Комплекс оживления младенца

Комплекс оживления

Комплекс оживления

Комплекс оживления как реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка является свидетельством окончания периода новорожденности. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями.

Наблюдения за младенцами в течение 4 часов в день в первые 5 дней жизни и в течение 10 часов в 6-й день жизни обнаружили, что в в период от 2 до 12 часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в 1-ю неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к 5-й неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.

На 2-м и 3-м месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. Э., 1999). На 2-м месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название «комплекс оживления».

Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденности. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 45).

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым – первой его социальной потребности (Лисина М. И., 1978).

В классическом исследовании Шпитца и Вольфа (Spitz, Wolf, 1946) было обнаружено, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок реагирует улыбкой на любое человеческое лицо. Примерно на 4-5-м месяце ребенок начинает отличать мать от других людей. После этого возраста лицо незнакомого человека редко вызывает у него улыбку, он теперь отдает явное предпочтение материнскому лицу и другим знакомым лицам. Эффект, который производит улыбка ребенка, ее воздействие на чувства матери подтверждают истинность гипотезы о мотивационной роли эмоций и эмоциональной экспрессии. Улыбка ребенка вызывает встречную улыбку матери, способствует формированию эмоциональной привязанности, теплых, нежных отношений между матерью и ребенком (Изард К. Э., 1999).

Комплекс оживления

Исследования

В результате серии исследований, проведенных в Академии медицинских наук в Москве, М. Ю. Кистяковская (1965) обнаружила, что комплекс оживления наблюдается у здоровых детей к концу первого – началу второго месяца жизни. Кроме улыбки, комплекс оживления проявляется быстрыми генерализованными движениями с попеременным сгибанием и выпрямлением конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и морганием. По результатам проведенных исследований можно сделать ряд выводов.

1. Взрослый может вызвать позитивную эмоцию младенца, просто обеспечивая его слуховыми и зрительными впечатлениями, тем самым развивая его способность к визуальной концентрации.

2. Своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца значительно снижает вероятность возникновения негативных эмоций и создает условия для позитивного эмоционального развития ребенка.

3. Позитивные эмоции способствуют длительной и устойчивой визуальной концентрации.

Как отмечает М. И. Лисина: «Мать видит то, чего еще нет, и тем самым реально лепит новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, но именно благодаря этому он в конце концов втягивается в эту деятельность» (1978, с. 276).

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции – плач.

Оглавление книги

Новообразования младенческого возраста

Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные
шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.
С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии
ребенка. Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3)
существует переходный период, который называется «кризис
1 года»
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать.
Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями
в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода — своеобразная детская речь,
которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается
от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает «взрослые»
слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав — собака, тити — часы).

Первые дни после рождения

После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал. Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках

Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека. Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития. В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений. Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее. Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи сайт. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Развитие психики младенца

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

Активность ребенка обратно-пропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче

Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
«Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка

Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.

Смысл явления

Комплекс оживления предоставляет младенцу право быть основоположником контакта. В психологии говорится, что отныне ребенок может:

издали заприметить приближение человека;
уловить голос;
завлечь внимание;
оповестить о конкретных нуждах.

Таким образом младенец вливается в процесс взаимосвязи, оказываясь в окружении, которое способствует психологическому и эмоциональному формированию.

Необходимо обозначить тот факт, что, если ребенок пытается проявить инициативу, стоит дать ему эту возможность. Некоторые родители не отходят от ребенка ни на минуту, пытаются по первому звуку, который издал ребенок, удовлетворить его потребности

Младенцу нет нужды напрягаться, чтобы привлечь внимание, это может неблагоприятно отразиться на активности и предприимчивости. Однако это не означает, что не надо обращать на ребенка внимания вообще

Все нужды нужно выполнять в свое время и полностью для формирования у ребенка хорошего самочувствия, но не стоит пытаться их предвидеть.

Благодаря комплексу младенец учится привлекать внимание взрослых

Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Эмоции ребенка на смех папы

Исследования ученых констатируют, что после рождения малыша родители «специализируются» на разных видах контактов с ним. Роль мамы — это удовлетворение физиологических потребностей, разговоры с малышом, а папа больше любит с ребенком порезвиться. Его чаще, нежели маму, можно увидеть с „летающим” малышом на руках, играющим в прятки. Поэтому смех ребенка чаще слышит папа — в ответ на свое резвое общение.

Многие для того, чтобы вызвать улыбку сына или дочки, могут наклонять голову в разные стороны, шелестеть бумажками, подуть в живот малыша, понарошку покусаться. Детям до года очень нравятся игры с папой в прятки, когда тот закрывает лицо простынею и выглядывает из-под нее с удивленным веселым лицом. Такой вид папы вызывает у крохи заливной смех. Когда же во время занятости мамы дитя вместе с папой смотрит мультики или играет кубиками, то смех отца способен вызывать у крохи реакцию наследования. То есть в ответ на папины положительные эмоции дитя, копируя их, усиливает свою эмоциональную реакцию. Иногда смех папы способен заставить дитя хохотать очень долго.

Источники

  • https://mama.guru/novorozhdennye/zabolevaniya/kompleks-ozhivleniya-mladenca-chto-eto-i-kogda-poyavlyaetsya.html
  • https://fb.ru/article/285601/kompleks-ojivleniya—eto-chto-takoe
  • https://urazuma.ru/zavisimosti/kompleks-ozhivleniya-1.html
  • https://psyhoday.ru/kompleks/ozhivleniya.html
  • https://nashidetki.net/vospitanie-detej/emotsii-rebenka.html

Почему важна взаимосвязь родителей и детей

Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.

Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика. Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно — деловой. В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.

Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.

Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни. Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.

Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует. Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро. В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.

Период максимальной активности

Комплекс оживления — это период, когда общение с ребенком должно быть максимальным, важно не только брать его на руки, но и сопровождать все свои действия речью. Ученные считают, что именно речевая активность мамы влияет на то, будет ли ребенок центром компании, способным идти на контакт с окружающими его людьми, или же он всегда будет замкнут и одинок

Что будет, если не разговаривать с младенцем, избегать общения с ним? Помимо грусти и капризов, у ребенка может наблюдаться в дальнейшем задержка развития, дефекты речи, ночные кошмары.

Очень важно здесь не переусердствовать, нужно давать ребенку отдохнуть тогда, когда это ему требуется. Первые разрозненные компоненты комплекса в отдельных случаях сопровождают кроху с трех недель и до двух с половиной месяцев, то есть всю новорожденность

Комплекс оживления, во сколько бы он ни начался, в норме заканчивается к четырем месяцам

Первые разрозненные компоненты комплекса в отдельных случаях сопровождают кроху с трех недель и до двух с половиной месяцев, то есть всю новорожденность. Комплекс оживления, во сколько бы он ни начался, в норме заканчивается к четырем месяцам.

После этого реакция ребенка меняется, поведение становится более осмысленным, начинают проявляться осознанные эмоции и яркие смены настроения.

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector