Jay. The Complete Idiot’s Guide to Philosophy. 3. Indianapolis: Alpha Books, Penguin Group, 2005.
  • Howard Jones, The Epicurean Tradition, Routledge, London 1989.
  • Long A. A., Sedley D. N. (англ.)русск. The Hellenistic Philosophers Volume 1, Cambridge University Press, 1987. (ISBN 0-521-27556-3)
  • Onfray M., La puissance d’exister: Manifeste hédoniste, Grasset, 2006.
  • Darwall, Stephen (Ed.). Consequentialism. — Oxford: Blackwell, 2002. — ISBN 978-0-631-23108-0.
  • Goodman, Charles. Consequences of Compassion: An interpretation and Defense of Buddhist Ethics (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 2009. — ISBN 978-0-19-537519-0.
  • Scheffler, Samuel. The Rejection of Consequentialism: A Philosophical Investigation of the Considerations Underlying Rival Moral Conceptions (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1994. — ISBN 978-0-19-823511-8.

Какой вред приносит нарушение этики общения?

Невежливое поведение:

  • Обижает других участников, отбивая у них желание работать над статьями.
  • Раздражает других участников, ведёт к неконструктивным спорам, провоцирует их на ответную грубость и агрессивность.
  • Вынуждает оппонентов занимать оборонительную позицию, что часто ведёт к полному неприятию других мнений и препятствует формированию консенсуса.
  • Подрывает веру в добрые намерения и, таким образом, препятствует разрешению данного конфликта и возможных будущих споров.
  • Приводит к тому, что время фактически тратится на склоки, а не на улучшение статей.
  • Ведёт к тому, что утрачивается понимание цели, для которой люди участвуют в сетевом сообществе.
  • Превращает Википедию в некомфортную и недружественную среду с подспудным ощущением возможной опасности.

Рекомендации для администраторов и посредников

Зачастую быстрое рассмотрение по существу (или выделение) какого-то отдельного вопроса, представляющего предмет конфликта, помогает снизить конфликтную ситуацию в целом, а поэтому именно на этом лучше всего сосредоточить усилия в первую очередь.

Постарайтесь разъяснить ситуацию

Некоторые участники болезненно реагируют на неэтичные комментарии, сделанные в их адрес, что мешает им сосредоточиться на сути вопроса

Попробуйте обратить их внимание на то, что нарушения этики, разумеется, нельзя приветствовать, но это не должно мешать рассмотрению вопроса по существу.. Обиженный участник может понять, что слова, сказанные оппонентом, не следует воспринимать буквально, и принять решение забыть об инциденте.

Обиженный участник может понять, что слова, сказанные оппонентом, не следует воспринимать буквально, и принять решение забыть об инциденте.

Перефразирование неудачной реплики

При осуществлении посредничества между конфликтующими сторонами посредством электронной почты посреднику (третьей, нейтральной стороне) для налаживания диалога иногда может быть полезно перефразировать неудачную реплику участника А так, чтобы его оппонент (участник Б) мог сосредоточиться только на её сути. Например, реплику участника А: «Я не позволю, чтобы неофашистские взгляды загрязняли Википедию!» можно перефразировать для участника Б таким образом: «Участник А обеспокоен тем, что вы, возможно, слишком много внимания уделяете какому-то одному подходу».

Удаление неэтичных реплик

По завершении процесса посредничества будет неплохо, если обе конфликтующие стороны по предложению администратора или посредника согласятся самостоятельно убрать свои некорректные замечания, допущенные в ходе дискуссии. Такие действия будут способствовать снижению напряжённости, а также тому, что участники быстрее простят друг друга и забудут об инциденте.

Извинения

Извинения напрямую не относятся ни к решению проблемы, ни к процедуре посредничества. Однако это определённый ритуал, обычно обоюдный, направленный на восстановление добрых отношений, поэтому извинения могут служить хорошей основой для дальнейшей неконфликтной работы.

Для некоторых участников извинение от обидчика может быть очень важным, поэтому искреннее извинение часто является ключом к разрешению конфликта. В случае, если один из участников допустил неэтичные действия или комментарии, ему настоятельно рекомендуется принести извинения оппоненту.

Сколько мяса, яиц, молока человечество «производит» ежегодно?

«Произведено» мяса в год, кг

Вид 1961 2011 2014 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Свиньи мясо 24 748 624 000 108 010 084 000 115 313 734 000 4,66 6,76%
Курицы мясо 7 555 907 000 91 049 479 000 100 352 826 000 13,28 10,22%
Коровы мясо 27 684 556 000 62 673 449 000 64 681 068 000 2,34 3,20%
Овцы мясо 4 930 306 000 8 343 541 000 8 960 335 000 1,82 7,39%
Индюка мясо 897 980 000 5 585 432 000 5 611 054 000 6,25 0,46%
Козы мясо 1 101 886 000 5 130 757 000 5 524 075 000 5,01 7,67%
Утки мясо 335 922 000 4 183 474 000 4 367 273 000* 13,00 4,39%*
Буйвола мясо 1 071 154 000 3 591 499 000 3 724 045 000 3,48 3,69%
Гуся и цесарки мясо 149 761 000 2 520 169 000 2 698 322 000* 18,02 7,07%*
Диких животных мясо 844 797 000 1 989 725 000 2 017 820 000* 2,39 1,41%*
Кролика мясо 397 062 000 1 752 395 000 1 739 780 000* 4,38 -0,72%*
Meat nes 870 179 000 1 532 215 000 1 599 023 000* 1,84 4,36%*
Лошади мясо 559 570 000 757 787 000 785 185 000* 1,40 3,62%*
Верблюда мясо 123 306 000 527 256 000 703 407 000 5,70 33,41%
Осла мясо 19 201 000 211 688 000 213 667 000 11,13 0,93%
Птичье мясо 10 002 000 24 873 000 21 322 000 2,13 -14,28%
Мула мясо 9 496 000 53 000 000 52 704 000 5,55 -0,56%
Др. грызунов мясо 20 660 000 18 506 000 18 579 000 0,90 0,39%
Др. верблюдовых мясо 26 702 000 27 752 000 29 486 000 1,10 6,25%
Улитки мясо 16 625 000 16 670 000* 0,27%*
Потроха 50 000 2 590 000 2 550 000* 51,00 -1,54%*
Всего 71 357 121 000 298 002 296 000 318 432 925 000 4,46 6,86%

«Произведено» кожи в год, кг

Вид 1961 2011 2013 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
КРС кожа 4 081 955 000 7 983 110 000 8 121 375 000 1,99 1,73%
Овцы кожа 928 726 000 1 778 250 000 9 188 797 000 9,89 416,73%
Козы кожа 263 396 000 1 197 070 000 1 260 522 000 4,79 5,30%
Буйвола кожа 316 937 000 921 743 000 956 771 000 3,02 3,80%
Овцы кожа с шерстью 240 497 000 513 867 000 671 864 000 2,79 30,75%
Всего 5 831 511 000 12 394 040 000 20 199 329 000 3,46 62,98%

«Произведено» яиц в год, кг

Вид 1961 2011 2014 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Куриное яйцо 14 409 314 000 65 378 719 000 69 790 757 000 4,84 6,75%
Др. птиц яйца 725 646 000 5 389 934 000 5 733 594 000 7,90 6,38%
Всего, кг 15 134 960 000 70 768 653 000 75 524 351 000 4,99 6,72%

«Произведено» яиц в год, шт

Вид 1961 2011 2013 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Куриное яйцо 269 140 507 000 1 229 055 185 000 1 284 449 014 000 4,77 4,51%
Др. птиц яйца 10 668 353 000 84 921 915 000 88 138 051 000 8,26 3,79%
Всего, шт 279 808 860 000 1 313 977 100 000 1 372 587 065 000 4,91 4,46%

«Произведено» молока в год, кг

Вид 1961 2011 2014 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Коровье молоко 313 626 588 000 612 631 220 000 655 957 920 000 2,09 7,07%
Буйвола молоко 17 858 061 000 95 834 155 000 114 015 334 000 6,38 18,97%
Козы молоко 6 970 539 000 17 553 117 000 18 340 016 000 2,63 4,48%
Овцы молоко 5 100 408 000 10 040 005 000 10 429 155 000 2,04 3,88%
Верблюда молоко 629 148 000 2 900 035 000 2 907 019 000 4,62 0,24%
Всего 344 184 744 000 738 958 532 000 801 649 444 000 2,33 8,48%

«Произведено» шерсти и шёлка в год, кг

Вид 1961 2011 2014 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Шерсть 2 619 159 000 2 089 519 000 2 126 898 000* 0,81 1,79%*
Шёлкопряда кокон 212 801 000 560 058 000 589 162 000* 2,77 5,20%*
Конский волос 50 000 152 000 158 000 3,16 3,95%
Всего 2 832 010 000 2 649 729 000 2 716 218 000 0,96 2,51%

«Произведено» мёда и воска в год, кг

Вид 1961 2011 2014 1961 ⇒ 2014, раз 2011 ⇒ 2014, %
Мёд 678 759 000 1 614 487 000 1 678 455 000 2,47 3,96%
Пчелиный воск 31 898 000 65 004 000 66 173 000 2,07 1,80%
Всего 710 657 000 1 679 491 000 1 744 628 000 2,45 3,88%

Постановка задачи Править

Вукипедия открыта для всех желающих принять участие в улучшении имеющихся в ней статей, что, однако, нередко приводит к спорам по поводу того, действительно ли то или иное изменение «улучшает» статью. В ходе таких споров иногда бывает довольно трудно отказаться от субъективизма в оценках ситуации. Участники, пытаясь наиболее чётко обосновать внесённые ими изменения, иногда могут высказываться с излишней жёсткостью. С другой стороны, некоторые участники могут очень чувствительно относиться к тому, что их текст заменяется другим, якобы «улучшающим» статью — тем более, если при этом сильно изменяется смысл сказанного.

Сухие и обезличенные комментарии к правкам или на страницах обсуждения не могут передать всех нюансов живого общения и поэтому нередко истолковываются неверно

Одно неосторожное невежливое замечание может легко привести к горячей дискуссии, уводящей далеко в сторону от сути проблемы. Втягиваясь в конфликты, участники забывают о работе над статьями, больше думая о «победе» над «врагом».

Данное правило призвано помочь избежать подобных ситуаций.

Примеры Править

Примеры более грубых нарушений этики Править

  • Злые насмешки и провокации.
  • Грубость в адрес другого участника, нападки на его личность, включая расовые, национальные, религиозные и сексуальные ярлыки и намёки.
  • Вандализм на личных страницах участников.
  • Намеренное искажение имени и (или) ника участника.
  • Неприличные предложения и намёки.

Нарушение принципов этичного поведения происходит, например, когда участнику, только что создавшему новую статью, говорят: «Если вы уже собрались написать ненужную статью, может, хотя бы уберёте из неё орфографические ошибки?». Достаточно просто ответить: «Не лезьте не в своё дело» — и одно-единственное невежливое замечание приводит к конфликту.

Такой стиль общения отпугивает новичков, отвлекает участников от работы над важными для проекта задачами и наносит вред всему сообществу.

Типичные ситуации нарушений принципов этики Править

  • Войны правок и ситуации, связанные с конфликтом полномочий.
  • С ростом сообщества участники реже пересекаются друг с другом, не всегда способны адекватно оценить вклад того или иного участника в развитие проекта и не задумываются о необходимости поддерживать с ним нормальные отношения. Кроме этого, зачастую в крупном сообществе бывает легче скрывать свою дурную репутацию.
  • Появление в проекте чересчур агрессивного новичка может провоцировать других участников на ответную грубость.

В большинстве случаев участники высказываются неэтично в острые моменты затяжного конфликта. Неэтичное поведение, как правило, обрывает дискуссию. Зачастую участник может впоследствии сожалеть о допущенной грубости. Не стоит поэтому возражать, если он (или кто-то другой) захочет убрать некорректное высказывание или смягчить его.

Следует также принимать во внимание, что невежливое поведение может быть вызвано причинами, не имеющими отношения к сути проблемы, — усталостью, проблемами в жизни, просто плохим настроением и прочим, — что, в свою очередь, может сказываться на способности участника адекватно оценивать свои и чужие слова.

Некоторые участники могут специально подталкивать оппонента к нарушению этических норм, при этом сами вроде бы не переходят за грань нарушения. Такое поведение является разновидностью троллинга и, несомненно, нарушает этические принципы.

Бывает и так, что человек специально ведёт себя вызывающе, — то ли для того, чтобы отвлечь «оппонентов» от сути дела, то ли пытаясь заставить их уйти из определённой статьи или из Вукипедии вообще, или, наконец, для того, чтобы спровоцировать оппонента на откровенную грубость, которая могла бы привести к его публичному осуждению или блокировке. В таких ситуациях от нарушителя не приходится ожидать сожаления или извинений.

С другой стороны, отдельные участники бывают предрасположены целыми днями или даже месяцами таить обиду на неосторожные слова, сказанные кем-то, и добиваться «восстановления справедливости».

Моральные нормы взаимоотношений

Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.

Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.

Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.

Общие рекомендации Править

По предупреждению неэтичного поведения Править

  • Не допускайте войн правок и разрастания конфликтов между участниками.
  • В случае необходимости предлагайте оппонентам сделать паузу, чтобы снизить возникшую напряжённость и помешать усугублению конфликта. С этой целью администраторы могут временно защищать статьи от редактирования, чтобы дать время на спокойное обсуждение возникшего спорного вопроса.
  • Поощряйте действия тех, кто не отвечает грубостью на грубость и провокации.
  • Используйте фактор влияния сообщества, выражая неодобрение в связи с каждым проявлением грубости.
  • Старайтесь в первую очередь разрешить суть возникшего конфликта, ищите компромиссы.
  • В случае накала страстей рекомендуйте некоторым участникам временно оставить обсуждение данной темы и вернуться к ней после паузы и переосмысления ситуации. Часто такую рекомендацию стоит давать обеим сторонам конфликта.
  • Рекомендуйте некоторым пользователям воздержаться от редактирования определённых тем, где их действия способствуют нарушению принципов этичного поведения.
  • Используйте почтовые фильтры для удаления почты от нарушителей.
  • Действуйте с пониманием того, что в проекте, подобном Вукипедии, невозможно полностью избежать неэтичного поведения, но в то же время избегайте реагировать на нарушение этических принципов своими собственными ответными нарушениями.
  • Поощряйте достойный вклад участников в развитие проекта.

В целом можно дать такой совет: старайтесь оформлять свои сообщения не как поучения, а как напоминания тем, кто уже это знает или догадывается.

По снижению вреда от неэтичного поведения Править

  • Отвечайте на неконструктивные комментарии конструктивным образом, стараясь смягчить конфликт.
  • Не реагируйте на оскорбительные комментарии, а игнорируйте их. Не усугубляйте конфликт.
  • Если вы всё же ответили, старайтесь делать это ещё более вежливо и уважительно. Многие участники в такой ситуации сами в конце концов будут подстраиваться под ваш более корректный стиль ведения дискуссии.
  • Игнорируйте сознательную грубость, ведите себя так, как будто её нет, — тем самым вы сможете создать своего рода «стену» между нарушителем и сообществом.
  • Временно отвлекайтесь от зоны конфликта: Вукипедия — объёмный проект, и можно поработать над чем-то другим, вернувшись в проблемную зону после того, как страсти утихнут.
  • Относитесь к участникам с должным уважением, как к коллегам, вместе с которыми вы длительное время вместе работаете над проектом. Используйте выражения «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Я знаю, что мы оба хотим как лучше, давайте выработаем компромисс» и пр.
  • Не привносите своё личное отрицательное отношение к участнику в обсуждение его правок.

По удалению неэтичных комментариев Править

  • Зачёркивайте грубые выражения на страницах обсуждения или заменяйте их на вежливые высказывания. (Правки чужих реплик оправданы лишь с целью удаления явных оскорблений при сохранении общего смысла. В противном случае редактирование чужих высказываний не допускается).
  • Удаляйте реплики, целиком состоящие из грубых комментариев. (Они в любом случае сохраняются в истории правок.)
  • В особых случаях обратитесь к администраторам за помощью для полного удаления грубости или для замены грубого комментария к правке.

Правки участника Serg7255

Вы сделали ряд правок. Давайте теперь обсудим их. Какой смысл, например, было менять «обвинения» на «прямые обвинения»? —David 17:59, 9 июля 2011 (UTC)

О, длинный, очень длинный ряд

Всегда рад обсудить.Serg7255 18:42, 9 июля 2011 (UTC)
Ну, не знаю, в моём представлении, например, обвинения — это как бы просто обвинения, обвинения вообще, обвинения, неважно каким образом выраженные, а вот уже «прямые обвинения» — это как бы обвинения, что называется, «открытым текстом», буквальные обвинения, то есть, если мы пишем, что участник прямо обвинил оппонента, допустим, во лжи, то это означает, что он так прямо, прямым текстом, дословно-буквально, прямо в лицо и сказал оппоненту — мол, «ты, Вася, лжец», или «ты лжёшь»

Вот этим я и руководствовался, когда уточнял — прямые обвинения. Это, конечно, так, мелкая деталька.Serg7255 18:42, 9 июля 2011 (UTC)
Постарался оглавление слегка переработать, чтобы было пологичнее и одновременно «покрасивше».Serg7255 18:43, 9 июля 2011 (UTC)
«Мне приснилось, или Вы действительно лжец». Непрямое обвинение явно нарушающее правило об этичном поведении. —wanderer 19:52, 9 июля 2011 (UTC)
Или «Участник на букву S…» — тоже непрямое, но явно может быть оскорбительным. —wanderer 19:54, 9 июля 2011 (UTC)
Ну, возможно тут я ошибся. Значит, я не совсем правильно истолковывал для себя понятия прямое/непрямое обвинение. Serg7255 20:52, 9 июля 2011 (UTC)
Да, откатить много труда не нужно. Что там обсуждать? Что, не видно, например, хаоса и сумбура в оглавлении? Какая ещё постановка задачи? Какой задачи? Какая постановка?

Этика как наука

Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.

Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом «этический» группу людских добродетелей и создал от него существительное «этика» для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.

Основные проблемы этики:

  • смысл жизни и назначение человека;
  • критерии добра и зла, добродетели и пороки;
  • долг человека и сочетание с его желанием счастья;
  • свобода воли.

Никомахова этика

«Этика Никомаха» или «Никомахова этика» — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).

Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.

Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.

В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.

Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.

Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector