Что такое ответственность в жизни человека: важность и значение чувства

Проблема личности в рамках философии экзистенциализма

Данное понятие с точки зрения экзистенциализма – это самоцель, а коллектив в связи с этим – лишь средство обеспечения возможности материального существования входящих в него индивидов. При этом социум призван сделать доступным свободное духовное развитие каждой личности, гарантируя правовой порядок относительно посягательств на ее свободу. Однако роль общества по сути своей отрицательная, и свобода, предлагаемая индивиду, выступает частным проявлением (свобода политическая, экономическая и др.).

Представители данной философии считали, что истинная свобода постижима только в духовном аспекте (противоположном социальному), где индивидуумы рассматриваются в качестве экзистенции, а не субъектов правовых отношений.

Центральная проблема личности в философии экзистенциализма — отчуждение ее от социума, которое понимается как трансформация продуктов деятельности индивида в самостоятельную враждебную силу, а также в качестве противостояния государства конкретно человеку и всей организации труда, общественным институтам, другим членам общества и т. п.

Особо углубленно данная философия исследует субъективные переживания относительно отчуждения личности от внешнего мира (к примеру, чувство апатии, равнодушия, одиночества, страха и др.).

По мнению экзистенциалистов, человек вопреки своей воле помещен в этот чужой для него мир, в определенную судьбу. В связи с этим индивида постоянно волнуют вопросы, касающиеся смысла его жизни, причины существования, ниши в мире, выбора своего пути и т. д.

Несмотря на гипертрофированное духовное начало человека (иррациональное), экзистенциализм внес существенный вклад в развитие различных философских подходов, в которых человек воспринимался как личность, направленных на выявление людской сущности.

Проблема личности в философии экзистенциализма нашла свое отражение в современном аспекте данного вопроса. В ней присутствуют так называемые перегибы, но это не помешало ей привнести ценный вклад в особое восприятие индивида и социума. Философия экзистенциализма посредством своих принципов указала на необходимость тщательного пересмотра сложившихся в настоящее время ценностных ориентиров, которыми руководствуется и общество, и человек как личность.

Живите своей жизнью

К сожалению, очень часто мы совершаем две большие ошибки, когда пытаемся брать ответственность за других людей на себя. Первая заключается в том, что мы пренебрегаем свободной волей другого человека и стараемся навязать ему свое видение и понимание ситуации. Это всегда приводит к внутреннему сопротивлению этого человека, которое может проявиться в виде ссоры или скандала и, как результат, ухудшению отношений. Другая проблема противоположна первой. Многие стараются полностью посвятить себя жизни другого человека, принося в жертву свои желания и мечты. Тем самым, как бы, проживая чужую жизнь, а не свою.

Проживая жизнь другого человека, мы упускаем свою собственную. Наступает момент, когда мы понимаем, что человек, которому мы отдали себя, не способен оценить это и, оставшись без сил, бесцельно доживаем отведенное нам время.


Чувство ответственности за других людей – одно из главных в нашей жизни. И мы всеми силами должны стремиться развивать его в правильном направлении. Это поможет нам расставить приоритеты в нашей жизни, создать гармоничные отношения с другими людьми и научиться нести последствия без ущерба для себя.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Теги: ответственность за других людей

Проспективная и ретроспективная стороны

Понятие «ответственность» было введено Альфредом Бэном. Он рассматривал ее в плане наказуемости. В течение продолжительного времени проблему рассматривали преимущественно в этом аспекте. Современная теория подразделяет ответственность на негативную и позитивную. Последняя формируется из обязанности исполнять полезные, положительные для общества функции. Она реализуется в правоотношениях, где обязанная сторона пребывает в положении подконтрольности и подотчетности. Негативная ответственность проявляется в применении санкций. Такое разделение позволило выделить две стороны: проспективную и ретроспективную. Первая имеет место за совершаемую или предполагаемую инициативную, активную деятельность (для достижения какой-либо цели). Ретроспективная сторона — ответственность за нарушение предписаний.

Качества личности

По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.

И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.

В словаре Д.Н. Ушакова

ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, ·жен.1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. «Обезличка есть отсутствие всякой ответственности за порученную работу… ответственности за нарушение договора.» Сталин. Моральная ответственность. Материальная ответственность. Нести полную ответственность за возложенное дело. Возложить ответственность на кого-нибудь. Лежит ответственность на ком-нибудь.2. чего. ·отвлеч. сущ. к ответственный в 3 ·знач. (·книж. ). Ответственность педагогической работы. Ответственность момента.• Привлечь к (судебной) ответственности кого (офиц.) — считая виновным, заставить дать отчет в совершенных действиях (перед судом, органами власти и т.п.). Привлечь к судебной ответственности за нарушение договора.

Вина — это противоположность ответственности

В сознании многих людей ответственность и вина — если и не синонимы, то близкие понятия. Именно поэтому люди восклицают: «Ну я же в этом не виноват!» — и думают, что такая «невиновность» — повод отказаться от ответственности. Это заблуждение.

Вина — это искусственное понятие, используемое одними людьми для того, чтобы манипулировать другими. Это противная природе человека и глубоко извращённая идея, возникающая в тех случаях, когда ошибки считают чем-то плохим. Если ошибка — это точка роста, то вина не может существовать. Но если ошибка — это что-то плохое, то вы всегда будете виноваты, потому что вы всегда будете ошибаться.

Ваши родители, воспитатели и учителя старательно внушали вам эту идею и основанное на ней чувство вины для того, чтобы контролировать вас. Чтобы заставить вас подчиняться в ущерб вашим собственным желаниям. Чтобы вы были послушны и сами себя наказывали, постоянно и бесконечно.

Им удалось. И — заметьте — вы в этом не виноваты. Но это ваша ответственность. Понимаете?

Вина и ответственность противоположны друг другу. Испытывая чувство вины сами, вы всегда будете искать виноватых вокруг. Вы будете обвинять других людей и обстоятельства (ведь вы же в предыдущем абзаце подумали, что виноваты «они», правда?). Чувство вины или работает в обе стороны, или не работает вообще.

Так вот, ответственность — это когда чувство вины не работает вообще.

Ответственность — это понимание того, что виноватых нет, потому что вины не существует. Вина — это абстракция. Ответственность — это выбор: искать виноватых или принять вещи такими, какие они есть. Принять себя такими, какие вы есть. И начать жить, исходя из этого, а не из фантазий и абстрактных конструкций на тему того, кто в чём виноват.

Другие определения

  • Определённый уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.;
  • Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;
  • Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.
  • Быть готовым принять наказание за совершённую ошибку.

Ответственность в жизни человека: примеры из жизни

Однажды я стал вспоминать примеры ответственности из жизни, вернее своей безответственности и свой поиск смысла этих понятий, в памяти всплыли следующие моменты. Когда мне было пять, мама, провожая меня на улицу, как-то сказала:

И сначала я действительно нес за них ответственность с ожесточением: никому не разрешал их трогать, дрался за них и дико кричал. Мне очень быстро надоело нести ответственность за свои игрушки, к тому же почти все дети перестали со мной играть.

В результате я не стал больше жадничать, и мы вместе с ребятами, играя, переломали и растеряли все мои игрушки. За такую безответственность мне, конечно, влетело, и всё же я так и не понял, что значить быть ответственным за игрушки и одновременно не жадничать.

Следующим примером ответственности из моей жизни припоминается тот период, когда у меня появился брат: тогда мне часто приходилось оставаться с ним и гулять с того времени в основном ходил тоже вместе с ним. Я всегда был с братом и нес за него ответственность, как мне опять говорили.

Однажды, заигравшись в песочнице, я не заметил, как он ушёл с игровой площадки. Когда спохватился, брат уже успел сбежать в соседний двор. Ну и получил же я тогда…

Однако я опять-таки не понял, что значит нести ответственность за другого, когда так хочется играть самому. Мне так хотелось погулять без брата, так хотелось побыть безответственным!

Как-то раз, когда я был уже подростком и гостил у своего деда, он мне поручил открыть утром теплицу и полить грядки. Конечно же, я пообещал, что всё будет сделано. Ему нужно было уехать по каким-то важным делам, а для меня это была полная свобода. Дома у меня в то время был уже не только брат, родилась и сестра. Поэтому я был рад вырваться к деду, и теперь я оставался совсем один на целый день!

Все соседские ребята узнали об этом заранее и позвали меня с собой купаться на речку. Вот мы оторвались тогда… Вот я получил потом… Здесь уже дед мне весьма доходчиво с помощью крепкого и широкого солдатского ремня объяснил, что означает ответственность в жизни человека и что может следовать за нарушением данного обещания. Представьте состояние помидоров, простоявших закрытыми в теплице в 30 градусную жару почти весь день!

Далее, когда я уезжал учиться из своего родного посёлка Чунский в Иркутск, я всё еще смутно представлял всю ответственность, которую я принимаю за самого себя. Сложно сейчас представить, как у меня вообще получилось закончить колледж, будучи неприспособленным к жизни одному в чужом городе. Первое время я находился в опьяняющей эйфории от обрушившейся на меня свободы. Я просто не знал, что с ней делать.

Думаю, только благодаря добрым людям, окружавшим меня в то время и опытным педагогам, которые остудили мой пыл, я не наделал глупостей. И, конечно, нельзя не учесть распорядок дня студента нашего колледжа, суть которого загрузить каждого по полной. Утром групповые занятия, после обеда индивидуальные, а позже подготовка к следующему дню. Очень помог баян, так как я мог часами за ним сидеть, разучивая новые произведения.

В моём случае понятие ответственности в жизни человека частично раскрылось с появлением своей семьи. После колледжа я сразу женился, через год родилась дочь. Сразу вспомнилась и практика из 5-летнего возраста об игрушках: за своими вещами нужно следить самому, у них есть свои места. Помогло и то, что почти всё детство у меня прошло в качестве няньки брата и сестры. Теперь уход за собственным ребёнком не был сложным.

Практика из юного возраста, связанная с помидорами, помогла мне понять перспективу своих решений. Пришло осознание того, что мои сегодняшние поступки или бездействие отражаются на будущем.

Если нести ответственность за других людей я с горем пополам научился, то брать ответственность за самого себя мне ещё предстоит постичь

Конечно, я здесь несколько утрирую, поскольку считаю, что со временем все мы встречаем положительные примеры из книг или из жизни других людей и осознаем для себя всю важность и преимущество понятия ответственности в жизни человека

Каким может быть сожержание сочинения?

Теперь сочинение «Что значит быть человеком» может зазвучать по-другому

Конечно, можно описать его как идеального представителя рода Homo Sapiens, но если брать во внимание учение Аристотеля и предположить, что в каждом есть отрицательные черты характера, то это нецелесообразно. Поэтому пример будет таким:

«Я не знаю, что значит быть человеком. В мире существует слишком много условностей, которым люди должны соответствовать и, желая быть принятыми в обществе, мы соответствуем этим правилам. Ежедневно надеваем маски добропорядочных граждан и окунаемся в пучину серых будней. А вечером, когда маски сняты, каждый погружается в себя и пытается понять, кто он такой и кем является. Не думаю, что это существо можно описать словом «человек».

Я думаю, быть человеком – это значит быть собой в любой жизненной ситуации. Человек не всегда и во всем должен быть идеальным, он может грустить и переживать. То что делает человека человеком, — это не соответствие идеальному типажу, а умение чувствовать и понимать чужую боль. И еще человек должен уметь находить счастье в мелочах. Вот и все.

Точно так же, как и героями, хорошими людьми становятся постепенно. Но если уж человек и превратился в того, кого можно назвать таким словом с большой буквы, то он определенно станет чьим-то героем. По-другому и быть не может».

И как итог, можно сказать следующее. Человек – это тот, кто умеет сопереживать и поддерживать, не стесняется своих настоящих чувств и всегда найдет причину для доброй и искренней улыбки. Именно такими были когда-то герои, и быть похожими на них — значит быть человеком.

Модели отношения человека и социума

Их всего три:

  1. Борьба за свободу (непримиримый и открытый конфликт данных категорий).
  2. Адаптация к окружающему (индивид добровольно следует законам природы, жертвуя при этом своим стремлением и желанием быть свободным).
  3. Бегство от окружающей действительности (человек, осознавая свое бессилие в борьбе за свободу, отправляется в монастырь либо уходит в себя).

Таким образом, в процессе понимания того, как взаимосвязаны свобода и ответственность, следует учитывать поведение человека. Если индивид четко осознает то, для чего он совершает конкретное действие, и не старается идти наперекор устоявшимся общественным нормам и правила, то рассматриваемые категории идеально гармонируют между собой.

Человек как личность может реализоваться исключительно при условии, если он использует свою свободу в качестве права выбора. Можно также отметить, что насколько высока будет эта жизненная позиция, настолько же средства и способы ее достижения будут гармонировать с закономерностями эволюции окружающей действительности. Понятие ответственности, в свою очередь, связано с необходимостью совершения выбора способов и средств, обеспечивающих достижение желаемой цели.

Итак, можно сделать вывод о том, что свобода способствует проявлению ответственности индивида, а ответственность выступает ее направляющим стимулом.

Ответственность работников по соблюдению требований охраны труда

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Нарушение требований охраны труда должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, а неспособность руководителя обеспечить надлежащую трудовую дисциплину на порученном участке работы должна расцениваться как его несоответствие занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями.

При этом выдача руководителями указаний или распоряжений, вынуждающих подчиненных им работников нарушать правила и инструкции по безопасности, самовольно возобновлять работы, приостановленные представителями контролирующих органов, а также бездействие руководителей по устранению нарушений, которые допускают в их присутствии подчиненные работники, являются грубыми нарушениями требований охраны труда.

Дисциплинарная ответственность предусматривает наложение на работников дисциплинарных взысканий, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка.

Выбор взыскания осуществляется работодателем с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств его совершения, а также предшествующего поведения работника. Как правило, к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекают должностных лиц работодателя.

Работники – исполнители (рабочие) – за нарушение правил и норм по охране труда, инструкций по охране труда, по безопасному ведению работ к дисциплинарной ответственности привлекаются как за нарушение трудовой дисциплины. Отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения или сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности считается нарушением трудовой дисциплины, если это является обязательным условием допуска к работе.

Профсоюзные органы могут вносить предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда, правил и норм безопасности.

Работники органов государственного надзора имеют право вносить представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, систематически нарушающих законодательство об охране труда, правила и нормы безопасности.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, за неоднократное нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в промышленности предусматривает наложение на должностных лиц денежного штрафа. Виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности, если они своим действием или бездействием допустили такое нарушение законодательства о труде, об охране труда, правил, норм и инструкций безопасности, которое не содержит признаков преступления.

Работник привлекается к уголовной ответственности, если деяние по неосторожности причинило тяжкой и средней тяжести вред здоровью человека, вызвало смерть человека или иные тяжкие последствия при авариях, пожарах и т. д

Материальную ответственность работник несет при причинении ущерба работодателю. Заметим, что первый руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Общий принцип определения виновности в неисполнении обязательств следующий: лицо признается невиновным, если при той степени внимательности и тщательности выполнения работы, какая от него требовалась по характеру обязательств трудового договора, оно приняло все меры для надлежащего исполнения всех своих трудовых обязанностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector