Изард (округ)

5. Пол Экман – «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все эти вопросы ответ один — эмоции. Эмоции явные, скрытые, контролируемые. Распознавать, оценивать, корректировать их на ранних стадиях у себя и у других научит новая книга Пола Экмана, книга–справочник. Написанная просто и увлекательно, эта книга изобилует интересными фактами, случаями из жизни и полезными практическими рекомендациями. А удачная подборка фотографий превосходного качества не оставит равнодушными даже самых строгих читателей. Откройте для себя мир лиц и эмоций Пола Экмана, чтобы понимать себя и просчитывать других, чтобы успешно общаться дома и в офисе, чтобы не ошибаться, а побеждать. Побеждать и быть в курсе!

Смысл понятия

В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект» и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.

Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы следующим образом:

В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической.

П. В. Симонов развивал «информационную теорию эмоций», в рамках которой была предпринята попытка нейрофизиологические, нейроанатомические и психологические аспекты изучения эмоциональных процессов обобщить в виде потребностно-информационного подхода к проблеме генеза эмоций у человека и у высших животных. Симонов указывал, что в общеметодологическом смысле является «неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности». Симонов предлагает следующее определение:

Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение:

Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности.. Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие

В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например, страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, также являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится.

Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую, так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение, мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например, страх. Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина, потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта, а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения, увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс, также являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта, и потому к эмоциональным процессам не относится[источник не указан 547 дней].

Реконструкция события.

Представьте себе ситуацию, что вы идете через лес. Вы торопитесь домой, но, вам кажется что вы сбились с дороги, а с каждой минутой вокруг становится все темнее и темнее. Опускаются сумерки. Деревья и их тени приобретают причудливые и даже таинственные формы, тени удлиняются, звук ваших шагов скрадывает ковер из сосновых иголок. Вы немного напряжены и в вас по капле рождается беспокойство. Ни фонаря ни компаса у вас нет и вы начинаете потихоньку проклинать свою непредусмотрительность. Вдруг, когда уже почти совсем стемнело, вы видите впереди себя движение, какую то тень, которая кажется вам то ли человеком, то ли животным. Вы похолодели и первобытный ужас на долю секунды коснулся вас, но в ту же минуту пришла мысль, что вы не так уж и далеко от цивилизации и нападение хищника вряд ли возможно. Вы успокаиваете себя и продолжаете медленно идти вперед, а когда минуете то место, то видите, что наткнулись на тропу, ведущую к дому, а тень которая вас так напугала оказалась меленькой и безобидной соседской собакой. В ту же минуту взошла луна и осветила дорожку так, что вы увидели забор соседнего к вам дома. Вы облегченно вздохнули и зашагали домой.

А теперь давайте попробуем себе представить что мы могли ощущать в это короткий промежуток времени, пусть это заняло у нас, например только одну минуту.

10 базовых эмоций по Изарду

Положительные Нейтральные Отрицательные
Интерес Удивление Отвращение
Удовольствие Гнев
Презрение
Горе
Стыд
Вина
Страх

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес

Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту

Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

Предыдущая страница: Типы поведения человека в обществе

Избавьтесь от психологических проблем!

Звоните по номеру: +7 (918) 612-79-20

08:00-20:30

Подробнее на странице Психолог Полищук В. И.

7 базовых эмоций человека

Удивление

Все новое и неожиданное способно вызвать у вас удивление. Такая базовая эмоция кратковременна и длится всего несколько мгновений. Зато сила удивления может быть разной. Вы сильно удивитесь, если засыпая в своей кровати, вы проснетесь на берегу моря.

Другое же событие, возможно, будет для вас менее значительным, хотя и неожиданным. Поэтому ваше удивление будет легким

Оно помогает привлечь ваше внимание к любому событию и оценить его важность. Конечно, некоторых людей сложно удивить, они готовы ко всему. Являясь базовой эмоцией, удивление возникает в самом начале неожиданной встречи или события

Являясь базовой эмоцией, удивление возникает в самом начале неожиданной встречи или события.

Гнев

При возникновении угрозы возникает желание отразить нападение. Гнев становится реакцией при защите своих интересов. Но состояние запальчивости не всегда приносит выгоду. Постарайтесь правильно взвешивать ситуации, когда проявление гнева будет уместно.

Испытывая такие сильные негативные эмоции, индивид способен разрушить границы, которые мешают достигнуть желаемого. Помните, что ярость имеет положительные последствия только в редких случаях, в остальных же — воспользуйтесь более мирными вариантами ведения диалога. В психологии давно разработаны эффективные методики работы с гневными переживаниями.

Отвращение

Неприятные запахи, вкусы и виды могут вызвать у вас отвращение. Человек постарается держаться на расстоянии от тех людей или предметов, которые возбуждают в нем подобные ассоциации. Отвращение тоже не всегда обоснованно.

Формирование антипатии может возникнуть в результате традиционных предубеждений или неприятных интерпретаций. Данная базовая эмоция идет на пользу, если помогает избавиться от губительного действия тех факторов, которые вызвали отвращение.

Страх

Опасность способна вызывать страх. Напуганный человек теряет контроль над собой. Восприятие реальности искажается. Страх связан с базовыми инстинктами, которые служат для защиты организма.

Вспомните, как боязнь или ужас меняет поведение окружающих людей. Они способны преодолеть такие препятствия, которые никогда не осилили бы в состоянии осознанности и покоя. Эмоции страха группируют внутренний резерв организма, что дает ему возможность выжить. Но и здесь все не так просто. Не весь страх обоснован. Многие тревожные состояния не угрожают жизни человека, а только мешают ему.

Презрение

Есть вещи, которые можно оценить презрительно. Неприятным становится общество конкретного человека или манера поведения, которые вы посчитаете недостойным своего внимания. Такие эмоции и их отражение в коммуникации зачастую мешают налаживать крепкие партнерские и дружеские связи.

Испытывать пренебрежение можно не к человеку в целом, но, например, к его образованию, родителям или вкусам. Однако, если презрение явно сквозит в вашем отношении к людям, то это может привести к одиночеству и большому количеству недоброжелателей.

Грусть

Испытав потерю или расставание, человеку свойственно грустить. Конечно, внутреннюю пустоту не удастся быстро наполнить. Переживания помогают справиться с той ситуацией, которая уже сложилась. Грусть, являясь базовой эмоцией, связывает настоящее и прошлое вместе, чтобы постепенно вывести вас из стрессовых условий. Кстати, о том, как избавиться от стресса и переживаний, я уже рассказывал на своем сайте, где выделил 5 самых эффективных способов.

Главное, не перепутать временное состояние грусти и затяжное уныние. В глубокой тоске нет никакой пользы для психики человека. Такое состояние приведет только к депрессии и апатии.

Радость

Самая приятная базовая эмоция — это радость. Она отражает вашу реакцию на внешний мир, который дарит вам массу удовольствий. Заставляет стремиться к достижению целей, наполняет жизнь весельем и поднимает настроение.

В состоянии радости легче сблизиться с другими людьми, наладить отношения, забыть прошлые обиды. Человек чувствует радость, если все его усилия принесли положительные результаты. Это вдохновляет его на новые подвиги. Он не стоит на месте, а значит, живет радостной и полноценной жизнью. Цените все, что приносит вам радость. Позволяйте себе эту эмоцию как можно чаще, и она сделает вас счастливым.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Грусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям

Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок

Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса

Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет

Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

Формы и примеры эмоциональных процессов

Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Демография

Диаграмма распределения населения округа по возрастным диапазонам. Данные переписи населения 2000 года

По данным переписи населения 2000 года в округе Изард проживало 13 249 человек, 3 769 семей, насчитывалось 5 440 домашних хозяйств и 6 591 жилых домов. Средняя плотность населения составляла 9 человек на один квадратный километр. Расовый состав округа по данным переписи распределился следующим образом: 96,41 % белых, 1,44 % чёрных или афроамериканцев, 0,63 % коренных американцев, 0,11 % азиатов, 0,02 % выходцев с тихоокеанских островов, 1,13 % смешанных рас, 0,26 % — других народностей. Испано- и латиноамериканцы составили 1,00 % от всех жителей округа.

Из 5 440 домашних хозяйств в 25,50 % — воспитывали детей в возрасте до 18 лет, 58,70 % представляли собой совместно проживающие супружеские пары, в 7,50 % семей женщины проживали без мужей, 30,70 % не имели семей. 27,80 % от общего числа семей на момент переписи жили самостоятельно, при этом 15,10 % составили одинокие пожилые люди в возрасте 65 лет и старше. Средний размер домашнего хозяйства составил 2,30 человек, а средний размер семьи — 2,78 человек.

Население округа по возрастному диапазону по данным переписи 2000 года распределилось следующим образом: 20,90 % — жители младше 18 лет, 7,10 % — между 18 и 24 годами, 25,00 % — от 25 до 44 лет, 25,80 % — от 45 до 64 лет и 21,10 % — в возрасте 65 лет и старше. Средний возраст жителей округа составил 43 года. На каждые 100 женщин в округе приходилось 102,90 мужчин, при этом на каждых сто женщин 18 лет и старше приходилось 100,90 мужчин также старше 18 лет.

Средний доход на одно домашнее хозяйство в округе составил 25 670 долларов США, а средний доход на одну семью в округе — 32 313 долларов. При этом мужчины имели средний доход в 22 389 долларов США в год против 18 450 долларов США среднегодового дохода у женщин. Доход на душу населения в округе составил 14 397 долларов США в год. 13,60 % от всего числа семей в округе и 17,20 % от всей численности населения находилось на момент переписи населения за чертой бедности, при этом 22,40 % из них были моложе 18 лет и 13,70 % — в возрасте 65 лет и старше.

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения

Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом
человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и
организуют мышление и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека
прилив энергии. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и
счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение прилива
энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности — ив
этом первый признак того, что эмоция организует мышление и деятельность.
Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы
видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все
в розовом свете. Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только
пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это
единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его
рассудок, когда он испытывает страх. В гневе человек злится на весь мир и
видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению
или человеку — жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard,
Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на
перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы. С
одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по
отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы
стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в
различных эмоционально-экспрессивных состояниях. (Стереоскоп — устройство,
позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из
которых он воспринимает левым глазом, а другое — правым; при этом он
воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому,
либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.)
Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с
изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали
состояние человека, изображенного на них. При этом раздраженные испытуемые
из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели
в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы,
напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как
радостное и удовлетворенное. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал,
как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека.
Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

Эмоции и тело

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать
изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov,
1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974). Некоторые
изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в
функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс
разгневанного или испуганного человека может на 40—60 ударов в минуту
превышать нормальный (Rusalova et al., 1975). Столь резкие изменения
соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции
указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все
нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения
неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в
крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.
Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь
воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело
требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным
причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические
расстройства (Dunbar, 1954). Но совсем не обязательно переживать
психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние
оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции
организма. Влияние эмоций на физиологию человека подробно обсуждается в
недавней работе Томпсона (Thompson, 1988).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка
вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх — и у вас
бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги
становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал
гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца,
кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию.
Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому
напряжению. Вспомните минуты горя или печали, — наверняка тогда вы ощущали
непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми
и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у
вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных
рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством,
что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энергии, что кровь
пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего
тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать — чтобы выплеснуть
переполняющую вас радость. Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто
настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми
помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства.
Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким
характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот
переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, —
мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения
в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно
игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях
соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога
осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать
значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма.
Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная
реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность
воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы
называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких
эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности,
может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или
душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области
нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют
даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985).
Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или
депрессию, — пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, — то у вас
больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем
известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней
всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если
хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют
иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для
размножения и болезнетворного влияния.

1. Ильин Е.П. — «Эмоции и чувства»

Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека

Основное внимание уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и её составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии

В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут использоваться как в научных, так и практических целях. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector