Категорический императив

«Золотое правило» нравственности

История «золотого правила» нравственности чрезвычайно интересно, так как именно это положение является чуть ли не основой современного нравственного поведения. Эту историю можно назвать историей становления нравственности в целом. Если рассматривать современное понимание «золотого правила», то следует обратиться к восемнадцатому веку, ведь именно тогда данное положение сформировалось в том виде, в котором является известным на сегодняшний день.

Очень давно, ещё в первобытном обществе, действовали нормы поведения, которые нам, современным людям, конечно же, покажутся дикими и бесчеловечными. Речь идёт о существовании на тот момент обычая кровной мести, основывающегося на принципе равноценного создания. Действительно, обычай дикий и никаким образом не подходящий под современные реалии, но на тот момент это было весьма важным и действенным принципом поддержания порядка в первобытных общинах.

Родоплеменные отношения через какое-то время изжили себя, и поэтому общество перешло к другим формам социального взаимодействия. Общины перестали быть столь разграниченными, что сделало принцип кровной мести практически бессмысленным из-за размытости границ между родоплеменными социумами. Представитель общины перестал быть целью членов другой общины, если проступок совершал кто-то из его родственников, а община перестала нести ответственность за проступки отдельных своих членов. Из-за падения старых поведенческих норм появилась надобность в появлении и установлении новых.

«Золотое правило» нравственности подразумевает под отношением к другим отношение к любому другому человеку. Слово «другой» в каком-то смысле уравнивает всех других людей, что может показаться унизительным, но тут следует расставить акценты. Уравнивание не подразумевает принижения достоинств личности. Истина подразумевает равенство свободы, равенство перед лучшими общечеловеческими качествами, равенство перед возможностью самосовершенствования.

«Золотое правило» ставит человека в ситуацию, когда он должен представить себя на месте другого человека. В результате такой воображаемой замены человек чувствует отношение к себе от лица другого индивида. Такая позиция берётся за основу в межличностной связи, которая называется любовью. Именно поэтому есть такая вариация этого выражения, гласящая «возлюби ближнего своего, как самого себя». Из этого следует, что к постороннему человеку нужно относиться как к самому себе в перспективе самосовершенствования. То есть, не как к средству для достижения своей цели, а именно как к цели.

Отсылки к «правилу» у философов

Отсылки к «золотому правилу» нравственности имеются у многих философов, так как он часто ставился в основу изучения вопросов нравственности и поведенческих норм.

К примеру, можно взять суждения Томаса Гоббса, который считал данное суждение основой естественных законов, определяющих человеческую жизнь

Следует также учесть важность «золотого правила», заключающееся в его простоте. Это является плюсом для донесения этой идеи до самых простых слоёв населения

Государство имеет свою выгоду в усвоении населения «золотого правила» нравственности — граждане попросту избавляются от эгоистических притязания, становясь одним целым с социумом.
Джон Локк считал., что «золотое правило» не является врождённым для человека. Основу правила составляет суждение о всеобщем естественном равенстве, и индивид должен сам прийти к таким важным соображениям.
Мнение Иммануила Канта о «золотом правиле» нравственности являлось довольно критическим. Он считал, что данная истина не даёт возможности для корректной оценки уровня нравственности человеческого развития, так как индивид может сам определить границы своего нравственного развития, сознательно занизив их, тем самым выбрав эгоистическую позицию.

Кант и котики

Имей мужествопользоваться собственным умом.Иммануил Кант

Изучать категорический императив будем на котиках.

Предположим, вы сидели в кресле, а потом резко встали. Но забыли, что на ногах у вас дремлет котик. Когда вы вставали, котик, пытаясь удержаться, выпустил когти вам прямо в ногу. Вы заорали: «Ах, ты, котина ты этакая!»

И тут вы замечаете, что висящий на стене портрет Канта нахмурил брови. Ибо категорический императив Канта гласит:

«Поступай так,чтобы максима твоей волимогла бы быть всеобщим законом».

Слово «максима» в данном контексте означает «главный принцип».

То есть, по Канту, вы только что создали всеобщий закон «Орать на котиков», что, конечно же, не делает вам чести.

Но, допустим, котика вы отцепили, перед ним извинились и случайно созданный вами всеобщий закон отменили. Как же теперь поступать, чтобы Кант не хмурился?

Прямо скажем, жизнь у вас будет не такой простой. Согласно Канту внешние правила и установки для вас потеряют всякое значение. Вам придётся создать свой личный кодекс чести, в соответствии с которым и жить дальше.

Кант исходит из того, что вы – это субъект доброй воли, а, следовательно, все ваши поступки – это результат вашего внутреннего выбора. Только в этом случае вы сможете быть по-настоящему свободным.

Вы не можете быть свободным, слушая других, потому что всегда есть вероятность того, что вас банально обманывают и используют в своих целях.

Как только вы сталкиваетесь с ситуацией нравственного выбора, то ваша задача – сформулировать для себя максиму – нравственный принцип, которым вы будете руководствоваться. И эта максима должна следовать категорическому императиву Канта.

То есть все ваши помыслы и поступки должны быть направлены в сторону высшей добродетели. Вы поступаете не потому, что кто-то и что-то считает, а потому, что сами это выбрали.

Есть важное следствие категорического императива: раз вы – это субъект доброй воли, то и остальные люди – это тоже субъекты доброй воли. А раз так, то отсюда следует высший принцип нравственности, который в упрощённом виде можно сформулировать так:. К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей

К другому человеку нельзя относитьсякак к средству для достижения своих целей.

По отношению к другим людям следует поступать только так: этот человек и его достоинство – это для вас высшая ценность.

По Канту человек – это свободное существо, которое не нуждается в чужих правилах и в чужом мнении. Сам человек и есть автор своих нравственных принципов.

В качестве примера Кант приводит такую ситуацию. Допустим, человек хочет взять деньги в долг. Но при этом он понимает, что вернуть долг у него мало шансов. Но он начинает клясться и божиться, что долг точно отдаст. То есть максима у этого человека такая: «Обещаю, что хочу, но выполнять не собираюсь». Очевидно, что если сделать эту максиму всеобщим законом, то все договорённости между людьми моментально стали бы невозможными. Поэтому добродетельный человек сформулирует просьбу дать взаймы максимально близко к реальной ситуации.

Другой пример Канта. Какой-то человек решил всю свою жизнь бездельничать и развлекаться. Насколько эта максима годится?

— Не годится! – строго отвечает Кант, — всё в природе развивает свои способности. Поэтому как разумное творение природы человек не может стать трухлявым пнём, а должен развивать то, что в нём заложено природой. Нехорошо, когда талант ржавеет без дела.

При этом нельзя руководствоваться критериями «приятно» или «неприятно». Если вы решили, что ваша максима «следить за здоровьем», то не надо валяться на диване. А надо вставать и заниматься своим телом.

Сначала решили что-либо, а потом силой воли выполняете то, что решили. Никакие чужие попытки сбить вас с пути нравственности не будут иметь успеха. Сделать гадость, в надежде, что никто не узнает – не выйдет. Вы-то знаете, что делаете гадость, а потому – никаких гадостей!

Вы решили поступить нравственно – вы так поступаете. И точка.

Это был краткий пересказ труда Канта «Основы метафизики нравственности», который он написал ещё в 1785 году.

Но пока не появилось страны, законы которой были бы написаны на основе категорического императива Канта.

Насколько же этот императив применим к реальной жизни?

Эстетика Канта

В своей работе «Критика способности суждения», мыслитель досконально обсуждает вопрос эстетики. Он рассматривает эстетическое, как нечто, нравящееся в идее. По его мнению, существует так называемая сила суждения, как высшая способность чувства. Она находится между рассудком и разумом. Сила суждения способна соединить чистый разум и практический.

Философ вводит понятие «целесообразность» по отношению к предмету. Согласно этой теории, существует два вида целесообразности:

  1. Внешняя – когда животное или предмет могут быть полезны для достижения конкретной цели: человек использует силу быка, чтобы вспахать землю.
  2. Внутренняя – то, что вызывает в человеке чувство прекрасного.

Мыслитель считает, что чувство прекрасного зарождается в человеке именно тогда, когда он не рассматривает предмет с целью применить его практически. В эстетическом восприятии главную роль играет форма наблюдаемого объекта, а не его целесообразность. Кант полагает, что нечто прекрасное нравится людям без понимания.

Сила рассудка же вредит эстетическому чувству. Это происходит потому, что рассудок пытается расчленить прекрасное и проанализировать взаимосвязь деталей. Сила красоты ускользает от человека. Невозможно научиться чувствовать прекрасное сознательно, но можно постепенно воспитать в себе чувство красоты. Для этого человеку необходимо наблюдать гармоничные формы. Подобные формы представлены в естественной природе. Развить эстетический вкус возможно и через соприкосновение с миром искусства. Этот мир создан для обнаружения красоты и гармонии, и ознакомление с произведениями искусства – лучший способ воспитать в себе чувство прекрасного.

Экологические императивы

Развитие общества напрямую связано с природными условиями. Более спокойный эволюционный период в развитии человечества наблюдался в те эпохи, когда окружающую среду можно было подчинить своим интересам. При этом люди не задумывались о последствиях своей деятельности, о том, что существует ли обратная связь, способная внести необратимые коррективы в их жизнь.

Бывали в истории человечества и кризисы, когда полностью исчерпывались те возможности, которые были приобретены в более спокойные периоды развития. При этом дальнейшее существование цивилизации становилось возможным только при кардинальных изменениях в экологической нише, а также при новой организации общества. Такие периоды были характерны великими переселениями народов, коренной сменой структуры цивилизации и т.д.

Экологическая опасность, которая подстерегает человечество, очень серьезна. Устранение данной проблемы ставит перед обществом довольно трудные задачи. Для продолжения своей истории человечество должно обязательно согласовывать все виды деятельности с нуждами природы. При этом развитие общества должно идти в одной цепочке с развитием биосферы земли. Данное требование – это экологический императив. Нарушение его условий грозит катастрофическими последствиями.

Суть категорического императива

Безусловные императивы — это всеобщие законы морали, которые определяет для себя человек. Их не существует в форме конкретных предписаний. Категорические императивы лишь задают направление сознанию и деятельности человека.

Принципы моральных законов

Согласно кантовским учениям, у каждого человека в процессе воспитания формируется собственная система ценностей и принципов поведения. В философии эту совокупность нравственных правил принято называть максимой.

Человек является единственным автором своих моральных принципов. Но сложно представить, какова была бы обстановка в мире, если бы эти максимы основывались на антигуманистических принципах. Для соблюдения порядка в любом обществе нужны единые ценности. Основа нравственности, по Канту, заключается в чувстве долга. Этот параметр формирует границы дозволенного. Переступая через них, человек теряет чувство собственного достоинства.

Принцип философа гласит, что каждому человеку «поступать нужно так, чтобы максима могла стать всеобщим законом». То есть ценности конкретной личности должны быть одобрены всеми людьми. Лицемерие, ложь, массовые убийства и другие негативные явления не могут служить основой развития общества. А вот добро, милосердие, честность, по мнению философа, являются правильными ориентирами. Золотое правило этики от Канта звучит не так, как у Конфуция. Главная роль в работах немецкого философа отводится не действию, а человеку.

Роль человека в обществе

И. Кант полагал, что человек является высшей ценностью в государстве, поэтому деятельность правительства или других объектов не должна быть направлена на ущемление прав населения.

Личности характеризуются важными параметрами:

  • свободой выбора;
  • чувством собственного достоинства;
  • практическим разумом.

Однажды немецкий философ сказал: «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Эта фраза подчёркивала мнение мыслителя о том, что максима человека должна развиваться независимо от окружающего мира. Все поступки являются результатом внутреннего выбора.

Мировоззрение лица не зависит от внешних обстоятельств и не направлено на достижение какой-либо цели. Только при соблюдении этих условий человек свободен. Критические идеи Иммануила Канта были использованы многими политическими деятелями для формирования основ взаимодействия граждан и государства.

Отношение к религии

Иммануил Кант известен своими категоричными антихристианскими работами. Философ подвергал сомнению существование бога, души и бессмертия. Человек, по мнению мыслителя, свободен, поэтому не нуждается в «другом существе над ним».

Но работа «Критика практического ума» содержит выводы о том, что религия является мощным стимулом для совершенствования душевных качеств.

Заветы, содержащиеся в Библии или других Священных Писаниях, могут играть роль всеобщих законов. Кант смог сформулировать своё универсальное понятие религии.

Иммануил Кант продолжил изучать золотое правило этики и навсегда изменил его. Высшей ценностью он провозгласил индивида и его свободу выбора. Философом была разработана универсальная модель межличностных отношений, которой стоит руководствоваться в каждом обществе.

Предыдущая
ФилософияФилософия Древнего Востока — общая характеристика, черты и особенности развития
Следующая
ФилософияАтомизм в философии — представители, идеи и теории

Нравственные императивы

Жизнь любого человека протекает в стесненных рамках выдвигаемых обществом требований. При этом постоянно происходит утверждение новых нравственных принципов. Например, некоторые допустимые действия в прошлом становятся недопустимыми в сегодняшнем мире. Такие ограничения и есть нравственный императив.

Здесь требования не менее жесткие, чем экологические. Нравственные императивы – это те условия, от которых в решающей степени будет зависеть будущее человечества. Все мы должны осознать, понять и усвоить эти требования. Любой человек принадлежит не только к какой-либо конкретной нации или стране. Он является членом сообщества всей планеты. Для нормального развития цивилизации люди должны иначе относиться к природе. Они обязаны оставить опасную иллюзию главенства над ней. При этом вся жизнь человеческого общества должна быть подчинена законам природы, а также ее морали.

Биографические данные

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье.

Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.

В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.

Ученый преподает на протяжении 40 лет. Осенью 1797 года, он завершает педагогическую деятельность по причине своего преклонного возраста. Учитывая слабость здоровья, Кант всю жизнь придерживался крайне строгого распорядка дня, что помогло ему дожить до преклонных лет. Он не женился. Философ никогда в жизни не выезжал из родного города, и был в нем известен и уважаем. Он умер 12 февраля 1804, и был похоронен в Кенигсберге.

Крупнейший мыслитель 18 века

В этике эпохи Просвещения особое место отводится Иммануилу Канту. Труды этого крупнейшего мыслителя 18 века и до настоящего времени оказывают на философию огромнейшее влияние. Духовная ситуация, которая складывалась в обществе того времени, была характерна попытками создать особое течение. Оно должно было представлять собой автономную философию, в основе которой находились только разум и опыт.

Данные пытки привели к тому, что споры мировоззрений предельно заострились. Оказалось, что если использовать только чисто логические рассуждения и опираться на опыт, то выводом может стать как существование Бога, так и его отрицание. Данный подход позволял с одинаковым успехом как доказывать какой-либо тезис, так и полностью отвергать его.

Суть учения о добродетелях

Учение Канта о категорическом императиве представляет собой формализацию моральных принципов. Он назван философом так потому, что его следует исполнять исключительно из стремления к долгу. Любые иные цели – неприемлемы. Он априорен. И, следовательно, его не надо доказывать. Он выводится из данного нам практического разума как самоочевидность. Он преодолевает границы естественного субъекта, превращая его в общественного. Более того, если мы подчиним все наши действия требованиям этого разума, то мы и станем самыми моральными существами. Именно поэтому Кант говорит о «всеобщем законодательстве». Ведь то, что объединяет человеческий род для философа находится в некоем свободном «царстве целей», постигаемом исключительно интеллигибельно. Моральный человек совершает прыжок из нашего мира в трансцедентальный, находящийся «по ту сторону природы». Он выходит из повседневной области и становится полностью свободным. Поэтому ему не нужно и традиционное религиозное обоснование морали. Ведь у человека, который свободен по-настоящему, главными мотивами являются долг и обязательства разума. Следовательно, ему не нужно никакое высшее существо, которое бы стояло над ним и принуждало бы его. Единственным мотивом, который довлеет над свободным человеком, является сам, светящийся изнутри моральный закон. Поэтому, как убежден Кант, нравственности религия не нужна. Другой вопрос – это источник такого императива. Он не может исходить из природы. Следовательно, он находится в трансцедентальном, интеллигибельном мире высших целей, там, где должно быть бессмертие и Бог.

Противоречивость понятия императива

Но такие взгляды подвергаются критике от не только ученых и общественных и государственных деятелей развивающихся стран, но и проницательных дальновидных интеллектуалов развитых Запада. Они подчеркивают исчерпанность капиталистического неконтролируемого рыночного развития, несправедливость разделения мирового сообщества на «страны-изгои» и «страны благополучные». Так, в Рио-де-Жанейро на упоминавшейся Конференции 1992 г. Генеральный секретарь Конференции Стронг заявил: «Эта модель роста и структура потребления и производства, которая связана с ней, не являются стабильными для богатых и их нельзя взять на вооружение бедными. Следование по данному пути может спровоцировать конец нашей цивилизации… Разрушительный и расточительный образ жизни богатых не может сберегаться за счет условий существования природы и бедных и жизни».

Некоторые крупные ученые (к примеру, академик РАН Коптюг В. и др.) подчеркивают, что основной вопрос — это вопрос совместимости стабильного развития и рыночных отношений, так как первое предусматривает доминирование планомерного и сознательного контроля, а второе — элементов стихийности, неуправляемости, неконтролируемости.

Что такое «категорический императив» И. Канта и в чем его сущность?

По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловече­скими правилами, являющимися для него категорическим императи­вом (безусловным повелением).

Суть категорического императива И. Кант формулирует следую­щим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим зако­ном;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей

ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо.

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует аб­солютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля. Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную цен­ность сама по себе.

Категорический императив, по Канту, является внеэмпирическим, так как он не возникает в результате обобщения человеческого пове­дения, «он касается того, что должно быть, а не того, что есть», и апри­орным («И подлец знает, что его поведение не является нравствен­ным»).

Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру.

По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим им­перативом. А таким императивом, как он утверждает, является осоз­нание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, кото­рый не может быть средством для чего-нибудь, .а только цель сама по себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только ра­зумная и свободная личность имеет безусловную ценность: чело­век должен быть свободным и разумным — таков моральный закон. А моральный закон требует «поступать таким образом, чтобы при­знавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не сред­ством». Исходя из этого, Кант требует от каждого «действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло бьпь так же осно­вой всемирного законодательства». Именно поэтому, по Канту, абсо­лютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует «изначальное зло», которое он назы­вает эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо).

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Кант впервые отделил эти­ку от философии как самостоятельную отрасль и выявил тем самым, что этика имеет огромное значение ддя государства и политики наряду с правом.

В отличие от предшествующих теорий, усматривающих основу нрав­ственности только в счастье или пользе человека, И. Кант подобную основу видит прежде всего в требовании нашего разума.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector