Архетип — это в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного. архетипы по юнгу
Содержание:
- Характеристики коллективного бессознательного
- Что такое «оговорка по Фрейду»
- Как определить свой архетип
- Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня
- Речевые ошибки по Фрейду как отражение скрытых желаний
- Анимус
- Индивидуация
- Репрессии, патологии, символики … Психодинамика
- Понятие коллективного бессознательного
- Представления Юнга о бессознательном
Характеристики коллективного бессознательного
В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:
- Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
- В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
- Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
- Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
- Имеет мифологические элементы.
- Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
- Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.
И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.
Что такое «оговорка по Фрейду»
Что же означает эта фраза? И почему говорят оговорка по Фрейду? Это общеизвестная фраза, предполагающая обмолвку, которую человек произнес неосознанно, по неизвестным ему причинам. Имя знаменитого австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда упоминается неспроста. Фрейд является основоположником психоанализа и учения о сознательном и бессознательном.
Значение выражения «оговорка по Фрейду»
Устоявшееся мнение, что при оговорке по Фрейду люди лгут. Однако такое предположение далеко от истины. Человек порой и сам не осознает причину такой обмолвки.
В своих ранних трудах Фрейд подчеркивал, что противостояние бессознательного и сознания человека выступает причиной невротических расстройств. Говоря другими словами, стремление испытать удовольствие противоборствует инстинкту самосохранения.
Психолог опубликовал свою книгу «Я и Оно», в которой выделил три компонента психики человека:
- Я (Эго) – предполагает принцип реальности;
- Оно (Ид) – представляет бессознательную часть психики, единство подсознательных влечений;
- Сверх-Я (Супер-Эго) – отвечает за нравственные и религиозные установки индивида, правила поведения и моральные запреты. Вырабатывается в процессе развития человека. Качествами Сверх-Я являются совесть, рефлексия и формирование идеалов человека.
Супер-Эго и Ид непрерывно находятся в конфликтном состоянии. Это является причиной того, что человек в идентичных ситуациях выбирает разную линию поведения. Кратковременно Оно может преобладать над Сверх-Я. То есть бессознательное доминирует над сознанием. Именно в такие моменты человек произносит случайную фразу, свидетельствующую о том, что он думал.
Происхождение крылатого выражения
Многих пугает перспектива оказаться в неловком положении во время публичного выступления или даже при общении тет-а-тет. Отчасти ответственность за эти переживания несет «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд.
В своей книге «Психопатология обыденной жизни», которая является основой теории психоанализа, он пришел к выводу, что за случайными ошибками и безобидными оговорками кроются глубинные психические нарушения, симптомы психоневроза.
В процессе анализа многочисленных случаев подобных отклонений, психолог сделал заключение, что «граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны… подобные симптомы оказываются в силах нарушить питание, сексуальные отправления, обычную работу, общение с людьми».
Постепенно данная теория приобрела всемирную известность, а понятие «оговорка по Фрейду» используется не только в научных кругах, но и повсеместно у простых обывателей.
Практически одна из множества гипотез Фрейда стала истиной для большого количества людей. И теперь фактически в любой обмолвке ищут скрытый подтекст.
Собеседники стараются отыскать в речи ошибившегося скрытый смысл. А это, в большинстве случаев, провоцирует затруднительные ситуации. Однозначно такое развитие событий существует благодаря авторитаризму ученого. Более того, последователи теории Фрейда в том числе яростно популяризировали идеи ученого. Стоит отметить, что не все психиатры разделяют взгляды знаменитого австрийца.
Кто такой Зигмунд Фрейд и чем он знаменит
Зигмунд Фрейд приобрел мировую популярность как основоположник психоанализа. Он повлиял на такие науки 20 века как психология, социология, литература, антропология и медицина. Стажировался у знаменитого французского психиатра Жана Шарко. Позже рассказывал, что благодаря практике научился различать заболевания и начал практиковать гипноз. Именно благодаря гипнотерапии большинство его пациентов исцелялись.
Во время лечения Фрейд применял беседы. Пациентам предоставлялась возможность выговориться, что впоследствии меняло их сознание. Прием получил название «Метод свободных ассоциаций».
Случайные реплики предоставляли возможность наблюдательному психоаналитику выявить проблему пациента и найти ее решение. Впоследствии Фрейд отказался от применения гипноза, отдавая предпочтение общению с пациентами, которые пребывали в ясном сознании. Данная методика получила обширную популяризацию.
По утверждению психолога, психоз является следствием картин прошлого индивида, от которых не так просто избавиться. Фрейд выдвинул теорию, что фундаментальной основой большинства психозов является Эдипов комплекс и инфантильная детская сексуальность. Он был уверен, что сексуальность – это показатель, существенно воздействующий проблемы, имеющие психологический подтекст.
Как определить свой архетип
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.
«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.
Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.
Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.
Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.
Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».
Эти образы и представления являются наследственными, врожденными и не приобретаются уже взрослым человеком намеренно и сознательно. Именно Анима и Анимус, мужские и женские архетипы, подталкивают человека к той или иной реакции на события и проявления других людей, именно они формируют тот или иной жизненный и поведенческий сценарий.
Как примеры архетипов можно привести основные из них, выделенные Юнгом. Это:
- Архетип Отец – совмещает в себе все волевые качества, силу, мощь, агрессивную и властную энергетику.
- Архетип Матери – забота, стремление дать поддержку, утешить, понять каждого.
- Архетип Герой – стремление к защите, спасению, подвигам, сражениям.
- Ребенок – беззащитность, нежелание принимать решения и брать на себя ответственность, потребность в защите и опеке.
- Архетип Мудрец – знания, склонность к размышлениям и саморазвитию, неспешность, анализ, интеллект.
Невозможно всех людей современного общества поделить на определенное количество образов и конкретных архетипов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов.
Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать и перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.
Использование метода концепции коллективного бессознательного сегодня
Сегодня наверное не один тренинг для развитияли бизнеса, курсы актерского мастерства ли, да и просто обучение торговых менеджеров, не обходится без таких упражнений, как научение чувствовать другого человека. Хорошая развитость этого навыка помогает и в бизнесе, и в личной жизни. Но даже это примитивное упражнение порой бывает трудно выполнить.Потому что в погоне за скоростями техногенного века и коммерческим успехом, мы разучились чувствовать друг друга. Первобытные люди в этом плане были гораздо эффективнее нас, ощущая через большиерасстояния, что с товарищем по племени случилась беда и нужна помощь. А ведь почувствовать другого мы можем как раз через это самое коллективное бессознательное. Так, человек может улыбаться, а в душе быть злым на нас. И его негатив мы может ощутитьтолько через коллективную связь. Узрить это расхождение внешнего свнутренним.
Можно сказать, что применение метода концепции коллективного бессознательного получило широчайшее, даже бытовое распространение. Теперь вполне осознанное. Это в начале своего возникновения Юнга с данной концепцией восприняли, как почти сумасшедшего. А сейчас кажется в порядке вещей «калибровать» человека (а то и целое сообщество) и подстраиваться под него, чтобы использовать в своих целях. Да, Юнг хотел бы более аккуратного использования своей концепции, более экологического подхода. Но, к сожалению или к счастью, каждый применяет этот метод в зависимости от собственных этических установок.
Что же касается лечения психических больных, аналитическая психология также прогрессирует. Рассмотрим один из аспектов, таких как лечение творчеством, введенное именно Карлом Юнгом. Сейчас нет ни одной более менее серьезной психиатрической клиники, где этот метод бы не использовался. Больные рисуют, лепят, что-то конструируют и у них намечаются улучшения состояний. Они в прямом смысле исцеляют свою душу творчеством. Используется информация из сновидений, которую расшифровывают, чтобы применить полученную информацию для улучшения состояния больного. И учат его самого правильного трактовать свои сны, чтобы не быть зависимым от терапевта. Уметь помочь себе самому.
Литература:
- 1.Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного.
- 2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Теории личности и личностный рост.
- 3.Лейбин В. Постклассический психоанализ. Том 1.
- 4.Бабосов Е.М. Карл Густав Юнг.
Публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Речевые ошибки по Фрейду как отражение скрытых желаний
Бытует мнение, что оговорочки по Фрейду – это публичное высказывание информации, глубоко скрытой в подсознании. Фрейд считал, что большинство бессознательных желаний и стремлений, являются первопричинами психических нарушений. И в момент, когда человек сам не осознает этого, проявляются оговорки.
Что же такое оговорка по Фрейду простыми словами? Выражение «оговорка по Фрейду» означает скрытые желания, невольно получившие огласку. Человек не всегда может признаться даже себе в своих сокровенных и тайных желаниях. Однако на подсознательном уровне данные потребности локализуются и в дальнейшем проявляются в виде опечаток, обмолвок, описок.
Сложность заключается в том, что не всегда получается идентифицировать причину формирования оговорок и правильно интерпретировать их. Разумеется, при большом желании и стремлении со всеми сложностями можно справиться.
Фрейд создал концепцию, связанную с оговорками. Она гласит, что все речевые ошибки можно условно дифференцировать на следующие категории:
- описки, опечатки, очитки, ослышки, оговорки;
- нарушения памяти, при которых человек забывает имена, слова, ощущения;
- жесты и мимика, идущие вразрез словам.
При обнаружении одного из перечисленных нарушений необходимо искать причину его появления. По мнению ученого, «в жизни нет места случайностям».
Часто подобного рода речевые оплошности приписывают переутомлению, подавленности либо эмоциональному перевозбуждению, уверяясь, что они не содержат никакого скрытого подтекста.
Между тем Фрейд имел другую точку зрения. При тщательном анализе неосознанно произнесенных фраз и выражений, можно обнаружить, что действия человека действительно имеют определенное значение.
В повседневной жизни нередко случаются ситуации, подтверждающие теорию знаменитого психоаналитика. Самым наглядным является случай с гостями, когда вместо фразы «Ну приходите чаще», вы скажете им: «Не приходите чаще». Это ярко характеризует ваше отношение к этим людям. Возможно, сознательно либо бессознательно они неприятны вам.
Еще одним ярким примером оговорок по Фрейду можно назвать забывание имен, памятных дат. Данный факт свидетельствует о том, что подобная информация не несет особого личного интереса.
Анимус
Архетипы мужчин интересны для рассмотрения, и благодаря этой классификации можно сделать немало любопытных выводов как о себе, так и о других представителях сильного пола.
1. Невинный
Невинный (простодушный) – это понятие архетипа, характеризующегося как слабовольная, беззащитная личность, которая нуждается в поддержке.
2. Сирота
Сирота (славный малый). Человек, который стремится к саморазвитию, уважает людей и чувствует чужую боль, умеет дружить и не эгоистичен.
Принимает все аспекты жизни как должное, не склонен к борьбе или соперничеству, однако не так прост, как может показаться – обладает достаточной мудростью и интуицией, за счет чего получает желаемое.
3. Архетип Воина
Проявляется с ранних лет, когда еще мальчиком он стремится всех спасти, всем помочь, каждого выручить из беды и победить все зло, его окружающее. Иногда бывает агрессивен, может стать эгоистичным.
4. Хранитель
Хранитель – это тип мужчины, который можно охарактеризовать как «полный альтруизм и сострадание». Все для других, помощь миру, жертвенность – это принципы Хранителя.
Ненавидит эгоистичных людей, считает это пороком, заботится исключительно о людях, а свои интересы ставит далеко не на первое место.
5. Странник
Странник отличается тем, что он никогда не задерживается долго на одном месте, будь то дом, город, работа. Он покоряет одну вершину и отправляется к следующей.
Хочет все увидеть и узнать, набрать максимум опыта в этой жизни, все попробовать. Постоянно в поиске себя и своего смысла.
6. Бунтарь
Бунтарь – архетип мужчины, который всегда воинственно настроен и всегда против. Он не согласен с мироустройством, со структурами, с обществом, ему некомфортно жить и не бороться.
Может достичь большого успеха в бизнесе, не отличается наивностью и простотой.
7. Любовник
Любовник – это мужчина, который живет исключительно ради наслаждений и постижения всех тайн любви. Он любящий сын, брат, отец, муж.
Но главное – он любовник, искуситель, он не останавливается на пути постижения искусства любви и может разбить множество сердец, однако в зрелом возрасте станет идеальным семьянином.
8. Творец
Интересный архетип – Творец. Он креативный и нестандартный во всех проявлениях, чем бы ни занимался – бизнесом, строительством или искусством. Творец все делает необычно, вносит инновации, разрабатывает идеи и вводит новшества.
9. Архетип Правитель
Архетип Правитель говорит сам за себя. Этот мужчина рожден на свет для того, чтобы организовать новое общество или структуру, чтобы вдохновлять людей своими идеями, чтобы за ним следовали.
У него есть врожденные качества, которые позволяют ему добиваться не просто успеха, а значительных побед, и его имя остается в истории.
10. Архетип Маг
Архетип Маг схож с женским архетипом Колдуньи – он мудр, обладает уникальной интуицией и интеллектом, чувствует законы природы и мироздания.
Может влиять на ход событий, менять судьбы людей, но ставит себе более глубокие, внутренние, духовные цели. Может стать прекрасным наставником.
11. Философ
Философ (мудрец) живет для того, чтобы постичь истину, чтобы понять, как устроены мир и общество. Созерцает, а не действует, не привык бороться и мчаться за чем-либо, живет аскетично.
12. Шут
Шут – человек, живущий ради самой жизни и умеющий этой жизнью наслаждаться. Он может быть лентяем, но никак не дураком – Шут знает, что жизнь нельзя торопить, и умеет находиться в настоящем моменте.
Мужские архетипы разнообразны, они могут дополнять друг друга и сочетаться в одном человеке, могут иметь разную степень и качество. Разные виды архетипов могут быть проявлены ярко или скрыто, иногда встречаются в чистом виде.
Индивидуация
Между стадией Самости как источника и начала, и стадией цели и конечного назначения разворачивается процесс непрерывного развития, названный Юнгом процессом индивидуации. Это — процесс интеграции личности. Он является процессом архетипальным и универсальным, и в то же время самостоятельным и сознательным, и он следует своим курсом с незапамтных времен. Он отражает усилие психики по гармонизации своего сознательного и бессознательного содержания и представляет собой естественный и спонтанный порыв к полному самоосуществлению, к единению и поиску чувств. Коллективно он проявился во множестве мифов и символов, посредством которых человечество придавало форму своему внутреннему опыту. На индивидуальном уровне, хотя он был в вечном развитии, поскольку психика никогда не отдыхает этот процесс может либо оставаться совершенно бессознательным, либо стать сознательной задачей. Направление, к которому он ведет, особо зависит от вмешательства сознания. Индивиду открываются две дороги, причем разница между ними огромна, а выходы из них находятся на противоположных концах. В первое случае, когда сознание не вовлечено в процесс, «конец остается таким же темным, как и начало». Во второе случае «личность лучится от света», и потому сознание оказывается расширенным и возросшим.
При помощи алхимии и ее символики Юнг осознал, что преобразование личности осуществляется во взаимодействии эго и бессознательного, и из этого взаимодействия порождается новое объединенное существо. Оно в действительности не является совершенно новым, потому что существовало всегда, но только латентно, как бы в дремоте, скрытое в хаосе бессознательного. Этот процесс требует открытой коммуникация между сознательным разумом и его бессознательным эквивалентом, а также чувствительности к сигналам бессознательного, использующего язык символов Нужно открыть постоянный диалог между внешним внутренним, земной жизнью и ее символическими измерениями — снами, фантазмами, видениями.
2 стр., 807 слов
Сознательное и бессознательное
Обращениек исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявлениянаиболее характерно для австрийского психолога, невропато лога, психиатра ЗигмундаФрейда и его учеников.Основные работы З.Фрейда, содержащие философскиеидеи и концеп ции, Массовая психология и анализ человеческого Я , По ту сторону принципа удовольствия , Я и Оно , Психология бессознательного , …
Эта трудная задача конфронтации сознание-бессознательное имеет своим следствием расширение сознания, уменьшение суверенных прав бессознательного приводит к восстановлению и преобразованию человека. Это изменение — центральная задача юнговской психотерапии, как и алхимии,— происходит благодаря принципу, названному Юнгом трансцендентной функцией.
Естественно, эта задача не просто очень трудна, зачастую она оказывается тягостной, как это показал в своих экспериментах сам Юнг. Речь идет тут о борьбе между двумя противоположными силами, где каждая защищает свои собственные права. В этой борьбе рассудок и рациональность сталкиваются с хаосом и иррациональным. В то же время она предполагает сотрудничество между сознательной и бессознательной установками психики
Сознание должно уделить внимание поему бессознательному «партнеру», заставить себя вслушиваться во внутренние голоса так, чтобы они могли сотрудничать с сознанием вместо того, чтобы его расстраивать
«Противостояние двух позиций порождает напряжение, заряженное энергией, которое создает третью силу, живую вещь — а не мертворожденную логику… движение, возникающее из напряжения между противоположностями — живое рождение, ведущее к новому уровню существования…»
Поскольку процесс направлен на тотальное преобразование человека, нельзя исключать ничего из того, что ему принадлежит, никакой из его аспектов. И потребление этого союза противоположностей с целью создания новой жизни — а не мертворожденной логики — должно касаться не только Логоса, рационально начала, но также Эроса, принципа взаимоотношений.
Таким образом, индивидуация ведет от единства и пустоты, то есть состояния неотделимого от бессознательности, мистического соучастия, к непрерывно возрастающей дифференциации, к верховенству эго, потом снова к единению и пустоте, ставшей полнотой, к Самости, к мандале. Конец соединился с началом, а копия цель — с первоначальным источником.
Репрессии, патологии, символики … Психодинамика
Современная психология, положившая начало Зигмунду Фрейду, основанная на его начинаниях в психоанализе, известна тем, что уделяет большое внимание концепции, называемой «бессознательным». Это бессознательное относится к тому аспекту человеческого разума, который держится подальше от лампочек сознания и что, следовательно, нам трудно принять во внимание или даже попытаться изменить или предвидеть
Однако тот бессознательный ум, на который ссылаются ученики Фрейда, не является каким-либо бессознательным (например, он не имеет ничего общего с тем, как современная психология и нейронауки понимают бессознательное), а скорее часть очень специфического способа понимания психики, глубоко основанный на метафизике и анализе символов в поисках скрытого смысла.
Таким образом, потомки психоанализа понимают эту концепцию как совокупность сущностей, которые борются против сил сознательной психики, чтобы проявиться и выйти на свет. И символы и символические выражения мыслей, ощущений и воспоминаний играют большую роль: отсюда, например, акцент, который Фрейд пришел, чтобы поставить в анализе снов и результат свободной ассоциации.
Вы можете быть заинтересованы: «Теория бессознательного Зигмунда Фрейда (и новые теории)»
Понятие коллективного бессознательного
Концепция коллективного бессознательного предполагает, что каждый человек является носителем общего опыта филогенетического развития человечества в целом. Коллективное бессознательное передается через мозговые структуры и являет собой самый глубинный пласт психики, а содержание выражает себя через определенные архетипы – схемы поведения, включающиеся в ответ на конкретно возникающие ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного дремлют не только архаические формы существования людей, но и осадки функционирования животных предков.
Кто впервые ввел термин о коллективном бессознательном?
Автор понятия коллективное бессознательное знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и противоречивый ученик З. Фрейда. Впервые термин прозвучал в 1916 г. в опубликованной статье Юнга «Структура бессознательного», где он подчеркнул, что З. Фрейд, при анализе сновидений пациентов первым обнаружил элементы, не являющиеся из индивидуального бессознательного, но подчеркивающих архаичную, коллективную природу. Позже К.Г. Юнгом стал использоваться термин «объективная психика», затем «трансперсональное бессознательное».
Проблема коллективного бессознательного
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга была почерпнута из идей о «коллективных представлениях» этнолога Леви-Брюля ассоциирующихся с процессами социализации человека, но Юнг пошел дальше опираясь на биологические и местами мистические трактовки человеческого бытия. Религиозные отношения, мифологические связи представлялись К.Г. Юнгу одними из важных элементов человеческой психики, закрепляющихся в виде символов коллективного бессознательного, в отличие от Фрейда, не уделявшего духовному опыту человека должного внимания.
Индивидуальное и коллективное бессознательное
Понятие коллективного и индивидуального бессознательного в человеке имеет некоторое различие. Индивидуальное бессознательное открытое З. Фрейдом всегда личностно, основано на врожденных инстинктах самосохранения, размножения, генетического материала, переданного родителями. Коллективное бессознательное идентично у всего человечества, образует самый глубинный пласт психики и является предпосылкой индивидуального бессознательного каждого отдельно взятого человека.
Коллективное бессознательное по Юнгу
Коллективное бессознательное в концепции Юнга состоит из конгломерата архетипов, а самим архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций, повторяющихся и закрепляющихся в психике в виде формы не наполненной содержанием, а содержащей возможности определенного типа восприятия или действия. Сами архетипы активируются в виде образа в подсознании, когда проигрывается соответствующая для них ситуация и проявляются во время сновидений, спонтанного творческого самовыражения.
Структура коллективного бессознательного
Для того, чтобы понимать, что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу, важно обратиться за разъяснениями к трудам самого психоаналитика. К
Г. Юнг обозначал содержимое коллективного бессознательного опираясь на следующие параметры:
- передается по наследству;
- состоит из архетипов, являющихся предшественниками и образцами инстинктивного проявления;
- архаично по природе: содержание и образы поведения идентичны у всего человечества не взирая на расовую принадлежность, и это образует единое основание душевной жизни каждого;
- мифологично по структуре;
- неподвластно контролю со стороны воли.
Архетипы коллективного бессознательного
Юнг об архетипах коллективного бессознательного говорил, что это своего рода помощь человеку адаптироваться во внешней среде. Люди подчиняются трем базовым моделям поведения:
- хаос – стремление к войне;
- порядок или нейтралитет – сотрудничество, кооперация, поддержание баланса;
- гармония – стремление к процветанию, взаимопониманию и красоте во всем.
Архетипов много, но К. Г. Юнг выделяет основные или базовые, которые определяют существование, тактику поведения, взаимодействие с миром у большинства людей:
- Анима и Анимус. Женская и мужская дуальность в человеке.
- Тень – темная часть психики, тщательно охраняемая бессознательным.
- Герой – решает задачи связанные с опасностью, спускается в подземелье, побеждает драконов.
- Мудрый старец – Отец, положительный Анимус, сегодня К.Г. Юнга можно отнести к этому архетипу.
- Трикстер – он же Джокер, Дурак, архетип хитрости, коварства, но и невероятной мощи и энергии, всегда всплывает в сказаниях о Героях.
- Персона – то как человек являет себя обществу, «защитная кожа» личности.
Представления Юнга о бессознательном
Что касается представлений Юнга, то он считал, что наряду с чуланом, в котором лежит весь наш жизненный опыт, у нас есть еще и коллективное бессознательное. Это, условно говоря, общий склад, в котором хранится опыт всех людей, которые живут сейчас или жили когда-то. На протяжении всей истории человечества коллективное бессознательное пополнялось, соответственно, на этом складе находится невероятное количество энергии, знаний, ресурсов. И ко всему этому у нас от природы есть доступ. Здесь каждый человек может получить то, чего ему не хватает.
Давайте сравним эти два понятия, потому что все еще есть авторы, которые предлагают опираться только на фрейдовское понимание подсознания, работать исключительно со своим личным чуланом. А есть авторы, предлагающие работать лишь с общим складом, то есть с коллективным бессознательным.
Если представлять подсознание лишь в виде личной кладовки, то здесь мы обнаружим одну большую неприятность: мы вынуждены вариться только в том, что у нас уже есть. У нас есть определенные фильтры, через которые мы воспринимаем всю информацию, у нас есть убеждения и стратегии, и с ними очень трудно что-то сделать. Мы находимся под властью этих вещей, и они формируют нашу жизнь. Соответственно, любые изменения в нашей жизни будут происходить очень медленно и постепенно.
Допустим, если Вы зарабатывали 50000 рублей в месяц, то Вы можете потихоньку увеличивать свой доход. Но сразу нарастить его, скажем, до 500000 рублей Вы никак не сможете, ведь структуры в бессознательном меняются медленно.
Если же воспринимать бессознательное по Юнгу, то здесь, конечно, перспективы намного более захватывающие. Потому что при связи с большим информационным полем Вы можете получать оттуда огромное количество этой самой информации, какие-то подсказки, энергию.
Если изучить, что пишут самые разные творческие гении о своей работе, то окажется, что большинство из них не воспринимает собственные произведения и открытия как результат своего труда. Они чувствуют, что являются некими проводниками информации, то есть она протекает через них и попадает в этот мир. Собственно, это и есть взаимодействие с информационным полем — коллективным бессознательным. В этом случае человек оказывается связанным с этим огромным общим складом и оттуда черпает то, что ему нужно. Поэтому юнговское представление о подсознании, конечно же, смотрится куда приятнее и обнадеживающе.