Синдром алисы в стране чудес: искаженное восприятие действительности при микропсии

Синяя гусеница из Страны чудес

«То, что ты видишь, но чего нет на самом деле» — вот она, галлюцинация. Проблемы в восприятии действительности такой, какая она есть на самом деле, проявляются возникновением псевдореальных образов. Психиатрия, изучая расстройства восприятия, галлюцинации определяет как образ, появившийся в сознании и определяемый как реально существующий, но без внешнего раздражителя, воздействующего на рецепторы человека. Эти образы появляются на пустом месте, если можно так сказать, из-за расстройства восприятия. Галлюцинации психиатрами делятся на несколько разновидностей:

  • Истинные галлюцинации — представляют собой яркие образы, для больного имеющие определенные формы, цвет, запах, издающие конкретные звуки. Истинные галлюцинации воспринимаются больным как проявление реальности через его органы чувств, он пытается ими манипулировать, как будто бы видимые им явления или предметы существуют в реальности. К тому же, по мнению больного, испытывающего истинные галлюцинации, все окружающие люди должны воспринимать их точно так же, как и он.
  • Псевдогаллюцинации воспринимаются больным как нечто неестественное, но реально существующее, оно лишено яркости, часто бестелесно, может происходить или из тела самого больного, или из областей, не подвластных его рецепторам. Зачастую ложные галлюцинации считаются больным насильственно вложенными в его организм при помощи специальных устройств, аппаратов, машин или из-за оказанного на него психического воздействия.

Помимо этих двух видов галлюцинации подразделяются также по тем органам чувств, которыми они могут быть вызваны:

  • висцеральные;
  • вкусовые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • тактильные.

Каждый такой вид галлюцинации имеет свое научное определение и может быть разложен на несколько подвидов, что важно для клинической психиатрии. Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные

Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта — симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла «Алиса в Стране чудес» многими расценивается как классическая галлюцинация

Кстати, галлюцинации могут быть внушенные и вызванные. Одна из методик психиатрии использует симптом Ашаффенбурга, когда больному дают послушать заранее отключенный телефон, таким образом проверяя его готовность к слуховым галлюцинациям. Или же симптом Рейхардта — симптом чистого листа: больному дается абсолютно белый лист бумаги и предлагается рассказать о том, что на нем изображено. Галлюцинации могут быть и функциональными, возникающими на фоне раздражения тех или иных рецепторов и исчезающими после удаления раздражителя. Кстати, образ Синей гусеницы, покуривающей кальян на шляпке гриба, из сказки Льюса Керролла «Алиса в Стране чудес» многими расценивается как классическая галлюцинация.

6.Способы улучшения познавательных процессов для профессиональной деятельности врача.

Большинство из нас периодически попадают в ситуацию, когда важные в данный момент сведения как-бы стираются. При этом четко понимаешь, что знаешь нужную информацию, но вспомнить ее оперативно не можешь. Иногда это касается каких-нибудь цифровых или знаковых (буквенных) данных типа PIN-кода, пароля доступа и т.п. Нужно время и действия, типа телефонных звонков или писем для решения проблемы.  

А если забыли имя человека уже через несколько минут после встречи? Тогда в общении с ним приходится всячески стараться не попасть в неловкую ситуацию, ведь можно произвести очень неблагоприятное впечатление и ухудшить отношения, как говорится «на пустом месте».

Этот список проблем и сложностей из-за проблем с запоминанием можно продолжать бесконечно. Хотя не кажется ли вам странным, что проблемы из-за «дырявой памяти» мы хорошо помним, а то, что действительно нужно запоминать, вспоминаем с трудом? Но даже этому есть свое объяснение, к которому вернемся несколько позже.

Можно ли улучшить свою память и внимание и как это сделать? Можно, если перестать полагаться на авось, а использовать некоторые из многочисленных методик по развитию памяти, что, безусловно, приведет к достижению этой цели. Вторая хорошая новость заключается в том, что чем больше вы тренируете свою память и внимание, тем лучше и эффективнее они действуют

Как улучшить память и внимание

Наш мозг с легкостью удерживает внимание и запоминает информацию, которая биологически важна для выживания. Это те данные, которые воспринимается нашими органами чувств – запахи, вкус, цвет, форма, структура и т.п

Это то, что вызывает значительный эмоциональный отклик нашего сознания и организма в целом. Именно поэтому мы хорошо помним проблемы и их последствия для нас.

Но современная жизнь предъявляет совсем другие требования к вниманию и памяти – запоминать цифры, буквы, символы в самых разнообразных сочетаниях и в огромных количествах. Неудивительно, что мозгу достаточно трудно кодировать эту «неестественную» информацию для запоминания, хранения и последующего воспроизведения.

Поэтому для того, чтобы улучшить память, нужно помочь ей в обработке этого массива, подключив к процессу запоминания другие познавательные процессы, которые осуществляются с помощью мозга. Например, мышление. Одним из самых используемых для этого приемов считается мнемоника.

Мнемонические методы в чистом виде являются  инструментами, используя которые достаточно легко, быстро и на продолжительное время запоминается информация. Особенно эффективно использование мнемонических приемов для запоминания цифр и знаков.

Одной из основных идей мнемоники является создание ассоциативных связей  между образами для облегчения кодирования сложной информации для запоминания определенным способом, позволяющим затем эту информацию вспоминать.

Другая базовая идея состоит в том, чтобы кодировать данные с помощью ярких мысленных образов. Причем, чем более эти образы будут яркими, тем легче происходит запоминание и воспроизведение информации из памяти. Т.е. в данном случае велика роль воображения для улучшения памяти.

Третья идея – привязка образа к объектам, которые хорошо знакомы. Это позволяет вспоминать нужные сведения без риска пропустить важные части.

Итак, для улучшения памяти и внимания используйте мнемонические техники. Более подробно о конкретных методах по развитиюпамяти и внимания, развитию мышления читайте в других материалах на сайте.

§ 11. Чувствительность и пороги

Чувствительностью, как мы знаем, называется способность иметь ощущения. Следует различать: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью разумеется способность ощущать слабые раздражения, а под чувствительностью к различению — способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Не всякое раздражение вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на нашу кожу пылинок, не слышим с другого конца комнаты тиканья карманных или ручных часов. Для того чтобы возникло ощущение, нужно, чтобы сила раздражения достигла некоторой определённой величины. Эта минимальная величина раздражения, дающая едва заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражения, величина которых лежит ниже порога, не дают ощущения.

Чем меньше величина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражителям. Если один человек впервые ощущает прикосновение при давлении 3 г на 1 мм2 поверхности кожи, а другому необходимо для этого 6 г на 1 мм2, то это значит, что порог тактильных ощущений у второго вдвое больше, а абсолютная чувствительность вдвое меньше, чем у первого.

Абсолютная чувствительность наших органов чувств чрезвычайно велика. По отношению к зрению, например, С. И. Вавилов экспериментально показал, что при наиболее благоприятных условиях глаз способен ощущать лучистую энергию, равную всего нескольким квантам. Если предположить полную прозрачность атмосферы, то мы могли бы увидеть с расстояния в 1 километр источник света, равный тысячным долям свечи. Ни один физический прибор не имеет такой чувствительности к свету. Необычайно высока и чувствительность нашего обоняния, обнаруживающего присутствие в воздухе таких количеств вещества, которые не могут быть открыты никакими методами химического анализа. Достаточно, например, наличия одной стомиллионной доли миллиграмма искусственного мускуса в литре воздуха, чтобы мы могли ощутить запах.

Что касается чувствительности к различению, то для характеристики её пользуются величиной порога различения.

Если мы положим на руку груз в 100 г и затем прибавим к нему ещё 1 г, то этой прибавки ни один человек ощутить не может. Чтобы заметить увеличение ощущения, нужно к грузу в 100 г прибавить не менее 3–4 г. То минимальное различие между раздражениями, которое даёт едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

Порог различения силы света равен приблизительно 1/100. Это значит, что при силе света в 100 свечей увеличение освещённости может быть замечено при добавлении 1 свечи.

Порог различения силы звука равен в среднем 1/10. Значит, к хору в 100 человек надо прибавить не менее 10 певцов, чтобы получить едва заметное усиление звука.

Пороги различения хорошо объясняются данными, установленными И. П. Павловым, относительно нервных процессов, протекающих в корковой части анализатора. В силу иррадиации возбуждения по коре действие какого-нибудь определённого раздражителя вначале не отличается от действия других, сходных с ним раздражителей. Постепенно возрастающая способность к различению ощущений (дифференцировка, по Павлову) объясняется концентрацией процесса возбуждения в корковой части анализатора; в основании дифференцировки лежит тормозной процесс — «заглушение сначала широко возбуждённого мозгового конца анализатора, исключая его мельчайшую часть, отвечающую данному условному раздражителю». Такое торможение, содействующее различению сходных раздражителей, было названо И. П. Павловым дифференцировочным торможением. Таким образом, повышение чувствительности к различению есть не что иное, как ограничение процесса иррадиации развивающимся в соседних участках процессом торможения.

Как абсолютная чувствительность, так и чувствительность к различению не являются величиной постоянной. Они меняются в зависимости от разных условий. Наиболее важны следующие три причины изменения чувствительности. Во-первых, чувствительность изменяется под влиянием действующих на органы чувств раздражителей. Во-вторых, она может изменяться под влиянием других одновременных ощущений. В-третьих, наконец, она меняется в зависимости от условий жизни и в первую очередь от требований, предъявляемых той деятельностью, которой человек занимается. Теперь мы подробнее рассмотрим действие каждой из этих причин.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов – это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Понятие и суть

Иллюзия — искаженное восприятие действительности, которое строится на обмане чувств. Человек начинает воспринимать мнимое за настоящее. Термин «искаженное» обозначает, что объект, который видит индивид, не соответствует окружающей реальности. Искажение можно легко устранить, разобравшись в причинах его появления или же проведя ряд измерений. Иногда иллюзии связаны с тем, во что человек не верит.

Типы искажения:

  1. Иллюзии, которые связаны водой, воздействием призмы, — миражи, искажения воздуха из-за горячего пара. Основаны на физических явлениях.
  2. Иллюзии, связанные с особенностями восприятия. Искажения строятся на психологии, физиологии.

Самыми изученными являются визуальные иллюзии. В интернете или специальных учебниках можно найти изображения, которые по восприятию двигаются, но одновременно с этим остаются на месте.

Причины расстройств

Причины нарушения ощущений следующие:

  • Поражение центральных, периферических областей органов чувств-анализаторов, а также проводящих к ним маршрутов ЦНС.
  • Механизм самовнушения — природа психогенных, фантомных болей.
  • Поражение проводящих нервных стволов может привести к нарушению ощущения боли.
  • Депрессивный синдром как итог безрезультатных обследований, не приносящего толк лечения.
  • Порог чувствительности (слишком высокий или слишком низкий) — причина гипертензии или гипестезии.
  • Психические расстройства — для развития истерической анестезии.

Давайте теперь конкретно разберем симптомы, характеристику каждого вида патологии ощущения.

Диагностика и лечение

Чтобы поставить такой редкий диагноз, врач сначала проведет с пациентом основательную беседу о том, как протекают приступы, и какие в это время появляются ощущения. После этого он может провести дополнительные исследования. Выявить это специфическое расстройство сложно с помощью каких-либо анализов и диагностических аппаратов. Однако, подобные обследования позволяют провести дифференциальную диагностику и исключить другие причины нарушения восприятия (различные опьянения, лихорадочные состояния, панические расстройства).

Как лечить человека с такими необычными восприятиями, как при синдроме Алисы? Конечно, каждый такой случай уникален, поэтому подходить к лечению пациента следует индивидуально

Важно определить, почему у него развилась такая редкая метаморфопсия. Тогда лечение направляется на нейтрализацию этиологических факторов

Исходя из этого, назначаются и лекарственные препараты. Пока не существует способа, который помог бы полностью избавиться от данного синдрома. Но правильный подход к лечению, активная психотерапия и постоянные консультации с психологом позволяют удлинить промежутки между приступами, нейтрализовать фобии и вести полноценную жизнь.

Почему нарушается восприятие действительности?

При столкновении с проблемами психиатрического характера возникает вопрос: в чем причины расстройств восприятия? Их может быть целый комплекс: от алкогольного и наркотического отравления до патологического состояния психики человека. Психические болезни достаточно сложно диагностируются, часто это связано с тем, что человек не может точно описать свои ощущения, события, которые с ним происходили или происходят, а начальные этапы болезни не всегда заметны окружающим. Нарушения восприятия могут развиться как следствие каких-либо заболеваний внутренних органов или систем, а также из-за нарушения процессов обработки полученной информации, ее анализа и получения конкретного результата. Психиатрическая практика на данный момент не может абсолютно точно определить причины развития расстройства восприятия, кроме интоксикаций, когда механизм патологии точно определяется отравляющим веществом. Нарушения восприятия действительности могут и должны вызывать настороженность у окружающих людей, так как зачастую сами больные не спешат обращаться к специалистам, не считая эти нарушения чем-то патологическим. Вовремя выявленная проблема с восприятием окружающей действительности может помочь больному избежать серьезных проблем. Искаженная реальность — огромная проблема как для больного, так и для окружающих его людей и в психическом, и в физическом плане.

Методы мышления

Дедуктивное умозаключение — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии — делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям или от част­ного к частному, минуя общее).

Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется разносторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать любой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям.

Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, умении увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия решения

1 стр., 403 слов

Семинар 8. Познавательная сфера личности. Мышление. Воображение

Семинар 3. Деятельность и общение. Вопросы для обсуждения: 1.Активность. Понятие о деятельности. 2.Структура деятельности. Виды деятельности (игра, учение, труд). 3.Происхождение внутренней деятельности. Личность и деятельность. 4.Общение, его функции и виды. Средства общения. Терминологический тезаурус: активность, действие, деятельность, игра, интериоризация, операция, труд, учение, цель, …

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов

Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влияния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные способы решений в зависимости от изменений обстановки.

Критичность мышления — это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения

Галлюцинации

Галлюцинации — мнимое восприятие, ложный образ без сенсорной стимуляции. Различают :

  • Простые и сложные.
  • По модальности (типу анализатора) — зрительные, слуховые, моторные, вестибулярные, висцеральные, вкусовые, обонятельные, галлюцинации кожного чувства.
  • Истинные и псевдогаллюцинации.
  • По условию возникновения — функциональные, психогенные и др.

Простые галлюцинации (один анализатор):

  • Фотопсии — элементарные зрительные галлюцинации в виде кругов, мушек, сеточки, вспышек, искр из глаз;
  • Акоазмы — простые слуховые галлюцинации в виде шума, стука, скрипа, писка, грохота;
  • Фонемы (речевые обманы) — больной слышит отдельные слова, оклики.

Сложные галлюцинации (более одного анализатора):

  • Вербального характера — больной слышит голоса.
  • Зрительные — видения сложных объектов, людей и т.д. В зависимости от характера видений выделяют: фрагментарные (фрагменты тела), панорамные, сценоподобные, антропоморфные (вижу мертвых), зоопсии (вижу животных), демономанические (вижу нечисть), висцероскопические, аутовисцероскопические галлюцинации и др.
  • Обонятельные.

Галлюцинации общего чувства:

  • Висцеральные галлюцинации (эндоскопические) — восприятие инородных объектов внутри тела.
  • Моторные галлюцинации.

Истинные галлюцинации воспринимаются как объективная реальность. Они яркие, не
отличаются от предметов реальности. Псевдогаллюцинации воспринимаются как нечто особенное, отличающееся от реальности. Они не проецируются во внешний мир, а «возникают» внутри головы, тела, или «приходят» из параллельного мира (слышит голоса внутри головы, которые приказывают).

Виды галлюцинаций в зависимости от условий их возникновения:

  • Психогенные — «внушенные», возникают после стресса, например, смерти близкого человека.
  • Индуцированные — обманы восприятия у лиц, находящихся, например, в толпе, охваченной религиозным экстазом.
  • Функциональные — возникают под воздействием реального раздражителя и существуют в той же модальности ощущений.

Профилактика

Синдром Алисы – малоизученная патология, а потому специального комплекса, способного наверняка исключить риск повторного развития приступов не существует. Выполнение рекомендаций врача способствует улучшению мозговой деятельности, общему оздоровлению, что впоследствии положительно отражается на течении болезни.

Профилактические мероприятия:

  • Снижение стрессового воздействия.
  • Формирование навыков противодействия раздражителям.
  • Полноценный сон.
  • Регулярные прогулки на воздухе.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Медитация и релаксирующие процедуры.
  • Умеренные физические нагрузки.
  • Исключение из рациона кофеина.

В случае грамотного подхода к терапии и профилактики частота приступов значительно снижается. Также сокращается их длительность. Предотвращается возможность социальной дезадаптации и других негативных явлений. При этом полное излечение в настоящий момент считается невозможным.

Одна из самых удивительных, странных, необъяснимых и необыкновенных болезней — синдром Алисы в стране чудес, или микропсия. В этом неврологическом состоянии человек видит реальность искаженно, не так, как она представлена на самом деле.

Признаки синдрома Алисы в стране чудес

У этой болезни много названий — «Карликовые галлюцинации» или «Лилипутское зрение». В процессе заболевания человек входит в состояние, при котором искажается визуальное восприятие: предметы выглядят меньше или больше, чем есть. Например, чашка, стоящая на столе, может казаться больше самого стола, стена покажется горизонтальной, а кресло – маленьким кукольным креслом. Этот состояние очень дезориентирует человека, он теряет контроль над реальностью. Удивительно то, что оно возникает без какого-либо повреждения глаз – меняется именно психическое восприятие.

Синдром Алисы в стране чудес может носить и другое название: макропсия. В этом состоянии человек начинает видеть предметы огромными, причем, вырасти они могут прямо на глазах, что становится неожиданностью для самого больного. Соринка на полу может показаться огромной кочкой, комната — размером с футбольное поле.

Существует мнение, будто бы этим расстройством страдал Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес». Известно, что микропсия часто сопровождается , а мигрени у писателя были. Впрочем, доказательств этой точки зрения нет.

Синдром Алисы в стране чудес — причины

Считается, что микропсия может выступать в качестве сопутствующего невралгического расстройства при психических заболеваниях или употреблении наркотиков. Частыми причинами возникновения этого состояния принято считать:

  • инфекции вируса Эпштейна-Барра;
  • нарушения функционирования теменной области головного мозга;
  • злокачественные опухоли мозга;
  • приём галлюциногенных препаратов (например, ЛСД);
  • мононуклеоз;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • лихорадка;
  • мигрень.

Как правило, микропсия свойственна детям в возрасте от 3-х до 13 лет. Чем взрослее становится ребенок, тем реже приступы, и к 25-30 годам симптомы исчезают совсем.

Синдром Алисы в стране чудес: лечение

Приступ микро- или макропсии может продолжаться от нескольких секунд до 2-3 недель. Это не повод для беспокойства о состоянии сетчатки глаз, а вот о безопасности человека стоит позаботиться. Из-за резкой смены картины человек оказывается дезориентированным, тревожным, а иногда и впадает в панику от безысходности. Это порождает справедливый вопрос: что делать для лечения микропсии?

Прежде всего, необходимо обратиться к хорошему врачу. Как правило, для снятия симптомов прописывают те же препараты, которые помогают при мигрени, и многим они помогают. Некоторые чувствовали облегчение после приема любого обезболивающего средства.

Кроме этого, необходимо провести полное обследование и выявить истинную причину этого состояния. В зависимости от того, что послужило причиной развития синдрома Алисы в стране чудес, может быть назначено разное лечение, направленное на устранение главного фактора, а не подавление симптомов.

Рекомендуется также принять меры по нормализации режима дня: спать не менее 8 часов в сутки, принимать пищу три раза в день примерно в одно и тоже время, исключить вредные продукты и острые соусы, соблюдать питьевой режим. Кроме этого, человек нуждается в поддержке, и близкие всегда должны быть начеку. Как правило, детей такое состояние не слишком пугает, если симптомы не слишком тяжелые, а вот взрослые приходят в панику

Важно избегать ситуаций, в которых их недуг может быть опасным – вождение автомобиля, скалолазание, в открытом море и тому подобное

Нарушение внимания

Временные нарушения внимания типичны при утомлении или влиянии сильных эмоций. Достаточно устойчивое сохранение отклоняющего от нормы определенного соотношения основных характеристик внимания, приводящее к невнимательности, может быть как личностно-возрастной особенностью человека, так и следствием различных заболеваний.

Все разнообразие ослабления внимания в патологии объединяют термином «гипопрозексия», Напротив, при  гиперпрозексии внимание крайне усиливается: происходит своеобразное «прилипание» внимания к определенным мыслям или представлениям, причем больные могут это даже осознавать (повышенная избирательность внимания). Парапрозексия (извращение внимания) бывает иногда у здоровых людей, когда ожидание какого-либо события в условиях нервного напряжения становится тормозом для адекватного отражения этого события в сознании

В психопатологии под паропрозексиями обычно понимают дисфункции внимания диссоциативного характера, сходные с таковыми и в других сферах психической деятельности у больных шизофренией

Парапрозексия (извращение внимания) бывает иногда у здоровых людей, когда ожидание какого-либо события в условиях нервного напряжения становится тормозом для адекватного отражения этого события в сознании. В психопатологии под паропрозексиями обычно понимают дисфункции внимания диссоциативного характера, сходные с таковыми и в других сферах психической деятельности у больных шизофренией.

Детские фантазии и расстройства восприятия

Детская психиатрия и психология — особый вид медицины. Дети — большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей — это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии — одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений — 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны — искры, вспышки света, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.

Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.

В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей

Классический пример — ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности

Восприятие — основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия — картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector