Интересные факты об обучении в финляндии и о финском образовании

Проживание, льготы, студенческие пособия

Благодаря пособию, которое выплачивает студентам финское государство, они имеют возможность полностью сосредоточиться на учебе. Существует даже специальное управление обеспечения учащихся, известное как Кела – туда могут обратиться все студенты старше 17 лет, нуждающиеся в материальной помощи.

Запрос на получение пособия утверждают только студентам дневной формы, чье обучение длится не менее двух месяцев. Студенты, обучающиеся по заочной программе, рассчитывать на получение пособия не могут.

Размер пособия рассчитывается исходя из личных потребностей, поэтому в него могут входить скидки на питание, проезд, проживание, финансовая помощь или кредит на обучение, поручителем по которому выступает государство.

Если студент хорошо учился и окончил курс без его продления, то после получения диплома Кела по своей инициативе может перекрыть до трети выданного банком кредита.

Пособие и компенсация затрат на проживание позволяют студентам жить самостоятельно, учиться и вместе с тем не тратить время на подработку.

Если студент проживает в обеспеченной семье, то материальная помощь ему не выдается до 20 лет, так как государство возлагает заботу об учащемся на его родителей. В исключительных случаях можно подать запрос на компенсацию проезда, если добираться на учебу в вуз приходится на поезде или электричке.

В среднем сумма пособия составляет 500-600 евро, примерно половина этих средств уходит на оплату проживания в университетском общежитии. При желании можно арендовать квартиру: в этом случае компенсируется лишь часть затрат, которая равняется стоимости проживания в общежитии.

Что касается подработок, то государство ограничивает их продолжительность двадцатью часами в учебную неделю, на период каникул эти ограничения снимаются. Чаще всего студенты работают в сфере обслуживания, где оплата производится почасово и составляет примерно 10 евро в час. Допускается также поиск работы по специальности и прохождение производственной практики с оплатой по такому же минимальному тарифу.

Чтобы завершить курс, студент должен набрать минимум 20 кредитов практики, при этом один кредит равняется 40 часам.

Каникулы в Финляндии имеют гибкий график, поэтому студенты в среднем отдыхают два с половиной месяца летом и по одной неделе осенью, на новогодние праздники и Пасху. Во время каникул студент может съездить домой либо заняться поиском работы в Финляндии.

Если финская компания готова пригласить на работу иностранного студента после получения им диплома, Министерство по делам иностранцев окажет ему поддержку и поможет урегулировать все визовые вопросы, связанные с трудоустройством.

А в Финляндии образовательная система задумана так, что в школе учат и готовят к жизни

Ориентация образования на жизнь — одна из ярких черт финского подхода к образованию. 

Вторая черта — финская система научно обоснована. Все инновации, происходившие в образовании, будь то ведение активных методов обучения, предоставление педагогу максимальной свободы самовыражения и отсутствие ограничений в виде контрольных мероприятий, дополнительных отчетностей, экспериментально доказаны . Финны имеют множество инновационных методов, передовых практик, которые работают и дают результат. 

Если сравнить с российской и постсоветской системами образования, то финны поняли, что у учебного процесса есть два важный момента — содержание и метод. Методы считаются такими же важными, как и содержание педагогического процесса. Вместо усиленного контроля над содержанием, деталями и объемом выученной информации, намного важнее замотивировать ученика, включить его в процесс и максимально повысить эффективность.

Методы, которые стали трендами и визитными карточками финского образования — это, например, phenomen based learning , когда дети в школах изучают не предметы, а феномены. Сразу развивается целый ряд навыков, и он максимально приближен к жизни. 

Известна группа методов о том, что знания добываются учеником самостоятельно. 

Есть фраза sitting is the next smoking, то есть «сидение — второе курение», плохая привычка. Поэтому в школах меняется учебное пространство, меньше сидячих методов, больше активных движений, когда выходят во двор, работают в группах. 

Мне нравится, что эта система цельная. С какой стороны к ней ни подойди, она продуманная, обоснованная и доказанная научными результатами.  

О недостатках 

Самый основной недостаток заключается в том, что финская система ориентируется на вытягивание отстающих учеников и на повышение уровня средних учеников. При этом на ярких талантливых учеников остается меньше времени, и получается, что они предоставлены сами себе. 

В Финляндии популярен принцип инклюзии. Вокруг инклюзии вращается много педагогов, процессов, средств, это фокус финской школы и определенно их культура. В скандинавских странах сильные социальные системы и системы поддержки, когда слабым и нуждающимся членам общества оказывают помощь. Общество их подтягивает к середине, и так же происходит с учениками. Это усреднение: средний ученик в Финляндии выше любого среднего ученика в другой стране, потому что ему уделяется больше внимания. 

Natalja Nenonen, родной город — Санкт-Петербург, Россия и Лаппеенранта, Финляндия 

О финском образовании

Мои дети двуязычные финны. Дочь начинала учебу в классе с преподаванием на английском языке, потом перешла в финско-русскую группу. Затем лукио — финальная стадия средней общеобразовательной системы Финляндии. И после она поступила в университет, на факультет русской филологии в город Йоэнсуу. Сын учился в школе с ориентацией на языки, в обычном классе. После школы пошел в училище на три года на специальность «менеджмент». 

Об особенностях и преимуществах обучения в Финляндии

Отличие в системе в том, что человек сам формирует образование: есть базовый пакет курсов, и также мы выбираем дополнительные курсы по желанию. Есть возможность делать перерывы в обучении, учиться в интернете. Финны используют практику «гибкость и новаторство». 

В Финляндии на первом месте всегда мотивация, сознательный подход к изучению — это их преимущество. 

Образование второй ступени

Наиболее распространенными вариантами образования по окончании школы являются гимназия и профессиональные учебные заведения. Они относятся ко второй ступени образования. Обучение в учреждениях второй ступени образования, как правило, бесплатное. Однако учащиеся должны самостоятельно приобретать учебники и прочие учебные материалы.

Гимназия

Обучение в гимназии носит общеобразовательный характер и не предполагает получение какой-либо специальности. В гимназии изучаются те же предметы, что и в средней школе, но на более сложном уровне. Кроме того, учёба требует большей самостоятельности. Обучение в гимназии завершается сдачей экзамена на право поступления в высшее учебное заведение. Обучение в гимназии длится от 2-х до 4-х лет в зависимости от возможностей и желания учащегося. По окончании гимназии можно поступать в университет, высшее профессиональное учебное заведение или в учебное учреждение, предлагающее профессиональное обучение на базе гимназии.

Обучение в большинстве гимназий ведётся на финском или шведском языке. В крупных городах также действует несколько гимназий, обучение в которых ведётся на иностранном языке, например, на английском или французском.

Взрослые могут изучать курсы из программы гимназии в гимназиях для взрослых. В них можно изучить как отдельные курсы, так и всю программу гимназии, а также сдать экзамен на поступление в высшее учебное заведение. Обучение может включать в себя лекции и занятия в учебном учреждении, дистанционные занятия, веб-семинары и самостоятельную работу.

Дополнительная информация об обучении в гимназии представлена на сайте InfoFinland в разделе Гимназия.

Подготовительный курс для обучения в гимназии

Для обучения в гимназии требуется хороший уровень знания языка. Если родным языком учащегося не является финский или шведский, и уровень его знания языка недостаточен для обучения в гимназии, он может пройти подготовительный курс для обучения в гимназии (LUVA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Подготовительный курс для обучения в гимназии.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в большей степени, чем гимназическое, ориентировано на практику. Оно даёт возможность получить квалификацию по определённой профессии примерно за три года. После получения среднего профессионального образования можно продолжить учёбу в учреждении профессионального или специализированного профессионального образования

Важной составляющей обучения является обучение на рабочем месте. При желании после получения среднего профессионального образования можно поступить в высшее учебное заведение

Также возможно получение диплома о профессиональном образовании или специализированном профессиональном образовании на основании сдачи демонстрационного экзамена. Для этого вы уже должны владеть знаниями и навыками, необходимыми для получения соответствующего диплома.

Получить диплом о профессиональном образовании можно также в результате обучения по договору. В этом случае учащийся работает по специальности, получает за свой труд заработную плату, равную как минимум размеру оплаты за прохождение трудовой практики, и одновременно обучается профессии.

Дополнительная информация представлена сайте InfoFinland в разделе Среднее профессиональное образование.

Подготовительное обучение для получения профессионального образования

Если ваши языковые или учебные навыки недостаточны для поступления в учреждение среднего профессионального образования, вы можете пройти подготовительное обучения для получения профессионального образования (VALMA). Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Подготовительное обучение для получения профессионального образования.

Как устроена система высшего образования в Финляндии

Поступить в финский вуз могут выпускники местных лицеев или профессиональных училищ. И хотя некоторые из них предпочитают сразу после окончания средних учебных заведений начать трудовую деятельность, многие все же выбирают студенческую стезю.

Период, когда был основан первый университет в Финляндии, датируется XVII веком (1640 год). Именно в это время была создана Королевская академия Або, расположенная в Турку (тогда Финляндия еще была частью Швеции). В XIX столетии (1828 год) университет сменил место своего расположения на Хельсинки.

В течение долгого времени он университет оставался единственным высшим учебным заведением в стране. Только в начале ХХ века были открыты еще два финских вуза: Технологический и Школа экономики и управления.

Обучение в финском университете предполагает несколько ступеней, а его продолжительность зависит от категории вуза:

  1. Общие университеты. Предлагают классический тип образования, основанный на научной деятельности. Всего в стране 14 государственных университетов, включая специализированные (Школа бизнеса и экономики). Вузы данной категории наделены полномочиями самостоятельно разрабатывать учебные программы и распределять финансы. Этапы обучения:
    • бакалавриат – занимает 3 года;
    • магистратура – 2 года;
    • докторантура – 4 года.
  2. Университеты прикладных наук. Здесь можно получить профессиональное образование технической направленности. Гибкость учебного процесса и налаженные контакты с бизнесом дают возможность корректировать процесс обучения, исходя из потребностей рынка труда и изменений в экономике.

Вузов такого типа в стране 26. Этапы обучения:

  • бакалавриат – длится 3,5-4,5 года;
  • магистратура – 1-1,5 года.

Уже первый этап считается законченным высшим образованием. Однако большинство студентов не останавливается на достигнутом и продолжает учебу далее в магистратуре, а некоторые и в докторантуре. Защита докторской диссертации дает право преподавания в высших учебных заведениях.

Выше всех расположился Университет Хельсинки – 102-е место.

Поступление в вузы Финляндии

Каждый университет устанавливает свои сроки подачи документов и сдачи вступительных экзаменов. Эта информация всегда отображается на сайтах образовательных учреждений.

Отправить заявку можно сразу в несколько вузов

Обратите внимание, что графики приема заявлений от абитуриентов на программы бакалавриата и магистратуры могут не совпадать.. Отдельного внимания заслуживают требования для поступления.

Отдельного внимания заслуживают требования для поступления.

Кроме аттестата и выписки с оценками абитуриенту нужно подготовить мотивационное письмо и сдать экзамен на предмет владения английским или финским языком.

Поэтапно процесс выглядит следующим образом:

  1. Выбор университета и программы.
  2. Изучение сроков и особенностей поступления.
  3. Отправка документов и ожидание ответа.
  4. Получение приглашения для прохождения экзаменов.
  5. Оформление визы для краткосрочной поездки на период прохождения тестов.
  6. Ожидание ответа из приемной комиссии.

Сразу после получения извещения о зачислении можно переходить к запросу студенческой визы и подаче заявления на место в общежитии.

Очень часто при нехватке абитуриентов представители финских университетов приезжают в российские вузы, чтобы отобрать кандидатов. Как правило, такая возможность предоставляется школьникам Санкт-Петербурга и Карелии.

Основное общее образование

Обычно ребёнок идёт в школу в тот год, когда ему исполняется семь лет. Все дети, постоянно проживающие на территории Финляндии, обязаны получить основное общее образование. Обучение в средней школе длится девять лет. Обязанность получения основного общего образования прекращается после того, когда ребёнок освоит весь объём программы средней школы, или по истечении десяти лет с момента начала данной обязанности.

В Финляндии основное общее образование регулируется законодательством. Дополнительно действуют государственный базисный учебный план, а также местные учебные планы.

Организацией основного общего образования занимаются коммуны. Оно финансируется за счет налогов, поэтому для семьи обучение ребёнка в школе бесплатное. В начальных классах учебная неделя составляет около 20 часов, в старших классах её продолжительность увеличивается.

В Финляндии все учителя средней школы имеют диплом магистра. Учителя 1–6 классов имеют общее педагогическое образование. А учителя 7–9 классов имеют образование со специализацией по тем предметам, которые они преподают.

В вопросах планирования учебного процесса учителя имеют большую свободу и самостоятельно планируют занятия на основании национального и местного учебного планов

В последнее время в учебном плане особое внимание уделяется, в частности, блокам, включающим в себя несколько предметов, изучению повседневных явлений, а также информационным и коммуникационным технологиям

Зачастую с 1-го- по 6-ой класс с детьми работает один и тот же учитель. Он хорошо узнает учеников и поэтому может выстраивать обучение в соответствии с их уровнем и особенностями

Важной особенностью учебного процесса является обучение самостоятельному мышлению и воспитание ответственного отношения к учёбе

Учитель оценивает успеваемость учеников. В средней школе все оценки ставит учитель. Национальные тесты в средней школе не проводятся. Вместо этого контроль достижений результатов учащихся производится посредством выборочной оценки. Мероприятия по оценке обычно проводятся в девятом классе.

Если ребёнок или подросток недавно переехал в Финляндию, он может пройти обучение, которое подготовит его к учёбе в средней школе. Обычно подготовительное обучение длится один год. Если после этого ученику по-прежнему будет нужна помощь в освоении языка, он сможет продолжить изучение финского или шведского языка в качестве второго языка (S2-kieli).

Взрослые иммигранты, не получившие аттестата об основном общем образовании в своей стране, могут изучить школьную программу в гимназии для взрослых.

Дополнительная информация об основном общем образовании приведена на сайте InfoFinland в разделе Основное общее образование.

Ведущие общие вузы Финляндии

В многопрофильных университетах можно получить диплом по следующим направлениям: физика, математика, лингвистика, химия, география, история, социология, геология, медицина, психология, право, педагогика, архитектура.

Само по себе обучение в таких учебных заведениях является академическим. Это означает, что студенты много времени посвящают различным исследованиям, работают в библиотеке. Их ожидает огромный объем информации, внушительные списки учебников и пособий, много индивидуальной работы.

После третьего курса предстоит защита дипломного проекта. После этого некоторые продолжают учебу в магистратуре, а другие начинают поиск работы.

Ведущими многопрофильными вузами страны являются:

Название Факультеты Характеристика
Хельсинкский университет искусств и гуманитарных наук
теология
педагогическая школа
информационные технологии и естественные науки
политология, социология, экономика
сельское и лесное хозяйство
биология и экология
ветеринария
фармацевтика
Первое высшее учебное заведение в стране, ранее носившее название Императорский Александровский университет.
Здесь обучается порядка 40 тысяч студентов, из которых почти 2 тысячи — иностранцы.
7 из 11 финских президентов заканчивали именно этот вуз. Обучение ведется на финском, шведском и английском языке.  
Университет Або в городе Турку информационные технологии
биотехнологии
права человека
органическая химия
информационная и структурная биология
инженерия
естественные науки
Большая часть программ читается на шведском языке. На английском доступны всего 3 (инженерная химия, международное право, бизнес посредством мобильной и электронной связи).
Университет в городе Ваас гуманитарные науки
бизнес
технологический
администрирование
Знаменит большим конкурсом при поступлении – 10 человек на 1 место. Количество студентов не превышает 6000, из которых 400 человек – иностранцы. 5 программ ведется на английском языке.
Университет Лапландии образование
право
естественные науки
дизайн и изобразительное искусство
Год основания – 1979. Расположен в городе Рованиеми. Считается самым северным образовательным учреждением в Европе. Число студентов – 4000. Сотрудничает с 260 университетами мира. Весомым авторитетом пользуется Институт арктических исследований.
Университет Восточной Финляндии лесное хозяйство
философия
здравоохранение
общественные науки и экономика
Расположен в городе Йоэнсуу. Работает с 2010 года. В национальном рейтинге занимает 6-е место. Ведущий факультет — медицина. Число студентов – 12 тысяч.
Университет в городе Оулу медицина
образование
гуманитарные науки
бизнес и экономика
технологический
естественные науки
Год основания – 1958. Расположен в северо-западной части Финляндии.
Здесь обучается 15 тысяч студентов (из них около 500 являются иностранными гражданами).
Университет города Тампере информационные технологии
медицина
гуманитарные науки
образование
социальные науки
Работает с 1925 года. В нем обучается около 18 тысяч студентов, из их них 800 человек – иностранцы. Включает в себя 9 институтов. Предлагает 5 программ на английском языке.
Университет Ювяскюля культурология
биология и физкультура
музыка
корпоративный менеджмент
семейный бизнес
образование
нанонауки
финансы и экономика
спорт и физиология
возобновляемые источники энергии
бизнес и информационные технологии
Его история восходит к 1863 году. В национальном рейтинге входит в список 10 лучших вузов страны. Здесь обучается около 10 тысяч студентов.
Академия искусств в Хельсинки музыка
изобразительное искусство
живопись
дизайн
ландшафтный дизайн
Работает с 2013 года Обучает не более 300 студентов в год.
Считается авторитетным учреждением в Европе

К вузам этого типа также относится Шведский институт менеджмента и экономики, расположенный в финской столице Основан в 1909 году, обучает порядка 3000 студентов.

Структура системы высшего образования

Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).

Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin – цифры 2002 года)

В числе университетов – десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления – Профессиональный институт Аландских островов.

В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.

В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.

Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.

Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.

Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.

Что делать с отстающими учениками и трудными детьми?

С Ханной, учительницей из школы Сипоо, что в часе езды от Хельсинки, мы встретились в кафе. Дружелюбная и располагающая к себе, Ханна преподает немецкий и шведский, а также входит в команду учителей, которые помогают детям из неблагополучных семей.

Школа в Сипоо участвует в новой национальной программе, направленной на поддержку отстающих учеников. Программу спонсирует государство, и подать заявку на участие может любой ребенок, попавший в группу риска. Каждым проблемным случаем занимаются пять педагогов.

«Мы поддерживаем тесный контакт с детьми», — рассказывает Ханна. Если в 8:05 ребенка еще нет в школе, учитель звонит сначала ему, потом родителям или социальным работникам

Очень важно, чтобы дети знали: есть взрослые, которые думают о них и которым не все равно, чем они занимаются. Вместе с подопечными преподаватели составляют индивидуальные учебные планы и ставят перед детьми четкие и понятные цели

Сорок—пятьдесят дней в году школьники проводят в автомастерских, салонах красоты и других местах, где они могут своими глазами увидеть, как люди применяют на практике полученные знания. Подобный опыт «очень мотивирует», а ведь именно отсутствие заинтересованности в учебе — одна из основных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, занимающиеся «трудными» детьми.

Программа стартовала четыре года назад, и школьники из Сипоо, принимавшие в ней участие, успешно завершили обучение. Раньше, по словам Ханны, каждый четвертый скорее всего был бы отчислен. «Потратив немного времени и денег сейчас, мы многое меняем в будущем. В Финляндии мы считаем, что каждый независимо от происхождения, социального положения и жизненной ситуации достоин того, чтобы получить хорошее образование».

Некоторые политики заявляют, что США не стоит ориентироваться на слишком маленькую и однородную Финляндию. Однако в маленькой Финляндии живет столько же людей, сколько в Миннесоте

А тем, кто оправдывает свои проблемы национальной неоднородностью, стоит обратить внимание на иммигрантов, которые учатся в Финляндии: на тестах Международной программы контроля за образованием они опережают школьников-иммигрантов из других стран в среднем на пятьдесят баллов

Основное отличие Америки от Финляндии — не этническое разнообразие, а нищета. В США, по данным ЮНИСЕФ, за чертой бедности живут 23,1% детей. В Финляндии — всего 5,3%. В этой стране люди верят, что нельзя чему-то научить человека, если его базовые потребности не удовлетворены. Говоря словами одного финского учителя, «на голодный желудок математику не усвоишь».

Права и благополучие ребенка в их стране стоят чуть ли не на первом месте

В Финляндии меньше всего уроков в неделю и больше всего времени дети проводят на улице. Если выйти на улицу в Финляндии в любое время дня и в любую погоду, там всегда много людей, все бегают и занимаются спортом. Это начинается еще с детства: зимой дети с родителями идут в школу на лыжах, летом на велосипеде.

В детский сад дети ходят самостоятельно, так как родители часто выбирают школу поближе к дому. В любую погоду, в любой мороз уроки не отменяются. Если холодно или дождь, то одеваются соответственно и идут. Этому детей учат с малых лет. Если вы пожелали учиться в школе, которая далеко от дома, то государство оплачивает ежедневно такси от дома до школы и от школы до дома вечером. Не развозка на автобусе, а именно такси, которое отвозит ребенка в школу и также привозит домой после уроков.

Питание, учебники и все остальное тоже обеспечивает государство. Система построена так, что ребенок ни в чем не нуждается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector