Характеристики социальных ролей
Содержание:
Формирование личности
Факторы
На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.
Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.
Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.
Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.
Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии
Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять
Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту
Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.
Отрочество
Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии
В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.
Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.
Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.
Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования
За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью
Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков
Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно
Социально-психологический климат группы
В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»:
1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач;
2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе;
3. психологический климат, то есть неофициальная сфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
В современной социально-психологической науке малые (референтные) группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Вот уже десятилетия проблемы групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рамках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находятся в центре внимания исследователей многих стран, а число публикаций с результатами их работы давно превысило пятизначный рубеж. Так, известный американский психолог М
Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов:
1) восприятие членами группы отдельных партнеров и группы в целом;
2) мотивация членов группы;
3) групповые цели;
4) организационные (структурные) характеристики группы;
5) взаимосвязь;
6) взаимодействие членов группы.
Индивидуальная социально-психологическая характеристика
Что такое индивидуальная личность? Под этим словосочетанием понимают человека, который обладает определенной долей сознательности и активности, имеет возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни, стиль поведения, жизненный путь и его конечные цели. Чаще всего такой выбор зависит исключительно от внутренних факторов, таких как врожденные и получившие определенный приоритет личностные характеристики, а также его разнообразные психологически качества, формируемые и развивающиеся в течение всей жизни. Помимо этого, стоит отметить тот факт, что на состояние любого индивида, так или иначе влияют его персональные взаимоотношения с другими людьми, которые формируются в процессе его деятельности, производства и потребления определенных материальных благ.
Как уже говорилось, подобно коллективной индивидуальная социально-психологическая характеристика зависима от факторов вроде социальной и политической обстановки, влияния национальных.
Культурных и духовных устоев, отношения между участниками группы, в которую входит сам индивидуум и особенности его деятельности. При этом в момент контакта между двумя участниками, в процессе общения между ними, происходит эффект влияния одного индивидуума на другого, результатом которого может стать формирование некоторой общности, взаимопонимания, или же ее полное отсутствие.
Следует подчеркнуть тот факт, что несмотря на всю важность личностных и естественных качеств индивида, суть любого человека – его социальная природа. Это также подразумевает тот факт, что ни один человек не рождается уникальной и полноценной личностью, а лишь становится ею путем процесса углубленной социализации, адаптации к окружающим его людям, контактов с ними и оценки своей личной позиции
Таким образом, характеристика процесса трансформации живого человека в личность как таковую, во многом зависит от специфики окружающего его социума и ряда его свойств.
В целом любые взаимоотношения в обществе, компании, группе или коллективе, независимо от количества участников, рассматривается с точки зрения психологии как игра с распределением конкретных социальных ролей. Таким образом, мы говорим о том, что толчок к формированию и дальнейшему развитию всех параметров истинной личности задает участие человека с самого рождения в этом огромном «репертуаре», где он не только сталкивается с людьми, исполняющими совершенно разнообразные социальные роли, но также примеряет некоторые из них на себя самого.
С такой позиции совершенно справедливо полагать, что любой человек тем больше приспособлен к существованию в условиях окружающего социума, чем больше различных социальных ролей он способен принять на себя. В результате мы сталкиваемся с постулатом о том, что любой процесс развития личности выступает своеобразным показателем динамики освоения этим индивидуумом определенного количества ролей в социуме.
Специалисты отмечают также некоторое разделение социальных ролей по их характеристикам. Так социальная роль может быть сугубо межличностной или же конвенциальной. Все права и обязанности, которые и формируют специфику социальной роли, при этом являясь в некотором роде стандартизированными, считаются конвенциальными. Примером такой социальной роли может служить статус отца, начальника, преподавателя.
Что касается межличностной социальной роли, то ею считается любой набор прав и обязанностей, специфика которых зависима не от сложившихся в социуме определенных рамок, но он личностных характеристик того, кто принимает на себя эту роль. Таким образом, на специфику формирования и всестороннего развития личности любого индивидуума влияют как личные, так и деловые отношения, при этом социальный статус личности в большей степени определяется его позицией, принятыми социальными правами и обязанностями.
Отличие социальной роли от статуса
Социальная роль – множество действий, которые необходимо совершать человеку, чтобы следовать статусу. Это тот образ, который создает общество и предписывает определенному индивиду, модель его поведения, собранная окружением. Его обязанность – неукоснительно соблюдать правила.
Обратите внимание! Социальный статус можно описать как место, позицию, а роль – действие. Она определяется поведением человека
Цель роли – соответствовать статусу, который представлен определенным уровнем.
Директор компании – социальный статус, наделяющий его властью и возможностью распоряжаться финансами компании. Роль его – руководство. Он должен следить за соблюдением прав и обязанностей сотрудников.
Роль человека в социуме и понятия, связанные с его положением, изучаются обществознанием. Уже в школе дети узнают, как образование, родственные связи и поведение человека определяют его место в жизни, впоследствии обеспечивают достаток и способность влиять на окружение.