Межличностные отношения в группах и коллективах

Результаты обучения

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций:

  • способности к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);
  • способности осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1);
  • способности создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария (ПК-6)

Развитие технологий

Развитие технологий также сформировало изучение видов межгрупповых отношений сначала с принятием компьютерного программного обеспечения. А затем с использованием методов нейровизуализации, таких как МРТ, например. Одним из примеров того, как психологи используют новую технологию для исследований межгрупповых отношений, является тест неявной ассоциации (IAT), разработанный Энтони Гринвальдом и его коллегами в 1998 году в качестве средства измерения силы автоматической ассоциации между различными ментальными представлениями объектов. IAT обычно используется для измерения силы неявного смещения для различных конструкций, включая гендерные стереотипы на рабочем месте.

Гордон Олпорт разработал эту гипотезу, которая гласит, что контакт с членами другой социальной страты в соответствующих обстоятельствах может привести к снижению предубеждений между большинством и меньшинством. В основе контактной гипотезы лежат три психологических процесса: изучение внешней общины посредством прямого контакта, уменьшение страха и тревоги при взаимодействии с внешней общностью индивидов, а также повышение способности воспринимать перспективу, что приводит к снижению негативной оценки.

Некоторые исследователи подвергают критике контактную гипотезу, в частности, ее обобщаемость и тот факт, что межколлективный контакт может привести к увеличению, а не уменьшению предубеждений.

Другие ученые

Сьюзан Фиске вместе со своими коллегами Эми Кадди, Питером Гликом и Джун Сюй разработали модель содержания стереотипов, в которой говорится, что стереотипы и межгрупповые впечатления формируются в двух измерениях: тепло и компетентность. Модель содержания стереотипа основывается на теории эволюционной психологии. Индивиды склонны сначала оценивать, представляют ли люди угрозу (тепло), а затем предугадывать, как люди будут действовать, основываясь на первоначальной оценке (компетентности). Из этого следует, что социальные страты, которые конкурируют за реальные или предполагаемые ресурсы, такие как деньги или политическая власть, считаются низкими по теплу, в то время как коллективы с высоким статусом (например, с точки зрения финансов или образования) имеют высокий рейтинг компетентности. Фиске также участвовала в разработке широко используемого перечня амбивалентного, враждебного и доброжелательного сексизма.

Клод Стил и его коллеги Стив Спенсер и Джошуа Аронсон известны тем, что изучают угрозу стереотипа — ситуационное давление ощущается, когда они рискуют подтвердить негативный стереотип о своей общине. В основе механизма угрозы лежат три фактора: стрессовое возбуждение, мониторинг производительности и когнитивные усилия по снижению негативных мыслей и чувств.

Существуют доказательства того, что угроза стереотипа играет роль в снижении профессиональной успеваемости среди людей в отрицательно стереотипных группах, хотя другие изыскания поставили это под вопрос. Стил и его сотрудники изучили несколько форм вмешательств, направленных на смягчение угрозы стереотипов, в том числе, методы самоутверждения и предоставления психологически «мудрой» критической обратной связи.

Энтони Гринвальд и его коллеги Дебби МакГи и Джордан Шварц разработали тест неявной ассоциации или IAT. Он используется для проверки силы неявных (автоматических) ассоциаций индивида между ментальными репрезентациями и обычно используется в межгрупповых исследованиях для проверки предвзятости. Недавно обоснованность IAT как меры неявного смещения была поставлена ​​под сомнение. Гринвальд, который был студентом Гордона Оллпорта, также изучал фаворитизм в коллективе, поскольку он связан с дискриминацией и скрытым социальным уклоном по различным темам, включая влияние на поступление в медицинскую школу и формирование стереотипов среди маленьких детей. Это формирует проблемы межгрупповых отношений.

Джим Сиданиус и Фелисия Пратто разработали теорию социального доминирования, которая утверждает, что большинство групп организованы иерархически в развитых обществах. Согласно теории, они основаны на возрасте: пожилые люди имеют большую власть, как и мужчины. Это произвольно установленные иерархии, которые определены культурно и могут включать расу/этническую принадлежность, религию и национальность. Теория также предсказывает паттерны отношений межгруппового конфликта на основе сильных гегемонических коллективов, различающих и угнетающих маломощные общины.

Сиданиус разработал шкалу ориентации социального доминирования, чтобы измерить желание членов одного коллектива доминировать и превосходить внешние общины.

Долго изучались также методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Сейчас эти исследования очень сильно продвинулись. Об этом доступно написано в книге «Психология межгрупповых отношений» В. С. Агеева.

Дженнифер Ричесон изучает расовую идентичность, социальное неравенство и межрасовые отношения с акцентом на понимание психологических процессов, стоящих за реакциями на разнообразие.

В работе, посвященной социальному неравенству, Ричесон и ее коллеги Майкл Краус и Джулиан Ракер обнаружили, что американцы неверно оценивают степень, в которой экономическое равенство было достигнуто как среди «белых», так и среди чернокожих с высокими и низкими доходами, переоценивая экономическое равенство на основе расы. Это написано в любом учебнике психологии межгрупповых отношений и взаимодействий.

Как можно быстро и гармонично новичку влиться рабочий коллектив?

При знакомстве с новыми сотрудниками старайтесь оставаться самим собой. Наигранность в поведении и неискренность человека видно сразу же, даже невооруженным взглядом.

Полезные советы:

Не спешите казаться очень мягким и уступчивым, готовым прийти на помощь в любую минуту. Роль добродушного и безотказного сотрудника может сыграть против вас.

С другой стороны, проявление защитной реакции в виде неадекватной критики на слова новых сослуживцев или даже агрессии, может быть воспринято как склонность к конфликтам и нежелание идти на контакт.

С первых дней пребывания в новом коллективе проанализируйте, какие типы межличностных отношений в нем превалируют. Не поддавайтесь влиянию сплетников и скандалистов. Cтарайтесь сразу же среди общего количества сотрудников выделить людей, схожих в сами по интересах и характеру. С ними и поддерживайте наиболее тесные отношения.

Проблемы межличностных отношений в коллективе

Конфликты в коллективе начинаются с разногласий между членами формальной группы. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:

  1. Внутриличностный. Самый частый пример такого конфликта заключается в ситуации, когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно его труда.
  2. Межличностный. Самый часто встречающийся тип конфликта. Как пример, проявляется в борьбе руководства или коллег за использование того или иного оборудования, или в определении кандидатуры на интересующий вид деятельности. Возникают такие конфликты за счет разницы в характерах, взглядов и ценностей между членами коллектива.
  3. Конфликт между личностью и группой. Здесь вопрос в большей степени касается неформальных групп и норм поведения в них существующих. Чтобы быть признанным в коллективе, нужно четко соблюдать эти правила. Любое мнение, идущее в разрез с мнением группы, может привести к такому типу конфликта.
  4. Межгрупповой конфликт. Касается, прежде всего, разногласий между формальными и неформальными группами коллектива. Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага.

Из проблем межличностных отношений в коллективе существуют и различные пути выхода. Рассмотрим наиболее эффективные.

  • Уклонение. Заключается в уходе от конфликта и пресечении его развития.
  • Сглаживание. Продиктовано убеждением, что ни к чему хорошему конфликт не приведет, а только негативно подействует на членов коллектива.
  • Принуждение. Заключается в попытке заставить окружающих принять лишь одну точку зрения, которую принуждающих человек считает правильной. Как правило, такой прием в отношении коллектива используют руководители организации.
  • Компромисс. Принятие точки зрения обеих сторон в сбалансированном виде, когда учитываются обе точки зрения, возникшие во время конфликта.
  • Решение проблемы. Заключается в готовности коллектива рассмотреть все точки зрения, понять причину конфликта и устранить её, придя к общему мнению.

О курсе

С самого рождения каждый человек входит в социальную группу. Сначала это группы личного общения – семья, друзья, одноклассники. Позже мы осознаем свою принадлежность к большим группам – гендерным, возрастным, профессиональным, этническим, политическим, религиозным и т.д. Это оказывает драматическое воздействие на наши оценки и поведение. Мы делим людей на «своих» и «чужих», защищаем первых и отвергаем вторых. «Это мой класс!», «Это моя страна!», «Это моя вера!» — как часто подобные высказывания становятся началом межгрупповой вражды.
Почему возникают межгрупповые конфликты? Что происходит с нами, когда мы выступаем от лица группы? Как улучшить отношения между разными сообществами? – вот основные вопросы, на которые пытаются ответить психологи, изучающие межгрупповые отношения. Наш курс состоит из трех частей. Сначала мы проанализируем разные объяснения межгрупповых конфликтов: поговорим о том, почему мы отвергаем «чужих». Затем рассмотрим, как мы воспринимаем и ведем себя по отношению к другим группам: обсудим, что такое стереотипы, предрассудки и групповая дискриминация. В завершение мы поговорим о психологических процедурах, которые помогают нам установить хорошие отношения с членами других групп: от убеждающих сообщений и художественных фильмов до организации личного контакта.
Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов. В онлайн лекциях мы поговорим о результатах психологических исследований, а также посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни. Дополнительные материалы – выступления экспертов, статистические данные, видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы показать, какую роль межгрупповые отношения играют в нашей жизни, мы пригласили специалистов, которые проводят исследования и работают над улучшением межгрупповых отношений в нашей стране. Кроме того, в рамках курса будут проходить обсуждения, где вы сможете совместно обсудить проблемы, возникающие в межгрупповых отношениях.

Открытия Левина

Курт Левин считается одним из отцов-основателей социальной психологии и внес большой вклад в психологические исследования. Левин основал центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте в 1945 году.

Левин был заинтересован в научном изучении процессов, которые влияют на людей в коллективно ориентированных ситуациях, и центр изначально был сосредоточен:

  • на коллективной производительности;
  • коммуникации;
  • социальном восприятии;
  • межличностных и межгрупповых отношениях;
  • членстве в общинах;
  • лидерстве и улучшении функционирования.

Левин придумал термин «групповая динамика», чтобы описать, как люди и коллективы ведут себя по-разному в зависимости от их окружения. В терминах межличностных и межгрупповых отношений он применил свою формулу B = ƒ (P, E). Теория, лежащая в основе этой формулы, подчеркивает, что контекст формирует поведение в сочетании с мотивами и убеждениями человека, является краеугольным камнем социально-психологического исследования. Левин провел многочисленные изыскания, которые стали пионерами в области организационной психологии, показав, что коллективное принятие решений, обучение лидерству и методы самоуправления могут повысить производительность труда сотрудников.

Другие открытия

Социологи изучали явления, связанные с неравенством, такие как бедность, бесправие и дискриминация, издавна. Тем не менее эксперты только недавно начали разрабатывать теории о психологических последствиях социального неравенства. Текущие исследования позволили определить склонность белых недооценивать чернокожих из-за ложных убеждений в биологических различиях.

Большинство исследований по социальному неравенству были в основном сосредоточены на отдельных категориях, таких как раса и пол. Все больше и больше ученых изучают влияние того, как пересечение идентичностей влияет на индивидуальные и групповые психологические процессы. Например, Джудит Харакевич и ее коллеги рассматривали расу и социальный класс как взаимосвязанные конструкции в интервенции полезности и ценности, предназначенной для устранения разрыва в расовых достижениях.

Об этом курсе

Недавно просмотрено: 31,186

С самого рождения каждый человек входит в социальную группу. Сначала это группы личного общения – семья, друзья, одноклассники. Позже мы осознаем свою принадлежность к большим группам – гендерным, возрастным, профессиональным, этническим, политическим, религиозным и т.д. Это оказывает драматическое воздействие на наши оценки и поведение. Мы делим людей на «своих» и «чужих», защищаем первых и отвергаем вторых. «Это мой класс!», «Это моя страна!», «Это моя вера!» — как часто подобные высказывания становятся началом межгрупповой вражды.

Почему возникают межгрупповые конфликты? Что происходит с нами, когда мы выступаем от лица группы? Как улучшить отношения между разными сообществами? – вот основные вопросы, на которые пытаются ответить психологи, изучающие межгрупповые отношения. Наш курс состоит из трех частей. Сначала мы проанализируем разные объяснения межгрупповых конфликтов: поговорим о том, почему мы отвергаем «чужих». Затем рассмотрим, как мы воспринимаем и ведем себя по отношению к другим группам: обсудим, что такое стереотипы, предрассудки и групповая дискриминация. В завершение мы поговорим о психологических процедурах, которые помогают нам установить хорошие отношения с членами других групп: от убеждающих сообщений и художественных фильмов до организации личного контакта.
Курс состоит из онлайн лекций и дополнительных материалов. В онлайн лекциях мы поговорим о результатах психологических исследований, а также посмотрим, как обнаруженные закономерности проявляются в реальной жизни. Дополнительные материалы – выступления экспертов, статистические данные, видеозаписи с конкретными примерами – помогут вам лучше понять материал. Чтобы показать, какую роль межгрупповые отношения играют в нашей жизни, мы пригласили специалистов, которые проводят исследования и работают над улучшением межгрупповых отношений в нашей стране. Кроме того, в рамках курса будут проходить обсуждения, где вы сможете совместно обсудить проблемы, возникающие в межгрупповых отношениях.

Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес: coursera@hse.ru

Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми

Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми
Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн
Начните сейчас и учитесь по собственному графику.

Гибкие сроки

Гибкие сроки
Назначьте сроки сдачи в соответствии со своим графиком.

Часов на завершение
Прибл. 26 часов на выполнение

Доступные языки

Русский
Субтитры: Русский

Основы группы и ее развитие

Малая группа — индивидуальное объединение небольшого процента людей (до 10 человек), которые устойчиво взаимодействуют между собой и уже в течение длительного отрезка времени осуществляют совместные действия. В основе их сотрудничества лежит обоюдный интерес к делу и общая задача для выполнения.
Свойства группы:

  1. Действия ее членов и они сами характеризуют всю группу в целом. Выступают и говорят не от себя, а от имени всей группы, говоря «мы», «наши», «у нас».
  2. Элементы лично контактируют, общаются между собой. Таким образом официальное общение превращается в человеческие, непосредственные разговоры.
  3. Вместе с официальным распределением назначений, группа каждому отводит неформальную роль и обязанность в той среде общения.
  4. Подобные объединения бывают формальными и неформальными. Неофициальные группы выделяют как структурные отделения в определенной организации. Характеризуются присутствием руководителя, официальными должностями и ролями, наличием позиций внутри и закрепленными за ними функциями и задачами. Они формируются для выполнения конкретной функции, к примеру, вести бухгалтерию или для решения конкретной задачи, например, группа по разработке определенного проекта. В неформальном объединении между членами развиваются личные отношения, которые основаны на дружеских чувствах, общих интересах, увлечениях. Такие группировки не имеют зарегистрированных сводов правил и норм, но хорошо знают друг друга. Обычно в таких объединениях складывается неофициальное распределение обязанностей, а также возникает свой лидер.

Формирование малых групп проходит ряд таких этапов:

  1. Номинальная группа.
  2. Ассоциация.
  3. Кооператив.
  4. Корпорация.
  5. Коллектив.

Коллектив — наивысший статус группы в межгрупповых отношениях. А исходя из степени ее развития психологических характеристик, это наивысший уровень психологической и социальной зрелости. Но, прежде всего, коллектив являет собой объединение людей для достижения конкретной социальной цели.

Петровский А.В, анализируя коллектив, выделил концепцию его развития, состоящую из трех слоев. Каждый слой строится за конкретным принципом деятельности между членами. В первом из слоев берут верх, прежде всего, личные контакты; во втором лидирует общая деятельность; а третий слой (ядро группы) реализует отношения на основе единой деятельности, принятой всеми людьми группового общества.

Главная отличительная черта коллектива, по Макаренко, социальная деятельность, которая удовлетворяет потребности общества. Поэтому члены должны отличатся такими качествами, как направленность и целеустремленность.

Психология межгрупповых отношений требует признавать важную роль коллективной деятельности. Потому что она — «толчок» к развитию и образованию как самой группы, так и отношений в ней.

Особенности межличностного конфликта

Ситуации конфронтаций между личностями наблюдаются в разнообразных областях человеческой жизнедеятельности. Ведь любой конфликт в любом случае сводится к межличностному противостоянию.

Проблемы межличностных конфликтов изучали в большей мере последователи психологического подхода в конфликтологии. Можно выделить следующие главные концепции межличностного противоборства:

— психоаналитический подход (К. Хорни);

— теория удовлетворения потребностей (К. Левин);

— теория зависимости от контекста (М. Дойч).

Согласно психоаналитической традиции Хорни истолковывала межличностное противостояние в качестве результата внутриличностного конфликта. Другими словами, внутриличностное противоборство первично, а межличностное столкновение вторично. Таким образом, внутриличностные и межличностные конфликты всегда взаимосвязаны, поскольку межличностное взаимодействие индивида предопределено характером разрешения им собственных внутриличностных расхождений. Поскольку конфликты, проистекающие внутри личности, являют собой столкновение противоположно направленных ценностей индивида (интересов, мотивов, потребностей, идеалов), они воздействуют на поведенческое реагирование личности, ее самочувствие, устремления и т.п. Острые конфликты, происходящие внутри личности, ведут к деструкции имеющихся межличностных взаимоотношений на работе либо в семейной жизни.

Субъект, пребывающий в состоянии фрустрации, вызванной внутриличностным противоборством, испытывает эмоциональное напряжение, вследствие чего его поведение в межличностной конфронтации зачастую может принимать разрушительные формы, направленные на уничтожение условий, которые препятствуют реализации потребностей.

Внутриличностные и межличностные конфликты взаимообусловлены. Часто внутриличностное противостояние перерастает в межличностные конфликты. Кроме того, отсутствие согласия внутри личности воздействует на эскалацию между личностями столкновений в организации.

К. Левин к противостоянию между личностями относит разногласия, возникающие между индивидуальными потребностями личности и внешней объективной реальностью. Уровень значимости межличностного противостояния объясняется глобальностью затрагиваемых потребностей.

М. Дойч рассматривал между личностями конфронтацию в качестве элемента системы межличностных взаимоотношений. Он исходил из пяти ключевых измерений межличностного взаимодействия и выделил шестнадцать типов социальных межличностных взаимоотношений.

Восемь из этих типов относятся к конфликтному (конкурентному) взаимодействию, в пределах которого складываются довольно многообразные взаимоотношения, приобретающие разные формы.

Межличностному противостоянию свойственен ряд особенностей. Во-первых, противоборство индивидов в межличностных конфронтациях основывается на фундаменте столкновения их личностных мотивов и происходит оно «здесь и сейчас».

Во-вторых, особенности и проблемы между личностями конфликтов заключаются в проявлении в них психологических индивидуальных характеристик всех участников конфликта в полном объеме. Такие характеристики влияют на динамику разгорания межличностного противостояния, его течение, формы взаимодействия и исход.

Между личностями противоборство отличается повышенной эмоциональностью, включением практически всех аспектов взаимоотношений между конфликтующими участниками и затрагиванием интересов не только прямых участников противостояния, но связанных с ними профессиональными либо личными отношениями индивидов.

Как правило, в данном виде противоречий эмоциональная составляющая превалирует над рациональной.

Субъектами межличностной конфронтации выступают индивидуумы, у которых система притязаний не совпадает. Объектом – выступает определенная потребность, основной причиной – средство ее удовлетворения. Как правило, предметом данного вида противостояния служат противоречия, включающие проявления противоположных интересов субъектов конфликтной ситуации.

Разрешение межличностных конфликтов

Предпосылкой для появления столкновения является ситуация конфронтации. Она зарождается при несовпадении целей сторон, устремлении к противоположным интересам, применении полярных средств удовлетворения потребностей. Ситуация конфронтации – это условие появления столкновения. Для перехода ситуации непосредственно в противостояние необходим толчок.

Управление межличностными конфликтами рекомендуется рассматривать во внутреннем и внешнем аспекте. Внешний аспект отображает управленческую активность со стороны руководителя либо иного субъекта управления в отношении определенному конфликту. Внутренний аспект содержит в себе применение технологий эффективного коммуникативного взаимодействия и разумного поведенческого реагирования в конфликте.

Управление межличностными конфликтами должно учитывать причины и характер межличностных взаимоотношений участников до столкновения, их взаимные приязни и неприязни.

Выделяют основные методы разрешения межличностного противостояния:

— нежелание принимать участие в урегулировании конфронтации и защищать персональные интересы, желание выйти из ситуации противостояния (уклонение);

— стремление смягчить ситуацию конфронтации, сберечь взаимоотношения, уступая напору оппонента (приспособление);

— управление столкновением посредством давления, использования власти или применения силы, чтобы вынудить противника принять точку зрения оппонента (принуждение);

— достижение собственных целей, не учитывая интересов соперника;

— урегулирование противостояния посредством взаимных уступок (компромисс);

— совместное нахождение решения, способного удовлетворить потребности и цели всех участвующих в конфликте сторон (сотрудничество).

Урегулирование и профилактика межличностных конфликтов являются важными составляющими управленческого воздействия. Профилактика столкновений, возникающих между субъектами, должна быть устремлена на организацию жизнедеятельности индивидов, которая минимизирует вероятность появления конфронтации или деструктивного развития противостояния между ними.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector