Мыслительные процессы в умственном развитии

Введение

Все психические явления современная наука условно делит на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы . Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Психические свойства – это наиболее устойчивые психологические характеристики, составляющие особенности личности человека . К ним, согласно классическим представлениям в отечественной психологии, относятся направленность, характер, темперамент и способности. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость психологического склада человека, его индивидуальность.

Способности – это индивидуальные свойства личности, обусловливающие успешность выполнения человеком какой-либо деятельности . Способности определяют легкость и скорость формирования знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности, и могут проявляться вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Способности, как правило, проявляются в раннем онтогенезе, но могут обнаружится и в зрелом возрасте.

Способности возникают и развиваются на основе задатков – биологически обусловленных анатомо-функциональных особенностей организма человека (строения и функционирования головного мозга, органов чувств и органов движения). Однако для развития способностей кроме задатков необходимы определенные условия обучения и воспитания.

Различают общие и специальные способности . Общие способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения любого вида деятельности; специальные способности – это способности, от которых зависит успешность выполнения конкретного вида деятельности.

Разновидностей специальных способностей существует столько же, сколько и видов деятельности человека, а к общим способностям относятся следующие :

  • Обучаемость – способность к усвоению нового (приобретению знаний);
  • Интеллект – способность к применению усвоенного;
  • Креативность – способность к преобразованию старых и открытию новых знаний.

Однако к настоящему времени ученые не пришли к единому понятию интеллекта, и существует множество разнообразных подходов и точек зрения на сущность данного термина: «Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), как старый крейсер ракушками, оброс бесконечным количеством обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц» .

Для данной работы, целью которой не является глубокий теоретический анализ понятия «интеллект», достаточно ограничиться определением данного термина, исходящим из описанной выше схемы представлений о психических явлениях и предложенным известным отечественным психологом, автором учебника «Психология общих способностей», В.Н.Дружини-ным : интеллект – это индивидуальное свойство личности, представляющее собой общую способность человека к применению усвоенных знаний на практике. 

Развитие интеллекта у ребенка школьного возраста

Еще несколько десятков лет назад оценка развития интеллекта проводилась при помощи коэффициента интеллектуальности. Впервые методику его расчета разработал В. Штерн. Коэффициент показывает уровень развития мышления лица, относительно среднестатистических показателей людей того же возраста, занятых подобной деятельностью.

Методика развития интеллекта у детей — отдельная область науки. В современной практике существует множество вариантов диагностики. Они все влияют на развитие социального интеллекта для детей. Самыми популярными считаются:

  1. тест Д. Векслера, который подходит для оценки способностей детей, дошкольников и взрослого населения;
  2. программа проверки для школьников К. Ревича;
  3. тестовые задания АСТУР для учеников старших классов и поступающих в вузы.

После тестирования становится понятно, какие методики развития интеллекта дадут лучший результат в конкретном случае.

Современные родители часто задаются вопросом о необходимости развития детского интеллекта и спешат подобрать для этого лучшие способы

Важно правильно определить способности и склонности малыша

Ученые выяснили, что интеллектуальные способности наследуются по материнской линии. Однако решающим фактором выступает окружающая среда и психологическая обстановка в семье. Желание исследовать мир приходит к детям после формирования характера

В это время очень важно стимулировать интерес ребенка к познанию, предоставив малышу выбор методов изучения мира

На развитие умственных способностей у детей влияют следующие факторы:

  • сбалансированное питание;
  • условия проживания;
  • взаимоотношения с родителями.

Только обеспечив малышу комфортные условия для развития, можно ожидать хороших результатов от использования различных методик.

Повышение умственных способностей детей достигается следующими методами:

  1. Постановкой четких, простых и посильных для малыша задач.
  2. Проявлением уважения к личности ребенка, похвалой и отсутствием жесткой критики.
  3. Совершением прогулок с ребенком на свежем воздухе.
  4. Введением традиции совместного чтения.

В первые годы жизни не стоит навязывать малышу свое мнение по поводу подходящих игрушек и способов игры. Лучше предоставить на выбор несколько вариантов и дать возможность определить понравившиеся самостоятельно. Прислушиваясь к мнению ребенка, родители стимулируют его желание познавать мир. Чтобы выявить таланты, нужно понять, что интересно малышу, к чему он стремится. Для этого не следует перегружать ребенка занятиями, лучше дать ему возможность развиваться постепенно. Программы совершенствования умственных способностей рекомендованы для дошкольников, но не для детей 2-3 лет

Но развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте также очень важно

Для комплексного развития интеллекта ребенка нужно уделять достаточно внимания творческим занятиям. Это позволит малышу проявить фантазию и показать склонность к какой-либо деятельности. Доверительные беседы и поддержка со стороны родителей станут дополнительным стимулом для развития способностей.

Поговорим о степенях умственной отсталости

Они различаются повреждением головного мозга:

Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти

У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.

Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах

Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе

Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

Широтой и глубиной мышления

Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
Любознательность

В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние

Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.

Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.

Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.

Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.

Методика тестирования

Хорошая подготовка — основа максимально точных результатов школьного теста умственного развития. Методика ШТУР предполагает участие двоих исследователей. Первый специалист создает правильный настрой среди тестируемых: объясняет цель происходящего, озвучивает инструкции и контролирует временные рамки, в которых проводится тест. Второй наблюдает за учениками, чтобы соблюдались все правила в ходе выполнения исследования. В целом на тест уходит около часа. Он имеет две формы: А, Б. Если что-то непонятно, ученикам разрешается задать вопрос, чтобы уточнить.

Сам опрос проводится отдельно по каждому из субтестов. Экспериментатор объясняет, что нужно делать в первом подтесте, незаметно для тестируемых включает секундомер, и учащиеся выполняют задание. Когда время для выполнения первой части подходит к концу, специалист останавливает процесс словом «Стоп», зачитывает вторую группу заданий и также засекает время. Далее — аналогично.

Скачать описание методики ШТУР в формате .docx — клик.

ШТУР по математике с субтестами для учащихся 5, 6, 7, 8 и 9 классов (документ разбит по классам с 5 по 9) в формате .docx — клик.

Приложение

Приложение 1. Ответы испытуемой на задания теста Р.Амтхауэра

I Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ г в д д в а г б д в
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ а д б а г а в г б а
II Вопрос 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Ответ д б а г б г в г в г
Вопрос 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Ответ г г а в г а а г б г
III Вопрос 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
Ответ в д б д в г б в б г
Вопрос 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Ответ в б б в г д в в б г
IV Вопрос 61 62
Ответ фрукты — ягоды вредно для организма
Вопрос 63 64
Ответ измерительные приборы части лица
Вопрос 65 66
Ответ отражение произведения искусства
Вопрос 67 68
Ответ степень громкости зародыши
Вопрос 69 70
Ответ символы рыбы
Вопрос 71 72
Ответ потребности живые организмы
Вопрос 73 74
Ответ орудия труда степени сравнения
Вопрос 75 76
Ответ религиозные санкции одобрение-неодобрение
V Вопрос 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86
Ответ 85 630 235 24 36 60 35 50 720 90
Вопрос 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96
Ответ 52,5 9 45 60 16 26 36 5 42 4
VI Вопрос 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106
Ответ 27 26 25 16 62 31 51 7 8 12
Вопрос 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Ответ 2 13 42 9 12 71 15 17 63 14
VII Вопрос 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126
Ответ б г в в д в а а а б
Вопрос 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136
Ответ а г д г в д г г б д
VIII Вопрос 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146
Ответ д г д а г а б д а г
Вопрос 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156
Ответ г б д д д г д а д д
IX Вопрос 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166
Ответ 4 5 3 2 5 1 2
Вопрос 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176
Ответ 3 3 4 1 5

Приложение 2. Ответы испытуемой на задания теста Равена

A Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ответ 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 1
B Вопрос 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Ответ 2 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 6
C Вопрос 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
Ответ 8 2 3 8 7 4 5 1 7 6 1 2
D Вопрос 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Ответ 3 4 3 7 8 6 4 4 1 2 5 6
E Вопрос 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
Ответ 7 6 5 2 1 5 1 5 3 2 1 5

Влияние раннего развития на формирование личности

Самый главный аргумент против ранних занятий: из-за них ребенок лишается своего детства. На самом же деле развитие умственных способностей происходит даже в том случае, если его так не называть: когда родители играют и много разговаривают с ребенком, не ограничивают его познавательную деятельность, мозг малыша интенсивно развивается. Различные методики только помогают выбрать правильное русло, в котором ребенок может обучаться.

У детей, с которыми с младенчества много занимались родители и которые посещали развивающие занятия, уже к трем годам отмечаются навыки хорошей концентрации внимания, способности к быстрой обработке информации. В дальнейшем у таких детей будет легче происходить процесс обучения чему-либо, они быстрее научатся читать, писать, считать. «Побочный» эффект – воспитанность и дисциплинированность, которые всегда сопутствуют методикам развития интеллекта.

С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?

В России принято отправлять детей в школу с 7 лет, поэтому все методики, которые рассчитаны на занятия в младшем возрасте, воспринимаются как ранние.

Родители делятся на два лагеря. Одни бросают все силы на то, чтобы их ребенок начал развиваться уже с первых дней жизни. Вторые опасаются, что умственные нагрузки могут повредить их сыну или дочери, поэтому, как бы им ни хотелось примкнуть к первым, они этого не делают.

Человеческий мозг устроен так, что период его наибольшей активности приходится на первые семь лет жизни. Это не означает, что после семи лет дети становятся глупее или теряют способность к обучению, но в младшем возрасте существует природная предрасположенность к быстрому усвоению новой информации, есть тяга к познанию мира. Если эту предрасположенность у ребенка не поддерживать ранними занятиями, в школе ему будет сложнее по сравнению с теми, с кем занимались буквально «с пеленок».

Зона ближайшего развития (ЗБР)

Для объяснения вопроса о влиянии обучения на развитие Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка:

  1. Зона актуального развития – уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решать полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Уровень актуального развития ребенка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактически по его актуальному развитию мы можем судить об уже завершенных циклах развития.
  2. Зона ближайшего развития (ЗБР). Обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, так как при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи. Это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. ЗБР – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Выготский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка). То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно. Таким образом, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

Буквы и слова

Методики раннего развития предлагают комплексные программы обучения ребенка чтению. Оказывается, чем раньше буквы, слова и понятия войдут в жизнь малыша, тем быстрее он освоит чтение и письмо. Но даже если вы читаете малышу сказки на ночь, элементарное желание подражать маме заставит ребенка попросить вас научить его читать.

  • Карточки Домана и кубики Зайцева зарекомендовали себя как действенные и эффективные способы запоминания слов и букв. Причем показывать их нужно с самого раннего детства. Карточки рассчитаны на то, чтобы малыш подсознательно запоминал слова, а кубики Зайцева делают упор на ассоциативное мышление.
  • Учите малыша читать в игровой форме. Например, буквы «д» и «а» — друзья. Вот они и бегут навстречу друг другу. Как только они возьмутся за ручки – появится коротенькое слово «да».

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Что такое интеллект и умственное развитие

Определенно их можно улучшить и повысить благодаря самосовершенствованию.

Умственное развитие предполагает комплекс знаний и навыков, который формировался в процессе их получения.

В переводе с латыни – познание, понимание. И означает совокупность потребностей к оценке, анализу и разрешению ситуации

Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание, а также восприятие

Отсюда следует что, человеческий интеллект – это определенная система навыков, которая позволяет приспосабливаться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основываясь на полученном опыте, благодаря которым осуществляется управление различными сложившимися жизненными условиями.

Термин «интеллект» можно раскрыть тремя характеристиками:

  1. Биологическая. Это умение осознанно подстраиваться под ситуацию;
  2. Воспитательная. Способность к процессу обучения.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине французский психолог. Интеллект – это способность приспособления средств к достижению цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабной способностью к разумному действию, рациональным мыслительным процессом и умелым преодолением жизненных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector