Ухудшение памяти

Причины

Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:

  • Органические заболевания:
    • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
    • черепно-мозговые травмы;
    • инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
    • поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
    • интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
    • инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
    • гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
  • Психические расстройства:
    • шизофрения;
    • биполярно-аффективное расстройство;
    • депрессия;
    • возрастные нарушения памяти;
    • деменция;
    • патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
    • задержка психического развития;
    • диссоциативный синдром.

Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти. Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгеймера и деменции.

Трихотилломания

Что такое трихотилломания, и является ли это психическим расстройством? Безусловно, трихотилломания относится к группе ОКР и направлена на вырывании своих волос. Порой волосы вырываются несознательно, и больной может съесть личные волосы, что приводит к проблемам ЖКТ. Как правило, трихотилломания – это реакция на стресс. Больной чувствует жжение в волосяной луковице на голове, на лице, теле и после выдёргивания, пациент чувствует покой. Порой больные трихотилломанией становятся затворниками, так как стесняются своей внешности, и им стыдно за своё поведение. Последние изучения выявили, что у больных трихотилломанией имеются повреждения в определённом гене. Если эти исследования подтвердятся, лечение трихотилломании будет более успешным.

Нарушения слухоречевой памяти

Особенность функционирования слухового анализатора такая, что для адекватного восприятия смысла услышанной речи необходимы структуры удерживающие информацию на то время, пока происходит анализ ее содержания. Такие структуры расположены в левой височной доле коры головного мозга. Разрушение этих структур приводит к нарушению слухоречевой памяти – синдрому акустико-мнестической афазии.

Синдром характеризуется затруднения восприятия устной речи, при одновременном сохранении эффективности других каналов получения информации (например, посредством зрительного анализатора). Таким образом, больной из четырех услышанных подряд слов запомнит два, причем только первое и последнее (эффект края). Одновременно воспринятые на слух слова могут заменяться похожими по смыслу или звучанию.

Нарушение слухоречевой памяти приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь.

Лечение психических расстройств

На сегодняшний день в качестве лечения психических отклонений используются следующие методы:

  • фармакотерапия,
  • психотерапия,
  • соматотерапия.

Медикаментозное лечение психических патологий основывается на использовании в основном транквилизаторов и антидепрессантов, так как эти вещества дают пролонгированный терапевтический эффект. Правильно подобранный препарат оказывает успокаивающий и активирующий эффект.

Комплексный подход, в лечении психических заболеваний является наиболее продуктивным: медикаменты – купируют симптомы, психотерапия – стабилизирует психическое состояние больного.

Лечение нарушения памяти

Проблемы данного нарушения легче не допустить, нежели лечить. Поэтому разработано множество упражнений, позволяющих держать собственную память в «тонусе». Регулярные упражнения способствуют минимизации риска возникновения нарушений, предотвращая заболевания сосудов, которые провоцируют ухудшение памяти.

Кроме этого, тренировки памяти и мыслительных способностей помогает не только сберечь, но и улучшить познавательный психический процесс. Согласно множеству исследований среди образованных индивидов гораздо меньше пациентов с болезнью Альцгеймера, нежели среди необразованных лиц.

Также употребление витаминов С и Е, потребление продуктов, насыщенных омега-3 жирными кислотами снижает риск появления болезни Альцгеймера.

Диагностика нарушений памяти базируется на двух ключевых принципах:

— на установлении недуга, повлекшего за собой нарушение (включает сбор анамнестических данных, анализ неврологического статуса, проведение компьютерной томографии, ультразвукового либо ангиографического исследования мозговых сосудов при необходимости, забор крови на содержания тиреотропных гормонов;

— на определении степени тяжести и характера патологии функции памяти при помощи нейропсихологического тестирования.

Диагностика нарушений памяти осуществляется при помощи различных психологических методик, направленных на обследование всех видов памяти. Так, например, у пациентов с гипомнезией, большей частью, ухудшается кратковременная память. Для исследования данного вида памяти пациенту предлагается повторить определенное предложение со «строчечным добавлением». Пациент с гипомнезией не в состоянии повторить все произнесенные фразы.

В первый черед, лечение любых нарушений данного расстройства зависит непосредственно от факторов, спровоцировавших их развитие.

Препараты при нарушении памяти назначаются исключительно после проведения полного диагностического обследования и исключительно специалистом.

Для коррекции легкой степени нарушений функций данного расстройства применяются различные физиотерапевтические методы, например, электрофорез с глютаминовой кислотой, вводимой через нос.

Также успешно применяется психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Педагог обучает пациентов запоминать информацию, используя другие процессы мозга, взамен пораженных. Так, например, если пациент не в состоянии запоминать название предметов, произнесенных вслух, то можно его научить запоминать, представив зрительный образ такого предмета.

Препараты при нарушении памяти назначаются в соответствии с недугом, спровоцировавшим возникновение расстройства памяти. Например, если нарушение вызвано переутомлением, то помогут лекарственные средства тонизирующего действия (экстракт элеутерококка). Зачастую при нарушениях функций памяти врачи назначают прием ноотропных препаратов (Луцетам, Ноотропил).


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Профилактика снижения памяти

Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память:

Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин;
Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток

Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается;
Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью;
Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться

Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу.

Девушка читает на природе

Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга:

Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации;
«Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться;
Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму

Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни;
Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой

Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку;
Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера.

Упражнения могут выполнять взрослые и молодые люди. Для детей желательно превратить их в игру, например, предложить ребенку с закрытыми глазами съесть яблоко, вместе выучить стишок.

Обратите внимание! Иногда человек не может запомнить что-либо не потому, что у него плохая память, а потому, что это ему не интересно. Нужно вспомнить, как запоминается информация, связанная с любимым занятием

Если в голове сразу всплывет множество терминов, фраз и тонкостей, серьезных проблем с памятью нет. Это также касается детей: маленький ребенок не будет делать то, что ему не нравится.

Симптоматика

Общая симптоматика для большинства видов:

  • спутанность сознания;
  • забывчивость;
  • неспособность воспроизводить в памяти происходившие ранее события или заученную информацию;
  • социальная дезадаптация;
  • растерянность;
  • аутизм, ригидность нервной системы.

Если нарушения обусловлены какими-то соматическими или психическими заболеваниями, они сопровождаются симптоматикой, характерной для них.

Нередко происходит наложение друг на друга нарушения разных высших психических функций, что также проявляется различными отклонениями. Например, часто идут рука об руку нарушения памяти и…

  • … мышления: если человек не обладает высокими умственными способностями, ему трудно запоминать информацию, особенно ярко это видно при слабоумии и олигофрении, когда диагностируются явные проблемы с памятью;
  • … внимания: неустойчивая, замедленная или недостаточная концентрация приводит к тому, что информация не запоминается.

Нужно иметь в виду, что каждое отдельное расстройство характеризуется специфической клинической картиной.

Качественные нарушения памяти

При качественных нарушениях памяти наблюдается извращение, перекручивание и искажение запомненной информации. Такие расстройства носят название парамнезии.

Наблюдаются такие качественные нарушения памяти:

  • Псевдореминесценции — это состояние, когда пробелы в памяти замещаются воспоминаниями о других событиях, которые тоже реально происходили с человеком, но в другой период времени. Такие «воспоминания» возникают, как правило, у больных страдающих фиксационной амнезией.
  • Конфабуляции – другой вариант заместительных «воспоминаний». В этом случае провалы памяти больной заменяет вымышленными событиями. Причем такие придуманные события – абсолютно не реальны и фантастичны. Конфабуляции свидетельствуют не только о фиксационной амнезии, но и об утрате критического восприятия происходящего.
  • Криптомнезии – при таком варианте парамнезии больной недостающие воспоминания восполняет событиями, ранее услышанными, почерпнутыми из книг, газет, телевидения и других источников или даже видимыми им во сне. Утрачивается способность к идентификации источника информации. Больной может присвоить себе даже создание произведений искусств и авторство научных открытий.
  • Эхомнезия – восприятие происходящего в данный момент как такового, что имело место ранее. Но в отличие от deja vu, не возникает эффекта озарения и ощущения страха.

Лечение

Перед началом терапии больному надо создать безопасную, спокойную обстановку. Лечение для каждого пациента подбирается индивидуально в соответствии с особенностями течения болезни.

Для терапии диссоциативной амнезии применяются:

  1. Психотерапевтическое лечение является основным для этого расстройства памяти. Гипноз помогает вспомнить и выявить психотравмирующие обстоятельства.

    Арт-терапия способствует выражению подавленных чувств, мыслей. С помощью когнитивной терапии обретаются здоровые, позитивные убеждения, поведение.

    Она помогает больному обрести уверенность и понять, что он сам управляет своими мыслями.

  2. Лекарственные средства – специфическая терапия подобных нарушений отсутствует. Врач назначает препараты с целью убрать какие-либо симптомы.

    Применяются следующие лекарственные средства: антидепрессанты (Азафен, Амитриптилин и др.), антипсихотические средства (Аминазин, Азалептин и др.), ноотропы (Пирацетам, Глицин и др.), препараты для улучшения кровообращения головного мозга (Кавинтон, Актовегин и др.).

  3. Фитотерапия – с этой целью применяются успокоительные травы (настойка корня валерианы, травы пустырника и др.), природные антидепрессанты (настойка зверобоя, корень женьшеня).
  4. Больного обучают методике работы со стрессом, восстанавливают нормальное психологическое состояние.

Что такое диссоциированная (психогенная) потеря памяти?

Диссоциированной (психогенной) амнезией считается нарушение памяти. Код по МКБ -10 обозначается как F44.0. Оно имеет острый характер, происходит частичная или полная блокировка воспоминаний больного на прошедшие психотравмирующие события.

Страдает память на факты, относящиеся к личной жизни, а абстрактная и универсальная информация обычно не нарушена. Память на все остальные случаи в жизни человека сохраняется.

Подобная ситуация является защитной функцией организма и создана, чтобы уберечь психику от сверхпороговых нагрузок.

Период, убранный из воспоминаний, может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Изредка встречаются случаи выпадение памяти на период в течение года.

Осознаются подобные провалы пациентами по-разному. Одни признают существование промежутка, когда они ничего не могут вспомнить. Другим приходится усиленно доказывать, что определенные события действительно происходили в данный промежуток времени.

О распространенности этой патологии точные данных нет, легкие формы ее выявляются сравнительно часто. Существует несколько видов этой амнезии.

К ним относятся:

  1. Локализованная – нарушение касается только одного вида памяти, все остальные модальности сохранны. Он выпадает полностью.

    Пациент не может вспомнить, что происходило за кратковременный промежуток.

    При данной разновидности нарушений поражается определенный мозговой отдел.

    Например, появляется неузнавание ранее знакомых предметов (агнозия) или больной не узнает ранее ему известные слова (афазия).

  2. Избирательная (селективная) амнезия — при этом виде нарушения пациент забывает некоторые психотравмирующие моменты, сохраняется память на общие знания и событие в целом. Сохраняется общая канва событий, какие-то моменты могут выпасть.
  3. Генерализованная – при ней развивается полное выпадение на факты, случившиеся в определенный промежуток времени. А также может стираться воспоминания обстоятельств, предшествующих психотравмирующему периоду. Он включает не только психотравмирующее событие.
  4. Непрерывная – нарушается память на прошедшие события, а также снижение способности запоминать текущие. Пациент частично может забыть предшествующие факты.

Все эти расстройства нарушают адаптацию организма во внешней среде.

Нарушение непосредственной памяти

Непосредственная память – это возможность индивидуума фиксировать и воссоздавать информацию непосредственно при ее поступлении.

К самым распространенным расстройствам непосредственной памяти можно отнести прогрессирующую амнезию и корсаковский синдром.

Синдром Корсакова характеризуется выпадением непосредственной памяти на происходящие события. Одновременно, зафиксированная ранее информация о прошлом сохраняется.

В связи с трудностями в непосредственной фиксации поступающей информации, больные утрачивают способность ориентировки. Дефекты в воспоминаниях заполняются реальными событиями из собственного более далекого прошлого, выдуманными или почерпнутыми из других источников информации.

Прогрессирующая амнезия сочетает выпадение непосредственной памяти и постепенно прогрессирующую потерю воспоминаний из прошлого. Такие больные утрачивают ориентировку в окружающем пространстве и времени, путают последовательность происходивших ранее событий. Давно минувшие события смешиваются с событиями текущего периода. Такой вид расстройств памяти встречается в преклонном возрасте.

Что такое обморок

Это кратковременная потеря сознания, которая обусловлена прекращением или значительным сокращением питания головного мозга кислородом и другими питательными веществами.

Всем известно о сложной и тонкой структуре головного мозга, однако эта часть человеческого организма не располагает собственными резервами (депо) питательных веществ и кислорода. Даже при незначительном нарушении кровоснабжения (например, при обмороке) в первую очередь страдает головной мозг, а именно – кора мозга, которая ответственна за состояние человеческого сознания и высшую нервную деятельность человека.

Если упасть в обморок специально, можно после него лишиться памяти на некоторые события: забыть, что было накануне, что предшествовало обмороку, даже некоторым образом потерять ориентацию во времени и пространстве (забыть день недели или сегодняшнее число), некоторое время спустя будет сложно сосредоточиться и выполнять мелкие точные движения.

Не только головной мозг страдает от гипоксии, хотя его повреждения более значительны. Спровоцированная потеря сознания нарушает стройную и отлаженную работу всех жизненно важных систем органов: сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, эндокринной.

Гипоксия головного мозга нарушает работу дыхательного и сердечного центра. В начале специально спровоцированной ситуации отмечается снижение артериального давления и компенсаторная тахикардия. Далее (по мере возвращения сознания) давление повышается, а тахикардия остается. Это может привести к нежелательной нагрузке на миокард и возникновению нарушений сердечного ритма.

Эндокринная система воспринимает данную специально спровоцированную ситуацию как стресс и перестраивается для его компенсации. Увеличивается количество так называемых гормонов стресса – адреналина, кортизона, кортизола – для повышения давления и стимулирования сердечнососудистой системы. В сочетании с изменениями в сердце и магистральных сосудах это может привести к глубоким нарушениям кровоснабжения миокарда, нарушению проводимости сердечной мышцы.

В итоге получается, что если спровоцировать и упасть в обморок специально, последствия задуманной затеи могут быть далеко не безобидными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector