Здоровье и проблема адаптации человека
Содержание:
- Этапы адаптации людей в профессиональной сфере
- Стадии
- Лечение расстройства
- Проблемы с адаптацией
- Особенности адаптации к школе
- экологическая адаптация
- Измерение адаптированности
- Специфичность тренировочной нагрузки
- Физиологические адаптации
- Психологическая адаптация
- Общие закономерности формирования адаптаций
- Детская адаптация к социуму
- Виды адаптации
- Воздействие климата
- Трудный возраст – подростки
- Физиологическая адаптация в примерах
- Адаптация к физической нагрузке
Этапы адаптации людей в профессиональной сфере
Понятие адаптации персонала подразумевает условные промежутки времени, во время которых происходит интеграция нового работника в трудовой коллектив.
Рассмотрим четыре этапа адаптации сотрудников:
Период оценки квалификационного уровня сотрудника. Эта оценка, как правило, проводится еще на стадии приема нового сотрудника на работу. На этом этапе выясняют, насколько он соответствует предлагаемой должности, приходилось ли ему ранее работать в этой сфере, ознакомлен ли он с организацией труда в данной компании. Вся эта информация поможет кадровику разработать план адаптации сотрудника к новому месту работы.
Этап ориентации. Этот этап направлен на то, чтобы ознакомить принимаемого сотрудника с порядком работы в компании, коллективными ценностями, правилами поведения, с историей компании и др. Проходит этот этап на протяжении первой недели.
Период действенной ориентации. Этот этап включает в себя практические действия нового сотрудника на основе полученных знаний и его включение в трудовой коллектив
Здесь очень важно наладить обратную связь с работником, чтобы точно понимать, насколько тот принимает ценности компании и соблюдает ее правила, не испытывает ли он при этом дискомфорта.
Этап функционирования. На этом заключительном этапе предполагается, что новый сотрудник стопроцентно преодолел все трудности и включился в работу.
Стадии
Всего выделяют три фазы или стадии общего адаптационного синдрома. Они развиваются последовательно и приводят к плавной мобилизации защитных процессов в организме, в том числе и такого, как психологическая адаптация к стрессу.
1 стадия
Экстренная адаптация. Во время экстренной адаптации в организме пострадавшего человека формируется мобилизация предсуществующих энергетических запасов, таким образом резервные энергетические запасы ещё не задействуются, а вся активная на данный момент энергия направляется на формирование защитных, компенсаторных и приспособительных действий для минимизации воздействия агрессивного фактора. В данной фазе можно выделить следующие реакции организма:
- Активация поведения по исследовательскому типу для максимальной аккумуляции информации о повлиявшем на человека факторе и его последствиях. Исследовательское поведение формируется рефлекторно на воздействие какого-то нового фактора или раздражителя.
- Гиперфункция со стороны большинства внутренних органов и систем, в особенности связанных с непосредственным воздействием раздражающего стрессового фактора. Обеспечивает оперативное приспособление к стрессовой ситуации.
В первую очередь происходит мобилизация сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, также происходит усиление тканевого метаболизма.
2 стадия
Повышенная резистентность. На данном этапе происходит формирование первичной адаптации к стрессовому фактору и даже сопутствующим факторам. Увеличивается активность практически всех органов и систем. Железы внутренней секреции зачастую подвергаются гипертрофии. Перераспределение питательных веществ и кислорода к жизненно важным органам, что приводит к гипотрофии менее значимых органов.
3 стадия
Истощение резервных функций и декомпенсация со стороны систем органов, что приводит к полиорганной недостаточности. Стадия истощения является терминальной и возникает далеко не всегда. Для её формирования необходимо длительное воздействие стрессового фактора высокой интенсивности или изначально слабый организм, например, как у новорожденных или пожилых людей. На данном этапе наступает дезадаптация, так как собственных энергетических запасов организма уже не хватает для протекции тканей и органов от воздействия стрессового фактора. Также нарушается и психологическая адаптация, что выражается апатичностью, утратой интереса к жизни и общей вялостью пострадавшего.
Лечение расстройства
Если симптомы с течением времени не угасают, а только усиливаются, лечение расстройства просто необходимо организовать в срочном порядке во избежание плачевных результатов. В некоторых случаях посещение психотерапевта становится обязательной мерой, особенно при затяжном течении болезни или при попытках суицида. При таких проявлениях возможно даже применение стационарного психиатрического лечения. Работа специалистов дает хороший результат, и при правильном лечении пациент приходит в норму через 2-3 месяца.
Лекарственные препараты облегчают состояние человека, если нет серьезных проявлений, опасных для жизни и здоровья. Врач может назначить антидепрессанты. Применять их самостоятельно без назначения специалиста строго запрещено, да и в аптеке их отпускают только по рецепту, так как это серьезные препараты сильного действия. От чувства тревоги и страха помогут избавиться транквилизаторы, например, «Афобазол». Они облегчают симптомы, восстанавливают жизненный тонус, не вызывая привыкания.
Помощь и поддержка близких людей – неотъемлемая часть реабилитации.
Проблемы с адаптацией
Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах и группах может различаться. Проблемы с адаптацией, прежде всего, могут возникнуть из-за правил, принятых в обществе. Напр., у иностранцев они могут возникнуть из-за различия господствующих систем и норм в различных культурах. Проблемы с адаптацией могут возникать при поведении, несоответствующем нормам, вследствие индивидуальных особенностей человека. Например, не следует надеяться, что застенчивый человек на рабочем месте будет активно конкурировать с коллегами.
Особенности адаптации к школе
Ребенок – это личность со своей индивидуальностью, особым темпераментом, характером, набором привычек, состоянием здоровья. Переход к школьной жизни у детей проходит неодинаково. Он зависит и от таких факторов, как:
- умственная, физиологическая, психологическая готовность к обучению в школе;
- уровень социализации, способности к общению и взаимодействию с взрослыми и другими школьниками.
Начало школьного периода это тяжелое время, когда проявляются все сложности адаптации детей к новым условиям и образу жизни. Если раньше для 6-7 летнего крохи все строилось в игровой форме, то теперь от него требуют внимания, порядка, собранности в процессе неизвестной ему учебной деятельности.
Однако часто встречается противоположная ситуация, когда малыш не справляется с нагрузками, и у него возникает дезадаптация:
- утомляемость и проблемы со сном;
- жалобы на отношения с учителем и одноклассниками;
- непринятие порядка, постоянные капризы;
- проблемы с успеваемостью.
В таком случае необходимо обратиться к опытным педагогам и психологам с целью получить советы для индивидуального подхода в период адаптации.
экологическая адаптация
Пища — важнейший экологический фактор. Ее качество и количество способны изменять плодовитость, продолжительность жизни, развитие и смертность живых существ. Помимо этого, разнообразие пищевых рационов лежит в основе многочисленных морфологических, физиологических и экологических адаптаций. Действительно, большинство жизненных приспособлений и функций любых видов организмов так или иначе связаны с питанием. Ими являются приспособления растений к почвам, растительноядных животных к поискам корма, хищников — к захвату добычи. Весьма тонки взаимные приспособления цветов и их опылителей, плодов и распространителей семян, даже между паразитами и их хозяевами, между хищниками и их жертвами.
Особенно интересна экологическая адаптация у обитателей пещер (пещерные саламандры, слепой жук, желтовая рыбка, слепой рак и пр.). Постоянно обитая в условиях высокой влажности и постоянной температуры, они не нуждаются в волосяном покрове или чешуе. Глаза атрофированы (в полной темноте они не нужны), но зато имеются длинные усики — органы осязания и острое обоняние, помогающие им отыскивать скудную пищу. Обитатели пещер живут по собственным часам, и их активность не связана со сменой дня и ночи.
Кириллов А, Ф. Стратегия экологической адаптации сига в экстремальных условиях. Новосибирск: Наука, 1983. 108 с.
В этот период оформилась новая область экологической науки—популяционная экология. Английский ученый Ч
Элтон в книге «Экология животных» (1927) переключает внимание с отдельного организма на популяцию как единицу, которую следует изучать самостоятельно. На этом уровне выявляются свои особенности экологических адаптаций и регуляций.
Хищничество является широко распространенным типом биотических отношений в природе. С экологической точки зрения такие отношения между двумя видами благоприятны для одного (хищника) и неблагоприятны для другого (жертвы). В то же время оба вида приобретают такой образ жизни и такие численные соотношения, которые вместо ожидаемого исчезновения жертвы или хищника обеспечивают их существование. Хищничеству присущи активный поиск и энергичные (с большими затратами энергии) способы овладения сопротивляющейся и убегающей добычей. Это способствовало выработке разнообразных экологических адаптаций как у жертвы (шипы, иглы, инстинкты затаивания и т.п.), так и у хищников (скорость бега, развитие органов чувств и др.).
Высокая плотность популяции этого вида в южных озерах приводит к ограничению жизненного пространства, что ведет к подрыву кормовой базы и в конечном итоге к образованию карликовых форм. Эта экологическая адаптация передается по наследству, и для улучшения структуры популяции необходимо ее периодически разряжать, подселять крупных высокотелых производителей из других водоемов. Для сравнения линейных размеров карася серебряного из южных районов Западной Сибири с карасями из озер таежной зоны мы использовали данные ряда авторов для различных районов (табл. 2). Одновозрастные особи из южных водоемов заметно мельче, чем из северных. Кроме того, у них наблюдается значительное варьирование в темпе роста.
Влияние, которое биотоп оказывает на биоценоз, называется акцией. Проявляясь весьма разнообразно, например, через влияние климата, она способна вызвать самые разные последствия: морфологические, физиологические и экологические адаптации, сохранение или исчезновение видов, а также регуляцию их численности. Результаты действия биотопа, точнее, экологических факторов, ему присущих, были описаны ранее во второй главе.
Измерение адаптированности
В результате обработки многолетних наблюдений при сравнительном анализе популяций и групп, находящихся в различных экологических условиях (на Крайнем Севере и в средних широтах Сибири), А. Н. Горбанем и Е. И. Смирновой под руководством ак. АМН СССР К. Р. Седова получен вывод: наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами.
Если система факторов организована в соответствии с принципом Либиха (монолимитирование) то с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, снижается, растет сумма абсолютных величин коэффициентов корреляции и, в то же время, растет разброс этого облака — возрастают дисперсии.
Если происходит взаимное усиление давления различных факторов (синергичные системы), то, напротив, с ростом адаптационного напряжения размерность облака точек, представляющего группу в пространстве физиологических параметров, растет, падает сумма коэффициентов корреляции. Дисперсии в то же время возрастают — так же, как и в предыдущем случае.
Специфичность тренировочной нагрузки
Как видно из рисунка, специфичность тренировочной нагрузки характеризуется переносом результата тренировки с одного задания (выполнения вспомогательного упражнения) на другое (основное упражнение). Обычно тренеры используют широкий набор упражнений, большинство из которых может быть разделено на две группы:
- упражнения для совершенствования физических качеств (силы, выносливости и др.);
- упражнения для совершенствования технических навыков.
Конечно, эти упражнения могут быть скомбинированы, чтобы улучшить взаимодействие между физическими качествами и техническими навыками. В любом случае, полезность каждого упражнения зависит от того, как оно влияет на выполнение главного (соревновательного) упражнения. Другими словами, перенос двигательных способностей и перенос технических навыков с тренировочного упражнения на соревновательное определяет, насколько полезными являются эти вспомогательные упражнения.
Физиологические адаптации
Вопрос 1. Что такое физиологическая адаптация? Как она возникает и что лежит в её основе?
Физиологическая адаптация совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды — гомеостаза.
Адаптацию организма различают генотипическую и фенотипическую. В основе генотипической лежат условия естественного отбора и мутаций, которые привели к изменениям в организмах целого вида или популяции. Именно в процессе этого типа адаптации были сформированы современные виды животных, птиц и человека. Генотипическая форма адаптации является наследственной. Фенотипическая форма адаптации обусловлена индивидуальными изменениями в конкретном организме для комфортного пребывания в определенных климатических условиях. Также может развиваться вследствие постоянного воздействия агрессивной среды. В результате организм приобретает устойчивость к ее условиям.
Вопрос 2. Приведите примеры функциональных приспособительных изменений у животных.
Разнообразные механизмы физиологической адаптации к неблагоприятным условиям выработали птицы и млекопитающие. У человека плохо регулируется солевой обмен, и поэтому он не может долго обходиться без пресной воды. Но рептилии и птицы, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.
Вопрос 3. Каким образом обитатели пустыни приспосабливаются к отсутствию воды?
Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение как с дыхательных путей, так и через потовые железы.
Вопрос 4. Используя знания, полученные при изучении курса «Человек и его здоровье», приведите примеры физиологических адаптаций у человека.
Срочная физиологическая адаптация в первую очередь запускает в действие избыточные структуры. Например, жизнедеятельность человеческого организма вполне может обеспечиваться и одним легким. В состоянии расслабления и покоя легкие работают ровно в половину своей мощности, а вот при воздействии необычного фактора потребление воздуха увеличивается в разы. При этом готова к работе и кровеносная система, которая перекачивает и обогащает кислородом в шесть раз больше объема крови, чем обычно.
Длительная физиологическая адаптация возникает чаще всего при систематическом воздействии раздражителя, его периодическом возникновении. Это бывает у альпинистов, спортсменов и т.д. В результате подобного перманентного воздействия организм вырабатывает необходимые адаптивные механизмы, действие которых не угасает, а активизируется при наличии фактора-раздражителя. При этом нет необходимости запуска адаптации по срочному принципу – организм вполне адекватно воспринимает раздражитель, он уже имеет активный запас необходимых показателей, которые не позволяют организму испытывать стресс. Именно поэтому быстрый бег для спортсмена-бегуна – норма, поддерживающая его физическую форму, а для нетренированного человека – громадный стресс, способный привести к тяжелым последствиям при адаптации.
Вопрос 5. Как вы считаете, особь или популяция является единицей приспособления? Объясните, почему вы сделали такой вывод.
Единицей приспособления является особь, а единицей эволюции – популяция. Причина этого в том, что разнообразие генотипов, из которых может происходить отбор наиболее удачных, возможен лишь в группе особей одного вида, среди которых есть панмиксия и в которой отобранные генотипы смогут сохраниться и распространиться, т.е. в популяции.
Вопрос 6. Согласны ли вы с утверждением, что все приспособительные признаки носят относительный характер? Докажите свою точку зрения и приведите примеры.
Данное утверждение верно. Любые приспособления «срабатывают» только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или даже вредными для организма. Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твёрдой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы её, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что мешают есть, и зверёк может погибнуть от голода.
Психологическая адаптация
Такой вид приспособления, как психологический, является самым длительным процессом, который продолжается на протяжении всей жизни человека
Его важность нельзя недооценивать, так как от того, как человек еще с детского возраста сумеет вписаться в окружающую его действительность, будет зависеть и вся его остальная жизнь. Поэтому само понятие психологической адаптации подразумевает принятие человеком традиций и ценностей той социальной группы, в которой он обитает
И существует она везде – в детском саду, школе, трудовом коллективе.
Общение и другие виды взаимодействия с обществом являются основными проявлениями психологической адаптации. Она дает возможность обучаться, строить взаимоотношения с другими людьми, быть членом трудового коллектива и т. д.
Существует несколько вариантов психологической адаптации. Понятие это включает в себя следующие способы:
- метод проб и ошибок;
- формирование реакции;
- наблюдение;
- латентную адаптацию;
- инсайт;
- рассуждения.
Метод проб и ошибок заключается в том, что, решая какие-то жизненные вопросы и встретив на этом пути препятствия, человек старается их преодолеть, используя уже имеющийся у него жизненный опыт. И только тогда, когда проблема не решается при использовании знакомого способа, он начинает искать новые возможности для ее решения.
Формирование реакции – метод, представляющий собой что-то похожее на «дрессировку», когда поощрение за совершенное действие стимулирует повторять его с дальнейшим улучшением.
Наблюдение. Когда человек попадает в новую для себя среду, он начинает присматриваться к поведению окружающих и невольно им подражать. Постепенно в процессе адаптации в новой среде он уже начинает совершать действия, не задумываясь, как он это делает и зачем. Со временем у человека полностью вырабатывается линия поведения, принятая в этом обществе.
Латентная адаптация. Взаимодействуя с окружающим миром, человек постоянно получает из него какие-то сигналы, но не все из них воспринимаются на уровне сознания. Большая часть всей информации остается в подсознании, которая и достается оттуда по мере необходимости при взаимодействии с обществом.
Инсайт. В человеческой памяти хранится огромное количество информации, которая помогает правильно реагировать на ту или иную ситуацию. Способ инсайта заключается в том, что при возникновении какой-то проблемы поступивший в мозг сигнал из всех возможных вариантов находит для ее решения оптимальный.
Рассуждения. Когда человек попадает в незнакомую ситуацию или сталкивается с проблемой, он начинает искать способ, позволяющий к ней приспособиться. Принятое решение (в результате рассуждений) в дальнейшем применяется при возникновении подобных ситуаций.
Общие закономерности формирования адаптаций
Каковы результаты эволюции органического мира? Приспособленность живых существ к условиям окружающей среды была осознана человеком еще в античные времена. Однако, до середины XIX века это объясняли начальной целесообразностью природы.
Научное объяснения приспособленности живых существ дал Чарлз Роберт Дарвин, изложив его в труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных пород в борьбе за жизнь». Ученый считал, что приспособленность не является извечной и абсолютной, а вырабатывается в процессе эволюции. Он рассматривал эволюцию как процесс необратимых изменений строения и функций организмов в течение их исторического существования, следствием которого является приспособленность живого к условиям окружающей среды. В работе также отмечено, что все современные виды являются потомками вымерших предковых форм.
Дарвин приводил примеры различных взаимоотношений между организмами и между организмами и условиями неживой природы, которые назвал борьбой за существование. Уступая в эти сложные взаимоотношения, одни организмы выживают, а другие — погибают. Почему же не все имеют шанс выжить? В природе существует противоречие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов среды обитания (еда, территория и т.п.). В результате борьбы за существование происходит естественный отбор — процесс выживания наиболее приспособленных организмов определенного вида к условиям существования. Ч. Р. Дарвин в своей книге о. Новые виды возникают на основе случайных изменений, происходящих в каждом организме индивидуально, передаются потомкам и не имеют приспособительного характера, то есть материалом для эволюции служит наследственная изменчивость.
В основе индивидуальной адаптации лежит генотип — закодированная в структуре молекул ДНК наследственная информация, которая реализуется в фенотип — совокупность признаков и свойств. Фенотип является результатом взаимодействия генотипа и условий среды обитания. Это согласуется с утверждением И. И. Шмальгаузена: наследственным является не внешнее проявление какого-то признака, а способность реагировать определенным образом на изменения в окружающей среде, то есть норма реакции на эти условия. Наличие такой пластичности позволяет поддерживать гомеостаз, несмотря на различия условий, в которых происходит развитие отдельных особей. Под нормой адаптивной реакции понимают пределы изменений биологической системы под влиянием действующих на нее факторов среды, при которых не нарушается гомеостаз. Адаптацию, приобретенную в ходе индивидуальной жизни организма при его взаимодействии с окружающей средой, называют фенотипической.
Процесс выработки адаптации начинается с элементарного адаптационного явления — появления ценного генотипа. Если в отношении него начинает действовать движущая форма отбора, возникает устойчивое изменение генофонда популяции. Это формирование в процессе эволюции новых приспособлений, способствующих адаптации биологических систем к условиям окружающей среды, называют адаптогенезом.
Основу нового приспособления часто составляет структура, сформировавшаяся ранее с участием естественного отбора и выполнявшая определенную функцию, а при изменении условий взяла на себя и новую функцию без ущерба для старой. Наличие структур, способных расширить или изменить круг функций, называют преадаптации. В своей работе Ч. Р. Дарвин так писал о преадаптации: «Но свойства, приобретенные таким посредственным путем и в начале совсем бесполезные для вида, могли быть впоследствии обращены в пользу измененных потомков при новых условиях их жизни и обретенных привычках».
Непосредственным результатом естественного отбора являются постадаптации (от лат. Post — после и адаптация) — эволюционные изменения организмов, которые совершенствуют имеющиеся приспособления этого вида к уже освоенным им условиям существования или уже используемую функцию этого органа. Примерами постадаптации есть усложнения и совершенствования у животных органов пищеварения, кровообращения, дыхания и тому подобное.
Детская адаптация к социуму
В настоящее время тема адаптации детей к социуму все больше выходит на первый план и волнует не только родителей, но и общество в целом. И хотя многие родители считают, что взаимодействие последнего с детьми начинается с детского сада, это далеко не так.
Процесс адаптации начинается гораздо раньше — когда родители впервые выводят малыша на прогулку, когда он первый раз попадает на детскую площадку, где может познакомиться со своими сверстниками. То, насколько дети быстро смогут приспособиться к окружающей их новой среде, во многом зависит от их родителей.
Поэтому в понятие адаптации детей к социуму входит помощь, которую они оказывают им в раннем возрасте (с 1 года до 3 лет), обучая маленького ребенка общению с людьми, играм со сверстниками, умению отстаивать свое мнение и т. д.
В этот период начинает проявляться уникальность и индивидуальность маленького человечка, и окружающие его взрослые должны сделать все, чтобы создать крепкий фундамент для становления будущей личности, полноправного члена нашего общества.
Виды адаптации
- организационная адаптация,
- социально-психологическая,
- профессиональная,
- психофизиологическая.
Организационная
Организационная адаптация включает знакомство с организацией и должностной инструкцией, она основана на понимании своего статуса, структуры организации и действующих механизмов управления, включает непосредственное знакомство с руководителем и процедурой решения проблем.
Она подтверждает целесообразность приема сотрудника на работу и зачисления его в штат, определяет его профессиональную категорию и направление развития.
Считается успешной в том случае, если сотрудник хорошо представляет себе механизм управления организацией, свое место и место структуры в общей системе, свою роль в производственном процессе.
Социально-психологическая
Для полноценной социально-психологической адаптации проводятся тренинги, направленные на освоение норм и стиля взаимоотношений, принятых в организации.
Профессиональная
Профессиональная адаптация завершается в тот момент, когда сотрудник переходит в режим активного выполнения функциональных обязанностей, определенных его должностной инструкцией, когда им освоены необходимые навыки и знания, потенциальные возможности, которые дает работа на новом месте, когда у него сложились нужные для работы профессиональные качества личности. Работа приносит удовлетворение, отношение к ней положительное, уровень заработной платы работника устраивает.
Психофизиологическая
Психофизиологическая адаптация означает, что сотрудник хорошо приспособлен к физиологическим условиям, в которых осуществляется его производственная деятельность, физические и психические нагрузки воспринимаются организмом адекватно, не представляют опасности для здоровья.
Эти показатели должны быть оценены как при первичной (после учебного заведения или просто в начале трудовой деятельности) адаптации, так и при вторичной (при перемещении из отдела в отдел или при переходе в ранг руководителя).
Расчет пенсии по старости — произведите его у нас! В каких случаях работника могут лишить премии? Подробно об этом читайте в нашей статье. Оплата труда при сменном графике работы — сложный вопрос. Подробно изучить его вы можете здесь.
Воздействие климата
Важным фактором является температура и ее воздействие на организм. Плотность населения по миру варьируется в зависимости от температуры воздуха. За счет терморегуляции организма человек приспосабливается к сезонным изменениям температуры. Поэтому, чем меньше разбежка в сезонных изменениях температуры, тем благоприятнее условия для проживания и население отличается ростом численности.
Солнечная активность влияет на работоспособность человека и его здоровье, ориентировка в пространстве также зависит от солнечного света, повышает активность мозга. Из-за нехватки витамина D развиваются болезни, такие как рахит.
Адаптивные типы человека в разных климатических зонах отличаются цветом кожи и мускулатурой.
Атмосферное давление так же влияет на физиологические показатели. На севере Евразии, Канады, Аляски холодный пояс. Период вегетации длится не более двух месяцев. Низкие температуры препятствуют активному земледелию.
В широтах Евразии находится прохладный пояс, а также на севере и юге Америки, в Андах. Теплые регионы этого пояса отличаются развитостью земледелия.
На территории Европы находится умеренный пояс, не включая южные острова, Русскую равнину, Казахстан, Южную Сибирь и Восток, Монголию, Тибет, Северо-Восточный Китай, южную часть Канады, северные районы США.
Теплый пояс занимает евроазиатское Средиземноморье, южную часть Китая, большую часть США и Мексики, Чили и Аргентину, южную часть Африки и Австралии.
Пояс жаркого типа занимает преобладающую площадь Африки, Южной Америки, Южной Азии, Аравийского полуострова, Центральной Америки. Также агроклиматическое районирование мира осуществляется в зависимости от степени увлажнения.
Трудный возраст – подростки
Расстройство адаптации может произойти и в более старшем возрасте, у старшеклассников. Причиной тому обычно становятся проблемы в учебе или личные конфликты со сверстниками. Ситуацию усугубляют переходные изменения в организме и психике, которые подростки обычно тяжело переносят. Здесь уже имеют место взрослые проблемы, такие как отношения с противоположным полом, первая любовь, не всегда взаимная. Нарушение адаптации у подростков наиболее опасно, так как проявляется оно обычно буйным поведением, отказом от общепринятых правил. Дети прогуливают школу, уходят из дома, занимаются хулиганством. Часто такое состояние приводит их к употреблению алкоголя или наркотиков.
Физиологическая адаптация в примерах
Человек способен приспособиться практически ко всему. В качестве примера можно привести световую адаптацию — находясь длительное время на ярком свету, глаза снижают чувствительность к источникам света, тогда как если долго пробыть в темноте, то эффект будет обратным.
Наибольшую роль в исследовании механизма адаптации человека сыграли эксперименты с высотой. Подъем на большую высоту вызывает комплексные изменения, однако наиболее заметной становится гипоксия с пониженным барометрическим давлением. Постепенно начинает проявляться головокружение, одышка, различные зрительные и слуховые нарушения, обычные для больных высотной болезнью. Однако, из-за физиологической адаптации, данные симптомы постепенно идут на спад.
Человек адаптируется к таким условиям:
- сначала увеличивается количество эритроцитов (до 8 млн на 1 мм);
- отмечается улучшение работы гемоглобина — он лучше связывает кислород;
- становится сильнее вентиляция легких;
- намечаются общие улучшения нервной системы и сердца.
Изменения затрагивают абсолютно все, начиная от субклеточного уровня, закачивая целостным организмом.
К примеру, закаливание позволяет организму быстрее приспосабливаться к световым и температурным раздражителям. Фактически, при регулярном и длительном воздействии экстремальных раздражителей, можно раздвинуть возможностей человеческого организма.
Адаптация к физической нагрузке
Действие закона адаптации в процессе тренировки спортсменов (по Zatsiorsky, 1995)
Целенаправленный тренировочный процесс приводит к разнообразным изменениям в организме спортсмена и, таким образом, увеличивает их работоспособность. С биологической точки зрения тренировка — это длительный процесс адаптации спортсмена к различным нагрузкам. Следовательно, упражнения, тренировки и различные задания служат стимулами для адаптации. В биологии адаптация рассматривается как процесс приспособления, который происходит в организме под воздействием изменяющихся условий жизни. Вообще говоря, адаптация, первоначально описанная великим физиологом Гансом Селье (1950), является одним из фундаментальных законов науки о жизни. Профессор В.М. Зациорский применил принципы процесса адаптации к спортивной тренировке (1995); он обнаружил, что приспособление спортсменов к увеличивающимся нагрузкам обусловлено тремя главными факторами: величиной воздействия, его спецификой и приспособляемостью спортсмена (рис.).
По закону адаптации эффективная тренировка должна обеспечивать оптимальную комбинацию этих трёх главных факторов, а она, в свою очередь, определяет прогресс в работе над работоспособностью спортсменов. Обобщая сказанное, можно назвать упомянутые выше факторы принципами адаптации применительно к тренировочному процессу.