Эмотивный психотип

Основные виды эмоций

Основные виды эмоций в научном исследовании Плутчика , Келлермана ложатся в основу диспозиций , склонность индивида к конкретным действиям, реакциям на события, явления и предметы окружающей среды.

Для совладания с бурей чувств образуются защитные механизмы, поэтому 8 базовых эмоций человека также сопровождаются 8 основными психзащитами.

Радость , диспозиция мании

В норме личность этого типа буквально фонтанирует энергией с преобладанием эмоции радости. В характере выражены позитивное отношение, любовь к людям, высокая потребность в общении.

Психзащита проявляется в виде управления поведением. Присуща высокая мотивация соответствовать социальным канонам, традициям и нормам.

Принятие , истерия

Эмоция принятия сопровождается защитным механизмом в виде отрицания. В характере истерика проявлены гипервнушаемость, склонность к идеализации симпатичных, приятных людей (влюбчивость).

Те моменты, которые не нравятся сознанию, отрицаются. В социуме люди с основной эмоцией принятия стремятся к всеобщему вниманию, склонны к аффектации и пафосу, они самонадеянны, оптимистичны и жаждут признания.

Гнев , агрессия

Защитной реакцией организма на преобладающую эмоцию гнева является замещение.

Гневливый человек раздражителен и вспыльчив, гипертребователен, критичен к окружению. Любая критика вызывает у него бурный протест.

Замещение, как защитный механизм, необходимо для коммуникации с более сильными и имеющими власть членами социума, иначе человек находился бы в состоянии постоянных опасных для него конфликтов.

Замещение перенаправляет гнев на более безопасный объект или же внутрь самого агрессора.

Удивление , психопатия

Человек с ведущей эмоцией удивления внушаем и импульсивен. Его характер слаб, он не умеет доводить до конца начатое, легко поддается влиянию окружающих, не уверен в себе, постоянно ищет поддержки и помощи окружающих.

Защитный механизм, регулирующий по Плутчику эмоцию удивления , регрессия, которая выражается в переходах от более зрелых моделей поведения к детской незащищенности и обратно.

Печаль , депрессия

Личность такого типа постоянно страдает из-за утраты чего-либо (кого-либо), а также потери самоуважения.

Защитной реакцией выступает компенсация, которая выражается в устранении собственных недостатков, работе над собой.

Такие люди способны достигать значимых результатов в деятельности, они склонны к оригинальности, серьезным занятиям спортом.

Отвращение , паранойя

Неприятие (или отвращение) в качестве основной эмоции становится следствием травмы отвержения важными для человека людьми в ранний детский период.

Защитной реакцией выступает проекция, которая перебрасывает ощущение собственной ущербности на других.

Такие люди настроены критично, не поддаются внушению, горды, злопамятны, ревнивы. Часто они замкнуты и несговорчивы, но стремятся достичь высоких показателей в любом деле.

Страх , пассивность

Эмоция страха блокируется, вытесняется подавлением.

Защитное поведение делает боящегося человека пассивным, инертным.

Он уходит в себя, не проявляет инициативу, старается избегать возможных проблем.

В социуме такие люди робки, боятся новых знакомств, покорны, часто все забывают. Легко попадают в зависимость от кого-либо.

Ожидание , обсессивная диспозиция

Эмоция ожидания негативных событий блокируется излишней рационализацией, переосмыслением событий и фактов.

Подобный тип личности формируется в отрочестве из-за страха не проявить себя &laquo,на высоте&raquo, в конкурентной борьбе с ровесниками.

Возникший гиперконтроль и склонность к самоанализу делают человека ответственным и дисциплинированным индивидуалистом.

История из жизни

Почти каждую ночь она просыпалась из-за того, что муж решил рассказать ей очередную шутку, пришедшую ему в голову. Желая наконец-то выспаться, она убедила его записывать остроты, а не делиться ими посреди ночи. Вскоре ее муж Петр (имя вымышлено автором) прилежно выписал 50 страниц шуток такого рода:

“Прихожу я проверить зрение, чтобы получить права. Врач показывает мне буквы, а я говорю: “А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, да дайте мне права уже!”.

Или:

“Хочешь избавиться от вечного желания поесть? Отойди от шведского стола.»

Его остроты, конечно, не дотягивают до Оскара Уайльда, но Петя всегда радостно хихикает, читая их. Многие шутки были очень грубыми, и в этой статье они не приводятся (жаль, да?). Несложно догадаться, что после нескольких лет генерации такого рода шуток жена Петра уже не могла их больше терпеть. Хотя они были далеко не самой беспокоящей ее вещью, например, «хихикающий Петя» к тому же любил воровать конфеты в местных магазинах.

В итоге жена договорилась о приеме у невролога Марио Мендеса из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Впечатлившись тем, что во время беседы Петя шутил так много, что его даже было трудно прервать, психолог написал об этом случае в профильный неврологический журнал.

Там психолог Мендес диагностировал у него морию – это патологически повышенное настроение  с чрезмерным возбуждением, дурашливостью и склонностью к глупым шуткам. Данное состояние, похоже, было вызвано двумя инсультами с разницей в 5 лет.

Так семья Петра узнала, что на самом деле это «нешуточное» расстройство (ну как в такой статье и без каламбура). Но при этом оно приоткрывает завесу на сложные мыслительные процессы, лежащие в основе такого непростого феномена как чувство юмора.

ПЛЮС НА МИНУС

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит.

А х В = С,

где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция).

Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе.

Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь». Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой.

Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

КАРМАННЫЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться».

Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».

Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»

Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»

Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»

Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

Вина – стыд:

и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

Досада – разочарование:

вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Тревога – беспокойство:

тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть – ревность:

грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями. Здоровый оптимизм легко становится нездоровым, как только человек начинает верить, что «хорошие вещи обязательно должны со мной случиться, потому что они хорошие и я, хороший, очень-очень сильно хочу, чтоб они случились». И вот на те деньги, которые раньше шли на страховку, теперь он покупает книжку «Секрет…». Но это уже тема другой статьи.

Что такое отвращение

Эмоция отвращения – одна из семи базовых эмоций, которую выделил Пол Экман

Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам

Отвращение, конечно относится к негативным эмоциям, хотя, нельзя не отметить, что некоторые люди могут получать удовольствие через отвращение, но, это уже другая история. Эмоция отвращения бывает разной интенсивности и при сильном проявлении даже может вызвать рвотный рефлекс. Эту эмоцию, в большей степени можно назвать пищевой, так как с точки зрения эволюции, она помогала нам не употреблять в пищу отравленные или испортившиеся продукты. Природа в этом смысле нам тоже помогла, очень многие вещи природного происхождения, которые опасны для нашего с вами здоровья очень резко и неприятно пахнут, почувствовав такой «опасный» запах, у нас моментально появится отвращение. Что интересно, отвращение может появиться даже в том случае, если мы вспомним какой-то омерзительный запах, который попадал нам в нос ранее, может появиться от неприятного звука, от прикосновения к чему-то крайне противному.

Наука. Кто «Колесо Эмоций изобрел»

Выдающийся американский профессор психологии Роберт плутчик в 1980 году обозначил 8 основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции. Получилось наглядное «Колесо Эмоций».

Основными эмоциями, согласно Р. плутчику, являются радость, грусть, страх, доверие, ожидание, удивление, злость, неудовольствие.

Эмоция состоит из нескольких компонентов: возбуждение в организме человека, переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щеки, трясутся руки. Кроме того, эмоции экспрессивны, то есть люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.Эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента.Однако, человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Есть простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:1. что сейчас со мной происходит?2. что чувствует мое тело?3. что я хочу сделать? 4. как называется это переживание?

Психоэволюционная модель эмоций

В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.

Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:

  1. Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
  2. Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
  3. Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
  4. Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
  5. Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
  6. Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
  7. Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
  8. И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.

Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.

Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.

ЖУК В КОРОБКЕ

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки.

А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их.

А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Колесо эмоций Роберта Плутчика, как им пользоваться. Колесо эмоций Роберта Плутчика

Обнаружив в общепринятой схеме базовых эмоций Роберта Плутчика, явные, на мой взгляд, недостатки, произвел ее модернизацию. Это касается и оригинала, и русскоязычного варианта. Мне кажется, что теперь она приобрела смысл и вид более близкий к действительному положению вещей. Кроме того, выявилось совпадение и прямая органичная связь с теорией К. Хорни. Переобозначены (переназваны) некоторые эмоции, имеющиеся в англоязычном оригинале. Точнее переведены названия некоторых эмоций, имеющиеся в русскоязычном варианте.После переобозначения и точного перевода, парные и смешанные эмоции приобрели более уравновешенный, логичный и взаимосвязанный вид .Одинаковым цветом помечены противоположные (конфликтующие) парные эмоции.Кроме этого, схема повернута так, чтобы эмоции были условно разделены на позитивные и негативные .Позитивные – толкающие человека на действие, преодоление, слияние.Негативные – останавливающие человека от каких-либо действий.В результате: спектр базовых эмоций человека скомпоновался в три главных направления ( агрессия, подчинение, отчуждение ) в которых эти эмоции толкают человека в его отношении к миру, другим людям и к себе. Недостатки оригинала: 1. Злость (Anger)+ Отвращение (Disgust)= Презрение (Contempt)Намного точнее назвать эту смесь Ненависть (Hate).2. Отвращение (Disgust) + Печаль (Sadness) = Раскаяние (Remorse)Это никак не может быть Раскаянием, потому что, это, как раз – Презрение (Contempt).3. Сомнительно, что Скука (Boredom) может находится в одном ряду с Отвращением, Гадливостью, Брезгливостью (Loathing, Disgust). Скорее – это Непрятие (Dislike).4. Страх (Fear) + Удивление (Surprise) = Трепет (Awe)Намного точнее назвать это Смятением (Confusion или Dither).5. Сомнительно, что Задумчивость (Pensiveness) может находится в одном ряду с Печалью и Горем (Sadness, Grief ). Скорее – это Уныние (Gloom). Дополнительные недостатки русскоязычных вариантов :1. Настороженность (Бдительность) должна быть заменена на Предвосхищение. Еще варианты – Чаяние, Предвзятость, Предчувствие. Это более точный антоним Удивлению и Изумлению.2. Брезгливость (Неудовольствие) – на Неприязнь.3. Экстаз (Восторг) – на Эйфорию. Так как Восторг – это смесь Обожания и Удивления.4. Восхищение, Доверие, Признание – на Обожание, Приятие, Одобрение.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес

4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Общение и поведение

Основные качества, свойственные эмотиву, — это стеснительность, скромность, самостоятельность и даже во многом загадочность

Для эмотива важно не привлекать к себе внимания, а мотивы его поведения могут быть спрятаны очень глубоко в бессознательном

При сильных эмоциях эмотив старается приглушить их своей сдержанностью, что внешне проявляется в виде некой холодности. В повседневной жизни это выражается в кажущемся безразличии к другим людям, однако на самом деле это не так. Забота является одной из главных черт человека эмотивного типа, поэтому он старается помочь любому, кто к нему обратился. Как правило, эмотив обращен внутрь себя. В поведении демонстрирует неуверенность, стеснительность, занят своими мыслями и внутренними переживаниями.

Особенность эмотива заключается в том, что он много учится, склонен к самообразованию. Великолепно прогнозирует ситуацию, понимает развитие событий, обладает определенной проницательностью и прозорливостью. Эмотив — борец за справедливость, считает главной ценностью в человеке духовность и нравственность

Для него важно соблюдение норм и правил. Еще одними из важных черт в поведении эмотивов являются стыдливость и застенчивость, которые опять же опираются на соблюдение более высоких норм и правил жизни

Нужно понимать, что гуманизм и внимание к людям — главная черта их характера, в связи с этим они не прощают несправедливости и измены, но во всех остальных вопросах уступчивы и терпимы

Еще одно качество эмотива в силу его рефлексивности и аутичности — замедленность порога реагирования и, естественно, затруднение в принятии решений. Эмотив умеет настойчиво и твердо работать в коллективе и над собой. Не оказывает давления на других людей, требует оценивать какие-то сенсорные вещи, плохо переносит руководителей волевого стиля.

Психолингвистические особенности эмотивов в большей степени отражают даже не то, что они говорят, а то, как они говорят. Речь у них плавная и негромкая, тону голоса свойственна мелодичность. В речи они Эмоциональная направленность данного типа — это избегание неудач. Нужно помнить, что стрессоустойчивость у такого человека достаточно низкая.  используют большое количество слов с позитивной коннотацией. Эмотивы не принимают жесткой позиции в любых отношениях, тяжело переживают жестокость и грубость в общении.

Как все начиналось?

Германский невролог Отфрид Фёрстер описал один из первых случаев мории. Дело было так: Фёрстер оперировал опухоль у пациента-мужчины, а поскольку операция была на головном мозге, то мужчина был в сознании. Когда же Фёрстер начал работать с его раковой опухолью, мужчина внезапно разразился потоком слов, выдавая одну плоскую  шутку за другой.

В этом же году психиатр Абрахам Брилл сообщил что столкнулся с похожими случаями: некоторые его пациенты постоянно шутили на абсолютно любые темы, правда в этот раз они уже не были пристегнуты к операционному столу.

С тех пор было описано множество аналогичных случаев. Как ни странно, многие такие пациенты – в том числе и наш Петр – считают остроты других не такими уж уморительными, хотя свои собственные находят дико смешными.

В заключение

Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:

  1. Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
  2. У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
  3. Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задавайте себе вопросы:

Что именно я чувствую? Какова интенсивность этой эмоции? Как это можно назвать, обозначить наиболее точно? Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает? Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации? Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?

Такая инвентаризация помогает не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации.

Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет. Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте

Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.

Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.

Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.

И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector