Признаки и лечение шизофрении у детей

Формы проявления:

  1. Патологическая тяга к фантазированию. Такое проявление свойственно детям дошкольного возраста, со временем легкие выдумки занимают все большее место в жизни ребенка. Он заменяет реальных людей вымышленными персонажами, в существовании которых абсолютно уверен. Дети перестают трезво оценивать все происходящее, теряя грань между реальной жизнью и фантазией.
  2. Абулия чаще встречается среди школьников-подростков, которые закрываются в себе, постепенно углубляясь в это состояние. Близкие могут не придавать этому значение, списывая все на особенности характера, лень, переживания, переходный возраст и любые другие причины. К такому состоянию постепенно присоединяется апатия, потеря интереса, галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Снижение эмоциональных реакций на происходящее, вплоть до полного их упразднения. Эмоциональный фон снижен до минимального предела.
  4. Разорванное мышление, характеризующееся бессвязным философствованием, зачастую непривязанным к реальной ситуации и текущим событиям.
  5. Гебефреническая форма проявления дает о себе знать благодаря не уместному шутовскому поведению, желанию вызвать у оппонентов позитивную реакцию с помощью гримас, кривляний, неадекватных и странных поступков. Такая чудаковатость сопровождается значительным превышением норм двигательной активности.

Классификации психических расстройств

Международная классификация болезней

В Международной классификации болезней 8-го пересмотра 1967 года в разделе шизофрении (295) была категория (295.8) «Другое». «Другое» (Other) включает в себя: атипичные формы шизофрении (atypical forms of schizophrenia), инфантильный аутизм (infantile autism), шизофрению, детский тип, (schizophrenia, childhood type, NOS), шизофрению указанного типа, не классифицированного по 295.0—295.7 (schizophrenia of specified type not classifiable under 295.0—295.7), шизофреноформный припадок или психоз (schizophreniform attack or psychosis).

В Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9), адаптированная для использования в СССР рубрика «шизофрения, детский тип» носила код 299.91. В оригинальной МКБ-9 на английском 1977 года издания «детский тип шизофрении» (англ. childhood type schizophrenia) кодировался кодом 299.9. Рубрика 299.9 предназначалась для «неуточнённых психозов с началом специфичным для детского возраста», в неё включалась: 1) детский психоз , 2) шизофрения, детский тип , 3) шизофренический синдром детства .

В адаптированной для использования в Российской Федерации версии МКБ-10 детский тип шизофрении включается в раздел F20.8 (другой тип шизофрении), её код — F20.8xx3. В данную подрубрику включаются случаи шизофрении, которые начинаются в детском возрасте и характеризуются своеобразием и полиморфизмом клинической картины. Включаются также возникающие в раннем детстве случаи шизофрении с выраженным олигофреноподобным дефектом (схожая с олигофренией выраженная задержка психического развития).

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам

DSM-III. Американская психиатрическая ассоциация удалила детскую шизофрению.

В американском Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам 2-го издания (DSM-II) «шизофрения, детский тип» кодировалась кодом 295.8. Код 295.8, обозначенный как «шизофрения, детский тип», предназначен только для США. Код МКБ-8 295.8 — «Шизофрения, другое». Основные характеристики детской шизофрении, описанные в руководстве: наступление до половой зрелости, аутистичное и замкнутое поведение, неспособность развития идентичности отдельно от матери, инфантильность, неадекватность в развитии.

«Шизофрения, детский тип» была успешно удалена из DSM-III (1980), а в Приложении «C» Американская психиатрическая ассоциация написала: «в настоящее время нет способа предсказать, какие дети будут развивать шизофрению как взрослые». Вместо детской шизофрении они предложили использовать «инфантильный аутизм» (299.0x) и «первазивное расстройство развития с началом в детстве» (299.9x).

В DSM-III-R (1987), DSM-IV (1994), DSM-IV-TR (2000), DSM-5 (2013) нет «детской шизофрении». Обоснованием такого подхода было то, что, поскольку клиническая картина шизофрении взрослых и детской шизофрении одинакова, детская шизофрения не должна быть отдельным расстройством.

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также  речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей     

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики  детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами. При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание. Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение             

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

Еще статьи по данной теме:

• Шизофрения у мужчин  • Шизофрения у женщин

Формы

Статистика свидетельствует, что примерно у 69% детей раннего и дошкольного возраста заболевание начинается в возрасте до 3 лет. Шизофрения у ребенка 2 лет вполне может появиться. У 26% малышей недуг развивается между 3 и 5 годами. У остальных детей заболевание диагностируется в 5—8 лет. Чаще всего выявляется шизофрения у мальчиков. Девочки реже сталкиваются с этим расстройством.

Шизофрения раннего и дошкольного возраста подразделяется на несколько форм:

  • злокачественно текущая;
  • непрерывно-прогредиентная;
  • вялая.

В 1,5—2 года начинает развиваться такая шизофрения у ребенка. Симптомы включают в себя угасание психической активности, уменьшение интереса к играм, исчезновение эмоциональной привязанности и стремления к общению. Больной перестает развлекать себя игрушками. Его игры заключаются в однообразном размахивании, постукивании неигровыми предметами (железками, палочками, веревочками).

Для этой формы шизофрении характерно возникновение симптомов заболевания в возрасте 5—9 лет. У детей появляется подозрительность и недоверчивость. Они могут отказываться от дружбы с другими малышами, аргументируя это тем, что отнимут все игрушки. В некоторых случаях появляется бредовая настроенность в отношении родителей.

При непрерывно-прогредиентной форме дети могут непроизвольно фантазировать. При заболевании появляются зрительные и слуховые галлюцинации. К ним присоединяются переживания, возникающие во сне.

Для вялой формы шизофрении еще характерны следующие проявления:

  • снижение аппетита;
  • нарушение темпа речи;
  • расстройства сна;
  • немотивированные страхи, связанные со сказками, фантазиями, которые впоследствии часто провоцируют появление идей преследования.

С родителями ребенок расстается легко. Некоторые дети не отпускают своих мам и пап, но подобное поведение у них наблюдается лишь из-за переживаемых страхов. В некоторых случаях у детей проявляются такие признаки, как жестокость, злобность, агрессия, садизм.

Шизофрения имеет множество форм, некоторые из которых легко перепутать между собой:

  • Простая (вялотекущая) шизофрения. Особенностью является постепенное начало, как правило, в возрасте 12-14 лет, и может медленно прогрессировать на протяжении всей жизни. Больные становятся замкнутыми, появляется двойственность суждений, нарастает апатичность и ненависть к окружающим. Характерна «фамильная ненависть» — агрессия по отношению к своим родителям. А теперь скажите, похоже ли это на шизофрению или же на подростковый максимализм и гормональные изменения? Галлюцинации и бредовые суждения могут быть выражены незначительно;
  • Параноидная. Ведущим симптомом является бред преследования, иногда – бред ревности. Часто встречаются слуховые галлюцинации, реже – зрительные. Голоса могут быть как нейтрального, так и насильственного характера;
  • Гебефренная — юношеская шизофрения. Пик заболеваемости приходится на 14-16 лет, у подростков отмечается манерность, изменение в поведении, неспособность выполнять повседневные дела, агрессивность, разорванность речи мышления, слуховые галлюцинации;
  • Кататоническая. Выражается в апатичности, ступоре, застывании в одной позе, часто присутствуют галлюцинации. После ступора наступает возбуждение с неконтролируемым копированием чужих высказываний, движений, мимики, жестов;
  • Недифференцированная. Смешанная форма, у которой нет ярко выраженной симптоматики;
  • Постшизофреническая депрессия — после дебюта шизофрении у человека начинается депрессивный синдром, симптомы которого выступают на первое место. А, как известно, при депрессии также возможны галлюцинации и бредовые переживания;
  • Остаточная. Симптомы шизофрении размыты, однако сохраняется эмоциональная холодность и тупость.

Лечение заболевания

Шизофрения – это хроническое психическое расстройство, которое не лечится самостоятельно. Терапия заболевания у подростков имеет некоторые отличительные черты, это связано с тем, что патологические изменения в синтезе нейронов головного мозга имеют врождённый или наследственный характер. Если в точности следовать советам и рекомендациям врача и придерживаться назначенной схемы лечения, можно достичь стойкой ремиссии. При выявлении хотя бы нескольких тревожных симптомов следует как можно скорее посетить врача и при подтверждении диагноза начать лечение.

Появление шизофрении в подростковом возрасте осложняется гормональным созреванием

Для успешного лечения подросткового расстройства психики применяют медикаментозную терапию в сочетании с психотерапевтической. Как правило, врачом назначаются следующие лекарственные препараты:

  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства.

В самых тяжёлых случаях медики прибегают к лечению электрошоком. Данный метод может быть использован только на подростках и людях старшего возраста. Электрошок используется для того чтобы в короткий срок вывести пациента из состояния тяжёлой депрессии. Сама методика подразумевает воздействие на головной мозг коротких разрядов электрического тока. Перед процедурой больному дают медикаменты для расслабления мускулатуры и вводят в сон. Такая терапия способна спасти пациента и от сильной депрессии, в том случае если имеются суицидальные наклонности.

В последние годы набирает популярность методика самовыражения, в которой подросток может заниматься танцами, рисованием и прочими видами творчества. В случае когда лечение приносит свои плоды и у шизофреника появляется стойкая ремиссия, он может спокойно заниматься в учебном учреждении, где для таких детей имеется упрощённая программа. В сезоны обострения болезни обучение продолжают на дому. В особо сложных ситуациях детей больных шизофренией госпитализируют.

Патогенез (причина)

Нет никакой известной причины или причин шизофрении, однако это наследуемое расстройство.

Несколько факторов окружающей среды, включая перинатальные осложнения и пренатальные материнские инфекции, могут вызывать шизофрению. Эти факторы в большей степени или частоте могут привести к более раннему началу шизофрении. Возможно, генетическая предрасположенность также является важным фактором, сообщалось о семейных психических заболеваниях у лиц с детской шизофренией.

Нейроанатомия

Исследования нейровизуализации обнаружили различия между использующими лекарства мозгами людей с шизофренией и мозгами обычного человека, хотя исследование не знает причины появления различий. У детей с шизофренией наблюдается более высокая потеря мозгового серого вещества в подростковом возрасте.

Характерные признаки злокачественной формы

Этот вид шизофрении имеет особо тяжкие последствия. Он не просто затормаживает психическое развитие ребенка: происходит полная деградация, все процессы возвращаются к начальному этапу. Прежде всего, это отражается на эмоциональном состоянии ребенка.

Как выглядит шизофрения у детей? Его ничего не радует, он пребывает в состоянии уныния, постоянно обижается и сохраняет в себе это чувство на длительное время. Родители, родственники не вызывают у ребенка жизнерадостности и положительной энергетики. Он постоянно замкнут и мало интересуется происходящими событиями вокруг него.

Распознать первые признаки проявления детской шизофрении можно в годовалом возрасте, а к семи годам болезнь обретает законченную форму. Хотя возраст может быть снижен в зависимости от тяжести течения, симптомы развиваются очень быстро.

Развитие ребенка постепенно откатывается назад: он не может убрать за собой, самостоятельно одеться, не воспринимает никаких новых игр, наоборот они его раздражают и вызывают отрицательные эмоции.

Например, в возрасте 7 лет его потребность удовлетворяют примитивные игрушки годовалого ребенка. Ребенок-шизофреник не желает разговаривать, его речь становится отрывистой и трудной к восприятию, хотя ранее он хорошо изъяснялся и ясно выражал свои мысли.

Со временем он может вообще утратить разговорные навыки. Моторика также деградирует. Ему уже требуется посторонняя помощь в мелких бытовых вопросах: умыться, покушать, достать игрушку.

Вместе с тем для такого состояния характерны новые проявления в поведении, например, монотонное длительное раскачивание, сидя или стоя, в одном направлении. Полный процесс деградации возможен лишь при постоянном течении болезни, а при приступах такие необратимые последствия могут наблюдаться только у 70% носителей такой формы шизофрении.

Терапия

Больным с диагнозом «детский тип шизофрении» назначают антипсихотические препараты. Хоть воздействие данных лекарств на детей значительно менее изучено, чем на взрослых, они широко используются при лечении данного заболевания. Антипсихотическое действие лекарств проявляется обычно не сразу, а через несколько дней или недель: симптомы шизофрении (например, «голоса», странные ассоциации) ослабевают, а иногда полностью исчезают. В относительно редких случаях антипсихотические препараты не оказывают никакого действия.

Существующие методы лечения детской шизофрении следуют аналогичному подходу к лечению шизофрении у взрослых. Хотя способы лечения в этой популяции в значительной степени недооцениваются, использование антипсихотических лекарств обычно является первой линией при лечении симптомов психоза.

Мадаан пишет, что исследования сообщают об эффективности типичных нейролептиков, такие как тиоридазин, тиотиксен, локсапин и галоперидол, очень большая частота побочных эффектов, таких как экстрапирамидные симптомы, акатизия, дистония, седация, повышенный пролактин, поздняя дискинезия.

Особенности лечения детей

Данное заболевание больше всего затрагивает лобную долю головного мозга, у животных эта часть мозга неразвита, она отвечает за множество сложных процессов, таких как речь, мыслительные акты. На результатах томографии больных шизофренией видны отклонения в развитии мозговых структур, это совокупность сложных взаимосвязанных процессов, потому-то шизофрения у детей так нелегко лечится. Это заболевание требует комплексного подхода с использованием препаратов, психотерапии и поддерживающих методов

На первом этапе терапии важно объяснить пациенту и его семье, что означает этот диагноз, какие лечебные мероприятия надо проводить для высокой эффективности результата. Маленьких детей лечить сложнее, они практически не поддаются психическому внушению и плохо переносят лекарства

Проявления болезни в раннем возрасте можно контролировать с помощью препаратов, но полностью вылечить ребенка практически невозможно. При галлюцинациях часто помогают препараты лития. С аминазином нужно быть осторожными, он имеет сильные побочные эффекты. Часто назначают вспомогательные препараты: антидепрессанты, антипсихотики, противосудорожные. Многим детям для восстановления речи помогает работа с логопедом-дефектологом. Полезной может оказаться и терапия, основанная на эмоциональном контакте с животными. Облегчить симптоматику аутизма при шизофрении можно с помощью АВА-терапии. Это программы поведенческой психотерапии, которые учат ребенка себя успокаивать, расслабляться, находить контакт с окружающими. С годами психотерапии и приема лекарств состояние улучшается по мере формирования психики. Если на первых этапах лечения ребенок попадает в больницу по 4–6 раз в год, то со временем стационарное лечение проводится раз в полгода.

Как протекает болезнь

Поскольку каждый ребенок – это индивидуальность, то нельзя установить общий стандарт психического развития, а любое отклонение от него – патологией. В этом и состоит сложность установления диагноза.

К тому же у многих шизофрения проявляется временами, приступами. Такое течение характерно более чем для 60% больных. У мальчиков болезнь не имеет яркой выраженности, но отличается стабильностью и постоянным прогрессом.

Такое развитие наблюдается у каждого четвертого пациента дошкольного возраста. У девочек болезнь носит приступообразный, но ярко выраженный характер. По данным медицинской статистики каждый третий ребенок с установленным диагнозом, имеет тяжелую форму из-за выраженной повышенной олигофрении.

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Возраст

В МКБ-9, адаптированном для использования в СССР, указывалось требование возраста для постановки диагноза: до 14 лет включительно. По другим данным, детский тип шизофрении расценивается таковым до 12—15 лет. В американском психиатрическом руководстве по расстройствам шизофренического спектра указан возраст детской шизофрении: до 13 лет («very early onset schizophrenia» (VEOS) «очень раннее начало шизофрении» и «childhood-onset schizophrenia» (COS) «начало шизофрении в детстве») только признаются детским типом шизофрении.

В работах Т. П. Симеон, Е. С. Гребельской, В. П. Кудрявцевой была показана возможность возникновения шизофрении в очень раннем возрасте (даже в 2 года).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector