Механическая память

Содержание:

Соотношение памяти с интеллектом

Память является неотъемлемой частью всего когнитивного процесса человека – формируя его интеллект и развитие. Когнитивный процесс изучается когнитивной психологией. В свое время эта часть психологии выработала четкий алгоритм, согласно которому человек использует определенную стратегию решения разных проблем. В соответствии с ней он использует следующие виды интеллекта:

  • умственный интеллект используется для обработки любого потока данных, то есть совершает мыслительные действия;
  • социальный интеллект позволяет применять разнообразные социальные поведенческие модели;
  • эмоциональный интеллект ответственен за узнавание и управление своими и чужими эмоциями.

Каждый из видов интеллекта непосредственно завязан на память. Так как именно она позволяет применять ту или иную стратегию, в соответствии с имеющимися знаниями и полученным в течении жизни опытом. Но в тоже время не только она является признаком высокого интеллекта. Помимо этого, мозг должен совершать ряд логических комбинаций, уметь синтезировать и анализировать весь объем знаний. К тому же, бывает еще такая отдельная категория, как творческие способности. Для того, чтобы развивать человека, необходимо применять разные методы. именно разносторонний подход позволяет развить им все когнитивные функции. И не допускает преобладание одного из видов.

Типы запоминания

Далее, чтобы понять процесс обучения и развития интеллекта, особенно у детей дошкольного возраста, следует рассмотреть подробнее способы запоминания.

Механическое запоминание

Суть ее заключается в том, что все данные усваиваются ровно в том виде, в котором они поступили к человеку или ребенку. Мозг не трансформирует то, что получает, а усваивает в первоначальном виде. В прошлом веке считалось, что так лучше всего учатся иностранные языки, которые требуют механического запоминания. Хотя сейчас появились совершенно другие, более эффективные методики обучения иностранным языкам.

Логическое запоминание

Еще один тип запоминания называется логическим. Он является противоположным механическому. Во время анализа данных происходит их обработка мозгом с дополнительной обработкой и выстраиванием логических цепей. В результате возникают ассоциативные связи и цепи, трансформируемые на основе собственного жизненного опыта и имеющихся знаний. Именно такой вариант хранения образов позволяет более качественно усвоить то, что получено человеком извне.

Развитие памяти у детей

С раннего детства развитие памяти реализовывается в нескольких направлениях. Первый путь предполагает, что механическая память постепенно начинает изменяться, дополнятся, а потом совсем замещается логической. Второе направление предполагает непосредственное запоминание информации, постепенно превращаясь в опосредованное, которое применяется в запоминании и отражении разных мнемических средств. Третий путь заключается в непроизвольном запоминании, которое доминирует в детстве, но с возрастом становится произвольным.

Создание внутренних способов запоминания зависит от развития речи. Запоминание, которое переключается с внешне опосредованного на внутреннее, связанное с метаморфозами речи из внешней во внутреннюю.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста, в частности, процесс непосредственного запоминания идет немного скорее формирования опосредованного запоминания. И вместе с этим становится больше разрыв в производительности этих видов запоминания на пользу первого.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста выражается одновременным развитием прямого запоминания и опосредованного, но быстрым вырабатыванием опосредованной памяти. Развиваясь большими темпами, опосредованное запоминание догоняет по продуктивности непосредственное.

Развитие данного процесса у детей дошкольного возраста выражается постепенным переходом ненамеренного запоминания к произвольному. У детей среднего дошкольного периода, примерно к четырехлетнему возрасту, запоминание и воспроизведение, какие еще не поддавались обучению мнемическим функциям и в природных условиях развития, являются непроизвольными.

Старшим дошкольникам в таких же условиях свойствен постепенный переход невольного к произвольному запоминанию материала. Одновременно, в соответствующих процессах начинается практически самостоятельный процесс развития специальных перцептивных действий, развитие опосредствующих мнемических процессов, направленных на улучшение запоминания и отображения материалов.

Не все эти процессы развиваются одинаково у всех детей с возрастом, одни имеют свойство опережать других. Так, произвольное воспроизведение развивается быстрее за произвольное запоминание и перегоняет его в развитии. Развитие памяти зависит от заинтересованности и мотивации ребенка в выполняемой им деятельности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста характеризуется преобладанием непроизвольной, зрительно-эмоциональной памяти. В младшем – среднем дошкольном периоде, хорошо развитые механическая память и непосредственная.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста проистекает достаточно хорошо, особенно это касается механического запоминания и его прогрессирования за период трех-четырех лет обучения, которое осуществляется очень быстро. Немного в развитии отстает логическая и опосредованная память, но это нормальный процесс. Детям в их обучении, работе, игре и коммуникации вполне хватает механической памяти. Но специальное обучение мнемическим приемам детей с первых их лет обучения, существенно улучшает продуктивность логической памяти. Неприменение этих приемов, или неумелое их применения на практике, может быть причиной слабого развития произвольной памяти детей раннего возраста. Хорошему развитию данного процесса детей способствует применение специальных мнемических заданий, они ставятся перед детьми соответственно к их деятельности.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Характеристика и особенности

В психологии разницу между видами памяти выделяют не только потому, что это удобно. Ряд исследований показал, что такое разделение соответствует подлинной реальности. Так, механическая память человека подразумевает сохранение материала и фактов в том состоянии, в котором они были поняты. Если, к примеру, изучается иностранный язык или ранее неизвестные термины родного языка, то слова будут усваиваться изолированно. Иностранный язык упомянут неслучайно. Только чисто механически можно первоначально усвоить непривычные для себя слова и грамматические структуры.

Они в таком случае формируют четкие, яркие и сочные образы. Попытки отказаться от использования механической памяти неизбежно провоцируют существенные ошибки. Но она нужна не только в чисто информационном плане. Именно на механической памяти в конечном счете основывается выработка простых двигательных стереотипов, в том числе навыков выполнения физических упражнений.

Но механическая память имеет и существенные ограничения. Так, она, хотя и ценна как оперативная помощь в сложных случаях, не позволяет отсеять сразу ошибки и недочеты. Если готовые речевые формулы или атлетические упражнения освоены сразу неправильно, исправить эти отклонения будет крайне трудно. Многим людям это даже практически невозможно сделать. Кроме того, даже при незначительном изменении условий или требований применение механически усвоенного навыка затруднено.

Иначе работает логическая память. Она концентрируется не столько на наружной форме, сколько на содержании отрабатываемого материала. В этом случае внимательно изучаются определения различных терминов, формируются смысловые цепочки между конкретными фактами и суждениями. И даже в тех же физических определениях можно проследить свою логику, последовательность. Осваиваемая информация тщательно анализируется, разделяется на составные части. Впоследствии всегда можно даже поменять эти информационные блоки местами или творчески использовать их в нестандартной, заранее непредвиденной ситуации.

Логическая память не опирается все же исключительно на анализ материала. Его также необходимо систематически повторять. Но повторение это содержательно иное, чем при механическом воспроизведении.

Значение механической памяти для человека

Способствует освоению языка

Когда ребёнок рождается, научиться понимать речь родителей ему помогает механическая память. С двух месяцев можно обучать малыша, показывая ему предметы и чётко обозначая название. Уже через несколько недель некоторые дети способны отыскивать названное глазами. Благодаря механической памяти человек пользуется родным языком и осваивает новые, учится общаться. Огромную роль она играет в процессе обучения и преподавания.

Важно! Когда механическая заменяет словесно логическую память, она препятствует совершенствованию интеллекта, но, если они развиваются параллельно, это только улучшит эффективность обучения

Нарушения приводят к снижению качества жизни

Это примитивная форма памяти, поскольку опирается на 1 сигнальную систему, и база, без которой сложно осваивать определённый тип информации. Существует такое явление, как гипомнезия – нарушение механической памяти, когда человек не может запомнить элементарных вещей. Жизнь индивида становится сложной, хотя логическая память при этом у него хорошо работает.

Участвует в формировании навыков

Любая деятельность человека требует освоения новых умений и навыков, в формировании которых важную роль играет механическая память. Тот, кто вяжет на спицах, делает это автоматически, поскольку этот навык огромное количество раз повторялся; разволновавшегося музыканта-инструменталиста на сцене нередко спасают пальцы, которые за время репетиций выучили последовательность нажатия клавиш. Были случаи, когда человек, полностью потерявший память, увидев компьютер, мог на нём выполнять свою работу.

Нарушения памяти

Профилактика болезни Альцгеймера

Это заболевание называют чумой XXI века. Человек постепенно теряет память, в итоге перестаёт узнавать близких и забывает, как ухаживать за собой. Лечение от него неэффективно, но в качестве профилактики врачи советуют развивать вербальную и механическую память. Вербальная память при этом в психологии понимается как способность запомнить информацию, полученную в словесной форме (текст или речь).

Механическая память – основа для развития мышления и интеллекта, фундамент для формирования навыков. Без неё немыслимы обучение и полноценная жизнь личности.

Еще по теме «Все помнит смысловая память»:

Как запоминать имена и лица?

Помнила продавцов окрестных магазинов, врачей поликлиники, естно, учителей и т.д. Могла узнать мамочку, с сыном которой мой сын ходил в У меня всю жизнь плохая память на лица, с именами при этом проблем нет. Я, в общем, с некоторых пор не заморачиваюсь — кому надо, те…

про алкоголь?:) сколько вам нужно выпить, чтобы запьянеть?:)

Все зависит от настроя и общего состояния. Как-то бутылку виски на двоих распили и были ни в одном глазу, а бывает, что от рюмки вина в хлам. Так чтобы ничего не помнить не пьянела >.

про память

про память. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. О себе могу сказать, что у меня отличная память на все что связано с цифрами, но при этом плохая память на имена и практически полное отсутствие…

Потеря памяти после наркоза

Потеря памяти после наркоза. Сегодня дочке (13) делали обследование под общим наркозом. Проснулась 4 часа назад. До сих пор память не вернулась!! Говорит, что ей 11 лет, меня не признает как маму, на фото не узнает никого, совершенно другая семья у нее, другие интересы…

Старческое слабоумие. Помогите советом…

Всем добрый день! Прошу совета у всех кто сталкивался с этой бедой!
Моей бабушке 91 год, она страдает — старческим слабоумием (маразмом), физически бабушка крепенькая, фору даст молодым, а вот с головой полная беда, не узнает никого, все путает, постоянно просит отпустить её домой (хотя она находиться в доме где живет уже 70 лет), ночами не спит, становиться агрессивной, ей постоянно кажеться, что мы хотим её отравить…убить…вообщем полный ужас!!!

Стихи о войне

Помнить все. Чем тревожнее ребенок, тем труднее ему собраться с мыслями и что-нибудь Всё нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку…

Что надо делать, чтобы пропавшую дома вещь найти?

Приехала с Кипра все вещи разобрала. Все на места убрала в шкафы. Сегодня ищу: юбка белая короткая, майка белая, шорты новые с Кипра в цветок на пляж ходить, тапки красные…

Сколько себя помню? (Ваши детские воспоминания)

Я помню себя лет с 2-х, больше деталями: сбитые в очередной раз коленки, пока бежала к подружке и падала на одном и том же месте; домашние тапочки с огромными помпонами, похоже, они мне нравятся; тащу огромный табурет к столу, скоро будет жареная картошка.

Совсем плохая зрительная память-посоветуйте

Совсем плохая зрительная память -посоветуйте. Наконец вопрос встал ребром, и я увидела, что у способного ребенка реальные проблемы со зрительной памятью (возраст -почти восемь). Мы учимся в музыкалке, там-то это и вспыло остро сейчас. Ситуация такя.

вчера в гостях напилась. сильно. очень.

…стыдно, что все теперь будут думать что все что я вчера наговорила это так и есть(типа что у Так чтобы ничего не помнить не пьянела никогда. Один раз в жизни напилась так, что мне…

4,5 года — ничего не знает

Дочери 4,5 г. Не знает ни одной буквы, не потому что не занимаемся,а потому что не запоминает. Три буквы учим уже третий месяц,каждый день заново. Тоже со стихами — весь день учим 4 строки, на след. день не помнит ни одного слова.

Проблемы с памятью

Проблемы с памятью. Школа. Ребенок от 7 до 10. Проблемы с памятью ! В д/саду нам никогда не давали учить больше чем две строки для праздников. Например, фразу: «Миру — мир!» — считала таким специальным праздничным текстом, цельным, не делимым на смысловые слова.

Рассеяность и плохая вербальная память

Рассеяность и плохая вербальная память. Нужна консультация психолога. Детская психология. Рассеяность и плохая вербальная память. Добрый день! Есть такая проблема: ребёнок 5 лет, мальчик. После долгого перерыва пошёл в детский сад.

память о внутриутробной жизни?

мой ребенок вчера выдал..я до сих пор в шоке…лежим вечером в кровати…он что-то невнятное бормочет..
— Савеля..что ты такое говоришь?
— будю-бдя-бдя
— ааа…я помню..ты так говорил, когда был совем маааленький…
— нет..когда в животике сидел
я развеселилась.. и спрашиваю..
— а как там в животике было? тепло, уютно?
— теплоооо….и не было никакого выхода..я искал, искал, а выхода не было..
Девочки..тут меня пробивает холодный пот…откуда у него такая информация?

Дочь-первоклашка приходит из школы и не

Но вполне все было по силам детям, ничего особо сложного. Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не…

Почему я все помню? 🙁

Почему я все помню ? :(. Просто поделиться…. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами.

Механизм запоминания

Разница между двумя видами памяти выражается не только в том, как они устроены с точки зрения психологии. Профессионалы знают, что механическая память основана в большей мере на первой сигнальной системе. Логическое запоминание тоже опирается на этот уровень психики, но все же оно в основном использует возможности второй сигнальной системы

Стоит учесть, что механическое усвоение информации имеет важное преимущество — оно практически неисчерпаемо. Во всяком случае ни один специалист не может уверенно сказать, какова вообще емкость этого вида памяти

Но то, что усвоено механически («зазубрено») может быть столь же легко забыто. Только при систематических новых повторениях информация будет сохранена на более долгий срок. К примеру, имена людей, адреса или номера телефонов, которые перестают быть актуальны, довольно быстро забываются. А вот выстроив четкие логические цепочки, можно свести этот риск к минимуму. Безусловно, исследования обоих видов запоминания еще откроют немало интересного, но уже не опровергнут эти основные факты.

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Последние достижения наук о мозге

Эстер Соломон
Опубликовано в Jungian Thought in the Modern World (Ed. by E.Christopher and H.Solomon) London-N-Y: Free Association Books, 2000

Об авторе: Юнгианский аналитик, президент IAAP с 2007 года; прежде чем стать социальным психологом, она получила образование по литературе и философии, обучалась в юнгианской секции BAP, где стала обучающим аналитиком и супервизором, является автором многочисленный статей и книг.

Как в случае с ньютоновской физикой, ограничения которой продемонстрировала  квантовая физика, другие ограничения наших привычных способов мышления обнаружились в следующей ситуации. Эта ситуация сложилась из-за попыток объяснить в каузальных терминах отношения между мозгом и субъективным восприятием… Оказалось, что это отношения корреляции, а не причины и следствия.

(Солмс, 1977, «Что есть сознание?»,

И маленькая тележка?

Действительно ли те люди, которые наделены суперпамятью, имеют какой-то исключительный мозг?

Короткий ответ: нет. Рекордсмены по запоминанию цифр после запятой в числе пи, вроде Чао Лу, также как и большинство других победителей соревнований по запоминанию чего-либо, клянутся, что они – самые обычные люди, посвятившие себя тому, чтобы натренировать свой мозг на хранение и воспроизведение избранных фрагментов информации.

Нелсон Деллис, победитель чемпионатов США по запоминанию 2011, 2012 , 2014 и 2015 гг., говорит, что его память была просто ужасной, прежде чем он стал выступать на состязаниях в качестве ментального атлета. Однако тренировки сделали свое дело. «За несколько недель тренировок, а может и меньше, вы начинаете делать то, что кажется почти невозможным для обычного человека, — говорит Деллис. – Эта способность скрыта в каждом из нас».

Image caption

С помощью давно известных трюков и упражнений можно довольно быстро натренировать свою память

Несколько лет назад, когда Деллис только начал тренировать мозг, ему требовалось 20 минут, чтобы запомнить порядок карт в колоде. Сегодня он способен сохранить в памяти все 52 карты менее чем за 30 секунд, другими словами он запоминает их за время одной раздачи. Деллис тренировался считать карты по пять часов день, когда готовился отстоять свой титул на чемпионате США 29 марта 2015 года.

Подобно другим чемпионам соревнований по запоминанию Деллис полагается на проверенные временем способы. Один из популярных трюков заключается в том, чтобы построить своего рода «дворец памяти». Как объясняет Деллис, он воочию представляет себе некое жилье, хорошо ему знакомое, например, дом, в котором он жил ребенком. Он переводит элементы, которые ему нужно запомнить, в зрительные образы, после чего размещает их на столе у двери, затем на кухонном столе и так далее. «Вы перемещаетесь по этому пространству в своем воображении, берете те образы, которые вы там разложили, и снова переводите их в те элементы, которые вы запомнили», — рассказывает Деллис.

Декламаторы числа пи часто пользуются «дворцом памяти» или другими похожими приемами. Например, они переводят большие объемы цифр в цепочки слов, образующие определенное повествование, напоминающие подсказки для угадывания слов в кроссвордах.

Эмоциональная память

Мир человека всегда наполнен эмоциями. Эмоциональная память закрепляет, удерживает и воспроизводит переживания человека, его эмоции. И чем они ярче и богаче, тем сильнее запоминаются. Все они являются результатом комплексного воздействия на мозг органов чувств человека.

Эмоции не всегда позитивны, а часто негативны. Наиболее яркие очень трудно забыть и в результате с человеком случаются психические расстройства, появляются фобии, от которых трудно избавиться. Турист, заблудившийся в горной пещере или подводник, побывавший в аварийной подводной лодке,могут получить клаустрофобию — боязнь маленьких, замкнутых помещений.

К счастью, центральная нервная система со временем сглаживает краски от полученных эмоций и их воспоминания становится более спокойными.

Методика просмотра образов для детей

Вы можете научить своего ребенка игре в поток образов. При этом неограниченная свобода, предоставляемая воображению, удачно сочетается с развитием умственных способностей. В отличие от забав с желе (или разрисовывания стен цветными карандашами) развлечение с потоком образов не создает никакого беспорядка. Более того, игра дисциплинирует ребенка, по условиям заставляя его спокойно сидеть довольно продолжительное время, просматривая мысленные сюжеты.

Игра в поток образов.

Даже новорожденные младенцы обладают способностью создавать воображаемые образы, о чем свидетельствует движения их глазных яблок во время REM-фазы сна. Как только дети начинают понимать простейшие указания (а обычно это случается где-то в трехлетнем возрасте), с ними можно играть в поток образов.

Вы

Итог — что из себя представляет память?

Познавательные (когнитивные) навыки и умения являются одними из важнейших характеристик человека, открывающими перед ним неограниченные возможности. От того, насколько они развиты, зависит возможность добиться в жизни успеха. Ведь именно они в совокупности формируют интеллект человека, показывая степень его развития.

Важнейшей мыслительной функцией является память. Она проявляется в возможности сохранить определенную информацию, затем ее воспроизвести в нужной ситуации. Именно она позволяет человеку накапливать опыт и знания. Благодаря способности запоминать происходит совершенствование умений и познание окружающего мира.

Многие виды животных способны к запоминанию, но именно у человека эта функция наиболее интенсивно и совершенно развита, формируя интеллект, который способен к развитию. Каждый индивидуум в популяции отличается своей особенностью к запоминанию и развитию, демонстрирую высокий или более низкий интеллект. Кому-то этот процесс развития дается легче, кому-то труднее. Если говорить об условиях, которые влияют на совершение интеллекта, то к ним можно отнести:

  • наличие генетических нарушений, влияющих на нее;
  • наследственная предрасположенность;
  • общее состояние здоровья;
  • наличие или отсутствие травм мозга;
  • уровень жизни;
  • усилия, прилагаемые для развития способностей;
  • качество образования;
  • интенсивность воспитания как внутри семьи, так и вне ее;
  • качество потребляемых продуктов не только во время взросления ребенка, но и во время развития в утробе матери;
  • экологическая обстановка;
  • отсутствие стрессовых ситуаций;
  • физическая активность, которая позволяет мозгу усваивать большее количество кислорода;
  • возрастные изменения;
  • состояние психического здоровья;
  • проведение специальных игр и тренингов для поддержания качества этой функции;
  • качество жизни на разных этапах развития человека.

Также на разных возрастных этапах, особенно в период интенсивного обучения, стоит учесть, что для запоминания лучше всего подходит та информация, которая является для данного человека значимой и важной. Именно всецелое развитие интеллекта позволяет качественно повлиять на память и другие когнитивные функции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector