Феномен эффекта зейгарник

Рецепт уверенности

Один из способов почувствовать себя увереннее – представить, что вы сильное, большое животное. Ваш мозг среагирует на визуальное воображение. Изменятся движения вашего тела, появится энергия уверенности.

По выводам специалистов психиатрии, около половины населения Земли страдает симптомами депрессии и тревожного синдрома. Особенно этому повержены люди в возрасте 18-35 лет. Это самые трудные годы жизни, хотя считаются самыми лучшими. В это время человек пытается найти свое место в жизни.

Наилучшим средством от стресса и депрессии является чтение. Этот способ безопаснее, чем алкоголь и даже эффективнее чем прогулка.

Большинство заболеваний (90%) связанно с психикой человека. Душевное равновесие значительно ускоряет выздоровление.

  • Факты о психологии, которые опрокинут сознание
  • Про сон человека и не только или почему людям надо спать
  • 5 уникальных способностей человека

Эксперимент

Группе испытуемых было предложено выполнить различные действия, общее количество которых составляло примерно 22 задачи. Они были простыми и затрагивали практически все навыки и умения личности. Допустим, нужно было надеть бусины на нитку, придумать стихотворение, вырезать и слепить коробку из бумаги, умножить в уме трёхзначные числа или проявить художественные способности, нарисовав вазу.

Инструкция гласила, что необходимо справиться с заданиями максимально быстро и без ошибок. Но процесс завершения всегда нарушался экспериментатором. Наиболее часто именно в моменты полного сосредоточения на работе. Он просто предлагал перейти к выполнению следующей задачи. А на вопросы о том, что делать с теми, что не успели закончить – делал вид, что ничего не слышит. Отчего участники не имели чёткой картины происходящего. Но потом всё-таки разрешал вернуться к тем, что не успели сделать, чтобы довести начатое до конца.

По завершению испытания каждого просили перечислить, какие именно задания они выполняли. И что вы думаете? Около 90% испытуемых вспоминало именно о тех, которые не удалось доделать с первого раза. Остальные, сделанные без преград и вмешательств, просто оказались вытесненными из памяти.

Курт Левин

Курт Цадек Левин родился в сентябре 1890 года в городке Могильно, расположенном в прусской провинции Позен. Теперь это территория Польши. Население Могильно составляло пять тысяч человек. В одной из тридцати пяти еврейских семей, проживающих в городке, и появился на свет Курт. Его отец Леопольд Левин знал три языка, имел некоторое музыкальное образование и хорошо вел дела, владея небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком, кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья, Игон и Фриц. Родители любили друг друга и своих детей, уважительно относились к их мнению, в доме царила атмосфера тепла и радушия. Но за пределами еврейской общины Курту Левину с детства приходилось сталкиваться с холодным и жестким отношением. В одном из писем В. Келеру он описывал прусские нравы того времени: «Стопроцентный антисемитизм наигрубейшего сорта, который (…) воспринимался как само собой разумеющееся положение вещей не только помещиками, но и местными крестьянами» (Lewin M., 1992, р. 16). В императорской Германии еврей не мог стать офицером, занять место на гражданской службе или быть землевладельцем. Как пишет его дочь, Мириам, в детстве Курт одновременно ощущал к себе положительное отношение в семье и в еврейской общине и резкое отрицание со стороны внешнего мира. Эта маргинальность сопутствовала ему всю жизнь.

Биография

Блюма Зейгарник ()

Блюма Зейгарник и её муж Альберт незадолго до переезда в Берлин (Ковно, )

Блюма Вульфовна Герштейн родилась 27 октября (9 ноября) 1901 года в Пренах Сувалкской губернии. Родители, Вульф Нотелевич Герштейн (1861—1936), уроженец Волковышек, и Роня-Фейга Орелевна Розенгард (1865—?), владели магазином. Училась в гимназии в Пренах, с 1916 года — в Алексеевской женской гимназии Е. Д. Рейман-Далматовой в Минске. В 1918 году познакомилась с Альбертом Янкелевичем Зейгарником (1899—?), также родом из Прен, вместе с которым в 1922 году переехала на учёбу в Берлин и поступила на философский факультет Берлинского университета, в то время как А. Я. Зейгарник поступил в Берлинский политехникум. Там под влиянием лекций Макса Вертхаймера она заинтересовалась психологией. Брак супругов Зейгарник был заключён 9 января 1924 года в Каунасе.

В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и «квазипотребностей» личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925) после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: память о незавершённых действиях сохраняется у человека намного дольше, чем о действиях завершённых.

Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определённое время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил.

Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определённый уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (в терминах понятийной системы Курта Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Таким образом, результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б. В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году приехала в СССР, где стала ближайшей сотрудницей Л. С. Выготского, работала в Москве в Институте по изучению высшей нервной деятельности при Секции естествознания Комакадемии и, затем, в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осуждён «на 10 лет без права переписки» муж Б. В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями, одному из которых было меньше года, другому шесть лет. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыновьями эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала вместе с А. Р. Лурия и другими психологами в нейрохирургическом эвакогоспитале № 3120 на Урале в посёлке Кисегач Челябинской области. Разрабатывала методы реабилитации после тяжёлых ранений. Результаты этих исследований были впоследствии опубликованы. В этот период укрепляются её научные и личные контакты со многими крупнейшими психологами страны — А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, С. Г. Геллерштейном и другими. С большим теплом и любовью вспоминала о них впоследствии Б. В. Зейгарник, отмечая, что именно в этот период под влиянием общения с психологами школы Выготского и оформились её представления о патопсихологии, как особой области знания.

В послевоенный период Б. В. Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии — экспериментальная патопсихология.

В ходе кампании по борьбе с космополитизмом Б. В. Зейгарник была отстранена от заведования лабораторией (1950) и в 1953 году уволена из лаборатории; восстановлена в должности заведующей патопсихологической лабораторией в 1957 году и проработала в ЦНИИ психиатрии до 1967 года. В 1959 году защитила докторскую диссертацию «Нарушения мышления у психически больных». С 1967 года преподавала на психологическом факультете МГУ.

Вклад Б.В. Зейгарник в развитие отечественной патопсихологии.

Блюма Вульфовна Зейгарник (1900–1988) — доктор психологических наук, профессор, основатель отечественной патопсихологии. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии, описана патология психических процессов, сформулированы важные принципы работы патопсихолога.

Блюме Вульфовне, ученице Курта Левина, принадлежит известное исследование по проблеме запоминания завершенных и незавершенных действий, получившее впоследствии название «эффекта или феномена Зейгарник». Его суть состоит в том, что незаконченные действия запоминаются человеком гораздо лучше, чем законченные.

Много лет Б.В. Зейгарник заведовала лабораторией экспериментальной патопсихологии в больнице им. П.Б. Ганнушкина. Ею был накоплен огромный экспериментальный, материал, который лег в основу ее книг по патопсихологии. Блюма Вульфовна всегда сочетала научную и практическую работу, разрабатывая проблемы патопсихологии на основе идей Л.С. Выготского и деятельностного подхода в психологии.

Б.В. Зейгарник вместе с А.Р. Лурией много лет возглавляла кафедру нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Среди ее учеников такие известные психологи, как Ю.Ф. Поляков, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская. Б.С. Братусь, А.Д. Кошелева и многие другие.

История возникновения

Открыл его Норман Триплетт в далёком 1898 году. Он был психологом, который увлекался велогонками. Однажды Норман заметил, что спортсмены показывают лучше результат, когда у них появляется соперник. То есть, эффективность намного ниже в случае, если они крутят педали на время. Он решил провести эксперимент, который в результате подтвердил его наблюдения.

Немного позже Флойд Олпорт назвал это явление эффектом социальной фасилитации, что проявляется даже у животных. Например, цыплята клюют зерно более размеренно в одиночестве. Но только вспомните, что начинается, если бросить жменю какой-то крупы на землю, как быстро они налетают и за мгновение съедают её. Если у вас дома есть питомцы, то вы не могли не заметить, как они ускоряют процесс жевания, если кто-то к ним подходит или просто рядом есть. Даже муравьи начинают активнее рыть себе траншеи, если рядом с ними трудятся сородичи.

Интересный нюанс, выяснилось, что чем проще обязанности – тем ярче себя проявляет этот эффект. Но стоит дать тяжелую, например, умственную работу, как все положительные последствия от конкуренции исчезают. Именно так был открыт противоположный по действию феномен – социальной ингибиции. Первым это заметил Роберт Зайонц в 1965 году.

Испытуемые работали активнее, если перед ними ставили задачу намотать леску на катушку, вырезать из бумаги какую-то фигуру или суммировать двузначные числа. Но стоило присутствовать при процессе решения сложной математической задачи или наблюдать за прохождением лабиринта – как эффективность труда стремительно падала.

Патопсихология

Глубоко изучая это направление и став, по сути, основателем направления патопсихологии в СССР, Зейгарник большое значение уделяла исследованию нарушений мышления.

Проведя анализ всех существующих теорий относительно мышления, Блюма сделала вывод, что мышление — это деятельность, направленная на решение задач, где существует цель и условия реализации этой цели. Она выделила следующие виды нарушения мышления:

  1. Нарушение операционной стороны мышления. При некоторых психических заболеваниях больные не могут использовать систему операций обобщения и исключения.
  2. Нарушение динамики мышления.
    Первым видом нарушения динамики является непоследовательность суждений, характерной особенностью которого является неустойчивость способов выполнения задания.
    Второй вид данного нарушения — лабильность мышления. Что выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений. Логические связи подменяются случайными ассоциациями.
    Третий вид нарушения — ригидность мышления. Неспособность быстро переключаться, инертное, тяжелое течение мыслей.
  3. Нарушение мотивационного компонента мышления. Потеря поставленной цели. Разноплановость мышления. Незавершённость действий.
  4. Нарушение критичности мышления. Отсутствие критичности к ошибкам в ходе эксперимента. Неспособность отличить заведомо бредовые идеи от нормальных.

Все эти патологические формы мышления в разной степени присущи больным с эпилепсией, шизофренией, олигофренией.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию

Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение

Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Болезнь Гоше

Неврастения

2 недели назад

Описание Болезнь Гоше — это редкое наследственное лизосомное заболевание накопления, развивающееся в результате недостаточности бета-гликозидазы. Недостаточность данного ферментативного комплекса приводит к накоплению глюкоцереброзида в макрофагах и отложению его в таких органах, как селезёнка, головной и костный мозг, лёгкие, печень. Заболевание открыто в 1882 французским врачом-дерматовенерологом Филиппом Гоше.

Классификация болезни Гоше Международная классификация заболеваний (МКБ-10) относит болезнь Гоше к классу E75.2 и в группу заболеваний, связанных с нарушением обмена сфинголипидов. Виды болезни Гоше:

1 тип, или нейронопатическая форма болезни Гоше — встречается с частотой примерно 1:20000-1:55000 населения в зависимости от этнической группы. Например, среди ашкенази частота встречаемости составляет 1:25000 человек. Хоть заболевание и отмечается практически у всех этнических групп, однако чаще наблюдается у еврейского населения. I тип заболевания проявляется уже у детей первых нескольких лет жизни и сопровождается увеличением печени, селезёнки (с возможными подкапсульными гематомами и разрывами). Появляются нарушения в работе опорно-двигательной системы с преобладанием поражения костных структур. При болезни Гоше развивается анемия, тромбоцитопения. В результате тромбоцитопении появляются частые гематомы, а в результате анемии развивается хроническая усталость. При лёгком течении заболевания клиническая симптоматика может не проявляться. Поражение костной системы у взрослых и детей при I и III типе является одним из главных факторов инвалидизации.

2 тип, или инфантильно-нейронопатическая форма болезни Гоше — чаще встречается у нееврейского этнического населения. Частота встречаемости составляет 1:90000 новорожденных. II тип развивается в первые дни после рождения и может проявляться вплоть до 18-летнего возраста — чаще в возрасте 3,5 месяцев. К 6 месяцам у детей появляются признаки умственной неполноценности, судорожного синдрома, апноэ. Помимо увеличенной печени и селезёнки (как и при первом типе) наблюдается поражение головного мозга, ригидность верхних и нижних конечностей, нарушенная моторика глаз. Прогноз при II типе болезни Гоше неблагоприятный, дети умирают примерно в возрасте 1,5 лет в связи с рецидивирующими пневмониями в результате прогрессирующей бульбарной дисфункции.

3 тип, или ювенильная нейронопатическая форма болезни Гоше — клиническая симптоматика начинает появляться у детей в возрасте 2-3 лет. Начинается всё с увеличения селезёнки, при этом увеличение печени менее выражено. После появления спленомегалии заболевание не проявляет себя около 5-6 лет, а затем начинают появляться неврологические симптомы. Прогноз при III типе болезни Гоше умеренно благоприятный в плане выживаемости (пациенты доживают до достаточно взрослого возраста), однако неблагоприятный в случае с инвалидизацией (в связи с поражением костных структур 3 и 1 типы заболевания приводят к ранней инвалидизации человека). Осложнениями при болезни Гоше являются непосредственно клинические симптомы, которые возникают в том или ином возрасте. То есть осложнением течения заболевания можно считать возникновение неврологических синдромов, деформации, гематомы и другие.

Образ жизни при болезни Гоше существенно изменяется у пациентов, которых доживают до сознательного возраста. Это связано не только с поражением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой умственного и психического развития.

yellmed.ru

Поделиться «Болезнь Гоше»

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Как использовать в повседневной жизни

Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.

Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.

Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.

Феномен эффекта Зейгарник

Приветствую вас на сайте «Наш секрет»! 

Эффект Зейгарник в психологии — феномен, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершенные. Назван по фамилии Блюмы Вульфовны Зейгарник — психолога, одного из основателей отечественной патопсихологии (раздел клинической психологии, изучающий необычные модели поведения, эмоции, мысли, которые трудно одномоментно распознать как симптомы психических расстройств). 

История открытия эффекта

Зейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета, но очень быстро переквалифицировалась на психолога. Вскоре она начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то вместе с Левином и другими его студентами Зейгарник зашла в кафе и обратила внимание на то, что их официант, принимая объемный заказ, ничего не записывает, но приносит абсолютно все, ничего не позабыв. На вопрос, как ему удается все помнить, он недоуменно ответил, что никогда ничего не записывает

Тогда Блюма Вульфовна попросила его припомнить, какие блюда выбрали другие посетители, которых он уже обслужил. Вот тут-то официант впал в раздумья, признавшись, что не может вспомнить ни один выполненный заказ хоть более или менее подробно. В тот момент Зейгарник решила узнать, как повлияет на процесс запоминания завершенность или незавершенность ситуации или действия.

Суть эффекта Зейгарник

Собственно саму теорию предложил Левин, но Зейгарник сосредоточилась на экспериментах, которые были крайне просты. Испытуемые должны были решить несколько задач за определенное время. В какой-то момент их прерывали, предлагали перейти к следующим заданиям, ссылаясь на ограниченное время. Потом участников эксперимента просили назвать задания, которые им запомнились лучше всего. И действительно, подавляющее большинство указывало на задачи, которые они не успели выполнить. Так и родился эффект Зейгарник. Осталось только понять, почему так происходит.

Первый и главные вывод — невыполненные задачи вызывают напряжение памяти, которое не отпускает до тех пор, пока дело не завершено. Любое напряжение пытается достигнуть разрядки. Кроме того, нечто завершенное нам нравится больше, чем эскиз.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути — это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние

В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне

Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает. Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.

Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций

Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Заключение

Механизм конфлюэнции присутствует в жизни каждого человека, потому что все связаны с обществом и окружением. Оно может оказывать позитивный эффект: делать мудрее, добрее, избирательнее. Но вместе с этим несет и негатив: вредные привычки, неправильные точки зрения, которые мешают в жизни.

Поэтому важно развивать осознанность, отслеживать свои чувства и желания, относиться с уважением к разнице во взглядах с близкими людьми и четко знать ответ на вопрос: «Действительно ли это то, чего хочу я, а не кто-то другой?». https://www.youtube.com/embed/kMopwGm61cE

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector