Качества творческой личности и карьерное продвижение
Содержание:
- Размытие гендерных границ
- Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству
- Личное пространство творческого человека
- Как определить у себя наличие творческих способностей
- Формирование творческой личности
- Развитие творческого потенциала личности
- Творчество или безумие
- Творчество и личность
- Для реализации артистических наклонностей
- как развить творческие способности: Рекомендации творческим людям
- Биологическое и социальное в структуре творческой личности
- Личность творческого человека: как распознать?
- Блок Ид
Размытие гендерных границ
Увлеченные любимым делом люди нередко смотрят свысока на общественное мнение и расхожие стереотипы. Они часто отходят от гендерных норм поведения.
Среди творческих людей нередко можно встретить как сильных девушек, умело управляющихся с напильниками, рубанками и паяльными лампами, так и чувственных утонченных парней, прекрасно разбирающихся в изысканных ароматах и винтажных пуговицах.
Речь вовсе не идет о мужеподобии женщин и женоподобии мужчин. Просто любимое дело откладывает свой отпечаток на личность. А в наш продвинутый век, к счастью, перед каждым человеком стоит широчайший выбор увлечений и занятий, среди которых он может выбрать то, что ему по душе. Девушке уже не обязательно ограничивать круг интересов игрой на клавесине и плетением кружев. Она может позволить себе влюбиться в барабаны и стеклодувное ремесло. Да и среди мужчин-крафтеров немало представителей ремесел и искусств, которые раньше считались исключительно женскими. Сегодня уже никого не удивляют украшения, куклы, игрушки, вязаные и валяные вещи, созданные мастерами-мужчинами.
Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству
Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.
Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость
Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.
Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.
Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.
Личное пространство творческого человека
Личное пространство – спорный момент в понимании творческих людей. Многое зависит от характера индивида.
Обратите внимание! Нередко общество недолюбливает творческих людей за нарушение личного пространства. Представители творческого мира зачастую открытые и позитивные, хотя бы внешне
Они охотно идут на контакт, если заприметят на собеседнике нечто для себя интересное, то готовы трогать его руками вдоль и поперек. К своему личному пространству они часто относятся спокойно, терпимо. Единственный период, когда стоит оставить творца в покое, – это пик его активной деятельности
Представители творческого мира зачастую открытые и позитивные, хотя бы внешне. Они охотно идут на контакт, если заприметят на собеседнике нечто для себя интересное, то готовы трогать его руками вдоль и поперек. К своему личному пространству они часто относятся спокойно, терпимо. Единственный период, когда стоит оставить творца в покое, – это пик его активной деятельности.
Как определить у себя наличие творческих способностей
Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.
Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.
Уровни интеллектуально-творческой активности
Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.
Выделяют 3 уровня такой активности:
- Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
- Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
- Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.
Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.
Параметры творческой одаренности
Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.
- Способность к постановке проблем.
- Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
- Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
- Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
- Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.
К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.
Формирование творческой личности
Развитие творческого потенциала личности ребенка – процесс трудоемкий. К нему нужно относиться с особой ответственностью. Во всяком случае, нужно четко понимать, что может повлиять на развитие творческой личности ребенка.
Ученые считают, что к основным факторам, которые могут подействовать на потенциал малыша, относятся:
- фантазия
- свобода движения и воображения
- отсутствие ограничений
- таланты малыша
Задача родителей – создать такие условия развития творческой личности, чтобы все эти факторы присутствовали в жизни ребенка. Однако сначала нужно разобраться, какие именно творческие способности заложены в вашем ребенке. Присмотритесь к нему внимательно в первые годы жизни. Вы сразу заметите, чем больше всего малышу нравится заниматься. Отталкиваясь от увиденного, вы сможете воспитать творческую личность правильно:
- ребенок должен как можно больше общаться со своими сверстниками, рассказывая им, где он был, слушать и анализировать, что говорят ему;
- чтобы воспитать творческую личность дошкольника, следует как можно больше читать ему, чтобы он проникался сюжетом сказки или любого другого литературного произведения, делился с вами своими эмоциями, переживаниями;
- для развития творческой личности школьника, нужно создавать такие условия в доме, чтобы ребенок сам проявлял интерес к чтению;
- позволяйте ребенку рисовать постоянно, везде и всюду – посредством рисования у него развивается мыслительный процесс, он может фантазировать, мечтать;
- приобретите ребенку несколько видов пластилина, чтобы он мог таким образом воссоздавать плоды своей фантазии;
- включайте малышу музыку, чтобы он ее слушал, танцевал, двигался – попросите кроху поделиться своими переживаниями и эмоциями, которыми он наполнился после прослушивания той или иной музыкальной композиции.
Развитие творческого потенциала личности
Считается, что каждый имеет склонность к творчеству, у одних она проявляется в раннем детстве, у других – остается глубоко в разуме. Творческое направление мысли можно натренировать, хотя это довольно непростой процесс. Развитие творческого потенциала стоит начинать с самого детства, показывая малышам столь интересный мир. Что касается взрослого, то ему необходимы мотивация, личное желание, иначе эффективность от таких тренировок будет нулевой.
Процесс развития данного направления мышления обычно ориентируется на такие элементы, как:
- Теоретическая подготовка индивида, ознакомление его с методами, используемыми в приумножении способностей. Говоря проще, человека знакомят с основными понятиями данного вопроса, умением применить теорию на практике, а также обеспечивают развитие индивидуальных и групповых навыков мышления в данном направлении;
- Тренировка способности к дальнейшему регулярному саморазвитию. Этот момент включает наблюдение за разными представителями этого типа мышления, анализом их поведения, интеллектуальной деятельности;
- Формирование и закрепление потенциала индивида, в т. ч. изучение и практика новых путей общения с применением при этом полученных знаний. Необходимо постоянно смотреть на ситуации и явления с разных сторон: привычной и творческой точки зрения.
Таким образом, индивид не только узнает, что такое творчество, чем руководствуются люди с таким мышлением, но и примерит на себя роль смелого здравомыслия, умение заглянуть за границы привычного.
Творческому мышлению можно научиться
Нестандартность мышления, креативный подход к ситуации, загадочность в поведении – все это описания творческой личности. Общаться с таким человеком и быть им – абсолютно разные явления. Такие люди отличаются от общества поведением, внешним видом, имеют при этом особенное мировоззрение и свой образ мышления. Творческое мышление не ограничено умением рисовать, лепить, фантазировать. Это важный элемент и в научной деятельности, помогающий человечеству изучать и делать новые открытия.
Творчество или безумие
В течение долгого времени считалось, что творчество является лишь одним из проявлений помешательства. Опыт давал немало подтверждений этой связи. Писатель Э. Хемингуэй страдал от тяжелых депрессий на протяжении всей жизни. Одна из самых известных киноактрис двадцатого столетия страдала от пристрастия к алкоголю, и в возрасте 36 лет покончила с собой – это была Мерилин Монро. Величайший немецкий философ – Фридрих Ницше – также страдал от постоянных приступов меланхолии. Жан-Поль Сартр, основоположник экзистенциализма в философии, в течение всей жизни употреблял алкоголь, снотворные и стимуляторы.
Около двух столетий назад ни у кого не вызывало сомнений, что творчество имеет своим источником либо шизофрению, либо меланхолию. Многие представляют себе художников как людей «не от мира сего»; также достаточно прочно в обыденном сознании укоренен образ «сумасшедшего ученого». Эти стереотипы настолько утвердились в сознании, что творчество стало восприниматься как процесс, выходящий за рамки совместимости с обычной жизнью. Они же стали причиной того, что возникли новые проблемы развития творческой личности – многие в настоящее время убеждены, что творчество является уделом избранных. Простым же смертным оно недоступно. Однако это не совсем так.
Психологи нередко высказывают мнение, что выдающиеся личности – это не те, кто обладает определенным набором экстраординарных качеств; скорее, это те, кто умеет оказаться в нужное время и в нужном месте. Однако исследователями было выделено несколько качеств, которыми все же отличаются одаренные и творческие люди:
- Независимость суждений; наличие своей точки зрения на любые события;
- Творческий человек – это тот, кто всегда стремится выйти за рамки обыденности, найти более оригинальное решение проблемы;
- Творческие люди психологически устойчивы к ситуациям неопределенности;
- В своей деятельности они выбирают конструктивный подход;
- Их «Эго» достаточно сильно, чтобы функционировать независимо от общества; война с общественностью нередко бывает их обыденным состоянием. Творческие люди достаточно автономны и устойчивы к давлению социума;
- Открытость к новому опыту и знаниям;
- Умение воспринимать красоту в широком смысле слова.
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:
Мотивация творчества
В. Н. Дружинин пишет:
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Психическое здоровье, свобода и творчество
См. также: Психология творчества
В соответствии с З. Фрейдом, творчество является результатом действия сублимации — защитного механизма психики, обеспечивающего перенаправление энергии внутреннего психического напряжения на достижение социально приемлемых целей.
Источником творчества, по К. Г. Юнгу, являются архетипы — базовые узловые структуры миропонимания, функционирования психики человека, направляющие потоки психической энергии, зафиксированные в бессознательном, сформированные, отобранные и накопленные предшествующими поколениями и переданные ими по наследству. К. Г
Юнг также обращал внимание на наличие тесной связи творчества и игры:
А. Адлер рассматривал творчество как один из способов компенсации комплекса неполноценности.
По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.
Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве.
По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребенка, а не взрослого человека.
Так же, как и Юнг, на связь творчества с игрой обращал внимание Д. В. Винникотт, представитель психоаналитического направления, который писал:
Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность).
По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
Для Н. А. Бердяева вся жизнь человека представляет собой творчество:
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Творчество применяют для терапии болезненных состояний психики (арт-терапия).
Для реализации артистических наклонностей
Категория «Артист» десятилетиями лидирует в топе самых интересных творческих профессий, возможно, потому что объединяет несколько востребованных специализаций:
- актеры театра и кино;
- артисты балета, цирка, оригинального жанра;
- музыканты и певцы;
- иллюзионисты;
- ведущие праздничных мероприятий.
Жизнь и работа представителей этих профессий неразрывно связана с шоу и неизменно сопровождающими его атмосферой праздника, зрительскими симпатиями, овациями, восторгами.
Профессиональная деятельность артиста разительно отличается от работы инженера, врача или учителя. Главной всегда остается творческая составляющая, личный талант и харизма артиста. И даже рутина (регулярные репетиции, заучивание большого объема информации и т. д.) может быть не менее интересной, чем сам процесс выступления.
Если артистичность, креативность, способность отлично держаться перед незнакомой аудиторией и мгновенно перевоплощаться — неотъемлемые черты вашей личности, вы найдете свое призвание, выбрав стезю артиста.
как развить творческие способности: Рекомендации творческим людям
Рассмотренные ниже советы помогут обрести вдохновение каждому творческому человеку.
- Расширяйте свой кругозор. Читайте как можно больше, посещайте художественные выставки, музеи. Старайтесь пребывать в той атмосфере, которая обогатит вашего «внутреннего художника»;
- Творите каждый день. Если вы художник, старайтесь хотя бы полчаса в сутки уделять творчеству. Писатели могут попробовать следующее упражнение: прочитать аннотацию к кинокартине, которую еще не смотрели, и постараться самостоятельно придумать сюжет;
- Не стоит показывать свою работу миру до того, как она закончена. Если зритель не проявит ожидаемую от него реакцию, или к тому же начнет ее критиковать – это может отбить всякое желание работать дальше;
- Если вы хотите представить свой труд критику, подумайте трижды. Часто творческие люди бессознательно ждут признания от окружающих, и даже конструктивная критика может негативно повлиять на самовосприятие. Тем более разрушительным может оказаться полное непонимание. Если даже вы просите кого-то оценить ваш труд, чтобы впоследствии сделать его лучше, помните: во-первых, полученная обратная связь не всегда может отражать действительное положение вещей (ведь у каждого свои вкусы). Во-вторых – делать это нужно только в случае, если вы полностью уверены в своей самооценке;
- В творческой работе не привязывайтесь к конкретным срокам. Установленный срок создает психологическое напряжение, препятствуя творению «в потоке»;
- Анализируйте свой труд только после того, как он будет завершен. За творческий процесс отвечает правое полушарие, за его анализ и критическую оценку – левое. Это два разных вида работы, поэтому анализ необходимо проводить только после окончания творческого процесса;
- Старайтесь не думать о том, какой доход принесет вам ваше творение, или насколько известным оно может стать. Подобно установлению сроков, такой подход создает ненужное напряжение;
- Всегда держите под рукой блокнот для записей новых идей. Прислушивайтесь к ним, даже если они касаются несущественных деталей. Кажущиеся неважными на первый взгляд мелочи могут перерасти в настоящий шедевр;
- Выработайте в себе привычку заканчивать начатую работу. Даже если многое в ней находится в «сыром» виде, доведите свое произведение искусства до конца – одна завершенная работа ценнее десяти незаконченных.
Биологическое и социальное в структуре творческой личности
Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.
Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.
Биологические предпосылки для творчества
Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:
Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление
Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д
Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.
Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.
Социальные факторы
И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.
Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.
Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики
А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.
Личность творческого человека: как распознать?
Уже написано огромное количество разных трудов, посвященных творчеству и проявлению творческой личности. В каждом из них ученые представляют свои умозаключения относительно того, как креативность и неординарность выражается человеком.
В данной статье мы приведем характеристику творческой личности, которую в свое время разработал профессор Чикагского университета — Михай Чиксентмихайи. Он всю свою жизнь посвятил психологии, и в конечном итоге опубликовал труд «Десять парадоксальных черт творческих людей», которые четко характеризуют особенности творческой личности. К ним относятся:
- Креативные люди обладают очень большой интеллектуальной силой и энергией, а вот телом они слабы, так как физически они обычно не развиваются.
- Творческие люди очень умны, но при этом наивны. Они склонны доверять всему, что слышат, так как поиски рационального зерна в какой-то точке зрения для них скучны и неинтересны.
- Человек, наделенный творческими способностями, в какой-то степени ленив, если чем-то не вдохновлен. Он предпочтет труду отдых, пока не воодушевится новым проектом или идеей. Но как только муза его посетит, он станет работать, как самоотверженный.
- Творческие люди любят фантазировать, но при этом они остаются реалистами по жизни.
- В обществе креативные люди всегда активны, дружелюбны, улыбчивы и веселы, а вот в домашней тихой обстановке они становятся замкнутыми, закрепощенными и молчаливыми.
- По своей сути творческие личности – это скромные натуры, которые никогда не ждут ни от кого похвалы. Однако они никогда не позволят, чтобы кто-либо унизил их чувство собственного достоинства.
- Творческие мужчины часто очень сентиментальны, а вот женщины, наоборот, брутальные и мужественные.
- Креативные натуры – бунтари. Они не будут сдерживать эмоций, если что-то вышло за рамки их представления о нормах жизни. Но при этом они не любят что-то менять, потому что придерживаются консервативных взглядов.
- Любой творческий человек – страстен. Он горит, когда воплощает свою задумку, однако при этом он может здраво рассуждать и объективно оценивать свою работу.
- Творческие люди всегда счастливы, потому что их образ жизни всегда приносит им море удовольствия. Однако при этом они открыты для негатива, но он не омрачает им жизнь, потому что творческие личности умеют находить в нем положительные для себя стороны.
Все вышеперечисленные особенности больше характеры для взрослых людей. В ребенке творческий потенциал проявляется несколько иначе:
- он не может усидеть на одном месте более одной секунды, так как его все время тянет на приключения, ему хочется исследовать неизведанное, открывать двери в комнаты, куда вход воспрещен;
- он редко проявляет послушание, так как на все имеет личную точку зрения, которую готов отстаивать даже в раннем возрасте;
- творческий малыш не с особым рвением ходит в школу, потому что привычные уроки ему неинтересны и скучны, ведь сосредоточиться на чем-то для творческой личности ребенка – целая проблема;
- малыш наделен особой энергетикой – он не может успокоиться в течение дня, ему хочется прыгать, бегать, он не может уснуть, когда уже все члены семьи улеглись спать;
- ребенок очень чувствителен – он может всплакнуть, если какой-то сюжет из сказки или другой книжки его растрогает, то же самое произойдет во время просмотра фильма или мультика;
- творческий ребенок предпочтет игры в доме или любом другом закрытом помещении занятиям на природе, так как он проявляет интерес в окружающему миру, животным и растениям;
- творческие детки не любят, когда их контролируют родители, потому что они хотят всегда и во всем быть самостоятельными.
Далее мы подробно рассмотрим, что нужно делать, чтобы жизнь творческой личности ребенка была счастливой и удачливой.
Блок Ид
7-Ограничительная функция
- сильная
- неценностная
- витальная
- знает, „как надо“, но включается только в особых ситуациях
- поправляет чужие ошибки
Ограничительная функция, как и фоновая — некий фундамент, который работает у человека «на автомате». Человек попадает в ситуацию от подсознательных порывов своего детского блока, реагирует с блоков Эго и Суперэго, и новая ситуация становится ему ясной, выработана реакция и нормы «как надо вести себя в этой ситуации» — в этот момент эта информация оседает на блоке «Ид». И далее, в схожих ситуациях, человек будет реагировать уже с блока «Ид». По ограничительной функции скучно и напряженно долго работать — здесь хочется сделать самый минимум. Однако игнорировать эту функцию человек не может — так, Робеспьеры и Максимы по ограничительной деловой логике экономны и останавливают своих близких в тех тратах, которые считают нерациональными, Штирлицы и Джеки логичны и последовательны, но ровно настолько, насколько нужно в их делах (и лишний раз беспокоиться о соответствии своих деяний стандартам они не будут). Драйзеры и Достоевские эмоциональны, но склонны сдерживать сильные эмоции у себя и у других.
8-Фоновая функция
- сильная
- неценностная
- витальная
- неконтролируемая
- бессознательно воспринимает всю необходимую информацию, но использует только то, что необходимо для целей базового блока или для других людей
- «без слов на деле»