«личность.свойства и индивидуально-типологические особенности личности»

КУРС «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

1. Предметпсихологической науки.

2. Структура современной психологической науки, отрасли психологии.

3. Принципы психологии (принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития).

4. Классификацияметодовпсихологического исследования.

5. Организационные методы в психологии (поперечные срезовые исследования, продольные лонгитюдные исследования, сравнительный метод).

6. Эмпирические методы в психологии (наблюдение, экспериментальный метод).

7. Эмпирические методы в психологии (психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности, биографический метод).

8. Методы психологической коррекции (аутотренинг, групповой тренинг).

9. Ощущение. Рефлекторная природа ощущений.

10. Классификация ощущений (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные ощущения).

11. Общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация).

12. Пороги ощущений. Чувствительность.

13. Явление адаптации.

14. Восприятие. Различие ощущения и восприятия. Процесс распознания образов.

15. Физиологические основы восприятия. Роль моторных компонентов в восприятии.

16. Свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция).

17. Классификация восприятий. Сложные формы восприятия (восприятие пространства).

18. Сложные формы восприятия (восприятие времени, восприятие движения).

19

Внимание. Виды внимания (непроизвольное внимание)

20

Виды внимания (произвольное внимание, послепроизвольное внимание)

21. Основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем).

22. Физиологическая основа внимания (стадии бодрствования, ориентировочный рефлекс, центральные механизмы внимания).

23. Отвлекаемость внимания. Рассеянность.

24. Память. Структура памяти (сенсорная память, кратковременная память, долговременная память).

25. Виды памяти (двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, механическая память).

26. Виды памяти (непроизвольная память, произвольная память).

27. Виды памяти (аудиальная, визуальная, кинестетическая память)

28. Теории памяти (психологические теории памяти, нейронные теории памяти).

29. Теории памяти (биохимические теории памяти, локализация функций памяти в мозге).

30. Характеристика процессов памяти (запоминание, хранение, воспроизведение).

31. Забывание. Расстройства памяти.

32. Индивидуальные различия памяти.

33. Эмоции. Понятие об эмоциях.

34. Основные функции эмоций (коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная).

35. Физиологическая основа эмоций.

36. Классификация и виды эмоций.

37. Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций.

38. Мотивации. Виды личностных мотивов.

39. Свойства мотивационной сферы человека.

40. Мотивация и деятельность (мотивация достижения успехов и неудач).

41. Темперамент. Понятие о темпераменте. История развития представлений о темпераменте.

42. Учение И.П.Павлова о темпераменте. Темперамент и основные свойства нервной системы.

43. Свойства темперамента.

44. Темперамент и личность. Типы темпераментов.

45. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный подход к учащимся.

46. Характер. Понятие о характере. Характер и личность.

47. Сферы проявления характера.

48. Типология характеров (системы Кречмера, Шелдона, Леонгарда).

49. Формирование характера.

50. Понятия индивид, личность, индивидуальность.

51. Структура личности.

52. Теории личности (описательные подходы, бихевиористский подход, психоаналитический подход).

53. Формирование и развитие личности (теория Э.Эриксона).

54. Устойчивость личности.

55. Мышление.Понятия и суждения как основные элементы процесса мышления.

56. Основные этапы процесса мышления.

57. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение).

58. Виды мышления (дискурсивное, интуитивное, творческое, воспроизводящее, критическое, теоретическое, практическое, предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

59. Индивидуальные особенности мышления.

60. Структура и оценка интеллекта. Расстройство мышления.

Психологические теории и школы

Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.

Школа, подход Что именно изучали
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям.
Психодинамический подход З. Фрейда Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства.
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект.
Бихевиоризм. Дж. Уотсон Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его.
Гештальтпсихология Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами.

Черты характера: общие сведения

Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.

В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.

1 группа черт – отношение к самому себе

В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.

Черты характера со знаком «плюс» — внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.

Черты со знаком «минус» — тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).

2 группа – отношение к окружающим

Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.

Черты характера со знаком «плюс» — отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.

Черты со знаком «минус» — бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.

3 группа черт – отношение к деятельности

В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.

Черты характера со знаком «плюс» — трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.

Черты со знаком «минус» — лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.

На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.

Личностно-психологические особенности

Эти свойства включают в себя темперамент человека. Давайте вспомним, что говорит по этому поводу один из величайших физиологов планеты Иван Петрович Павлов. Он выделяет четыре типа темперамента, которые характеризуются следующим образом:

  1. Сильный, подвижный, неуравновешенный. Речь идет о холерике. Основная психологическая особенность данного типа заключается в том, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.

  2. Сильный, подвижный, уравновешенный — сангвиник. Считается, что это самый лучший темперамент человека, ибо процессы торможения и возбуждения находятся в равновесии.

  3. Сильный, инертный, уравновешенный — тип флегматический. Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.

  4. Слабый, неуравновешенный — меланхолик. Такие люди обладают слабыми процессами возбуждения и торможения.

Природа личности

Личность – одно целое, совокупное всех его начал. Нельзя охарактеризовать индивида только по его физическим данным, интеллекту или талантам. Поведение, жесты, способы общения, движения – всё это особенности личности. Основные черты личности:

Наследственность и среда обитания. Ребёнок наследует от родителей многие физиологические и психологические особенности. Они передаются через гены.. Среда также оказывает существенное влияние на человека. Её действие начинается от рождения и продолжается до самой его смерти. Общественный статус ребёнка, взрослого и пожилого гражданина не одинаков. Темперамент, образ мышления, склонности, характер – всё формируется в среде обитания.

  • Образование и воспитание. Вклад образования в личность столь велик, что без интеллектуального развития очень редко получаются действительно понимающие индивиды, а не серые существа социума. Чтобы объяснить динамику развития субъекта, иногда нужно отследить, где он обучался, воспитывался.
  • Комплекс качеств. Все элементы, которые считают частями структуры, связаны вместе. Интеграция различных качеств в идеальное целое составляет личность. Данная интеграция всегда уникальна, она позволяет отличать одного человека от другого. Особенная манера смеяться, плакать, говорить, походка, улыбка, мимика, всё это — индивидуальные особенности личности.
  • Динамичность. Внутри каждого индивида заложена динамическая система. Каждый человек изменяется в зависимости от жизненных обстоятельств, социальных и эмоциональных переживаний. Развитие – это непрерывный рост, как индивидуальный, так и психологический.

Темперамент и характер

Термин «темперамент» часто путают с понятием «личность». Темперамент можно охарактеризовать, как систему эмоциональности. Она определяет лишь уровень возбудимости и торможения. Личность – это нечто большее. В неё входят сразу три аспекта психической жизни – знание, чувство, действие.

Слова «характер» и «личность» часто используются как взаимозаменяемые выражения. Однако, это не синонимы. Характер – моральная оценка, а личность – психологическое понятие. Это более широкий термин, и характер – одна из его составляющих.

Темперамент и характерво многом определяют психотипы личности. Внешние признаки и особенности поведения позволяют классифицировать людей по группам со сходным поведением.

Классическая психологическая литература оперирует 4 психотипами:

  • Сангвиник. Полнокровный, склонный к полноте человек с быстрой упругой походкой и ловкими движениями. Он бойкий, деятельный, доброжелательный оптимист. Умеет дружить, прост в общении, имеет твёрдый внутренний стержень. Умён, даже мудр, любит в людях открытость и рациональность.
  • Флегматик. Коренастый, склонный к полноте, широкий в кости, мускулистый. Такой персонаж хладнокровен, сдержан в словах и эмоциях. Внутренне он не слишком смел. Имеет не слишком много друзей, но те, кто заслужил его симпатию, могут надеяться на него в любой ситуации. Флегматик — надёжный, преданный друг и семьянин.
  • Холерик. Худощавый, длинноногий, с тонкими костями и узким лицом. Страстный, горячий, гневливый, холерик часто действует под влиянием эмоций. Он очень активен, способен развивать бурную деятельность, совершать отчаянные поступки. Очень общителен, но ссорится с людьми так же быстро, как сходится с ними.
  • Меланхолик. Хрупкий, утонченный, с длинными руками и ногами, с заостренным носом. Он часто печалится, сетует на удары судьбы и бесчисленные проблемы. Сходится с теми, кто способен понять его. В сущности, он добрый и чуткий. Любит бывать в обществе, хотя общение чрезвычайно утомляет его.

Существует другая классификация психотипов, делящая людей на 2 группы:

  • Интроверты (люди, сосредоточенные на внутреннем мире, собственных эмоциях и переживаниях);
  • Экстраверты (индивиды, ориентированные на взаимодействие с обществом).

Наука соционика, изучающая особенности межличностных отношений, определяет 16 психотипов людей, основываясь на экстравертности и интровертности. Каждый тип носит символическое имя выдающихся людей или литературных персонажей («Гамлет», «Наполеон», «Максим Горький», «Штирлиц» и др.). Определить принадлежность индивидуума к тому или иному психотипу можно на основе специальных тестов.

Все начинается с детства

Детство — прекрасная пора беззаботности и защищенности. Ребенку кажется, что мир вокруг прекрасен, огромен и просто манит к себе. Подрастающий малыш начинает исследовать его еще в детстве, когда не осознает сам себя, но развитие личности уже начинается.

Если говорить о поведении совсем маленького ребенка, в нем уже выделяются свои характеристики и основные качества. Личностные особенности ребенка присущи ему с грудного возраста. Не зря же родители, имеющие двух и более детей, проводя сравнительные характеристики, отмечают для себя разную манеру поведения своих отпрысков. И очень часто можно услышать от знакомых рассказы, в которых они говорят, что их дети совершенно разные, хотя рождены одними родителями. Один с детства отличался упрямством, силой воли и подвижностью. Вырос самым настоящим живчиком, в жизни все бегом делает, но качественно. А второй рос «тюхой-матюхой», скромный и инертный. Став взрослым, остался таким же инфантильным, как в детстве.

Личностные особенности ребенка зависят от генетики, скажет кто-то. На самом деле это не совсем так. Генетика может преподнести сюрприз, и у успешных родителей рождается самый настоящий рохля. Откуда бы это, начинают выяснять родители. И вспоминают, что дедушка был слишком скромным и неспособным проявить силу воли в каких-либо делах.

На личностные особенности влияют следующие факторы:

  1. Генетика.

  2. Воспитание в семье.

  3. Окружающая обстановка.

И если о первом факторе мы уже поговорили, то два последующих стоит рассмотреть внимательнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector