Виды интеллекта

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах»

Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Теория множественного интеллекта

Психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди. Он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.

Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.

Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов.

Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков.

Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты.

Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты.

Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое.

Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи.

Социальный интеллект (межличностный). Тебя интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, ты принимаешь участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у тебя много друзей, ты помогаешь жителям своего района или просто общаешься с большим количеством людей.

Внутренний интеллект (внутриличностный). Ты осознаешь и понимаешь свои чувства, знаешь, что у тебя получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что ты понимаешь себя лучше других. Возможно, ты ведешь дневник, строишь планы на будущее, размышляешь о прошлом и ставишь цели.

Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя). Ты наблюдателен, тебе нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если ты живешь в городе, то склонен классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, ты любишь бывать на природе или увлекаешься садоводством, любишь заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах.

Философский интеллект (экзистенциальный). Ты много размышляешь о жизни. Тебе нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Тебе интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Ты любишь медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Ты преклоняешься перед красотой и уважаешь все живые существа. Можешь с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем.

Интеллект тела: что это?

Называется телесным интеллектом множество когнитивные способности, которые позволяют координировать ум с остальной частью тела позволяя текучий и точный контроль над ним. Благодаря этому мы можем управлять своей силой, балансом, скоростью, координацией или точностью, являясь типом интеллекта, который позволяет автоматизировать и обучать навыкам. Очевидно, это также связано с мелкими, а также грубыми моторными навыками.

Использование этого типа интеллекта очень разнообразно и позволяет правильно адаптироваться к окружающей среде и достижению целей и задач. В основном мы используем этот тип интеллекта при работе с инструментами и инструментами, будь то простые или сложные или с высокой точностью, и он также интегрирован в интеллект тела способность к эмоциональному выражению через движение тела .

Этот последний аспект также имеет важные последствия в другом смысле, и он заключается в том, что психика оказывает большое влияние на тело и тело на психику. Таким образом, знание того, как управлять телом, также будет означать улучшение управления умом на уровне самопознания и саморегуляции.

Эти соображения относительно телесного интеллекта делают то, что этот тип интеллекта считается специально разработан в профессиях, которые требуют большой точности или физических способностей такие как актерское мастерство, танцы, живопись, ремесла или хирургия.

Статья по теме: «8 высших психологических процессов»

Социальные навыки

Подытожить все социальные навыки в одном пункте практически невозможно. Однако предыдущие 4 области помогут решить множество социальных проблем, с которыми человек может столкнуться. По словам Гоулмана, социальные навыки влияют на все: от работы до личной жизни.

Социальные навыки имеют много форм и особенностей. Это большее, чем дружелюбие и остроумие. Эти навыки включают широкий спектр способностей: от умения сочувствовать и понимать мысли окружающих, до способности быть хорошим менеджером, членом команды (в офисе, игре), который может действовать на высоком уровне.

Эти навыки человек осваивает в течение жизни – ребенок их использует в детском коллективе, взрослый – в рабочей и социальной среде. Улучшить можно любой из них, но это требует времени, усилий, воли, терпения. Хорошо иметь образец, обладающий желанными навыками. Тренироваться можно всякий раз, когда есть возможность.

Одна из форм социальных проблем, которую следует выделить, – это решение разногласий. Здесь можно проверить все свои навыки на практике.

Выясните, в чем состоит проблема, в спокойной обстановке

Успокоившись, определите, что является предметом конфликта. Прежде чем принять решение, убедитесь, что и оппонент осознал суть проблемы. Предложите решение, выгодное для обеих сторон, воспринимайте уступки, которые другая сторона хочет или не хочет делать (но твердо стойте на своем).

Завершите конфликт дружеским тоном

Будь то деловые или личные отношения, они работают лучше, когда все участники понимают спорную вещь одинаково. Если вы не можете закончить разговор положительным тоном, по крайней мере, попытайтесь, чтобы ваша последняя попытка была кооперативной. Ваш босс, коллега, партнер должен знать, что вы хотите достичь той же цели, несмотря на иное мнение.

Научные труды

  • Gardner H. «A Blessing of Influences» in Howard Gardner Under Fire (англ.) / Schaler, Jeffrey A.. — Illinois: Open Court, 2006. — ISBN 978-0-8126-9604-2.
  • Gardner H. To Open Minds: Chinese Clues to the Dilemma of American Education (англ.). — New York: Basic Books, 1989. — ISBN 978-0-465-08629-0.
  • Gardner H., Vecchi V., Rinaldi C., Cagliari P. Making learning visible (неопр.). — Italy: Reggio Children, 2011. — ISBN 978-88-87960-67-9.
  • Gardner H. Truth, beauty, and goodness reframed: Educating for the virtues in the 21st century (англ.). — New York: Basic Books, 2011.
  • Gardner H., Davis K. The App Generation: How Today’s Youth Navigate Identity, Intimacy, and Imagination in a Digital World (англ.). — Yale University Press, 2013. — ISBN 9780300196214.
  • Gardner H. Mind, Work, and Life: A Festschrift on the Occasion of Howard Gardner’s 70th Birthday (англ.). — Create Space, 2014. — ISBN 978-1499381702.

Переводы на русский язык

Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта = Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligence. — М.: «Вильямс», 2007. — 512 с. — ISBN 978-5-8459-1153-7.

Как развить интеллект

Разум человека отражает особенности и уровень работы мозга. Поэтому косвенно на развитие интеллектуальных способностей влияют такие факторы, как особенности питания, нарушения развития плода в период гестации, родовые травмы, наличие психических и соматических патологий.

Чтобы мозг работал нормально, человек должен быть здоровым и физически активным, правильно питаться, больше бывать на свежем воздухе. В психологии развитие интеллекта связывают с его структурой – для совершенствования каждого вида используют определенные способы:

  1. Межличностный. Занимаются нейролингвистическим программированием – моделированием вербального и невербального поведения людей с учетом их целей и задач. Посещают тренинги по развитию коммуникативных навыков.
  2. Внутриличностный. Занимаются духовными практиками, медитацией. Посещают тренинги по самосовершенствованию и саморазвитию.
  3. Визуально-пространственный. Занимаются рисованием, объемным проектированием и конструированием, создают модели визуализации, осваивают правила стереометрии.
  4. Телесно-двигательный. Занимаются спортом, танцами, другими видами физической деятельности, которая требует заучивания и многократного повторения сложных движений. Выполняют упражнения на развитие двигательной координации и сохранение равновесия.
  5. Музыкально-ритмический. Слушают музыкальные композиции, учатся игре на музыкальных инструментах.
  6. Вербально-лингвистический. Тренируют написанием текстов на заданную тему. Изучают иностранные языки. Параллельно расширяют словарный запас, читают классическую литературу, запоминают литературные приемы и выражения, которые глубоко воспринимаются аудиторией, производят впечатление на слушателей. Пробуют интересно и увлекательно рассказывать о событиях из жизни.
  7. Логико-математический. Тренируют решением логических задач. Играют в интеллектуальные игры, которые предусматривают планирование стратегии, развивают дедукцию и логическое мышление. Изучают компьютерное программирование.

Традиционно, чтобы развить интеллект люди играют в такие игры, как шахматы, нарды, шашки или карточные, где требуется умение прогнозировать результат (выигрыш, проигрыш) в зависимости от исходных условий (вид и сочетание карт). К интеллектуальным карточным играм относят преферанс и покер.

Интеллект – комплекс свойств человека, определяющих познавательную и мыслительную деятельность. Интеллектуальный человек – это индивид, который обладает незаурядным интеллектом, что значит умение налаживать коммуникативные связи, достоверно воспринимать информацию, поступающую из внешнего мира, адекватно оценивать свойства своей личности, сопоставлять полученные сведения, делать логичные, взвешенные выводы.

Теория множественного интеллекта Гарднера

Кинестетический или кинестетический интеллект тела является одним из восьми основных типов интеллекта предложенный Говардом Гарднером в его теории множественного интеллекта , Чтобы облегчить понимание этой концепции, в первую очередь удобно оценить, что предполагает эта теория.

Теория множественного интеллекта основана на идее, придуманной Говардом Гарднером и различными сотрудниками Гарвардского университета, о том, что тип знаний, оцениваемых в образовательной и академической сфере, обычно не дает достаточной информации в отношении интеллектуальных способностей или интеллекта. понимается как способность или набор возможностей, которые позволяют анализировать и решать проблемы, а также правильная адаптация к окружающей среде .

Автор, визуализируя, что именно большинство тестов интеллекта, собственная концепция интеллектуального коэффициента и концепции этого как уникальная способность были сосредоточены на словесной и логической вещи (тот же тип информации, которая ценится в основном на академическом уровне), Он пришел к выводу, что, хотя до сих пор они не рассматривались как таковые, помимо словесной и логической важности существуют другие возможности для адаптации и «интеллектуального» поведения в середине. Гарднер разработал теорию, в которой он предположил, что успех, производительность и даже интеллектуальные и адаптивные способности зависят не от логически-вербальных способностей, а от набора навыков, общих для всех людей, в большей или меньшей степени, среди которых предыдущие были только одним из них

Он также опирался на знание дел гениальности и неординарных способностей между предметами с небольшим навыком, когда дело доходит до словесного мышления. В заключение: Гарднер предположил, что существуют разные типы интеллекта

Гарднер разработал теорию, в которой он предположил, что успех, производительность и даже интеллектуальные и адаптивные способности зависят не от логически-вербальных способностей, а от набора навыков, общих для всех людей, в большей или меньшей степени, среди которых предыдущие были только одним из них. Он также опирался на знание дел гениальности и неординарных способностей между предметами с небольшим навыком, когда дело доходит до словесного мышления. В заключение: Гарднер предположил, что существуют разные типы интеллекта.

Теория множественного интеллекта предлагает, основываясь на исследованиях, проведенных самим Гарднером, всего восемь интеллектов (хотя теория не близка к возможности того, что их больше). Это логико-математический интеллект, лингвистический интеллект, пространственный интеллект, музыкальный интеллект, межличностный интеллект, внутриличностный интеллект, натуралистический интеллект и, наконец, интеллект, который дает начало настоящей статье: телесно-кинестетический интеллект.

Вас может заинтересовать: «Говард Гарднер: биография американского психолога»

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Внутриличностный и межличностный типы интеллекта

Внутриличностный
и межличностный типы интеллекта

В этой статье речь пойдёт о двух следующих типах
интеллекта – внутриличностном и межличностном.

Внутриличностный интеллект часто определяют как ту
часть нашей личности, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу,
самопознанию.Сюда же часто относят
такие аспекты, как интуицию и духовность и даже сверхсознание. Но, на мой
взгляд, гораздо важнее то, что внутриличностный интеллект непосредственно
связан с волей и мотивацией: он во многом определяет нашу способность ставить
цели – не просто придумывать красивые картинки из «туманного далёка», а
конструировать реализуемые планы – и двигаться к их осуществлению. Он же
отвечает и за контроль деятельности в процессе движения: за контроль наших
эмоций, за умение остановиться и взглянуть на ситуацию с новой стороны, выявить
и выразить в словах субъективные мысли и чувства.

Конечно, всё, что связано с движением к цели, будет
теснейшим образом определяться также нашим вербально-лингвистическим и
логико-математическим интеллектом. Однако знать, понимать – это одно. А вот
действовать, дать себе пинок, вытащить за собственные волосы себя и своего коня
из болота – это никакая не лингвистика-математика, а воля в чистом виде. То,
что входит во внутриличностный интеллект.

Наиболее ярко этот тип интеллекта проявляется у
философов, психиатров, мистиков и духовных наставников. Именно из их
глубочайшего анализа самих процессов мышления родилось выражения «Познай себя»
(перед тем, как познавать мир), «Хочешь изменить мир – начни с себя». В самом
деле, если вы не используете отчуждаемые стратегии (то есть такие, которые
работают вне зависимости от того, кто их использует), то единственный способ
чего-то добиться – это глубоко осознать, каким образом вы взаимодействуете с
окружающим миром, прочувствовать все причинно-следственные связи и найти,
наконец, те точки воздействия, до которых вы можете добраться.

Межличностный интеллект – в некотором роде
противоположен внутриличностному. Однако это никоим образом не означает, что
высокий уровень развития одного из них исключает развитие другого. Ни в коем
разе! Когда речь идёт об интеллекте, то всегда стремитесь заменять «или» в
подобных вопросах на «и».

Межличностный интеллект сильнейшим образом связан с
такой чертой личности, как эмпатия – способностью сопереживать чувствам других
людей, чувствовать эти чувства. Проявляется межличностный интеллект в
способностях к работе с другими людьми и коммуникации – как вербальной, так и
невербальной (заметим, что порой через невербалику передаётся 90 и более
процентов информации!)

Наиболее важен межличностный интеллект для тех, кто
много взаимодействует с другими людьми – учителей, терапевтов, политиков,
религиозных лидеров, менеджеров по продажам и так далее.

А теперь самое важное: каждый тип интеллекта можно
развивать и «прокачивать». Про вербально-лингвистический и
логико-математический, думаю, и говорить ничего не надо.
Визуально-пространственный прокачивается, скажем, визуализацией и занятиями
рисованием, стереометрией, объёмным конструированием

Телесно-двигательный –
сложными видами спорта (физкультуры), где требуется заучивать и комбинировать
разнообразные движения, развивая координацию и равновесие.

Кстати, знаете ли вы, что некоторые психологи
физическое чувство равновесия – то самое, за которое отвечает внутреннее ухо –
связывают с уверенностью человека в себе?

Музыкально-ритмический интеллект, понятно, можно
развить, прослушивая музыку или (что гораздо эффективнее!) обучаясь игре на
каком-нибудь музыкальном инструменте. Внутриличностный – от специфических
психотренингов до духовных практик. Межличностный – НЛП, тренинги продаж и
многое другое.

Все методы есть. Большинство – отработаны до совершенства.

Было бы желание развиваться!

Не знаю, насколько это замотивирует конкретно вас,
но скажу: любое движение вверх (по карьере, здоровью, личным отношениям) – это
развитие. И, не развиваясь, вы в лучшем случае останетесь на одном месте. Хотя
– нет, не останетесь. Ведь в наше время «даже для того, чтобы остаться на
месте, приходится бежать со всех ног», как писал Льюис Кэрролл.

Так что – приятной практики!

Павел Григал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector