Рост человека

Чем опасен экономический рост?

Тысячи лет в человеческих обществах экономика росла примерно теми же темпами, что и население. Периодически происходили подъемы и спады, связанные с внешними условиями (урожайный год или эпидемия, мир или война), но в целом радикального роста благосостояния не происходило.

Все изменилось в ходе промышленной революции XVIII-XIX веков, с появлением массового производства. Экономика начала расти гораздо быстрее, чем население. Товары и услуги становились дешевле за счет машинного производства, люди богатели и потребляли больше.

В результате экономический рост стал восприниматься как необходимость. Сегодня считается, что обеспечивать экономический рост — одна из главных задач государства. Правительство, неспособное обеспечить рост производства и благосостояния, считают неэффективным, оно может потерять легитимность.

Однако качество экономического роста в конечном счете определяется ценой, которую общество вынуждено платить за этот рост. Например, экологи указывают, что стремление наращивать объем производства ведет к исчерпанию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды.

В связи с этим в последние годы все больше говорят о проблеме устойчивого развития — о росте качества жизни людей, который не будет ставить под угрозу природу и человечество.

Критерии внутреннего роста и личностного роста

Критерии внутреннего роста

Когда человек развивается внутри, эти критерии проявляются сами собой. Если они не проявляются, значит внутреннего роста не происходит.

1. Качества – развитие и приобретение правильных качеств в человеке:

  • смирение
  • спокойствие
  • чистота
  • дисциплина
  • честность
  • бесстрашие
  • доброжелательность

Так же как и избавление от негативных качеств:

  • гнев
  • высокомерие
  • грубость
  • эгоизм
  • лень
  • зависть

Положительные качества приносят счастье как окружающим, так и обладателю этих качеств. Отрицательные приносят страдания всем.

2. Понимание – это то, что называют мудростью. Понимание – это самостоятельное осознание границ дозволенного и недозволенного. Это значит осознавать что делать можно, а чего делать нельзя и следование этому осознанию. Понимание автоматически не дает человеку заниматься недозволенным, у него пропадает тяга к вредным привычкам и тому, что он осуждает. Если такого автоматического эффекта нет, то это не понимание, а шаблонное зазубривание.

3. Благородная деятельность – естественное желание помочь другим и сделать их счастливыми, иногда даже претерпевая какие-либо неудобства. От материальной деятельности отличается тем, что в результате благородной деятельности человек не обретает ощутимых плодов, кроме счастья. Помочь нищему, поддержать человека, поделиться знанием, погладить собаку – это образное перечисление благородной деятельности. У человека, который прогрессирует внутренне, возникает тяга к такой деятельности, несмотря ни на мнение общества, ни на трудности и неудобства.

4. Избавление от девиаций. Иными словами – это значит стать самим собой. Вести себя так, какими мы являемся, без оглядки на выгоду или мнение. Это также избавление от вредных привычек, неправильной речи и всего что доставляет нам неудобство в нас самих. Если человек однажды почувствует своё естественное состояние, когда он избавляется от всех побуждений притворятся и лицемерить – он будет счастлив. Если мы стараемся быть тем, кем мы не являемся, это не принесет никому блага, потому что это не искренне и вскоре обернется полной противоположностью. Как стремление к счастью, так и желание помочь другим, должно начинаться с осознания своей изначальной природы и своей изначальной личности.

Критерии личностного роста

Личностному росту посвящена отдельная статья.

Критерии личностного роста указывают на способность достичь больших высот, прилагая меньше усилий. Эти способности приходят как следствие развития навыков и приложение этих навыков на практики и критерии будут проявляться в виде повышения уровня жизни и больших возможностей.

1. Улучшение взаимоотношений. Когда мы развиваем свою личность, мы начинаем лучше общаться людьми. Осознанная речь, понимание другого, слушание и правильное построение диалога, позволяют строить искрение и глубокие отношения. Однако всё вышеперечисленное очень сложно имитировать и пытаться выстроить искусственно. Это всё приходит с развитием личности. Такие способности важны, если мы хотим помогать другим.

2. Возможности. Если человек действует во внешнем мире и пытается в нем развиваться – у него появляются возможности, которые многие не склонны замечать. Иногда эти возможности очевидны, иногда стоит проявить инициативу и предложить их. Реализация возможностей и потенциалов – это путь к успеху. Возможности чаще приходят в результате хороших взаимоотношений, когда вам доверяют, однако самому их найти намного сложнее.

3. Улучшение материального уровня жизни – после реализации возможностей, появляется изобилие и обеспеченность – конечная цель материальной жизни и главный ресурс для реализации других целей и планов.

4. Уважение и получение доступа к разным обществам. Культура, вежливость, развитость, эрудированность – дают человеку уважение и возможность общаться с разными людьми на равных, что также дает много возможностей. Человеку, который не обладает необходимым культурным и интеллектуальным уровнем развития, вряд ли будет место среди более развитых, не потому что кто-то глупый, а кто-то нет, а просто потому что им не о чем будет поговорить.

Какие бывают показатели экономического роста?

Следует различать как количественные, так и качественные показатели экономического роста.

Количественные показатели экономического роста

Общепринятой количественной мерой экономического роста являются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.

Динамика и темпы роста реального ВВП характеризуют общие масштабы нацио­нальной экономики, изменение ее доли в системе мирового хозяйства, но ничего не говорят о жизненном уровне населения. Показатель реального ВВП, деленный на численность населения (ВВП на душу населения) даст представление и о темпах экономического роста, и об изменении в этой связи благосостояния населения. Сведения о динамике производства в расчете на душу населения применяются для характеристики уровня жизни и его сравнения с уровнем жизни в других странах.

Кроме общих показателей экономического роста (ВВП и ВВП на душу населения) используют ряд частных показателей. Важнейший частный показатель экономического роста — производительность труда, чаше всего измеряемая как производство продукции за один час. Производительность труда в общем виде характеризуется соотношением объема произведенной продукции и затратами трудовых ресурсов.

Для характеристики экономического роста используется также показатель фондоотдачи, характеризующий производительность капитала. Фондоотдача — отношение произведенного продукта к затратам капитала.

Качественные показатели экономического роста

Кроме количественных, используются и качественные показатели экономического роста, характеризующие его социальную направленность. Это показатели динамики свободного времени населения, степени социальной защиты населения, развитости социальной инфраструктуры, роста инвестиций в человеческий капитал и пр.

Следует иметь в виду, что между темпами экономического роста и повышением его качества существуют определенные противоречия. Так, например, темпы роста окажутся выше, если будет увеличена продолжительность рабочего дня или рабочей недели. Но при этом сокращаются ресурсы свободного времени населения.

С другой стороны, скажем, улучшение условий труда требует дополнительных затрат на совершенствование эргономических характеристик рабочих мест, установку средств очистки воздуха в производственных помещениях от пыли и газа, сниже­ние чрезмерного шума и вибрации и т. д. И хотя подобные меры, как правило, способствуют определенному повышению производительности труда, однако в целом связанные с этим издержки не дают немедленной экономической отдачи и сдерживают темпы экономического роста.

ЖИВОТНЫЕ

В отличие от растений, рост которых происходит путем удлинения и разрастания в стороны, большинство развивающихся животных растут за счет увеличения размеров каждого органа или ткани. Головной мозг растет вначале быстро, но по мере того, как его клетки прекращают деление и только увеличиваются в размерах, его рост замедляется. Рост и развитие половых органов происходит в основном в период полового созревания. Хотя каждый орган следует своему собственному «расписанию», существует также механизм общего контроля, регулирующий конечные размеры тела животного. У позвоночных эту роль выполняет в основном гормон роста, вырабатываемый гипофизом. Под действием гормона роста происходит в первую очередь удлинение костей, каждая из которых прекращает рост в длину на определенной стадии развития. Связанные с костями ткани (мышцы, нервы, кровеносные сосуды, кожа) перестают расти, когда кривая роста животного достигает плато.

Описанный механизм роста свойствен животным с детерминированным, или ограниченным, ростом, в первую очередь – наземным животным: их размеры не могут перейти некий предел, за которым утрачивается способность поддерживать массу тела. У многих водных животных, напротив, рост продолжается неопределенно долго даже после наступления половой зрелости, и они достигают очень крупных размеров. Это объясняется тем, что в водной среде животные находятся как бы в состоянии невесомости и им не приходится поддерживать свое тело, а потому в процессе эволюции у них не возник механизм ограничения роста. В этом отношении рост рыб сходен с ростом многолетних растений.

Рост рыб на протяжении всей жизни происходит за счет увеличения числа функциональных единиц в их органах и тканях, т.е. в структурах, клетки которых у более высоко организованных животных перестают делиться на относительно ранней стадии жизни. Так, у рыб по мере роста добавляются новые клетки в головном мозге и новые палочки и колбочки в сетчатке глаз; возможна также дифференцировка дополнительных мышечных волокон в сердечной и скелетных мышцах. Кости у рыб растут за счет отложения на их поверхности нового материала. По мере увеличения челюстей на них вырастают как совершенно новые зубы, так и замещающие утраченные. Чешуи увеличиваются в результате добавления новых колец, а плавники удлиняются за счет формирования дополнительных сегментов на кончиках их костных лучей.

Многие животные в процессе развития претерпевают метаморфоз. При этом они получают возможность использовать на разных стадиях жизни разные местообитания и разную пищу. Например, у чешуекрылых личиночная стадия представлена листоядными гусеницами, а взрослая – бабочками, которые питаются нектаром, перелетая с цветка на цветок. На стадии куколки личиночные ткани постепенно разрушаются, а из скоплений недифференцированных клеток – т.н. имагинальных дисков – развиваются крылья и ноги. У лягушек из икры вылупляются растительноядные головастики, которые вначале обитают в воде, а затем превращаются в наземных плотоядных животных, дышащих воздухом. Хвосты и жабры головастиков резорбируются, а взамен развиваются ноги и легкие.

У некоторых животных свойственная зародышу способность к развитию сохраняется во взрослом состоянии, обеспечивая регенерацию утраченных частей тела.

РАСТЕНИЯ

В семенах растений имеется эндосперм, снабжающий зародыш питательными веществами подобно тому, как желток обеспечивает питание развивающемуся зародышу животных. Семена сосудистых растений при прорастании образуют корни и побеги.

Несмотря на значительные различия между корнями и побегами, у них много общего. И те и другие многократно ветвятся, а их растущие кончики, состоящие из недифференцированных клеток, образуют конусы нарастания (верхушечные меристемы). Многократные митотические деления в конусе нарастания постоянно поставляют новые клетки, обеспечивающие рост в длину. Непосредственно за этой зоной пролиферации находятся зоны дифференцировки и растяжения; здесь новообразованные клетки превращаются в специализированные клетки ксилемы и флоэмы – проводящих тканей растения. В процессе дифференцировки эти клетки сильно растягиваются в длину, что обеспечивает очень быстрый рост побегов (например, у бамбука). Между ксилемой и флоэмой расположен слой камбиальных клеток, за счет которых происходит утолщение стеблей и корней.

Приведенное выше описание относится в основном к деревьям и кустарникам. В отличие от них, у многих травянистых растений зона нарастания листьев находится у основания, а не на верхушке. Листья растут у них снизу, и именно поэтому газон приходится подстригать многократно. Деревья и живые изгороди тоже подстригают, чтобы придать им определенную форму, однако при этом их зоны нарастания срезаются. В результате после обрезки ветвей кусты и деревья растут гуще, потому что при повреждении верхушки побега меристемы, отдаленные от его кончика, принимают на себя функции утраченной части. До удаления верхушечной меристемы, оказывавшей на них тормозящее воздействие, эти латеральные меристемы пребывали в латентном состоянии; освободившись от торможения, они дают начало боковым ветвям.

Это явление иллюстрирует механизм, регулирующий рост растения. Верхушечная меристема вырабатывает гормональные вещества (ауксины), которые, перемещаясь вниз по стеблю, тормозят рост других меристем. Ауксины определяют также тропизмы растений, например тенденцию расти в сторону источника света. Инактивируясь на освещенной стороне стебля, они стимулируют удлинение стебля на теневой стороне, заставляя его склоняться в направлении к источнику света.

От света зависят также сроки вегетации: каждый вид растений начинает и заканчивает рост, цветет и производит семена в определенное время года. В умеренных широтах жизненные циклы растений приспособлены к колебаниям температуры и к удлинению или укорочению светового дня. Некоторым видам для цветения необходим длинный, а другим короткий день. Там, где колебания температуры и длины светового дня минимальны, прежде всего в тропиках, в координации жизненных циклов растений может участвовать чередование периодов дождей и засухи.

Однолетние растения запрограммированы на прекращение роста и отмирание в первый (и единственный) год своей жизни, а продолжение существования вида обеспечивается семенами. В отличие от них многолетние растения, в частности деревья, обладают способностью к потенциально неограниченному росту. За счет верхушечных меристем всех побегов объем тканей ежегодно увеличивается, а за счет камбия происходит рост ствола в толщину и повышается его прочность. Способность деревьев расти до тех пор, пока они живут, а жить до тех пор, пока они растут, демонстрирует пример секвойи с ее гигантскими размерами и потенциальным бессмертием.

Жизнь многолетников удается продлить с помощью вегетативного размножения. У отводков можно вызвать образование корней (иногда при помощи гормонов) и вырастить из них новые растения, обладающие теми же генетическими признаками, что и родительское растение. См. также ГОРМОНЫ РАСТЕНИЙ.

Экономический рост без развития

Экономический рост без развития может происходить, т.е. увеличение ВВП наблюдается, но большинство людей не испытывают никаких реальных улучшений в уровне жизни:

  1. Экономический рост принесет пользу лишь небольшому проценту населения. Например, если страна производит немалое количество нефти, будет увеличение ВВП. Но возможно, нефть принадлежит одной фирме, и, следовательно, не в пользу среднему рабочему классу.
  2. Коррупция. Страна может увидеть более высокий ВВП, но выгоды от роста растрачены на банковские счета политиков
  3. Проблемы окружающей среды. Производство токсичных химических веществ создаст рост реального ВВП. Без надлежащего регулирования приведет к проблемам с окружающей средой и здоровьем. Это пример того, где увеличение ведет к понижению уровня жизни.
  4. Заторы. Экономический рост может привести к автомобильному коллапсу на дорогах – люди будут тратить больше времени в пробках. ВВП может увеличиться, но население имеет низкие стандарты жизни, потому что проводит значительное время на автострадах.
  5. Производство не потребляется. Если государственная промышленность увеличивает производственный цикл, все отражается в увеличении ВВП. Тем не менее, если сбыт не налажен, никакого действительного увеличения уровня жизни не наступает.
  6. Военные расходы. Страна может увеличить ВВП за счет приумножения расходов на военные товары. Но если это происходит за счет здравоохранения и образования, то неизменно приведет к низкому уровню существования.

Виды онтогенеза

Развитие человека происходит согласно законам природы. Он развивается, закладываются органы и ткани, формируется и растет тело согласно своему графику.

Выделяют два основных вида онтогенеза: внутриутробный и постнатальный (после рождения). В свою очередь второй период делится на прямое развитие и непрямое.

Внутриутробное онтогенетическое развитие

Пренатальный период у людей длится 40 недель (280 дней). Ученые разделили его на три группы:

  1. Начальная стадия. Первая неделя после оплодотворения. Начинается слиянием двух половых клеток и заканчивается имплантацией – прикреплением оплодотворенной клетки к слизистой матки.
  2. Эмбриональный период. Длится примерно семь недель. В это время формируются все системы и органы маленького человека. Основное питание – полезные вещества, которые получает эмбрион с кровью матери.

На третьей недели формируются кровеносные сосуды, предпочка (пронефрос) и сердце. Спустя еще семь дней, появляется желудок, печень, поджелудочная, легкие, эндокринная система и зачатки ног и рук. На пятой недели у эмбриона уже есть мочевой пузырь, зачатки бронхов внутри легких, формируется прямая кишка. Через две недели интенсивно начинает расти голова, и уже можно на аппарате УЗД разглядеть маленькие пальчики, глазки и ушки.

— Плодный период. С девятой недели и до момента рождения плод растет и набирает массу. В дальнейшем все системы органов продолжают созревать и развиваться.

Постнатальная стадия онтогенеза

После рождения ребенок начинает жить отдельно от матери. Он сам дышит, ест пищу, переваривает ее и очищает свое тело. Процесс адаптации младенца к окружающей среде зависит от многих обстоятельств. На него влияют как состояние здоровья (его и матери), эмоциональный фон, так и генетическая предрасположенность, условия жизни и качество питания.

Показатели массы и роста изменяются в течение жизни. Понятие «нормы» не имеет четких границ. Показатели изменяются неравномерно, согласно генетической предрасположенности ребенка. Наибольший прирост массы и интенсивный рост происходит в первый год жизни малыша. Чаще всего дети свой вес умножают на три и вырастают в среднем на 25 – 30 сантиметров за год.

Ускоренный рост происходит в первые три года, в промежутке от пяти до семи лет и в период полового созревания (с 10 – 11 лет до 13 – 15 лет).

Девочки созреваю на год-полтора года раньше мальчиков. В подростковом возрасте прибавка в роте составляет примерно 5 – 8 сантиметров у мальчиков и сантиметров пять у девочек. Максимальная годовая прибавка в массе тела наблюдается в 13–15 лет. Вес тела молодого человека бывает нестабильный до 20–25 лет, потом вес приходит в индивидуальную норму и держится примерно на одном уровне до 45–55 лет. Эти показатели актуальны при условии, что человек следит за своим питанием и здоровьем, ведет активный образ жизни.

Онтогенез в постнатальном периоде бывает двух видов: прямое развитие и непрямое.

  • Прямое развитие. Организм ребенка внешне идентичен взрослому. У плода есть такие же руки и ноги, внутренние органы и системы. Дальнейший онтогенез связан с набором массы тела, ростом и половым созреванием. Человек – это представитель этого вида онтогенеза.
  • Непрямое онтогенетическое развитие (личиночное развитие). Формируются индивидуальные особенности и метаморфозы. Онтогенез представленного типа характерный для некоторых животных – лягушек, червей и насекомых.

Какие существуют факторы экономического роста?

Факторами экономического роста являются:

  • количество и качество природных ресурсов;
  • количество и качество трудовых ресурсов — производительность труда, образование и профессиональная подготовка;
  • объем основного капитала;
  • новые технологии.

Перечисленные факторы способствуют физическому росту производства, но также необходимо, чтобы происходило использование, или потребление, возросшего ВВП. Поэтому рост зависит также от факторов спроса (повышение уровня совокупных расходов) и факторов распределения (эффективное использование ограниченных ресурсов в различных отраслях).

Экономический рост осуществляется за счет инвестиций в производство. Следует отметить важную особенность инвестиций: в момент своего осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующие периоды — совокупное предложение, так как увеличивают объем производственных мощностей.

Для экономического роста важным фактором является научно-технический прогресс, так как он позволяет использовать имеющиеся ресурсы более эффективно и способствует повышению производительности труда.

Что означает развитие

Развитие в основном относится к прогрессу и улучшению. Это часто включает в себя рост, а также улучшение обстоятельств. Развитие — это качественная мера. Таким образом, когда что-то развивается, качество этой вещи также улучшается. Если дерево развивается, его изменения будут не только размерами — оно будет оставаться здоровым, приносить плоды и продолжать расти. То же самое относится к ребенку или компании. Таким образом, развитие относится к общим изменениям и прогрессивным изменениям вещи.

Следующие примеры помогут вам лучше понять значение этого существительного.

Сбалансированное питание и физические упражнения необходимы для развития мышц.

Президент был очень заинтересован в экономическом развитии страны.

Иллюстрации в книге показывают развитие ребенка в утробе матери.

Личное развитие является основной целью образования, а не богатства или статуса.

Утечка мозгов является самым большим препятствием на пути развития страны.

Экономическое развитие этой компании поразило многих финансовых аналитиков.

Развитие ума ребенка интересно наблюдать.

Физиология роста

Рост является одним из важных показателей нормы и патологии развития организма человека и высших позвоночных животных. Его интенсивность и особенности на каждом этапе возрастного развития определяются заложенными в генетическом аппарате клеток комплексами наследственных свойств, приобретенных в длительном процессе эволюции, а также условиями развития индивидуума, влияющими на темпы ассимиляционных и диссимиляционных процессов.

При оценке Р. как показателя уровня физического развития (см.) учитывают два его компонента — линейный и весовой, отличающиеся по темпам возрастного развития и в едином комплексе характеризующие конституцию данного человека.

Интенсивность нарастания живой массы тела и ее биохим. состав существенно изменяются в онтогенезе. Известно, что в организме ребенка в раннем возрасте (см.) наблюдается повышенное содержание внутриклеточной воды (см. Гомеостаз); его ткани содержат высокие концентрации нуклеиновых кислот и относительно низкие белков, жиров и минеральных веществ. При этом набор белков в тканях детей отличается от набора белков в тканях взрослого организма. С возрастом происходит постепенное нарастание фракций глобулинов в плазме крови, накопление коллагена и падение эластина в соединительной ткани кожи и нек-рых других органов, увеличение концентрации сократительных белков (миозина, актина и тропомиозина) в мышцах. К периоду достижения зрелости в тканях организма происходит накапливание липидов (см.). В процессе Р. в организме человека происходит постепенная минерализация костной ткани, с накоплением в ней кальция (см.) и фосфора (см.). В соответствии с динамикой роста организма меняются его требования к пище. В частности, интенсивный Р. требует обогащения рациона полноценными белками — до 2—4 г на 1 кг веса тела в сутки против 1,2 г для взрослого организма (см. Белки). Особенно высоки запросы детского организма к главным незаменимым аминокислотам (см.).

Весьма велика роль достаточного снабжения растущего организма минеральными веществами (см.), особенно солями кальция и фосфора, а также микроэлементами (см.), особенно соединениями железа и меди (для образования гемоглобина и цитохромов), цинка (для синтеза ряда ферментов промежуточного обмена и активности инсулина), кобальта (для обеспечения эритропоэза) и др.

Высока потребность растущего организма и в витаминах (см.). Общая их дозировка достигает в период раннего детства удвоенных и утроенных доз по сравнению со взрослым организмом, уже закончившим свой Р. Для оптимизации Р. необходимы витамины А, B12, Е и D. Витамин D (см. Кальциферолы) особенно важен для минерализации костной ткани и синтеза белков. Процесс кальцификации обеспечивается в организме сложным взаимодействием витамина D и двух гормонов — кальцитонина (см.) и паратиреоидного гормона (см. Паратгормон); кальцитонин совместно с витамином D стимулирует процесс минерализации костной ткани, а паратиреоидный гормон, наоборот, мобилизует выведение кальция и фосфора из глубоких зон кости.

Р. в значительной степени зависит от гормональной регуляции. Для обеспечения нормального Р

особенно важное значение имеют соматотропный гормон гипофиза (см. Соматотропный гормон), йодсодержащие гормоны щитовидной железы (см

Тироксин, Трийодтиронин), инсулин (см.) и половые гормоны (см.). Гормон роста непосредственно стимулирует активность генетического и белок-синтезирующего аппарата клетки; йодсодержащие гормоны щитовидной железы (тироксин, трийодтиронин) не только стимулируют процессы биоэнергетики с использованием освобождающейся энергии на образование макроэргических соединений, но и прямо воздействуют на генетический аппарат клетки и повышение синтеза белков.

Инсулин оказывает общее анаболическое действие на белковый, жировой и углеводный обмены и «сдерживает» катаболическое действие гормона коры надпочечников — кортизола на белковый обмен.

Половые гормоны (прежде всего тестостерон), стимулируя белковый синтез в ряде органов, сильнее всего сказываются на ускорении Р. в период полового созревания (12 —19 лет), меняя пропорции тела.

Особое и мало еще выясненное значение для регуляции роста принадлежит специфическим веществам, определяющим биохимическое взаимодействие клеток и тканей. В частности, обнаружены: фактор, стимулирующий рост нейронов (NgF), эпидермальный фактор роста (EgF), почечный фактор пролиферации и роста эритроидных клеток — эритропоэтнн (см. Эритропоэтины), специфические тканевые ингибиторы роста и деления клеток — кейлоны (см.).

Для оптимального Р. весьма важны подвижность и функциональная активность организма.

Первый период

Этот период является наиболее активным этапом роста головы и длится в течение первых семи лет жизни человека. От момента рождения и до шести месяцев практически вдвое увеличивается объем мозгового отдела черепа. К двум годам его объем утраивается, а к пятилетнему возрасту составляет три четвертых объема всего черепа. Такое соотношение сохраняется всю жизнь. Именно в этот период значительно углубляются черепные ямки, а затылочная часть головы начинает выступать. К тому же перепончатая ткань свода черепа и хрящевая ткань в затылочной кости видоизменяются и постепенно исчезают. Происходит первый (начальный этап) формирования швов костного скелета головы

Этот период является чрезвычайно важным, поскольку шов черепа предназначен не просто для скрепления костей головы между собой, а, что более важно, является местом их роста в ширину

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector