Василий перов, картина «рыболов»: описание, интересные факты

Противный Зевс-Баал

Современное слово «дьявол» происходит от греческого «диаволос», которое использовалось в Древней Греции как прилагательное  «клеветнический, клевещущий, злословящий» или как существительное «клеветник». Это слово в этих значениях мы встречаем у Пиндара, Аристофана, Менандра и Аристотеля. Предполагается, что это слово произошло от индоевропейских слов «диа» (через, раздельно) и «бало» (бросать, кидать). При этом сторонников этой этимологии не смущает, что в ней не прослеживается никакого фактического смысла. Как «бросание раздельно» стало «клеветническим»? Непонятно… Да и названные выше мыслители жили в середине и второй половине первого тысячелетия до нашей эры. А что было раньше? Использовалось ли это слово? Если использовалось, то в каких значениях? Возникает много вопросов, которые не имеют ответов.

На это слово можно посмотреть и с другой стороны. Греки в Средиземном море находились в плотном многовековом торговом взаимодействии с финикийцами, мужским божеством которых был Баал. Имя этого божества, судя по всему, тесно связано с быком. Сравните слова Баал, вол, бул (англ. bull). Бык в древних неписьменных культурах использовался в качестве иконы божества мужского первоначала (Отца-Творца, который создал мир). Не исключено, что вторая часть греческого слова диа-болус происходит именно через финикийского Баала от быка как олицетворения древнейшего образа Отца-Творца. В религиях более северных народов, кстати, также есть эквиваленты Баалу: Велес, Волос, Тавр Бусич, Тор (тур, таур (бык)) и т.д.

Тогда первая часть «диа» элементарно читается по смыслу как «бог» — деус (Зевс (Дый), индуистский Дьяус Пита (Небесный Отец), римский Юпитер (Дьюс-пита)). Греческий бог Дионис, например, тоже явно имеет эту первую часть «дио», которая также может указывать на божественность. В римской традиции Дионис зовётся Бахусом (Вакхом), в имени которого легко читается родство с финикийским Баалом.

Если это предположение верно, то греческое слово «диаболус», возможно, первоначально означало «бог Баал», то есть чужой для греков финикийский бог. Клеветнический — значит обманный, неверный, ошибочный (свой бог всегда истинный, а чужой ложный). А от этих значений по смыслу очень недалеко до значений «противный, противник, препятствующий, препятствие», то есть до значения слова «сатана», которое родом из иврита, который формировался на основе древнего языка, которым пользовались семиты, включая финикийцев. Круг замкнулся. В обоих случаях следы ведут к финикийцам.

Что касается других имен, то имя «Бафомет» появилось в Средние века, «Люцифер» — в 8-м веке до н.э., а ветхозаветный «Вельзевул» — это тот же Баал (Баал-Зебуб, господин мух).

Таким образом, «злословящий клеветник» дьявол и «препятствующий противник» сатана, имея очень древние корни, которые питала одна и та же финикийская почва, встретились в христианстве и с тех пор неразлучны. Эти слова сегодня обозначают образ, который имеет черты очень древних божеств, с позднеязыческими формами которых иудеи, а потом и христиане активно боролись.

Демоны в творчестве

У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном? Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Картины не были пророческими. Художник через свое творчество выражал свои душевные муки, свою болезнь, которая его и погубила. Тематика его работ тут ни при чем. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Вы здесь

Главная Люди Ад и рай художника Чонтвари

Ад и рай художника Чонтвари

Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Угробит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что его дело – кроликов выращивать. Или наоборот.

К ливанским кедрам

Так случилось и со скромным венгерским аптекарем с труднозапоминающимся для нас именем Тивадар Костка Чонтвари. Сидел он своей аптеке в маленькой прикарпатской деревеньке под названием Игло, разбирал нечитаемые рецепты, отпускал капли да пилюли, и выслушивал жалобы старушек на то, что порошки, мол, не помогают. Долго сидел, не один десяток лет. И вдруг теплой летней ночью 1881 года приснился ему сон…

Никому Костка не рассказал о своем сне, но на следующий буквально день сдал он в наем аптеку, собрал все наличные деньги, накупил кистей и красок, и уехал прямиком в Ливан, писать ливанские кедры.

Больше новоявленный художник в своей аптеке не появлялся. Ездил в Грецию, Италию, по Северной Африке путешествовал, и за это время создал более сотни картин.

О себе он писал следующее: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому что хотел видеть ее на закате своей жизни богатой и славной. Чтобы достичь этого, я долго путешествовал по Европе, Азии и Африке. Я хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».

«Старый рыбак»

Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе их выставляли, (правда, без особого успеха), но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по-настоящему сошел с ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.

Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было – одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по-честному.

В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он-то и спас творения художника, заплатив за них несколько больше, чем предлагал старьевщик.

Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).

И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало. И тут он увидел, что картина-то на полотне не одна, а как минимум – две! Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло.

8808 просмотров

Константин Федоров

НАШИ ЛЮДИ

JWoww
Живопись

американская художница

JR (художник)
Живопись

это флайпостинг  больших черно-белых изображений в публичных местах, в манере освоения антропогенной среды граффити-художниками

Alva Noto
Живопись

сценическое имя звукового художника Карстена Николая , работающего в стилях экспериментальной электронной музыки , одного из основателей лейбла raster-noton

Яшке, Владимир Евгеньевич
Живопись

российский художник и поэт

Яшвиль, Наталья Григорьевна
Живопись

русская художница и общественная деятельница

Яхилевич, Михаил Фритиофович
Живопись

российский и израильский художник, дизайнер, художник сцены

Ясуи, Сотаро
Живопись

японский художник

Ясновский, Фёдор Иванович
Живопись

русский художник-пейзажист, мастер акварели

«Штрафной удар», 1963

Михаил Пуговкин — частый гость необычных историй на обычные темы. Он — один из столпов, на которых зиждется магический реализм Леонида Гайдая. В двух таких историях «оттепельного» времени Пуговкин играет искусителя, а в одной, пожалуй, самой колоритной («Чудак-человек») его самого тщетно пытается развратить целый коллектив мелких, но назойливых, бесов-растлителей. Секта сатанистов, преданных идолу в виде свиного муляжа. С одним из актеров, занятых в этой комедии, я был знаком лично. По-украински его звали Кость Йосипович Параконьев. В период оккупации он служил в запорожском театре вместе с труппой Сергея Радлова, в которую входил неповторимый Николай Крюков — звезда «Петровки, 38», «Последнего дюйма» и «По тонкому льду».

Но вернемся к «Штрафному удару» — в этой картине Пуговкин тоже мелкий бес-неудачник. «Удар» своего рода «сиквел» комедии «Ход конем», только если в ней он под другим именем тщетно работал над трактористом, здесь его жертвой становится зазнавшийся хоккеист и его доверчивые коллеги-спортсмены.

Из народа и для народа

Незаконнорожденный чиновничий сын, он даже фамилию получил по имени крестного отца – Васильев, а шутливое прозвище, ставшее потом фамилией, пошло от дьячка, учившего его грамоте. Мальчик поразил его способностью к чистописанию. Василий Перов знал жизнь простого человека во всех её проявлениях — все её многочисленные тяготы и маленькие радости. Выражать их со всей силой данного от природы таланта – в этом видел он свою главную задачу.

Первые известные жанровые картины молодого художника, написанные им после 1860 года (в последний год и сразу после окончания обучения в Академии художеств), содержали критическую или сатирическую оценку некоторых явлений русской жизни. Например, фарисейство, свойственное части русского духовенства, он обличает в знаменитой картине «Чаепитие в Мытищах» (1862).

Позднее Василий Перов сгущает общий психологический тон своих картин, в сюжетах, посвященных самой беззащитной части народа явственно звучат обвинительные или трагические ноты. Яркий пример – знаменитая «Тройка», написанная в 1866 году.

Бифа-мать Бафомет

В некий общепринятый визуальный образ многие разрозненные символы сатаны-дьявола обобщил французский оккультист 19-го века Альфонс-Луи Констан Элифас Леви. Он изобразил нечто вод именем «Бафомет»:

Здесь мы видим «осужденные» тысячелетия назад символы древнего Отца-Творца (огонь, рога и фаллос) и множество символов Великой Матери (тьма, ночь, луна, женские органы, змеи, чешуя рыбы (водная стихия)). Возможно, чешуя может символизировать не просто рыбу, а водное чудовище — дракона, который сам по себе является одним из имен-образов сатаны-дьявола. В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) сатана называется Большим Красным Драконом или Великим Драконом. Среди главных «женских» символов не хватает только символа земли, хотя, возможно, шар, на котором сидит это нечто, символизирует как раз землю (земной шар). Пятиконечная звезда (пентаграмма) — это месопотамская звезда Инанны (Астарты), одновременно символизирующая её лоно (об этом можно почитать отдельную статью). 

Характерно то, что именем Бафомет, которое появилось впервые в средневековых записях, первоначально именовалась супруга сатаны «проклятая дьяволица». И это очень примечательно, так как в этом случае само имя расшифровывается никак иначе как корова, супруга или мать быка — Бифа-мать (сравните, например, с именем месопотамской богини Тиамат). По-английски и по-немецки говядина beef (биф), по-французски boeuf (бёф). Да и само слово beef через слово «бык» связано с именем Баал. 

Другими словами, в образе дьявола-сатаны, который сложился на сегодняшний момент в массовой культуре зашифрованы символьные атрибуты домонотеистической стереотеистической божественной пары мужского и женского первоначал. Причем с подавляющим перевесом в сторону женского начала. То есть, можно сказать, что в современном образе сатаны-дьявола зашифрован именно искаженный образ древней Великой Матери (материи), посредством которой Отец-Творец (дух) создавал мир. И это вполне логично, если учесть, что сатанисты как раз ностальгируют (как минимум в «шедеврах» своего «искусства») по старым домонотеистическим позднеязыческим оргиастическим кровавым культам. Эти культы имели подавляющий уклон именно в сторону женского начала, которое именно поэтому в монотеизме было подвергнуто столь бескомпромиссному забвению, из тысячелетней темницы которого оно рвётся на волю в условиях сегодняшнего ослабления монотеизма.

На связь природы сатаны-диавола и женского первоначала в культуре также указывает средневековое каббалистические дополнения к истории Адама и Евы в виде Лилит, которая является змеей-искусительницей. Образ Лилит уходит в глубину месопотамских верований и связан с Белит, Астартой и Инанной, последовательными историческими образами древней стреотеистической Великой Матери.

Другими подтверждениями предположения связи сатаны-диавола с женским первоначалом являются во-первых явная ориентация современной городской капиталистической цивилизации западных постхристианских стран на материализм, то есть на ту область, которая всегда была ипостасью Великой Матери (материя, деньги, материальное благополучие, комфорт и удовольствие), во-вторых — явная враждебность этой городской цивилизации к религиям Отца-Творца (иудаизму, христианству и исламу) — так образ Великой Матери «мстит» за своё забвение во времена господства монотеизма.

Поверженный

Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно. Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину — портрет поэта Брюсова — он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его «демоны» получили мировое признание, он так и не узнал.

Бог и дьявол в картине «Старый рыбак»

Совсем недавно предметом пристального внимания искусствоведов стала картина Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак», написанная им в 1902 г. Посредством зеркального отражения поочередно левой и правой частей картины создаются два абсолютно разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади.

После открытия данного факта, к признанию креативности автора картины подошли по-другому. Но что хотел сказать Тивадар Чонтвари своим произведением? Многие заподозрили связь творчества художника с мистицизмом и с большим усердием принялись изучать наследие венгерского живописца.

Наиболее правдоподобной версией относительно заложенной в картине идеи является мнение о дуалистическом характере человеческой природы, который Тивадар хотел передать. Всю жизнь человек проводит в постоянной борьбе двух начал: мужского и женского, доброго и злого, интуитивного и логического. Это и есть составляющие бытия. Как бог и дьявол на картине Чонтвари, они дополняют друг друга, без одного нет другого.

«Старый рыбак» как воплощение прожитой жизни и человеческой мудрости с помощью простого приема показывает, как гармонируют в каждом из нас плохое и хорошее, добро и зло, бог и дьявол. И уравновесить их – задача каждого человека.

То ли демон, то ли человек

Творческий путь автора был очень непростым. В нем было несколько переломных моментов, а в конце жизни художник окончательно ослеп и сошел с ума. 

Судьба более чем трагичная, но, тем не менее, творчество Михаила Александровича знакомо всем. Прекрасные картины его знает каждый со школьной скамьи, им восхищаются, его не понимают, но на то он и художник, чтобы заставлять людей чувствовать и переживать.

Картина “Демон сидящий” была первой в московском периоде художника. Она написана как раз в то время, когда Врубель подвергался нападкам современников за слишком грубую, карикатурную и нелепую манеру письма по их мнению. В это же время автор создает цикл иллюстраций для поэмы Лермонтова “Демон”, но там он ограничен рамками произведения. В огромном полотне “Демон сидящий” художник полностью выражает свой взгляд на фигуру Демона, он свободен от литературных ассоциаций.

На полотне Демон сидит, нервно сцепив руки, ссутулившись и печально глядя вдаль. Мятежный, полный внутренней борьбы, он тоскует по живому миру и, в тоже время, сам напоминает человека, запутавшегося в себе. Фигура его будто зажата между рамками картины, которая не может вместить и выразить всю полноту его чувств. Демон сидит в окружении цветов, больше напоминающих кристаллические скульптуры, в них нет жизни. За плечами фигуры алый закат, который будто оттеняет огонь, сжигающий падшего ангела изнутри. 

Демон очень силен, это видно по атлетическому сложению, но эту силу ему не на что направить. В то же время лицо его женственно красиво

Сочетание сильного тела и по-женски красивого лица создает андрогинный образ, который будто олицетворяет все человеческое начало: неважно, какого пола человек, важно, что в нем есть этот мятежный дух, желание свободы, энергия и, что печально, незнание, куда все это девать

Михаил Врубель для создания этой картины использовал необычную технику: он наносил мазки не кистью, а мастихином – лопаткой для удаления лишней краски. Такая техника в итоге дала кристаллический эффект, то есть картина напоминает витраж или узор в калейдоскопе. В основе картины всего три цвета – синий, желтый и красный, но их оттенков сотни. Полотно насыщенное, но в тоже время темное и мрачное, как энергия Демона, которую некуда направить.

Полотно “Демон сидящий” стало первым в цикле “Демонов” Врубеля. Оно очаровывает, заставляет забыть все насущное, провалиться в холодный, неживой, каменный мир Демона и даже посочувствовать ему, ведь каждый может увидеть в этой ссутулившейся фигуре свое отражение. На сегодняшний день картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее.

История создания

«Демон» Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Удивительно, в Киеве художник занимался рисованием Богоматери, а в Москве ему предложили рисовать демона. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. История «Демона» Врубеля начинается с неразделенной любви. Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его возлюбленная была замужней дамой, поэтому ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Чтобы как-то выразить свою безответную любовь, Врубель рисует демона и пририсовывает ему голову своей возлюбленной. Этот набросок художник уничтожил. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается, и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий».

«Старый рыбак»: описание картины

Почти все пространство полотна занимает фигура пожилого мужчины. Штормовой ветер треплет его волосы и старую поношенную одежду. На рыбаке – чёрная блуза, серый берет и плащ. Он опирается на посох и в упор смотрит на зрителя. Лицо его с грубой кожей, оно покрыто частой сетью морщин. На заднем плане художник расположил морской залив. Волны разбиваются о берег, из труб домишек на берегу идёт густой дым. На линии горизонта – горы или, скорее, их силуэты, скрытые молочным туманом. По отношению к фигуре рыбака пейзаж вторичен и играет роль фона.

Картина «Старый рыбак» Чонтвари решена в сдержанной колористической гамме, преобладают приглушённые неяркие цвета: сизый, серый, песочный, оттенки коричневого.

Интерпретация

Картина «Старый рыбак» положила начало поискам мистических намёков в работах Чонтвари. Добавляло масла в огонь и то, что при жизни художник часто переходил на пророческий тон. Это полотно принято трактовать как символ двойственной человеческой природы: в одном мужчине уживаются и светлая, и тёмная половины, добро и зло. Иногда её также называют «Бог и Дьявол», что вновь отражает её дуализм.

Поистине, история успеха Тивадара Костки Чонтвари – пример череды счастливых случайностей (или великой судьбы, явившейся ему в видениях, кто знает?). Картина «Старый рыбак» – гений и безумие – по иронии судьбы стала его ключом к мировой славе. К сожалению, признание не пришло к нему при жизни. Но на сегодняшний день Чонтвари считается одним из лучших и самых оригинальных художников Венгрии.

Тайна картины «Старый рыбак»

Какое же открытие сделал служащий музея? Раскроем интригу: он обнаружил, что если закрыть половину холста и оставшуюся часть симметрично отразить, получится вполне законченное художественное произведение. Причём это работает в обоих случаях: и с правой, и с левой частью картины. Вот такой секрет почти сто лет хранила картина «Старый рыбак». Фото смонтированных половин сейчас легко можно найти в интернете. Отражение правой половины – благообразный старец, убелённый сединами, на фоне морской глади. Если отразить левую часть, увидим мужчину в остроконечной шляпе с раскосыми глазами и бушующие волны позади него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector