Восемь стадий развития личности. теория э. эриксона

Примеры

Одним из примеров эпигенетических изменений у эукариот является процесс клеточной дифференцировки. Во время морфогенеза плюрипотентные стволовые клетки формируют различные полипотентные клеточные линии эмбриона, которые в свою очередь дают начало полностью дифференцированным клеткам. Другими словами, одна оплодотворённая яйцеклетка — зигота — даёт начало различным типам клеток: нейроны, мышечные клетки, эпителий, эндотелий сосудов и др. При этом в ряду последовательных делений клеток происходит активация одних генов и, в то же время, ингибирование других с помощью эпигенетических механизмов.

Второй пример может быть продемонстрирован на мышах-полёвках. Осенью, перед похолоданием, они рождаются с более длинной и густой шерстью, чем весной, хотя внутриутробное развитие «весенних» и «осенних» мышей происходит на фоне практически одинаковых условий (температуры, длины светового дня, влажности и т. д.). Исследования показали, что сигналом, запускающим эпигенетические изменения, приводящие к увеличению длины шерсти, является изменение градиента концентрации мелатонина в крови (весной он снижается, а осенью — повышается). Таким образом, эпигенетические адаптивные изменения (увеличение длины шерсти) индуцируются ещё до наступления холодов, адаптация к которым выгодна для организма.

Раннее детство и первые самостоятельные шаги

Вторая фаза – раннее детство (1-3 года). Малыш начинает учиться самостоятельности. Он выполняет простые задачи – перемещение предметов, ходьба, лазание, прочее. Ребенок стремится везде задействовать новые умения, поэтому сам пытается открыть конфеты, сходить в туалет, заполнить шкатулку вещами и прочее. Когда родители не давят на малыша, не торопят его и позволяют самостоятельно выполнять какие-либо действия, он ощущает контроль над ситуацией и своим телом, приобретая важный социальный навык – самостоятельность.

Если воспитатель не дает ребенку самому сделать работу, которую тот способен выполнить, то у него вырабатывается чувство стыдливости, малыш становится нерешительным. Ситуации, когда родители торопят ребенка, встречаются в каждом семье. Редкие случаи не оставят заметного следа в детской психике. Систематическое усердие сделать все за малыша и слишком эмоциональная реакция на его промахи (разбитая посуда, испачканная одежда, прочее) приведут к неуверенности и стыдливости.

Приобретенные негативные качества проявятся на всех жизненных этапах. А самостоятельный человек больше подготовлен к жизни и может легко решать элементарные проблемы. Дальнейшие события могут изменить эти качества (самостоятельность сменяется неуверенностью и наоборот), поэтому близкое окружение никогда не должно сомневаться в умениях ребенка.

Суть теории

Американский психолог Эрик Эриксон был последователем теории классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Но в отличие от австрийского исследователя, он полагал, что становление личности связано не только с сексуальным развитием, но и с социальными факторами. Эриксон разработал собственную концепцию и дополнил фазы Фрейда, считая, что совершенствование индивида не заканчивается в подростковом возрасте, а продолжается всю жизнь.

Орально-сенсорную.
Мышечно-анальную.
Локомоторно-генитальную.
Латентную.
Отрочество и юность.
Молодость.
Взрослость.
Поздняя зрелость.

Все стадии — это план развития каждого индивида, который заложен на генетическом уровне. При рассмотрении структуры личности он учитывал три составляющие: сексуальное развитие, социальные и биологические факторы. В эпигенетической теории Э

Эриксона большое внимание уделяется эго-интеграции. Это чувство целостности собственного «я»

Автор теории кратко писал о том, что человек должен стремиться к достижению гармонии с обществом, то есть интегрироваться в окружающую среду. Только в этом случае личность сможет удовлетворить все свои потребности.

Эпигенетические эффекты у человека

Геномный импринтинг и связанные с ним заболевания

Некоторые заболевания человека связаны с геномным импринтингом, феноменом, при котором аллели гена имеют разный профиль метилирования в зависимости от того, от родителя какого пола они получены. Самыми известными случаями заболеваний, связанных с импринтингом, являются синдром Ангельмана и синдром Прадера — Вилли. Причиной развития обоих является частичная делеция в регионе 15q. Это связано с наличием геномного импринтинга в данном локусе.

Трансгенеративные эпигенетические эффекты

Маркус Пембри (Marcus Pembrey) с соавторами установили, что внуки (но не внучки) мужчин, которые были подвержены голоду в Швеции в XIX веке, менее склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, но сильнее подвержены диабету, что, как считает автор, является примером эпигенетической наследственности.

Рак и нарушения развития

Многие вещества имеют свойства эпигенетических канцерогенов: они приводят к увеличению частоты возникновения опухолей, не проявляя при этом мутагенного эффекта (например, диэтилстилбестрола арсенит, гексахлорбензол, соединения никеля).
Многие тератогены, в частности диэтилстилбестрол, оказывают специфическое воздействие на плод на эпигенетическом уровне.

Изменения в ацетилировании гистонов и метилировании ДНК приводят к развитию рака простаты путём изменения активности различных генов. На активность генов при раке простаты может влиять питание и образ жизни.

В 2008 году Национальный Институт Здоровья США объявил, что 190 миллионов долларов будет потрачено на изучение эпигенетики в течение следующих 5 лет. По мнению некоторых исследователей, которые стали инициаторами выделения средств, эпигенетика может играть бо́льшую роль в лечении заболеваний человека, чем генетика.

Этап 1: доверие против недоверия

Вам будет интересно:Упорядоченное движение заряженных частиц: понятие и характеристики

Мир безопасен и предсказуем, опасен и хаотичен. В эпигенетической теории Эриксона указано, что первая стадия психосоциального развития была сосредоточена на ответах, на эти важные вопросы.

Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависимым от попечителей

Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни важно, чтобы кроха узнал, что родителям (опекунам) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке заботятся и его или ее нужды обеспечиваются должным образом, он развивает чувство, что миру можно доверять

Что происходит, если малышом пренебрегают или его, или ее потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью. При таком сценарии у него может развиться чувство недоверия к миру. Он может ощущаться как непредсказуемое место, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, не могут быть надежными.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:

Если этот этап завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды.
Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к любимым за поддержкой и заботой.
Те, кто не сможет обрести эту добродетель, будут испытывать страх. Когда возникает кризис, они могут чувствовать себя безнадежно, тревожно и неуверенно.

Эпигеном и старение

См. также:

В последние годы накоплено большое количество доказательств того, что эпигенетические процессы играют важную роль на поздних этапах жизни. В частности, при старении происходят широкомасштабные изменения . Предполагается, что эти процессы находятся под генетическим контролем. Обычно наибольшее количество метилированых цитозиновых оснований наблюдается в ДНК, выделенной из эмбрионов или новорождённых животных, и это количество постепенно уменьшается с возрастом. Подобное снижение уровня метилирования ДНК обнаружено в культивируемых лимфоцитах мышей, хомяков и людей. Оно имеет систематический характер, но может быть ткане- и геноспецифичным. Например, Tra с соавт. (Tra et al., 2002) при сопоставлении более чем 2000 локусов в T-лимфоцитах, изолированных из периферической крови новорожденных, а также людей среднего и старшего возраста, выявили, что 23 из этих локусов с возрастом подвергаются гиперметилированию и 6 — гипометилированию, причём сходные изменения характера метилирования выявлены и в других тканях: поджелудочной железе, легких и пищеводе. Выраженные эпигенетические искажения выявлены у больных прогерией Гетчинсона-Гилфорда.

Предполагается, что деметилирование с возрастом приводит к хромосомным перестройкам за счёт активации мобильных генетических элементов (МГЭ), которые обычно подавляются при помощи метилирования ДНК (Barbot et al., 2002; Bennett-Baker, 2003). Систематическое возрастное снижение уровня метилирования может, по крайней мере отчасти, быть причиной возникновения многих комплексных заболеваний, которые нельзя объяснить с помощью классических генетических воззрений.

Ещё одним процессом, происходящим в онтогенезе параллельно с деметилированием и влияющим на процессы эпигенетического регулирования, является конденсация хроматина (гетерохроматинизация), приводящая с возрастом к снижению генетической активности. В ряде работ возраст-зависимые эпигенетические изменения были продемонстрированы также в половых клетках; направление этих изменений, по всей видимости, является геноспецифичным.

Важным доказательством значимости метилирования ДНК стала разработка эпигенетических часов, с помощью которых стало возможным не только с невероятной точностью вычислять биологический возраст организма, независимо от его физиологических показателей, но и выявлять в нем патологические изменения.

Этимология и определения

Термин «эпигенетика» (как и «эпигенетический ландшафт») был предложен Конрадом Уоддингтоном в 1942 году, как производное от слов «генетика» и аристотелевского слова «эпигенез». Когда Уоддингтон ввёл этот термин, физическая природа генов не была до конца известна, поэтому он использовал его в качестве концептуальной модели того, как гены могут взаимодействовать со своим окружением при формировании фенотипа.

Робин Холлидэй (Robin Holliday) определил эпигенетику как «изучение механизмов временного и пространственного контроля активности генов в процессе развития организмов». Таким образом, термин «эпигенетика» может быть использован, чтобы описать любые внутренние факторы, которые влияют на развитие организма, за исключением самой последовательности ДНК.

Современное использование этого слова в научном дискурсе является более узким.
Греческий префикс epi- в слове, подразумевает факторы, которые влияют «поверх» или «в дополнение к» генетическим, а значит эпигенетические факторы воздействуют вдобавок или помимо традиционных генетических факторов наследственности.

Наиболее часто использующееся в настоящее время определение эпигенетики было введено А. Риггсом (Arthur D. Riggs) в 90-х годах XX века и формулируется как «изучение митотически и/или мейотически наследуемых изменений в функции генов, которые не могут быть объяснены изменениями в последовательности ДНК».

Сходство со словом «генетика» породило много аналогий в использовании термина. «Эпигеном» является аналогом термина «геном» и определяет общее эпигенетическое состояние клетки. Метафора «генетический код» была также адаптирована, а термин «эпигенетический код» используется, чтобы описать набор эпигенетических особенностей, которые создают разнообразные фенотипы в различных клетках. Широко используется термин «эпимутация», которым обозначают вызванное спорадическими факторами изменение нормального эпигенома, передающееся в ряде клеточных поколений.

Психолог Эрик Эриксон использовал термин «эпигенетика» в своей теории психосоциального развития, однако, его определение не имеет прямой связи с биологической терминологией.

Этап 5: идентичность и ролевая путаница

Вам будет интересно:Прогнозирование спроса: понятие, виды и функции

Любой, кто ясно помнит бурные подростковые годы, может, вероятно, сразу понять стадию эпигенетической теории личности Эриксона в противовес роли и текущим событиям. На этом этапе подростки начинают изучать основной вопрос: «Кто я?». Они сосредоточены на изучении чувства себя, выяснения того, во что они верят, кто они и кем хотят стать.

В эпигенетической теории развития Эриксон выразил свое мнение в том, что формирование личной идентичности является одним из важнейших этапов жизни. Прогресс в ощущении себя служит своего рода компасом, который помогает направлять каждого человека на протяжении всей его или ее жизни. Что же нужно, чтобы развить хорошую индивидуальность, вопрос, который беспокоит многих. Требуется способность исследовать, которую нужно подпитывать поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные фазы и исследуют различные способы самовыражения.

Важное в стадии идентичности и путаницы:

Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно овладеть этой стадией, появляются с сильным чувством независимости, личного участия и ощущением себя.
Кто не в состоянии завершить эту ступень формирования, часто вступают во взрослую жизнь, смущенные тем — кто они на самом деле и чего они хотят от себя.

Основная добродетель, которая появляется после успешного завершения этой стадии, известна как верность.

Молодость и одиночество

Шестой этап развития – молодость (20-25 лет). Уже заканчивается юность, но еще не наступила зрелость

В классическом психоанализе на этом отрезке жизненного пути не происходит ничего важного. Но Эриксон отмечает, что в это время человек выстраивает осознанные отношения (любовные или дружеские), поэтому его ждет близость или одиночество

В молодости важно ощутить близость не как физический параметр, а как эмоциональный. Индивид учится заботиться и делиться сокровенным без боязни потерять себя

Успех прохождения возрастного периода зависит в большей степени от наличия положительного опыта.

Социальные условия помогут помочь или препятствовать достижению целей. Понятие близости касается не только интимных отношений, но и дружеских. Отличный пример таких взаимоотношений можно увидеть между людьми, которые вместе служили, проходили трудные жизненные ситуации. Если не удается ни с кем достичь должного уровня близости, человека ждет одиночество.

Возрастная периодизация по Э. Эриксону

  1. Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю».
  2. Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?»
  3. Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?»
  4. Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
  5. Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений о себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность.
  6. Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
  7. Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
  8. Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»

Здравствуйте, дорогие читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается смысл эпигенетическая теория Э. Эриксона?

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ОСНОВА, РАЗВИТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ
– это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ
– это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. ОСНОВА – это фундамент чего-либо. РАЗВИТИЕ –
это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Стоит отметить, что теория Э.Эриксона так, же, как и теория А.Фрейд, возникла из практики психоанализа. Э.Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Основная задача Э.Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Дополним, что ритуализация в человеческом поведении
— основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, к-ые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех участников. Стадии ритуализации по Э.Эриксону:

Стадии ритуализации по Э.Эриксону:

  • младенчество – взаимность (религия);
  • раннее детство – различение добра и зла (суд);
  • игровой возраст – драматическая разработка (театр);
  • школьный возраст – формальные правила (школа);
  • юность – солидарность убеждений (идеология).

Стоит отметить, что данная концепция Э.Эриксона (теория) называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности и является неотъемлемой в жизни каждого человека.
Я рассчитываю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос. Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Создание этапов

Вам будет интересно:Поведать – это сообщить тайну или навредить самому себе?

Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.

Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис «Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.

Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.

Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.

Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).

Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector