Теория конвергенции двух факторов в.штерна

Содержание

Идея соединения двух систем выдвинута впервые П. А. Сорокином в книге «Соединенные Штаты и Россия», которая написана в 1944 году. Авторы теории: Уолт Ростоу, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, Франсуа Перру и прочие.

В согласии с теорией конвергенции, обе системы экономики несовершенны с точки зрения гуманистических идеалов и передовой культуры и дальнейшее противостояние систем может вызвать острый классовый конфликт на международной арене, который способен вызвать гибель цивилизации. Учитывая данные опасности, сберечь мировую цивилизацию возможно при помощи сближения систем, образуя новые типы культурной и социально-экономической жизни, в которых бы в концентрированном виде выразилось бы лучшее, что в обеих системах имеется.

Похожие взгляды, по мнению Матич Ольги были выражены Джеймсом Бёрнхемом и Дж. К. Гэлбрейтом.

«Конвергенциями» также называются некоторые политические партии в различных странах.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Поделиться в социальных сетях

Дивергенция и конвергенция

Термины конвергентность и дивергентность являются антонимами, то есть, понятиями, противоположными по своему смыслу. Известно, что наш мир соткан из противоречий, поэтому одно понятие подразумевает существование другого. Принцип конвергенции в стремлении к единству, плотному сближению, примирению противоположностей. Дивергенция же – расхождение, отдаление того, что изначально близко по смыслу и другим показателям. Хороший пример дивергентности можно привести из области лингвистики, когда диалекты становятся отдельными языками.

Теория конвергенции психического развития

Эта теория подразумевает, что конвергентность развития – это единение двух важных факторов, влияющих на формирование ребенка, как личности. Как мы уже упоминали, автор теории Штерн утверждал, что конвергенция психического развития заключается в попытке примирить сенсуалистический подход с перформистским. Сам Штерн был сторонником того, что на развитие ребенка влияют в большей степени четкие гештальты, нежели наследственность.

Его теория принята многими психологами современности, ведь сложно усомниться в том, что развитие ребенка зависит от множества внешних факторов. Ребенок саморазвивается и его качества, задатки и таланты раскрываются в зависимости от той среды, в которой он находится длительное время (семья, например). Эта теория пришла на смену убежденности в первостепенной роли генетики, что вывело психологию, как науку, на более высокий уровень значимости.

Конвергенция – причины

Причин данного явления с психологической и социальной точки зрения несколько, но все они субъективны, потому что на сто процентов подтвердить эти данные не удалось никому. Это объяснимо, ведь психология – наука сложная и не точная, в ней нет строгих формул и законов. Более точно рассказать о причинах явления можно, обратившись к гендерной психологии.

Учитывая, что конвергентность – это сближение с кем-то или чем-то, то очевидно, что одной из причин конвергенции является продолжение рода. Эта теория имеет место быть, ведь мужчины и женщины разного пола, разных взглядов, приоритетов, особенностей мышления и так далее, но на протяжении многих веков тянутся друг к другу. Чтобы стало еще понятнее, стоит рассмотреть примеры конвергенции полов:

  • зарождение интереса в противоположном поле у детей школьного возраста;
  • детские игры с разнополыми участниками;
  • возникновение чувства влюбленности;
  • отношения партнеров сексуального характера;
  • супружеские отношения;
  • деловые отношения.

Структурные компоненты

Риторическое видение

Риторическое видение представляет собой единое сочетание различных общих сценариев, которое обеспечивает более широкий взгляд на социальную реальность культуры. Риторическое видение часто объединяется с помощью основной аналогии, которая объединяет различные элементы.

Риторическое сообщество

Риторическое сообщество состоит из людей, которые участвуют в риторическом видении. Члены риторического сообщества разделяют «внутренние шутки» и будут стремиться реагировать на сообщения теми способами, которые соответствуют их риторическому видению.

Сага

Сага — подробный рассказ о достижениях и событиях в жизни человека, группы, сообщества, организации или нации. Например, сага обеспечивает общие символические связи, которые связывают участников с официальной организацией и обеспечивают символические аспекты организационной культуры и обычаев. Чтобы функционировать, сага, как и фантазия, должна разделяться членами группы. До тех пор, пока все члены организации или большинство не будут разделять некоторые общие фантазии, то есть, до тех пор, пока у них нет организационной саги, как приверженность членов организации, так и их способность создавать совместный коммуникативный климат будут слабыми.

Возникновение теории

Борманн впервые выдвинул теорию в 1972 году, в ежеквартальном академическом журнале Национальной Ассоциации Коммуникаций (англ. National Communication Association) «Quarterly Journal of Speech», издаваемом британским издательским домом Routledge, в статье «Фантазии и риторическое видение. Риторическая критика социальной реальности». (англ.»Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality»).

Спустя 10 лет, в 1982 году Борманн публикует в том же журнале статью под названием «Фантазия и риторическое видение: десять лет спустя» (Fantasy and rhetorical vision: Ten years later).

В дальнейшем, вместе с коллегами Джоном Крейганом и Дональндом Шилдсом, Борманн публикует несколько работ в поддержку своей теории.

Применения теории

Теория символической конвергенции применялась для изучения движения пуритан , католического движения «Рыцари Колумба» , а также в исследовании Холодной войны, процесса принятия решений во время Войны во Вьетнаме.

В исследовании под названием «Выжившие после изнасилований во время Второй конголезской войны: взгляд через призму теории символической конвергенции» («War rape survivors of the Second Congo War: A perspective from symbolic convergence theory») показано то, как жертвы насилия использовали теорию символической конвергенции, чтобы справится с тем, что случилось с ними. Конголезские женщины делились рассказами, чтобы смириться с реальностью изнасилования во время войны и ориентироваться в современном обществе. Посредством тем фантазии женщины подбадривали себя, чтобы путешествовать в новые места. Мало кто согласился принять статус жертвы. Теория символической конвергенции позволяет объяснить как выжившие после изнасилования находят способы смягчить свои страдания.

Критика

В СССР

Академик Смирнов Г. Л. в Большой советской энциклопедии писал, что буржуазная пропаганда «распространяет широко взгляды, в согласии с которыми во время научно-технической революции проходит автоматическое сближение типов общественной жизни при капитализме и социализме, а идеологические различия, идейные принципы как будто бы теряют собственное прошлое значение», но действительность показывает, что «пока в мире сберегаются антагонистические классы, эксплуатация человеком человека, пока есть противоположность интересов всех трудящихся, рабочего класса и монополистического капитала, будет неизбежно длиться классовая борьба трудящихся за собственное социальное освобождение, против политического и экономического господства монополий»..

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

Особенности

Темы фантазий

Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.

Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.

Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.

Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».

Внутренние шутки

Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.

Типы фантазий

Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

Литература

  • Ernest G. Bormann, (1972). Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality. Quarterly Journal of Speech, 58, 396—407.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (1996). An expansion of the rhetorical vision concept of symbolic convergence theory: The cold war paradigm case. Communication Monographs, 63, 1-28.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (2001). Three decades of developing, grounding, and using symbolic convergence theory. In W. B. Gudykunst (Ed.), Communication Yearbook 25 (pp. 271—313). Mahwah, NJ: Erlbaum and the International Communication Association.
  • John F. Cragan, & Donald C. Shields (1995). Symbolic theories in applied communication research: Bormann, Burke, and Fisher. Cresskill, NJ: Hampton.
  • Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  • Simi, Demi and Jonathan Matusitz (2014). «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  • Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill

Теория конвергенции в политологии, экономике, социологии

В основании теории располагаются идеи о вероятности постепенного сглаживания экономических и идеологических различий меж социалистической и капиталистической системами. Согласно мнению приверженцев теории конвергенции, под воздействием технического научного прогресса и благодаря развитию большой промышленности в результате вероятно слияние социализма и капитализма и создание общественно-политической унифицированной системы.

Теория конвергенции утопична во многом,так как включает в себя искаженное отображение большей части процессов капиталистической жизни, в частности, содержит концепции, которые маскируют лидирующее положение в буржуазном обществе огромного капитала. Кроме того, в теорию закладывают неправильный изначально технологический подход к регулированию социальных и экономических проблем.

Теория конвергенции имеет сторонников в большинстве стран мира. Среди самых видных ее приверженцев: Дж. Голбрейт, П. Сорокин из США, Я. Тинберген из Нидерландов, Р. Арон из Франции и Дж. Стрейчи из Великобритании.

Идеолог политической конвергенции — это русский академик Сахаров А. Д. .

Конвергенция — это политическая теория, которая возникла во второй половине XX века, в согласии с которой СССР становится постепенно более либеральным, а Запад — социалистическим, в итоге появится усреднённая экономически-социальная система, которая сочетает принципы капитализма и социализма (к примеру, политическую демократию и плановую экономику соответственно). В более обширном смысле — это увеличение сходства меж разными обществами, которые находятся на одном этапе истории, устранения внеэкономического внешнего неравенства, логика сглаживания либерально-демократических преобразований, социальных конфликтов.

А. Д.Сахаров — идеолог политической конвергенции в 1960—70-е годы.

Критика

Эмм Гриффин в своей книге «Первый взгляд на коммуникационную теорию» выделил четыре критерия теории символической конвергенции, которые делают ее объективной:

1. Теория объясняет, что происходит и почему это происходит: она может помочь разобраться в хаотичных групповых дискуссиях, когда члены группы говорят одновременно и допускают красочные отступления. Согласно теории, красочные отступления и шумные разговоры не являются признаками ошибочного процесса: скорее, они являются свидетельством того, что группа выстраивает цепочку фантазий и развивает групповое сознание. Сильной стороной теории является именно объяснение того, как группы становятся сплоченным. Гриффин, говоря о первом критерии, тем не менее, ссылается на критику профессора по коммуникациям Бостонского колледжа Джеймса Олуфовотта. В ответной критике, нацеленной на усовершенствование теории, Олуфовотт утверждает, что теория не в полной мере объясняет, почему люди склонны преувеличивать реальность и делиться фантазиями.

2. Теория предсказывает, что произойдет. Теория символической конвергенции ясно предсказывает, что как только у членов группы выстроится цепь фантазий, возникнет символическая конвергенция. Теория даже предполагает, что без общих фантазий не будет никакой сплоченности.

3. Теория разъясняет ценности людей: она подчеркивает ценности риторического сообщества, путем создания общего языка, сближения умонастроений и эмпатической коммуникации. Однако эта теория объясняется на примере бесконфликтных групп, игнорируются различия между членами одной и той же группы, не рассмотрено внутреннее напряжение, которое ощущает член группы, когда множественные риторические видения, которые он испытывает, не попадают в общую цепь.

4. Теория предлагает новое понимание людей. Исследователи тем фантазий раскрывают риторическое видение, столь же разнообразное, как и изучаемые сообщества. Гриффин отмечает, что, прочитав хорошо написанный анализ тем фантазий, он стал глубже понимать невероятное разнообразие человеческого рода.

Сам Борманн утверждал, что теория не позволяет контролировать человеческое общение.

Литература

  • Ernest G. Bormann, (1972). Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality. Quarterly Journal of Speech, 58, 396—407.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (1996). An expansion of the rhetorical vision concept of symbolic convergence theory: The cold war paradigm case. Communication Monographs, 63, 1-28.
  • Ernest G. Bormann, John F. Cragan, & Donald C. Shields (2001). Three decades of developing, grounding, and using symbolic convergence theory. In W. B. Gudykunst (Ed.), Communication Yearbook 25 (pp. 271—313). Mahwah, NJ: Erlbaum and the International Communication Association.
  • John F. Cragan, & Donald C. Shields (1995). Symbolic theories in applied communication research: Bormann, Burke, and Fisher. Cresskill, NJ: Hampton.
  • Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  • Simi, Demi and Jonathan Matusitz (2014). «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  • Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill

Возникновение теории

Борманн впервые выдвинул теорию в 1972 году, в ежеквартальном академическом журнале Национальной Ассоциации Коммуникаций (англ. National Communication Association) «Quarterly Journal of Speech», издаваемом британским издательским домом Routledge, в статье «Фантазии и риторическое видение. Риторическая критика социальной реальности». (англ.»Fantasy and rhetorical vision: The rhetorical criticism of social reality»).

Спустя 10 лет, в 1982 году Борманн публикует в том же журнале статью под названием «Фантазия и риторическое видение: десять лет спустя» (Fantasy and rhetorical vision: Ten years later).

В дальнейшем, вместе с коллегами Джоном Крейганом и Дональндом Шилдсом, Борманн публикует несколько работ в поддержку своей теории.

Суть опыта

Опыт состоял в следующем: пучок атомов серебра пропускали через сильно неоднородное магнитное поле, создаваемое мощным постоянным магнитом. При прохождении атомов через это поле, в силу наличия у них магнитных моментов, на них действовала зависящая от проекции спина на направление магнитного поля сила, отклонявшая летящие между магнитами атомы от их первоначального направления движения. Причём, если предположить, что магнитные моменты атомов ориентированы хаотично (непрерывно), то тогда на расположенной далее по направлению движения атомов пластинке должна была проявиться размытая полоса. Однако вместо этого на пластинке образовались две достаточно чёткие узкие полосы, что свидетельствовало в пользу того, что магнитные моменты атомов вдоль выделенного направления принимали лишь два определённых значения, что подтверждало предположение квантово-механической теории о квантовании магнитного момента атомов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Теория В. Штерна

Работу выполнила: Протасова А. (ЮС17-02Б)

Слайд 2

Текст слайда:

Вильям Штерн (1871-1938) — немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию.

Слайд 3

Текст слайда:

Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Главная задача: изучение целостной личности, закономерностей ее формирования

Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов

Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей » (1907)

Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Слайд 4

Текст слайда:

Теория конвергенции

Штерн считал, что личность — самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов — наследственности и среды — в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры.

Слайд 5

Текст слайда:

Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом он понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т.е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Слайд 6

Текст слайда:

Дифференциальная психология

Штерн доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам.

Слайд 7

Текст слайда:

Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А. Вине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития — IQ.

Слайд 8

Текст слайда:

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение.

Слайд 9

Текст слайда:

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет одинаково — от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление.

Слайд 10

Текст слайда:

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления — наглядно-схематического, или модельного.

Слайд 11

Текст слайда:

Работа В. Штерна представлена в его книге «Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста» (1997). В ней говорится о том, что в юношеском возрасте возникает новое качество самосознания. Штерн приписывает данному возрасту следующие характеристики: самонаблюдение, самооценка, самооформление, самоизбежание.

Слайд 12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector