Как убедить всех во всём: уроки античной риторики

1. Как сделать речь выразительной и эмоциональной

   1) Изобразительно-выразительные средства   Чтобы выступление доставляло удовольствие слушателям, в нём обязательно должны присутствовать изобразительно-выразительные средства. Ниже приведено определение языковых средств выразительности

Обратите внимание на выделенные в нём ключевые слова.   «Намеренное использование писателем возможностей языковой системы в целях усиления экспрессивности и эмоциональности речи. Основная функция – воздействие на читателя посредством украшения речи».   Итак, языковые средства выразительности:   1) усиливают экспрессивность и эмоциональность речи;   2) помогают автору доносить свою мысль, показывать отношение к проблеме или к герою, воздействовать на читателя.   Средства выразительности делятся на две группы: тропы (лексический уровень языка) и фигуры речи (синтаксический уровень языка).   Тропы – это поэтический оборот, употребление слов и выражений в переносном значении

Фигуры речи

    Можно выделить три группы фигур, которые являются важными в риторической практике.   Первая группа – это риторические фигуры, в которых структура фразы определяется соотношением значений слов в ней: антитеза и градация.   Вторая группа – это фигуры, которые облегчают слушание, понимание и запоминание речи: повтор (в том числе анафора и эпифора), синтаксический параллелизм.   Третья группа – это фигуры, которые используются как приёмы диалогизации монологической речи: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (обращение к отсутствующим лицам или к неодушевлённым предметам).   Кроме того, существуют общие средства выразительности. К ним относятся:   • многозначные слова;   • термины;   • архаизмы;   • неологизмы;   • синонимы, антонимы (в том числе и контекстные);   • фразеологизмы (сюда также входят пословицы, поговорки, крылатые выражения).   Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (контексте).   В качестве средств выразительности могут использоваться также:   • стилистический контраст: сочетание экспрессивной книжной и разговорной лексики (например, «Ударом ноги он отшвырнул свою жалкую, отсыревшую скрипчонку в угол и, бия себя в грудь, возопил»

«Бия себя в грудь, возопил» – книжная устаревшая лексика; «отшвырнул» – разговорное слово);   • оценочные слова (например, «клетушка», «скрипчонка» – выражают пренебрежение; эпитеты «проклятый день», «зловещий вечер» – дают негативную оценку).   В силу своей важности средства выразительности должны тщательно отбираться оратором.
    2) Приёмы диалогизации речи   Диалогизация речи – это ведение беседы с воображаемым собеседником. Любой ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог

Это придаёт выступлению эмоциональность и удерживает внимание аудитории

Приёмы диалогизации речи


 
 
    3) Выразительность устной речи   Устная речь обязательно должна быть выразительной. Не зря Аристотель говорил: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, правильной расстановкой логических ударений и пауз. Выразительную речь легко слушать и понимать. Невыразительная речь, напротив, утомляет слушателей. Следует голосом, интонацией подчёркивать главную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.   Выразительность речи оратору надо вырабатывать с помощью специальных упражнений.

Коракс и Тисий

Начнем с Коракса и Тисия, ораторов V в. до н. э. и отцов-основателей риторики. В тех учебных пособиях, которые они составили, были собраны так называемые общие места, или топосы (от греч. τόπος — место), о которых мы скажем ниже, а также была изложена структура, по которой должна выстраиваться всякая речь: она должна иметь вступление, или так называемый проэмий (греч. προοίμιον), середину и заключение, или эпилог (ἐπίλογος). Cередина в свою очередь делилась на два отдела — повествование, или диегезис (διήγησις), и спор (ἀγών). В повествовании излагаются события и факты, в споре опровергаются доводы оппонента и доказывается правота оратора

Последнее было особенно важно в практике народных судов, возобновивших свою работу после долгого перерыва, связанного с тиранией. Поскольку греческое судопроизводство не знало института адвокатуры и презумпции невиновности, изобретенной позже римлянами, то, выступая в дикастерии (греч

δικαστήριον — суд присяжных) перед судьями, человек, во-первых, должен был сам себя защищать от истца, а во-вторых, будучи обвиненным, он уже как бы априори считался в некотором роде виновным. Защитительная речь (или апология) в случае успеха либо освобождала его от этой вины, либо, в случае провала, лишь подтверждала эту вину постфактум. Целью судебного красноречия, таким образом, была одна простая вещь: убедить судей в невиновности, если ты подсудимый, или, наоборот, в виновности, если ты — истец. Речь в защиту называлась апология, обвинительная — категория (греч. κατηγορία — обвинение).

Еще одним важным изобретением этой сицилийской парочки была концепция риторической вероятности, или правдоподобия (εἰκὸς). Вот как определяет эйкос спустя сто лет, то есть примерно в cередине IV в. до н. э., Аристотель в своей «Риторике (1402 b20):

А вот что пишет о правдоподобии за пару десятилетий до Аристотеля Платон, презирающий риторическое искусство, а значит и Коракса с Тисием, в диалоге «Федр (273с):

4. Способы удержания внимания аудитории

   Выступая перед аудиторией любого типа, оратор должен помнить о классических способах удержания внимания слушателей. К ним относятся следующие.
    1. Авансирование.   Суть этого приёма состоит в том, что, предъявив что-либо занимательное, интересное, интригующее, оратор говорит слушателям, что подробнее об этом будет говорить позже

Таким образом, откладывая самое интересное «на потом», оратор может удерживать внимание аудитории продолжительное время.
    2. Диалогизация речи.
    3. «Освежающее отступление», т. е. немотивированное, на первый взгляд, отступление от темы (разумеется, теснейшим образом связанное с главной мыслью)

Назначение этого приёма – эмоциональная разрядка, которая даёт возможность аудитории отдохнуть, а потом с удвоенным вниманием слушать продолжение речи.   Известен забавный пример использования этого приёма. Греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Тогда он начал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Человек сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаём только осла, но не тень от него. Их спор превратился в судебную тяжбу

Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упрёком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело не слушаете».
    4. Обращение к юмору.   Замечательно, если оратор рассказывает какие-либо уместные шутки, забавные случаи.
    5. Доверительность.   Суть приёма состоит в том, что оратор связывает предмет речи с собственным опытом, рассказывает какой-либо случай из своей жизни.
    6. Переключение внимания.   Это может быть показ оратором наглядных пособий, или вопрос, адресованный аудитории или отдельным слушателям, просьба сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения – словом, любая работа слушателей.
    7. Невербальные способы: изменение интонации, тембра, темпа речи, повышение или понижение голоса

Теофраст

Обратимся к Теофрасту (III в. до н. э.), ученику Аристотеля. Как мы уже говорили, чаще всего в Античности ссылались на его сочинение «О стиле», где Теофраст выделяет четыре, как он говорит, силы (позже названные «добродетелями стиля»): правильность, ясность, уместность, украшение. Так, Деметрий пишет, что «Теофраст считает красивым слово, которое радует наше представление и слух или указывает на возвышенную мысль, заключенную в нем» (О стиле, 173). Также он написал интересное сочинение «Характеры», где подробнейшим образом разобрал отрицательные человеческие качества и продолжил исследование психологии эмоций, начатое Аристотелем во второй книге «Риторики». «Характеры» давали богатый материал для риторической аргументации — например, чтобы очернить оппонента.

Также Теофраст разработал теорию произнесения речи, завершив тем самым ряд «инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (создание текста высказывания), мемориа (запоминание) и акцио (произнесение)». В разработке этой теории он пользовался опытом актерского искусства греческого театра.

История возникновения

Зарождение риторики приходится на период Афинской демократии, когда каждый гражданин, при обращении к суду, был обязан самостоятельно строить обвинение или защиту, при этом его способность выражать мысли, объяснять и убеждать суд, напрямую влияла на результат. Именно эти условия способствовали развитию античной риторики.

Создателями античной риторики были софисты, представители философского течения, утверждающие, что, обладая риторическим талантом, вполне можно манипулировать сознанием толпы, не будучи обремененным морально-этическими устоями. Другими словами, умение убеждать – это удобный инструмент управления массами и, при желании и соответствующем умении, группу людей можно убедить практически в чем угодно.

Именно тогда был сформирован принцип построения ораторских выступлений. Речь должна быть цельной, иметь четкие границы (начало и конец повествования). Кроме того, основная часть выступления подразделяется на 2 части: изложение событий и спор. Именно спор в софистике вызывает больше всего вопросов, поскольку часто является логической уловкой, умышленно ложным рассуждением.

Позже Сократ стал ярым противником софистов, доказывая, что в споре необходимо оперировать истинными понятиями и предоставлять необходимые логические доказательства, обеспечивающие истинную победу. Именно он стал основоположником высокой риторики.

Огромный вклад в развитие красноречия и систематизации уже имеющихся знаний в этой области внес учитель Александра Македонского, Аристотель, написавший знаменитый, состоящий из трех книг, трактат «Риторика». Именно ему принадлежит разработка «риторического канона». Пять этапов пути – от задумки речи до воплощения, которое и является вершиной ораторского искусства:

  1. изобретение;
  2. расположение;
  3. словесное выражение;
  4. запоминание;
  5. произнесение.

И вывел основные законы риторики, которые звучат так:

  • Вид ораторской речи являет собой единство этоса, логоса и пафоса.
  • Все ораторские речи разделяются на 3 вида: судебные, совещательные, эпидейктические. Роль речей определяется государством и его целями.
  • Всякий вид ораторской речи имеет собственное отношение ко времени и действительности.

Эти основополагающие понятия являются и сегодня актуальными для любого оратора при публичных выступлениях. Раздел риторики, античное учение о стиле, сформированное Аристотелем, утверждает, что речь должна быть красивой, отличаться от обыденной разговорной речи при этом стиль не должен быть, как слишком высоким и сложным для восприятия, так и неоправданно низким, искусственно упрощенным и грубым.

Аристотель

Итак, перейдем к Аристотелю. Его сочинение «Риторика» из трех книг раньше состояло из двух книг, а третья представляла собой отдельное сочинение «О стиле». А еще раньше это были просто конспекты лекций Аристотеля, которые, как и в случае «Метафизики» и других трактатов, были систематизированы, отредактированы и изданы Андроником Родосским в I в. до н. э., то есть спустя триста лет после смерти великого философа.

Риторика для Аристотеля — дисциплина сугубо практическая в отличие от умозрительных философии, математики и тогдашней физики, не знавшей экспериментов. В этом отношении риторика родственна этике и политике.

Также в этой главе Аристотель разбирает понятие энтимемы, или риторического силлогизма. Энтимема отличается от силлогизма тем, что целью первой является убеждение, а целью второго — логическое доказательство. Под энтимемой подразумевается такой силлогизм, в котором опущена либо одна из посылок, либо заключение, однако опущенное тем не менее подразумевается. Вспомните наш пример с водой и почувствуйте разницу. Силлогизм: 1) все жидкости мокрые (большая посылка); 2) вода — жидкость (меньшая посылка); следовательно, 3) вода — мокрая (заключение). Энтимема: «Вода, ты жидкость, значит, ты — мокрая» (пропущена большая посылка), либо: «Вода — ты мокрая» (пропущены обе посылки), либо: «Вода — ты жидкая» (пропущено заключение и большая посылка). Таким образом энтимема, в отличие от строгого силлогизма, предоставляет гораздо больший простор для смысловых манипуляций. Также Аристотелю принадлежит каноническое определение столь фундаментального — не только для риторики, но и для языка вообще — явления, как метафора:

Не будем вдаваться в детали, читатель сам может обратиться к оригиналу, где Стагирит в изобилии приводит соответствующие примеры, добавим лишь, что в современной теории метафоры принято выделять два компонента: 1) ядро (то, что переносится) и 2) периферию (то, на что переносится). Пример из Бродского: «и удивленно поднятая бровь , как со стекла автомобиля дворник ». Процесс перехода от ядра к периферии называется сигнификацией, или означиванием.

Выше мы уже коснулись этого, когда говорили об учебниках Коракса и Тисия, в которых приводились примеры ready-to-go топосов, однако отсутствовало их теоретическое обоснование. Хотя «Топика» имеет непосредственное отношение к риторике, она входит в «Органон» — корпус логических сочинений Аристотеля. Связано это с тем, что в трактате обсуждаются основные правила логического мышления, и кроме того «Топика» — это пособие по ведению дискуссии, а риторическое выступление чаще всего монологично. Некое подобие диалогического измерения риторическая практика получает тогда, когда есть оппонент, выдвигающий контраргументы, которые, в свою очередь, должны быть опровергнуты. Таким образом, в топике риторическое правдоподобие может встретиться с диалектической истиной, восходя от риторических вероятностных аргументов к истинам аподейктическим (доказательным) и, следовательно, необходимым (если последние вообще существуют).

Попробуем наконец разобраться, что же это такое — топос. Окончательного определения топоса нет, да и, пожалуй, не может быть, поскольку это всеобъемлющее мыслеречевое явление, и втискивать его в одну-единственную понятийную форму не только сложно, но, пожалуй, даже не нужно. Можно сказать, что топосы — это некие смысловые поля или модели, в которых зарождается сама возможность мысли и, следовательно, ее дальнейшего словесного (письменного, музыкального, живописного и т. д.) воплощения. Речь идет о неких фундаментальных категориях, позволяющих мыслить и говорить. Например, общее — частное, части — целое, время — пространство, воздействие — претерпевание, добро — зло, род — вид, причина — следствие, единое — многое, пример, имя, авторитет, цитата и т. д. Любое человеческое высказывание может быть связано с целым набором топосов, которые выстраиваются в последовательность, начиная с полной абстракции и заканчивая конкретикой (пространство → место → планета → страна → город → улица и т. д.).

1. Определение современной риторики. Предмет риторики. Общая и частная риторика. Из истории риторики

Определение современной риторики

   В классическом понимании риторика (греч. rhetorike), или ораторское искусство (лат. oratoria), – это наука и искусство подготовки, построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.   Определение современной риторики звучит так: это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.   Гармонизирующая речь обеспечивает наилучшее взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов, объединение участников общения. Понятие гармонизирующей речи является основным в современной риторике.

Предмет риторики

   Предметом современной риторики является мыслеречевая деятельность человека в разных жизненных ситуациях, т. е. мысль и слово. Причём современная риторика – это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Речь интересует риторику как средство выражения мысли. В первую очередь современная риторика занимается устной речью.

Общая и частная риторика

   Риторика бывает общей и частной. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна (например, в юриспруденции, в журналистике), а также конкретные роды и жанры речи.

Античная риторика

   Риторика возникла в Греции в V–IV вв. до н. э., сложилась в систему в III–II вв. до н. э. Риторические традиции Древней Греции были продолжены и развиты в Древнем Риме.
 

Риторика в России

   Богатые риторические традиции имеет Россия. Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик, «Риторика Макария», появилась в начале XVII в.   В середине XVIII в. М.В. Ломоносов создал фундаментальный научный труд «Краткое руководство к красноречию». Все последующие российские риторики были созданы на основе этого труда. Среди них следует отметить «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского и «Общую реторику» и «Частную реторику»Н.Ф. Кошанского (учителя Пушкина).

2. Риторические позиции оратора в ходе выступления

   Чтобы выступление прошло успешно, оратор должен выбрать для себя роль, в которой он будет выступать, т. е. занять определённую риторическую позицию.

ТИПИЧНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ

   1. Позиция информатора.   Такая позиция предполагает изложение материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании.
    2. Позиция комментатора.   Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное по теме и ждёт дополнительных сведений, личных комментариев и оценок.
    3. Позиция собеседника.   Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных, а также что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать своё мнение, широко использует приёмы диалогизации.
    4. Позиция советчика.   Её занимают, если слушатели хорошо разбираются в данной теме. Оратор в таком случае лишь расставляет акценты, систематизирует сведения, даёт советы.
    5. Позиция эмоционального лидера.   Её занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В этой позиции оратор чувствует себя очень свободно, допускает импровизированные отступления от темы.   Коммуникативное самоубийство это грубая ошибка, допущенная в общении, которая делает дальнейшее общение заведомо неэффективным. К таким позициям относятся:   1) позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен);   2) позиция просителя (оратор извиняется, что занимает время, говорит, что надолго не задержит слушателей, т. е. подчёркивает, что его информация им не нужна).

Исократ

Дальнейшей разработкой столь важного понятия, как кайрос, занялся Исократ. Однако если у Горгия кайрос и его применение базировалось скорее на интуиции и вдохновении, то Исократ низводит кайрос до вполне прагматической трактовки, превращая его в инструмент речи

Другими словами, кайрос становится формальным принципом организации речи, то есть той формой, в которой и осуществляется риторический канон (инвенция, диспозиция и элокуция), о котором будет сказано отдельно. Философскую истину Исократ сознательно отвергает и заменяет ее правильным мнением, или доксой, поскольку считает, что философская истина не только недостижима, но и не нужна, а то и вовсе вредна. Правильное мнение, согласно Исократу, является не только целью оратора, но и практическим образом действия всякого разумного существа, предпочитающего синицу в руке журавлю в небе.

Задания

   Задание 1. Прочитайте предложения, определите, какими средствами выразительности являются выделенные словосочетания.   1. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин)   2. Пришёл, увидел, победил. (Ю. Цезарь)   3. В саду горит костёр рябины красной. (С. Есенин)   4. Уж роща отряжает последние листы с нагих своих ветвей. (А. Пушкин)   5. Неуютная, жидкая лунность… (С. Есенин)   6. Наметали стог выше тучи. (И. Крылов)   7. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Пословица).   8. Кто виноват и что делать’}   9. Никто не должен был знать, куда скрылся гонимый высоким желанием старик, и весь мир узнал, где он. Никто не должен был знать намерений его души, и весь мир был посвящен в его тайный замысел. Никому не должно было быть дела до его самочувствия, и весь мир начал заниматься его температурой, хрипами в груди, пульсом. (К. Федин о Л. Толстом)
    Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа А. Куприна «Скрипка Паганини».   …Особенно тяжёлый, проклятый день выпал для него 21 октября. С самого утра шёл непрерывный холодный дождь со снегом. Дырявые башмаки артиста так промокли, что обратились в кисель, и сам Паганини, мокрый и грязный, был похож на чёрного пуделя, вылезшего из лужи.   Упал на город мутный, жёлтый, зловещий вечер. Едва светили редкие фонари.   В течение всего дня Паганини не заработал ни гроша. Только подкутивший студент швырнул ему в кружку три крейцера, на которые он купил маленький беленький хлебец и ел его без всякого удовольствия, идя по дороге к дому. Когда же он, усталый, с трудом взобрался на верхний этаж в свою голую чердачную клетушку, то смертное отчаяние и бешеная злоба охватили его мрачную душу.   Ударом ноги он отшвырнул свою жалкую, отсыревшую скрипчонку в угол и бия себя в грудь возопил: «Дьявол, дьявол! Если ты не глупая выдумка, приди ко мне сейчас же!»
    1. Каков эмоциональный настрой текста?   2. Назовите слова, которые передают этот настрой.   3. Назовите 2–3 средства выразительности, используемых в тексте. Сделайте вывод, какова их роль в данном тексте.
    Задание 3. Прочитайте отрывок из рассказа А. Солженицына «Город на Неве».   Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исакия. Львы, грифоны, сфинксы там и здесь… Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси… Сотни портиков, тысячи колонн… Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков окаменели в дворцы – желтоватые, шоколадные, зелёные…   Страшно подумать: так и наши нескладные жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже даст такую законченную, вечную красоту?

Горгий

Обратимся к Горгию, имя которого уже в Античности было освящено ореолом риторической и софистической святости. Так, Флавий Филострат сообщает (Жизни софистов 1,9,1), что искусство риторов и софистов восходит к Горгию «как к отцу». Тем не менее Горгий вошел в историю в первую очередь благодаря философскому прозрению из «Трактата о небытии», где говорится:

Примерно две с половиной тысячи лет философы бились над этим высказыванием и сломали о него зубов не меньше, чем о Протагора. Одни говорили, что Горгий просто пошутил, другие — что обезумел, третьи — что это просто упражнение в искусстве спора, или эристике, в которой софисты были впереди ойкумены всей. Так или иначе, серьезно к этому всему отнеслись только в XX в., как бы «переоткрыв» Горгия заново.

Но поскольку дальнейший разговор об этом неизбежно уведет нас в темные недра философии, лучше сосредоточиться на том, что Горгий сделал конкретно для риторики. В своей речи «Похвала Елене» (8) он говорит, что «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». Но не всякая речь может быть столь всесильной, а лишь та, которая построена по строгим правилам с применением специальных риторических приемов, которые сам Горгий систематизировал и ввел в широкий оборот. Вот самые существенные из них: 1) тропы, то есть слова, используемые в переносном значении, к которым Горгий отнес а) метафору и б) сравнение; 2) антитезы — противопоставление предметов и понятий; 3) аллитерации — повторение созвучных согласных («В Питере пить»)); 4) ассонансы — повторение созвучных гласных («…дико, например, мы курим дико, например…»); 5) исоколон — равенство речевого периода (период — длинное сложноподчиненное предложение с развернутой мыслью и завершенной интонацией; 6) гомеотелевт — рифмовка окончаний последних слов в предложении; 7) анадиплосис — повтор последней фразы или слова предыдущего предложения в начале следующего.

Все эти приемы с течением времени стали назваться горгианскими фигурами«, а их использование создавало не просто риторическую прозу, но прозу, которая уже граничила с поэзией, оказывая тем самым на слушателя мощнейшее воздействие. От Горгия, помимо злополучного «Трактата о небытии» (который сохранился только в пересказах более поздних философов), до нас дошли три целиком сохранившиеся речи: «Похвала Елене», которая относится к жанру эпидейктических, или похвальных, речей, «Защита Паламеда» — апология и «Надгробное слово в честь афинян» — эпитафия.

Риторика Древней Греции

Период зарождения искусства риторики приходится на период Афинской демократии.

Послужило этому то, что гражданин, который обращался в суд, должен был сам выстроить свою речь для защиты или обвинения. Именно умение формулировать свои мысли, убедительно объяснять и доказывать, влияло на результат решения данного суда.

В то время так ценилось владение ораторским искусством, что позволяло сделать блестящую политическую карьеру. Потому как в управлении государством имело огромное значение мнение Народного собрания и Совета пятисот.

Создателями искусства риторики считаются софисты, которые не особо обладали морально-этическими принципами. Зато у них был талант красноречия и умение управлять, манипулировать сознанием толпы.

Основоположником высокой риторики стал Сократ. Он считал, что софисты умышленно пользуются ложным рассуждением, и стал ярым противником их учений.

За основу своего учения он взял оперирование истинными понятиями и логическими доказательствами в споре. Был уверен, что именно это обеспечит настоящую победу.

Аристотель внес огромный вклад в развитие риторики тем, что систематизировал имеющиеся на то время знания. Один из его трудов – трактат ” Риторика “, состоящий из 3х книг.

Аристотель вывел основные законы риторики, которые являются и на сегодняшний день основополагающими для любого оратора публичных выступлений.

Интересен для истории Демосфен – ученик Сократа и Платона. Он имел косноязычее и страх перед толпой. Однако, сумел преодолеть эти препятствия, благодаря своей целеустремленности и упорству.

Его примитивная методика борьбы с козноязычеем применяется до сих пор у учащихся красивому слову. Это – камешки во рту.

В период средневековья интерес к риторике ослабевает и возобновляется с новой силой уже в 19м веке. Огромный вклад в ее развитие внесли наши соотечественники: М. В. Ломоносов, М. Монтель.

Пример ораторского таланта – Л. Троцкий. В наши дни риторика продолжает свое развитие, постоянно обращаясь к трудам мастеров ораторского искусства Древней Греции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector