Отзывчивость
Содержание:
- Введение
- Воспитание отзывчивого человека
- Сочинение «Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?»
- Чёрствость: равнодушие или черта характера?
- «Безумная Евдокия»
- Сочинение Отзывчивость и равнодушие в человеке
- Как побороть малодушие в себе?
- Причины равнодушия
- Польза литературы
- Почему люди проявляют те или иные качества
Введение
К сожалению, в нашем обществе становится все больше и больше равнодушных людей. Они думают только о себе, чужие проблемы их не интересуют. Такие люди не задумываются о том, что их поступки могли бы помочь другому человеку. Равнодушные люди могут, не задумываясь, оставить ближнего в беде. Все это приводит к выводу о том, что равнодушие есть наивысшая жестокость. Оно делает из человека животное, которое привыкло жить в одиночестве, заботясь лишь о себе. Для равнодушных людей нет никаких общественных ценностей, они не знают, что такое любовь и дружба, сострадание и милосердие. Это указывает на степень нравственного разложения человека.
Равнодушные люди – самые злые люди, потому что их ничего не интересует в жизни, кроме собственного «я». Добрые и даже злые поступки относительно других людей показывают, что человек живет, а не просто существует, он умеет чувствовать и выражать свои эмоции. Равнодушие же предполагает отсутствие каких-либо чувств. Из этого следует, что равнодушие намного хуже, чем злодеяния.
Воспитание отзывчивого человека
Отзывчивость приходит с возрастом и зависит от воспитания, окружения и взаимодействия с другими людьми. Ребёнок учится сопереживанию во время игры: девочка заботится о куклах, мальчик чинит машинки
Когда дети играют вместе, важно, чтобы они делились своими игрушками, помогали друг другу, учились думать о других
На формирование отзывчивости оказывают влияние добрые сказки, которые читают родители, и мультфильмы
Малыши подражают своим любимым героям, поэтому важно, чтобы они обладали различными положительными качествами, в том числе добротой и состраданием. Но всё-таки главными примерами для ребёнка служат его родители
Папа и мама должны поддерживать друг друга и помогать во всём, а также проявлять заботу о бабушках и дедушках.
Когда ребёнок идёт в школу, он знакомится с одноклассниками и со своей первой учительницей
Очень важно, чтобы преподаватели поддерживали в классе атмосферу доброты, поддержки и уважения, проявляли к ученикам любовь и сострадание, помогали им выстраивать здоровые отношения друг с другом. Ребёнок проводит в школе много времени, там окончательно формируется и проявляется его характер
Обычно отзывчивые люди обладают рядом положительных качеств. К самым важным из них принято относить:
- доброту;
- щедрость;
- внимательность;
- вежливость и к молодым, и к старым.
Такие люди притягивают к себе, но дело не только в том, что они могут прийти на помощь. У них светлая душа и благие помыслы, они по-настоящему красивы внутри. С ними приятно общаться, им хочется соответствовать. Они подают хороший пример своим знакомым, коллегам, семье.
Сочинение «Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?»
Что такое доброта? Я считаю, что доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Что является отзывчивостью? Это положительное, духовно нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать людям, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие. Как же соотносятся доброта и отзывчивость? Я думаю, эти понятия находятся в неразрывной связи друг с другом. Доброта имеет более широкое значение, а отзывчивость является её составляющей. Без отзывчивости вряд ли человек был бы добрым, ведь эти понятия не могут существовать раздельно. На мой взгляд, человек, который обладает такими качествами, никогда не будет равнодушен к чужой боли или беде. Благодаря добрым и отзывчивым людям, общество не теряет веру в лучшее.
Во многих литературных произведениях затрагивается тема соотношения этих понятий.
Пример отзывчивости к чужой беде показан в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского». Главная героиня – Лидия Михайловна, учитель, который неравнодушен к своим воспитанникам, особенно к одному из учеников – голодающему мальчику из бедной семьи. Герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться. Он оказался совершенно один в малознакомом месте, без средств на существование. Родственники, у которых жил мальчик, были совершенно равнодушны к нему . Лидия Михайловна не может остаться в стороне, и проявить равнодушие к ребёнку, который испытывает жизненные трудности. Она, ещё совсем молоденькая учительница, хочет хоть чем-то помочь мальчишке: передаёт ему тайно посылки с едой, но он их не принимает. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Тогда Лидия Михайловна приглашает воспитанника к себе домой, якобы позаниматься французским, но на самом деле хочет накормить его. Мальчик не может этого позволить себе. Однако учительница не бросает попытки помочь ему и придумывает игру на деньги. Лидия Михайловна — очень добрый и отзывчивый человек, который не может оставаться равнодушным к чужому горю. Учительница бескорыстно помогает ребёнку выжить, не потерять себя и своего достоинства, хоть в итоге и лишается работы. Однако она ни о чем не жалеет, ведь она совершила благородный и великодушный поступок. А это является проявлением глубины и доброты души. Данное произведение заставляет лишний раз задуматься читателей о своих поступках, проанализировать свое поведение и понять, что доброта и отзывчивость – главные и необходимые качества на земле, заставляющие поверить в светлое, лучшее и прекрасное.
Приведу наглядный аргумент из другого литературного произведения. Главный герой рассказа Андрея Платонова «Юшка»– человек, который обладает огромной добротой и сердечностью. Окружающие люди не понимают и не признают бедного Юшку, издеваясь над ним и всячески унижая при удобном случае. Но герой не воспринимает эти насмешки, так как в его душе нет места ненависти и презрению. Имея страшную болезнь, он не жалуется на жизнь, а радуется каждому прожитому дню. Смысл жизни Ефима – безграничная любовь и доброта к людям, природе, миру. Он щедр и великодушен к любому живому существу. Доброту дополняет отзывчивость героя. Вот уже несколько лет, ежегодно, Юшка ходил в город, где отдавал все свои заработанные деньги на обучение девочки-сиротки. Душевное тепло и сердечная чистота героя не имеют границ. Юшка обладает настоящим душевным богатством: зная, что ему осталось недолго жить, он хотел сделать жизнь девочки лучше. Мужчина отозвался на чужую беду, тем самым проявив большую доброту и отзывчивость.
Подводя итог всему вышесказанному, ещё раз подчеркну: доброта и отзывчивость – неразрывные понятия. Эти качества присущи только искренним, благородным, щедрым людям, готовым бескорыстно помогать окружающим и жить для них.
Полезный материал по теме:
- Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость? (направление — Равнодушие и отзывчивость)
- Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
- Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?
- Как соотносятся понятия МЕСТЬ и ЗАКОН?
- Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
Чёрствость: равнодушие или черта характера?
Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души. Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).
Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.
«Безумная Евдокия»
А. Г. Алексин в своей повести «Безумная Евдокия» продемонстрировал подростковое равнодушие. Школьница Оля думает только о собственной жизни, о реализации своих способностей. Она равнодушно относится к своей подруге, не замечает то, что в нее влюблен одноклассник. Чтобы показать свое превосходство, Оля уходит искать дорогу одна. Она совершенно не думала о том, что будут чувствовать ее одноклассники, которые заметят пропажу, чем это обернется для учительницы, как на исчезновение отреагируют родители. Все это приводит к тому, что мать Оли сходит с ума, когда узнает, что ее дочь не вернулась из похода. Равнодушие девочки приводит к таким трагичным последствиям.
В данной статье, которая поможет привести аргументы к сочинению «Равнодушие – наивысшая жестокость», рассматриваются примеры равнодушия, отображенные в повести Н. В. Гоголя «Шинель», сказке Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками», рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор», рассказе Л. Н. Толстого «После бала», повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия».
Сочинение Отзывчивость и равнодушие в человеке
Жизнь прожить — не поле перейти. Много трудностей и сложностей приходится вынести каждому человеку. И кому-то удаётся сохранить человеческий облик, оставаясь при этом отзывчивым и участливым к чужим бедам, а кто-то ломается, превращается в закоренелого эгоиста, зацикленного только на своих проблемах.
Что же скрывается под этими понятиями, и какое значение имеют в целом для всего человечества и для каждого индивидуума в отдельности?
Человек может обладать различным набором качеств, но на мой взгляд, именно эти два дают главную характеристику любому из нас. Ведь именно способность отзываться на чужую беду или, напротив, нежелание жертвовать чем-то для других рисуют положительный или отрицательный облик человека. Наличие гениального ума, сверхспособностей, любви к детям и животным ещё не равно хорошему человеку. Хорошим человек становится, только научившись быть отзывчивым и сопереживать другим.
Однако, всё гораздо сложнее в жизни, чем на словах. Да, мы все понимаем, что равнодушный человек — это пустышка, эгоист, желающий жить только для себя. Мы прекрасно осознаём, что не хотели бы видеть в своём окружении таких людей
Каждому приятно, когда в нужный момент приходит помощь, кто-то жалеет, заботится, проявляет участие и внимание к его персоне! Но сами так ли мы уж отзывчивы к окружающим, всегда ли приходим на помощь попавшим в беду? Ответ очевиден — конечно нет. Но при этом абсолютно не считаем себя плохими людьми
Вообще, равнодушие присуще каждому человеку. Такова природа человеческой души: сначала свои заботы, потом — чужие. И, разумеется, безучастность считается негативным качеством. Но, я полагаю, оно имеет несколько градаций и зависит от того, насколько близок человек из окружения.
Вероятнее всего, родные и близкие люди очень редко остаются равнодушными к проблемам друг друга. Мы постараемся из кожи вон вылезти, но помочь дорогому человеку. Но, если вопрос касается людей просто знакомых или совсем посторонних, вряд ли с таким же рвением вы проявите свою человечность и добродушие. Сомнительным кажется, что нас на ”белом” континенте очень сильно будут волновать, например, тяготы жизни голодающих детей в Африке. Да, конечно, все им очень сочувствуют, но на этом всё: у нас своих забот полон рот.
Всю жизнь быть только добродушным тоже не получается. Этим качеством редко кто обладает в абсолюте. Но кажется крайне правильным желание достичь этого абсолюта. Этому нас с детства учат родители, учителя, книги. Все религии мира построены на добросердечном отношении друг к другу. На этом стоит мир. Человек — существо социальное, он не может жить один. Мы обязательно должны поддерживать нуждающихся словом, поступком, просто добрым объятием — любыми возможными способами отзываться на их боль, чтобы оставаться людьми.
Но, думается, человечество никогда не сможет изжить в себе равнодушие. В наше время эта черта столь массово проявляется, что практически стала болезнью нашего века. Повсеместно насаждается информация о том, что быть себялюбом — очень замечательно, шагать по головам — обязательное условие выживания, и подтолкнуть падающего — только ему на пользу.
Ау, люди! Остановитесь! Человечество равнодушных не сможет долго существовать, мы просто вымрем, как динозавры, по одиночке. Сгорим в пожарах, утонем в реках, умрём с голоду, поскольку всем наплевать, что там с другим происходит.
Во все времена равнодушие считали хуже ненависти и злобы. Равнодушный человек — это человек с камнем вместо сердца, в которое не может проникнуть любовь и доброта.
Как побороть малодушие в себе?
Если вы понимаете, что являетесь малодушным человеком, не стоит пускать проблему на самотек, и оставлять без внимания этот грех. Малодушие необходимо всеми силами пытаться искоренить в себе, приложить старание и проявить терпение в борьбе с ним.
Для начала необходимо понять, чего именно вы боитесь и почему, на чем основаны ваши страхи? В борьбе с малодушием могут помочь укрепление веры и каждодневные молитвы. Однако помимо этого человек должен развивать в себе качества, противоположные малодушию, пересиливать себя, стараться действовать по совести. Победить в себе это качество совсем не просто, но если вы сделаете это, то и ваша жизнь и жизнь окружающих станет намного лучше.
Причины равнодушия
Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.
Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе
Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.
Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.
Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому сознание человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на подсознании, сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.
Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.
Польза литературы
Отзывчивость все еще живет в хороших книжках, рассказах и произведениях, которые учат людей не бросать своих друзей, заставляют задуматься о жизненном смысле. В литературе много вымышленных смелых, искренних, добрых героев, способных пожертвовать собой ради других. А есть примеры персонажей, которые думают лишь о своей выгоде, богатстве и власти.
Пример отзывчивости присутствует в книге Д. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Хорошее воспитание и благосклонное отношение к людям не давало главному герою бросить своего товарища одного.
Доброта помогает душе оставаться живой. Равнодушие уничтожает все хорошее внутри, делая человека черствым и пустым.
Такого индивида уже ничего не прельщает в этой жизни. Можно с уверенностью сказать, что любой человек может творить добрые дела. Ведь несложно помочь другим. Это не требует больших денежных затрат и не отнимает много времени.
Отзывчивость может проявляться в простых поступках:
- Ученики старших классов могут помогать детям помладше делать домашние задания, объяснять важные термины, защищать от задир.
- Также взрослый школьник может проводить заблудившегося ребенка. Помочь дедушке донести вещи или сумки. А малыши могут иногда подкармливать уличных животных.
Отзывчивость начинается с отношения к питомцам. Сложно назвать человека добрым, если он равнодушен к боли и мучениям кошки. Только не стоит считать человека отзывчивым, если он помог и ждет платы за содеянное. Это хитрец, который ничего не знает о великодушии и доброте. Корыстные граждане умеют хорошо притворяться, но все равно раскрывают свою суть.
Еще с ранних лет необходимо учить детей быть внимательными и отзывчивыми. Если в обществе будет больше великодушных граждан, жизнь станет краше и лучше. Отзывчивые индивиды обладают чуткостью, поэтому никогда не давят на других и умеют принимать чужие недостатки.
Ученные давно доказали, что отзывчивость благоприятным образом влияет на человеческий организм. Такие индивиды довольно редко болеют и дольше живут. Когда человек творит хорошие дела, он реже страдает от депрессии.
Если индивид отзывчивый и добрый, в его жизни будет больше счастья и улыбок. Правильные поступки притягивают лишь положительную энергию.
Почему люди проявляют те или иные качества
Подготовка к сочинению заключается еще и в том, чтобы попробовать самим разобраться, откуда берутся у человека те или иные качества. Попытаемся проследить, как формируется равнодушное отношение.
Позицию невмешательства, равнодушия усиливают такие факторы, как:
страх перед болью – инициатива, зачастую, бывает наказуема, помощник сам может серьезно пострадать, эгоизм – не хочется жертвовать своим личным временем, силами, удобствами, страх привлечь к себе внимание – «мне что, больше всех надо?», элементарная душевная лень. Но эти факторы являются только усилителями, а формируются качества личности в результате воспитания
Но эти факторы являются только усилителями, а формируются качества личности в результате воспитания.
Важно! При написании сочинения о равнодушии и отзывчивости подойдут не только примеры из литературы, но и свои воспоминания, наблюдения. Пример воспитания равнодушия – ребенок приносит домой щенка или котенка, который замерзает в сугробе
Далеко не все родители с пониманием отнесутся к такому «подарку». Но вместо того, чтобы сказать: «Оставляй, но ты сам будешь о нем заботиться», или «Как ему холодно, но мы не можем его оставить. Давай, завтра вместе подыщем ему дом, а сегодня пусть переночует у нас в коридоре», малыш слышит: «Кого ты принес?! Отнеси туда, где взял! Не волоки в дом всякую грязь»
Пример воспитания равнодушия – ребенок приносит домой щенка или котенка, который замерзает в сугробе. Далеко не все родители с пониманием отнесутся к такому «подарку». Но вместо того, чтобы сказать: «Оставляй, но ты сам будешь о нем заботиться», или «Как ему холодно, но мы не можем его оставить. Давай, завтра вместе подыщем ему дом, а сегодня пусть переночует у нас в коридоре», малыш слышит: «Кого ты принес?! Отнеси туда, где взял! Не волоки в дом всякую грязь».
«Отнеси туда, где взял», то есть не помогай больше, это плохо, брось погибать щенка на морозе, пройди мимо, будь равнодушным. Такая грубейшая ошибка очень часто встречается у родителей.
На примере жизненных ситуаций, из литературы мы видим, какую огромную роль в воспитании отзывчивости играет пример родителей. Если на глазах у сына огромный детина обижает старика, а его смелый, сильный папа проходит мимо, отводя глаза, то сын такое поведение будет считать нормой.
Как формируется отклик на чужую беду. Отзывчивость, как и другие личностные качества, формируются в раннем детстве. Чтобы ребенок был участливым, сердечным, добрым, подобными качествами должны обладать родители.
Детей надо воспитывать на собственном примере. Не всегда нужно бросаться в огонь, но проявлять сочувствие к своим близким, незнакомым людям, животным, нужно постоянно.
О равнодушии и отзывчивости аргументы к сочинению и примеры можно брать как из литературных произведений, так и из самых обыденных ситуаций.
Книги нужно читать вместе с детьми, художественные и мультипликационные фильмы не просто просматривать, но и обсуждать, активно проявлять свое отношение к происшедшему (отзывчивость и другие хорошие качества одобрять, ставить в пример, а безучастность активно порицать).
Чаще следует практиковать чтение сказок, где герои никогда не остаются глухими к чужой беде. В сказке «Крошечка-хаврошечка» наиболее ярко показано, как вознаграждается девочка, которая помогает яблоньке и печке, где наказывается нежелание девочки помочь.
В более старшем возрасте нужно приводить примеры отзывчивости и равнодушия из литературы. Например, можно почитать повесть Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Самое главное – следует всегда поддерживать своих детей, когда они оказали, пусть даже маленькую, помощь кому-либо.