Психогигиена или как формируется личность
Содержание:
- Психогигиена и психопрофилактика
- Психогигиена — гигиена души
- Основные направления, цели и задачи дисциплин
- Психогигиена и управление эмоциями
- Свежие записи
- Лечение:
- Возникновение аутизма:
- Задачи психогигиены
- Отличительные признаки стресса
- Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
- 31 вопрос «Психогигиеническая характеристика тревожных расстройств»
- Причины депрессии:
- История
- Области практического применения
- Результат психогигиены
Психогигиена и психопрофилактика
Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. В задачи последней входит профилактика развития психических расстройств и предупреждение перехода психических заболеваний в хроническую форму.
Психопрофилактика бывает первичной, вторичной и третичной. Каждая из них имеет свои особенности:
- Первичная профилактика предполагает предупреждение развития болезней у здорового населения. Это работа с группами риска: те, кто трудятся на опасном или тяжелом производстве, люди с соматическими заболеваниями, родственники больных, люди низкого социального уровня и другие.
- Вторичная психопрофилактика подразумевает раннее выявление и устранение заболеваний, предотвращение их перехода в хроническую форму, предупреждение рецидивов.
- Третичная психопрофилактика подразумевает работу с тяжело больными людьми для предотвращения их инвалидизации, предупреждение развития осложнений.
Отдельно выделяют психопрофилактику детского и подросткового возраста, позднего возраста, семьи и сексуальной жизни.
Психогигиена — гигиена души
Что такое личная гигиена — знают, наверное, все еще с детского сада. Гигиена (от греческого — «здоровый»)- это санитарные нормы и правила, разработанные мероприятия, направленные на предупреждение соматических (телесных) заболеваний, обеспечение нормальных условий бытия, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.
Практически все цивилизованные люди обучаются личной гигиене еще с раннего детства. Все умываются, чистят зубы, моются, ухаживают за своим телом (особенно женщины), используя различные гигиенические средства.
Психогигиена направлена на предупреждение психических расстройств и укрепление эмоционально-психологического здоровья человека.
Три уровня психогигиены:
- Превентивная психогигиена направлена на предупреждение эмоционально-психологических, личностных, невротических и психотических расстройств и сохранения психосоматического здоровья отдельного индивидуума и общества в целом.Также предупредительная психологическая гигиена помогает не допустить развития как внутриличностных конфликтов, так и межличностных — предупреждение развития личностного, семейного, бытового и социального конфликтов и их последствий.
- Восстановительная (корректирующая) психогигиена направлена на психокоррекционную помощь в кризисных жизненных ситуациях и на предупреждение развития серьезных конфликтов, в фазе их зарождения.
- Терапевтическая психогигиена — это уже психологическая и психотерапевтическая помощь при обратимых расстройствах личности, развития неврозов и пограничных расстройств, и недопущения психопатологических (психотических) заболеваний.
Первый уровень превентивной психической гигиены каждый человек может делать ежедневно самостоятельно, также, как и обычную личную гигиену.
И раз в полгода/год не плохо посещать психоаналитика для психогигиенических бесед, так же, как нормальные люди, следящие за гигиеной полости рта, посещают раз в полгода стоматолога.
Второй и третий уровень — это уже посещение профессионального психолога, психотерапевта или психоаналитика.
Но чтобы не доводить себя до этого, стоит следить за своим психическим здоровьем, соблюдая ежедневную гигиену души и тела.
Основные направления, цели и задачи дисциплин
Ни для кого не секрет, что, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, люди, особенно молодые, теряются и принимают неправильные решения, которые меняют их жизнь совсем не в лучшую сторону.
Рекомендуем: Понятие осмысленности в психологии
Цель психогигиены как раз состоит в изучении факторов внешней среды, способных оказать негативное влияние на психическое здоровье человека, а также в разработке и проведении комплексных мероприятий, направленных на снижение психологической напряженности. Иными словами, выявление групп риска, целенаправленная работа с ними, функционирование кризисных центров, линий бесплатной психологической помощи являются основными инструментами этой науки.
Известный ученый А. Ребер говорил о том, что поддерживать психическое здоровье человека гораздо проще, чем лечить уже возникшее заболевание. С этой точки зрения задача любого психолога, психотерапевта на этапе беседы состоит в том, чтобы выслушать больного, оценить влияние фактора, вызвавшего проблемную ситуацию, и оказать адекватную консультационную помощь. В дальнейшем необходимо отслеживать изменение состояния пациента и корректировать лечение, принимать все меры к укреплению психического здоровья.
Психогигиена имеет несколько направлений деятельности. Одно из них, фундаментальное, занимается рассмотрением методических аспектов сохранения, укрепления психического здоровья людей. Задача прикладного направления состоит в разработке технологий применения теоретических знаний на практике с учетом профессиональных, половых, возрастных, а также прочих особенностей групп потенциальных пациентов.
Рекомендуем: Ребефинг: техника дыхания
Третье, практическое направление сосредоточено на реализации в процессе работы конкретных методик, их доработке и корректировке. На этом этапе решаются задачи укрепления психологической устойчивости человека к факторам внешней среды, повышения работоспособности, снятия внутренней напряженности.
Психопрофилактика является разделом общей профилактики. Ее основная задача состоит в предупреждении психических расстройств. Наука рассматривает три состояния, в которых может находиться пациент:
- Здоровый человек – не имеет никаких отклонений психики. Используются методы по недопущению психического заболевания.
- Находящийся в зоне риска – или уже страдает легкой формой расстройства, или есть факторы, способные спровоцировать заболевание. Применяются методы, направленные на недопущение обострения заболевания, выведения человека из состояния нестабильности.
- Имеется ярко выраженная психопатология. Основная задача – предупредить перетекание заболевания в более тяжелую форму, по возможности реабилитировать больного к повседневной жизни.
Психогигиена и управление эмоциями
Под управлением эмоциями подразумевается способность понимать, проговаривать, рационально выпускать свои эмоции, прорабатывать их и отпускать. Речь ни в коем случае не идет о подавлении эмоций, речь идет об их принятии и адекватном восприятии. Умение управлять эмоциями помогает бесконфликтно взаимодействовать с другими людьми и жить в гармонии с собой, способствует сохранению психического здоровья.
Мы приготовили общий план по развитию осознанности и навыка управления эмоциями:
- Научитесь принимать и признавать любые эмоции. Негативные чувства тоже нужны. Они указывают на наши слабости и те области жизни, которые нуждаются в коррекции. Отрицательные эмоции помогают нам расти, становиться лучше. Не стыдно злиться, обижаться, расстраиваться. Стыдно ничего с этим не делать. Любая эмоция правильная. Нужно только научиться постоянно задавать себе три вопроса: что я испытываю, почему я это испытываю, на что это указывает (что я должен изменить).
- Используйте дыхательные упражнения и медитацию, чтобы научиться контролировать свое состояние. Глубоко дышите и вспоминайте что-то приятное, только после этого переходите к анализу эмоций.
- Используйте метод «искусственной улыбки». Да, это работает: изобразите ту эмоцию, которую хотите ощутить, и вы ее ощутите.
- Научитесь выпускать негативные эмоции, например, если вы злитесь, то выплесните агрессию в аттракционе «антистресс».
Саморегуляция и управление эмоциями – это целое направление в психологии, которое при желании может освоить каждый человек. Существуют десятки эффективных методов, техник. Однако самый действенный способ – развитие эмоционального интеллекта и рефлексия. Научитесь понимать себя, чувствовать свое тело, свои желания и потребности. Эмоции – результат наших реакций, отношения к чему-то. Анализируйте, к чему вы относитесь негативно и думайте, как это исправить.
Свежие записи
- 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
- Виды деятельности студентов
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Доктор Фрейд и его учение
- Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
Лечение:
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс).
Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.
Возникновение аутизма:
ещё при рождении признаки аномального развития;
В большинстве случаев, до возраста 2 — 2 с половиной года развитие в норме, после чего появляется аутизм (теряются все «приобретения» на тот момент — языковые, общения и т. д.).
Как правило, диагноз не должен быть установлено ранее, чем через три года, потому что это рискованно, можно спутать с умственной задержкой.
Статистика показывает, что одна девочка к четырём мальчикам страдают аутизмом. Девочкам в отличие от мальчиков, характерен синдром Ретта, который является частью категории первазивных, инвазивных, глубоких расстройств развития.
Задачи психогигиены
К. Мирке видит три уровня психогигиены:
- превентивная психогигиена имеет своей целью сохранение здоровья человека и общества;
- реститутивная психогигиена пытается заблаговременно принять восстановительные и корректирующие меры в жизненных кризисах или конфликтных ситуациях;
- лечебная психогигиена берёт на себя уже существующие ограничения, чтобы исцелять их клиническими или психотерапевтическими методами.
Э. Шомбург формулирует следующие основные потребности жизни:
- любовь,
- безопасность,
- признание, утверждение, чувство успеха,
- пространство для свободной, творческой деятельности,
- опыт позитивных воспоминаний,
- самоуважение.
Психогигиена нацелена на удовлетворение этих основных потребностей.
Отличительные признаки стресса
Распознать, что человек находится в состоянии стресса, довольно просто. Главный признак — изменение поведения. Чаще всего встречаются:
•повышенная раздражительность и неадекватная реакция на малейшее затруднение;
•снижение активности и, соответственно, уменьшение количества успешно выполненных дел;
•частое желание спорить и излишняя критичность к вещам, которые раньше вполне устраивали;
•потребность в алкоголе для повышения уверенности в себе;
•постоянное уныние и жалость к себе;
•потеря контроля над ситуацией: невозможность справиться со множеством проблем, требующих одновременного и немедленного решения;
•нежелательные реакции организма, как то: учащенное сердцебиение, расстройство желудка
Основные факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
В соответствии с биопсихосоциальной моделью болезни, большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Генетические факторы определяют мозговые структуру и механизмы «инструментов» психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Именно гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:223, т. е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций /34/. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики — мозга. Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике есть предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo Sapiens, поскольку люди с отклонениями от среднестатистического «норматива» психических функций выполняют роль своеобразного природного «резервуара», за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций
3 стр., 1272 слов
Cновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу
… Объект работы: сновидения. Предмет работы: сновидения и его роль в психической жизни по З. Фрейду и К.Г. Юнгу. Цель работы: … изучение сновидения и его роли в психической жизни личности по З. Фрейду и К.Г. Юнгу. Для … кто попытался анализировать сновидения как проявление вытесненных в подсознание нежелательных факторов, был Зигмунд Фрейд. Он предполагал, что сновидения символизируют …
31 вопрос «Психогигиеническая характеристика тревожных расстройств»
Тревожное расстройство; Генерализованное тревожное расстройство — психическое расстройство, характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями. Часто сопровождается жалобами на постоянную нервозность, дрожь, мышечное напряжение, потливость, сердцебиение, головокружение и дискомфорт в районе солнечного сплетения. Часто может встречаться страх болезни или несчастного случая, распространяющийся на себя и/или на близких, а также другие разнообразные волнения и дурные предчувствия.Симптомы:
-опасения (беспокойство о будущих неудачах, ощущение волнения, трудности в сосредоточении и др.);
-моторное напряжение (суетливость, головные боли напряжения, дрожь, невозможность расслабиться);
вегетативную гиперактивность (потливость, тахикардия или тахипноэ, эпигастральный дискомфорт, головокружение, сухость во рту и пр.).Для лечения обычно назначают антидепрессанты.
Причины депрессии:
Депрессия может быть результатом драматических переживаний, например потери близкого человека, работы, общественного положения. В таких случаях речь идёт о реактивной депрессии. Она развивается как реакция на некое внешнее событие, ситуацию. Согласно некоторым теориям, депрессия иногда возникает при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы. Депрессия может явиться результатом побочного действия многих лекарств. Чаще всего такая депрессия быстро проходит самостоятельно или излечивается после отмены соответствующего препарата
История
Этот термин был введён в 1900 году немецким психиатром Робертом Зоммером (англ.)русск.(1864—1937), который основал в 1896 году психиатрическую клинику в городе Гиссене. Однако термин получил большее признание только благодаря усилиям Клиффорда Уиттингема Бирса, направленным на улучшение ситуации с психически больными: «начало современной психогигиены было закреплено в литературе с появлением книги Клиффорда У. Бирса (США) „Разум, который нашёл себя“». Книга Бирса основывалась на его собственном опыте в качестве пациента.
Основные задачи психогигиены, постулированные К. У. Бирсом и Адольфом Мейером (англ.)русск. в 1908 году, таковы:
- забота о сохранении психического здоровья, профилактика психических и нервных заболеваний и дефектных состояний;
- улучшение лечения психически больных и ухода за ними;
- разъяснение значения психических аномалий для проблем воспитания, экономической жизни, преступности и вообще человеческого поведения.
Эти задачи должны выполняться посредством социального обеспечения и взаимодействия с общественными и частными благотворительными организациями.
В 1909 году Бирс основал Национальный комитет психической гигиены, чтобы продолжать свою реформу лечения психически больных людей. В 1913 году он основал Клинику Клиффорда У. Бирса в Нью-Хейвене.
В 1924 году немецким психиатром Р. Зоммером была основана Немецкая ассоциация психогигиены. 20 сентября 1928 года в Гамбурге прошёл первый съезд Немецкой ассоциации психической гигиены.
Первый Международный конгресс по психической гигиене состоялся в мае 1930 года в Вашингтоне, округ Колумбия.
Идея психогигиены, именуемой также психической гигиеной, сыграла свою роль в гетто Терезин (Ghetto Theresienstadt) / концлагере Терезиенштадт, где венский врач и основатель экзистенциального анализа Виктор Франкл создал «Отдел психогигиены» — своего рода вмешательство в кризисных ситуациях. Большинство прибывших были неподготовлены и, следовательно, шокированы тем, с чем они столкнулись в Терезиенштадте. Франкл исходил из того, что при соответствующей помощи шансы на выживание будут выше, и попросил о сотрудничестве Регину Йонас. Её задача состояла в приёме вновь прибывших. Кроме того, в этих условиях она продолжала также свою преподавательскую и проповедническую деятельность.
Заключенный в Терезиенштадт философ Эмиль Утиц (нем.)русск. также использовал это понятие; уже 24 ноября 1942 года он сделал там доклад под названием «Гигиена души в Терезиенштадте».
Генрих Менг (нем.)русск., который в 1929 году стал одним из основателей Франкфуртского психоаналитического института (нем.)русск., после роспуска института в 1933 году по предложению швейцарского воспитательного учреждения отправился в Базель, чтобы там совершенствоваться в области педагогики и психогигиены. Уже через 4 года он стал преподавателем Базельского университета, а в 1945 году был приглашён на специально созданную для него первую в Европе кафедру психогигиены.
Здесь Менг создал в послевоенные годы научно-исследовательский центр, который посещали учёные со всего мира. При щедрой поддержке швейцарских издательств он создал научную библиотеку психогигиены. Одновременно были основаны в Швейцарии и в других странах общества психогигиены, которые посвящали себя разнообразным, преимущественно практическим задачам охраны психического здоровья.
Области практического применения
В настоящее время почти все медицинские направления применяют психогигиенические методы обследования пациентов, испытывающих дезадаптацию. Врач любой специальности должен владеть навыками работы с пациентами в предкризисных и кризисных ситуациях. Выделяют следующие разделы психогигиены и области их практического применения:
Психогигиена личности – уделяет особое внимание детям, пожилым людям, направлена на преодоление периодических кризисов. Затрагивает вопросы воспитания, режимов отдыха, питания, обучения
Бытовая – занимается вопросами предупреждения алкоголизма и наркомании. Психогигиена труда направлена на разработку комплекса мер, обеспечивающих профпригодность, предупреждение конфликтов внутри трудовых коллективов, профилактику переутомления в ходе выполнения монотонных операций. Психогигиена семьи – одно из важных направлений, посвященных формированию внутри группы близких родственников доверительных и гармоничных отношений.. https://www.youtube.com/embed/sycFgDw9mF4
Особое место в психогигиене семьи и личности занимает вопрос, посвященный беременности, родам, кормлению новорожденных грудью, правильному воспитанию детей младшего возраста.
Постоянная, целенаправленная работа, проводимая медицинскими учреждениями, позволила значительно повысить психологическое благополучие женщин предродового и послеродового периодов, снизить количество выкидышей вследствие неправильного режима дня и повышенных психологических нагрузок. Проведение для медицинского персонала обучающих семинаров повысило эффективность и своевременность диагностики психопатологий в этой группе пациентов.
Рекомендуем: Все про психические процессы
Работа, связанная с большим умственным напряжением, опасностью или требующая повышенного внимания к мелочам, может привести к переутомлению и фатальным ошибкам, а как следствие – к повышенному травматизму.
Задача психопрофилактики производственной деятельности состоит в выработке мероприятий, способных нивелировать влияние человеческого фактора, сформировать такое отношение к трудовому процессу, которое поможет избежать возникновения кризисных ситуаций. К мерам профилактики можно отнести следующие: изучение условий труда, заболеваемости сотрудников опасных производств, плановое ведение профилактических работ, контроль соблюдения техники безопасности и борьбу с вредными привычками сотрудников.
Психопрофилактика детей и подростков уделяет особое внимание переходным этапам, сопровождающим возрастное развитие. Кризис детей трех лет обусловливается пробуждением детского самосознания, желанием самому выполнять определенные действия. В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума
Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях
В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума. Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.
Рекомендуем: Пубертатный период — это
Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой, они направлены на укрепление психического здоровья не только отдельной личности, но и социальных групп. Задача обеих наук – показать человеку, насколько ценно саморазвитие, какие существуют приемы самопомощи в кризисных ситуациях.
Результат психогигиены
Как мы уже говорили, информирование и просвещение – основные средства психогигиены. Поэтому ее результатом считают психогигиеническую компетентность людей. Она состоит из следующих элементов:
- Убеждения на оздоровление и сохранение здоровья, отношение к здоровью как к высшей ценности, мотивация вести здоровый образ жизни.
- Знания, умения и навыки, помогающие справляться со стрессогенными факторами и минимизировать влияние психотравм.
- Ориентация на саморазвитие, изучение и раскрытие личного потенциала, обучение самоконтролю и саморегуляции.
- Практические действия, нацеленные на оздоровление, развитие саногенного мышления, коррекцию образа жизни.