Развитие умений и навыков: этапы и общие правила

Содержание:

Улучшаем свои навыки общения

Если раньше вы думали, что войти в число тех, кто отличается блестящими навыками общения, трудно, то вы очень и очень ошибались. На самом деле любая проблема имеет своё решение, зачастую достаточно простое, было бы только желание его искать.

Умейте поставить конкретные коммуникативные задачи по отношению к партнёрам

Стремитесь к осознанному и эффективному общению? Выбирайте подходящие эмоционально-мотивирующие задачи. Дело в том, что воздействовать на любого человека гораздо проще через его эмоциональную сферу.

Конечно, чересчур бурно проявлять свои эмоции не стоит, это может показать вас не с лучшей стороны, но умение установить эмоциональный контакт всегда было главной характеристикой лучших коммуникаторов. Поэтому определите, какой именно результат вы хотите получить от разговора и определитесь с нужными эмоциями.

Умейте не обращать внимания на психологические барьеры

Внутренние барьеры возникают в процессе общения достаточно часто, и все бы ничего, но они выступают одним из главных препятствий плодотворного общения

Но чтобы вам ничего не мешало, концентрируйте внимание на том, что для вас важно именно в процессе общения

Умейте руководить процессом общения

Забудьте на время о логических шагах в общении – если вы будете постоянно заняты просчётом необходимости того или иного действия, то у вас просто не останется времени на то чтобы добиться той цели, которую вы перед собой поставили.

Конечно же, с первого раза вы вряд ли сумеете «прочувствовать» общение, поначалу вам просто не обойтись без тренировок. Но зато потом вы сможете без особых проблем понимать настрой своего собеседника и разбираться, идёт ли он с вами на контакт.

Умейте быть обаятельным

Конечно же, вы не раз сталкивались с людьми, которые без особых проблем получают от общения все, что им нужно, а все благодаря харизме. Не нужно думать, что харизма – исключительно врождённое качество, его вполне можно и развить, для этого стоит позволить своё воображению пуститься в свободный полёт и освободить свою внутреннюю жизнь.

Умейте убирать психофизические зажимы

Скованные или чересчур развязные телодвижения немедленно просигнализируют вашему собеседнику о наличии и у вас психофизических зажимов. Возможно, он не сумеет чётко идентифицировать природу вашего состояния, однако сразу поймёт, что с вами что-то не так. Соответственно, успешность вашего общения окажется под большим вопросом. Поэтому расслабьтесь и, конечно же, тренируйтесь.

Базовые рекомендации по персональному развитию.

______

1) Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.

2) Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.

3) Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.

4) Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!

5) Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.

6) Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.

7) Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;

8) Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).

9) Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.

10) Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров. Читайте книгу Стивена Кови 7 навыков высокоэффективных людей.

______

Что такое умение?

Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.

Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.

Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.

Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.

Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер – это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.

Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.

А что такое знание?

Навыки, знания и умения – тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.

Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки – это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.

Напоследок поговорим о саморазвитии

Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.

Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.

Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание – это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.

Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки – это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда

И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить

Что с этим делать

Итак, если мы придерживаемся мнения, что в любом направлении человеческого развития всегда есть место для совершенствования, давайте попробуем, хотя бы на секунду отказаться от мысли, что мы правы. Этот критический взгляд на самих себя позволит расширить количество вариантов сказанного и интерпретаций услышанного. И как бы нам не хотелось переложить всю ответственность на собеседника, попробуем дать оценку собственным коммуникативным навыкам и пересмотреть свой арсенал приемов общения.

Удивительно, что при всем богатстве выбора известных человечеству коммуникативных навыков, в большинстве своем мы используем лишь их треть, отдавая предпочтение все тем же «старым трюкам». А что с остальными «полезными ископаемыми» наших возможностей, где они, почему не работают?

Трудности в общении возникают потому что эти самые возможности еще не раскрыты. Но хорошая новость заключается в том, что их можно развивать в любом возрасте. Если мы используем только треть наших возможностей, то представьте, как повысится наша эффективность, если мы начнем использовать половину или больше.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Коммуникативные компетенции: их применение

Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдает нас. На самом деле, даже когда мы остаемся одни, мы говорим сами с собой

Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них

1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде

Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.

На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом все больше ценятся в резюме.

Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.

2- Коммуникативные компетенции в сфере образования

Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.

Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли

Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

Этапы развития

Формирование умений и навыков – процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.

Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:

· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.

· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.

· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.

· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.

· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.

Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков

Музыка — наиболее подверженный эмоциям вид искусства, который продуктивно воспитывает детей, развивает чувство ритма, музыкальный слух, повышает психоэмоциональное состояние, подчеркивает выразительность движений при выполнении задания.

Любая задача физического воспитания требует многократного повторения вырабатываемых элементов для образования динамических стереотипов. У детей-дошкольников, в соответствии с возрастом, наблюдается недостаточность внимания, отсутствие усидчивости и выдержки, в этом случае музыка проявляется как эмоциональный и положительный способ удержания внимания при исполнении упражнений. Ритмические действия под музыкальное сопровождение могут выполняться легко, весело и не утомлять ребенка достаточно длительное время. Кроме того, мелодия подсказывает последовательность и характер включенных элементов.

Таким образом, роль ритма и мелодии в обучении чрезвычайно важна и разнообразна. С помощью музыки определяются приемы, которые создают базис физического воспитания детей, с помощью ритмических согласований с музыкой уточняются и фиксируются полученные умения. Музыка превращает скучные уроки в эмоционально насыщенные праздники-пятиминутки в жизни дошкольников.

Коммуникативность и коммуникабельность: в чем разница?

Оба термина относятся к сфере общения, но обозначают разные, хотя и родственные качества человека. Поэтому не стоит употреблять их в диалоге как равноценные слова.

Коммуникабельность – способность личности устанавливать контакты с людьми, легко и непринужденно вести разговор, заинтересовывать собеседника любой темой. Это один из ключевых составляющих высокоэффективного социального взаимодействия.

Коммуникабельность развивается у всех по-разному и зависит от черт личности. Интроверты могут быть коммуникабельными, но данный навык они будут развивать неохотно и только при необходимости.

Экстраверты легко проникаются любой темой беседы, общение доставляет им удовольствие, поэтому многие из них коммуникабельны по умолчанию. Впрочем, не всегда любовь к разговорам ведет к коммуникабельности. Некоторые экстраверты играют в одни ворота, то есть они могут болтать без умолку, но при этом такое общение не позволяет им располагать к себе других.

Коммуникативность – умение грамотно излагать информацию, четко формулировать свои мысли так, чтобы они были сразу поняты собеседником.

Коммуникабельный человек может легко идти на контакт с людьми, быстро заинтересует их, но если он не коммуникативный, то разговор получится пустым. Говорящий будет долго ходить вокруг главной мысли, которую хочет донести. В итоге беседа получится несодержательной, хотя и приятной.

Возможно и обратное. Коммуникативный человек максимально полно изложит информацию и у собеседника не будет вопросов. Более того, коммуникативная речь всегда построена грамотно с точки зрения фонетики, синтаксиса и т. д. Но часто такая подача материала сухая и скучная. Зато людям будет приятно обращаться к такому человеку за пояснением сложного вопроса.

Синдром табуретки

Человек включен в общение с себе подобными с момента рождения. Поэтому все базовые навыки общения у нас формируются еще в «досознательном» возрасте. Привычные нам способы общения очень быстро автоматизируются, становятся шаблонными. И с годами может получиться так, что сформированные в детстве навыки «отстают», не соответствуют новым коммуникативным задачам и ситуациям взрослой жизни.

Вот простой пример. Одним из базовых навыков общения является самопрезентация – представление себя партнеру (партнерам) по общению. Самопрезентация предполагает дозированное и избирательное самораскрытие

То есть важно не вываливать на собеседников все шокирующие подробности о «себе любимом», а предоставлять ровно столько информации, сколько необходимо для формирования позитивного впечатления о вас и (главное!) для достижения цели общения

А теперь представьте себе, скажем, мальчика Васю, выросшего с «синдромом табуретки». «Синдром табуретки» (это шуточное название, не научный термин) возникает у детей, родители которых всячески культивируют их одаренность (даже если таковая на самом деле отсутствует) и демонстрируют ее окружающим. Если в такую семью приходят гости, то родители тут же громко объявляют: «А сейчас наш Васенька прочитает стишок / сыграет на скрипке / споет!» После чего Васенька оказывается в центре всеобщего внимания (встает на реальную или гипотетическую табуретку) и демонстрирует всем свои таланты.

Постепенно у ребенка формируется установка: «Я должен начать общение с демонстрации своих талантов, должен восхитить всех и оказаться в центре общего внимания». Как вам кажется, насколько полезен будет такой навык общения, скажем, во время важных деловых переговоров? Наверняка вам знакомы подобные персонажи, которые вместо того, чтобы сосредоточиться на деле, «тянут одеяло на себя»

Они готовы пойти на все, даже сорвать переговоры, лишь бы привлечь внимание к своей персоне. Такие люди не владеют на осознанном уровне навыком самопрезентации, шаблонно воспроизводя сформированный в детстве «синдром табуретки»

8 базовых навыков общения:

  1. Ориентировка в ситуации общения (включая понимание целей, ролей, мотивации участников).
  2. Установление контакта, начало общения (и симметричный навык – завершение общения).
  3. Самопрезентация.
  4. Получение информации от собеседника (активное и пассивное слушание, использование вопросов, чтение «языка тела» и др.).
  5. Предоставление информации (презентационные).
  6. Эмоциональная регуляция и саморегуляция.
  7. Психологическое воздействие (убеждение, внушение) и противостояние воздействию.
  8. Предоставление обратной связи.

Разумеется, есть и более сложные навыки общения – например, связанные с ведением переговоров или публичными выступлениями перед большой аудиторией. Но без достаточного овладения базовыми навыками общения освоить навыки/умения более высокого уровня будет проблематично.

Деятельностный подход к формированию умений и навыков

Закономерности управления процессом формирования умений и навыков являются важнейшим звеном в разработке психологических основ профессионального обучения. Сформированная профессиональная деятельность должна:

  1. достигать намеченной цели — воспроизводить продукт заданного образца;
  2. выполняться как последовательность действий и операций, реализующих требуемую технологию производственного процесса;
  3. отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени);
  4. быть сознательной, т. е. разумно выполняться, вызываться и управляться сознательной целью;
  5. выполняться легко, свободно, в быстром и равномерном темпе, с значительной мерой автоматизации навыков.

Автоматизация освобождает сознание от контроля за осуществлением моторных, сенсорных и интеллектуальных операций, устойчиво повторяющихся при выполнении действий. Но в поле сознания остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результаты.

С точки зрения задач управления процессом формирования знаний и умений на основе деятельностной теории учения существенными моментами организации обучения являются следующие:

  1. планирование характеристик формируемой трудовой деятельности как конкретного профессионального умения (нормативного образца);
  2. создание условий, позволяющих учащемуся принять учебную задачу;
  3. разработка программы ориентировочной деятельности, обеспечивающей формирование ориентировочной основы профессионального умения в заданных характеристиках, и организация регламентированной ориентировки в процессе усвоения;
  4. организация усвоения деятельности как процесса ее интериоризации с формированием требуемых характеристик на каждом из этапов этого процесса;
  5. обеспечение контроля за ходом формирования деятельности и ее коррекция.

Похожие термины:

  • управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направ

  • упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств

  • дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучен

  • индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

  • один из приемов познания, мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков изучаемых явлений процесса преподавания изобразительного искусства, выделение общих и существенных. Т

  • (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон познания, заключающаяся в мыслительном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств явлений процесса преподавания изобразительного

  • определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой: дидактич

  • отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску лит

  • исследовательский центр РАО, в задачи которого входит комплексное педагогическое обеспечение функционирования русского языка как государственного языка России, сохранения и укрепления его поз

  • один из важнейших методов исследования, представляющий собой активную исследовательско-практическую деятельность экспериментатора по изучению причинно-следственных связей в педагогических яв

  • методический (педагогический) эксперимент и методы наблюдений, изучения и обобщения передового опыта учителей и коллективов, метод бесед с учащимися, учителями, родителями, метод анкетирования и

  • важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.), в процессе которого проверяются новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида экспериме

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории, теории и практике методики. Содержит небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и отрывки из трудов. Стат

  • Группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального вза

  • Методика представляет собой отрасль педагогической науки – дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерно

  • Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе

  • оборудуется в институтах повышений квалификации (усовершенствования) учителей (педагогических кадров), в педагогических институтах и университетах, колледжах, педагогических училищах, а также в

  • наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент. В качестве К. в методике используют: 1) базисные понятия педагогики (воспитание, обучение, преподавани

  • (лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) – один из приемов познания, включение изучаемого явления процесса преподавания изобразительного искусства через абстрактное понятие в многообр

Коммуникативные навыки: откуда они берутся

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течении всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде.

Во многих ситуациях мы поддаёмся наработанным нами в течение жизни стереотипам поведения, и продолжаем за них держаться, даже когда они перестают работать. Потому что когда-то, в аналогичной ситуации это сработало. Мы уверены в собственной правоте. Нам так комфортно — думать, что мы правы, делать, что умеем, отстаивать то, в чем уверены. И это действительно срабатывает…, но не всегда. Частота побед в общении напрямую зависит от коммуникативных возможностей, которыми мы располагаем. В случаях отсутствия нужного знания или опыта мы получаем недоверие и конфликты, а наши коммуникации становятся неэффективными.

Лучшие ответы

Ольга Луца:

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным

Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

Определение и классификация общеучебных умений и навыков (чему учить?) .

Общеучебные умения и навыки — это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я предлагаю принять за основу такую классификацию:

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся: определение индивидуальных и коллективных учебных задач;выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;сравнение полученных результатов с учебной задачей;владение различными формами самоконтроля;оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;постановка цели самообразовательной деятельности;определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся: работа с основными компонентами учебника;использование справочной и дополнительной литературы;различение и правильное использование разных литературных стилей;подбор и группировка материалов по определенной теме;составление планов различных видов;создание текстов различных типов;владение разными формами изложения текста;составление на основе текста таблицы, схемы, графика;составление тезисов, конспектирование;подготовка рецензии;владение цитированием и различными видами комментариев;подготовка доклада, реферата;использование различных видов наблюдения;качественное и количественное описание изучаемого объекта;проведение эксперимента;использование разных видов моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся: определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;выявление существенных признаков объекта;определение соотношения компонентов объекта;проведение разных видов сравнения;установление причинно-следственных связей;оперирование понятиями, суждениями;классификация информации;владение компонентами доказательства;формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся: выслушивание мнения других;владение различными формами устных публичных выступлений;оценка разных точек зрения;

vasia novikov:

Бывают навыки полезные. Бывают навки вредные (н/п держать сигарету в кулаке, что бы не земетили) .Надпредметные навыки как и политехническое образование практичевки не нужны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector