Слово

Определение слова «Текст» по БСЭ:

Текст — . 1) словесное произведение, напечатанное, написанное или бытующее в устной форме. произведение литературы. фольклора, любое произведение письменности (см. Текстология).2) В языкознании последовательность из нескольких (или многих) предложений, построенных согласно правилам языка. Связность Т. обеспечивается грамматическими средствами (согласование времён или наклонений глагола в смежных предложениях, личные местоимения 3-го лица вместо повторяющихся существительных, расстановка артиклей, которые выделяют существительные, уже известные из предыдущего изложения) и смысловыми соотношениями (в каждом следующем предложении используется смысловая информация предыдущего Т.). Порядок слов и интонация отдельных предложений могут зависеть от их роли в целом Т., в частности в пределах короткого отрезка Т. (абзаца), следующее предложение может начинаться тем знаменательным словом (существительным), которым кончилось предыдущее. Для Т. художественной литературы важны способы разграничения или соединения авторской речи и речи персонажей (несобственно прямая речь и др.). Языковые правила построения Т., размеры которого превышают предложение (в пределах предложения замыкалось ранее лингвистическое исследование), изучаются развивающейся в 60-70-е гг.«металингвистикой» (термин советского филолога М. М. Бахтина), «транслингвистикой» (термин французского семиотика Р. Барта), «лингвистикой текста» (австрийский языковед В. Дреслер, западно-немецкий учёный В. Штемпель) или«анализом речи» (американский языковед З. Харрис). Лингвистика Т. развивает идеи, заложенные, с одной стороны, ещё в античной и средневековой риторике, с др. стороны, в теории актуального членения предложения. Исследование Т.- промежуточное звено между филологией — наукой о толковании Т., литературоведением, в том числе текстологией, и языкознанием. В более широком смысле под Т. в лингвистике понимается любая последовательность слов (а в семиотике — любая последовательность знаков), построенная по правилам данной системы языка. При таком понимании правила построения Т., отвечающего заданному смыслу (модель «смысл — текст»),составляют основную цель лингвистического исследования.Лит.: Пражский лингвистический кружок. Сб. ст., М.. 1967. Севбо И. П.. Структура связного текста и автоматизация реферирования, М.. 1969. Бахтин М.. Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М.. 1972. Ревзин И. И.. К общесемиотическому истолкованию трёх постулатов Проппа, в кн.: Типологические исследования по фольклору, М.. 1975. Dressler W.. Einfuhrung in die Textiinguistik. Tubingen. 1972.Вяч. Вс. Иванов.3) Авторское сочинение без комментариев и приложений к нему. 4) Словесная часть произведения печати (иллюстрированного издания, альбома и т. п.). 5) Типографский шрифт, кегль (размер) которого равен 20 пунктам (7,52 мм).

Атрибуты тега textarea

Атрибут Значения Описание
autofocus не указывается / autofocus

Логический атрибут. Если указан, при загрузке документа фокус будет переведен на текстовую область.

cols число

Определяет ширину текстовой области. Ширина области рассчитывается в пикселях как ширина символа, умноженная на значение этого атрибута. Значение приблизительно равняется количеству символов моноширинного шрифта, которые должны занимать полную строку в текстовой области.

disabled не указывается / disabled

Логический атрибут. Если указан, делает текстовую область неактивной.

Данные текстовой области, отмеченной этим атрибутом, не будут переданы на сервер при отправке формы. Также отключает возможность ввода текста в текстовую область.

form id формы

Указывает на форму, к которой относится текстовая область. Используется, если <textarea> находится вне HTML кода формы.

Если текстовая область находится внутри тега <form>, то использовать атрибут form не нужно, текстовая область по умолчанию привязана к форме, внутри которой находится.

maxlength число

Определяет максимальное количество символов, которые пользователь может ввести в текстовую область. По умолчанию объем текста в текстовой области не ограничен.

name текст

Имя текстовой области. Используется при передаче данных формы на сервер. Значение (текст) текстовой области будет передано в переменной, имеющей имя, указанное в этом атрибуте.

placeholder текст

Текст, который будет отображаться внутри текстовой области, когда она не заполнена текстом. Обычно это описание того, что должен ввести пользователь, либо пример заполнения.

readonly не указывается / readonly

Логический атрибут. Если указан, пользователь не сможет изменить значение (текст) в текстовой области. Используется для создания текстовых областей, доступных только для чтения.

required не указывается / required

Логический атрибут. Если указан, текстовая область будет определена как обязательная для заполнения. Форма не будет отправлена на сервер, если текстовая область не будет заполнена.

Заполнение контролируется браузером. При попытке отправить форму с незаполненной обязательной текстовой областью, браузеры обычно выводят на экран ошибку заполнения.

rows число

Определяет высоту текстовой области. В качестве значения необходимо указать количество строк, которые должны быть видны без прокрутки (скроллинга).

wrap hardsoft

Определяет правила переноса строк:

Значение hard: символы переноса строки будут добавлены в конце каждой строки в текстовой области. Таким образом, введенный текст из текстовой области переданный на сервер будет иметь ширину не больше, чем ширина <textarea>. Для использования этого значения необходимо указать атрибут cols.

Значение soft: символы переноса ставятся там, где их ставил пользователь. Таким образом текст из текстовой области, переданный на сервер в дальнейшем сможет растягиваться под ширину тега-контейнера. Значение по умолчанию.

Тема, идея, проблема: в чём разница?

А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия «основная мысль» и «проблема текста», очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.

Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.

Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.

На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.

Тема
Идея (основная мысль)
Проблема
Суть
Что описывается в тексте (события, люди, явления и т
д.)
Цели и личное мнение автора — то, к чему он пытается подвести читателя
Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор
На какие вопросы отвечает
О чём рассказывается в произведении?
Что я чувствую в этот момент?
О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст?
Кто является главным героем?
Как должен поступить в этом случае хороший человек?
Почему герои оказались в такой ситуации?
Где и когда происходят события?
Какие выводы нужно сделать из этой ситуации?
На что нужно обратить внимание современному обществу?
Особенности
«Репортаж» о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств
Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям
Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование
Не содержит субъективных оценок
Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно
Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты — религиозные, политические, социальные
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал
Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста — в чём причина, как это влияет на общество и т

д.
Выражена в форме вопроса
Примеры
Прогулка по Санкт-Петербургу
Петербург — город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история
Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя?
Спасение бездомного щенка
Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества — умение сопереживать, доброту и ответственность
Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных?
Важность правильного питания
Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки
Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни?

Что такое текст?

Текст в русском языке – это несколько предложений, объединенные одной темой. Предложения в тексте связаны по смыслу. Он имеет тему, основную мысль и смысловую законченность. Состоит из нескольких частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть текста начинается с красной строки. ()

— повествование;

— описание;

— рассуждение.

Повествование – показывает действие, происходящее постепенно, с последовательностью. Действия связаны друг с другом. Повествование ведется от первого и от третьего лица. Этот тип имеет завязку, развитие действия и развязку. В тексте преобладает часть речи – глагол. К тексту задаются вопросы «что?», «где?», «когда?», «что случилось?», «где и с кем произошло?».

Сегодня – суббота! Это значит, что не надо идти в школу, можно отдыхать. Мы с мамой и папой пойдем в зоопарк смотреть на разных зверей: слонов, жирафов, бегемотов, львов. Потом пойдем в детское кафе есть мороженое и пить лимонад. По возвращении домой вместе будем смотреть мультфильмы.

В данном тексте видно, что действия происходят последовательно. ()

Описание — описывает, характеризует какое-либо событие, предмет, раскрывает основные признаки. Описание бывает портретным и пейзажным. Описываться может человек, растение, животное, эмоции (радость, печаль), погодные условия. Часто в тексте используются части речи — прилагательное, существительное, наречие. Описание отвечает на вопросы «какая?», «какой?», «какие?».

Осень! Яркая разноцветная пора года. Деревья стоят в прекрасных одеяниях. Желтые, красные, зеленые листья радуют наш глаз. Солнышко светит, но его лучики становятся менее теплыми и ласковыми.

Текст описывает, характеризует осень как разноцветную пору года. ()

Что такое текст-рассуждение? В рассуждении выражается личное мнение автора, объясняются явления. Текст-рассуждение ставит задачу что-то доказать, убедить, объяснить. Для рассуждения характерны слова: во-первых, если, то, поэтому.

Рассуждение делится на виды:

  • рассуждение-доказательство (почему именно так?)
  • рассуждение-объяснение (что это такое?)
  • рассуждение-размышление (как быть?)

Я получил двойку по математике. Что будет, если я расскажу родителям? Будут ругать, не разрешат играть в игрушки, есть конфеты и смотреть телевизор. А если я промолчу и не расскажу о зловещей двойке? Думаю, что они все равно узнают, тайное всегда становится явным. Они обидятся на меня за то, что я им соврал. Лучше сказать правду.

 ()

Задание 1

(1) Чёрные дыры были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году. (2) Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. (3) Кроме того, чёрными дырами часто называют объекты, не строго соответствующие данному выше определению, а лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре .(4) <…>, это могут быть коллапсирующие звёзды на поздних стадиях коллапса.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Черные дыры, то есть коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса, были предсказаны общей теорией относительности, или теорией гравитации, предложенной Эйнштейном в 1915 году.
  2. Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна, — это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением и объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды.
  3. Чёрными дырами называют объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды на поздних стадиях коллапса.
  4. Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр — таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука; также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре.
  5.  Черные дыры, предсказанные теорией Эйнштейна, — это область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько мало, что покинуть её могут все объекты, движущиеся со скоростью света.

Ответ:

1) Выделим главную информацию в каждом предложении.

В первом предложении главную информацию можно сформулировать следующим образом: «Черные дыры были предсказаны общей теорией относительности или теорией гравитации. Во втором предложении главным является объяснение термина «черные дыры». В третьем предложении главное, что «черные дыры — это объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре».

2) Проверяем каждый из вариантов ответа.

В первом варианте ответа включена информация из первого и третьего предложений, следовательно, этот вариант не подходит.

Во втором варианте есть вся необходимая информация. «Черные дыры, предсказанные теорией гравитации Эйнштейна» — эта часть соотносится с первым предложением. Часть «это область пространства-времени с сильным гравитационным притяжением» соотносится со вторым предложением, а «объекты, приближающиеся по своим свойствам к черной дыре, например коллапсирующие звезды» — с третьим предложением. Это верный ответ.

В третий вариант ответа включена информация лишь из третьего предложения.

В четвертый вариант ответа включена вся необходимая информация. «Общая теория относительности Эйнштейна предсказала существование чёрных дыр» соотносится с первым предложением, «таких областей пространства-времени, чьё гравитационное притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже те объекты, которые движутся со скоростью звука» — со вторым, «также черными дырами являются объекты, лишь приближающиеся по своим свойствам к такой чёрной дыре» — с третьим предложением.

Пятый вариант ответа неверный, так как в него включена информация лишь из первого и второго предложений, кроме того, часть информации («гравитационное притяжение которой настолько мало») искажена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector