Восприятие
Содержание:
- Упражнение на восприятие
- В чем разница между восприятием и ощущением – много хороших и полезных советов
- Развитие восприятия у детей
- Ощущение как основа восприятия
- Каналы восприятия информации
- Разновидности восприятия
- 7. Социальное восприятие
- Виды восприятия у людей
- 1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
- Принципы восприятия
Упражнение на восприятие
Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.
Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений
Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление
В чем разница между восприятием и ощущением – много хороших и полезных советов
Восприятие представляет собой психически сложное действие, результатом которого становится целостное отражение объектов и явлений окружающего мира через их непосредственное воздействие на органы чувств человека.
К основным свойствам данной категории относятся:
Целостность, выражающаяся в мысленном достраивании образа. Человек обрабатывает полученную информацию, детали, получая при этом общую картину. Синтез основывается на способности интегрировать отдельные элементы, связывать их.
Предметность, выражающаяся в том, что мир отражается посредством взаимосвязанных объектов, имеющих свои причины.
Осмысленность, проявляющаяся в связи с мышлением
Акт провоцирует отражение сущности предмета.
Избирательность, связанная с таким понятием как внимание. Человек избирательно выделяет ряд объектов на фоне остальных.
Отнесенность к категориям связана с обобщенностью психологического действия
Предмет наделяется определёнными характеристиками и обозначается «понятием». Далее предмет указывается, то есть происходит его опознание.
Постоянность, то есть созерцание объекта независимо от поменявшегося положения.
Воздействие прошлого опыта. Деятельность и индивидуальные особенности человека накладывают отпечаток. Может быть устойчивая апперцепция, которая выражается во взаимосвязи акта от уровня образования и отношения к миру, временная – возникает спонтанно, зависит от ситуации (эмоциональный фон, мотивация).
Ощущение считается простейшим физическим процессом, проявляющимся в отражении конкретных свойств в момент их непосредственного воздействия.
Существует 3 типа:
- Интероцептивный.
- Проприцептивный.
- Эксгерорецептивный.
Первый передает сигналы о внутреннем состоянии организма (сердце, желудок и т. д). Считается древнейшей группой. Второй тип ответственен за регуляцию человека в пространстве посредством его движений. Третий связан с внешним миром, получением информации извне.
Ощущение – первоначальный опыт, полученный с помощью органов чувств, то есть при их раздражении происходит психический акт. Но этим не ограничивается, так как происходит не только сенсорная стимуляция. Раздражение органов чувств провоцирует ответную реакцию с учетом мировоззрения, опыта и накопленных знаний.
Общее между «восприятием» и «ощущением»
Ощущение первично, с него начинается познание. Именно оно является источником сведений о мире и самом себе. Оно возникает вследствие реакции на раздражители, но исключается пассивность деятельности. Восприятие сложнее, строится на целостности, но базируется на более простом психическом акте. Существует два первостепенных сходства между понятиями:
- Обе категории относятся к познавательным психическим процессам, посредством которых происходит отражение окружающего мира.
- Возникают исключительно после влияния раздражителя.
От рождения человек способен ощущать, так как обладает развитой нервной системой.
А восприятие доступно лишь людям и высшим животным, на протяжении жизни оно совершенствуется, так как приобретается опыт, знания и так далее. Ощущения внутри, соотносятся с переживаниями.
Восприятие хоть и строится по принципу объективации, но взаимосвязано с реакциями, полученными с помощью первичного осмысления. Оба понятия ответственны за чувственное познание.
Сравнительная характеристика
Отечественная психология рассматривает восприятие как деятельность, строящуюся с использованием памяти, мышления. Благодаря этим процессам строится полноценный образ. Ощущение кратковременно, не носит обобщенный характер. Отмечаются следующие различия:
- Ощущение строится на отражении отдельных свойств объекта, а восприятие целостно и обобщенно.
- На базе впечатлений появляется размытое чувство, а посредством восприятия возникает ясный образ. Понимание состоит из множества ощущений, но никогда не станет просто их суммой, так как происходит достраивание образа с помощью воображения.
- Ощущения связаны с конкретной сенсорной системой, а восприятие комплексно в этом плане.
Итогом ощущения становится обособленное чувство (ощущение кислого или сладкого, громкости и так далее). У восприятия в итоге образуется комплексная картина, где все элементы взаимосвязаны.
Чтобы это произошло, иногда требуется встречно активизироваться в сторону предмета, исследовать его или уточнить.
Простой акт этого не требует, оно примитивным образом возникает и так же пропадает, в то время как более сложный характеризуется отсутствием спонтанности, наличием длительности и остаточного впечатления.
Развитие восприятия у детей
Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.
В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.
Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.
Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».
Восприятие времени детьми
По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.
Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому
Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях
Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину
Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.
Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.
В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.
Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству
Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу
При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.
Краткое восприятие реальности
Ощущение как основа восприятия
Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.
Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.
Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.
Каналы восприятия информации
Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации. Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность. Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.
Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
Аудиальный канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам»
Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий
Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.
Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д. В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный. Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.
Разновидности восприятия
В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:
- Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
- Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой — является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
- Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.
Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.
7. Социальное восприятие
Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии.
К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию, идентификацию, каузальную атрибуцию.
7.1. Эффекты восприятия
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Эффекты стереотипизации:
-
- Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
- Эффекты последовательности:
-
- Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
- Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
- Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
- Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
- Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
- Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
- Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.
- Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
7.2. Атрибуция
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
7.3. Впечатление
Согласно ЭСБЕ: «В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью».
7.3.1. Формирование впечатления
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.
Впечатления составляют:
- Образцы поведения
- Абстракции
7.3.2. Управление впечатлениями
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
- Усиление собственной позиции
- Усиление позиции собеседника
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:
- Представление собеседника в лучшем свете
- Согласие с мнением собеседника.
- Самопрезентация
- Комбинация 1-3
- Оказание услуг
Виды восприятия у людей
В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.
По модальности
По модальности выделяют следующие виды восприятия:
- Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
- Слуховое – способность воспринимать звуки;
- Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
- Обонятельное – способность различать запахи;
- Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.
В зависимости от ведущего анализатора
В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).
Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.
Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.
Как она ко мне относится?
По способу актуализации
В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.
Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.
1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.
Идентификация— это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия— это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации)
Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения
Рефлексия— это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Принципы восприятия
Хоть раз увидев оптические иллюзии, перестаешь быть уверенным в том, насколько верно мозг обрабатывает информацию об окружающей действительности. Объяснить успех таких уловок легко, если знать давно изученные принципы или законы восприятия:
Объединение в группы. Разум непрерывно стремится к установлению корреляционных связей между воспринимаемыми предметами. Автоматически он относит объекты, расположенные рядом, движущиеся в одном направлении или похожие по форме или другим признакам к одной группе, связывает их в один класс.
Выделение фона и фигуры
Если внимание направлено на конкретный предмет, то все, что его окружает воспринимается мозгом, как фон. Стоит перевести фокус на что-то другое, то недавний объект познания мгновенно сольется с фоновым окружением.
Завершение
Этот принцип проявляется в том, что наше сознание стремится дополнить недостающие фрагменты в воспринимаемом объекте, чтобы получить целостный образ.