Какие личные качества указать в резюме: примеры и рекомендации

Содержание:

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1 — Обучаемость как общая способность

Cмотрите так же…
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1
Эмпирический подход к изучению проблемы способностей, одаренности
Вклад А. Бине и его последователей в разработку идеи интеллектуальной одаренности
Проблема способностей и одаренности в трудах отечественных психологов
Структура творческих способностей.
Уровни развития способностей: одаренность, талант и гениальность
Обучаемость как общая способность
Познавательная потребность
Групповые факторы и S-факторы в теории интеллекта Ч. Спирмена
Структура интеллекта Дж.Гилфорда.
Концепция одаренности Дж. Рензулли
Рабочая концепция одаренности
Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности
Проблема прогнозирования развития
Сущность понятий одаренные дети и детская одаренность
Формы проявления одаренности
Гетерохрония и диссинхрония в развития одаренных детей.
Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
All Pages

Page 7 of 18

 Обучаемость как общая способность

Обучаемость — это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле).

Обучаемость общая — способность усвоения любого материала.

Основным критерием обучаемости в широком смысле является – «экономичность мышления», т. е. краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

В основе обучаемости лежат:

1) уровень развития познавательных процессов субъекта – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2) уровень развития его сфер: мотивационно-волевой и эмоциональной;

3) развитие производных от них компонент деятельности – учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального (умственного) развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Под зоной ближайшего развития понимается процесс психологического развития ребенка, который он проходит под руководством взрослого (в первую очередь учителя, оказывающего ему индивидуализированную педагогическую помощь). Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания «рецептивного» (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.Обучаемость формируется с раннего детства

Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды — при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах)

Показателями обучаемости являются:

1. обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале;

2. осознанность мыслительной деятельности;

3. гибкость мышления;

4. устойчивость и самостоятельность мышления;

5. способность переносить знания в новые условия.

Обучаемость во многом зависит от уровня развития у учащегося речи. Определение обучаемости и уровня ее развития зависит не только от учащегося, но и от той образовательной технологии, которой его обучают. По технологии Шаталова, например, практически все показывают высокую обучаемость, традиционная же технология, более рассчитанная на освоение теории, дает большой разброс уровней обучаемости.

В практике обучения сложилось единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентирует на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Как высокообучаемые люди проявляют себя в работе?

Одним из объектов исследования людей с высоким уровнем обучаемости стало их поведение на работе. Выяснилось, что они значительно отличаются от обычных людей определёнными чертами.

Люди, обучающиеся быстрее остальных, общительны и активны, они строят планы и генерируют идеи, стремятся к совершенству в своих действиях и не бояться менять других людей, открыто выражая своё мнение. Кроме того, им свойственны жизнерадостность, спокойствие и непринуждённость. Они не только ищут новые и сложные ситуации, но и выходят из них более эффективно, так как пропускают через себя новый опыт. Поставить себя в стрессовую ситуацию – это одно, но быть в состоянии справиться с ней – совсем другое. Этот последний компонент гобучаемости, вероятно, будет наиболее сложным в реализации, но он является неотъемлемым для тех, кто хочет стать более гибким и эффективным в своей управленческой роли.

В процессе исследований была выявлена связь между уровнем защиты, или закрытости в поведении людей и тем, как их воспринимают другие. Защитное поведение обычно оценивается начальством, в то время как открытость в поведении, более заметна подчинённым и коллегам.

Оборонительное поведение, по мнению начальства, негативно сказывается на таких качествах, как: самосознание, коммуникация, способность разрешать сложности, адаптироваться и достигать бизнес-целей. Подчинённые и коллеги же считают, что у более открытых людей, развиты следующие компетенции: реакция на сложные ситуации, умение внедрять изменения, управлять командой и вести личные отношения.

Часть управленческой роли связана с делегированием задач, отслеживанием прогресса и оценкой эффективности. Порой руководителям необходимо давать фидбэк по выполнению задач и советовать, как их решить более эффективно. Особенно часто это происходит, когда производительность оказывается меньшей, чем ожидалось. Руководители способны более точно распознавать защитное поведение своих подчинённых, когда дают обратную связь. Таким образом, можно легко отследить, как умение оставаться открытым и способность избегать оправданий влияет на отношения с начальством.

Другая сторона отношений на работе связана с взаимодействием с коллегами и подчинёнными. Эти группы людей проявляют интерес к деятельности коллег как с точки зрения вклада в общее дело, так и управления другими. Обратная связь от них обычно поступает в форме лёгких подталкиваний и предложений. Кроме того, эти группы более чувствительны к проявлению отзывчивости, поиску обратной связи и способности учиться на ошибках. Такие типы поведения не только показывают готовность учиться у других, но и степень уступчивости – неоценимого управленческого качества.

Диагностика обучаемости у младших школьников

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением числового ряда по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.

Обучаемость как условие умственного развития

В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них – актуальный, второй – зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого.


Педагогический процесс

Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

Уровни обучаемости

• III уровень обучаемости — самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

• II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна­ний в знакомой типичной ситуации.

• I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Каким образом развитие связано с обучением?

Обучение в психологии – это процесс, непосредственно связанные с развитием человека

Впервые в истории отечественной психологии на данную проблему пристальное внимание обратил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский. Он тщательно анализировал труды своих коллег из-за рубежа – Ж

Пиаже, Э. Торндайка. Их также интересовала психология проблем обучения. И в результате своих изысканий Выготский сформулировал гипотезу о влиянии обучения на развитие личности. Лев Семенович предполагал, что ведущую роль в развитии человека играет именно обучение. В результате исследований Выготского и Пиаже в науке стало общепризнанным, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в мышлении ребенка. А именно, осуществляется переход от дологических форм к логическим. Сейчас данный принцип является одним из важнейших в психологии обучения и воспитания.

Ученый считал, что вход в сознание человека может быть возможным только через речь. Обучение Выготский считал внутренне необходимым для ребенка элементом, который отличается всеобщностью – оно присуще людям исторически. Обучение и развитие в психологии представляют собой аналогичные процессы. Ребенок набирается индивидуального опыта в процессе своего созревания. Его развитие напрямую зависит от той культурной среды, в которой он находится. Каждого малыша можно научить всему, что необходимо взрослым людям. Выготский полагал, что обучение всегда идет впереди развития, и ведет за собой этот процесс.

Склонение слова быстрообучаемый по падежам

На этой странице показано слонение слова быстрообучаемый по падежам в единственном и множественном числе

Склонение слова быстрообучаемый в единственном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? быстрообучаемый
Родительный Кого, чего? быстрообучаемого
Дательный Кому, чему? быстрообучаемому
Винительный Кого, что? быстрообучаемого
Творительный Кем, чем? быстрообучаемым
Предложный О ком, чем? быстрообучаемом

Склонение слова быстрообучаемый в множественном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? быстрообучаемые
Родительный Кого, чего? быстрообучаемых
Дательный Кому, чему? быстрообучаемым
Винительный Кого, что? быстрообучаемых
Творительный Кем, чем? быстрообучаемыми
Предложный О ком, чем? быстрообучаемых

Добавьте свои комментарии к склонению слова быстрообучаемый

Различное трактование понятия «обучаемость»

В целом обучаемость — это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности интеллектуальной деятельности и ее продуктивностью.

Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели:

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Психология обучения языку: интересные особенности

Отдельное внимание стоит уделить и такой проблеме, как освоение речи человеком. Ведь язык является не только средством коммуникации, но и орудием мышления

Лингвист Светлана Бурлак подчеркивает, что дети с самого раннего возраста стремятся узнавать названия предметов. Когда человек вызывает в памяти определенное слово, то возникает образ этого предмета, его вид, цвет, запах. Это влияет на активацию специфических зон головного мозга. Например, после произнесенного слова «кислый» слово «лимон» распознается гораздо быстрее, чем после слова «синий».

Профессор СПбГУ Татьяна Черниговская подчеркивает, что освоение речи, чтения и письма у разных детей происходит в разные сроки. Статистика показывает, что около 40 % всех детей даже после окончания третьего класса имеют сложности с письмом и чтением. Такая разница обусловлена тем, что у каждого ребенка имеется свой «возраст школьной зрелости». У одного малыша мозг готов к обучению, у другого – пока нет. Поэтому не стоит сразу же впадать в панику, если ребенок учится говорить или читать позднее, чем его сверстники

Важно начинать учить малыша вовремя – не слишком рано и не слишком поздно для него самого

Развитие обучаемости

Снова пример бас-гитариста. Чтобы активно развиваться нужно изучать различные техники игры на гитаре. Просмотр видео уроков в этом очень поможет, но есть соблазн посмотреть видео на другие темы. И так, одно за другим, видео отняли час времени, а ведь его можно было потратить на тренировки. Так что регулярное отбрасывание всего лишнего послужит хорошим психотренингом.

Фиксируйте, что полезное было узнано и освоено за сегодня. Всё что нужно – это обычный блокнот.

Путешествия тоже влияют на обучаемость человека, и для этого не обязательно ездить за границу. Достаточно съездить в соседний город или в деревню. Главное, это новые впечатления. Поможет даже прогулка по улице, на которой человек раньше даже не был.

Свежие впечатления и новые ощущения подстегнут мозг к развитию. В дальнейшем получение нового опыта войдёт в привычку и тогда без новых эмоций и знаний будет просто скучно.

Это самый минимум, который поможет развить в себе обучаемость. Эта работа принесёт множество плодов, нужно лишь терпение.

vote

Article Rating

Отличительные черты психологии обучения

Учебная деятельность связана с такими формами активности, как игра и труд. Игра – это также способ познания и преобразования мира. Однако, в отличие от этого свободного творческого процесса, обучение реализуется строго по программе. Если игровая деятельность является основной до 7 лет, то обучение остается приоритетным до 18 лет.

Общими чертами учебной и трудовой активности являются их целенаправленность, планомерность и результативность. Однако плодами учебы становятся теоретические познания, а итогом трудовой деятельности – практическое изменение внешнего мира.

Управляемое педагогом обучение может дополняться и облегчаться самообучением. Непринужденность этого процесса делает его эмоционально привлекательным. Однако хаотичный характер самообучения не позволяет считать его определяющим в интеллектуальном развитии индивида.

Соединяйте новое со знакомым

Чем лучше человек связывает новые знания с уже имеющимися, тем эффективнее он запоминает.

Память играет центральную роль в способности выполнять сложные последовательные задачи, например, применять знания к проблемам, с которыми человек раньше не сталкивался, или делать новые выводы на основе старых и известных фактов.

Если новую информацию «приклеить» к старой, хорошо знакомой, крепче запомнятся обе.

Такие способы быстрого обучения использует Илон Маск. Он говорит, что рассматривает знания как семантическое дерево. То есть перед тем, как изучать новое Маск проверяет, действительно ли он хорошо разбирается в уже полученных базовых принципах. До мелких листьев и плодов (новых знаний) можно добраться только через корень и крупные ветви (основы).

Читайте: 14 способов, которые помогут улучшить память

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена

В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности.

Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости.

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа.

  1. Письменное описание новой информации.
  2. Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.
  3. Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.
  4. Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

Советы и предложения по развитию обучаемости

Чтобы развить свою обучаемость необходимо, в первую очередь, оценить её текущий уровней на основе 5-ти параметров и определить зоны роста.

Я..

Новаторство Критически оцениваю ситуацию и ищу возможности для нововведений или Добиваюсь максимальной эффективности использования доступных средств
Ищу новые идеи и технологии, которые помогли бы решить текущие проблемы или Ищу быстрое решение для проблемы и перехожу к следующей
Импровизация Максимально глубоко погружаюсь в проблему, пытаясь понять её неочевидные аспекты или Принимаю решения, руководствуясь опытом и интуицией
Подготовлен к стрессовым ситуациям и не впадаю в панику или Стресс мотивирует меня на быструю работу
Самоанализ Размышляю и критически оцениваю свой опыт или Стараюсь максимально ускорить решение задач, чтобы успеть всё
Учусь на старых ошибках, чтобы не совершить новые или Легко забываю о прошлом и всегда ориентирован на будущее
Авантюризм Готов взять на себя новые задачи, которые сопряжены с ответственностью или Выбираю для себя задачи, в которых с наибольшей вероятностью добьюсь успеха
Горжусь собой после решения сложной проблемы или Налаживаю работу таким образом, чтобы проблемы решались сами собой
Защита Оцениваю свой вклад во взлеты и падения проекта или Ценю свои успехи и нахожу оправдания неудачам
Нуждаюсь в обратной связи и ищу людей, готовых мне её дать или Готов выслушать оценки моей работы от тех, кто желает их высказать

Какие черты Вам более свойственны? Если выбранные ответы находятся преимущественно в левой части таблицы, то, скорее всего, у Вас уже достаточно хорошо развиты все компоненты высокой обучаемости. Если выбор пал на черты, перечисленные справа, значит, у Вас ещё есть зоны для роста. Так или иначе, техники, представленные в таблице ниже, помогут Вам повысить текущий уровень обучаемости.

Новаторство
  • Старайтесь найти новые решения для любой ситуации, даже той, которая вам уже знакома.
  • Устраивайте мозговой штурм выполняемых задач, используйте для этого экзотические техники
  • При возникновении проблемы задайте себе вопросы:
    1. Что мешает использовать новый метод для решения этой задачи?
    2. Смогу ли я решить задачу по-другому, если снять то или иное ограничение моих возможностей?
Импровизация
  • Имея дело с нестандартными ситуациями, опирайтесь на свое прошлое, ищите сходные структуры и проблемы, модифицируйте использованные ранее решения.
  • Не бойтесь задавать вопросы – ищите возможности получить максимально возможный набор данных.
  • Если возникает ощущение загнанности, сделайте перерыв, не принимайте решения под давлением.
Самоанализ
  • Попросите человека, которому вы доверяете оценить вашу работу. Старайтесь не протестовать и не оправдываться, только задавайте уточняющие вопросы.
  • Чтобы оценить свою работу, обговорите её с коллегами, обсудите три вопроса:
    1. Что произошло?
    2. Почему ситуация развивалась именно так?
    3. Какие активности мы должны предпринять или приостановить, чтобы прийти к успеху?
Авантюризм
Защита
  • Относитесь к обратной связи, как к капиталу, который будет приносить вам доход в виде личного и карьерного роста.
  • Не возражайте критикующему вас человеку и не давайте никаких оправданий, даже мысленно. Ваша задача – получить обратную связь и оценить её, а не убедить собеседника в том, что он неправ, помните об этом.

Обучаемость и работоспособность

Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.

Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.

Выводы

Очевидно, что быстрая обучаемость – это неотъемлемая часть лидерского потенциала. Готовность и умение учиться из опыта влияет не только на наше развитие, но и на то, как нас оценивают другие. Таким образом, люди, которые постоянно учатся, имеют больше шансов добиться успеха в сегодняшнем непрерывно меняющемся мире.

Каждый может развить способность быстро учиться. Для этого необходимо принимать более смелые решения, ставя под вопрос имеющиеся, и находится в настоящем моменте, стараясь обдумывать полученный опыт. Помимо этого, нужно оставаться открытым критической обратной связи и стрессовым обстоятельствам.

Практически невозможно избежать появления новых сложных задач и проблем. Да и зачем? Отличие успешного человека от обычного заключается в том, что в ситуациях перемен он держит высоко голову и всегда извлекает урок на будущее.

Версия для печати  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector