Визуальное восприятие как наиболее важный канал информации

Осознанное восприятие информации

  1. Знание, что распространение информации – это процесс бесструктурного управления. Даже в тех случаях, когда какой-то конкретный фильм или телепередача не несут явных содержательных посылов зрителю, их просмотр можно воспринимать как минимум как информационный шум, который будет отвлекать от других дел и тем самым влиять на вас.
  2. Умение выявлять цели, на достижение которых работает медиаконтент. Надо помнить, что, если речь идёт о телевидении, кинематографе или любом другом масс-медиа, надо оценивать влияние не только на вас лично, но и в целом на общество. Для этого желательно понимать, какие основные тенденции реализуются в общественной жизни.
  3. Сопоставление выявленного влияния с вашим личным списком жизненных целей/ориентиров.

На основании такого сопоставления вы можете оценить информацию, как полезную или вредную для вас; либо хорошую или плохую в отношении всего общества, если анализируемый контент относится к сфере массовой культуры.

Все эти три пункта можно объединить в одну ёмкую фразу «Чему это учит?». Это фраза, которая чаще всего фигурирует в названиях видеороликов и статей проекта Научи хорошему, как раз и содержит в себе три пункта, подразумевающих осознанное восприятие или осознанную работу с информацией. Раз мы при просмотре какого-то фильма или сериала постоянно держим в голове вопрос «чему он учит?», то тем самым стараемся определить влияние этого фильма, как на нас лично, так и на общество в целом. А если после просмотра мы ещё и сопоставим это выявленное влияние с нашими жизненными идеалами и ценностями, и дадим фильму соответствующую оценку – хороший или плохой, то тем самым выполним все три этапа.

Казалось бы, всё вот так просто, но в современном мире кинематографа, эта информация – практически «тайна за семью печатями», и тот, кто пытается говорить о первостепенных вещах – то есть о смыслах, продвигаемых фильмами, а не об игре актёров, декорациях и степени эмоционального воздействия, тот автоматически выпадает из сферы публичного обсуждения. В ответ звучат пустые фразы о том, что искусство «ценно само по себе» и не должно подвергаться цензуре или контролю со стороны органов власти. Естественно, такая ситуация в среде кинематографистов и кинокритиков поддерживается искусственно, чтобы сохранять благоприятные условия для манипулирования людьми, которые не задумываются о том, что кино их не только развлекает.

По этой причине оценки проекта Научи хорошему тех или иных картин зачастую сильно отличаются от мнений официальной прессы, которая, по сути, и не занимается анализом произведений, а в своих рецензиях просто транслирует нужное заказчику мнение, выбирая в качестве аргументации обрывочные сведения или расставляя акценты на второстепенных вещах. Их статьи бывает интересно читать, так как они написаны профессиональными журналистами, красивым и образным слогом, ярко поданы, но когда пытаешься вникнуть в содержательную часть текста, то понимаешь, что автор просто обращается к эмоциям читателей, при этом не затрагивая самых важных вопросов, о которых следовало бы поговорить, обсуждая фильм. Лишь на сайтах, где зрители сами оставляют отзывы, можно периодически встретить мнение о том, какую идеологию транслирует популярное кино массовой аудитории.

Но давайте посмотрим на конкретных примерах, чему же учат популярные фильмы? Начнём с хорошей картины.

На примере видеообзоров на сериал «Родина» и фильм «Солнце светит всем» хорошо видно, как происходит постепенная подмена образа военнослужащего и учителя, и на смену защитнику Родины приходит предатель и террорист, а тот, кто должен обучать и воспитывать детей, превращается в пошлого клоуна, растлевающего детей. Какое отношение в обществе будет формироваться к этим профессиям после таких фильмов?

Из трёх просмотренных нами роликов, два были посвящены историям, которые в целом учат хорошему. В реальности сегодня, если брать контент кинотеатров, то на большой экран на один хороший или хотя бы нейтральный фильм выходит примерно 3-4 откровенно деструктивных, деградационных картины. Как же так получилось, что мощнейший инструмент управления обществом сегодня, по сути, работает против него, пропагандируя алкоголь, пошлость, глупость и другие вредные модели поведения? Случаен ли этот процесс, или творцами можно управлять, направляя их потенциал в нужную сторону?

Четырехшаговая модель наведения транса

Работу с трансом хорошо описать в виде 4-х шагов. В ней нет ничего сверхъестественного, просто это некая формализация достаточно понятных вещей, помогающая более детально описать процесс.

1. Постановка целей.

2. Наведение транса.

3. Использование транса.

4. Возвращение.

6. 5-4-3-2-1.

Здесь сначала необходимо провести достаточно наглядную демонстрацию. Возможно, полезно внешние признаки транса определить при комментариях к демонстрации, тогда во время обсуждения упражнения в конце это делать не обязательно.

Некоторая модификация этого упражнения состоит в том, что Клиенту сначала предлагают проговорить слова, при помощи которых он может описать ситуацию, в которой ему «удобно, комфортно и спокойно». А потом эти слова использовать при ведении. (см 3-е занятие. «Создание образов достижения»). То есть Клиент сам вам дает список слов, которые вводят его в транс. В определенном смысле это некое усиление способа наведения, предложенного на 3-ем занятии.

Но учитывайте при этом, что это может несколько ограничить свободу Гипнотизера и привязать к получению вербальной обратной связи от Клиента. Поэтому я либо просто сообщаю о такой возможности, либо предлагаю одному из тройки попробовать такой способ, а остальным положиться на свою фантазию и опыт.

Из техники «» можно получить достаточно эффективный способ наведения транса. И хотя мы еще четко не определяли, что такое транс, но даже в этом случае вы можете быть достаточно эффективны. Для того, чтобы что-то делать, совершенно не обязательно знать, что именно вы делаете.

В этой технике прекрасно можно отработать и использовать такие темы, как:

1. соответствие карте;

2. связывание;

3. репрезентативные системы;

Хочу сразу сказать, что в таком виде техника применяется крайне редко. Обычно хватает первых 3-4 предложений для того, чтобы клиент погрузился в транс. Но сейчас лучше пройти по всем пункты, чтобы иметь определенную наработку.

Ну что же, давайте попробуем. Мне бы хотелось, чтобы вы разбились на тройки. По вашему желанию. Один из вас будет Гипнотизер, другой — Клиент, ну, а третий будет Наблюдателем. Задача у вас будет такая.

Восприятие человека человеком

Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью. Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия. Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.

По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть. Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом  в статье «Эффект ореола в психологии»).  Самое страшное, что это происходит бессознательно. Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

  1. Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально. Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения.
  2. Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации. Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия. На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие.
  3. Причина и следствие – это две кардинально разные вещи. Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.
  4. Не делайте выводов, основанных на одном факте. Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку.
  5. Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт. Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком.
  6. Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.
  7. Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду. Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.
  8. Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия.
  9. Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время. Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии. Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него.
  10. Определите главное. Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие, необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

первоисточник 

Поделиться в социальных сетях

Соотношение визуалов, дигиталов, аудиалов и кинестетиков

Многие ошибочно полагают, что дискреты испытывают большие трудности в общении с людьми потому, что они с трудом открываются другим, из-за чего на дискретов вешают ярлык закомплексованного и закрытого человека.


Дискреты относятся к людям довольно холодно

Возможно, по причине того, что дигиталы не любят общаться с глупыми людьми, их считают такими закрытыми.

Делить людей на умных и глупых – обычная практика для дискретов. По их мнению, большинство не заслуживают их внимания и времени.

В основном дискрета можно определить по его идеально ровной осанке и высокоподнятой голове. Руки дискреты в большинстве случаев держат в зарытом положении, то есть в скрещенном.

Движения таких людей будут скорее резкими, чем плавными. Можно подумать, что они очень высокомерны. Одной из основных особенностей дискрета можно назвать его манеру держать физическую дистанцию во время общения с другим человеком.

Эмпатия для людей данного психотипа – чуждое чувство. Воспринимать информацию, облаченную в эмоции, ему будет очень трудно. Поэтому, чем больше конкретики, тем больше взаимопонимания.

Ребенок-визуал

Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.

Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать

В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так

Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации

Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения

Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность. Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности. Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

https://youtube.com/watch?v=3jWilK3dkTQ

Типы восприятия и их описание

Визуал

Раздражают неопрятные люди?

Можешь легко вспомнить, кто во что был одет на вечеринке недельной давности, хотя имена людей стёрлись из памяти?

Тебе лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать?

Уверенное «да» на эти вопросы говорит, что ты визуал. Такой человек эффективнее воспринимает и усваивает зрительные образы. Что не удивительно: 80−90% информации об окружающем мире люди получают благодаря зрению. Записать, нарисовать схему или просто сделать набросок будущего проекта, идеи, задачи — действенные способы выполнить задание​. Пользуйся ими, чтобы преуспеть в учёбе и работе. Дизайн, архитектура, рисование — стихия визуалов.


Визуалы любят чистоту и эстетику

Аудиал

Можешь работать только в тишине?

Плохо запоминаешь лица и не ориентируешься на местности?

Усваиваешь новый материал на все 100% просто внимательно послушав преподавателя?

Увидел себя в этих вопросах, тогда ты принадлежишь к редкому типу людей, которые в основном воспринимают информацию на слух. Обсуждать и проговаривать вслух мысли и действия, пользоваться аудиокнигами — верный путь для аудиала запомнить важные сведения. На занятиях внимательно слушай объяснение материала преподавателем, чтобы быть продуктивнее. Тяжело сконцентрироваться из-за шума — используй диктофон. Из аудиалов получаются отличные композиторы, психологи, преподаватели, переводчики.


Переговоры — сильная сторона этого типа людей

Кинестетик

Нечто новое предпочитаешь потрогать, попробовать на вкус, чем разглядывать или слушать рассказ об этом?

Переживания и ощущения помогают узнать мир лучше, нежели рассуждения и факты?

Для того, чтобы решиться на действие, тебе не нужно долго раскачиваться?

Здравствуй, кинестетик! В раннем детстве каждый из нас был именно кинестетиком. Некоторые ими же остались. Комфорт физический и душевный для кинестетиков превыше всего. Больше всего доверяют собственным чувствам и ценят новые ощущения. Эти люди превосходно владеют телом. Танцоры, спортсмены, массажисты — типичные кинестетики.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector