«размышления» марк аврелий

Литература

Тексты и переводы

  • В «Loeb classical library» сочинение издано под № 58.
  • В серии «Collection Budé» начато издание его сочинения: Marc Auréle. Écrits pour lui-même. Tome I: Introduction générale. Livre I. Texte établi et traduit par P. Hadot, avec la collaboration de C. Luna. 2e tirage 2002. CCXXV, 94 p.

Русские переводы

Житие и дела Марка Аврелия Антонина цесаря римского, а при том собственныя и премудрыя его рассуждения о себе самом. С немецкого перевел С. Волчков. СПб., 17405-е изд. СПб., 1798.

112, 256 стр.

Размышления императора Марка Аврелия О том, что важно для самого себя.переизд.: М., 1888, 1891, 1895, 108 с.; М., 1902, 95 с. М., 1911, 64 с

М., 1991. / Пер. Л. Д. Урусова. Тула, 1882. X, 180 стр.

К самому себе. Размышления. / Пер. П. Н. Краснова. СПб., 1895. 173 стр.
Наедине с собой. Размышления. / Пер. С. М. Роговина(неоднократно переиздавался с 1991 года), вступ. очерк С. Котляревского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Изд-во Сабашниковых, 1914. LVI, 199 стр.

Марк Аврелий Антонин. Размышления. / Пер. и прим. А. К. Гаврилова. Статьи А. И. Доватура, А. К. Гаврилова, Я. Унта. Комм. Я. Унта. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 19852-е изд, испр. и доп. СПб.: Наука, 1993. 248 стр. 30000 экз.. 245 стр. 25000 экз.

Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, . 224 стр.

  • Франсуа Фонтен. Марк Аврелий / Перевод Н. Зубкова. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 336 с. — 5000 экз. — ISBN 5-235-02787-6.
  • Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. СПб., 1906.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий как философ // Вера и разум.1887, № 20, кн. I, отд. фил., С. 385—400.
  • Руднев В. В. Император Марк Аврелий и его отношение к христианству // Вера и разум, 1889, № 13, кн. I, отд. филос. С. 17-36.
  • Унт Я. «Размышления» Марк Аврелия как литературный и философский памятник // Марк Аврелий. Размышления. Пер. А. К. Гаврилова. Л., 1985.- С.93-114.
  • Гаджикурбанова П. А. «Философские медитации» Марка Аврелия // MegaLing-2008. Горизонты прикладной лингвистики и лингвистических технологий: Докл. междунар. научн. конф. 24-28 сент. 2008 г., Украина, Крым, Партенит. Симферополь, 2008. С. 42-43.

Ваше благосостояние и удовлетворенность жизнью определяются вашими мыслями.

«Удовлетворенность собственной жизнью зависит от качества ваших мыслей».

Удовлетворенность человека зависит не только от внешних событий. Да, счастье можно найти в коротких мгновениях взаимодействия с окружающим миром. Но это никогда полностью не удовлетворит нашего стремления к счастью.

Истинное удовлетворение приходит лишь в состоянии душевного спокойствия. Управление своими эмоциями, амбиции, направленные на достижение своих целей, и благодарность за все, что у вас уже есть, – всего перечисленного можно добиться с помощью правильного умонастроения. А это ведет непосредственно к чувству счастья.

О книге

«Размышления» Марка Аврелия (другое название – «Наедине с собой») являются сборником заметок, рассуждений и отрывков его мыслей в качестве стоика. Во времена военного затишья великий император при первой удобной возможности делал записи, полные сложных, но в то же время важных жизненных вопросов.

Изложенные в книге идеи нельзя назвать оригинальными, поскольку ими насквозь пронизана вся философия стоицизма. Марк же анализировал их и записывал свое понимание. Поэтому он оставил после себя мудрые и глубокие идеи, касающиеся многих аспектов человеческой жизни.

Стоицизм – направление философской науки, которое проповедует эмоциональную стабильность и стойкость перед лицом постоянно меняющегося, жестокого и непредсказуемого мира

Он провозглашает важность самоконтроля в борьбе с пугающими трудностями, выпадающими на долю каждого из людей. Все проблемы можно преодолеть, если быть гибким в своих ожиданиях от жизни и реальности

Стоицизм помогает нам осознать, что нереалистичные ожидания от собственной жизни только вредят нам. Вместо этого мы должны научиться управлять своими эмоциями и понимать, что так или иначе каждому из нас придется пережить тяжелые времена.

И в своей книге Марк Аврелий уделил этому вопросу очень много внимания. Так, значительная часть его «Размышлений» настоятельно призывает читателей принять неизменность вселенной, демонстрируя при этом внутреннюю стойкость и спокойствие.

О жизни Марка Аврелия

В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия.

В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей.

Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства.

Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру.

Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание

Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия.

По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.

 Марк Аврелий  

Цените только правильные вещи, и ваша жизнь тоже обретет ценность.

«Ценность человека измеряется важностью того, что он ценит». Наши ценности и то, что волнует нас превыше всего остального, определяют наш образ жизни

К примеру, если вы цените только деньги и материальные блага, то в вашей жизни определенно не хватает чего-то действительно важного

Наши ценности и то, что волнует нас превыше всего остального, определяют наш образ жизни

К примеру, если вы цените только деньги и материальные блага, то в вашей жизни определенно не хватает чего-то действительно важного

А если для вас важнее всего благополучие вашей семьи и друзей, свое собственное благополучие, отношения с другими людьми и реальные возможности развития карьеры, то у вас довольно неплохие шансы прожить счастливую жизнь.

Читайте еще: Цитаты братьев Стругацких, которые научат вас мыслить шире

Произведение Наедине с собой. Размышления полностью

30.01.16

ПЕРВАЯ КНИГА

30.01.16

ВТОРАЯ КНИГА

30.01.16

ТРЕТЬЯ КНИГА

30.01.16

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА

30.01.16

ПЯТАЯ КНИГА

30.01.16

ШЕСТАЯ КНИГА

30.01.16

СЕДЬМАЯ КНИГА

30.01.16

ВОСЬМАЯ КНИГА

30.01.16

ДЕВЯТАЯ КНИГА

30.01.16

ДЕСЯТАЯ КНИГА

30.01.16

ОДИННАДЦАТАЯ КНИГА

30.01.16

ДВЕНАДЦАТАЯ КНИГА

30.01.16

ПРИМЕЧАНИЯ

30.01.16

1830. Маия. 16 число

1984 и эссе разных лет

1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.

1Q84 Книга 2. Июль-сентябрь.

Роман «1Q84» — международный литературный бестселлер, десятки миллионов копий которого разошлись по всему миру. Это сложное, подчас сюрреалистическое, повествование, в котором смещаются представления о времени и пространстве, где перекликаются повествования двух героев, мужчины и женщины, которые ищут друг друга.Мураками, подобно волшебнику, перескажет вам сон, но сделает это так, что вы почувствуете, что этот сон снится вам лично.Молодая женщина Аоамэ, оказавшись в параллельной реальности 1Q84 года, живет на конспиративной квартире, где готовится к главной миссии, ради которой она здесь находится, и надеется на саму желанную встречу в своей жизни.(с) MrsGonzo для LibreBook

21 урок для XXI века

21 урок для XXI века

«21 урок для XXI века» – это двадцать одна глава о проблемах сегодняшнего дня, касающихся всех и каждого. Технологии возникают быстрее, чем мы успеваем в них разобраться. Хакерство становится оружием, а мир разделен сильнее, чем когда-либо. Как вести себя среди огромного количества ежедневных дезориентирующих изменений?

Профессор Харари, опираясь на идеи своих предыдущих книг, старается распутать для нас клубок из политических, технологических, социальных и экзистенциальных проблем. Он предлагает мудрые и оригинальные способы подготовиться к будущему, столь отличному от мира, в котором мы сейчас живем. Как сохранить свободу выбора в эпоху Большого Брата? Как бороться с угрозой терроризма? Чему стоит обучать наших детей? Как справиться с эпидемией фальшивых новостей?

Ответы на эти и многие другие важные вопросы – в книге Юваля Ноя Харари «21 урок для XXI века».

22:04

22:04

Начинающий писатель, чей первый роман вызвал восторженные отзывы критиков, но мало радовал продажами, получил шестизначный аванс на новый роман, при условии, что он постарается больше угодить читателям, чем профессионалам. Практически вместе с этим радостным событием, он узнает, что страдает тяжелым наследственным заболеванием, которое может привести к смертельному исходу в течение года. Как сговорившись, его лучшая подруга решила родить от него ребенка, воспользовавшись услугами экстракорпоральных технологий.В Нью-Йорке, с его частыми ураганами и социальными волнениями, он должен просчитать свою возможную смерть и перспективы отцовства в городе, который вот-вот зальет водой.(с) MrsGonzo для LibreBook

Мой личный главный урок: Единственная боль, которую вы испытываете, – это та, которую вы причиняете себе

Марк Аврелий верил, что физическая боль – это часть большого плана. На нее не стоит обращать много внимания. Он был простым, живым человеком и страдал от болезней, как и все остальные. Но и про психологическую боль он знал не по наслышке. 8 из его 13 детей умерли, включая его жену, которая умерла в молодом возрасте. Но даже с такими событиями он был уверен, что все происходит с определенной целью, и оставался спокоен даже в самые тяжелые времена. В конце концов, смерть – внешнее событие, на которое невозможно повлиять.

Марк Аврелий считал, что любой вред, причиненный человеку из внешней среды, находится вне его контроля и, следовательно, не может причинить ему боли. Страдание начинается только тогда, когда вы позволяете ему причинять вам боль, потому что начинаете обвинять себя, спрашивать, почему что-то происходит именно с вами, или жаловаться на то, насколько несправедливо все устроено. Только тогда больно, до этого – нет.

С какой бы болью вы ни столкнулись, у вас есть выбор. Вы можете принять ее и двигаться дальше. Всегда.

Так что не заставляйте себя страдать. Боль от внешних событий действительно находится только в вашей голове.

Наиболее известные цитаты из дневников Марка Аврелия

  1. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни.

  2. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им.

  3. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести.

  4. С человеком никак не может произойти то, что не есть человеческое дело, как и с быком случается только бычье, с виноградом — виноградное и с камнем то, что свойственно камням. А если со всяким случается то, к чему оно и привыкло, и рождено, что тут негодовать? Общая природа не принесла тебе ничего, что непереносимо.

  5. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке.

  6. Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

  7. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  8. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.

  9. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

  10. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

  11. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

  12. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет.

  13. Твои мысли становятся твоей жизнью.

  14. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

  15. В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге.

  16. И продвигает в деле самая помеха делу и ведёт по пути трудность пути.

  17. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали люди, тех люби, да искренно!

  18. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя.

  19. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить.

  20. Поступать во всём, говорить и думать, как человек, готовый уже уйти из жизни.

  21. Природе, дающей всё и всё забирающей, человек образованный и скромный говорит: дай, что хочешь; бери, что хочешь. И говорит это не дерзко, а уважительно всего лишь и преданно.

  22. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот.

  23. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся.

  24. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту.

  25. Создай себе досуг, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели.

  26. Не живи так, точно тебе предстоит еще десять тысяч лет жизни. Пока живешь, пока есть возможность, старайся стать достойным.

Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне. Такая характеристика, однако, нуждается в уточнении.

  • Во-первых, Марк не был мыслителем, разрабатывающим собственную философскую систему или достраивающим чужую теорию. Адепт стоицизма, он хорошо усвоил уже достаточно развитое и совершенное учение и стремился следовать ему в своем поведении.
  • Во-вторых, в стоицизме Марк ценил лишь ту часть, которая относилась к этике. Этика стоиков пользовалась наибольшим успехом у римлян его времени. Физика  же и логика стоиков были чужды римлянам, возможно поэтому и Марк равнодушен к ним.  
  • В-третьих, Марк не просто следовал указаниям стоических мыслителей. Он пропускал их через себя, соотносил с текущим моментом и своим высоким положением. В записках Марка четко прослеживается напряженная личная работа над освоением многовековой стоической традиции.

Таким образом, как римляне того времени, так и Марк Аврелий — их лучший представитель — ценили философию с чисто практической точки зрения, пытаясь найти в учении стоиков указания на нормы поведения. С этой точки зрения, можно с уверенностью сказать, что Марк был не просто философом, а философом-практиком. И успешность его жизни и деятельности, как правителя, гражданина и человека, характеризует тот факт, что он был последним великим императором, императором-гуманистом самой большой в истории человечества империи, до размеров которой пока еще не доросло ни одно из известных нам государств мира.  

Прекратите переживать о том, что подумают о вас другие.

«Сколько же времени выигрывает тот, кто не следит за действиями ближнего своего и не прислушивается к его мнению, сосредоточившись только на себе!».

Рассматривать себя с точки зрения других людей – это пустая трата времени. Такое поведение наносит вам огромный ущерб, мешая достигать поставленных перед вами целей. А если имеет место еще и клевета со стороны окружающих, тогда это сильно сказывается на вашем благосостоянии.

Чужое мнение не должно иметь и не имеет абсолютно никакого влияния на вашу жизнь. Поэтому вместо переживаний об общественном мнении лучше потратьте это время на что-то более полезное. Например, сосредоточьтесь на достижении успеха или на обретении душевного спокойствия.

Стоит ли прочесть книгу

Мы считаем, что книгу однозначно стоит прочитать всем, кто интересуется философией и личной эффективностью. Идеи книги, написанной в начале второго века нашей эры, вполне применимы и сейчас. Редакция MakeRight не рекомендует читать книгу в русских изданиях, перевод не адаптирован для читателя. Встречаются такие выражения, которые практически невозможно понять и тем более применить в жизни. Если вы захотите прочитать эту книгу, то мы рекомендуем читать на английском языке в переводе Грегори Хейса (Gregory Hayes), который проделал просто фантастическую работу, чтобы адаптировать мысли великого императора применительно к нашему времени.

Краткая биография

Марк Аврелий (имя при рождении — Марк Анний Катилий Север) — римский император, представитель позднего стоицизма, получивший прозвище «философ на троне». Марк Аврелий был потомком старинного испанского рода, его отцом был претор Анний Вера. Мальчик родился (26 апреля 121 г.) и рос в Риме, в обществе, приближенном к императору Адриану.

Марк Аврелий был обладателем превосходного образования. Учитель Диогнет обучал его искусству живописи, философии. Привитые ему философские воззрения, углубленные в ходе дальнейшего образования, влияли и на образ жизни. Так, Марк Аврелий с юных лет воздерживался от любых излишеств, сторонился развлечений, одевался в скромный плащ, выбрал местом для сна голые доски и спал, набросив на себя звериные шкуры.

Несмотря на молодые годы, еще при жизни своего покровителя Адриана Марк был кандидатурой в квесторы и, заняв эту должность 5 декабря 138 г., смог приступить к административной деятельности. В 138 г. состоялась его помолвка с дочерью Антонина Пия, тогда будущего императора. Этот человек, выполняя волю Адриана, усыновил Марка после смерти его отца. После этого его стали звать Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

В 140 г. состоялось первое назначение Марка Аврелия консулом, в 145 г. он стал им во второй раз. Когда Марку было 25 лет, его страстно увлекла философия, к миру которой его приобщал Квинт Юний Рустик, а также другие философы, которых в Рим приглашали специально для обучения Аврелия. Известно, что он изучал гражданское право под началом знаменитого юрисконсульта Л. Волузия Мециана.

Приобщение к управлению государством началось еще 146 г.: тогда Марк Аврелий стал народным трибуном. В январе 161 г. он в третий раз становится консулом, на этот раз с братом, который также был приемным сыном Антонина Пия, — Луцием Вером. Когда их приемный отец в марте того же года умер, они вместе приступили к управлению страной и оба находились у власти вплоть до кончины Луция Вера в 169 г.

О Марке Аврелии осталась память как о гуманном, высоконравственном императоре, который мужественно переносил выпавшие на его долю превратности судьбы. Он старался терпеливо нести свой крест, закрывая глаза на неспособность напарника к управлению страной, аморальность жены, дурной нрав сына, окружающую его атмосферу непонимания.

Будучи философом-стоиком, человеком, который ненавидел насилие и войны, Марк Аврелий вынужден был, тем не менее, большую часть правления провести в военных походах, отстаивая границы вверенного ему государства. Так, сразу же после кончины Антонина Пия в страну вторглись войска парфян, с которыми Аврелий воевал до 166 г. На протяжении 166-180 гг. римские войска участвовали в Маркоманской войне: в римские провинции на Дунае вторглись германцы и сарматы. Эта война еще шла полным ходом, как волнениями заявил о себе Северный Египет. Следствием перманентных военных действий стало ослабление Римской империи, население обеднело, начались эпидемии.

Во внутренней политике император Марк Аврелий наибольшее внимание уделял законодательству, судопроизводству, наведению порядка в бюрократической системе. Аврелий посещал заседания сената, лично ходил на судебные разбирательства

В Афинах им было учреждено 4 философских кафедры (по количеству господствующих философских направлений); профессорам он обеспечил содержание за счет государственной казны.

В 178 г. римская армия под командованием Марка Аврелия предприняла успешный поход против германцев, но стала жертвой начавшейся эпидемии чумы. Это заболевание поставило точку в биографии и самого императора. Случилось это на Дунае, в Виндобоне (ныне Вена) 17 марта 180 г.

После смерти его официально обожествили. Согласно античной исторической традиции, годы его правления считаются золотым веком, а сам Марк Аврелий – один из лучших римских императоров. После него были найдены и опубликованы (впервые только в 1558 г.) 12 «книг» философских записок (позднее им дали общее название «Размышления о самом себе»), отражавших мировоззрение «философа на троне».

Заключение

Марк Аврелий, биография которого описана выше, был поистине гениален: будучи видным полководцем и государственным деятелем, он оставался философом, проявлявшим мудрость и высокий интеллект. Остаётся лишь сожалеть, что таких людей в мировой истории можно пересчитать по пальцам: одних власть делает лицемерами, других — развращает, третьих — превращает в приспособленцев, четвёртые относятся к ней, как к средству для удовлетворения своих низменных потребностей, пятые становятся покорным орудием в чужих враждебных руках… Благодаря стремлению к правде и увлечению философией, Марк преодолел искушение властью без каких-либо усилий. Немногие правители смогли понять и осознать высказанную им мысль: «Люди живут друг для друга». В своём философском труде он словно обращался к каждому из нас: «Представьте, что вы уже умерли, живя лишь до настоящего момента. Оставшееся время, данное вам сверх ожидания, проживите в гармонии с природой и обществом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector