Как определить свой тип личности
Содержание:
- Лоялист, скептик
- Энтузиаст
- Габен
- Принципы формирования дуальных пар
- Стремящийся к успеху, достигатель
- Наблюдатель, мыслитель
- Таблица отношений
- Рейтинг социоников
- Психологическая совместимость в коллективе
- Сущность понятия «соционика» в науке
- II. Немного о личном.
- Интертипные отношения
- I. Процесс обработки информации психикой человека.
- III. Некоторые выводы из алгоритма обработки информации.
Лоялист, скептик
В эннеаграмме личности этот тип людей наделен отличными аналитическими способностями. Он заранее просчитывает возможные риски, рассматривает ситуацию с разных сторон. При этом «лоялисты» и «скептики» всегда представляют самые плохие варианты развития событий. Они ведут непрекращающуюся борьбу со страхом. Иногда поддаются ему, но чаще смело вступают с ним в бой.
Такие индивиды легко определяют мотивы поступков окружающих людей. Они не умеют доверять. Но если открылись кому-то, то будут самыми преданными друзьями. Есть 7 признаков «лоялистов» и «скептиков»:
- До мелочей просчитывают последствия своих поступков.
- Следуют за авторитетом. Но часто могут и выступать против него.
- Защищают более слабых, борются за справедливость.
- На многие вещи смотрят скептически.
- Оценивают решение, долго думают над ним даже после его принятия.
- Во всем ищут подвох, скрытые намерения.
- В любой момент готовы оказать поддержку близким друзьям.
- В спорах или дискуссиях для равновесия всегда высказывают противоположные мнения.
В сложных обстоятельствах «лоялисты» активизируются. Но даже в таком случае им нужно время для обдумывания следующего шага. К действию такой тип личности подталкивает простой страх. Он проявляется в беспокойстве и часто плохих предчувствиях. Отличительная черта характера – смелость, способность идти вперед, несмотря на неуверенность.
Энтузиаст
«Энтузиаст» в тесте на эннеаграмму всегда стремится к чему-то новому. Для него окружающий мир – это неограниченные возможности. Он не терпит рамок и ограничений. При отсутствии выбора начинает паниковать. Любит строить нереальные, фантастические планы, которые, скорее всего, реализовать не получится. Характерные черты «энтузиастов»:
- Вдохновляются другими людьми, новизной, интересным опытом.
- Сами всегда с хорошим настроением. Легко поднимают его другим.
- Находят для себя возможности действовать.
- Удивляются, почему люди бездействуют, а потом жалуются на кучу проблем.
- Легко объясняют даже глубокие болезненные эмоции и чувства. Это помогает от них избавиться.
- Защищают себя от конфликтов, используя природное обаяние.
- Без труда разработают новую идею.
- В голове таких людей сотни планов. И неизвестно что получится, если хотя бы часть из них осуществится.
При сильном стрессе и каких-либо ограничениях «энтузиасты» теряют способность видеть ситуацию полностью. Они концентрируются на одной задаче, злятся, осуждают себя и тех, кто находится рядом. «Энтузиасты» мотивируют себя осознанием того, что в мире бесконечное число возможностей. Их сильная сторона – здравый смысл. Такие люди не испытывают ложных надежд и ожиданий.
Габен
Это сдеpжанные, недемонстpативные, иногда даже замкнутые дети. Очень
чувствительны к оценкам в свой адpес, как положительным, так и отpицательным.
Плохо пеpеносят неудачи, теpяют пpи этом увеpенность себе и своих способностях.
Постоянно нуждаются в стимулах и позитивном отношении к себе.
По хаpактеpу чаще меланхоличны, нуждаются во взбадpивании и теплом дpужеском
участии. Hадежны в дpужбе, сочувственны, всегда готовы помочь всем, кто им лично
симпатичен. Сильно зависят от своего текущего состояния и могут идти на поводу у
своих настpоений, что отpажается как на их занятиях, так и на отношениях с окpужающими.
Очень инфоpмиpовании, начитанны, стаpаются быть в куpсе пpоисходящих-вокpуг
событий. Стоpонятся больших компаний свеpстников и неpедко тянутся к людям,
намного стаpше себя. В классе отношения с большинством детей у «Мастеpа» часто
складываются довольно сложно из-за их склонности к отчужденности и
индивидуализму, что воспpинимается как «гоpдыня». Hа самом же деле это связано с
наличием у них pазличных комплексов и завышенной, или наобоpот, заниженной
самооценки.
С детства тянутся к занятиям, связанным с pучной pаботой, любят помогать по
дому, на даче, но плохо пеpеносят давление и кpитику в свой адpес. Из-за
неумения пpоявлять положительные эмоции их часто считают холодными и чеpствыми,
но это не всегда соответствует действительности. Hастpоены на внутpеннюю и
внешнюю гаpмонию как в отношениях, так и в делах, в котоpых стpемятся достичь
высокого уpовня мастеpства. Очень любят пpиpоду и путешествия.
Рекомендации
Постоянно пpоявляйте мягкость, чувство такта, вежливость, неизменную добpоту и
чуткость. Восхищайтесь его способностями и умениями. Хвалите за пpоделанную pаботу.
Заинтеpесовывайте в pаботе, объясняя ее пеpспективность, целесообpазность.
Заинтеpесовывайте в конечном pезультате.
Поднимайте настpоение путешествиями, пpогулками, споpтом, посещениями театpов,
вечеpов юмоpа. Hаходите ему занятия по душе, доставайте интеpесные книги для
чтения.
Говоpите, что дело нужно сделать, чтобы не огоpчить и не подвести дpугих людей,
либо для его же пользы. Поощpяйте оpигинальными подаpками или пеpспективами
осуществления его заветного желания. Подсказывайте, что дела нужно делать свосвpсменнодля
избежания возможных непpиятностей в будущем, котоpые могут повлечь за собой огоpчения
и пеpеживания.
Если он чего-то не умеет, можно пpистыдить: «Ведь дpугие это могут, чем ты хуже
дpугих». Hо главное — зажечь идеей, доказать, что это дело стоят его усилий.
Принципы формирования дуальных пар
Дуальная пара должна отвечать четырем принципам:
- Первый: один партнер обязательно интроверт, второй – экстраверт.
- Второй: оба либо рационалы либо иррационалы. По-другому просто не получится, ведь иррационалу подстроиться под рационала (либо наоборот) практически невозможно.
- Третий: из второго пункта вытекает следующий – этики являются дуалами для логиков (оба рационалисты), а интуиты – сенсорикам (оба иррационалисты).
- Четвертый: дуалы относятся к одной квадре. Квадра – группа из 4-х психотипов, сформированных в соответствии с ценностями, которых они придерживаются. В каждой квадре 4 психотипа.
Опираясь на эти принципы, выведено 8 пар, которые способны создать гармоничную связь. В каждой квадре размещается две дуальные пары.
Представители первой кварды ценят свободу, творческий, оригинальный подход в решении задач. Это эрудированные, сообразительные, эмоциональные люди. В быту ценят уют, комфорт и удобство. Сюда входят пары психотипов Дюма / Дон Кихот, Гюго / Робеспьер.
Основными ценностями представителей второй кварды считаются стойкость, смелость, выносливость. Они вдохновенны, воодушевлены, радостны, но при этом разумны. Мало уделяют внимания быту и физическим потребностям. Этим характеристикам соответствуют типы личностей Максим Горький / Гамлет, Жуков / Есенин.
Третья квадра характеризует своих представителей как целеустремленных, практичных, решительных, способных «поймать момент». У них на первом месте отношения в семье и дружба. Такие элементы психики характерны для пар Бальзак / Наполеон, Джек Лондон / Драйзер.
Четвертая кварда самая «зрелая» среди всех. Ее представители консервативны, они ценят материальную сторону жизни, комфорт, уют. Проницательны, совершают только целесообразные поступки. Сюда относят психотипы Достоевский / Штирлиц, Гексли / Габен.
Распознать своего дуала с первого знакомства практически невозможно. Ведь в присутствии своей половинки не возникает никакого эмоционального напряжения, практически сразу наступает полное взаимопонимание. Человек понятен и прост. Все настолько комфортно, что даже скучно и неинтересно. Такую позицию зачастую занимают экстраверты. Интроверты развернут ситуацию наоборот и решат, что такой замечательной личности он вряд ли способен понравиться.
Только расставание приводит к пониманию, что встретившийся человек нужен, что без него жизнь значительно беднее. Исключительно в его присутствии возникало чувство уверенности и защищенности. Все эти ощущения в совокупности могут служить предпосылкой к тому, что человек встретил своего дуала.
Стремящийся к успеху, достигатель
По описанию этот эннеатип уверенно идет к своим целям. Готов работать сутки напролет, забывая о потребностях. Эмоции выражают действиями. Частые спутники таких людей – упадок сил, опустошение. Как определить свой эннеатип? Прочитайте утверждения ниже. Согласны ли вы с ними?
Характерные черты – производительность, эффективность, работа на результат.
Успех в деле важнее всего.
Вкладывают в работу всего себя.
Практически всегда сталкиваются с нехваткой времени.
Не зависят от эмоций.
Легко вживаются в роль, которая нужна для достижения поставленной цели.
Не умеют отдыхать, всегда ищут себе занятие.
Умеют концентрировать внимание на протяжении длительного промежутка времени.
Подобно хамелеону, при необходимости могут менять имидж и жизненную роль.
Являются примером для подражания.
Наблюдатель, мыслитель
Согласно тесту по эннеаграмме, «мыслители» очень любят одиночество. Они строят между собой и окружающими людьми защитную стену. В большинстве своем это интроверты, главное занятие которых – глубокие размышления о том, что происходит вокруг них. Многим кажется, что такие личности холодные и бездушные. Но на самом деле они очень чувствительны. Во взаимоотношениях с другими эннеатипами предпочитают не проявлять свои эмоции. Как понять, являетесь ли вы «мыслителем» или «наблюдателем»? Есть несколько критериев для определения этого эннеатипа:
- Вы любите уединение даже в шумных компаниях.
- Хотите найти ключ ко всему происходящему с вами и с миром в целом.
- Всегда планируете свою жизнь, не любите сюрпризы.
- Имеете небольшие запросы. Научились довольствоваться малым.
- Настоящее удовольствие получаете не от самой вечеринки, а от воспоминаний о ней.
- Не любите находиться посреди больших компаний. Чувствуете себя «не в своей тарелке».
- Отличаетесь способностью объективно оценивать ситуацию.
- Природа помогает вам восстановить энергию.
- Умеете хранить тайны, цените право окружающих на личную жизнь.
Если на «мыслителей» оказывают давление, они теряют внутреннюю гармонию, испытывают неуверенность в себе, превращаются в экстравертов. Вместе с этим приходит ощущение неуважения к себе и к другим людям.
Мотивацией к действию для такого типа личности считается жадность. В этом случае она определяется как дефицит энергетических, эмоциональных и других ресурсов. Главное качество этого типа – великодушие.
Таблица отношений
Узнать о себе много новой информации и лучше разобраться в собственном отношении ко внешнему миру, конечно, очень интересно!
Но куда увлекательнее узнать о взаимоотношениях с другими людьми, своим окружением: друзьями, родственниками, второй половиной. Для этой цели и разработана таблица интертипных отношений в соционике.
Как с ней работать? Алгоритм достаточно прост: каждый из партнеров должен пройти тест и выяснить свой тип.
- В горизонтальной части таблицы следует найти свой тип.
- В вертикальном найти тип партнера.
- На пересечении отобразится тип отношений.
Теперь достаточно ознакомиться с описанием отношений, это поможет скорректировать поведение.
Рейтинг социоников
Типирований | Имя | Одно из типирований |
185 | Алексей Р. | Чаще всего я люблю философствовать сама, чем опираться на чьи-либо уже существующие рассуждения (хот… |
149 | Серый )) | Частное производство мебели в моем городе.Огромная конкуренция из-за обилия мелких предпринимателей…. |
70 | Филипп П. | Человек сам создает свою жизнь. Наверное, просто для меня это в настоящий момент наиболее актуально…. |
60 | Евгений Б. | Часть людишек сплавится на Марс, но их колония будет зависеть от Земли. Мусульманский Восток политич… |
41 | Анна Кручинина | Честно говоря, не совсем понятный для меня вопрос… Структура производства (в телекоме например) -… |
Психологическая совместимость в коллективе
От психологической совместимости в группе зависит многое:
- итоговые результаты деятельности;
- насколько участники группы довольны проделанной работой;
- сколько затрачено усилий, ресурсов;
- эмоциональный вклад.
Получается, что социально-психологическая совместимость в коллективе – это способность нескольких человек работать над достижением общей цели, быть сплоченной командой. Чем больше объединяющих факторов, тем эффективнее производство.
Психологическая совместимость участников коллектива зависит от коммуникативных особенностей. Выделяют 4 типа людей:
- Лидеры. Легко справляются с поставленными задачами. Готовы управлять другими.
- Индивидуалисты. Любят работать в одиночку.
- Конформисты. Всегда находятся в подчинении у лидеров. Легко адаптируются к условиям коллектива.
- Коллективисты. Работают исключительно в группе.
Собирая группу, нужно учитывать и другие факторы:
- физиология – пол, возраст, здоровье;
- психофизиология – темперамент;
- психология – черты характера, мотивы;
- социально-психологические нюансы – приоритеты, жизненные ценности, цели, ожидания.
Если говорить в общем, психологическая совместимость в коллективе определяется особенностями работы. Для длительного сотрудничества подойдут люди со схожими чертами. Для выполнения творческих заданий нужна группа участников, черты характера которых будут дополнять друг друга. Чтобы достигнуть одну большую общую цель, стоит подобрать непохожих сотрудников, возможно, даже с контрастными качествами.
Сущность понятия «соционика» в науке
Каждая личность может по-разному воспринимать какую-либо информацию об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми. Изучаемая тема настолько необъятная, что пришли к выводу о необходимости появления науки, которая получила название соционика. Наименование происходит от латинского слова societas (общество).
Официально учение появилось в 1970-х гг. Хотя задолго до этого предпринимались попытки к описанию типов поведения людей (Гиппократ), выведению основных психологических функций (К. Юнг) и др.
Долгое время это было предметом изучения в двух сферах: в психологии и социологии. И, наконец, исследователи пришли к выводу, что соционика не является самостоятельной наукой, а считается направлением. Тем не менее, она пользуется широкой популярностью на практике. А именно:
- Область кадрового подбора персонала. Обеспечивает формирование сплоченного коллектива для создания эффективного рабочего процесса.
- Сфера знакомств. Согласно соционическим видам находят пары, которые подходят друг другу.
- Обучение и воспитание детей. Группы формируются с учетом их совместимости по типам личности. Благодаря этому фактору образование имеет целенаправленный характер.
Можно сделать вывод, что данное направление качественно работает во многих областях и строится на изучении структуры личности человека. Соционика способна посодействовать в понимании поведения и психологии людей, а также предсказать их реакции на ту или иную ситуацию. С помощью нее можно избежать многих конфликтных ситуаций, как на службе, так и дома. Изучать её будет полезно всем: начальнику — для лучшего понимания своих подчиненных и качественного распределения обязанностей, обычному человеку — для осознания самого себя и своих возможностей. Теория помогает взглянуть на мир объективно и не предвзято. На её основе можно выстроить будущие зоны роста, как на работе, так и в семье.
II. Немного о личном.
В этой статье не ставится цель разобрать личностные факторы подробно. Однако обозначить, что мы называем личностными факторами, необходимо.
Личностные убеждения, установки, верования и принципы формируются под влиянием ближнего и дальнего социума, в котором воспитывается человек. В течение жизни система ценностей претерпевает изменения. Человек набирается жизненного опыта, пересматривает свои взгляды. Эти изменения отражаются на поведении человека. Оно тоже меняется с течением времени.
Личностные факторы можно систематизировать следующим образом.
1. Индивидуально-личностные:
— уровень самооценки (высокомерие/самоуничижение);
— личностная зрелость (актуализация/инфантилизм);
— адекватность самовосприятия;
— образовательно-культурный уровень.
2. Локально-социальные:
— семейная парадигма (семейные сценарии, семейные ценности).
3. Глобально-социальные:
— культурно-профессиональная среда существования;
— социальный уровень;
— регионально-территориальная парадигма.
Интертипные отношения
Возможно несколько вариантов отношений, рассмотрим характеристику каждого.
Дуальные отношения – наиболее гармоничные и удобные, дуалы – это полное взаимодополнение и понимание, им не требуется приспосабливаться друг к другу, конфликты очень редки, а обязанности равномерно и гармонично распределены. Именно такой партнер наиболее подходит для комфортной жизнедеятельности. Но сложность поиска своего дуала в том, что внешне он кажется самым простым и обычным человеком, ничем не примечательным и оттого – неинтересным. Но расставание с дуалом воспринимается каждым очень болезненно
Важно понимать, что такой тип отношений – это норма, обретя дуала и гармонию, каждому хочется выйти за нормальные рамки и получить острые ощущения.
Полудуальные. Иначе называются отношениями неполного дополнения
Партнерам вместе интересно, у них много тем для разговоров и есть искренняя заинтересованность, но поной гармонии нет. Один из них периодически совершает по отношению к другому несправедливые поступки, которые, однако, ему прощаются. Комфорт то присутствует, то пропадает.
Активации. Сначала с партнером легко и комфортно, каждый из них стимулирует активность другого. Но со временем от этого оба устают и нередко отдаляются. Потом вновь возникает потребность в активации, поэтому партнеры то сближаются, то отдаляются.
Миражные. Помогают партнерам расслабиться, вместе им легко и комфортно отдыхать, но вот деловые отношения складываться не будут, поскольку партнеры не понимают и не принимают мотивов поступков друг друга. Потребности партнера воспринимаются как нечто важное и не заслуживающее внимания. Но когда пара занимается совместными делами, отношения становятся теплыми и дружественными.
Полной противоположности. Партнеры испытывают психологический комфорт только при общении вдвоем, при появлении третьего лица каждый пытается «перетянуть одеяло на себя», опасается за потерю своего авторитета.
Зеркальные. Партнеры словно отражают один другого: один говорит, а второй воплощает слова в жизнь. Но, поскольку каждый понимает по-своему, срабатывает принцип кривого зеркала, отсюда возникает непонимание, способное перерасти в конфликт.
Конфликтные. Сильные стороны одного из партнеров являются слабостями другого. Сначала это кажется привлекательным, ведь в партнере преобладают те черты, которые у вас очень слабы, но со временем диссонанс становится все больше, поскольку своими сильными сторонами партнеры не компенсируют слабости друг друга. Между ними нет взаимовыручки.
Тождественные. Партнеры идеально понимают друг друга, но, поскольку сильные и слабые стороны у них совпадают, помочь друг другу они не в состоянии. Это люди одного типа в соционике.
Родственные. На первый взгляд, гармоничны и комфортны, но партнерам безразличны проблемы друг друга и они не будут прилагать усилия для взаимопомощи.
Суперэго. Партнер идеализируется, к нему испытывается безграничное уважение. Но внешне эта заинтересованность не проявляется, отношения носят формальный и отстраненный характер.
Деловые. Партнеры равны между собой, отношения носят характер товарищеских, они готовы помогать друг другу, используя собственные сильные стороны, но и ждут того же.
Квазитождества. Партнеры совершенно не понимают друг друга, но при этом научились удивительным образом приспосабливаться. Но если их ничего не связывает, что такая связь может быть легко и безболезненно разрушена.
Ревизии. Один выступает ревизором, стремится контролировать действия своего партнера, пытается изменить и перевоспитать ревизуемого.
Социального заказа. Отношения неравные: один из партнеров, приемник, использует второго, передатчика, копируя его манеру поведения, повторяя мысли. Находясь рядом, приемник всячески угождает передатчику, а тот, в свою очередь, оказывает поддержку и выражает заботу.
Соционическая таблица поможет разобраться в отношениях с окружающими людьми, выявить наиболее комфортные и полезные для себя, понять, от кого по возможности следует держаться подальше. Поможет она и в создании семьи, ведь сейчас вошло в моду подбирать партнера по соционическому типу.
I. Процесс обработки информации психикой человека.
1. Первым этапом является раздражение органов восприятия, которое провоцирует начало процесса обработки информации. Если рассматривать среднестатистического человека, не имеющего изъянов в функционировании органов восприятия, то можно утверждать, что на этом этапе процесс проходит одинаково у всех людей, не зависимо от их ТИМов и индивидуально-личностных характеристик.
Например, представим ситуацию, когда два человека разных ТИМов идут вместе по городской улице. Их органы восприятия в одинаковой обстановке испытывают одинаковое раздражение. Они слышат одинаковые звуки, ощущают один и тот же ветер, чувствуют одни и те же запахи и видят одну и ту же панораму.
2. На следующем этапе происходит разделение входящего информационного потока на 8 частей (информационных аспектов). Этот этап происходит уже внутри психики человека и тоже является универсальным для всех.
3. Далее происходит обработка информации по каждому аспекту в соответствии с конкретной функцией Модели А. Именно на этом этапе начинают реализовываться ТИМный характеристики человека.
4. На основании обработанных данных создается информационная карта входящего потока, структурированная в соответствии с Моделью А. На этом этапе человек понимает, что именно он видит в ситуации.
Вернемся к примеру с друзьями, которые идут по улице. Предположим, что их ТИМы — СЛИ и ИЭЭ. Несмотря на то, что шли они вместе, описание того, что они видели, будет разным и будет полностью соответствовать ТИМам каждого из них. Например, СЛИ может рассказать, что город ему запомнился чистым воздухом, хорошей едой и приемлемыми ценами. ИЭЭ расскажет обо всем уникально-нестандартно-эксклюзивном, увиденном в городе и почерпнутым из общения с аборигенами.
5. Следующим этапом происходит субъективная оценка информационной карты (хорошо/плохо, правильно/неправильно) с позиции личностных ценностей, принципов, верований, убеждений и норм. Что именно человек будет оценивать (настроение людей или цены в ресторанах) — зависит от его ТИМа. А вот суть оценки зависит от личностных установок, убеждений и стандартов.
Например, ИЭЭ может отметить исключительную открытость и доверчивость жителей города. И в зависимости от личностных убеждений может оценить это качество как чрезмерное недопустимое простодушие или увидеть в этом расслабляюще-комфортную атмосферу для общения.
6. Далее, на основе субъективной оценки, происходит формирование локальных целей, исходящих из полученной информации, и мотиваций (системы доводов и аргументов) в пользу какого-либо решения. Отметим, что информационная структура мотивации будет зависеть от ТИМа, а вот суть и смысл — от личностных убеждений.
Например, ИЭЭ, оценив доверчивость аборигенов как недопустимое простодушие, в зависимости от личностных принципов может считать, что «Простаков надо учить, чтобы иммунитет против людской злости нарабатывали» или «Простаков надо оберегать от людской злости».
Обе мотивации построены на основе одинаковой информации, но имеют разный смысл и приводят к разным решениям.
7. На следующем этапе происходит принятие решения, нацеленного на конкретный результат, и программирование действий для достижения этого результата.
Исходя из вышеприведенного примера, принимается решение «учить» или «беречь» и определяется способ реализации этого решения.
Следует отметить, что собственно желаемый результат продиктован личностными установками субъекта, а вот инструменты, которые буду задействованы для достижения результата, зависят и от личностных установок, и от ТИМа.
Продолжая пример, «учить» или «беречь» ИЭЭ будет, используя возможности ситуации и управляя отношениями с людьми (если решит действовать из Эго), или, например, оказывая волевое давление и настаивая на следовании правилам и соблюдении формальностей (если решит действовать из Супер-эго). Возможно использование инструментария любого блока Модели А. Выбор инструментария определяется личностными факторами, а сам инструментарий в свою очередь определяет экспертность и эффективность реализуемых действий.
8. Завершающим этапом всего процесса является непосредственно совершение действий, реализующих принятые решения. Эти действия, совершаемые человеком в конкретных ситуациях, собственно, и являют собой целенаправленное поведение.
Алгоритм процесса обработки информации
Необходимо подчеркнуть, что этапы 1 и 2 не зависят от ТИМа, этапы 3 и 4 полностью обусловлены ТИМом, а, начиная с 5 этапа, на процесс обработки информации начинают накладываться личностные факторы, которые оказывают весьма значительное влияние на принятие решений и на реализацию этих решений действиями, т.е. на поведение человека.
III. Некоторые выводы из алгоритма обработки информации.
1. Довольно часто приходится слышать претензии к точности существующих описаний ТИМов. Алгоритм обработки информации показывает, почему эти описания не могут быть универсальными и подходить каждому представителю ТИМа с точностью до запятой. Существующие описания ТИМов — это, скорее, описания более-менее усредненного поведения конкретных людей, относимых автором описания к конкретному ТИМу. А поведение человека наряду с ТИМом формирует и личностный фактор, который индивидуален для каждого человека и может меняться с течением времени.
2. Очевидно, что для диагностики ТИМа нужно искать методы, которые позволили бы оценивать процесс обработки человеком информации, происходящий на 3 и 4 этапах. То есть, анализировать параметры обработки информации функциями Модели А и структуру получаемой на основании этого информационной карты.
Однако приходится констатировать факт, что до сих пор широкое распространение имеют методы т.н. «ситуационного» типирования, анализирующие описание человеком своего поведения в рамках ситуации с заданными параметрами
На основании вышеизложенного становится очевидно, что использовать подобные методы нужно крайне осторожно, отдавая себе отчет в том, что выявляемые таким образом проявления 8 и 9 этапов несут в себе значительное влияние личностных факторов, не относящихся к ТИМу. Если уж и спрашивать человека о его действиях в заданной ситуации, то только для того, чтобы уточняющими вопросами, возвращаясь по алгоритму назад, выяснить параметры исходной информации, на основе которой строилась мотивация в пользу продекларированного решения
И в таком случае именно базовая информация, а не конечное решение, будет указывать на ТИМ.
3. Нетрудно заметить, что обработка информации имеет несколько уровней:
— физиологический (1 — 2 этапы),
— ТИМный (3 — 4 этапы),
— личностный (5 — 6 этапы),
— смешанный (7 — 8 этапы).
Информационное взаимодействие между людьми происходит на каждом из уровней. И на каждом из уровней можно наблюдать комфортность или не комфортность информационных отношений.
Обработка информации на физиологическом уровне зависит от функционирования органов восприятия. Очевидно, что коммуникации между людьми зрячими и слепыми, например, затруднены, просто в силу того, что у них уже на уровне восприятия информационные потоки существенно различаются.
Соционические интертипные отношения описывают информационное взаимодействие на уровне ТИМов. То есть характер информационных связей между элементами Моделей А, который показывает, насколько адекватным и благоприятным будет информационный обмен между партнерами в рамках конкретных информационных аспектов.
Информационная совместимость на личностном уровне проявляется в совместимости индивидуально-личностных, локально-социальных и глобально-социальных установок человека. Типичным примером несовместимости партнеров в личной жизни может служить пример несовпадения семейных парадигм.
На «смешанном» уровне определяется совместимость и согласованность поведения людей, которая зависит и от того, в каких интертипных отношениях они находятся, и от того, насколько согласованы их личностные установки. Фактически отношения между людьми (не между ТИМами) формируются именно на этом этапе. Следует иметь в виду, что взаимодействие на каждом конкретном уровне в различных ситуациях для различных людей может иметь разную степень значимости и влияния на общую картину взаимоотношений.
Такой подход наглядно показывает, почему в реальности возникают такие ситуации, когда дуалы не могут найти общий язык. Или когда люди, ТИМы которых находятся в «некомфортных» интертипных отношениях (конфликтные, супер-эго и т.д.), дружат и дорожат друг другом.
Литература
1. Аугустинавичюте А. «Соционика» (в 2-х т). // СПб.: Terra Fantastica, 1998.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, Разум и Поведение». (пер. канд. биол. наук Годиной Е.З.) // М.: «Мир», 1988.
3. Ермак В.Д. «Как научиться понимать людей». // М.: Астрель, 2003.
4. Судаков К.В. Системная организация целостного поведенческого акта // Л.: Физиология поведения, 1987.
5. Судаков К. В. «Системное построение функций человека». // М.: Институт нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, 1999.
6. Удалова Е.А., Бескова Л.А. Уроки соционики, или самое главное, чему нас не научили в школе». // М.: Астрель, 2003.
Новикова В.Ю., 2008 г. /любое воспроизведение текста только с разрешения автора/
Оригинал статьи:
Обсуждение статьи на форуме: https://socionik.com/thread/8611.html