Акцентуации характера личко
Содержание:
- Застревающий тип
- Классификация акцентуаций характера
- Методика Шмишека
- Классификации расстройства
- Ресурсы и ограничения
- Что такое педантичный тип акцентуации личности?
- Сущность и границы понятия
- Классификация акцентуаций по К. Леонгарду:
- Краткая классификация акцентуаций по Леонгарду и Личко
- Роль и степени выраженности
- Связь с расстройствами личности и отличия
Застревающий тип
Для личностей этого типа акцентуации характерно длительное влияние аффектов, кратковременных сильных переживаний.
Они склонны к «застреванию» на некоторых мыслях и чувствах. Чаще всего это чувство собственного достоинства, задетая гордость, ущемленное самолюбие.
Они выставляют для себя границы социальной справедливости, решая, что такое «хорошо» и «плохо», при несоответствии реальной ситуации и идеальной они страдают.
Личности застревающего типа на протяжении длительного периода времени не могут забыть обиды, склонны к конфликтным ситуациям с людьми, обижавшими их когда – то.
У них имеется четкое разделение людей на друзей и врагов, при даже небольшой обиде они могут отнести обидчика ко второй категории.
Зачастую мстительны и подозрительны. Не отпускают обиду, и постоянно думаю, что с ними несправедливо поступили. Часто проявляют ревность.
При достижении цели проявляют упорство, благодаря этому они предъявляют завешенные требования к себе и окружающим. Не привыкли прислушиваться к советам, имеют свое мнение по любому вопросу.
Классификация акцентуаций характера
Акцентуации характера по Андрею Личко основаны на классификации личности по Леонгарду и психопатий по Ганнушкину. Рассматриваемая классификация представлена следующими типами:
- циклоидный;
- гипертимный;
- лабильный;
- сенситивный (чувствительный);
- астеноневротический;
- шизоидный (интровертивный);
- эпилептоидный (инертно-импульсивный);
- неустойчивый;
- конформный;
- истероидный (демонстративный);
- психастенический (тревожно-мнительный).
Существует также и смешанный тип, сочетающий в себе черты разных других типов акцентуаций.
При гипертимном типе человек склонен к хорошему настроению, иногда он вспыльчив или раздражителен, отличается повышенной активностью, энергичностью и высокой работоспособностью, имеет хорошее здоровье.
Сенситивный тип акцентуации – это высокий уровень ответственности и чувствительности, самооценка нестабильна, человек робкий, пугливый и впечатлительный.
При циклоидном типе характера наблюдается частая смена настроений, депрессия и раздражение могут резко смениться спокойствием и приподнятым настроением.
Повышенная, даже тревожная мнительность характерна для людей с психастеническим типом характера, он педантичен, рассудителен и нерешительный.
Лабильный тип отличается повышенным изменением настроения человека даже по незначительным причинам, он имеет повышенную аффективность, нуждается в эмпатии и общении, инфантилен и хрупок в плане эмоций.
Человек, относящийся к астеноневротическому типу, нередко раздражителен, капризен, быстро утомляется, имеет низкую концентрацию внимания, зачастую мнителен, имеет высокий уровень притязания и физически слаб.
Люди с шизоидным типом личности редко проявляют эмпатию и эмоции, они замкнуты и интровертированы.
Люди конформного типа способны хорошо приспосабливаться к нормам поведения, характерным для той или иной социальной группы, они консервативны, шаблонны и банальны в рассуждениях.
Представители истероидного типа отличаются повышенной эмоциональностью, требуют к себе максимум внимания и имеют нестабильную самооценку. А те, кто относится к неустойчивому типу, имеют слабую волю и не могут дать отпор негативным воздействиям извне.
При эпилептоидном типе сочетаются импульсивные и инертные проявления, такие как подозрительность, раздражительность, враждебность, конфликтность, кропотливость, целеустремленность и аккуратность.
Несмотря на то что Андрей Личко разрабатывал свои акцентуации характера исходя из поведения подростков, его классификацию часто используют для определения типов характера у взрослых.
Психологам очень часто гораздо легче общаться с пациентами, зная их ключевые черты характера. Подобные классификации помогают определить ключевые модели поведения человека и понять его лучше.
Методика Шмишека
Методика Ганса Шмишека предлагает прохождение опросника для определения типа акцентуаций. Испытуемому нужно ответить на 97 утверждений. Возможны только два варианта ответа: «Да» и «Нет» (относительно того, насколько утверждение верно в отношении испытуемого). Отвечать нужно быстро, без задержек, то есть первое, что придет в голову.
Вопросы разделены по группам (типам акцентуаций), но в опроснике стоят в разброс. Оценивается результат согласно таблице (описано, какие вопросы какому типу соответствуют). Некоторые утверждения схожи, но это нужно для того, чтобы всесторонне осветить тип. Иногда человек сам не уверен в себе или боится проходить тест. Для этого в ключе отведена специальная шкала «Ложь». Если по ней выходит недопустимое значение (больше 5), значит испытуемый хотел скрыть истинное лицо либо сам запутался в собственном самовосприятии.
Классификации расстройства
Теория Личко в настоящее время распространена среди психологов, так как ученый исследовал здоровых подростков. Психиатрами чаще всего используется классификация Леонгарда.
Виды черт в этих классификациях не имеют ничего общего с психическими расстройствами, так как выраженность признака у них находится в норме.
Акцентуация имеет выраженность черты в пределах нормы и не является психическим расстройством
Классификация Личко
В исследованиях отечественного психолога выявлены особенности характера и причины появления психопатий в подростковом периоде. А. Е. Личко утверждал, что именно у подростков патологические черты характера проявляются наиболее ярко, причем во всех сферах жизни: школьных, семейных, межличностных отношениях. Подобным образом проявляются акцентуированные черты, например, подросток-гипертим выделяется своей энергией, истероид старается привлечь больше внимания, а шизоид пытается оградиться от окружающих.
Выделив 11 видов, он считал, что в пубертатном периоде черты характера относительно стабильны, но имеют три обстоятельства:
- заострение большинства типов происходит именно в подростковом возрасте, так как он является наиболее критическим для возникновения психопатий;
- психопатия и ее типы складываются довольно рано (шизоид определяется в детстве, психостеник – в начальной школе, гипертим – в подростковый период, циклоид и сенситив – в молодости);
- трансформация типов в пубертате закономерно проходит под воздействием биологических и социальных факторов, например, гипертимные черты могут измениться на циклоидные.
Классификация Леонгарда
Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 личностных типов. Его классификация во многом сходна с теорией Личко, есть идентификация многих типов. Она проведена в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, основой для выделения послужили стили взаимодействия личности и среды.
Типология Леонгарда ориентирована на взрослый возрастной период и делится на три группы:
- гипертимного, дистимического, аффективно-лабильного, аффективно-экзальтированного, тревожного и эмотивного типов формирует темперамент;
- от особенностей характера зависят демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы;
- личностный уровень формирует экстраверта или интроверта.
Стили взаимодействия с окружающей средой лежат в основе типологии Леонгарда
Акцентуация характера по Шмишеку
Как вариант, на основании концепции Леонгарда разработана методика, автором которой стал Шмишек. Согласно его концепции, для личности характерны основные и дополнительные черты.
Стержень личности определяется основными чертами, которые влияют на адаптационные возможности, психическое здоровье человека, становятся ведущими в развитии. При крайней выраженности основные черты характера переходят в акцентуации. По мнению ученого, не менее половины всего населения имеет определенный тип акцентуации.
В настоящее время методика Шмишека применяется квалифицированными психологами для получения точных результатов и их последующей интерпретации.
Ресурсы и ограничения
Безусловно, испытывать постоянную тревогу и сомнения очень тяжело. Педанту бывает нелегко спокойно уснуть расслабившись. Ему надо обдумать прошедший день, найти ошибки в собственных действиях, пути решения проблем.
Так что окажется вполне естественным, что из-за бессонницы утром он встанет вялым, «разбитым». Организму попросту не удастся восстановить ресурсы. Именно по этой причине в работе отдельных органов и систем могут происходить сбои.
У педанта нередко возникает невроз навязчивых состояний. То есть, человек с таким типом акцентуации моет руки по сотне раз в течение дня, боясь подхватить какую-нибудь инфекцию.
Обязательно, прежде чем уснёт, не раз проверит, выключен ли газ, свет, утюг, заперта ли дверь, хоть и никогда не случалось так, чтобы из-за невнимательности оставил включенными электрические приборы и т. д.
Скрупулёзность отражается и на состоянии здоровья, к которому он начинает относиться серьёзно, и этим самым напоминает ипохондрика.
При первом недомогании педант отправляется на обследование, а если не идёт, то потому что считает себя неизлечимо больным и боится узнать от доктора свой страшный диагноз.
Из-за чрезмерной внимательности к собственному здоровью педант чаще всего не злоупотребляет алкоголем и не курит, стремится к здоровому образу жизни, делает зарядку, старается питаться правильно. При данном типе акцентуации редко встречаются зависимые от алкоголя и наркотиков.
Люди с таким типом характера в общении с окружающими могут проявлять занудство, осторожность. Они не конфликтные, но если нарушается порядок, способны выходить из себя, раздражаться из-за того, что много усилий потратили впустую
Что такое педантичный тип акцентуации личности?
По своим поведенческим характеристикам педантичные личности не выходят за рамки разумного, зачастую это их основное преимущество при решении деловых вопросов. Педантичный человек основательный, чёткий, законченный, добросовестный. Поручение задания, требующего ответственности, может повлиять на педанта угнетающе, если он не располагает подробной инструкцией и перечнем требований. Такими людьми хорошо осознаётся ответственность при выполнении порученных дел, а также ответственность на работе, которую педанты почти никогда не меняют на протяжении долгого времени.
Педантическую скрупулёзность могут выражать высокие деловые качества и забота о собственном здоровье. Когда эта забота проявляется умеренно, она становится положительным качеством. Сверхаккуратные люди осторожны, не употребляют или мало употребляют алкоголь, не курят.
Негативные черты такого характера проявляются в нерешительности, боязни несчастных случаев или ошибок, что вынуждает неоднократно проверять собственные действия: выключил ли газовую плиту, не допустил ли ошибок в отчёте и т. п.
Точки наименьшего сопротивления. Случаи, при которых необходимо принимать решения, оперативно действовать, повышение нагрузок, ситуации, требующие ответственного подхода.
Протестные реакции. Протест выражается словесно – «бурчание», ругань, но практически исключены поступки, педант во всём винит себя.
Сильные стороны. Заботливый, способный отвечать за здоровье других, привязывается к другому, ответственный за дело, которое ему поручили, скрупулёзно всё готов проверять и перепроверять.
Сущность и границы понятия
Нормальное состояние психики может плавно перетекать в акцентуацию, которая, в свою очередь, постепенно переходит в психопатию или расстройство личности. Это звенья одной цепи, объединённые общими процессами с разной степенью выраженности. На данный момент классификация акцентуации и психопатии имеет чисто описательный (феноменологический) характер и не отражает сути формирующего их психического процесса. Поэтому за основу классификации нужно брать не внешние поведенческие проявления акцентуаций и психопатий, а основные элементы психики и модели мира (как части психики), которые напрямую участвуют в образовании всех акцентуаций и психопатий.
Понятие «акцентуация» близко к понятию «расстройство личности». Основным отличием является то, что три основные характеристики расстройства личности (влияние на все сферы жизни человека, стабильность во времени, социальная дезадаптация) никогда не присутствуют в акцентуации одновременно:
- Акцентуированный человек может специфически реагировать на специфические психогенные воздействия, но только на них, в то время как человек с расстройством личности на любые психогенные воздействия реагирует в соответствии с особенностями своего расстройства (влияние на все сферы жизни).
- Акцентуации могут наиболее ярко проявляться только в течение определённого периода жизни человека (например, подросткового периода) и обычно сглаживаются со временем, в то время как для расстройств личности характерно появление на ранних периодах жизни и стабильность или усиление проявлений в течение жизни (стабильность во времени).
- Акцентуации могут не приводить к социальной дезадаптации вообще или приводить к ней лишь на непродолжительное время, в то же время расстройства личности мешают такой адаптации постоянно.
Хотя специально это обычно не подчёркивается, можно видеть, что понятие «акцентуация» определяется через понятие «расстройство личности» («психопатия») и вторично по отношению к нему. Из утверждений Личко об отличиях акцентуаций от расстройств личности можно сделать вывод, что во всём остальном они схожи.
А. Е. Личко разрабатывал свою концепцию и диагностические методы исключительно для работы с подростками, из-за чего иногда можно встретить утверждения других авторов, что понятие акцентуации применимо только к подростковому возрасту. Однако сам он нигде не ограничивает область применения этого понятия и говорит только об области применения своих теоретических и практических разработок. В дальнейшем он применил свои разработки и развил концепцию в отношении взрослых.
Классификация акцентуаций по К. Леонгарду:
1) Демонстративность (демонстративный тип) высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.
2) Педантичность (педантичный тип) высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
3) Застревание (застревающий тип) основная черта этого типа склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.
4) Гипертимность (гипертимический тип) высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.
5) Дистимность (дистимический тип) характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.
6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.
7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.
8) Эмотивность (эмотивный тип) это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.
9) Циклотимность (циклотимический тип) характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В нашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.
По мнению А.Е. Личко, акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».
Краткая классификация акцентуаций по Леонгарду и Личко
Основоположником такого подхода к изучению личности стал немецкий психиатр Карл Леонгард. Он считал, что для каждого человека существуют свои основные черты, отвечающие за состояние и психическое здоровье. Если же какие-то из них сильно выбиваются из общего фона, то может возникнуть риск серьёзного заболевания (например, психопатии). После проведения ряда исследований учёный выделил двенадцать (десять «чистых» и два промежуточных) вариантов формирования характера и темперамента.
Позже (в 1977 году) психиатр из СССР Андрей Личко продолжил данное учение. Важным добавлением в его теории было то, что акцентуации считались временным явлением, которое возникает в детстве или подростковом возрасте. Причём оно вполне может как исчезнуть навсегда, так и развиться в серьёзное отклонение. Советский учёный немного переделал тест, разработанный Леонгардом, чтобы он стал применим не к больным, а психически‑сохранным людям (в основном, к молодёжи).
Сегодня миру известна классификация, носящая имена обоих докторов. Согласно этому распределению можно выделить десять видов сильных черт. Четыре относятся к характеру: демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый. Шесть – к темпераменту: гипертимный, гипотимный, циклический, сенситивный, экзальтированный и тревожно-боязливый.
Роль и степени выраженности
Характер представляет собой комплекс черт, определяющих поведение и отношение личности к себе и другим. Характер развивается на основе типа нервной деятельности, он относительно устойчив, но поддается изменению. Его развитие определяется внешней средой: изначально заложенные черты гиперболизируются и могут принимать опасные формы.
Акцентуация — направленность характера. В норме она малозаметна и не мешает человеку устанавливать нормальные отношения с людьми. Но акцентуация может принимать патологическую форму, подчиняя себе всю личность. Личко выделяет два варианта выраженности акцентуации:
- Скрытую — нормальную, не гиперболизированную форму. Черты проявляются после сильного эмоционального потрясения, но их можно контролировать и постепенно снизить проявление.
- Явную — крайнюю степень нормы, предшествующую патологии. Ключевая черта характера проявляется всю жизнь, ее невозможно компенсировать.
Характер включает все возможные черты личности, но активно проявиться могут только некоторые их них. Именно они определяют тип акцентуации, задавая способ развития, адаптации и психического здоровья личности.
Связь с расстройствами личности и отличия
В отличие от расстройства личности (устар. «конституциональной психопатии»), акцентуация характера приводит к дезадаптации только в некоторых ситуациях. Расстройство личности же — это тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций, почти всегда сопровождающееся дезадаптацией.
При акцентуации особенности проявляются не везде и не всегда, в противовес расстройствам личности. Дезадаптивные черты проявляются лишь иногда в определённых условиях, при тяжёлых жизненных ситуациях или психических травмах. При расстройстве личности же патологические черты характера тотальны и относительно стабильны.