Правильная структура текста

Что такое текст?

Дорогие друзья, готовы слушать сказку? Сегодня нам нужно помочь ученику Непоседкину, который не желает учить русский язык. Знаете, он ужасно рассеян, сочинение написал, но ничего непонятно! Прочитайте, можно ли назвать этот отрывок текстом?

Однажды Кикимора всех испугала. Все жили долго и счастливо. Жил был царь Иван. Царевна была прекрасна. Соловей свистнул, и Илья Муромец еле удержался в седле. Тогда испекли вкусный каравай. Алладин полетел над городом. Когда распустился тюльпан, царевна ожила.

Это сочинение мы не можем назвать текстом. Почему? Ответ: предложения не по порядку; нет одного главного героя; нет смысла, единой темы; предложения ничем не связаны между собой, сложно подготовить устный пересказ текста.

Молодцы, нашему Непоседкину стало стыдно за свое сочинение. Поможем ему вместе разобраться в этой теме? Учим русский вместе!

Текст — это несколько предложений, которые объединены по смыслу.

Предложение в русском языке – это сочетание нескольких слов; предложение должно быть завершено по интонации и смыслу. Например: «Мама пошла на работу». В данном примере сообщается информация о том кто и что она делает: «Мама пошла». Указано место, куда именно: «На работу»

Обратим внимание, что сочетание слов: «Красивая мама», — не является предложением, так как неизвестно, какое действие совершено, что произошло. «Красивая мама», – это словосочетание

По видам предложения в русском языке выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные.

Отличить их друг от друга можно по знакам препинания завершения.

  • В конце побудительного предложения часто ставится восклицательный знак. Иди вперед к победе!
  • В конце повествовательного предложения ставится точка. Маша идет в школу. Или многоточие – три точки подряд. Думает что-то…
  • Вопросительные завершаются вопросительным знаком. Как тебя зовут? Иногда авторы ставят многоточие после восклицательного знака, намекая на продолжение мысли. И это разве дело?..В таком случае ставится 2 точки, а не три.

Задание: необходимо расставить знаки препинания.

  • Ура, каникулы (!)
  • Сколько тебе лет (?)
  • Я прочитал книгу (.)

Вернемся к определению текста, который непременно должен состоять из нескольких предложений. При этом предложения в тексте всегда связаны друг с другом. Именно поэтому у русского текста есть тема и главная мысль, его можно озаглавить.

Рассмотрим пример.

Хорошо летом в деревне. Можно гулять с утра до вечера, купаться в речке. В деревне тихо, уютно и спокойно

Данный фрагмент является текстом, потому что:

  • состоит из нескольких связанных между собой предложений;
  • имеет одну тему: деревня;
  • главная мысль – хорошо жить в деревне.

Прочтем еще один фрагмент.

Я люблю собирать грибы. Жили-были дед и баба. Какие красивые ромашки.

Этот отрывок не является текстом:

  • нельзя выделить одну тему;
  • предложения не связаны между собой;
  • нет единого смысла, это три разных предложения.

Задание: прочтите два фрагмента, какой из них является текстом? Почему другой фрагмент нельзя считать текстом?

1.    Квадрат – это фигура. Хорошо летом на улице. Техника чтения у Маши отменная. В Африке много обезьян. Дядя Петя помог мне запустить бумажного змея. Я люблю свой родной язык.

 

2.    Русские сказки – самые лучшие в мире. В них много хороших героев, а добро всегда побеждает зло. В детских сказках малышей учат быть послушными, не лениться, слушать старших.

Ответ: текстом является второй фрагмент, там одна тема – русские сказки. В первом фрагменте нет единой темы, предложения не связаны по смыслу.

Что собой представляет композиция?

У каждого текста имеется определенная внутренняя структура, или композиция. В основном набор предложений состоит из трех частей, взаимосвязанных между собой, а именно из вступления, главной части и заключения. В части «Вступление» озвучивается основная мысль, открывается тема и проблемы, которые в дальнейшем будут решаться. Уже, исходя из этой части данной статьи, можно ответить, какие бывают типы текста. Но, пожалуй, не будем торопиться. Главная часть, которая и является основной, содержит уже само развитие идеи и задумки текста. Здесь же раскрывается основная тема и мысль, решаются все проблемы озвученные во вступлении. Заключение предлагает логическое завершение основной мысли. В этой части подводится итог и делаются выводы. И когда к готовой работе можно подобрать заголовок, отражающий все ее содержание, текст можно считать законченным.

Признаки текста

Членимость

Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.

Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.

Смысловая цельность текста

Основные статьи: Когерентность (лингвистика) и Когезия (лингвистика)

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

  • Текст — это высказывание на определённую тему;
  • В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
  • Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
  • Предложения логически связаны между собой;
  • К тексту можно подобрать заголовок;
  • Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Смысловая цельность текста

Смысловая цельность текста, это те ценности или предметы, которые являются главной темой текста и освещаются в нем, например: явления природы, человек, общественные события, духовность, мораль, предметы неживой природы. Смысловая цельность текста представляет собой его ядро, вокруг которого развиваются придаточные суждения автора.

Главным показателем наличия в тексте смысловой цельности является возможность быстро и без затруднений подобрать заголовок к нему. Допускается деление текста на умеренное количество подтем, соответствующих или дополняющих доминантную тему. В таком случае каждая подтема начинается с нового абзаца.

Основные признаки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные  смыс­ло­вые отрез­ки:

  • пред­ло­же­ния
  • абза­цы
  • слож­ные син­так­си­че­ские целые;
  • пара­гра­фы
  • гла­вы.

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния,  сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку  язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста.  Небольшие  тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

Итак, тема­ти­че­ское един­ство, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, раз­вер­ну­тость, завер­шен­ность и пр. при­зна­ки тек­ста поз­во­лят опре­де­лить, что рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент пись­мен­ной речи явля­ет­ся тек­стом.

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Виды структуры текста

В копирайтинге и журналистике различают несколько видов структуры письменного контента. Каждый из них подходит для разных целей и ситуаций.

Логическая

Для нее характерно последовательное изложение информации. При этом очередное утверждение вытекает из предыдущего, связано с ним по смыслу напрямую или опосредованно. Такая организация текста применяется для написания аналитических статей, руководств, детальных описаний.

Логическая структура —  последовательное изложение информации.

Пирамидальная

В ней сначала формулируется общая мысль, которая ниже уточняется, конкретизируется, излагается подробнее. Движение от целого к частному с последующим сужением фокуса похоже на перевернутую пирамиду.

FAQ-структура

Этот вариант удобно использовать для ответов на вопросы в справочном разделе сайта или для публикации интервью. В первом случае сначала формулируется проблема, с которой нужно справиться, затем приводится решение. Во втором — задается вопрос, указывается имя интервьюируемого или его инициалы, за которыми следует ответ. В таком тексте легко отыскать нужную информацию или интересующий фрагмент.

FAQ-структура используется для ответов на вопросы.

Коммерческая

Статьи со структурой этого типа предназначены для продажи услуг и товаров. Читатель получает описание преимуществ предмета или сервиса, убеждаясь в том, что покупка принесет пользу и решит какие-то проблемы лучше других аналогичных продуктов.

Коммерческий текст выстраивают по схеме AIDA: «внимание», «интерес», «желание», «действие» (от англ. attention, interest, desire, action)

При написании продающей статьи не всегда соблюдают логическую структуру

Здесь важно привлечь внимание посетителя, заинтересовать его особенностями продукта, вызвать потребность приобрести рекламируемый товар, а в конце подтолкнуть к действию (заказу, звонку, подписке). Порядок подачи информации оказывается на втором месте, ведь главная задача пишущего — добиться результата: превращения читателя в клиента

Комбинированная

В ней сочетаются разные способы организации текста. Например, вначале копирайтер обрисовывает проблему, используя пирамидальную структуру, после чего раскрывает тему с помощью логической. Несколько подходов в одной статье помогают углубиться в подробности и проанализировать поднятый автором вопрос. Такой набор приемов подходит для информационных и образовательных материалов, а также записей в блогах.

Комбинированная структура сочетает несколько подходов.

Хаотичная

Характерна для текстов начинающих авторов или блогеров, которые не придерживаются какого-либо одного подхода, слабо владеют информацией, не умеют выделять основные мысли. В таких статьях анализ чередуется с ответами на вопросы, детализация сменяется обобщением, нарушается логика изложения. Пишущий часто сбивается с одного стиля на другой. В результате читатель теряет интерес к теме, ведь извлечь из материала нужные сведения в подобном хаосе сложно.

Тема текста

Дорогой друг! Теперь мы точно знаем, как отличить текст от набора предложений. Но у Непоседкина остались вопросы. Продолжим вместе  с ним урок развития речи.

Давайте разбираться вместе, для этого нужно внимательно читать текст.

1.    Внеклассное чтение – это когда ребята читают не только школьные произведения, но и другие книги. Так происходит развитие речи у детей. Благодаря чтению мы узнаем много новых слов, учимся красиво говорить. Это помогает нам строить публичные выступления.

 

2.    Мне нравится рисовать. Поэтому самый любимый предмет в школе — урок рисования. Я накопила коллекцию разных рисунков. Ими очень гордится моя мамочка.

Ответьте на вопросы.

1.    О чем говорится в каждом тексте?

(Ответ: 1. о чтении; 2. о рисовании.)

2.    Как вы догадались, какая тема является главной?

(Ответ: по ключевым словам.)

Тема – все то, что описывается, о чем говорится в тексте. 

В простых текстах тему можно увидеть в названии. В художественных произведениях тема в заглавии отображается реже.

Задание: определите тему текста.

На лугу растут травы и цветы. Изредка встречаются тоненькие березки, кустарники. Посередине поляны стоит могучий дуб. В середине лета на лугу особенно хорошо. Душистые травы, согретые солнышком, радуют взор.

Ответ: луг.

Молодцы! Вот и Непоседкину стало все понятно. Как? У него остались вопросы!?

Мы обязательно  ответим любознательным ученикам!

Структура текста

Продолжим разговор про русскую речь и особенности строения текста. Дорогие друзья! Все мы знаем, что каждая вещь состоит из частей. Все части расположены в определенном порядке. Например, книга состоит из листов, обложки и переплета, и они расположены в определенной последовательности (нельзя вставить обложку в середину листов). Такой порядок частей в русском языке называют структурой. Поговорим о структуре текста. Выделяют внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура текста

  • Предложение – завершенная мысль, в конце ставится точка.
  • Абзац – часть текста, пишется с красной строки.
  • Глава – часть текста в произведении, учебнике.

Рассмотрите текст на рисунке. В нем два абзаца, а  название главы в начале текста указывает на событие, о котором будет вестись рассказ. В каждом абзаце несколько предложений. Это и есть внешняя структура текста, мы можем не вдумываться в содержание, но внешне видим, как построен текст.

Внутренняя структура текста

У каждого текста есть внутренняя структура, она связана с правилами построения текста. Нельзя начинать текст со словами: «Вот и сказочке конец». У каждого текста должны быть смысловые составляющие:

  • начало – вступление;
  • средняя часть – основная, рассказ по данной теме;
  • концовка – заключение, вывод по теме.

Для того, чтобы определить внутреннюю структуру, необходимо вдумчиво прочитать текст.

Королевская дочка

Жили-были дед и баба. Пошли в лес по ягоду, отыскали лукошко с кошкой.

Домой воротились, кошку откормили. А это была кошачьего короля дочь. Злая ведьма ее выкрала, да в лесу оставила.

Кошка к батюшке воротилась, а спасителей наградила по-царски. Стали жить поживать, да добра наживать.

Начало этого текста традиционное для сказок: «Жили-были».

Основной текст – середина, рассказ о том, что было дальше.

Концовка – чем завершилась сказка (спасителей наградили, все стали жить счастливо).

В рабочую программу по родному языку и риторике включили еще ряд тем, которые ребята изучат на отдельных занятиях:

  • активное слушание;
  • письмо на русском языке;
  • обучение говорению;
  • русский стиль письма;
  • виды говорения.

Список

Правильно оформленный и продуманно составленный, он помогает передать:

  • все до единого преимущества объекта рекламы;
  • широту возможностей предоставляемого товара или услуги;
  • перечень ассортимента предлагаемой продукции;
  • сравнительные характеристики и отличительные качества рекламируемого предмета;

Кроме того, данный структурный элемент оказывает помощь в цепочке действий при оформлении заказа или регистрации.

Нельзя допускать, составляя список:

  • использования только ключевых слов — костяком, без словесного «мяса»;
  • наличия одних линков;
  • затянутости при перечислении;
  • перегруженных информацией предложений и абзацев.

Что такое заголовок текста

Разберем, что такое заголовок текста. Заголовок текста в русском языке — это одна из главных составляющих текста. Заголовок текста отражает тему, основную мысль. Помогает предположить, о чем идет речь в тексте, понять смысл текста.

Мяч

Я мечтал о футбольном мяче. У мальчишек со двора были мячи, а у меня нет. Они, конечно, давали играть, но с наступлением вечера хозяева забирали мячи домой. Мама пообещала, если я буду хорошо учиться, она исполнит мою мечту. Я хорошо учился, домой приносил пятерки и помогал маме по дому. И вот, наступил день, когда мама принесла домой мяч. Он был красивый, большой и, самое главное, мой. Я обнял маму, поблагодарил и быстро выбежал на улицу похвастаться ребятам. У меня теперь есть свой мяч. ()

Структура текста – логическая упорядоченность информации

Ее можно образно назвать скелетом текста. Когда мы составляем план статьи, то вначале намечаем себе ключевые моменты: о чем хотим рассказать и в какой последовательности. Это и есть наш скелет и на него мы потом нарастим мясо – подробности, выводы, мнения экспертов и т.д.

Структура, если говорить просто – это правильное разбиение текста на логические блоки. Но это только поверхностное определение. Нужно еще правильно выделять абзацы – не прихватить лишнего с другого логического блока. Грамотно делить текст на предложения и связывать предложения между собой внутри абзаца. И обязательно придерживаться одного времени внутри логического блока: то есть все, что вы описываете в абзаце, должно происходить в одно и то же время.

Вот основные требования. Но начинающие авторы не знакомы с этими правилами и часто допускают ошибки. Давайте подробно разберем пример из Интернета:

Первое предложение выпадает из общей картины:

  1. По времени. Это прошедшее время. А весь остальной текст написан в настоящем.
  2. По смыслу. Начали с истории, которая берет начало в 1999 году, а потом перескочили на окна, знание толка, производство. Между предложениями нет логических связок. В конце вообще уехали на задачи и пожелания клиентов.

И это, обратите внимание, только первый абзац! А в тексте их три

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение. Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи. В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала: – Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось

Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой

Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением

Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила. И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок. Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

Связность

Данный признак проявляется в расположении предложений в определенной логической последовательности, что помогает отразить развитие мысли. Одно предложение является смысловым продолжением первого, строится на базе ранее поданной информации. Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.

Разбирая признаки текста в русском языке, в особенности связность, следует отметить наличие двух основных связей между предложениями — параллельной и цепной. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.

Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия. Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь. Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль, говорится о причинах и следствиях чего-либо, содержится оценка.

Композиция текста — рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть
  • аргументы, доводы, доказательства, примеры
  • вывод

Разновидности рассуждения

  • рассуждение — доказательство: почему так , а не иначе? что из этого следует?
  • рассуждение – объяснение: что это такое?( толкование понятия, объяснение сути чего-либо)
  • рассуждение — размышление : как быть ? что делать ? ( даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

  • Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)
  • Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов,  вводных конструкций, сложноподчинённых предложений

Пример текста – рассуждения

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

                                                            «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Таковы типы речи и их особенности. Следует помнить, что границы между типами условны. Редко, когда текст можно отнести только к одному конкретному типу. Значительно чаще встречаются сочетания типов речи в самых различных вариантах : описание и повествование,  описание и рассуждении, описание, повествование и рассуждение, описание с элементами рассуждения, повествование с элементами описания и другие.

 Именно такие  задания часто бывают на ЕГЭ: нужно доказать правильность высказывания, в котором названо сочетание типов речи.

Например:

В предложениях 2-8  — рассуждение с элементами описания.

В предложениях 17-25- описание с элементами рассуждения.

Выполняя задание № 21. Помните , каковы особенности каждого типа речи, находите их в данных предложениях.

Пример текста с элементами  повествования и описания

Я пошёл вправо через кусты . Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд . Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой . Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём .

                                                                 «Бежин луг» И.С.Тургенева.

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Использование переходных слов

Чтобы задать направление вашему читателю, нужно использовать достаточное количество переходных слов. Переходные слова (также известные как сигнальные) направляют читателей. Они показывают им, что вы резюмируете («и», «также»), сравниваете («меньше, чем», «скорее») или делаете какой-то вывод («таким образом», «следовательно», «поэтому»).

Таблица 2: Примеры переходных слов

Тип связи Примеры переходных слов
Перечисление и, прежде всего, также, ещё (один), более того, в конечном счете, кроме того
Причина потому что, таким образом, в связи с, в то время как, с тех пор , поэтому

Сравнение/противопоставление

то же самое, меньше, скорее, хотя, еще, напротив, также как, каждый
Заключение в результате, таким образом, следовательно, поэтому, в заключение
Неопределенность похоже, возможно, вероятно, почти
Выделение прежде всего, наиболее известный, особенно актуально

Используя переходные слова вы словно помещаете цемент между предложениями – они указывают читателям на связь между предложениями и абзацами.

Если вы не привыкли пользоваться переходными словами, у вас могут возникнуть трудности в исправлении уже написанного контента. Обязательно используйте переходные слова, когда резюмируете или перечисляете. К тому же, использование сигнальных слов в заключении, помогает людям понять вашу основную идею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector