Как определить дизартрию?

Логопедический массаж

Логопедический массаж является одним из основных элементов программы реабилитации пациентов, страдающих дизартрией. Реабилитологи Юсуповской больницы применяют различные виды массажа при дизартрии: зондовый, точечный, мышц лица, языка. В зависимости от вида, степени нарушения функции артикуляционной и мимической мускулатуры специалисты подбирают тот или иной вид воздействия.

Любой массаж направлен на то, чтобы улучшить состояние пораженных участков тела больного. Не исключение и логопедический массаж при дизартрии. Отзывы врачей и пациентов говорят о том, что данная процедура способствует устранению как повышенного, так и пониженного тонуса мышц, изменению техники произношения слов в лучшую сторону, активизации кислородного обмена между кровью и тканями, увеличению возможностей функций артикуляционного аппарата.

Медицинский персонал больницы внимательно относится к проблемам пациентов с нарушением речевой функции. Прежде всего логопед оценивает работоспособность речевого аппарата больного, пальпирует, проводит упражнения, позволяющие определить стадию заболевания.

При условии регулярного выполнения логопедический массаж позволяет в достаточно короткие сроки достигнуть следующих позитивных сдвигов в лечении дизартрии:

  • уменьшение количества патологий артикуляционного аппарата;
  • нормализация функции мышц, ранее не задействованных;
  • улучшение дикции;
  • увеличение количества артикуляционных движений;
  • нормализация тонуса мышц лица.

Лечение

Коррекция корковой дизартрии предполагает систематический прием медикаментозных средств, реабилитационные мероприятия, лечебную физкультуру и физиопроцедуры. После проведения необходимых обследований неврологом подбирается специальный комплекс мероприятий с учетом индивидуального случая.

В логопедии коррекция корковой дизартрии осуществляется с помощью:

  1. артикуляционных занятий;
  2. пальчиковых упражнений;
  3. логопедического массажа языка;
  4. коррекции звукопроизношения;
  5. дыхательной гимнастики;
  6. формирования выразительной речи.

В домашних условиях, под контролем родителей, ребенок принимает ноотропные, седативные, метаболические и сосудистые препараты, назначенные врачом.

Кроме этого, борьба с различными формами речевого нарушения может проводиться с применением следующих процедур:

  • гирудотерапия;
  • точечный массаж;
  • лечебные ванны;
  • ЛФК;
  • физиолечение.

Последовательность постановки и автоматизации звуков зависит от того, какие артикуляционные уклады на данный момент наиболее доступны ребенку. К автоматизации звуков в словах, предложениях и связной речи при корковой дизартрии переходят после достижения чистого их произношения в изолированном виде. Сам процесс коррекции требует намного больше времени и настойчивости, чем при таком речевом нарушении, как дислалия.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

2 Основные клинические проявления и виды

Основным признаком дизартрии является то, что у пациентов возникает невнятная и нечеткая речь. Это случается по причине недостаточной иннервации мышц губ, языка, неба, голосовых складок и мускулатуры дыхательной системы. Нарушение артикуляции проявляется в спастичности, гипотонии или дистонии мышц.

При спастичности отмечается постоянный высокий тонус мышц языка, шеи, лица и губ. Наблюдается плотное смыкание губ. При снижении тонуса (гипотонии) отмечается вялость языка, который неподвижным образом лежит на дне полости рта. Губы не смыкаются, а рот приоткрыт.

У больных дизартрией возникает высокий уровень слюноотделения. При мышечной дистонии у пациентов при попытках начать разговор происходят резкие изменения тонуса мышц. Звукопроизношение у больных нарушено в разной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения ЦНС. Сертая форма характеризуется искажениями звуков и смазанностью речи.

При ярко выраженных нарушениях отмечаются пропуски и замены звуков, снижается темп и выразительность речи. Если у пациента обнаружен паралич мышц полости рта, то речевая функция не осуществляется. При дизартрии происходит нарушение фонетики гласных и согласных звуков.

Произношение слов имеет межзубный и боковой характер. Отмечаются нарушения речевого дыхания. В момент разговора оно у пациента учащенное и прерывистое, выдох укорочен. Голос у таких больных тихий и слабый, происходят изменения тембра и интонации.

Пациенты страдают недостатком общения и из-за этого у них возможна несформированность словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с дизартрией возникает фонетико-фонематическое (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Кроме этого, развивается дисграфия (нарушение письма).

Существует 4 степени тяжести заболевания, каждая из которых отличается выраженностью симптоматики:

  • 1 степень (стертая дизартрия ), при которой дефекты звукопроизношения выявляются логопедом;
  • 2 степень — речь в целом понятна, но нарушения заметны окружающим людям;
  • 3 степень — понимание речи человека, страдающего этим заболеванием, доступно только близким людям;
  • 4 степень — отсутствие или непонимание речи.

В зависимости от локализации выделяют несколько форм дизартрии:

  • бульбарная;
  • псевдобульбарная;
  • экстрапирамидная;
  • мозжечковая;
  • корковая.
Форма Характеристика
Бульбарная Отмечается расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания. Наблюдается повышенное слюноотделение. Артикуляция звуков невнятная. Встречается афония/дисфония, а голос становится гнусавым. Происходит поражение ядер черепно-мозговых нервов
Псевдобульбарная Отмечается повышенный тонус и паралич мышц. Наблюдаются нарушения движений языка. Пациенты с трудом поднимают кончик языка вверх, отводят в разные стороны и удерживают в статическом положении. Переключение с одной позы на другую затруднено. Наблюдается покашливание и усиление глоточного рефлекса. Речь пациентов отличается смазанностью и невнятностью. Воспроизведение звуков нарушено. Поражаются корково-ядерные проводящие пути
Экстрапирамидная (подкорковая) Наблюдаются непроизвольные насильственные движения мышц (гиперкинезы), которые возникают в состоянии покоя и усиливаются при разговоре. Отмечается нарушение тембра и силы голоса. Иногда у пациентов встречаются непроизвольные выкрики из-за спазмов мышц гортани. Происходит нарушение темпа речи (заикание, замедление или ускорение). Часто сочетается с другими описанными формами дизартрии. Поражаются подкорковые ядра головного мозга
Мозжечковая Отмечается нарушение координации речи. Возникает тремор языка, скандированная речь и выкрики. Речь замедлена и невнятна. Наблюдается атаксия, которая выражается в шаткости походки, нарушении координации движения. Возникает при поражении мозжечка
Корковая Наблюдаются расстройства речевого дыхания и голоса. Характеризуется нарушением артикуляции. Развивается на фоне очаговых поражений головного мозга

Проявления

Стертую дизартрию самостоятельно распознать родителям практически невозможно

Нарушение речи минимально, и обратить внимание на него может только специалист во время проведения логопедического обследования. Наиболее часто такая патология становится очевидной в возрасте 5-6 лет

До этого возраста некоторая неразборчивость отдельных звуков расценивается как дислалия, и только упорность ее и отсутствие эффекта от развивающих занятий у логопеда может навести на мысль о том, что дело кроется в дизартрии.

Дети со стертой формой дизартрии немного отстают от сверстников физически, часто имеют небольшой рост, дефицит массы тела, у них узкая грудная клетка. Часто малыши очень неуклюжие, они куда быстрее ровесников устают при нагрузке и им бывает сложно сделать одновременное синхронное движение, например, двумя руками.

У них слабее развита мелкая моторика, им сложнее дается сборка конструкторов, задача застегнуть пуговицы на одежде или завязать шнурки на обуви. Им трудно дается рисование, лепка. Дети школьного возраста с таким диагнозом пишут неразборчиво и очень медленно.

Дети с дизартрией, даже стертой ее формой, не имеют в своем распоряжении богатого разнообразия мимики, у них часто бывает несимметричны носогубные складки.

Такие дети легко возбудимы, часто суетятся, либо, наоборот, несколько заторможены. Наиболее часто трудности звукопроизношения связаны с неправильным или затрудненным произношением свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. Псевдобульбарную дизартрию дифференцируют по степени поражения. Третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

  1. Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;
  2. Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;
  3. Нарушение темпа и плавность произношения.

Произношение становится замедленным. Какуминальные согласные (Р, Ш, Ж,) отсутствуют или заменяются дорсальными (З, С, 3, СВ, ЗВ, Н, Т, Д). Часто страдает Л и Ль.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Он испытывает трудности в ощущении и воспроизведении отдельных артикуляционных укладов. Развивается недостаточность лицевого гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям), особенно в области артикуляционного аппарата. Ребёнок не может точно прикоснуться к определенным участкам лица.

Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Произношение замедлено, но нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Наиболее часто страдает произношение шипящих звуков (Щ, Ш, Ж) и аффрикатов (Ц, Ч,). Звуки автоматизируются с трудом. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений. Аффрикаты распадаются на части: Ц на ТС, Ч – на ТЬ и Ш. Щелевые звуки заменяются смычными С – Г, 3 – Д. При стечении согласных звуки опускаются. Человек избирательно оглушает звонкие согласные, преимущественно смычные.

Лечение заболевания

Лечение обязано проводиться комплексно. Для начала нужно бороться с основной болезнью, которая привела к появлению симптомов. Терапия в себя включает реабилитационные мероприятия, логопедическую коррекцию и медикаментозное воздействие. Логопедическая коррекция по развитию речевых навыков состоит из:

  • восстановления артикуляции с помощью массажа и специальных упражнений;
  • формирование мелкой моторики;
  • коррекции проговаривания звуков;
  • упражнения для дыхательных органов;
  • активное речевое общение;
  • работы над улучшением выразительности речи.

Дети могут заниматься индивидуально или в группе. Главное не форма, а четкое соблюдение предписаний врача и регулярность. Отличные результаты показывает посещение школы, детского сада, групп и кружков, которые предназначены для детей с проблемами речи. Положительное воздействие на процесс лечения оказывает дельфинотерапия.

Лечить медикаментозным способом необходимо основное заболевание. Назначается прием ноотропов. Эти препараты помогают активизировать работу мозга, улучшить память. Использование медикаментов лучше всего комбинировать с другими процедурами:

  • массажем, включая точечный;
  • лечебной гимнастикой;
  • гирудотерапией;
  • иглоукалыванием;
  • физиотерапией, в том числе лечебные ванны.

Лечебные мероприятия в домашних условиях

По согласованию с детским неврологом и логопедом некоторые лечебные мероприятия можно выполнять в домашних условиях. Дома можно делать упражнения для мимических мышц. Вот приблизительный перечень упражнений:

  • надувать поочередно щеки;
  • втягивать и надувать щеки;
  • закрывать и открывать рот, щелкая зубами;
  • сосать кусочек сахара или леденец;
  • имитировать сосание;
  • облизывать губы;
  • зажать зубами кусок бинта или марли и держать их, пока взрослый аккуратно пытается вытянуть ткань.

Отлично помогают тренировать речевую моторику скороговорки. Тем более полезны те, которые имеют звуки, которые плохо выговаривает ребенок.

Воспитание детей с нарушением речи

Когда дети осознают, что отличаются от остальных, то они замыкаются в себе и начинают отмалчиваться. Но это нельзя допускать, необходимо с ребенком установить дружеский контакт. Эти детки не должны себя чувствовать хуже остальных. Для этого родителям необходимо применять комплексную терапию и сохранять эмоциональную и тесную связь с малышом. Также нужно, чтобы мелкая моторика у ребенка все время развивалась. Это улучшит процессы обучения.

Профилактика и прогноз дизартрии

Лишь систематическая и своевременно начатая логопедическая работа по коррекции заболевания сможет дать положительный эффект. Немаловажную роль в эффективности коррекционно-педагогического воздействия имеет лечение основной болезни, усердие непосредственно пациента-дизартрика, а также его родных.

При таких условиях на почти полное восстановление функции речи можно рассчитывать только в случае стертой формы болезни. Овладев навыками правильного произношения речи, эти дети смогут успешно учиться в общеобразовательной школе, а требуемую помощь логопеда получать в школьных логопунктах или в поликлиниках.

При тяжелых стадиях возможно только улучшение состояния речевого аппарата

Немаловажное значение для образования и социализации детей с нарушением речи имеет преемственность разных видов логопедических учреждений: речевых отделений психоневрологических стационаров, школ или детских садов для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, содружественная работа невролога, логопеда, специалиста по лечебной физкультуре, массажиста, психоневролога

Медико-педагогическая работа по профилактике дизартрии у детей с перинатальным нарушением головного мозга обязана производиться с первых месяцев жизни. Профилактические мероприятия в детском раннем и во взрослом возрасте состоят в предупреждении токсических воздействий, травм головного мозга, нейроинфекций. Дизартрия – это не приговор, ее корректируют и лечат специалисты. Самое главное поддержать ребенка для достижения положительных результатов.

Как проводится диагностика?

Для того чтобы обследовать ребенка, нужно обратиться к логопеду. Этот специалист проведет серию тестов на мелкую моторику, мимику, способность свободно артикулировать, проверит, насколько правильным является речевое дыхание у ребенка. Если логопед заподозрит стертую дизартрию, он обязательно порекомендует родителям посетить с ребенком детского невролога.

Этот доктор назначит электроэнцефалограмму головного мозга, может провести электронейромиографическое обследование, при необходимости – МРТ головного мозга. С результатами этих исследований и заключением невролога о состоянии нервной системы и артикуляционных мышц ребенок снова отправится на прием к логопеду. Он заведет специальную коррекционную логопедическую карту и составит индивидуальную программу реабилитации в дополнение к назначенным неврологом медикаментам.

Как вылечить дизартрию?

В процессе установления диагноза логопед в обязательном порядке проводит исследование особенностей нарушения звукопроизношения, а также обращает внимание на общее состояние речи. Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом

Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач

Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом. Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач.

Если у ребенка наблюдается тяжелая форма дизартрии, то ему необходимо наблюдение специалистов в специализированных учреждениях для детей. Стертую дизартрию можно лечить в амбулаторных условиях. Однако требуется регулярное наблюдение со стороны разных специалистов — логопеда, невролога, психолога. Медикаментозного лечения, которое способно значительно улучшить состояние людей с таким нарушением речи, на сегодняшний день не существует.

Родители не должны полагаться исключительно на врача. Логопед всегда рекомендует им прилагать все усилия, чтобы стимулировать ребенка с дизартрией говорить правильно. Поэтому и упражнения, и массаж, и специальные занятия нужно регулярно выполнять и в домашних условиях. Специалисты рекомендуют начинать лечение детей с дизартрией как можно раньше, чтобы к периоду поступления в школу ребенок мог уверенно себя чувствовать и адаптироваться в условиях детского коллектива.

Иногда детям с таким симптомом показано обучение в специальных логопедических группах в детском саду или в школе. В коллективе можно получить ощутимый эффект от использования специальных игровых методик. Также современные логопеды широко используют специальные компьютерные программы.

Лечение дизартрии у взрослых людей заключается в терапии того заболевания, которое ее спровоцировало. Практикуются также тренировки артикуляции с помощью специальных упражнений, массаж.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:

  • ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
  • Умственная отсталость, нарушение интеллекта.
  • Гидроцефальный синдром.
  • Задержка развития психики.
  • ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).

Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:

  1. Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  2. Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  3. Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
  4. Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
  5. Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.

Формы дизартрии у детей

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Подкорковая форма характеризуется спонтанными сокращениями мимической мускулатуры лица и мышц голосового аппарата. Речь у детей с таким нарушением спокойная, размеренная, плавная, однако срывается при волнении или когда ребенок испытывает другие сильные эмоции (при этом возможны непроизвольные выкрики). Часто нарушение сопровождается снижением слуха.

Бульбарная дизартрия сопровождается параличом лицевой и мускулатуры голосового аппарата в зоне трех нервов – подъязычного, блуждающего и языкоглоточного, которые отвечают за функцию мышц лица и голосовых связок. При этой форме речь невнятна и характеризуется произношением «в нос». Чаще всего такое нарушение является следствием опухолей головного мозга.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка и его проводящих путей. Как самостоятельное нарушение эта форма практически не встречается, чаще она сопутствует другим нарушениям.

Корковая дизартрия является результатом очаговых поражений коры головного мозга.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия у детей. Она обусловливается ограниченным поражением корково-ядерных проводящих путей и характеризуется правильной речью. Дети с дизартрией этого типа на стыке нескольких согласных или гласных просто «глотают» некоторые звуки или же заменяют их другими.

Согласно логопедической классификации, которая основана на принципе понятности речи, заболевание подразделяют на четыре степени тяжести: от 1 (стёртой дизартрии у детей) до 4.

При стёртой дизартрии у детей нарушения речи могут быть выявлены исключительно логопедом при обследовании. При второй степени тяжести речевые дефекты заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. При третьей – речь понятна только близкому окружению ребенка и частично посторонним людям. При четвертой стадии – речь отсутствует вовсе или непонятна даже родителям, эта патология называется анартрией.

Причины

Причины образования дизартрии напрямую связаны с заболеваниями, нарушающими задние отделы участков лобной зоны и других частей головного мозга. Вследствие затрудненного движения языка и губ нарушается воспроизведение речи. В детском возрасте практически во всех случаях изменяется письменная речь, восприятие звуков и читательские способности.

У взрослых такие явления отмечаются гораздо реже. Часто дизартрия возникает при внутриутробном развитии. Факторы, вызвавшие болезнь — гестоз (поздний токсикоз), кислородное голодание плода, хронические болезни матери, травмы, полученные во время родов, недоношенность, удушье при рождении, детский церебральный паралич (ДЦП).

В раннем возрасте болезнь диагностируется из-за перенесенного гнойного отита, менингита, отравлений тяжелой формы, гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, а также из-за черепно-мозговых травм. У взрослых дизартрия становится следствием:

  • Опухоли головного мозга или мозжечка;
  • Нарушения мозгового кровообращения;
  • Демиелинизирующего заболевания (болезнь головного мозга);
  • Перенесённого инсульта;
  • Сифилитического поражения спинного или головного мозга;
  • Черепно-мозговых травм;
  • Абсцесса (гнойного воспаления) мозжечка;
  • Тяжёлых отравлений ядами;
  • Болезни Паркинсона (дрожательный паралич);
  • Рассеянного склероза;
  • Тяжёлых инфекционных патологий;
  • Кровоизлияния в головной мозг;
  • Серьёзных нарушений нервной системы;
  • Аутоиммунного нервно-мышечного заболевания;
  • Болезни сосудов головного мозга;
  • Синдрома Фацио-Лонде (юношеский паралич);
  • Умственной отсталости (олигофрения).

Во взрослом и пожилом возрасте болезнь чаще всего возникает внезапно из-за длительного пребывания в бессознательном состоянии (кома после черепно-мозговой травмы или обширного инсульта). Нередко причиной возникновения дизартрии становится неправильно проведенная операция на головном мозге и ботулизм (заболевание, связанное с отравлением).

Также патология может появляться из-за чрезмерного употребления алкогольных напитков, неправильного приема некоторых групп медикаментов и передозировки наркотическими средствами. К группе большого риска относятся дети до 2-летнего возраста, подростки и пожилые люди. В молодом возрасте патология диагностируется, но не так часто.

Болезнь имеет приобретенный характер, генетической предрасположенности она, как правило, не имеет. По наследству могут передаваться только патологии развития головного мозга, которые способствуют возникновению дизартрии.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Причина развития дислалий до сих пор не выяснена. Функциональная форма речевого расстройства не связана с грубыми внутриутробными и родовыми травмами, заболеваниями головного мозга. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (архаизмы, диалекты). Дизартрия у детей развивается под воздействием следующих факторов:

  • Травм в родах,
  • Заболеваний головного мозга (менингоэнцефалитов);
  • Интоксикаций.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдаю грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Чаще имеет место нарушение вегетативной нервной системы в виде стойкого красного дермографизма, симптома Хвостека. У пациентов, страдающих дизартрией, на первый план выступает грубая симптоматика с наличием гиперкинезов, парезов, вовлечением в процесс V, VII, IX, X и XII пар черепно-мозговых нервов. Поражение этих нервов обусловливало следующие проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос. Дифференциальную диагностику дислалии следует проводить со стёртой дизартрией.

Причины дизартрии

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector