Картотека методов диагностики интеллекта (психолого

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Что не так с тестом интеллекта?

Начиная с середины XX века, многие серьезные ученые-психологи выступали с критикой тестов интеллекта. Причиной этого была неадекватная оценка реальных способностей к мыслительной деятельности на основании критериев, предложенных разработчиками тестов.

Точнее, уровень развития умственных способностей можно было определить, но в жизни высокий уровень часто «не работал». По данным крупнейших американских фирм, в которых практиковали эти методики для оценки сотрудников, наиболее успешными, эффективными и творческими работниками оказывались люди со средним или чуть выше среднего IQ. А сотрудники с высокими показателями коэффициента интеллекта чаще всего были просто добросовестными исполнителями.

В 20-х годах прошлого века американский психолог Л. Термен начал интересное исследование, которое в общей сложности длилось 60 лет:

  • На основании тестирования более 150 тысяч американских школьников отобрали 1500 детей с уровнем интеллекта выше 136 баллов.
  • Затем в течение нескольких десятков лет за этой группой наблюдали, фиксируя успехи, карьерный рост, уровень благосостояния.

Как оказалось, практически все «интеллектуалы» сделали неплохую карьеру, добились успехов в своей сфере, имели материальное благосостояние выше среднего по стране. Но никаких значимых достижений никто из этих людей не продемонстрировал. Среди них не было ни выдающихся ученых, политиков, общественных деятелей, ни гениальных изобретателей, ни всемирно известных художников, музыкантов, писателей. Никто из них не сделал серьезных научных открытий и не получил престижных премий.

В 1989 году в книге рекордов Гиннеса появилась запись об американской 10-летней девочке Во Савон, получившей самый высокий результат по тесту интеллекта за все время исследований – 228 баллов. Но в настоящее время она просто журналистка, ничем особо не выдающаяся. А второе место среди показателей IQ вообще принадлежит бразильской домохозяйке.

Получается, что высокий коэффициент интеллекта если и помогает в жизни, то не гарантирует ни славы, ни выдающихся успехов. Значит, высокоразвитые умственные способности не главное? А что тогда главное?

Исследователи Л. Термен, Дж. Гилфорд, Э. Торренс и другие доказали, что важнее общего интеллекта наличие у человека творческого мышления. Причем связь между умственными способностями и креативностью есть, но она очень неоднозначная. Примерно до IQ 110-120 баллов эти два психических явления взаимосвязаны – чем ниже уровень интеллекта, тем меньше выражены творческие способности. Наиболее творческие личности имеют интеллект или по верхней границе нормы, или чуть выше ее. А вот после 120 баллов эта зависимость исчезает. Чаще всего повышение умственных способностей не сопровождается ростом креативности. Как считают психологи, чрезмерный рационализм и логика интеллектуалов мешает проявлению оригинального, нестандартного творческого мышления. Однако встречаются и исключения, например, А. Эйнштейн имел IQ 200 баллов и отличался ярким творческим мышлением.

Именно способность к творчеству, особый тип нестандартного мышления, а не высокий коэффициент интеллекта обеспечивает выдающиеся успехи в разных сферах деятельности. И гении – это не личности с супервысоким IQ, а те, кто обладает значительным творческим потенциалом. Поэтому для оценки этого потенциала были разработаны специальные тесты и, наряду с коэффициентом интеллекта, был введен коэффициент креативности – Cr.

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА

Значительное место в книге занимает проблема
умственных способностей школьников, возможность
их измерения и воспитания. Указывая на
несовершенство детского ума, Бине вместе с тем
утверждал и возможность его совершенствования.
Он был убежден, что воспитание интеллекта
возможно и необходимо.
«Интеллект любого лица способен к развитию:
упражнением и настойчивостью, а особенно
методичностью можно сделаться в буквальном
смысле более умным, чем раньше… Я бы еще
прибавил, что для разумного образа действий не
столько важен объем способностей, сколько манера
пользования ими, — так сказать, интеллектуальное
искусство, а это искусство необходимо должно
изощряться вместе с упражнением». Поэтому
первостепенная задача школы заключается в том,
чтобы научить ребенка учиться.
В этих целях под руководством Бине была
разработана система упражнений по так
называемой умственной ортопедии. В качестве
важнейшего требования она предусматривала
активность самого учащегося. Суть предлагаемого
подхода заключалась в стремлении создать из
ученика деятеля, вместо того чтобы превращать
его в слушателя. («Новаторы», ау! Вот уж поистине
— хорошо забытое старое…)
В то же время, поощряя активный характер
обучения, Бине вовсе не отрицал, что многое
достигается путем заучивания. Отсюда следовала и
высокая оценка роли памяти в успешности
обучения. «Учиться — значит упражнять свою
память, приобретать воспоминания; кто имеет
слабую память, тот не выучивается почти ничему
или выучивается плохо»

Важно лишь, чтобы
интеллект и память находились в гармонии.
Память Бине образно сравнивал с полем,
подлежащим обработке, а интеллект уподоблял
капиталу, необходимому для этого. «Нужно желать,
чтобы память следовала за развитием интеллекта и
соизмерялась с ним», — писал он

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одаренных детей.

Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

ВОЗНАГРАЖДЕННОЕ БЕСКОРЫСТИЕ

В 1886 г. были опубликованы первые
психологические труды Бине — «Психология
умозаключения» и «Животный магнетизм», которые
вскоре (соответственно в 1889 и 1890 гг.) были
переведены и на русский язык. Однако в отличие от
того же Фрейда, сохранившего на всю жизнь
благоговение перед Шарко, Бине постепенно
разочаровался в научной доктрине «Наполеона
неврозов» и в 1890 г. решился публично выступить с
ее критикой, указав, что экспериментальные
данные ее не подтверждают.
Естественно последовавшее за этим увольнение из
Сальпетриер не оставило, однако, Бине
безработным. В 1891 г. он случайно — на
железнодорожной платформе — познакомился с Анри
Бони, директором психологической лаборатории
Сорбонны, и предложил ему свои услуги, причем
совершенно безвозмездно. Бескорыстие Бине
подкупило Бони, и он взял его своим ассистентом.
В этой должности Бине и проработал (жалования,
как и договорились, не получая) до последовавшей
в 1894 г. отставки Бони, которого он и сменил на
посту директора лаборатории. (Как видим,
бескорыстие иной раз окупается сторицей!) На этом
посту Бине бессменно пребывал до самой смерти.
Занимался он и преподавательской деятельностью,
причем сумел снискать репутацию блестящего
лектора. Однако эта работа его не слишком
увлекала, и от нескольких предложений занять
профессорский пост в том или ином университете
он без колебаний отказывался.

Статья опубликована при поддержке компании «Сосновый бор». Компания занимается производством питьевой воды высокого качества, соответствующей всем современным нормам и стандартам. Артезианская вода добывается и производится в Рязанской области. Компания предлагает Вам приобрести воду оптом, а также гибкие системы скидок, доставка по Московской и Рязанской области. Узнать подробную информацию, посмотреть каталог и цены, контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://akvabor.ru.

L’Annee
Psychologique
Psychological Review

Научные публикации

Приведены оригинальные названия.

  • «La psychologie du raisonment; Recherches expérimentales par l’hypnotisme» ()
  • «Perception intérieure» ()
  • «Études des psychologie expérimentale» ()
  • «Les altérations de la personnalité» ()
  • «Introduction à la psychologie expérimentale» (в соавторстве, )
  • «On Double Consciousness» ()
  • «La fatigue intellectuelle» (в соавторстве, )
  • «La Suggestibilité» ()
  • «L’étude expérimentale de l’intelligence» ()
  • «L’âme et la corps» ()
  • «Les révélations de lécritique d’après un contrôle scientifique» ()
  • «Les enfants anormaux» (в соавторстве, )
  • «Les idées sur les enfants» ()

Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине.

Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала А. Бине в последующих редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти Бине, не внесла существенных изменений.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80–90 %). Детям до 6 лет предлагали четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, называют базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом «умственных» месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавлялось и некоторое число месяцев. Пример: ребенок решил все задания, предназначенные для семилетнего возраста, и два задания, рассчитанные на восьмилеток. Число месяцев рассчитывается так: 12 мес.: 6 (число заданий для восьмилеток) = 2 мес. («цена» одного задания); 2 мес. × 2 = = 4 мес. Итак, умственный возраст ребенка равен 7 годам и 4 мес.

Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд – Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Биография Альфреда Бине

От отца доктора и матери художника, Альфред Бине родился в Ницце 8 июля 1857 года. .

Его родители скоро будут разлучены, переезжая с матерью в Париж. Там он продолжил свое образование в Liceo Louis-le-Grand, где он заканчивал среднюю школу. После окончания этих исследований, как и Пиаже позже, Альфред Бине решил изучать право в Сорбонне. Тем не менее, он заканчивал тем, что развил некоторый интерес к психологии, в которой он начал бы самоучкой.

В 1884 году Бине женился на дочери эмбриолога Эдуарда-Жерара Бальбиани, который поощрял его изучать естественные науки, и позже Рибот будет поощрять его продолжать изучение психологии.

Может быть, вам интересно: «12 типов интеллекта: какой у вас есть?»

Начало и исследования в психологической сфере

Привлеченный психологической работой по гипнозу и внушению, темам, представляющим большой интерес в то время, Я бы закончил работать вместе с Шарко в Salpêtrière в таких аспектах, как гипноз, перенос и поляризация восприятия. Он оставался в этой больнице до 1891 года, когда он был вынужден публично признать ряд методологических ошибок, допущенных Шарко в качестве директора расследования во время расследования с предположительно загипнотизированными субъектами. После этого он оставит Сальпетриер и его до этого наставника, а также исследование гипноза и внушения.

Рождение (в 1885 и 1888 годах) и рост его дочерей помогли бы ему сосредоточиться на других аспектах психологии, внеся значительный вклад в его исследование эволюционного развития. Он сделал бы большое количество наблюдений относительно своего роста, что привело бы его к разработке концепции интеллекта и даже к тому, чтобы начать разрабатывать основы для появления дифференциальной психологии.

С течением времени помог основать первую психологическую исследовательскую лабораторию в своей стране в 1889 г. он станет директором указанной лаборатории, занимая этот пост до самой смерти.

В течение 1892 года с ним свяжется психиатр Теодор Симон, который в конечном итоге будет сотрудничать с ним в создании первой разведывательной шкалы. Бине будет преподавать докторскую диссертацию о детях с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Кроме того, в 1895 году Бине создал первый французский журнал психологии l’Année Psychologique.

Измерение интеллекта

В то время французское правительство объявило обязательное школьное обучение всех этих детей в возрасте от шести до четырнадцати лет. Однако внезапное появление этого закона вызвало большое разница в базовом уровне знаний и умений студентов , с помощью которого администрация решила, что необходимо уметь классифицировать студентов, которые представляют большие трудности для получения формального образования.

Для этого галльское правительство организовало комиссию для научного изучения того, как выявлять тех людей, которые испытывают трудности с обычным образованием, а также как их можно обучать и какие меры следует принимать с ними. Бине будет частью этой комиссии, которая в конечном итоге диктовала, что необходимо разработать метод выявления учеников с задержками в образовании и / или умственных способностях. Это также определило бы необходимость отделения таких учащихся от обычных классов с появлением специального образования.

Хотя для классификации способностей учеников необходимо было использовать какой-то механизм или инструмент, в то время единственные существующие психические измерения они были основаны на биометрическом методе Гальтона , который получил данные измерения физических и физиологических признаков. Однако интеллект — это конструкция, которую нельзя измерить таким же образом, поэтому Бине будет предложено разработать какой-то инструмент для этой цели.

Может быть, вам интересно: «Теория интеллекта Фрэнсиса Гальтона»

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одаренных детей.

Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Литература

  1. Бине А., Симон Т. Методы изучения умственной одарённости. ГИЗ. Украина, 1923
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2. — М.: Мир, 1992. — 376 с
  5. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
  6. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.
  7. Bain, S. K., & Allin, J. D. (2005). Book review: Stanford-Binet intelligence scales, fifth edition. Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 87-95.

РАЗНООБРАЗИЕ ИНТЕРЕСОВ

Природа оделяет людей памятью в разной мере.
Педагогу необходимо учитывать это
обстоятельство. Применяя приемы, измеряющие
память, учитель сможет лучше соразмерять
задаваемые уроки со способностями учеников, не
будет наказывать ребенка с плохой памятью за
леность и т.п.
Рассмотрев различные виды мнемической
деятельности, Бине наметил обширную программу
воспитания памяти. Она включала целую систему
упражнений

Особенно настаивал он на постепенном
усложнении этих упражнений.
Не обошел вниманием Бине и вопрос о соотношении
умственных способностей. Темпы развития разных
способностей могут быть различны

Поэтому нельзя
делать скороспелых выводов о способностях
ребенка и планировать его дальнейшую судьбу.
Бине выступал против ранней специализации.
Столь же осторожным он советовал быть в решении
вопроса о соотношении специальных способностей
и общего образования: «Полезно уделять известное
место общему образованию в тех случаях, когда
природные данные ученика позволяют ему усвоить
его; но необходимо также пользоваться в качестве
рычага образования специальными способностями,
если они достаточно резко выражены».
Завершается книга главой о нравственном
воспитании. Обращение Бине к этой проблеме не
случайно. Он был убежден, что забота о
нравственном здоровье так же важна, как забота о
материальном благополучии (а может быть, и
важнее), ибо именно нравственной силе
«принадлежит руководство миром».
Много внимания Бине уделял также умственно
отсталым детям. Его интересовали их
психологические особенности, специфика их
обучения и воспитания, в известной мере их
трудоустройство. Совместно с Т. Симоном им была
написана книга «Ненормальные дети», явившаяся
руководством для отбора детей во
вспомогательные школы.
Указывал он и на такое явление, как «мнимо
неспособные дети»: ребенок может лишь в силу не
зависящих от него причин казаться неспособным,
тогда как при соответствующих условиях он вполне
способен нормально учиться в обычной школе.
Впоследствии к таким детям стали применять
понятие «педагогическая запущенность».

ЗНАМЕНИТАЯ ШКАЛА

В 1905 г. в статье «По поводу измерения
интеллекта», опубликованной в «Психологическом
ежегоднике», Бине подверг резкой критике
существовавшие методы. Взамен их он рекомендовал
определять уровень развития интеллекта по
образовательному уровню, достигнутому ребенком
данного возраста, и предложил шкалу для
измерения интеллекта.
Непосредственным поводом для ее разработки была
необходимость тщательного отбора детей во
вспомогательные школы.
Совместно с Т. Симоном, с которым Бине активно
сотрудничал с 1899 г. до конца своей жизни, он
разработал шкалу для определения уровня
умственного развития и опубликовал ее в
«Психологическом ежегоднике» в 1908 г.
Строение этого первого в мире теста интеллекта
психологам хорошо известно и не требует
подробных разъяснений. Следует лишь отметить,
что Бине, предлагая свою шкалу, настойчиво
предупреждал: ее применение в обязательном
порядке требует тщательного анализа
результатов, подробного их комментария,
сопоставления с иными диагностическими данными.
В противном случае, по мнению Бине, предложенная
им процедура утрачивает всякую ценность.
Столь же высокие требования он предъявлял к
квалификации экспериментатора

Важно также
отметить указание Бине на то, что недопустимо
смешивать уровень умственного развития,
измеряемый с помощью его методики, с так
называемыми школьными способностями, которые
включают не только интеллект, но и внимание,
желание учиться (в современной терминологии —
мотивацию учения), характерологические
особенности ребенка.
В оценке интеллектуальных характеристик ученика
следует учитывать сложный комплекс врожденного
интеллекта, школьных знаний, жизненных
наблюдений и языковой компетентности.
Вторую редакцию своей шкалы Бине опубликовал
незадолго до своей безвременной кончины (он умер
в 1911 году в возрасте 54 лет). Нет сомнения: проживи
он дольше, то и далее продолжал бы
совершенствовать свой метод. Увы, за него это
сделали другие, причем во многом вопреки его
замыслам.
В 1912 г

В. Штерном было предложено понятие
коэффициента интеллекта, использованное Л.
Терменом в его Стэнфордской редакции шкалы Бине,
которая и получила всемирную известность. Вряд
ли сам Бине одобрил бы такую трактовку. Ведь
задолго до Штерна идея численной квантификации
ума высказывалась В. Вундтом.
Бине отнесся к этому крайне негативно. Он заявил:
природа ума слишком сложна, чтобы ее можно было
выразить одним числом. Так что во всех
последовавших издержках тестирования IQ Бине не
виноват, более того — совершенно к ним не
причастен.
Его попытка найти для каждого возрастного
периода задачи, показательные для умственного
развития детей на данном этапе, не может вызвать
возражений

Увы, за него это
сделали другие, причем во многом вопреки его
замыслам.
В 1912 г. В. Штерном было предложено понятие
коэффициента интеллекта, использованное Л.
Терменом в его Стэнфордской редакции шкалы Бине,
которая и получила всемирную известность. Вряд
ли сам Бине одобрил бы такую трактовку. Ведь
задолго до Штерна идея численной квантификации
ума высказывалась В. Вундтом.
Бине отнесся к этому крайне негативно. Он заявил:
природа ума слишком сложна, чтобы ее можно было
выразить одним числом. Так что во всех
последовавших издержках тестирования IQ Бине не
виноват, более того — совершенно к ним не
причастен.
Его попытка найти для каждого возрастного
периода задачи, показательные для умственного
развития детей на данном этапе, не может вызвать
возражений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector