Глава 8. социально
Содержание:
- О чем эта теория?
- Локус контроля
- Научные подходы в психологии личности человека
- Фон
- 1 Черты характера
- Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)
- Работы других ученых
- Теория социального научения Джулиана Роттера
- Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия
- Концепция Б. Скиннера
- Эксперименты А. Бандуры
- Теория социального научения Роттера
- Джулиан Роттер: теория социального научения
О чем эта теория?
Согласно данной концепции, ребенок, появляясь на свет, усваивает ценности, нормы поведения и традиции общества, в котором он живет. Этот механизм можно использовать как целостное научение детей не только навыкам поведения, но и определенным знаниям, так же, как и умениям, ценностям и навыкам.
Особое внимание ученые, разработавшие эту теорию, уделяли научению путем подражания. Причем они, с одной стороны, опирались на бихевиоризм как классическую теорию, объясняющую причины человеческого поведения, а, с другой стороны, на психоанализ, созданный З
Фрейдом.
Вообще данная концепция представляет собой работу, которая, появившись на страницах толстых академических журналах, стала очень востребована американским обществом. Ею увлекались как политики, мечтавшие узнать законы человеческого поведения и управлять посредством их большим количеством людей, так и представители других профессий: от военнослужащих и полицейских до домохозяек.
Локус контроля
В 1966 году , Роттер опубликовал свою знаменитую шкалу IE в журнале «Психологическая Монографии», для оценки внутреннего и внешнего локуса контроля . Эта шкала широко используются в психологии от личности , хотя его использование два альтернативных способов вынужденного выбора сделали предмет критики. Сам Роттер был поражен тем , насколько много внимания этой шкалы генерироваться, утверждая , что это было как закуривая и видя лесной пожар. Он сам считал , что шкала была адекватная мерой всего две концепции, мотивации достижения (которые он принял , чтобы быть связан с внутренним локусом контроля) и внешним directedeness, или тенденцией , чтобы соответствовать другим (которые он принял , чтобы быть связан с внешним локус контроля). Критики масштаба часто выразили обеспокоенность , что локус контроля не столь однородны понятие , как полагают , Роттер. По его словам, локус контроля поведения индивида в случае «распространения» лежит внутри индивида , тогда как она лежит вне индивида в случае «преобразования». (Очевидно , изображающие , как религиозные распространения отличается от религиозного обращения)
Научные подходы в психологии личности человека
В психологической науке существуют разные подходы к изучению мужчин и женщин.
Поиск личностных отличий
Глубинная или психодинамическая теория личности
Эта концепция изучения психических особенностей субъекта основывается на теории бессознательного З. Фрейда. Автор убежден, что движущей силой развития являются инстинкты жизни и смерти. В структуре индивидуальности З. Фрейд выделяет 3 категории: Оно (стремление к наслаждению), Я (сознательный компонент, принимающий решения) и Сверх-Я (моральный компонент). Если Я не может уравновесить желания Оно и Сверх-Я, возникает внутренний конфликт.
Последователями этого подхода стали А. Адлер и К. Юнг. Они в качестве движущих сил развития видели желание гражданина стать лучше в глазах окружающих и жизненные силы организма.
Феноменологическая теория личности
В феноменологическом подходе главный акцент делается на самостоятельность индивида в моменты принятия значимых решений. Сторонники этой теоретической концепции полагали, что каждый сам несет ответственность за свое настроение и за результат своих действий, потому что он обладает мышлением. В качестве стимула к развитию авторы этого подхода предлагали рассматривать потребность участников общественных отношений к самоактуализации, самовыражению и самосовершенствованию.
Диспозициональная теория личности – теория черт
Диспозиционная теория формирования индивидуальности основывается на работах Г. Айзенка, Г. Олпорта и Р. Кеттэлла. Эти ученые утверждали, что от природы люди наделены определенным набором диспозиций – индивидуальных особенностей. Эти индивидуально-типологические черты определяют стиль общения, особенности реагирования людей на те или иные ситуации. Авторы составили описание различных вариантов сочетания диспозиций, в результате чего получился список типов личности.
Внимание! Согласно этой концепции, диспозиции не зависят от опыта индивида и не подлежат кардинальным изменениям. Они постоянны, целенаправленно корректировать их очень сложно
Поведенческие теории личности
Объектом изучения в этом подходе явился жизненный опыт человека как показатель его социального развития. Разработчики этой теории были уверены в том, что становление индивидуальности не может происходить в отрыве от окружающей действительности и без взаимодействия с другими людьми. Изучая личность, исследователи производят оценку ее коммуникативных навыков, поведенческих реакций, особенностей участия в совместной деятельности.
Разное поведение
Согласно философии этого подхода, человек является субъектом общественной жизни. Понятие личности как субъекта отношений в психологию ввел С.Л. Рубинштейн. Первоначальная поведенческая концепция становления персоны в дальнейшем разделилась на 2 школы:
- Бихевиористская школа, основоположниками которой стали Дж. Уотсон и Б. Скинер. Главной мыслью в концепции этого направления стало то, что внешняя среда применительно к поведению является определяющим фактором.
- Установочная школа, которую основали А. Бандура и Дж. Роттер. Эти ученые доказывали, что поведение человека объясняется его внутренними мотивами и установками. То, как человек общается, зависит от его восприятия ситуации и мотивов вступления в контакт с собеседником.
Когнитивные теории личности
Данное направление изучения персональной структуры основывается на объяснении действий и поступков человека с позиции познания. Многие исследователи уверены, что познавательный интерес определяет активность индивида, ведь занятие по интересам и профессию люди выбирают, руководствуясь своими предпочтениями и симпатиями к тому или иному виду деятельности.
Познавая мир, человек создает уникальные конструкты. В них отражаются интересы и склонности личности. Как правило, индивидуальными конструктами объясняется избирательность человека в общении: он легче сходится с тем партнером, чьи модели-конструкты схожи с его собственными.
Хорошие отношения с окружающими
Психология личности сформировалась как самостоятельная отрасль психологической науки, объектом изучения которой стали этапы становления личностных структур и особенности взаимодействия человека с окружающей средой. Сегодня теоретические положения этой науки интересны не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий. Это обусловлено тем, что человеку нужно уметь выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, независимо от того, в какой сфере экономической деятельности он трудится. Поэтому знание основ психологии личности будет полезным каждому для оптимизации социальных контактов и познания себя.
Фон
Роттер родился в 1916 году в Бруклине , Нью — Йорк , США , а третий сын еврейских родителей — иммигрантов. В годы начальной и средней школы, он стал интересоваться психологией и философией через чтений. Роттер участие Brooklyn College в 1933 году, где он получил степень бакалавра. Он специализировался в области химии , хотя он нашел психологию , чтобы быть более увлекательным из — за того , что там было больше возможностей заработать деньги, в то время как экономика терпит неудачу. Во время учебы в Бруклинском колледже, Вуд и Соломон Аш, преподаватели в колледже, повлияли на его развитие в качестве психолога. Вуд вдохновил его на своих лекциях по научному методу. Аш был сильно вовлечен в споре между гештальтом и Thorndykian видом обучения и , таким образом , он повлиял на интерес Роттера в психологии. Затем он получил степень магистра в Университете штата Айова , изучая там под Курта Левина .
После того, как он получил степень магистра в Университете штата Айова , он был в состоянии получить стажировку в государственной больнице Вустера. В то время он , возможно, был единственной формальной интернатурой в психологии. В то время как в государственной больнице Вустера, Дэвид Шейкау, Саул Розенцвейг, и Эллиот Rodnick при условии , стимулирование и обучение в области исследований и практики в области клинической психологии. В Вустере был также , где он встретил Клару Барнс, другой стажер , которого он впоследствии женился. Благодаря своей работу с Куртом Левиным , он стал интересоваться с уровнем притязаний. В Вустере был , где он разработал и построил уровень притязаний Совета в качестве индивидуальной меры личности. Он продолжил свою работу в университете Индианы , где он столкнулся успех и неудачу , используя уровень аспирационных парадигм в Университете штата Индиана ; он получил докторскую степень в Индиане в 1941 году через его образование, Роттер под влиянием Альфреда Адлера , Кларк Халл , Б. Ф. Скиннер и Эдвард Толмен . Он находился под влиянием Уэнделл Джонсон , общей семантик, который внушил ему необходимость тщательного определения в психологии и множество подводных камней , участвующих в плохо определены и плохо отрабатываются на конструкции В 1963 году Роттер переехал в Университет штата Коннектикут, и стал директором клинического обучения. Trust Scale Межличностной, исследование мера устойчивых индивидуальных различий в личности, была разработана Роттером в то время.
После получения докторской степени , Роттер стал советником армии США во время Второй мировой войны . В армии, Роттер работал в качестве психолога, в течение 17 недель в офицерском кандидате подготовки в качестве танкиста , за исключением. Затем он отправился в Университет штата Огайо , где он преподавал и служил председателю программы клинической психологии. В штате Огайо, Роттер находился под влиянием Джорджа Келли . Роттер затем отправился в университет штата Коннектикут , где он оставался в течение его карьеры. Роттер был также назначен президентом Американской психологической ассоциации отдела клинической психологии, Восточно — психологическая ассоциация , а также Американская психология Отдел ассоциации социального и личностный.
Плодотворная работа Роттера, социальное обучение и клиническая психология были опубликовано в 1954 г. В 1963 г. он стал директором программы клинической психологии в Университете штата Коннектикута.
Он умер в возрасте 97 лет на 6 января 2014 года в своем доме в Мэнсфилд, штат Коннектикут.
1 Черты характера
Характер в психологии определяется как качественная индивидуальная характеристика, которая сочетает в себе постоянные и устойчивые особенности психики, определяющие поведение человека и отношение его к другим людям. Если обратиться к дословному переводу с греческого языка, характер означает примету, черту. Очень содержательно данную тему преподносит А. Г. Маклаков в учебнике «Общая психология».
Характер личности объединяет совокупность всех ее качеств и свойств, которые в той или иной мере влияют на поведение, деятельность и индивидуальные проявления. Совокупность существенных качеств определяют принципы жизнедеятельности человека, а также особенности реагирования в различных ситуациях. Если кратко, то характер человека формируется, определяется и образуется на протяжении всей жизни.
Типичные способы поведения отдельной личности обуславливаются именно взаимосвязью между характером и самой личностью. Отличительные черты определяются типом нервной системы, а динамика характера условиями окружающей среды. Причем все они имеют закономерную зависимость между собой. Специфические сочетания определяются типом темперамента. Характер в психологии определяется как:
- совокупность устойчивых мотивов и норм поведения, определяющих поведенческий тип индивида;
- средство равновесия между внутренним и внешним миром, особенность адаптации личности к воздействию из вне;
- ярко выраженная особенность типичного поведения каждого отдельно взятого человека.
Черта характера представляет собой стабильный и неизменный стереотип поведения. Согласно направленности развития личности можно выделить индивидуальные, то есть ведущие индивидуальные черты и общие, второстепенные. Ведущие отражают суть характера отдельно взятой личности, и это будет его точное определение. Стоит отметить, что в различных ситуациях человек может проявлять черты, вовсе ему не свойственные. Особенно это касается экстремальных условий.
В системе межличностных отношений ученые выявили четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
- черты, характеризующие взаимоотношения индивида с окружающими людьми, обществом, коллективом (чуткость, отзывчивость, общительность, уважительность и противоположные им — грубость, презрение, замкнутость, черствость, эгоизм);
- черты, характеризующие то, как относится человек в деятельности, труду (трудолюбие, инициативность, настойчивость, усердие, добросовестность и противоположные — лень, пассивность, безответственность);
- черты, определяющие отношение человека к самому себе (скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства и противоположные — самомнение, завышенная самооценка, тщеславие, заносчивость, обидчивость, наглость);
- особенности отношения к окружающим вещам (бережливость — небрежность, аккуратность — неряшливость).
Главной группой признаны черты, определяющие отношение к другим людям. Ведь согласно психологической теории, именно в обществе формируются все важные качества личности
Важно, что без оценки поведения окружающими особенность характера не может быть понята
Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера (уск) (адаптирован Бажиным е.Ф., Голынкиной с.А., Эткиндом а.М.)
Название:методика диагностики уровня субъективногоконтроля (УСК).
Автор методики:Дж.Роттер (адаптация Бажин Е.Ф., ГолынкинаС.А., Эткинд А.М.).
Контингентиспытуемых:подростки и взрослые.
Цель исследования:изучение уровнясубъективного контроля.
Материал иоборудование:текст методики, бланк ответов.
Процедураисследования:в основу определения уровня субъективногоконтроля личности положены 2предпосылки:
-
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный.
В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.
Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
-
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Методика УСКвключает в себя следующие диагностическиепоказатели илишкалы:
1. Ио— шкала общей интернальности.
2. Ид— шкала интернальности в областидостижений.
3. Ин— шкалаинтернальности в области неудач.
4. Ис— шкалаинтернальности в семейных отношениях.
5. Ип— шкала интернальности в производственныхотношениях.
6. Им— шкала интернальности в областимежличностных отношений.
7. Из— шкала интернальности в отношенииздоровья и болезни.
В ходе проведенияметодики УСК испытуемому предлагается44 утверждения, касающихся различныхсторон жизни и отношения к ним. Емунеобходимо оценить степень своегосогласия или несогласия с приведеннымиутверждениями по 7-балльнойшкале
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами,испытуемому необходимо обвести противкаждого утверждения один из 7 предложенныхбаллов с соответствующим знаком «+»(согласие), «—» (несогласие) или 0 (незнаю).
Обработка иинтерпретация результатов:обработкарезультатов данной методики включаеттри этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых»(предварительных) баллов по 7-ми шкалам(Ио, Ид,Ин, Ис,Ип,Им,Из)осуществляется с помощью ключа. Необходимопосчитать сумму Ваших баллов (с учетомзнака) по каждой из 7-ми шкал, при этомвопросы, указанные в столбце «+» берутсясо знаком Вашего балла, а вопросы,указанные в столбце «—», изменяют знакВашего балла на обратный.
Ключ к методике уск
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
|||||||
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
— |
2 |
1 |
12 |
1 |
2 |
7 |
2 |
7 |
19 |
1 |
4 |
6 |
13 |
3 |
4 |
3 |
15 |
5 |
4 |
24 |
16 |
14 |
22 |
9 |
27 |
38 |
34 |
23 |
11 |
5 |
27 |
6 |
20 |
33 |
20 |
26 |
25 |
10 |
||||
12 |
6 |
32 |
14 |
31 |
38 |
32 |
28 |
42 |
30 |
||||
13 |
7 |
36 |
26 |
42 |
40 |
37 |
41 |
||||||
15 |
8 |
37 |
43 |
44 |
41 |
||||||||
16 |
9 |
||||||||||||
17 |
10 |
||||||||||||
19 |
14 |
||||||||||||
20 |
18 |
||||||||||||
22 |
21 |
||||||||||||
25 |
23 |
||||||||||||
27 |
24 |
||||||||||||
29 |
26 |
||||||||||||
31 |
28 |
||||||||||||
32 |
30 |
||||||||||||
34 |
33 |
||||||||||||
36 |
35 |
||||||||||||
37 |
38 |
||||||||||||
39 |
40 |
||||||||||||
42 |
41 |
||||||||||||
44 |
43 |
Итак, в итоге Выполучили 7 сумм баллов.
ЭТАП 2
Затем осуществляетсяперевод «сырых» баллов в стены (стандартныеоценки). Стены представлены в 10-тибалльной шкале и дают возможностьсравнивать результаты различныхисследований.
Таблица дляперевода «сырых» баллов в стены
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
||||||||
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
-132 |
-13 |
1 |
-36 |
-10 |
1 |
-36 |
-7 |
1 |
-30 |
-11 |
1 |
-13 |
-2 |
2 |
-10 |
-6 |
2 |
-7 |
-3 |
2 |
-11 |
-7 |
2 |
-2 |
10 |
3 |
-6 |
-2 |
3 |
-3 |
1 |
3 |
-7 |
-4 |
3 |
10 |
22 |
4 |
-2 |
2 |
4 |
1 |
5 |
4 |
-4 |
4 |
|
22 |
33 |
5 |
2 |
6 |
5 |
5 |
8 |
5 |
4 |
5 |
|
33 |
45 |
6 |
6 |
10 |
6 |
8 |
12 |
6 |
4 |
7 |
6 |
45 |
57 |
7 |
10 |
15 |
7 |
12 |
16 |
7 |
7 |
11 |
7 |
57 |
69 |
8 |
15 |
19 |
8 |
16 |
20 |
8 |
11 |
14 |
8 |
69 |
80 |
9 |
19 |
23 |
9 |
20 |
24 |
9 |
14 |
18 |
9 |
80 |
132 |
10 |
23 |
36 |
10 |
24 |
36 |
10 |
18 |
30 |
10 |
Ип |
Им |
Из |
||||||
от |
до |
= |
от |
до |
= |
от |
до |
= |
-30 |
-4 |
1 |
-12 |
-6 |
1 |
-12 |
-3 |
1 |
-4 |
2 |
-6 |
-4 |
2 |
-3 |
-1 |
2 |
|
4 |
3 |
-4 |
-2 |
3 |
-1 |
1 |
3 |
|
4 |
8 |
4 |
-2 |
4 |
1 |
3 |
4 |
|
8 |
12 |
5 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|
12 |
16 |
6 |
2 |
5 |
6 |
4 |
5 |
6 |
16 |
20 |
7 |
5 |
7 |
7 |
5 |
7 |
7 |
20 |
24 |
8 |
7 |
9 |
8 |
7 |
9 |
8 |
24 |
28 |
9 |
9 |
11 |
9 |
9 |
11 |
9 |
28 |
30 |
10 |
11 |
12 |
10 |
11 |
12 |
10 |
ЭТАП 3
Построение «профиляУСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7результатов (стенов) на семи десятибалльныхшкалах и отметьте так же норму,соответствующую 5,5 стенов.
Работы других ученых
Теория социального научения, кратко рассмотренная нами выше, нашла свое воплощение и в трудах других психологов в США и Канады.
Так, ученый Дж. Гевирц занимался изучением условий рождения социальной мотивации у детей. Психолог пришел к выводу о том, что такая мотивация создается в процессе взаимодействия взрослых и детей и проявляется с младенчества у последних в том, что дети смеются или плачут, кричат или, наоборот, ведут себя умиротворенно.
Коллега Дж. Гевирца, американец У
Бронфенбреннер, особое внимание уделял проблеме развития личности в семейной среде и указывал, что социальное научение происходит в первую очередь под воздействием родителей
Как автор теории социального научения, Бронфенбреннер описал и подробно рассмотрел феномен так называемой возрастной сегрегации. Суть его заключалась в следующем: молодые люди, выйдя из определенных семей, не могут найти себя в жизни, они не знают, чем им заниматься, и чувствуют себя чужими для всех окружающих.
Работы ученого по этой тематике оказались очень востребованными в современном ему обществе. Причинами такого социального отчуждения Бронфенбреннер называл необходимость женщин-матерей проводит очень много времени в отрыве от семьи и детей на работе, рост разводов, приводящих к тому, что дети не могут полноценно общаться со своими отцами, дефицит общения с обоими родителями, увлечение членов семьи продуктами современной технической культуры (телевизорами и прочее), что тормозит взаимодействие взрослых и детей, уменьшение контактов внутри большой межпоколенной семьи.
При этом Бронфенбреннер полагал, что подобная организация семьи отрицательно влияет на личности детей, что приводит к их отчуждению как от членов семьи, так и от всего общества.
Теория социального научения Джулиана Роттера
В своей теории социального научения Дж. Роттер предпринял попытку объяснить, как происходит научение поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.
В его намерения входило построить теорию, которая подчеркивала бы роль мотивационных и когнитивных факторов в научении человека.
Кроме того, эта теория подчеркивает понимание поведения в контексте социальных ситуаций.
В этом контексте ключевую роль играет специфика процессов восприятия, а также ожиданий и ценностей личности. Неотъемлемыми факторами, определяющими поведение личности Дж. Роттер считал его целенаправленность и подкрепление будущими поощрениями.
Объединение концепций ожидания и подкрепления в рамках одной и той же теории – уникальное свойство концепции Дж. Роттера.
Структура. В центре внимания теории социального научения Дж. Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. По мнению автора, для адекватного прогноза поведения необходим учет и анализ четырех переменных: потенциала поведения, ожиданий, ценности подкрепления и психологической ситуации.
Под термином потенциал поведения понимается вероятность данного поведения, встречающегося в определенной ситуации в связи с определенным подкреплением (последствием) .). Потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой, иными словами, реакция более вероятна в одной ситуации, нежели в других.
Ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление (последствие) будет иметь место в результате конкретного поведения. С точки зрения Дж.
Роттера, величина силы ожидания (прогнозируемая вероятность) может варьировать от 0% до 100% , которая основана на прежнем опыте пребывания в подобных ситуациях. Концепция ожидания свидетельствует о значимом влиянии подкрепления на повторение поведения.
С точки зрения автора, стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности. Дж.
Ценность подкрепления определяется как степень, с которой одно подкрепление предпочитается другому. Ценность подкреплений, аналогично ожиданиям, основана на прежнем опыте, но может изменяться со временем и по мере трансформации опыта. Вместе с тем, существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в предпочтении подкреплений.
Следовательно, формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни . В теории Дж.
Роттера ценность подкрепления не зависит от ожидания; ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание – с познавательными процессами личности.
Психологическая ситуация — это субъктивное восприятие складывающихся обстоятельств с точки зрения индивидуума. Оно, наряду с прошлым опытом формирует ожидания последствий и влияет на вероятность того или иного поведения человека. Дж.
Роттер полагает, что психологическую ситуацию важно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению А. Таким образом, для прогнозирования потенциала конкретного поведения в конктертной ситуации, Дж
Роттер выводит основную формулу прогноза поведения:
Таким образом, для прогнозирования потенциала конкретного поведения в конктертной ситуации, Дж. Роттер выводит основную формулу прогноза поведения:
Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления
Однако, эта основная формула более вероятно применима для прогноза поведения в условиях психологического эксперимента. Позже Дж. Роттер использует более общую формулу для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях.
Дж. Роттер, рассматривая людей как целенаправленных индивидуумов, полагает, что им свойственно максимизировать поощрение и минимизировать наказание. Кроме того, цели определяют направление поведения человека в контексте удовлетворения основных потребностей. В этом случае потребности и обусловленные ими цели являются более достоверными факторами, определяющими поведение личности.
Полезная таблица: эволюция теории социального научения в течение прошлого столетия
Таким образом, рассмотрев работы ряда ученых, можно сделать вывод о том, что данная теория, возникнув в начале прошлого столетия, прошла долгий период своего формирования, обогатившись в работах многих ученых.
Сам термин возник в 1969 году в трудах канадца Альберта Бандуры, однако сама теория получила свое целостное оформление как в сочинениях самого ученого, так и его идейных последователей.
Эволюция теории социального научения, которую еще называют социально-когнитивной теорией, предполагает, что самым главным в жизни человека является пример поведения окружающих его людей.
Еще одним ключевым термином этой концепции стал феномен саморегуляции. Человек может изменять свое поведение по своему желанию. Более того, он может в своем сознании сформировать образ желаемого будущего и сделать все, чтобы его мечта стала реальностью. Люди, лишенные цели в жизни, имеющие размытые представление о своем будущем (таких называют «плывущими по течению»), многое теряют по сравнению с теми людьми, которые определились, каким они хотят видеть себя через годы и десятилетия. Другая проблема, которую застрагивают в своих работах в том числе и сторонники этой концепции: что делать, если цель не удается воплотить в жизнь?
Ведь в таком случае у человека возникает жгучее разочарование в жизни, которое может привести его к депрессии и суицидальным мыслям.
Концепция Б. Скиннера
Теория социального научения нашла свое воплощение и в работах Скиннера. Главным в его научной теории выступает феномен так называемого подкрепления. Он предполагает, что подкрепление, выраженное поощрением или наградой, в значительной степени усиливает вероятность усвоения ребенком предложенной ему модели поведения.
Подкрепление ученый разделяет на две большие группы, условно называя его положительным подкреплением и отрицательным. К положительным он относит то, что позитивно воздействует на развитие ребенка, к отрицательным – то, что приводит к сбоям в его развитии и формирует социальные девиации (например, увлечение алкоголем, наркотиками и прочее).
Также, по мнению Скиннера, подкрепление может быть первичным (природное воздействие, пища и прочее) и условным (знаки любви, денежные единицы, знаки внимание и прочее). К слову сказать, Б
Скиннер являлся последовательным противником любых наказаний в воспитании детей, считая, что они абсолютно вредны, так как представляют собой отрицательное подкрепление
К слову сказать, Б. Скиннер являлся последовательным противником любых наказаний в воспитании детей, считая, что они абсолютно вредны, так как представляют собой отрицательное подкрепление.
Эксперименты А. Бандуры
Например, А. Бандура полагал, что целью воспитателя является необходимость сформировать у ребенка новую модель поведения. При этом в достижении этой цели нельзя использовать только традиционные формы воспитательного воздействия, такие как убеждения, награды или наказания. Необходима принципиально иная система поведения самого воспитателя. Дети, наблюдая за поведением значимого для них человека, будут на бессознательном уровне перенимать его чувства и мысли, а затем и всю целостную линию поведения.
В подтверждение своей теории Бандура проводил следующий эксперимент: он собирал несколько групп детей и демонстрировал им фильмы с разным содержанием. Дети, которые смотрели фильмы с агрессивным сюжетом (агрессия в конце фильма вознаграждалась), после просмотра кино в своих манипуляциях с игрушками копировали жестокое поведение. Дети, смотревшие фильмы с таким же содержанием, однако в которых агрессия наказывалась, также демонстратировали ярко выраженную враждебность, но уже в меньших объемах. Дети, которые смотрели фильмы без агрессивного содержания, не показывали ее в своих играх после просмотра кино.
Таким образом, экспериментальные исследования, проведенные А. Бандурой, доказывали основные положения теории социального научения. Эти исследования выявили прямую связь между просмотром различных кинолент и поведением детей. Вскоре положения Бандуры были признаны в качестве истинных положений во всем научном мире.
Теория социального научения Роттера
В центре внимания теории социального
научения Роттера лежит прогноз
поведения человека в сложных
ситуациях. Роттер полагает, что нужно
тщательно проанализировать взаимодействие
четырех переменных. Эти переменные
включают в себя потенциал поведения,
ожидание, ценность подкрепления и психологическую
ситуацию.
Роттер
утверждает, что ключ к предсказанию
того, что человек будет делать
в данной ситуации, лежит в понимании
потенциала поведения. Под этим термином
понимается вероятность данного поведения,
«встречающегося в какой-то ситуации или
ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением
или подкреплениями». Представим, например,
что кто-то оскорбил вас на вечеринке.
Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера,
есть несколько ответных реакций. Вы можете
сказать, что это переходит все границы,
и потребовать извинения. Вы можете не
обратить внимания на оскорбление и перевести
разговор на другую тему. Вы можете ударить
обидчика по лицу или просто уйти. Каждая
из этих реакций имеет свой потенциал
поведения.
Концепция
поведения Роттера включает в
себя фактически все виды человеческой
активности в ответ на ситуацию-стимул,
которые только каким-то образом
можно обнаружить и измерить. Сюда
входят пронзительные крики, надутый
вид, плач, смех и драка. Планирование,
анализирование, обучение, логическое
обоснование и промедление оцениваются
так же. Короче говоря, поведение состоит
«из моторных акций, познания, вербального
поведения, невербально выраженного поведения,
эмоциональных реакций и так далее».
Джулиан Роттер: теория социального научения
А. Бандура: социально-когнитивный подход
Социально-когнитивное направление А. Бандура и Дж. Роттера.
Аналитические принципы:
· Поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (вера, ожидание, самовосприятие) и факторами окружения;
· Поведение целœенаправленно, оно опосредуется уникальной способностью человека думать и предвидеть, важны такие когнитивные переменные как восприятие, ожидание, ценности.
· Акцент на роли бучения через наблюдение, через взаимодействие между людьми и с объектами; поведение сложным образом соединœено с нуждами, требующими удовлетворения в процессе взаимодействия с другими людьми;
Б
указывает на важность самостоятельного воздействия индивида во всœех аспектах (мотивы, эмоции, действия). Учитывает способность субъекта предсказывать события и создавать средства для осуществления контроля над повсœедневной жизнью. Люди – и продукт, и производитель своего окружения, взаимный детерминизм, использование символов
Использование символов позволяет индивиду формулировать и сохранять ориентиры для будущего поведения
Люди – и продукт, и производитель своего окружения, взаимный детерминизм, использование символов. Использование символов позволяет индивиду формулировать и сохранять ориентиры для будущего поведения.
Индивид обучается не только на своем, но и на чужом опыте, через наблюдение, на базе примеров навыков поведения. Подкрепление – не единственный способ научения, наблюдение (прямое или опосредованное) тоже способ научения. Использование наблюдения для научения – уникальное свойство человека.
Эта информация хранится в долговременной памяти и служит ориентиром для поведения. Процесс социализации как процесс наблюдения.
Люди регулируют свое поведение на базе ожидаемых последствий, они создают ожидаемые последствия для самих себя. Предвидение подкрепления или наказания – способ усиливать желание человека наблюдать, сохранять и выстраивать модели поведения.
Внешние подкрепление не является решающим. Оно действует через две функции: информативная – указание на возможную правильную реакцию, правильное поведение; побудительная информация – возможные последствия действий и соответствующее регулирование поведения.
Ожидания – субъективная вероятность того, что определœенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Основаны на предыдущем опыте. Обеспечивают постоянные формы поведения и стабильность личности.
Ожидания не всœегда соответствуют реальности. Связаны с познавательными процессами.
Все ожидания делятся на специфические (в единственной ситуации, невозможно прогнозировать) и генерализованные (обощенный опыт различных ситуаций, можно прогнозировать).
Ценность подкрепления – частота͵ с которой при равной вероятности мы предпочтем одно подкрепление другому
Основана на предыдущем опыте, на различных оценках важности деятельности и ее результатов, может меняться от ситуации к ситуации с течением времени. Связана с мотивацией, а не с ожиданиями. Психологическая ситуация – индивидуальное восприятие социальной ситуации
Теорема Томаса. Ситуация – комплекс ключевых раздражителœей
Психологическая ситуация – индивидуальное восприятие социальной ситуации. Теорема Томаса. Ситуация – комплекс ключевых раздражителœей.