Критерии личности

Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):

  • самость
  • тень
  • анима и анимус
  • эго
  • персона.

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причём специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Природное и общественное в человеке

Раздел ЕГЭ: 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Человек — биосоциальное существо, представляющее высший результат эволюции на Земле. Человек занимает особую нишу среди остальных живых организмов. Его биосоциальная природа обусловлена неразрывной связью с природой и обществом.

ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

Человек

Животное

Умеет мыслить и говорить. Не может членораздельно говорить.
Изменяет и преобразует окружающую действительность. Не изменяет окружающий мир, а приспосабливается к нему.
Не может существовать без удовлетворения духовных потребностей. Нуждается в удовлетворении исключительно физических потребностей.
Изготавливает орудия труда для производства материальных благ. Использует материалы, предоставленные природой.
Целенаправленно и сознательно использует творческую деятельность. Не имеет потребности в творческой деятельности.
Изменяет своё поведение в зависимости от окружающих условий. Существует в рамках программы, заложенной инстинктами.
Потребности постоянно растут и изменяются. Потребности меняются незначительно на протяжении всей жизни.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами.

Природное

Общественное

Физиологическая составляющая служит биологической основой индивида, влияет на его социализацию, определяет тип нервной системы и склад характера человека. Стремление личности к изменению своего поведения, что может привести к работе над собственными физиологическими и анатомическими данными и их корректировке.

СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:

Индивид — уникальный представитель homo sapiens (лат. «человек разумный», вид, к которому относится человек, высшая ступень эволюции). Все люди являются индивидами с рождения.

Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его

в обществе. Социально и духовно развитый человек.

Индивидуальность — личность, отделившая себя от остального общества. Уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • социальное окружение;
  • способности, талант;
  • историческая эпоха;
  • стремление к самосовершенствованию.

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.

Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:

  • самопознание;
  • самоанализ;
  • самооценка;
  • образ «я».

Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:

  • в процессе научного познания;
  • в процессе воспитания и социализации;
  • в процессе трудовой деятельности;
  • в процессе творческой деятельности.

Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.

Вы смотрели конспект «Природное и общественное в человеке». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Как работают критерии

Важнейшим этапом методики является выделение оптимизирующего
выражения, которым могут являться любые отношения – простые или сложные – в рассматриваемой в системе.

Это выражение и является так называемым функционалом, или, по-нашему, критерием
, требующим от системы, жизненной среды и поля ресурсов своей оптимизации – максимизации или минимизации.

Оптимизация приводит к максимизации или минимизации выражения, отношений, то есть функционала как оценки целостности всей системы, в количественном
виде, даже если выражение имеет явную качественную окраску.

В последнем случае говорят о степени
изменения качества в одну или другую сторону – в сторону увеличения его или снижения во времени – в динамике.

Именно такой необычной взаимосвязью через операцию оптимизации количества и качества, которые могут присутствовать в предмете рассмотрения неявно, и объясняется особое место критериального уровня языка, уровней анализа и синтеза сознания

.

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.
  • В средневековой философии Фомы Аквинского (Сумма теологии, Ч1, в.29-30) личность (persona) воспринималась как синоним индивидуальной субстанции в ее совершенной и разумной природе (in rationali natura).
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества.

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.
  • В средневековой философии Фомы Аквинского (Сумма теологии, Ч1, в.29-30) личность (persona) воспринималась как синоним индивидуальной субстанции в ее совершенной и разумной природе (in rationali natura).
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества.

Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:

  1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
  2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
  3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
  4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 7.1. Личность

Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черту характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, а в современном обществе — других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роли труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

Обществознание

Учебник для 10 класса

§ 5.1. Структура деятельности и ее мотивация

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как ее сознательный характер. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания — предвосхищаемый результат.

Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы. «Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек»,— объяснял отечественный психолог В. А. Крутецкий.

Мотив — это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвертый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разной деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своем коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, композиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, проведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что деятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в реальной жизни процесс деятельности выводит ее из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся результат деятельности оказывается беднее или богаче начального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те времена земля, кто и какими орудиями ее обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о ее конкретно-историческом характере.

Что такое статус?

По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе

На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование — тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным

Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества

Чтобы они оценили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector