Мотивационная сфера личности

Теория мотивации по Маслоу

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями, итак, ниже сами потребности от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых:

1. Физиологические потребности

Физиологические потребности выражены в позывах, не осознанных, полуосознанных или явных, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма (тела) человека в целом.

В большинстве (но не всегда), это мотивация на удовлетворение голода, жажды,  потребность во сне … и др.

Прежде всего, человек стремится удовлетворить именно эти потребности. Т.к. они первостепенны, он не будет думать о любви, пока очень голоден, пока организм для своей нормальной жизнедеятельности не удовлетворит физиологические потребности.

Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворенны, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся психология личности в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность

Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности…

2. Потребность в безопасности

Это следующий уровень потребности после удовлетворения физиологических потребностей.

Желания личности (все усилия разума) будут направлены на обеспечения охраны своей жизни и интересов.

Обычно, сюда относят: саму потребность в безопасности человека в целом (защита от невзгод связанные с жизнедеятельностью),  в желании к стабильности и постоянству (свободе от страхов и тревог), потребность в структуре, порядке, законе… и др. (базируются, отчасти, как и первая потребность – на так называемых – инстинктах самосохранения)

Доминировать над всеми остальным потребностями  будет только в самых критических ситуациях, когда личность осознает высокую степень опасности, как угрозу для своей жизни.

3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности)

Это следующий уровень желания личности (его мотивации) после удовлетворения потребности в  безопасности.

Цели в жизни такого человека: не быть одиноким, быт любимым и воспринятым обществом. Быть понятым им, найти родственную душу, или свою половинку (хотя этот случай в себе может содержать и другие потребности). Желание принадлежать группе, нации …

Маслоу о социальных потребностях высказывается как о стадных инстинктах – лежащих в основе этой потребности.

Если она не будет удовлетворена, то может привести к плачевным психологическим травмам и последствиям… А если происходит успешное ее удовлетворение – появляется уверенность личности в своих силах, в своей значимости…

4. Потребность в самоактуализации

Удовлетворив все вышеперечисленные потребности, человек ищет ту среду и деятельность в которой он может проявить себя, выразить весь свой потенциал, отличный от способностей и талантов других людей. Это и есть самоактуализация.

У каждой личности это может происходить по разному. Кто-то жаждет достижения огромных высот, а кому-то и малого достаточно.  Некоторая связь наблюдается с интеллектом самой личности. Чем этот человек более интеллектуален – тем более претенциозные его желания, тем уникальней потребности в самоактуализации.

Желание, тяга к свободе, демократии – это проявления такой потребности. Ибо только в свободной среде, со свободой слова, дела – можно достаточно гибко проявить себя.

5. Потребность в познании и понимании

По другому  можно выразить – как любопытство и желание ее удовлетворить, желание к систематизации и обобщению информации. Следующая ступень после удовлетворения потребностей, выше перечисленных.

С одной стороны любопытство – это желание найти новую информация, которая помогла бы удовлетворить более низкие потребности или улучшить их качество. Такое познание – это черта всех высокоразвитых млекопитающих.

С другой стороны, процесс обучения и принятие нового — сам по себе не связан с другими потребностями, эмоционально насыщен, вызывающий душевные чувствительные переживания.

Если раннее описанные потребности: может наступить в определенный момент — момент насыщения, то потребность в познании и понимании – не ограничена как  по времени, так и по достижению.

6. Эстетические потребности

Мало изученная потребность, по другому, потребность в красоте и правильности, правде, истины… Четко отделить ее от других потребностей весьма проблематично. На ее существование указывают  косвенные улики.

«Мотивация и личность» А. Маслоу

Так называется бестселлер, написанный психологом-гуманистом Абрахамом Маслоу. Это одна из самых мотивирующих книг, когда-либо созданных на земле. В ней в доступной форме изложена концепция природы человека, его движущих сил и ориентиров. Автор подводит читателя к выводам, помогающим стать реализованной и здоровой личностью.

Данная теория мотивации базируется на иерархии базовых потребностей. Если изобразить ее в виде пирамиды, то вершиной окажется потребность в самоактуализации, или самовоплощении, обретении своей идентичности, полном раскрытии природных потенций, личностном росте.

Основанием пирамиды являются «дефицитарные» потребности – в еде, сне, воздухе, воде, – без которых невозможно само существование Homo. Их удовлетворение открывает дорогу прочим потребностям, занимающим промежуточное положение между основанием и вершиной пирамиды:

  • в безопасности: свободе от страха, защите от нестабильности;
  • в любви: привязанности, защите от одиночества;
  • в уважении окружающих: их признании, славе, а также самоуважении;
  • в познании: понимании мира, приближении к истине;
  • в эстетике: красоте слова, звука, красок, формы, движения.

Вместе с автором книги «Мотивация и личность» Маслоу, читатель делает ряд важнейших открытий:

  1. В большей степени удовлетворяются потребности низшего уровня.
  2. Удовлетворение базовых потребностей в детстве вырабатывает иммунитет к фрустрации в зрелом возрасте.
  3. Систематическое неудовлетворение базовых потребностей грозит психопатологией.
  4. Дефицит любви, красоты, знаний не менее пагубен для человеческого организма, чем дефицит витаминов.

Самоактуализация личности – главная ее движущая сила и залог душевного здоровья. Но для ее реализации требуются социальные условия, гарантирующие соблюдение фундаментальных прав и свобод личности

Невозможно постичь натуру человека, не поняв, что ему нужно от жизни, что он в ней ищет.

В отличие от психоаналитиков и последователей бихевиоризма, утверждавших, что нами руководят инстинкты (страх, секс, голод), Маслоу считал: главный мотиватор человека разумного – максимальное раскрытие личностного потенциала.

Его теория имеет в психологии столь же революционное значение, как в биологии идеи Дарвина, в физике – законы Эйнштейна, в астрономии – учение Галилея.

Система мотивов личности

Исходя из того, что у человека постоянно возникают те или другие потребности, можно говорить о том, что человеком постоянно движут какие-нибудь мотивы. В психологической науке, считается, что на протяжении жизни у людей формируются устойчивые мотивы. Как уже упоминалось, они могут порождать поведение людей, быть относительно независимыми от ситуации или даже формировать личностные черты. Именно эти устойчивые мотивы человека, которые определяют его деятельность, в совокупности представляют собой направленность личности.

Направленность личности обусловливается родительским воспитанием и социумом. В своей жизни человек познает мир, в котором живет и формирует свои мысли относительно вещей и людей, которые его окружают. Эти мысли стают установками индивида, которые оказывают очень сильное влияние на направленность личности. Установки, которые стают свойствами личности, образуют разные формы направленности личности, в основе их лежит система мотивов.

Среди форм направленности личности выделяют: влечения, идеал, желания, интерес, стремления, склонность, мировоззрение и убеждение, как наивысшую из форм.

Влечение являет собой неосознанную надобность в чем-то. Эта надобность не является необходимой для личности и вскоре, может просто исчезнуть. Это самая простая форма направленности личности. Но если влечение осознается человеком, оно может перерасти в желание.

Желание характеризуется нуждой человека в чем-то определенном, например, в каком-нибудь объекте. Зачастую желание имеет побуждающий эффект, заставляющий человека действовать, проявляя силу воли, четко определяя для себя желание и пути достижения целей. В этом случае желание превращается в стремление.

Важной формой направленности личности является интерес. Собственно интерес определяет желание человека, а также придает смысл его деятельности и самим целям

Если человек проявляет интерес в определенной сфере, подключает силу воли, а также  направляет свои усилия и действия в эту сферу, то такое явление будет рассматриваться, как стремление.

На протяжении жизни люди строят свои идеалы. У каждого имеется мнение о том, каким должен быть человек, и, безусловно, люди судят других людей, руководствуясь собственными идеалами. Направленность личности состоит из постоянных действий со стремлением достичь своего идеала. Эта форма направленности порождает мировоззрение.

Все вышеперечисленные формы направленности личности могут не связываться друг с другом. Но мировоззрение определяется целостностью. Это как план всего мира в голове человека. Мировоззрение позволяет объединить мысли в одну картину и построить свое, индивидуальное представление о мире и о людях. Это дает возможность человеку увидеть свое место в мире, а также прогнозировать свою будущую деятельность, строить планы и добиваться целей.

Система мотивов личности, которые определяют деятельность человека с учетом его принципов, интересов, взглядов на мир называется убеждением. Когда перед человеком стоит осознанная потребность, он будет действовать в зависимости от своих убеждений, в основе которых лежат мотивы, которые движут человеком и способствуют достижению успехов.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Мотивация по Маслоу

Проблему мотивации личности активно изучал Абрахам Маслоу. В своих работах он утверждал, что человек – такое существо, которое всегда чего-то хочет. Если он удовлетворит одну свою потребность, то после этого пожелает удовлетворить другую. И такое можно отметить за другими людьми (если за собой такое не замечается).

Ярким примером являются постоянно нестихающие капризы женщины. Сначала они желают найти хоть каких-то мужчин, с которыми можно построить отношения. Затем они становятся недовольными качествами появившихся мужчин, которых начинают переделывать. Затем возникают различные капризы «хочу» и «дай», когда мужчина становится идеальным.

Удовлетворив одно желание, человек переходит к удовлетворению другой цели. Причем сначала человек должен удовлетворить потребности своего организма, затем – желания, связанные с общей удовлетворенностью себя, и потом – цели, которые человек ставит осознанно, чтобы как-то улучшить свою жизнь.

К примеру, человек не будет думать о любви, если его жизни угрожают. Также он не сможет думать о людях хорошо, если испытывает к ним ненависть.

А. Маслоу создал пирамиду, которая наглядно показывает, какие потребности человек удовлетворяет в первую очередь, чтобы быть способным перейти на следующий уровень. Если потребности первых уровней не будут удовлетворены, тогда человек не сможет достигать цели на следующих уровнях (ему придется сначала удовлетворять первичные желания).

  • На первом месте стоят физиологические потребности: защита, утоление голода и жажды, секс, размножение и пр.
  • На втором месте человек направляет все силы на обеспечение себя защитой: дом, избавление от страхов, устранение неудач и пр.
  • На третьем уровне человек задумывается о своем месте в социуме и потребности в любви.
  • На четвертом уровне человек направляет все силы на то, чтобы получать одобрение, уважение, признание, достигать успеха.
  • На пятом уровне человек может увеличить свой кругозор новыми познаниями, исследованиями, навыками, обучением.
  • На шестом уровне индивид уже может задуматься об эстетических составляющих его жизни: красота, гармония, порядок.
  • На седьмом уровне человек может наконец-то самосовершенствоваться, развивать свою личность, ставить новые благие цели и пр.

Множественность потребностей и желаний приводит к тому, что человек может совершать определенные действия, которые косвенно удовлетворяют его какие-то желания. Например, кушать индивид может не только из-за голода, но и для повышения своего настроения. А сексом некоторые люди занимаются для обретения власти над другими, получения симпатии, чувства нужности.

Мотивация поведения личности

Поведение личности базируется на актуализированной потребности, которая запускает возбуждение в определенных участках нервной системы, которая обуславливает мотивацию и толкает человека на совершение определенных действий. Мотивация усиливается эмоциональной составляющей. У человека должны вызывать эмоции та деятельность или цели, которых он достигает.

Под мотивацией поведения могут пониматься:

Интересы – устойчивая потребность в определенных объектах внешнего мира

Внимание на них постоянно обращается из-за высокой значимости для человека. Для асоциального индивида интересы характеризуются узостью, эгоистической направленностью, утилитарностью и меркантильностью.
Желания – созревшие потребности, имеют конкретный объект, на который направлены, и вызывают сильные эмоции

Бывают естественными и необходимыми (физиологические потребности), естественные, необходимые или не необходимые.
Намерения – сознательная постановка цели и желание ее достичь.
Стремления.
Страсти – аффективное стремление к определенному объекту, исключающая необходимость эмоций и воли. Может быть как положительной (изучение искусства), так и отрицательной (преступное поведение).
Влечения.
Установки.

Мотивы деятельности личности

В зависимости от того, какую цель видит перед собой человек, он будет действовать соответственным путем, чтобы достичь желаемого и получить наслаждение. Если человек голоден, то он будет действовать таким образом, чтобы найти еду и перекусить, удовлетворив данную потребность. Такое поведение будет обусловлено потребностью в пище, а поиски пищи и будут мотивом деятельности личности. Зависимо от потребностей или целей человека, мотивы деятельности могут быть очень разнообразными. Например, если потребности касаются базисных явлений, какие обеспечивают жизнь и развитие человека, то мотивы деятельности, которые заставляют удовлетворять такие потребности, будут называться органическими. Если конкретизировать, то к данным потребностям можно отнести уже упоминаемое чувство голода, потребность дышать, потребность спрятаться от жары в летний день, или потребность бежать от опасности с целью самосохранения. Все эти нужды являются базисными, и их человек стремится удовлетворить в первую очередь, чтобы позволить своему организму естественно существовать и развиваться.

Мотивы деятельности личности выделяют также функциональные. Они касаются потребностей, которые обеспечивают рост человека в культурной сфере. Это может быть активный отдых на озере, или занятие спортом, поход в церковь или театр. Все эти потребности создают мотивы деятельности, которые в свою очередь движут человеком к удовлетворению данных потребностей, что обеспечивает функциональный рост личности.

Мотивы деятельности личности бывают материальные. Материализм этих мотивов подразумевает под собой создание материальных вещей, для удовлетворения надобностей человека, которые касаются уюта или бытовой необходимости.

Ни для кого не секрет, что потребность быть уважаемым в обществе очень важна для человека. Иметь свое место среди других людей, занимать соответственный статус, а также возможность проявить свои социальные интересы — все это потребности, которые являются причиной возникновения социальных мотивов деятельности человека. В этом случае личность будет действовать таким образом, чтобы состояться среди людей, которые составляют ее общество. К примеру, деятельность такого рода может выражаться в участии в разнообразных социальных группах, принадлежности к волонтерам, в побуждении к принятию участия в разных акциях, организациях и т.д.

К мотивам деятельности личности могут принадлежать духовные мотивы. Они проявляются там, где человек имеет потребность в саморазвитии, а также в самосовершенствовании. Чтобы удовлетворить такие нужды, человек может читать книги, молиться Богу, заниматься йогой или действовать каким-либо другим образом, чтобы обрести духовное насыщение.

Социальная мотивация

Каждый человек является частью общества, поэтому социальная мотивация является неотъемлемым компонентом, влияющим наего поведение. Социальные потребности стоят натретьем месте после естественных иматериальных потребностей. Естественно, что материальные блага нельзя ставить ниже простого социального одобрения

Нодля человека очень важно чувствовать себя частью общества, получать знаки уважения ипохвалу отдругих людей

Социальная мотивация— важный инструмент управления людьми. Менеджеры используют его для повышения эффективности труда. Например, человек, которого похвалили, будет стремиться усовершенствовать свои навыки, чтобы получить одобрение отначальства. Вомногих организациях есть доска почёта, накоторую вывешивают фотографии лучших сотрудников. Это делается сцелью показать, кчему нужно стремиться остальным. Хорошим мотивирующим методом является также вручение какого-нибудь знака отличия перед всем коллективом. Сегодня вовсе необязательно собирать всех сотрудников вактовом зале, чтобы публично оказать дань уважения отличившемуся сотруднику. Достаточно просто разослать общийе-мейл поэлектронной почте.

Рекомендуемая литература

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.; Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
  3. Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. – М., 1998.
  4. Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. – Харьков, 2002.
  5. Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. – СПб., 2005.
  6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 2001.
  7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2002.
  8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
  9. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2006.
  10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – Мю, 1981.
  11. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
  12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003.

Мотивация деятельности личности и ее эффективность

Процессуальная теория Porter and Lawler, разработанная психологами Л. Портером и его учеником Э. Лоулером, является популярной не менее, чем содержательная теория Маслоу. Она показала зависимость результативности труда от удовлетворенности работника.

Ее тремя китами являются:

валентность – уровень ценности вознаграждения для определенного индивида;
инструментальность – мера понимания работником важности порученного ему задания, установление им связи между качеством труда и возможным вознаграждением/наказанием;
ожидания – оценка сотрудником своих реальных возможностей.

Данные параметры позволяют измерить эффективность мотивации деятельности личности, ее желания добиться наилучших результатов своей работы.

Выводы напрашиваются сами собой: затраченные усилия, а следовательно, и плодотворность труда, зависят:

  • от способностей и компетентности работника;
  • от осознания им значимости своей роли;
  • от удовлетворения им предложенным вознаграждением.

При этом достижение успеха может мотивироваться не только внешним поощрением – прибавкой к жалованью либо подъемом по карьерной лестнице, – но и внутренней потребностью сотрудника в самоуважении, получении удовлетворения от мастерски выполненной работы.

Мотивация поведения личности и самомотивация

Американскому писателю-философу Р. Баху принадлежит мудрое наблюдение: каждый из нас является в этот мир с проектом собственной судьбы и набором инструментов, но мало кто помнит, куда он подевал весь этот арсенал.

Действительно, в юные годы мы все полны наполеоновских планов. Почему же многие из них так и не дожидаются часа своего воплощения? Психологи утверждают: мы мало заботимся о собственной мотивации.

Для тех, кто не знает, в чем она заключается, приведем 5 ключевых заповедей самомотивации:

  1. Жизнь слишком коротка, чтобы лениться, бояться, обрезать крылья своим мечтам.
  2. Нацеленность и самодисциплина – родные сестры увлеченности, и только вместе они – дети успеха.
  3. Самокритика полезна лишь в одном случае – если надо возбудить в себе азарт.
  4. Препятствия – это то, что возникает перед взглядом, отведенным от цели.
  5. Чтобы мотивации хватало надолго, нужно ее, как душ, принимать каждый день.

Вывод

Ключ к счастью, здоровью, успеху – а это и есть мотивация поведения личности – в ваших собственных руках. От каждого из нас зависит, кем он станет: режиссером своей жизни или актером, играющим в чужой пьесе.

Потребности и мотивы личности

В психологии существуют разнообразные взгляды на определение потребностей личности, собственно говоря, также как и на определение мотивов. Но все взгляды объединяет мысль о том, что потребность — это состояние человека, которое обусловлено той или иной нуждой. Это могут быть материальные или духовные объекты. Такое состояние вызывает внутреннее напряжение у индивида. Чтобы снять напряжение, или иными словами, удовлетворить конкретную нужду, человек начинает действовать соответственным образом, руководствуясь мотивами, которые порождает эта потребность.

Потребности человека могут быть очень разными. Как уже упоминалось, потребности могут касаться органической, функциональной, материальной, социальной или духовной среды человека. Кроме того, ученые выделяют индивидуальные и групповые потребности, а также потребности суточные и годовые, интеллектуальные и психологические.

В одной и той же ситуации, у человека могут возникать несколько потребностей разного рода одновременно. Соответственно, внутреннее напряжение будет в этом случае очень велико, и человеку надо выбирать какие потребности удовлетворять в первую очередь

В этом контексте важно отметить, что существует иерархия потребностей. Наиболее важными являются физиологические, или органические потребности

Если человек голоден, ему будет трудно сосредоточиться над работой, или когда речь идет о самосохранении, например, если у человека что-нибудь болит, он будет думать только о том, как избавится от этой боли, и пока она не исчезнет, человек не сможет удовлетворить другие свои, социальные потребности.

Абрахам Маслоу разработал иерархию потребностей, которая в свою очередь определяет иерархию мотивов личности. По его мнению, мотивы можно разместить на пяти условных полочках, которые образуют пирамиду Маслоу. На самом нижнем уровне размещены физиологические потребности человека. Поднимаясь уровнями выше, рассматриваются потребности в привязанности, в уважении, эстетические и потребности в самореализации

Важно отметить, что в данной иерархии мотивов, А. Маслоу считает, что нельзя подняться на уровень выше, если потребности нижнего уровня не удовлетворены

Мотивация преступного поведения

Обратной стороной социальных потребностей человека является мотивация преступного поведения. Главным мотивом, которое провоцирует преступление, является самоутверждение. Другими мотивами, побуждающими кпреступным действиям, являются самозащита, самооправдание, атакже игровые изамещающие мотивы. Самозащита проявляется впотребности избавиться отисточника угрозы, которой насамом деле может инебыть. Преступления, вызванные таким мотивом, как самооправдание, случаются подвум причинам:

человек облагораживает свою роль в обществе, считая, что приносит пользу;

не хочет признавать своей вины, так как считает, что поступить подобным образом его заставили сложившиеся обстоятельства.

Игровой мотив появляется улюдей, которые получают наслаждение отсамого процесса преступления, считая это увлекательной игрой. Замещающий мотив подразумевает потребность наказать или отомстить зачто-то объекту ненависти, ноиз-за его недоступности наказание получают объекты,каким-то образом связанные сним, ноболее доступные. Например, когда насильник хочет отомстить девушке, которая бросила его вшкольные годы, нонеимеет возможности это сделать, оннаходит другую особу женского пола ивымещает наней свою агрессию.

Таким образом, все действия человека плохие или хорошие всегда совершаются благодаря мотивам, направленным наудовлетворение каких-то потребностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector