Гении с синдромом саванта: прошлое, настоящее, будущее

Что такое синдром саванта

Синдром The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future — это состояние, при котором люди с тяжёлыми психическими расстройствами (тем же аутизмом) и серьёзными нарушениями развития демонстрируют ярко выраженную гениальность в какой‑то узкой области. Например, в математике, или просто обладают феноменальной памятью.

Этот талант специалисты называют «островком гениальности». Таким образом подчёркивая, что гениальность в случае саванта окружена тёмным океаном бессознательности, неспособности контролировать себя, разумно мыслить.

Впервые термин «савант» использовал британский учёный Джон Лэнгдон Даун (именно он описал синдром Дауна) в 1887 году. Тогда же лиц с коэффициентом интеллекта ниже 25 стали называть «идиотами». И Джон Даун сыграл на контрасте.

Он рассказал об удивительных случаях из своей практики — умственно неполноценных детях, один из которых наизусть цитировал труд «Взлёт и падение Римской империи» (причём легко повторял текст от начала к концу и наоборот), а другие великолепно рисовали или считали. Доктор Даун назвал таких детей «идиотскими учёными» (idiot savants; savant по‑французски — «учёный»).

Затем исследователи обнаружили, что термин некорректен. Практически у всех савантов IQ хоть и низок, но всё же выше 40. Определение заменили на «аутичный учёный» (autistic savant) — поскольку у многих савантов проявлялись признаки расстройств аутистического спектра.

Но и от этого варианта отказались, когда выяснилось, что аутизмом страдают The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future лишь около 50% савантов (по некоторым данным Savant Syndrome FAQs — до 75%). У других же присутствуют иные формы психических нарушений или повреждения центральной нервной системы (ЦНС).

В итоге учёные ограничились термином без эпитетов — синдром саванта, или савантизм.

Краткое описание отклонения

Синдром саванта – патологическое состояние, при котором человек с глубокой ментальной инвалидностью демонстрирует выдающиеся способности в какой-либо сфере деятельности:

Музыка. Способность с точностью воспроизводить когда-либо услышанную композицию. Умение виртуозно играть на музыкальных инструментах (обычно клавишных);

Изобразительное искусство

Создание картин или скульптур, поражающих вниманием к каждой детали и скоростью создания;

Точные науки. Невероятный математический дар: умножение в голове трехзначных чисел, мгновенное запоминание рядов цифр и т.д

При этом пациенты не способны объяснить алгоритм произведения арифметических действий;

Гуманитарные науки. Знание назубок целых поэм и романов с точностью до отдельного слова. Быстрое освоение иностранных языков;

Конструктивный дар: способность возводить модели высокой степени сложности и фантазии;

Прочие способности: умение на глаз определять расстояние между пунктами в натуре, поразительное чувство времени и т.д.

Савантизм, что это такое?

Мы продолжаем знакомиться с редкими синдромами/нарушениями/явлениями. Сегодня поговорим про «остров гениальности», который наблюдается на фоне общей недостаточности.

Синдром саванта встречается у людей, больных аутизмом и другими психическими заболеваниями. Савантизм наблюдается у люц с отклонениями в развитии, которые имеют так называемый «остров гениальности», то есть выдающиеся способности в той или иной области знаний. Тогда на фоне общей ограниченности личности возникают, например, невероятные музыкальные или художественные способности, феноменальная память, талант в построении сложных трёхмерных моделей, арифметике, геометрии, картографии или в любой другой сфере.

Савант способен повторить несколько страниц услышанного всего один раз текста, пропеть все арии, которые он впервые услышал в опере, правильно умножать в уме многозначные числа, начертить карту города, единожды пролетев над ним, поминутно расписать день, который был несколько недель назад, или с точностью называть дни и числа календаря на любой год.

У савантов также отмечаются и способности к изучению иностранных языков, к различению всевозможных запахов, обострённое чувство времени. Но при этом остальные умственные способности могут находиться на очень низком уровне развития. То есть на фоне высоких художественных, музыкальных, лингвистических или механических талантов отмечается полное неведение, вплоть до незнания своего имени или дня рождения.

Какие они, саванты?

Люди с синдромом саванта живут в своем выдуманном мире. Как правило, они не общительны, речь их не богата, им зачастую трудно построить предложение и выразить свою мысль. Помимо нарушений речи и движений наблюдаются и особенности, характерные для аутизма, такие как избегание зрительного контакта и прикосновений.

Кроме того, савантизму сопутствуют физическое и умственное отставание, различные психические нарушения, аутизм, синдром Дауна, нарушения функционирования мозга.

В бытовой жизни саванты испытывают массу трудностей, они с трудом познают окружающий мир, обслуживают себя (не могут самостоятельно поесть, одеться, делать покупки, общаться с окружающими).

Синдром может быть как генетическим, так и приобретённым. Савантизм относится к редким явлениям (из 67 миллионов человек с аутистическими расстройствами имеют савантизм лишь 50 из них).

Каковы причины возникновения савантизма?

Синдром является вторичным явлением, он может возникнуть на фоне детского аутизма, синдрома Аспергера, умственной отсталости. Зачастую савантизм возникает из-за генетических нарушений и может передаваться по наследству.

К синдрому саванта также могут приводить черепно-мозговые травмы или заболевания головного мозга.

До конца ещё не изучены все причины, которые могут приводить к синдрому, но уже известно, что мужчины болеют чаще женщин в пять раз.

Кто находится в группе риска?

Способствовать появлению савантизма могут как генетическая предрасположенность, недоношенность ребёнка, маленький вес малыша при рождении, возраст родителей при зачатии после 40-50 лет, патология беременности и родов, так и перенесённые инфекции и заболевания мозга, недостаток витаминов.

Как же выглядит савантизм?

В одной из серий известного сериала «Доктор Хаус» освещается проблема савантизма.

Кроме того, актер Дастин Хоффман получил премию «Оскар» за роль саванна в фильме «Человек дождя».

Известные саванты

Ниже представлены четыре наиболее ярких примера людей с синдромом саванта.

Ким Пик

Американец с феноменальной памятью и скоростью чтения. Прочитывал одну страницу за 5 секунд. Запоминал до 98% прочитанной информации. За всю жизнь прочёл более 12 000 книг и хранил в памяти каждую из них. Однако изначально ситуация не была такой радужной.

Родился Ким с черепно-мозговой грыжей, непропорционально большой головой и отсутствием мозолистого тела, которое соединяет два полушария головного мозга. Но, несмотря на это, он научился читать в 16 месяцев! В 3 года активно читал газеты и узнавал смысл незнакомых слов в толковых словарях. К 7 годам наизусть выучил библию.

В школу Кима не приняли. Обучал его отец на дому. В 14 лет он полностью освоил школьную программу, но диплом ему не выдали из-за инвалидности. К 18 годам успел поработать бухгалтером в общинном центре мормонов и прочитать все произведения Уильяма Шекспира.

Постепенно Ким составил для себя список интересующих его тем, в который входили американская история, спорт, освоение космоса, литература, классическая музыка и география. Он держал в памяти карту всей страны и мог посоветовать, как лучше проехать из одного города в другой в любом штате.

Имел низкий тонус мышц и до 4 лет не мог ходить. Испытывал проблемы с удовлетворением бытовых нужд (не мог застегнуть пуговицы на рубашке). Был неспособен понять смысл пословиц и поговорок. Однако вполне хорошо понимал смысл информации и был довольно остроумен, несмотря на савантизм.

Ким Пик стал прообразом главного героя в фильме «Человек дождя», получившего «Оскар» и «Золотой глобус». Умер от инфаркта в 2009 году, прожив 58 лет.

Стивен Уилтшир

Диагностировали Стивену синдром саванта ещё в 3 года. До 5 лет он не мог разговаривать. В 5 лет был зачислен в лондонскую школу Queensmill. Несмотря на проблемы со здоровьем, преподаватели разглядели в нём интерес к рисованию и стали с ним усиленно заниматься.

Первым его словом стало слово «бумага». С тех пор он не переставал создавать настоящие произведения искусства. Например, в 13 лет он нарисовал точный эскиз вокзала Сент-Панкрас, хотя видел его всего лишь один раз из иллюминатора самолёта с высоты более чем 500 метров.

В 1987 году Уилтшир попал в передачу под названием «Глупые Мудрые» о детях с синдромом саванта, проводимую телекомпанией BBC, в результате чего огромное количество людей со всего мира стали заказывать у него картины.

Дерек Паравичини и Дэниел Таммет

Дерек родился на 25 неделе беременности вместе со своей сестрой-близнецом, которая не выжила. Чрезмерное поступление кислорода в мозг во время оксигенотерапии сделало его слепым и стало причиной аутизма. Но это не помешало ему стать известным музыкантом.

Уже в 2 года он начал играть на пианино. В 5 лет поступил в школу слепых и проявил там свой абсолютный музыкальный слух. В 7 лет дал первый концерт. В 9 лет был удостоен премии Бернарда (Barnardo’s Children’s Champion Award) из рук самой принцессы Уэльской. Является племянником бывшего мужа нынешней герцогини Корнуольской.

Что же касается Дэниела Таммета, то сам он описывает себя как «сверхработоспособного саванта-аутиста». Родился он в 1979 году. Был самым старшим ребёнком в семье из 9 детей. В 4 года перенёс сильнейший эпилептический припадок, после чего стал запросто производить вычисления с многозначными числами. Мог разделить 13 на 97 и определить сто знаков после запятой без особого напряжения. Знает 11 языков и 22 514 знаков после запятой в числе Пи.

Так к чему все это? А к тому, что никакие препятствия не страшны (даже аутизм и савантизм), если у человека есть сила воли, хорошее окружение и талант к какой-либо деятельности. Не обязательно читать 10 000 слов в минуту или оперировать в уме числами из ста знаков. Главное – совершенствовать свои сильные стороны и никогда не сдаваться, тогда будут и выдающиеся жизненные результаты, и удовлетворенность самой жизнью. Думаем, люди, о которых мы рассказали, являются ярким примером этого.

Желаем вам удачи и веры в себя!

Советуем также прочитать:

  • Синдром Диогена
  • Путеводная звезда скорочтения: методика Павла Палагина
  • 25 людей с самым высоким уровнем интеллекта в мире
  • Способы научиться ценить искусство
  • Синдром Мюнхгаузена
  • Интеллектуальные суперспособности
  • Интеллектуальные суперспособности. Выбери свою!
  • Как стать хорошим читателем
  • Некоторые научные исследования суперинтеллекта
  • Синдром Стендаля

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Мнемотехники

Известные больные

Некоторые пациенты смогли стать всемирно известными благодаря своему таланту:

  • Орландо Серрел (1968 г.р.). Родился обычным здоровым мальчиком и не проявлял особых способностей до 1979 года, когда получил серьезную травму во время игры в бейсбол. С тех пор он стал поражать окружающих феноменальной памятью: он может с детальной точностью рассказать, какая была погода в любой из прожитых им дней;
  • Джон Саркин (1953 г.р.). Американский художник-самоучка. Родился в состоятельной семье и получил диплом биолога. Но в 35 лет он получил повреждение мозга из-за резкого расширения местных кровеносных сосудов. После травмы магистр биологии с удивлением открыл для себя талант художника, который по достоинству оценили журналы «Нью-Йорк Таймс», «GQ» и др.;
  • Темпл Гардин (1947 г. р.). Болезнь развилась после травмы в возрасте двух лет. Однако это не помешало ей стать профессором зоологии и посвятить свою жизнь изучению поведения животных;
  • Ким Пик (1951–2009). Пожалуй, самый известный больной, чья биография вдохновила Барри Левинсона на гениальную кинокартину («Человек дождя»). Несчастный мог запоминать более 90% воспринятой информации, но никогда не жил полноценной жизнью.

Лечат ли синдром саванта?

Терапия данного синдрома возможна у врача психиатра, но стоит сказать, что особого лечения болезни не существует. Главное — адаптировать человека к нормальной жизни в социуме и улучшить его эмоциональное и физическое состояние. Лечение медикаментами обычно не применяется.

Каждая уникальная способность, которая была обнаружена у ребенка, требует особого отношения. Иногда действия педагогов приводят к утрате всех способностей детей

Именно поэтому важно найти действительно квалифицированного специалиста

Коррекционные мероприятия

Прежде всего больных следует адаптировать к жизни в социуме с другими людьми, улучшить их эмоциональное и психологическое состояние. Для этого обычно назначают физиотерапию, развивающие программы и редко медикаментозное лечение.

Для социализации детей подходит арт-терапия, сказкотерапия, музыкальные занятия, физкультура и сеансы расслабляющего массажа. Позже подростков приобщают к общественной деятельности и совершенствуют их физическую форму. Также проводятся занятия по развитию речи.

Помимо всего этого больному следует вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Обычно после такого лечения симптомы болезни отступают, человек начинает вливаться в настоящую полноценную жизнь.

Приобретенный талант

Одно или даже несколько из перечисленных качеств, по всей видимости, может получить любой человек без больших усилий со своей стороны, если ему «повезет». Как получить синдром саванта? Достаточно, например, получить тупым предметом в переулке по голове, неудачно нырнуть в бассейн, перенести геморрагический инсульт или, конечно же, попасть под удар молнии. Однако, вероятность такого «везения» не высчитает и савант, так как голову ежедневно травмируют тысячи, а способностями к математике и рисованию после этого блеснул пока только продавец матрацев Джейсон Пэджетт, сильно избитый сентябрьской ночью 2002 г. на выходе из караоке-бара. Помимо проблем со здоровьем, бывший 31‑летний любитель выпить и попеть приобрел «геометрическое мышление». Он стал видеть окружающий мир в целом и математические формулы в частности как совокупность линий и геометрических фигур. В итоге Пэджетт профессионально занялся теорией чисел.

Описан случай 9‑летнего мексиканского мальчика, раненного пулей в левую височную область при ограблении. Помимо того, что у него случился правосторонний паралич, он еще разучился говорить, читать, писать и считать. В плюсе: перестал теряться в незнакомой местности (всегда знал дорогу к новому дому при частых переездах семьи), начал отлично чинить и совершенствовать всевозможные механические устройства и с фотографической точностью перерисовывать увиденное.

Возрастные дегенеративные заболевания головного мозга обычно ставят крест на карьере художника. Однако бывает и наоборот: в 1998 г. Брюс Миллер с соавторами описали в журнале Neurology пять случаев внезапного желания и умения рисовать у пациентов с лобно-височной деменцией, причём навык развивался параллельно с тяжестью заболевания. При проведении однофотонной эмиссионной компьютерной томографии у пациентов было выявлено преимущественное поражение левых отделов мозга.

Коэффициент интеллекта

Точно определить, насколько высокий IQ у вос Савант, очень сложно, так как науке известно очень малое число людей с таким интеллектом. Поэтому по результатам различных тестов коэффициент интеллекта вос Савант определяется как 167+, 186, 218, 228 и 230. Вос Савант утверждает, что прошла свой первый тест на интеллект (шкала Стэнфорд — Бине) ещё в 1956 году, когда ей было всего 10 лет. Тогда её результат составил 228 (иногда указывается округлённое значение — 230). В зрелом возрасте по результатам так называемого Мега-теста, разработанного академиком Рональдом К. Хефлином (англ. Ronald K. Hoeflin), её IQ составил 186. Такое резкое «падение интеллекта» на самом деле объясняется тем, что эти два теста используют разные шкалы. Шкала Стэнфорд — Бине определяет уровень IQ, а Мега-тест — отклонение IQ от среднего уровня; уровень интеллекта 228 по шкале Стэнфорд — Бине соответствует отклонению IQ 188, а отклонение IQ 186 соответствует уровню 224.

С 1986 по 1989 год вос Савант входила в книгу рекордов Гиннесса как обладательница самого высокого IQ. Хотя её IQ является одним из самых высоких из зарегистрированных в мире, утверждение, что она является самым умным человеком на планете или гением, очень спорно, так как общепризнанного способа, позволяющего определить, насколько умён человек, не существует. К тому же сам факт того, что далеко не все люди проходили тест на IQ, уже говорит о возможности существования более умного человека с более высоким IQ по меркам этих тестов. Сама вос Савант считает, что интеллект включает так много компонентов, что попытки точно измерить его бесполезны.

Мэрилин вос Савант входит в общество Менса и Общество Прометея, объединяющие людей, обладающих высоким IQ.

4 Клинические проявления

Для пациентов, страдающих данным расстройством, затруднительны самые элементарные, на первый взгляд, бытовые действия: поесть, одеться, сходить в магазин, выбрать покупку, обратиться с вопросом к незнакомому человеку. На этом фоне отмечаются способности вплоть до гениальных в отдельно взятых узких областях.

Сверхспособности могут касаться следующих сфер:

  • память (человек может безошибочно пересказать большие объемы текста, услышанного однажды, или нарисовать по памяти план местности, где когда-то бывал);
  • математика (савант умеет производить в уме сложные вычисления);
  • пространственное мышление (пациент может по памяти воспроизвести трехмерную модель предмета, который видел когда-то);
  • механика (способность изобретать и воспроизводить различные механизмы).

Области знаний, в которых люди с данной аномалией показывают удивительные таланты, ограничены. Как правило, это объясняется феноменально развитой памятью, на основе которой и развиваются математические, музыкальные, художественные, лингвистические таланты, способность к механике и ориентации в пространстве при отсутствии зрения. Выдающееся развитие памяти позволяет запоминать массу мелких деталей и нюансов наряду с главными событиями и держать в уме огромный объем информации, абсолютно не вникая в ее смысл.

При синдроме Саванта характерны следующие сопутствующие симптомы и расстройства:

  • недоразвитие умственное и физическое;
  • эпилепсия или эпилептиформный синдром;
  • расстройства аутистического характера;
  • наличие участков мозга, имеющих аномальную структуру;
  • низкий уровень общего интеллекта, являющийся фоном для “островков гениальности”;
  • нарушение речи;
  • двигательные стереотипы.

Люди, страдающие данным расстройством, некоммуникабельны, избегают контактов с людьми, в том числе и тактильных, испытывают проблемы при выражении собственных мыслей, социализация их в обществе нарушена.

Сверхспособности гениев с ограниченным развитием

Наиболее часто при наличии данного синдрома проявляются следующие сверхспособности:

  • феноменальная память;
  • лингвистические способности;
  • математические способности;
  • музыкальные способности;
  • изобразительное искусство;
  • великолепная ориентация в пространстве;
  • способность к конструированию и техническим наукам.

Память таких одарённых людей имеет конкретно-ситуативную направленность, они могут запоминать большой объём информации, встретившись с источником всего один раз. Так, многие саванты, которые ни разу не играли на музыкальных инструментах, единожды услышав музыкальную мелодию, могут с лёгкостью воспроизвести её на фортепиано. Другим примером может послужить случай талантливой американской школьницы, которая меньше чем за минуту могла прочитать книгу и слово в слово пересказать её содержимое. Однако память гениальных савантов всё же имеет некоторую особенность, среди всей информации она выделяет не только главные факторы, но и второстепенные, что порождает определённые сложности в синтезе событий в целом. Также савантам довольно трудно сгруппировать информацию касательно жизненного опыта.

Существуют научные факты, доказывающие, что большинство гениев с ограниченными психическими возможностями, несмотря на невероятные способности к запоминанию, не понимают истинный смысл информации. Данное явление получило название «словесное склеивание», так как при подаче информации многие испытуемые пропускали некоторые существенные факты.

Один японский юноша, с детства страдающий аутизмом, в 15-летнем возрасте начал проявлять невероятные способности к изучению языков. К 20 годам молодой человек знал уже более десятка языков мира, причём его лингвистические способности с каждым годом увеличивались. Другим примером склонности к языкознанию на фоне общих психических отклонений может послужить американский школьник Кристофер, который к подростковому возрасту владел 20 языками и мог свободно переводить тексты. Ещё в полугодовалом возрасте у мальчика было обнаружено локальное повреждение головного мозга, затрудняющее общее развитие. В 6-летнем возрасте ребёнок с лёгкостью разговаривал на нескольких языках, причём мог читать слова с обратной стороны.

Одной из наиболее часто встречающихся сверхспособностей савантов является умение проводить сложнейшие арифметические вычисления. Так, самые известные американские близнецы-саванты могли с точностью определить на какой день недели придётся та или иная дата в ближайшие несколько столетий. Психологи тщательно исследовали математические способности мальчиков и пришли к общему мнению, что у них образовался специальный шаблон календарных подсчётов, основой которого являлись не арифметические вычисления, а визуальные представления. Иными словами, одарённые дети буквально видели перед собой календарь, предположим 3000 года, и могли с лёгкостью назвать любой день недели и число, на которое он приходится.

Некоторые гении обладают настолько великолепным слухом и музыкальным даром, что могут сыграть мелодию, услышанную ими всего один раз, причём многие из них вообще не владеют музыкальными инструментами. Так, один из первых, зарегистрированных в истории савантов, по прозвищу «Слепой Том», был слепым и болел аутизмом, но это не помешало ему восхитительно играть на фортепиано и стать одним из самых богатых афроамериканцев в рабовладельческие времена.

Немало среди людей с синдромом саванта и талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Все они обладают прекрасной визуальной памятью, креативным воображением и фантазией. Английский знаменитый картограф и художник С. Уилтшир, страдающий умственной отсталостью, запросто может нарисовать пейзажи и окрестности мест, которые видел с высоты, находясь в вертолёте.

Среди других необычных способностей людей с синдромом саванта можно выделить гиперощущение запахов, чуткое восприятие времени и пространства, видение внутренних органов человека и другие.

Как лечить патологическую ревность

Что касается лечения патологической ревности, то в некоторых случаях оно бывает довольно затруднительным. Пациент, которому предлагают лечение, часто не считает свое состояние болезнью, и поэтому может не воспринимать и не выполнять указания врача.

Первостепенно необходимо лечение основного психического расстройства, на фоне которого проявляется патологическое поведение. Как говорилось выше, это может быть психоз или шизофрения.

При невротических отклонениях и личностных расстройствах назначается психотерапия. Данная процедура предполагает снять напряжение у больного, сделать его спокойнее и поговорить открыто с партнером на волнующую тему. Также существуют различные методики, которые позволяют уменьшить чувство ревности и сделать больного менее агрессивным.

Если же вышеперечисленные методы не эффективны и приступы агрессии сопровождаются насилием, рекомендуется госпитализация пациента. В особо сложных случаях некоторое время рекомендуется проживание отдельно.

Новости

Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. savant — «учёный») — редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность — феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен с ходу повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен (не исключено, что в некотором роде так оно и есть). Или запросто сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вильтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценностъ, вплоть до умственной отсталости. Именно за роль Рэймонда Бэббита, аутичного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актёр долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности, Кимом Пиком. Очередным примером травматического генеза синдрома Саванта является 40-летний житель Колорадо Дерек Амато. Тягу к музыке Дерек начал испытывать после того, как пришел в себя после неудачной попытки искупаться в бассейне. В результате трагического прыжка он попал в больницу и ему пришлось восстанавливаться две недели, после чего мужчина… неожиданно сел за фортепиано и начал играть. Открывшиеся музыкальные способности Амато (до этого он знал лишь несколько гитарных аккордов) перевернули всю его жизнь. На протяжении многих лет у американца не было ни работы, ни дома. Дерек Амато жил в своей машине и не особо думал о завтрашнем дне. Он совершенно не предполагал, что в один прекрасный момент проснется богатым и знаменитым. После травмы головы, из-за которой американец частично потерял память и слух, к нему стали приходить странные видения. Амато рассказывает, что в его мозгу постоянно мелькают черные и белые квадраты, которые очень похожи на клавиши фортепиано. Садясь за музыкальный инструмент, он просто повторяет комбинации, которые запомнил во время галлюцинаций. Сначала Дерек импровизировал лишь в доме приятеля, у которого стояло фортепиано. Получив признание в близком кругу, Амато решил покорять широкую публику. Сейчас мужчина записывает свой второй альбом. У него по-прежнему нет даже среднего образования (школьный аттестат Дерек не получил, так как недоучился), но зато Амато научился играть на семи инструментах. Сегодня у бывшего неудачника есть и слава, и деньги. Правда, за них ему приходится жестоко расплачиваться – после удара о дно бассейна Дерека Амато регулярно мучают головные боли, а память и слух за 6 лет, прошедших после судьбоносного падения, восстановились не до конца.

Новости → 3D модель черепа для подготовки к реконструктивной операции

Новости → История профессии врача-нейрохирурга, или как стать хорошим врачом

Новости → Круглый стол, посвященный нейрохирургическому лечению краниостенозов у детей, состоялся в Федеральном центре нейрохирургии в Тюмени.

Статьи → Качество жизни пациентов со спастическим и болевым синдромами при эпидуральной стимуляции спинного мозга

Новости → В Казани открывается модернизированный Республиканский сосудистый центр

Обсудить на форуме

Можно ли вылечить?

Так как нет диагноза, нет и международных принятых протоколов лечения. Прежде всего лечится основное заболевание, которое привело к развитию савантизма. Аутизм лечится медикаментозными средствами, психотерапией и методами социальной адаптации. В последующем, если лечение приносит эффект, аутист становится высоко функциональным – он может работать, учиться в школах «для всех», вести семейную жизнь.

Когда аутист социализируется, есть вероятность потери феноменологических способностей. Здесь встает нравственный вопрос: научить больного жить в обществе «как все», но без выдающихся способностей, или оставить ему гениальные навыки, но без социальной жизни в ее классическом понимании?

Не нашли подходящий ответ?Найдите врача и задайте ему вопрос!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector