Как развить свое внимание

Работа № 8. «Отыскивание чисел с переключением»

Задача исследования:

Изучение способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного рода действий на другой.

Оснащение опыта:

1 таблица, разделенная на 49 клеток – квадратов, в которых размещены числа черными от 1 до 25 и красными от 1 до 24 цифрами,

2. Секундомер,

3. Указка

Порядок исследования, инструкция исследуемому:

«Перед вами таблица, разделенная на клетки. В этих клетках, разбросаны числа, написанные черными и красными чернилами. Черные вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а красные в обратном от 24 до 1. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого порядка, т.е. порядок вашей работы, должен быть таким: 1 (черная), 24 (красная), 2 (черная), 23 (красная) и т.д. Вы должны работать как можно скорее, но не делать ошибок. Приготовьтесь! Начинайте! «

Пускается секундомер, фиксируется время выполнения задания. В течении всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого. Если испытуемый указывает не то число, экспериментатор говорит: «Нет, вы должны мне сейчас найти…».

Учет и анализ результатов:

Экспериментатор регистрирует все ошибки. Чтобы легче было наблюдать, экспериментатору необходимо помнить, что черной число и следующее за ним красное, в сумме должно образовывать 25.

При наблюдении надо установить:

Быстро ли находит исследуемый числа, бывают ли большие задержки во времени, в чем проявляются затруднения, не испытывает ли испытуемый особых затруднений в середине задания, если взгляд испытуемого направлен на искомое число, всегда ли он его замечает, или бывает что не воспринимает.

При определении количественных показателей:

Учитывается время, затраченное на выполнение каждого задания, отдельно фиксируются ошибки.

Испытуемый № 1

Испытуемая указала на числа без ошибок. Замечаний со стороны экспериментатора не было. Общее время, затраченное на задание, равняется 2,5 минуты.

Время, затраченное на каждое задание в отдельности, равняется 1 секунде.

Задержек во времени не было, особых затруднений, в середине задания, испытуемая не испытывала, взгляд испытуемого направленный на определенное число, был им всегда замечен.

Испытуемый № 2

Испытуемый во время выполнения задания допустил три ошибки.

Общее время, затраченное на задание, равняется 3 минуты.

Время, затраченное на каждое задание в отдельности, равняется 8 секундам.

Задержка во времени была одна, в середине задания, взгляд испытуемого направленный на определенное число, был замечен всегда, кроме середины задания.

Сравнение испытуемых:

Испытуемый № 2 допустил 3 ошибки, у него были задержки во времени, и на выполнение задания, у него ушло больше времени, нежели у первой испытуемой, которая воспроизвела все правильно, не допустив ошибок, Возможно, это связано с разницей в возрасте и социальным статусом испытуемых.

Хвастовство и нытье

Хвастовство — это дыра, которая засасывает твою энергию и разрушает тебя.

Хвастовство и нытье — это оружие поражения самого себя.

Оно открывает тебя для агрессии и неадекватной реакции других людей. Потом самому же захочется как-то сгладить и выдать что-то вроде «вот, и у меня случилось плохое» или «ну вот, я тоже обычный человек, и у меня то-то и то-то не в порядке». И начинается замкнутый круг «хвастовство-нытье». Это все внешний локус, привычка, и тоже, когда во многом не хватает емкости принять происходящее с тобой.

Поэтому лучше всего сразу это все осознавать и приглушать уровень эмоций по этому поводу.

«Обычное дело — двигаемся дальше»

Обратить свое внимание на свои действия, свой кайф, свои выгоды от происходящего, а не на получение положительных оценок со стороны

Не, это конечно нормально, когда хочется чем-то поделиться.

Я про понимание, как это работает, про то, что многие вещи не стоят таких трат энергии и гораздо лучше чем-то интересным и полезным заняться, чем весь день сливать впустую — хвастаться и обсуждать то, что для многих других является само собой разумеющимся, и для тебя тоже скоро, возможно, станет, если продолжишь в этом направлении.

 
Цитата Эволюции:

 
Обычно в основе хвастовства — корона (психозащита) «Сокровище».

Когда то, что происходит с тобой, кажется тебе очень особенным, ты себе кажешься в центре мира, и другим очень интересно, они должны порадоваться за тебя, удивиться, восхититься.

И ты не видишь, что у других происходит все то же самое, то, что с тобой — самая обычная ситуация. И ты вполне обыкновенный, уж точно не самый уникальный. У всех дети, пальмы, маникюр, еда, личная жизнь, тренажерный зал, признание на работе, прогулки на природе, любимая музыка, статьи в блоге и новые машины.

Все эти понимания высвобождают гигантское количество энергии, сил на жизнь.

 
Вот цитата Эволюции про связь хвастовства и низкой емкости по поводу чего либо:

Как сосредоточенность сказывается на работе

Наглядный пример. Увеличительное стекло способно сжечь поле, стать причиной лесного пожара или спасти чью-то жизнь. Вы спросите, как? Очень просто, оно способно концентрировать солнечные лучи в одной точке.

Немного статистики. Люди, которые ходят на работу работать, действительно работают всего ¼ часть времени. Если смена длится 8 часов, то из них работает человек всего 2 часа. Остальные 6 часов он тратит на непродуктивные временные расходы. Когда же человек начинает работать сосредоточенно, он за 30-40 минут делает объем работы, на который при обычном подходе ушёл бы полноценный рабочий день. За 8 часов вы сделаете тот объем работы, который раньше делали за неделю. Это происходит за счёт того, что нет никаких отвлечений, вплоть до самых глубоких мыслей.

Фактор внимания в нашей жизни

Если и есть вещь, которую я хотел бы чтобы вы вынесли из статьи, то первым делом это понимание того, насколько важно внимание в нашей жизни и насколько оно недооценено в массах как концепт. Именно от внимания зависит то, как мы справляемся с любой работой, внимание это концепт, который лежит в основе других умственных деятельностей:

  • Понимание
  • Обучение
  • Воспроизведение
  • Память

Это своеобразный невидимый фактор эффективности

Главное то, что внимание это не какой-то эфемерный процесс у нас в голове, это реальная вещь, которую учёные-исследователи могут видеть с помощью разных приборов типа MRI (Magnetic resonance imaging) или томографии. Учёные могут видеть нейронное состояние мозга, и многие из них описали внимание в своих исследованиях

Концентрация, внимание и память начинают обуславливать нашу повседневную жизнь очень рано. В 60-70 годах учёные стали делать исследования касательно внимания у младших из детей

Статистически оказалось, что чем больше у ребёнка развита способность к сосредоточению, тем большие успехи в последствии ему даются. Это относится как к финансовым, так и ко всем остальным сферах нашей жизни.

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности

Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп

Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.
Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой работой, путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным

Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность)

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на непроизвольное внимание, многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»)

Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно

Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать

Тренировать внимание нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.

Устойчивость внимания

Это длительность сосредоточенности сознания

От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете

Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

  • интерес к материалу

  • связь изучаемого материала с потребностями личности

  • содержательность и сложность выполняемой работы

  • комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

  • особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Физиологические аспекты

Концентрация внимания не всегда бывает связана с умственными способностями человека и его психологическими особенностями. Немаловажную роль в этом вопросе играет и физиологическая составляющая. Именно поэтому улучшение концентрации внимания неразрывно связано с нормализацией образа жизни и режима дня:

Возьмите за правило получать полноценный сон. Если вы поздно засыпаете и рано встаете, то вряд ли вы сможете на 100% выкладываться в своей умственной или творческой деятельности

Пусть 8-часовой отдых станет вашим незыблемым правилом.
Уделите внимание своему рациону. Старайтесь включать в него сложные углеводы, которые медленно перерабатываются, постоянно подпитывая организм в целом и мозг в частности

Также перед началом трудового дня обязательно выпейте чашку кофе или съешьте немного черного шоколада.
Выделите время для занятий, которые доставляют вам удовольствие. Это может быть прогулка, шопинг, хобби, фитнес, просмотр фильмов, прослушивание музыки и многое другое. Положительные эмоции способствуют выработке гормона дофамина, который благотворно сказывается на внимании.
Если ни один из перечисленных способов не оказал должного влияния на процесс концентрации внимания, то необходимо обратиться за консультацией к врачу, который порекомендует вам специальные препараты.

Как растить емкость

 Емкость можно растить осознанно. Учиться быстро переключаться можно и нужно тоже осознанно.

Что делать?

Убирать залипания на людях и ситуациях, внутренние монологи проще всего с помощью теорий Эволюции (Марины Комиссаровой) — в частности, насчет внешнего и внутреннего локуса контроля. А также с помощью знания про короны (психозащиты), баги границ.

Отлавливать все эти моменты залипания или когда хочется похвастаться или поныть — осознавать, называть их для себя и переключаться силой знаний и силой воли на что-то другое.

Можно еще какую-нибудь технику применить, типа там повторять себе «Стерто стерто» или представлять все белое до и после этого момента, красить все белым цветом. И переключаться на другие дела.

Придумывать себе планы, дела, прописывать видение будущего, замахиваться на крупное, реализовывать задуманное, осознанно улучшать и расширять окружение.

Правильное окружение, та же Стодневка, в которой я уже 4 года без перерывов, очень хорошо растит емкость. Когда ты видишь, как другие люди спокойно относятся к очень крупным провалам или наоборот достижениям — к переездам в другую страну, к новой работе в Google или кругосветному путешествию, к серьезной болезни или потере бизнеса, и так далее. Ты видишь и неосознанно тянешься, моделируешь их поведение, отношение. И оно в среднем по Стодневке мощнее, чем отношение твоего супруга или твоих родителей.

 
Страшно вспомнить, сколько времени я потратила, зря зависая во всякой ерунде. И сейчас, конечно, трачу иногда, но уже в десятки раз меньше. Все тренируется. Этот навык сэкономил мне, наверное, уже год жизни и энергии, потраченной вместо этого всего на себя или на строительство чего-то хорошего в своей жизни.

 
Тема эта пошла в моей жизни в первую очередь от Александра Палиенко, это он в конце каждой техники все время повторял «.. и быстро переключаемся». И во всех его сводах пунктов, как быть счастливее или что-нибудь еще, было 1) .. 2) …. 3) … 4) Умение быстро переключаться.

Поэтому вышло так, что я просто несколько лет тренировала умение быстро переключаться, потому что поверила Александру, что это крайне важно. И действительно, когда меня кто-то спрашивает — как я так много всего успеваю в течение дня, мне кажется, один из главных моментов — натренированное умение быстро переключаться

И теперь я вижу, что все это прорабатывается и увеличивается — дальше будет еще лучше.

А поначалу было так, что я просто слушала, слушала Александра Палиенко, как-то само это внедрялось в жизнь, а потом очнулась в какой-то момент и поняла, что реально многое изменилось в этом плане, реально жить стало проще и приятнее.

 
Энергии больше.

Ко всему относишься проще.

К самому себе относишься проще.

Ты больше для себя — не пуп вселенной , чьи мысли и происходящие с ним события заслуживают того, чтобы гонять их туда-сюда часами, днями, годами, о чьих событиях, мыслях или делах все обязательно должны узнать, или которые надо обсудить многократно с самим собой.

Другие к тебе относятся лучше, т.к. ты даже по мелочи тут и там становишься менее липким человеком и с тобой приятнее взаимодействовать.

Больше всего интересного замечаешь вокруг, в других людях в том числе, больше выгодных для себя возможностей успеваешь заметить и подхватить. «Локус внутри, фокус снаружи».

Устойчивость внимания

   Особое значение для достижения успеха в быстром чтении, помимо концентрации, имеет устойчивость внимания. Именно эти свойства отличают людей, увлеченных своим делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.
 
    
Рис. 33. Двойное изображение: ваза или профиль?

 
    
Рис. 34. Двойное изображение усеченной пирамиды

    В одной из индийских сказок, рассказывается о том, как использовалась устойчивость внимания в целях профессионального отбора. Магараджа объявил, что возьмет себе в министры того, кто пройдет по стене вокруг города с большим сосудом в руках, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, а по пути их отвлекали, пугали, и они проливали молоко. «Это не министры»,  — говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни выстрелы, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда. «Это министр»,  — сказал магараджа.   Однако даже при устойчивом внимании есть кратковременные изменения интенсивности, колебания внимания, например часы в вашей комнате периодически «слышатся» то тише, то громче, будто бы изменяя свой звук. Это пример естественного колебания нашего внимания. Экспериментальные исследования показали, что подобные первичные колебания внимания протекают с периодом в среднем около 10–12 сек. Следует подчеркнуть, что если бы и наша умственная работа была подвержена колебаниям с подобной периодичностью, то наша деятельность была бы просто невозможна. В работе же такие малые периоды колебания внимания не составляют всеобщей закономерности и относятся лишь к элементарным впечатлениям (как в примере с часами). Колебания внимания легко наблюдать с помощью так называемых двойственных изображений. Посмотрите на рис. 33. Что изображено здесь — ваза на черном фоне или два профиля на белом фоне? Как только человек увидит два изображения, в силу вступают колебания внимания: изображение начинает как бы пульсировать — то профили, то ваза.   Двойственным является и изображение усеченной пирамиды (рис. 34). Она кажется то выпуклой, обращенной вершиной к нам, то углубленной, с уходящей вдаль задней стенкой. Здесь налицо колебания внимания: стенка как бы то приближается, то удаляется. Но эти колебания можно снять, если поставить перед собой новую, более сложную задачу.   Задание. Проверка устойчивости внимания. Представьте себе, что перед вами изображение вашей комнаты, где вы сидите сейчас и которую необходимо обставить: расставить стол, стулья, повесить на потолок люстру, на пол постелить палас и т. п. Пока вы будете этим заняты, колебаний внимания не будет. Из этого простого упражнения следует важный вывод: для сохранения устойчивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи.   Задание. Тренировка в управлении колебаниями внимания, в повышении его устойчивости. Наблюдайте рис. 33 «ваза» из двух «лиц» и стуком карандаша отмечайте моменты, когда видите «лицо», и соблюдайте тишину, когда воспринимаете рисунок как «вазу». Количество ударов фиксирует ваш помощник в течение 1 мин.   Затем с помощью волевого усилия постарайтесь удерживать в центре своего внимания то или иное изображение, задерживать его смену и снова стучать карандашом при смене изображения. Сравните количество ударов с первым вариантом выполнения упражнения.   Предложенное задание можно использовать и как тренировочное для самостоятельной и проверочно-диагностической работы (первые полгода — 1–3 раза в месяц, а затем примерно 1 раз в год).

Концентрация внимания

   Известно, что качественно, т. е. точно, быстро и аккуратно, выполнить любую работу можно лишь в том случае, если вы будете максимально собраны и внимательны. В противном случае все усилия могут оказаться напрасными.   Из курса физики вам знаком пример с линзами. Так, солнечные лучи, собранные при помощи лупы в точку, способны прожечь лист бумаги или зажечь кусок дерева

Подобно этому качество выполняемой работы, решаемой задачи может быть значительно улучшено, если нам удастся сконцентрировать на них свои усилия, энергию.   Строго говоря, абсолютное, полное внимание может существовать лишь в течение очень короткого времени. Экспериментами установлено, что максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 сек., максимум — 90 сек

После этого срока внимание рассредоточивается и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определенным усилиям, волевым и физическим. Таким образом, концентрацию внимания можно опеределить как активное противодействие его рассеиванию, рассредоточению. Одной из важнейших характеристик высокого интеллекта, как мы уже знаем, как раз и является отчетливо выраженная способность концентрировать свое внимание на содержании рассматриваемой проблемы.   
Таблица 5
   Задание. Определение концентрации вашего внимания и возможности развития этой способности. Вам предлагается бланк таблицы с 25 строками цифр (табл. 5). За 7 мин. необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма которых равна 10. Например:   А. 2 9 1 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 83 12 3 4 5 6 7 8 9 8 7 6 5 4 3 7   Затем производится подсчет пропусков или неверно отмеченных пар цифр. За каждую ошибку присваивается один балл. Ваш результат по сериям занесите в табл. 6.
    
Таблица 6
   Задание выполняется в три серии, с тремя бланками. Для этого на трех листочках бумаги перепишите все цифры и буквы из табл. 5 (будьте внимательны при выполнении работы). Между сериями перерыв в 3–5 мин. После окончания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в табл. 6. Просматривая таблицу, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее. Не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших результатах. Через 7 мин. после начала работу прекращайте и начинайте подсчет пропусков.   
Внимание!При незавершенной работе результаты не учитываются.   Ключ для подсчета и анализа результатов.   Всего в бланке 149 пар цифр, сумма которых равна 10. За каждую ошибку — пропуск или неверно отмеченную пару цифр — присваивается один штрафной балл.
    
Таблица 7
   Анализ ваших успехов проведите по результатам теста по табл. 7. Это задание можно выполнять и для проверки успешности развития своей способности к концентрации внимания. Первые полгода рекомендуется выполнять его раз в месяц, затем повторить проверку через полгода, а результаты следует хранить для сравнительного анализа.

Понятие внимание в психологии

Наталья Грибанова

Понятие внимание в психологии

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов

В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов

В человеческий мозг ежесекундно поступают огромное количество сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (являющегося своеобразным фильтром, то мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегда характеристика какого-то психического процесса:

— восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить;

— воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую, дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них.

Огромную роль в возникновении и поддержании внимания у взрослого и ребенка играет речь и разумная активная деятельность. Преследуя определенную цель, человек сосредоточивается не на ней, хотя она очень желаема, а на тех действиях, которые являются средством для достижения желаемой цели в конкретных условиях

Затруднения, ошибки, допускаемые в процессе достижения цели, привлекая внимание человека,становятся объектами его познания: анализа, критики, обсуждения

Таким образом, внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней Безусловный ориентировочный рефлекс, являясь основой внимания, не исчерпывает физиологических механизмов этого состояния человека. Выражая психическое состояние личности, внимание человека — его объем, переключаемость, концентрация — в значительной мере обусловлено чертами темперамента и направленностью человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector