Задачи на логику с решением и ответами
Содержание:
Как рассадить интровертов в баре
А вот задачка на структуры данных, сортировку и алгоритмику, которая возможна только в нашей стране.
В Петербурге на улице Рубинштейна есть один бар, в который ходят лишь необщительные люди, назовём их интровертами. (На самом деле интроверты общительные, необщительность — это миф. Но это задачка, поэтому упростим.)
Интроверты садятся вдоль барной стойки, где есть 25 мест. Когда входит новый посетитель, он всегда садится у стойки как можно дальше от остальных гостей. Никто не садится на соседнее место рядом с другим интровертом: если кто-то входит и видит, что свободных мест мало и надо сесть рядом с кем-то, то он уходит.
Бармен хочет получить как можно больше клиентов. У него есть право посадить самого первого посетителя на любое место у стойки. Куда выгоднее посадить первого интроверта с точки зрения бармена?
Решение
Для начала найдём идеальный вариант, который устроил бы бармена. Для этого нарисуем 25 квадратов в ряд и закрасим те, на которых кто-то сидит. Помните, что ни один интроверт по задаче не сядет на соседнее место к другому.
Получается, что это самая плотная рассадка, которая возможна в этом баре. Так у стойки сидят 13 человек. Осталось только найти место для самого первого посетителя.
Для начала попробуем решить эту задачу в лоб и посадим первого посетителя на первый стул:
Теперь второй посетитель должен сесть на свободное место как можно дальше от него, то есть занять стул № 25:
Третьему достаётся стул № 13, так как он ровно посередине между этими двумя:
Два следующих займут свободные места точно посередине между центральным и боковыми:
И вот тут настаёт момент истины: четыре следующих посетителя тоже сядут точно посередине между занятыми местами. Это значит, что между каждым будет по 2 пустых места:
В итоге у нас занято всего 9 мест, но сесть больше никуда нельзя: у каждого свободного стула есть как минимум один занятый сосед. Значит, этот вариант не подходит. Нужен другой.
Чтобы прийти к правильному ответу, попробуем решать задачу с конца.
Вспомним идеальную рассадку:
Здесь сидит максимальное количество гостей — 13, и между каждым из них есть свободное место. Отмотаем на шаг назад и посмотрим, как могли бы сидеть интроверты, чтобы новые гости сели точно между ними:
В этом случае 6 новых гостей садятся точно посередине между занятыми стульями и идеально заполняют все места.
Теперь сделаем ещё шаг назад и посмотрим, как должны сидеть гости, чтобы новые клиенты сели на нужные стулья:
Получается, что если мы посадим первых четырёх гостей так, как на рисунке выше, то дальше всё будет хорошо. Сделаем ещё шаг назад, чтобы понять, как они смогли так сесть:
Из рисунка видно, что два новых посетителя должны сесть как можно дальше от занятых мест. Для этого один садится ровно посередине между двумя занятыми, а второй — с самого края, на первое место. Таким образом, между всеми ними будет максимально возможное расстояние. Осталось понять, как сели эти первые два интроверта.
Если бы первый гость сел с краю на стул № 25, второму бы пришлось сесть с противоположного края на стул № 1 (мы это разобрали в самом начале, в неправильном варианте). Значит, первый гость сел на стул № 9, а второму пришлось сесть максимально далеко от него — на самый последний стул:
Получается, самого первого гостя бармен должен посадить на стул № 9.
Как так вышло? Просто посчитали от обратного. Программисты называют это Test-First Development, хех.
Как перевезти гопников и философов с одного берега на другой
На одном берегу реки находятся шесть человек: три гопника и три философа. Пока что они ведут непринуждённые беседы об экзистенциальном, но все должны будут рано или поздно оказаться на другом берегу.
Есть одна лодка, в которую могут поместиться только два человека, но философы управлять лодкой не умеют, а гопники умеют. Также нельзя оставлять на одном берегу философов больше, чем гопников, потому что тогда философы взорвут мозг гопникам разговорами о природе вещей. Как переправить всех через реку?
Решение
Для первой поездки есть пять вариантов:
- один гопник — не подходит, потому что на берегу философов становится больше и они взорвут мозг;
- два гопника — не подходит по той же причине;
- один или два философа — тоже нет, потому что они не умеют управлять лодкой;
- философ и гопник — единственный вариант, который остаётся.
Значит, первым рейсом пара «философ-гопник» отправляется на другой берег:
Теперь лодку надо как-то отправить назад. Но так как философ не умеет ей управлять, то он остаётся на берегу, а гопник — возвращается. Философы не взрывают никому мозг:
Теперь прикинем варианты следующего рейса. Мы не можем отправить двух гопников, иначе философы останутся в большинстве, и настанет на левом берегу полный экзистенциализм.
Поэтому снова на тот берег уплывают философ с гопником. Причём гопник высаживает философа, но сам из лодки не вылезает — если так не сделать, то он останется с двумя философами на том берегу и они увлекут разговорами об идеях вещей:
Таким образом, у нас на том берегу сидят два философа, а на этом — один философ и три гопника, на которых он вряд ли сможет воздействовать силой дискурса:
Теперь нам нужно сделать выбор, кто поедет на этот раз. Можно отправить снова философа и гопника, но тогда на том берегу окажутся три философа. И безопасно перевезти остальных гопников поодиночке уже не получится — философы всегда будут в большинстве.
Значит, остаётся только один вариант: отправить в путь двух гопников. В итоге на том берегу всех будет поровну и всё пройдёт спокойно:
Но лодку надо как-то отправить на другой берег. Нельзя разместить на ней одного гопника, потому что второй останется в меньшинстве среди философов. Двум гопникам ехать обратно тоже не вариант, потому что они только что прибыли.
Поэтому назад отправляются философ и гопник:
Теперь единственный безопасный вариант — отправить на тот берег двух гопников:
Назад отправим одного гопника. Чтобы не выходить из лодки, он позовёт в неё философа (например, фразой «Что вы думаете о солипсизме?») и вернётся с ним обратно на тот берег:
Точно так же забираем оставшегося философа:
И в итоге вся компания оказывается на том берегу, бездонное небо — над головой, а нравственный закон — внутри:
Загадки и задачи
Их активно можно использовать в таком возрасте, например:
- сосчитать лапы у животных, фрукты или овощи на столе;
- отсортировать по форме или размеру геометрические фигурки;
- разложить несколько картинок и выбрать среди изображений животных и растений опасные, съедобныех, способные двигаться и др.
- посчитать до 15, а потом от 5 в обратном порядке.
Задачи для развития логики можно легко включать в повседневную жизнь, например, во время прогулки:
- поиграть с малышом в «съедобное-несъедобное», «я вижу 7 красных предметов» (ребенок должен найти их и назвать);
- попросить сказать, что находится дальше, а что ближе, что меньше, а что больше и т.п.
А вот задачки-загадки:
- Ходят по двору утки. Ваня насчитал у них 8 ног. Сколько уток во дворе?
- У Маши 3 пары носков. Сколько их у Маши всего?
- На площадке играли 5 детей. Двое ушли домой, а потом вернулись. Сколько стало теперь детей на площадке?
- На дереве было 6 груш. Все дети сорвали по одной и на дереве осталось 2. Сколько было детей?
- В коробке были конфеты. Даша взяла 3, а Саша на 1 больше. Сколько конфет теперь съест Саша?
1) Метод графов.
Даны отношения между предметами и следуя по цепочке этих отношений, мы приходим к правильному результату. Граф – это несколько точек, часть которых соединены друг с другом отрезками или стрелками. Рассмотрим метод графов на примере решения задачи.Задача “Любимые мультфильмы”: Жила-была одна дружная семья: мама, папа и сын. Они все любили делать вместе. Но вот мультфильмы любили разные: «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Определите, какой мультфильм любит каждый из них, если мама, папа и любитель мультфильма «Покемоны» никогда не унывают, а папа и любитель мультфильма «Том и Джерри» делают зарядку по утрам?Решение.Рассмотрим множество людей: мама, папа, сын и множество мультфильмов «Ну, погоди!», «Покемоны», «Том и Джерри». Обозначим элементы этих двух множеств точками.
Поэтому граф на рисунке будет выглядеть следующим образом:
Если точке из одного множества соответствует точка другого множества, будем соединять эти точки сплошной линией, если не соответствует – то штриховой. Заметим, что по условию задачи у человека только один любимый мультфильм. Поэтому нужно найти единственно возможное соответствие между элементами двух множеств.
Правилоесли какая-то точка оказывается соединенной с двумя точками другого множества штриховыми линиями, то с третьей точкой она должна быть соединена сплошной.
Поэтому граф на рисунке будет выглядеть следующим образом:
Теперь мы установили, что папа любит мультфильм «Ну, погоди!», сын – «Покемоны». В обеих множествах остается только по одной точке, следовательно мама любит мультфильм «Том и Джерри».
Задача решена.2) Круги Эйлера. Второй способ, которым решаются такие задачи круги Эйлера – задачи на пересечение или объединение множеств.Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.
Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.
Интересные факты
Для того, чтобы привлечь внимание к интеллектуальным упражнениям, можно рассказать перед началом участникам несколько интересных фактов о том, что они станут умные, что особенно тяжелые загадки, отгаданные ребятами, дадут им шанс получить особенный приз и т.д. Мы же предлагаем такие интересные сведения:
Самая древняя и известная в мире головоломка — это паззлы, появившиеся столетиями раньше нашей эры. А история возникновения довольно проста и в то же время занимательна: однажды учитель географии, имя которого не сохранилось в истории, разрезал карту, чтобы предложить ученикам собрать ее по памяти. Так и появилось это развлечение для приятного досуга, состоящее в сборе единой картины из множества деталей;
Сейчас мы можем воспринимать шахматы и шашки как способ скрасить досуг или как отдельный вид спорта. Однако изначально эти игры использовались на Востоке при подготовке к битве. Партия в шахматы как сложные загадки решалась по несколько часов двумя игроками, так они развивали логику и способность принимать нестандартные и трудные решения, чтобы в бою обмануть соперника;
Мы давали совет выше, подбирать сложные и смешные с ответами, чтобы избежать неловких ситуаций. Но что делать, если у загадки нет разгадки уже много-много лет? Например, хранящаяся в здании ЦРУ скульптура «Криптос» до сих пор не имеет ответа на зашифрованные послания, хотя этим вопросом занимаются на протяжении долгих лет ученые с разных концов света;
Кроме развития логики и способности быстро думать, загадки и подобные упражнения могут посодействовать и с некоторыми другими вещами. Например, если у вас есть проблемы с запоминанием названий улиц, имен людей, с ориентированием в родном городе и вообще на местности, то постоянные тренировки разными видами головоломок помогут частично решить это и облегчить вашу жизнь
А регулярные занятие уменьшат риск получить такие сложности в жизни;
Особое внимание к логическим задачкам стали проявлять примерно в 9 веке нашей эры в Европе, тогда же вышел первый сборник таких заданий под авторством Алкуина под названием «Задачи для развития молодого ума». Прогресс науки и желание точнее и быстрее познать мир стало развивать интерес и к логическому мышлению, без которого в алхимии и философии делать совсем нечего
Тогда особые умельцы и очень умные люди стали искусственно создавать такие трудные задачки с ответами, а в последствие Алкуин собрал самые лучшие из них (вероятно, самые популярные из дошедших до него) в специальную книгу;
3 тысячи лет назад поэтом Пиндаром из Греции была написана первая словесная головоломка, иначе загадка
Она была составлена в стихотворной форме, в ответе зашифровано некое важное послание, однако до сих пор эту загадку не смог разгадать никто.
Развитие — это то, чем надо заниматься с самого детства, вам необходимо лишь выбрать, какими способами вы хотите заниматься интеллектуальными и логическими упражнениями. Сложные загадки на логику или с подвохом Вам в этом помогут.
Находчивый инженер в кафе
В кафе поставили 3 разных автомата, которые наливают напитки. В первом – кофе, во втором – чай, а в третий выдаёт случайным образом то кофе, то чай (потому что в жизни всегда должно быть место эксперименту). Для каждого из автоматов нужна 1 монета, чтобы получить напиток.
На заводе перепутали маркировку автоматов, поэтому на каждом из них оказалась неправильная наклейка. Сколько монет понадобится находчивому инженеру, чтобы понять, где какой автомат?
Решение
Несмотря на то что задача кажется запутанной, у неё довольно изящное решение. Следите за руками находчивого инженера.
Кидаем монету в автомат с наклейкой «Чай-кофе». Мы знаем, что на нём неправильная наклейка, как и на всех, поэтому правильная будет либо «Чай», либо «Кофе». Теперь смотрим, что нам выдаст этот автомат.
Например, он выдал чай. Значит, правильная наклейка для этого автомата — «Чай». Теперь нам нужно найти кофейный автомат среди двух оставшихся.
Мы помним, что все наклейки перепутаны, поэтому там, где будет написано «Кофе», на самом деле не кофейный автомат. Чай тоже уже занят. Поэтому под надписью «Кофе» скрывается автомат, который выдаёт и кофе, и чай.
Значит, с наклейкой «Чай» будет автомат, который выдаёт кофе.
О чудо! Чтобы разобраться с наклейками, достаточно всего одной монеты!
Сложные загадки для детей с ответами
О пользе загадок для детей написано много статей и книг. Но современным детям надоели загадки про морковку, про грушу. Современные дети желают развиваться и им нужны загадки, которые заставят их напрягать свои умственные способности. Им интересно, когда сложно.
Вашему вниманию мы предлагаем сложные загадки для детей на развитие логики, внимания, воображения. Эти логические загадки можно использовать при организации детских праздников, викторин.
Сложные загадки для детей
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
Где есть гуси в речке, где есть дед на печке? Где есть лес с грибами? Догадайтесь сами. (В деревне)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Ответ: Осина)
На земле он всех умней, потому и всех сильней. (человек)
По землею птица гнездо свила, яиц нанесла. (картофель)
Весь мир одевает, а сама ногая (голая). (зима)
Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (пруд, озеро)
Стрела летает, мошек поедает. (ласточка)
Зубастые, а не кусаются. (Грабли, Пила)
По голубому блюду золотое яблоко катится. (солнце)
В лесу родился, а дома хозяйничает. (Ответ Веник)
Днем обручем, ночь змеей.Ответ (Ремень)
Борода дорожки бегут по дорожке. (козел)
Стоят казаки, на них белые колпаки. (Белый гриб)
Что у цапли спереди, а у зайца позади. (буква ц)
Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (дверь)
Деревянная дорога, вверх идет она отлого, что не шаг, то овраг. (лестница)
Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
На поле часто слышен он, железных братьев перезвон, и хоть красивей всех на вид, сидит в траве и все звенит. (колокольчик)
Дом по улице идет, на работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (автобус)
Вдоль дороги друг стоит, что нам делать говорит, вместо слов зимой и летом, светит нам он разным цветом. (светофор)
С виду он как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь, в нем полезный витамин, это спелый… (апельсин)
Далеко на юге где то он растет зимой и летом, удивит собою нас толстокожий … (ананас)
Что за барышня такая смотрит с ветки не моргая, синий сарафан на диво, догадались это…(слива)
Не удержались в сите серебряные нити, и выскочив на волю, пришили тучку к полю. (дождик)
Летел пан, в воду упал, воды не замутил, и сам не утонул. (лист)
Растут в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
Белые горошки на зеленой ножке. (ландыши)
Пришли мужики в лес без топоров, срубили избу без углов. (муравьи)
Два брюшка, 4 ушка. (подушка)
Ну что за госпожа, уж очень гожа: сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)
Нахмурится, насупится, в слезы ударится – ничего не останется. (туча)
Шагаешь, впереди лежит, оглянешься – домой бежит. (дорога)
Длинный хвост, крохотный рост. Серая шубка, острые зубки. (мышь)
На соломинке дом, 100 ребяток в нем. (колосок)
Без крыльев летят, без ног а бегут, без паруса, а плывут. (облака)
Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят. (забор)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (река)
Не зверь, не птица, всех боится, наловит мух – в воду плюх. (лягушка)
Какой знак поставить между цифрами 4 и 5 , чтобы ответ был меньше 5, но больше 4? (Нужно поставить запятую)
Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не травмироваться? (Если спрыгнуть с нижней ступеньки)
Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком)
***
Дороги имеются — проехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Луга есть — косить нельзя,
В реках, морях, океанах воды нет.
Что это?
(Географическая карта)
***
Я — вода и по воде плаваю. Кто я? (льдина)
***
На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты? (Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна-то не 1 рубль, а вот другая — 1 рубль.)
Рекомендации от методистов и учителей LogicLike:
Хотите развить у ребенка нестандартное мышление и гибкую логику – давайте ему хорошую зарядку для ума в виде разнообразных логических задач, для решения которых нужно использовать разные логические законы и методы решения (метод с конца, табличный метод, с помощью графов или кругов Эйлера и т.д.)
Подходите к обучению системно: от теории к задачам, от простого к сложному, от знакомства с новыми типами заданий к рефлексии.
Учитывайте специфику мышления у детей младшего школьного возраста – используйте визуальные образы и наглядные материалы.
Важно не навязывать детям способ решения, а стараться проводить разбор так, чтобы они сами путем логических рассуждений нашли правильный ответ.
Внедряйте игровые элементы в процесс обучения, используйте обучающие возможности IT.
Занятия логикой, как и спортивные тренировки, нуждаются в регулярности и постепенном повышении сложности задач.
Занимайтесь вместе с ребенком и с удовольствием!
Материал подготовлен при поддержке
LogicLike
В системе уже более 2 500 логических задач с комментариями и пояснениями, видеоуроками и теоретическими блоками. И эта учебная база еженедельно пополняется.
Сайт партнёра