Понимающая социология макса вебера

Донаучный этап

Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века

Человек изначально грешен. Он является относительной личностью, поскольку является творением Бога как Абсолютной Личности. Человечество изначально едино как воплощение воли Творца, представляемого Церковью. Государство как способ организации человеческой жизни вторично по отношению к Церкви.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (—) и Томмазо Кампанеллы (—) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (—). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества.

Новое время

Томас Гоббс (—) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (—). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (—) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (—). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Донаучный этап

Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века

Человек изначально грешен. Он является относительной личностью, поскольку является творением Бога как Абсолютной Личности. Человечество изначально едино как воплощение воли Творца, представляемого Церковью. Государство как способ организации человеческой жизни вторично по отношению к Церкви.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (—) и Томмазо Кампанеллы (—) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (—). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества.

Новое время

Томас Гоббс (—) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (—). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (—) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (—). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

Виды социальных действий

По Веберу, существует четыре типа социальных действий, основанных на четырёх типах мотивации:

Целерациональное — основывается на ожидании конкретного поведения других людей и объектов внешнего мира, а также на применении этого ожидания как «средства» или «условия» для целей, которые рационально направлены и могут регулироваться;

Ценностно-рациональное — основывается на сознательной вере в религиозную, эстетическую или этическую безусловную ценность поведения, взятого за основу вне зависимости от его успешности и результативности;

Аффективное – эмоциональное действие, обусловленное интенсивными эмоциональными состояниями человека;

Традиционное – основывается на привычном поведении человека в рамках социума.

Критика

Критики концепции, такие как Михаил Бахтин и Дин МакКаннелл, отмечают, что для человека, рожденного в одной культуре, практически невозможно полностью понять другую культуру. Высокомерно и тщеславно полагать, что человек способен истолковать значение одного культурного символа в рамках другой (предположительно более развитой) культуры. В подобной критике, как правило, отрицается возможность полного понимания. Но и полное его отсутствие предполагает невежество по отношению ко всем процессам, кроме тех, которые человек наблюдает лично, а это означает, что мы не сможем понять никакой культуры, кроме своей собственной. Однако для работы концепции понимающей психологии достаточно уровня толковательного понимания.

Также критики считают, что задача социолога — не просто наблюдать за людьми и тем, что они делают, но и делиться своими наблюдениями и понимать, почему они действуют именно так. Субъективные мысли и чувства, рассматриваемые как предвзятость в науках, являются важным аспектом, который необходимо контролировать при проведении социологических исследований.

История концепции

Представление понимающей психологии офор­мил­ось в рус­ле ини­ции­ро­ван­но­го В. Дильтеем «спора о ме­то­де», центральной ус­та­нов­кой ко­то­ро­го стало обос­но­ва­ние специфики со­ци­аль­но­го и гу­ма­ни­тар­но­го познания в про­ти­во­вес на­ту­ра­ли­стическому подходу по­зи­ти­виз­ма, стре­мив­ше­го­ся к рас­про­стра­не­нию на сферу об­ще­ст­во­ве­де­ния ис­сле­до­ва­тель­ских приёмов ес­тественных наук. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. Отсюда делался вывод о необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла. Общество как человеческое порождение, выступая в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные различия во взглядах представителей понимающей социологии, для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерным признание специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание социального действия, прямое постижение противопоставляется свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию, объяснению.

Автором самого термина «понимающая социология» и первой ее концептуальной разработки является М. Вебер. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения социальных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. По Веберу, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, так как поведение человека осмысленно. Результат понимания — всего лишь «особо очевидная каузальная гипотеза». Чтобы стать научным положением, она должна быть верифицирована объективными научными методами. Другими словами, понимание играет в социологии Вебера вспомогательную роль, так как оно лишь источник гипотез, на основе которых строится объективное объяснение поведения.

Список использованных источников

  1. Вебер М.О некоторых категориях понимающей социологии/ М. Вебер // Западноевропейская социология ХIХ — начала ХХ веков. — М., 1996. — С. 491-507.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.
  3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
  4. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. 1979. 208 с.
  5. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998.
  6. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
  7. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 407 с.
  8. Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. М., 1993
  9. Фролов С.С. Социология. М., 1999.

Abel Th. The Operation called Verstehen. ‑ The American Journal of Sociology, 1948, vol.54, N3. Данная работа, хотя и написана сравнительно давно, стала своего рода запальной свечой, послужившей поводом для начала дискуссии, не утихающей до сих пор. Материалы этой дискуссии, исторический обзор проблематики и анализ современных тенденций приспособления понимания к потребностям эмпирического исследования см в кн.: Verstehen: Subjective Understanding in the Social Sсiences /Ed. by M. Truzzi. Reading (Mass.), 1974. См. также: Brande L. Die Verstehende Sociologie: A New Look at an Old Problem. ‑ Sociology and Social Research, 1966, vol.50, N2; Baar K. Max Weber and the Process of Social Understanding. ‑ Sociology and Social Research, 1967, vol.51, N2; Markos G. The Model of Man and the Problem of Understanding. ‑ Revue Internationale de sociologie, 1969, vol.5, N3; Diquattro A. Verstehen as an Empirial Concept. ‑ Sociology and Social Research, 1972, vol.57, N1; Leat D. Misunderstanding Werstehen. ‑ The Sociological Review, 1972, vol.20, N1.

Вебер М. Избранные произведения: Основные социологические понятия. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М., 1990. С.602-643.

Википедия — свободная энциклопедия . — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector