Злопамятность
Содержание:
- Истина, справедливость или мир?
- Память одной нации или не только?
- Злопамятность это хорошо или плохо
- Необходимые перемены
- Гордость за победы или боль прошлых травм?
- Что такое злопамятность
- «Потомок графа Монте-Кристо»
- Докопаться до правды или приказать забыть?
- Что такое злопамятность
- Река горечи
- Наука или инструмент политики?
- Злопамятность это хорошо или плохо
- Злопамятный или обиженный?
Истина, справедливость или мир?
Итак, мы видим три понятных и благородных устремления: к правде, к торжеству правосудия и к тому, чтобы жить в мире с согражданами и соседями. Коллективная память перераспределяет баланс между ними. Представления о морали и стремление к справедливости опираются на историческую память и нуждаются в том, чтобы она передавалась из поколения в поколение. Борцы за права внутри страны и вне ее считают, что торжество закона необходимо, чтобы установился относительно стабильный мир.
Однако часто оказывается так, что отношения между государствами выигрывают как раз от того, что память об их раздорах и обидах стирается и остается в прошлом.
Память одной нации или не только?
Обращения к коллективной памяти звучат особенно громко, когда представления людей о своей идентичности становятся менее четкими. Например, существование Евросоюза как наднационального формирования и миграционный кризис последних лет размывают понятие нации.
Но можно ли взглянуть чуть шире и использовать коллективную память, чтобы сплотить не одну, а несколько наций? Для этого Дэвид Рифф обращается к книге Авишаи Маргалита «Этика памяти» (Avishai Margalit, The Ethics of Memory, 2002). Маргалит предлагает договориться о глобальном этическом минимуме, оттолкнуться от примеров, понятных людям всех стран. Это примеры «радикального зла»: холокост, рабство, депортации и геноцид — именно их нужно держать в голове, их повторения нужно не допустить любой ценой. Звучит разумно, но вера в разум как раз недооценивает ту потребность в мистическом, на которую отзывается коллективная память. Кроме того, Маргалиту можно задать вопрос: как и зачем жертве геноцида в Руанде помнить о тех, кто оказался в ГУЛАГах? И почему среднестатистический молодой и благополучный европеец должен остро переживать страдания того и другого? Нужно ли его к этому принуждать? А заставлять иммигрантов присоединяться к поминовению погибших в Первой мировой?
На примеры «радикального зла» многие почти рефлекторно отвечают мантрой Never again. Она созвучна афоризму Джорджа Сантаяны, который тоже часто вспоминают в разговорах про историческую память: «Те, кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь».
Злопамятность это хорошо или плохо
Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.
Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.
Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.
Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.
Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.
Необходимые перемены
Бороться с негативными чувствами можно и нужно. Приложив некоторые усилия, человек научится видеть ситуацию под другим углом, избавляться от своей сверхчувствительности и планов отмщения.
- Позитивное отношение. Не стоит воспринимать всерьез поступки окружающих по отношению к себе. У каждого человека есть личные мотивы или ошибки в отношениях с людьми. Нужно воспринимать обидчиков как неопытных детей, которым свойственно поступать глупо.
- Акцент на положительные моменты. Наблюдая за неправильными действиями других людей, следует поддавать анализу их мотив, выискивая для себя что-то хорошее.
- Конструктивное отношение. Спокойно наблюдая за безуспешными попытками обидчика нанести боль, уверенная в себе личность вызывает у него чувство досады и раздражения, в то время оберегая собственное здоровье и внутреннее равновесие. Не достигая своей цели, противник рано или поздно перестает наносит «моральные удары», испытывая в дальнейшем уважение к столь сильному, владеющему собой человеку.
- Безразличие к мнению окружающих. Сплетни и критика не нанесут никакой моральной травмы человеку, равнодушному к общественным высказываниям.
Гордость за победы или боль прошлых травм?
Тогда приносит ли вообще коллективная память пользу? Безусловно: она важна психологически, ведь ощущение принадлежности к группе не только укрепляет национальное единство, но и помогает пережить потрясения, дает их жертвам силы и утешение. Кроме того, связанные с коллективной памятью ритуалы и церемонии — один из островков религиозности в мире, где ее становится всё меньше.
Цветан Тодоров в небольшой работе «Злоупотребления памятью» (Tzvetan Todorov, Les abus de la mémoire, 1995) рассуждает о критериях пользы от исторической памяти. С его точки зрения, она должна служить уроком, предлагающим такой принцип действия в настоящем, который поведет людей к торжеству морали и справедливости в будущем. Звучит здраво. Но под такую логику вполне подпадает и бен Ладен, по-своему выстраивающий исторические параллели, где крестоносцы XII века, строители Суэцкого канала и российские войска в Первой чеченской кампании ведут одну тысячелетнюю войну против исламского мира. И мы снова возвращаемся к тому, что договориться об общей памяти невозможно и что разные группы людей по-разному конструируют свою историческую память из одних и тех же событий.
В последние десятилетия даже в рамках одного общества сквозь «официальную» память большинства, часто настоянную на чувстве национального величия и гордости за страну, всё громче оказываются слышны голоса жертв — тех, кто когда-то прошли через травму (физическую, культурную, психологическую или юридическую), например дискриминацию. На этом подробно останавливается еще одна исследовательница коллективной памяти Алейда Ассман (Aleida Assmann) в шестой главе своей книги «Новое недовольство мемориальной культурой» (Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur, 2013), но о ней Дэвид Рифф не упоминает. Как только история обратилась от победителей к побежденным или к некогда преследуемым, выяснилось, что у них своя память о тех событиях. Не учитывать эту «память ран» нельзя, но и включить ее в дискурс большинства оказывается непросто: поборники старого консенсуса клеймят меньшинства (особенно национальные и сексуальные) за неблагодарность, а те, в свою очередь, настаивают на значимости своих чувств в масштабах общества.
Если есть победители, то всегда есть и побежденные. И если память победителя тяготеет к хвастовству (и не такому уж безобидному в случае с «можем повторить»), то память поражения нередко строится на желании взять реванш.
Что такое злопамятность
Рассматривает злопамятность психология, как ряд навязчивых поведенческих паттернов, где проявляется склонность к навязчивому поведению (постоянные рассказы об обидчике) или воспоминанию (прокручивание в мысленном пространстве негативной ситуации). В итоге такое практически болезненное состояние может быть усилено чувством беспомощности, ведь чем меньше человек способен отреагировать в пространство, тем большее ощущение невозможности повлиять на свою жизнь. Если на обиду не реагировать агрессией, отстаивая собственные права, то в итоге вырабатывается не только злопамятность, но и беспомощность, как выученный паттерн поведения.
Данная личностная черта постепенно разрушает самого человека, отбирая у него великодушие, способность простить и тем самым облегчить собственные переживания, а также приводит к постоянному напряжению в ожидании удобного момента для мести. Может даже сложиться, что месть никогда не случится, так как в постоянных рассуждениях человек теряет способность именно активно менять действительность или же вторым вариантом будет неадекватное по силе воздействие, шокирующее всех окружающих – это следствие излишней аффектации из-за того, что длительное время ситуация накручивалась во внутреннем мире до непереносимой.
Проявляется злопамятность как в политическом мире (никто из диктаторов не прощал своих врагов, жестоко наказывали несогласных и надолго запоминали тех, кто осмеливался перечить), искусстве (известные личности не прощают успеха друг друга и пытаются оклеветать или напрямую подставить с аппаратурой во время концерта), так и в обыденной жизни.
Злопамятность на поступки мужа является наиболее распространённым жизненным примером, причём вошедшим во многие анекдоты и смешные истории каждой семьи. Вот тут стоит задуматься и научиться отличать такую индивидуальную черту от простого желания, чтобы человек выполнял данные обещания. Главное различие находится в глубинных причинах возникновения поведения – так для злопамятности характерен высокий уровень гордыни и тогда любое чужое замечание сразу бьет по наиболее больным местам, нет защиты и понимания, что другие люди имеют право на отличное мнение или альтернативные способы взаимодействия. Ущемленное эго всегда начинает гневаться и искать справедливости, которая не является объективной, а только хочет восстановить свою уникальность и опустить ниже тех, кто до этого блистал и показывал собственные недостатки.
Несмотря на то, что социум обычно негативно отзывается о данной индивидуальной особенности, окончательно исключать пользу нельзя, поскольку основная причина возникновения злопамятности – биологическая. Все неосознаваемые механизмы и закреплённые психо-биологические программы настроены, чтобы улучшить выживаемость, для чего необходимо быстро и крепко запоминать опасные и негативные места, так закрепилась инстинктивная реакция на длительное хранение любого негатива, исключительно в целях обеспечения хорошей жизни.
«Потомок графа Монте-Кристо»
Злопамятный человек — это личность, которая в подробностях помнит обстоятельства, связанные с обидными фактами по отношению к нему. Человек, утаивающий злость и чувства огорчения долгое время в своей душе и памяти. Ему трудно забыть и тем более простить нанесенные оскорбления, даже если событие приключилось несколько лет назад. Есть такой анекдот:» Я не злопамятный, я просто злой, и память у меня хорошая!»
Большинство таких людей мечтают расквитаться с теми, кто, по их мнению, является виновником их горечи.
Злопамятный человек — это портрет несчастного субъекта. Личность, живущая прошлыми обидами, не прощающая обидчиков, горькие чувства которой разъедают ее изнутри.
Довольно часто глобальные обиды и оскорбления, угнетающие человека годами, при разумном анализе оказываются мелкими, не стоящими внимания ситуациями.
Злопамятной личности проблема видится в черном свете. Человек живет в постоянной скованности обиженных чувств и самоедства. Жизнь злопамятного человека омрачена плохими воспоминаниями, которым уделяется большое значение.
Докопаться до правды или приказать забыть?
Но можно ли заставить общество забыть? В истории есть примеры таких попыток. Нантский эдикт (закон, с помощью которого французский король Генрих IV в 1598 году пытался положить конец войне между католиками и протестантами) гласит: «Воспоминание обо всем, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года <…> будет изглажено, как будто ничего не происходило». Помогло ли это? Вроде бы да: с подписания Нантского эдикта начинается Великий век, период относительного спокойствия внутри страны, хотя самого Генриха IV убил в 1610 году католический фанатик Равальяк, а указ отменили в 1685 году.
Пример более современный — пакт, который заключили политические силы Испании после смерти Франко в 1975 году. Чтобы сосредоточиться на будущем страны и перейти от диктатуры к демократии наиболее безболезненно, они постановили не преследовать тех, кто был ответственен за массовые репрессии, переименовать улицы, названные в честь франкистов (но не именами республиканцев, а более политически нейтрально), и избегать в публичных выступлениях спорных вопросов недавней истории страны.
А как же правда? И как смотреть в глаза жертвам, палачи которых избегают наказания?
Например, когда Чили в 1990 году переходила от диктатуры Пиночета к демократии, его можно было бы сразу же посадить на скамью подсудимых — настолько его преступления были очевидны. Однако в таком случае существовал риск того, что Пиночет не отдаст власть мирно, а учитывая, что военные были на его стороне, такие попытки могли закончиться кровью. Поэтому ради мира в стране правдой и справедливостью пришлось пожертвовать — но не совсем, а лишь на время: в 1998 году, когда стало понятно, что Пиночет уже не пользуется такой поддержкой в обществе, ему всё же предъявили обвинения.
Случается, что государство само способствует поискам истины и расследует преступления прошлого. Например, после падения апартеида в Южной Африке начала работать Комиссия правды и примирения, которая выслушивала показания жертв режима и либо амнистировала, либо преследовала тех, кто был к нему причастен. С одной стороны, такие комиссии призваны сохранять государство единственным источником не только судебной власти, но и коллективной памяти. С другой — попытки ее оспорить или хотя бы поставить под сомнение будут встречать крайне резкое сопротивление.
Защитить память законодательно пытается, например, Франция с помощью «мемориальных законов» (lois mémorielles). Самый известный из них, закон Гейссо (loi Gayssot) 1990 года, приравнивает отрицание действий нацистов к уголовному преступлению. Другие законы запрещают оправдывать работорговлю в период колониализма и отрицать геноцид армян.
Однако даже в таких вопросах, где, кажется, могли бы сойтись многие (вспомним Маргалита и его минимальный этический консенсус), коллективная память сталкивается с сопротивлением истории и историков. Они считают это государственным (а значит, политическим) вмешательством в их исследования и ударом по свободе слова.
Что такое злопамятность
Рассматривает злопамятность психология, как ряд навязчивых поведенческих паттернов, где проявляется склонность к навязчивому поведению (постоянные рассказы об обидчике) или воспоминанию (прокручивание в мысленном пространстве негативной ситуации). В итоге такое практически болезненное состояние может быть усилено чувством беспомощности, ведь чем меньше человек способен отреагировать в пространство, тем большее ощущение невозможности повлиять на свою жизнь. Если на обиду не реагировать агрессией, отстаивая собственные права, то в итоге вырабатывается не только злопамятность, но и беспомощность, как выученный паттерн поведения.
Данная личностная черта постепенно разрушает самого человека, отбирая у него великодушие, способность простить и тем самым облегчить собственные переживания, а также приводит к постоянному напряжению в ожидании удобного момента для мести. Может даже сложиться, что месть никогда не случится, так как в постоянных рассуждениях человек теряет способность именно активно менять действительность или же вторым вариантом будет неадекватное по силе воздействие, шокирующее всех окружающих – это следствие излишней аффектации из-за того, что длительное время ситуация накручивалась во внутреннем мире до непереносимой.
Проявляется злопамятность как в политическом мире (никто из диктаторов не прощал своих врагов, жестоко наказывали несогласных и надолго запоминали тех, кто осмеливался перечить), искусстве (известные личности не прощают успеха друг друга и пытаются оклеветать или напрямую подставить с аппаратурой во время концерта), так и в обыденной жизни.
Злопамятность на поступки мужа является наиболее распространённым жизненным примером, причём вошедшим во многие анекдоты и смешные истории каждой семьи. Вот тут стоит задуматься и научиться отличать такую индивидуальную черту от простого желания, чтобы человек выполнял данные обещания. Главное различие находится в глубинных причинах возникновения поведения – так для злопамятности характерен высокий уровень гордыни и тогда любое чужое замечание сразу бьет по наиболее больным местам, нет защиты и понимания, что другие люди имеют право на отличное мнение или альтернативные способы взаимодействия. Ущемленное эго всегда начинает гневаться и искать справедливости, которая не является объективной, а только хочет восстановить свою уникальность и опустить ниже тех, кто до этого блистал и показывал собственные недостатки.
Несмотря на то, что социум обычно негативно отзывается о данной индивидуальной особенности, окончательно исключать пользу нельзя, поскольку основная причина возникновения злопамятности – биологическая. Все неосознаваемые механизмы и закреплённые психо-биологические программы настроены, чтобы улучшить выживаемость, для чего необходимо быстро и крепко запоминать опасные и негативные места, так закрепилась инстинктивная реакция на длительное хранение любого негатива, исключительно в целях обеспечения хорошей жизни.
Река горечи
Злопамятность и мстительность ни одного человека счастливым не сделали. Ощущения постоянной горечи, подобно червям, съедают человека изнутри, мешая прочувствовать вкус и радость жизни. Постоянно думая о своих обидчиках, человек теряет способность наслаждаться приятными событиями. Привычка озлобления впоследствии перетекает в вечную подозрительность и заставляет относиться с полным недоверием ко всему обществу. Мстительная личность обрекает себя на одиночество и недовольство жизнью.
Злопамятность таит в себе некоторую долю опасности, а также:
- Чувство большой обиды с примесью беспомощности.
- Зацикленность на оскорблениях или горьких поступках по отношению к себе.
- Отсутствие прощения и великодушия.
- Уничтожение гармонии, душевного равновесия.
- Игнорирование доброжелательного отношения, выискивание врагов и неприятелей.
Личности, живущей старыми обидами, постоянно прокручивающей в своей памяти неприятные ситуации, на самом деле приходится нелегко.
Пребывая в угнетенном мире тяжелых эмоций, злопамятный человек это может осознавать или отрицать, но в лучшем случае попытается изменить свою сущность и отношение к обидам.
Наука или инструмент политики?
Первое и важнейшее, что нужно сделать, — разделить историю и коллективную память о ней. История — точная наука. Это источник того знания, у которого нет задачи преподнести урок, сподвигнуть или вдохновить, потому что оно, строго говоря, не обращается к чувствам. История изображает события и деятелей неоднозначными и воздерживается от оценок, а потому нередко вызывает недоумение: гордиться ли Колумбом как отважным первооткрывателем или же презирать его как жестокого и алчного испанского подданного, который к тому же не в ладах с географией?
Коллективная память лишена таких сомнений: мистическая по своей природе, она взывает ко вполне конкретным чувствам и использует исторические факты как материалы для мифотворчества
Не так важно, на чем строить солидарность: на гордости за военные успехи, желании отомстить за унижения прошлого, разочаровании в текущем курсе страны, зависти или обиде на соседа — все чувства хороши, когда нужно легитимировать определенную политическую и социальную повестку
Злопамятность это хорошо или плохо
Негативные стороны злопамятности, как ведущей личностной черты в потере личности, человек начинает жить только обидами и прошлыми событиями, переставая развиваться. Ко всему этому основными эмоциональными переживаниями становится негативный спектр, что приводит к исчезновению внутреннего ресурса и возможности найти другие позитивные стратегии. На более глобальном уровне именно злопамятность способна вогнать всё человечество в спираль постоянного насилия и агрессии, когда вместо того, чтобы понять другого, раскаяться самому, упростить ситуацию, люди только нагнетают, культивируя негативистичные эмоции, распаляя взаимную ненависть.
Это не просто плохие переживания, это реальная нагрузка на нервную систему, а вследствие и на кровеносную, сердечную, пищеварительную. Даже проводились исследования, подтверждающие, что язвенные эрозии, проблемы с сердечной мышцей и ранняя смертность характерны людям злопамятного типа. Ведь вместо того, чтобы отпустить переживания и как-то трансформировать эмоции во внешнем мире, люди раскручивают их в себе, устраивая стрессы из прошлого, когда нет необходимости в настоящем.
Плохо отражается такая личностная черта как злопамятность на самом человеке, лишая его возможности духовного роста и реализации, постоянно терзая изнутри. Со временем такой индивид теряет все социальные связи, ведь построение подобных отношений является токсичным и сами окружающие перестают контактировать с тем, кто долго помнит любые обиды. Возможны разрывы отношений и с теми, кто способен терпеть подобное в свой адрес – обычно тут инициатором является сам злопамятный, поскольку пока ему позволяют это поведение, сам он всё больше накручивает ситуацию, представляя обидчика уже чуть ли чертом, и решая прекратить всяческие контакты.
Окружающим, если они не умеют абстрагироваться, чужая злопамятность также несёт только негативные моменты. Вы можете жить, не подозревая, что обидели человека (эта черта часто связана со скрытостью и накоплением обиды), и в какой-то момент получить резкий ответ, припоминание своих проступков или откровенную месть за ситуацию, прошедшую больше года назад. Обычно с такими людьми невозможно договориться, им мало одного извинения за проступок – это манипуляция, где окружающие будут вечно ходить по кругу реабилитации своего проступка и никогда не смогут его загладить.
Но совершенно жить без такой черты, как злопамятность также невозможно, если не запоминать, что кто-то постоянно делает плохо, то можно общаться с негативными людьми. Это будет мазохистический тип жизни, где снова и снова вы будете возвращаться туда, где плохо или больно, где недостойное обращение. Изначально ведь закрепление памяти именно на негатив обусловлено программой выживания, а значит помнить, где живёт змея важнее, чем где найти вкусную шелковицу. Так же и в социальном мире – важнее помнить, кто вас предаёт и делает больно, разрушает эго и самооценку, чем где вас угощают и рассказывают какой вы молодец.
Злопамятный или обиженный?
Злопамятный или обиженный?За последнее время столкнулась с тем как людей называют злопамятными. Отсюда появилась мысль разобраться в этом. Ведь большинство тех, кого называют злопамятными, такими себя не считают. Разберёмся в понятии. Что такое злопамятный? Злопамятность — это обида, усиленная чувством беспомощности.Злопамятность — это ожидание удобного момента нанести ответный удар.Злопамятность — это отсутствие великодушия, неспособность простить.Злопамятность — это мина замедленного действия, прикрепленная к душе человека.1. Обида, усиленная чувством беспомощности. Всё таки обида. Вполне возможны случаи, когда человек не мог справится с обидой, которые ему нанесли. И в подобный момент вспоминает. Чаще всего не осознанно всплывает в памяти ситуация приносящая боль. 2. Нанести ответный удар: человек целенаправленно запомнил вашу ошибку и ищет возможность вам отомстить. Не скрывая своих негативных чувств. 3. Неспособность простить. Она будет проявляться во всех ситуациях. Так что если человек вам 10 лет все прощал, а тут вдруг не простил, это не про злопамятность. 4. Мина, прикрепленная к душе. Вот это скорее уже просто факт о злопамятным человеке,который убивает сам себя. У меня есть мысль что много людей называют злопамятными из за подмены понятий. Стоит разобраться прежде, говорить о подобной особенности личности. Может вы правда сильно обидели человека. Может быть вы сами решили, что он вас простил, а на самом деле ситуация не разрешилась
Говорите, говорите с людьми о важном, об обидном. Те из вас кто считают себя злопамятными
Не путайте с реальным отношением к плохим поступкам. Если вы не будете все время интерпретировать поступки окружающих людей, исходя из негативных посылов, то злопамятность никогда не станет чертой вашего характера. Ведь мы не можем наверняка знать, что становится истинной причиной действий окружающих, которые вызывают у нас обиду и злопамятность. Ведь это наша реакция, люди могут и не желать вас обидеть. Злопамятство не порок, и к счастью не каждый второй обладает этой особенностью личности.